Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 25 июля 2014 года №181
О публичных финансах и бюджетно-налоговой ответственности
(В редакции Законов Республики Молдова от 14.05.2015 г. №89, 29.12.2015 г. №242, 17.06.2016 г. №138, 09.12.2016 г. №267, 15.12.2017 г. №274)
В целях обеспечения устойчивого развития публичных финансов, укрепления бюджетно-налоговой дисциплины и обеспечения эффективного и прозрачного управления публичными финансовыми ресурсами настоящий закон принимается на основании положений статьи 106-1 Конституции путем принятия на себя Правительством ответственности перед Парламентом.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет закона
(1) Настоящий закон определяет общие правовые основы в области публичных финансов, в частности:
а) устанавливает бюджетно-налоговые принципы и правила;
b) определяет компоненты национального публичного бюджета и регулирует межбюджетные отношения;
c) регламентирует бюджетный календарь и общие процедуры бюджетного процесса;
d) разграничивает компетенции и ответственности в области публичных финансов.
(2) Законодательные акты, регулирующие определенные отрасли и/или деятельность отдельных бюджетных органов/бюджетных учреждений, не будут содержать положения, касающиеся подготовки, утверждения и исполнения бюджетов и других процедур, связанных с бюджетным процессом, которые являются исключительно предметом настоящего закона.
Статья 2. Сфера применения
Положения настоящего закона применяются при подготовке, утверждении, исполнении, отчетности и контроле бюджетов и фондов (далее – бюджеты) – компонентов национального публичного бюджета, а также в обеспечении финансового мониторинга деятельности публичных органов/учреждений на самоуправлении, государственных/муниципальных предприятий и коммерческих обществ с полностью или преимущественно публичным капиталом.
Статья 3. Основные понятия
В целях настоящего закона определяются следующие основные понятия:
администратор бюджета – бюджетный орган/бюджетное учреждение, наделенные правом управления одним из бюджетов–компонентов национального публичного бюджета в соответствии с компетенциями и ответственностями, предусмотренными настоящим законом;
администратор доходов – бюджетный орган/бюджетное учреждение, наделенные правом сбора/возврата, учета и контроля поступлений в бюджеты–компоненты национального публичного бюджета и ответственные за правильность их исчисления и взимания;
бюджетное ассигнование – сумма финансовых средств, утвержденная в бюджетах для исполнения бюджетных обязательств;
обязательство – платежное обязательство, принятое администратором бюджета и/или иным бюджетным органом/учреждением в соответствии с законодательством;
бюджетный орган/бюджетное учреждение – субъект публичного права, согласно учредительным документам финансируемый из бюджетов–компонентов национального публичного бюджета;
публичный орган/публичное учреждение на самоуправлении – субъект публичного права, согласно нормативному акту, которым он создан, осуществляющий некоммерческую (неприбыльную) деятельность и действующий на основе принципов самоуправления;
бюджет – совокупность доходов, расходов и источников финансирования, предназначенных для реализации функций центральных и местных публичных властей;
бюджет государственного социального страхования – cовокупность доходов, расходов и источников финансирования, предназначенных для реализации функций государственной системы социального страхования и управления ею;
бюджет бюджетного органа/учреждения – совокупность ресурсов и расходов, предназначенных для осуществления деятельности и уставных обязанностей бюджетного органа/учреждения;
государственный бюджет – совокупность доходов, расходов и источников финансирования, предназначенных для реализации функций центральных публичных властей, за исключением функций, относящихся к системе государственного социального страхования и системе обязательного медицинского страхования, а также для установления отношений с другими бюджетами;
национальный публичный бюджет – свод бюджетов, сформированных в рамках бюджетной системы, без учета межбюджетных трансфертов;
местные бюджеты – совокупность доходов, расходов и источников финансирования, предназначенных для реализации функций органов местного публичного управления всех уровней;
бюджетный прогноз на среднесрочный период – документ, посредством которого устанавливаются задачи бюджетно-налоговой политики и определяется прогноз ресурсов и расходов национального публичного бюджета и его компонентов в трехлетней перспективе;
бюджетный календарь – план мероприятий бюджетного процесса, в котором установлены сроки их реализации и ответственные органы;
расходы бюджета – совокупность выплат, утвержденных в бюджете/осуществляемых из бюджета, за исключением платежей, относящихся к операциям с финансовыми активами и обязательствами бюджета;
бюджетная классификация – унифицированная система кодов, группирующая и систематизирующая бюджетные показатели согласно определенным критериям для обеспечения сопоставимости, а также методологические нормы их применения;
единый казначейский счет – открытый в системе бухгалтерского учета Национального банка Молдовы расчетный счет Министерства финансов, средства которого могут размещаться на одном или нескольких банковских счетах, рассматриваемых как единое целое, предназначенный для управления средствами бюджетов–компонентов национального публичного бюджета;
временный кассовый разрыв – прогнозируемая в определенный период бюджетного года недостаточность денежных средств, необходимых для осуществления платежей из бюджетов–компонентов национального публичного бюджета;
ежегодное бюджетное решение – правовой акт местного совета, которым утверждается местный бюджет и устанавливаются специальные положения о местном бюджете на соответствующий бюджетный год;
публичные финансы – совокупность экономических отношений, связанных с формированием и администрированием ресурсов бюджетов –компонентов национального публичного бюджета, государственного долга, долга административно-территориальных единиц и других публичных активов;
фонды обязательного медицинского страхования – совокупность доходов, расходов и источников финансирования, предназначенных для реализации функций системы обязательного медицинского страхования и управления ею;
финансовое инспектирование – мера контроля на основе принципов прозрачности и законности, которая устанавливает, если финансово-экономическая деятельность, операции и сделки осуществляются в соответствии с нормативными актами;
ежегодный бюджетный закон – законодательный акт, которым утверждаются, по случаю, государственный бюджет, бюджет государственного социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования и который устанавливает специальные положения о данных бюджетах на соответствующий бюджетный год;
финансовый мониторинг – процесс отбора, обработки и анализа показателей финансово-экономической деятельности публичных органов/учреждений на самоуправлении, государственных/муниципальных предприятий и коммерческих обществ с полностью или преимущественно публичным капиталом;
результаты или результативность – достигнутый вследствие внедрения программ результат деятельности бюджетного органа/учреждения, выраженный в социально-экономических или иного рода последствиях, в объеме предоставленных услуг или в эффективности использования бюджетных ресурсов;
план счетов бухгалтерского учета – систематизированная номенклатура кодов бухгалтерских счетов в бюджетной системе и методологические нормы их применения;
бюджетно-налоговая политика – комплекс мер, связанных с формированием, управлением и использованием бюджетных ресурсов для реализации приоритетов экономических и социальных политик;
бюджетный процесс – последовательность действий по разработке, рассмотрению, утверждению, исполнению и отчетности бюджетов;
проект, финансируемый из внешних источников, – комплекс мероприятий, финансируемых за счет грантов и/или займов, предоставленных Правительству и/или центральным и/или местным публичным властям международными организациями и другими внешними донорами для достижения одной общей и/или нескольких специфических целей;
межбюджетные отношения – финансовые отношения, устанавливаемые между компонентами национального публичного бюджета путем необусловленного или обусловленного выделения финансовых средств в абсолютном выражении;
распределение бюджета – процесс детализации бюджетных ассигнований, утвержденных ежегодным бюджетным законом/решением, согласно бюджетной классификации;
бюджетно-налоговая ответственность – форма осуществления установленных законом функций и компетенций в процессе управления публичными финансами, предполагающая, что бюджетно-налоговая политика и бюджеты разрабатываются, утверждаются, исполняются и отчетность по ним осуществляется с соблюдением принципов и правил, установленных настоящим законом, а также в соответствии с иными предусмотренными законодательством нормами;
бюджетные ресурсы – совокупность доходов и источников финансирования бюджета;
бюджетная система – система регулируемых законом бюджетов, состоящая из государственного бюджета, бюджета государственного социального страхования, фондов обязательного медицинского страхования и местных бюджетов;
казначейская система – система учета и мониторинга, посредством которой обеспечивается, на основании бюджетной классификации и плана счетов бухгалтерского учета, кассовое исполнение поступлений в бюджеты – компоненты национального публичного бюджета, а также платежей государственного и местных бюджетов;
бюджетное сальдо – разность доходов и расходов бюджета. Отрицательное сальдо бюджета представляет дефицит, положительное сальдо – профицит, а нулевое сальдо – бюджетное равновесие;
первичное бюджетное сальдо – разность доходов и расходов бюджета без учета расходов на процентные платежи по государственному долгу/долгу административно-территориальных единиц;
остаток на счете – сумма денежных средств, числящаяся на счетах бюджетов;
отраслевая стратегия расходов – документ, определяющий цели и приоритеты отраслевой политики, согласованные с прогнозируемым/планируемым объемом бюджетных ресурсов на среднесрочный период, предусматривающий распределение ресурсов по программам в рамках отрасли;
источники финансирования – совокупность финансовых средств, относящихся к операциям с финансовыми активами и обязательствами бюджета;
доходы бюджета – финансовые средства, утвержденные к поступлению/поступающие в бюджет, за исключением средств, относящихся к операциям с финансовыми активами и обязательствами бюджета.
(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 29.12.2015 г. №242)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Публичные финансы
(1) Публичные финансы включают в себя совокупность финансовых ресурсов, накапливаемых от лица государства и распределяемых государством для выполнения его функций и задач.
(2) По уровням управления публичные финансы подразделяются на финансы, управляемые Правительством, и финансы, управляемые органами местного публичного управления.
(3) Центральные и местные органы публичной власти обеспечивают управление публичными финансами в соответствии с принципами надлежащего управления, установленными Законом о государственном внутреннем финансовом контроле.
Глава II. Принципы, правила и ответственность
Раздел 1. Бюджетные принципы
Статья 5. Принцип годичности
Бюджеты утверждаются на один бюджетный год.
Статья 6. Принцип единой валюты
Все операции по бюджетным поступлениям и платежам выражаются в национальной валюте.
Статья 7. Принцип единства
(1) Все ресурсы и расходы бюджетных органов/учреждений отражаются и производятся исключительно в бюджете/из бюджета, из которого они финансируются.
(2) Ресурсы и расходы бюджетов, сформированных в рамках бюджетной системы, сводятся в национальный публичный бюджет.
Статья 8. Принцип универсальности
(1) Все ресурсы и расходы бюджета отражаются в бюджете валовой суммой.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 5 января 2018 года