Дата обновления БД:
19.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
72 / 276
Всего документов в БД:
133027
СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И И.О. МИНИСТРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 31 декабря 2015 года №719, 31 декабря 2015 года №843
Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов по проверкам за системой образования
В соответствии с пунктом 3 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЕМ:
1) критерии оценки степени риска за системой образования, согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) проверочный лист в сфере государственного контроля за системой образования в отношении организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу;
3) проверочный лист в сфере государственного контроля за системой образования в отношении организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального образования согласно приложению 3 к настоящему совместному приказу;
4) проверочный лист в сфере государственного контроля за системой образования в отношении организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы основного среднего образования согласно приложению 4 к настоящему совместному приказу;
5) проверочный лист в сфере государственного контроля за системой образования в отношении организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы общего среднего образования согласно приложению 5 к настоящему совместному приказу;
6) проверочный лист в сфере государственного контроля за системой образования в отношении организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования согласно приложению 6 к настоящему совместному приказу;
7) проверочный лист в сфере государственного контроля за системой образования в отношении организаций образования, реализующих образовательные программы послесреднего образования согласно приложению 7 к настоящему совместному приказу;
8) проверочный лист в сфере государственного контроля за системой образования в отношении организаций образования, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского образования согласно приложению 8 к настоящему совместному приказу;
9) проверочный лист в сфере государственного контроля за системой образования в отношении органов управления образованием согласно приложению 9 к настоящему совместному приказу;
10) проверочный лист в сфере государственного контроля за системой образования в отношении организаций образования, реализующих образовательные программы организаций дополнительного образования для детей согласно приложению 10 к настоящему совместному приказу.
2. Признать утратившим силу совместный приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 июля 2015 года №479 и исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2015 года №583 "Об утверждении критериев оценки степени риска и форм проверочных листов по проверкам за системой образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №11994, опубликованный в информационно-правовой системе "Аділет" 29 сентября 2015 года).
3. Комитету по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (Нюсупов С.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование;
3) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Балыкбаева Т.
5. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан 31 декабря 2015 год |
_____________ Балыкбаев Т. |
Исполняющий обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан 31 декабря 2015 год |
_____________ Кусаинов М. |
Согласован Председателем Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан 30 декабря 2015 год |
_______________ Айтпаева С. |
Приложение 1
к совместному Приказу исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан и исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года №719, 31 декабря 2015 года №843
Критерии оценки степени риска за системой образования
1. Критерии оценки степени риска за системой образования (далее - Критерии) разработаны для отбора проверяемых субъектов (объектов) с целью проведения проверок за системой образования.
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) риск - вероятность снижения качества предоставляемых образовательных услуг и причинения вреда законным интересам физических и юридических лиц, государства в результате деятельности проверяемого субъекта (объекта);
2) система оценки рисков - комплекс мероприятий, проводимый органом контроля и надзора, с целью назначения и проведения проверок;
3) критерии оценки степени риска - совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью проверяемого субъекта (объекта), особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести проверяемых субъектов к различным степеням риска;
4) объективные критерии оценки степени риска (далее - объективные критерии) - критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного проверяемого субъекта (объекта);
5) субъективные критерии оценки степени риска (далее - субъективные критерии) - критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта);
6) проверяемые субъекты - физические лица, юридические лица, в том числе государственные органы, за деятельностью которых осуществляется контроль;
7) проверяемые объекты - имущество, находящееся на праве собственности или ином законном основании у проверяемого субъекта, подлежащее контролю;
8) грубые нарушения - нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере образования, влекущие или подтверждающие снижение качества образовательного процесса; по соответствию качественного состава педагогов; неоднократно подтвержденные при проведении внеплановых проверок по жалобам и обращениям физических и юридических лиц;
9) значительные нарушения - нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере образования, в части создания условий для ведения образовательного процесса; однократно подтвержденные при проведении внеплановой проверки по жалобам и обращениям физических и юридических лиц;
10) незначительные нарушения - нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере образования, в части организации учебно-воспитательного процесса;
11) период оценки - определенный временной период, за который проводится оценки рисков по субъективным критериям на основании отчетных данных, результатов мониторинга автоматизированных информационных систем и других источников информации.
3. Критерии формируются посредством объективных и субъективных критериев.
4. Проверяемые субъекты (объекты) распределяются по степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой степени) с учетом одного из следующих объективных критериев:
1) к группе высокого риска относятся проверяемые субъекты (объекты), образовательная деятельность которых ведется в соответствии с государственными стандартами образования.
К ним относятся следующие проверяемые субъекты:
организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения;
организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального образования;
организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы основного среднего образования;
организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы общего среднего образования;
организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального образования;
организации образования, реализующие образовательные программы послесреднего образования;
организации образования, реализующие образовательные программы высшего и послевузовского образования.
В отношении проверяемых субъектов (объектов), отнесенных к высокой степени риска применяются выборочные, внеплановые проверки и иные формы контроля.
2) к группе, не отнесенной к высокой степени риска, относятся проверяемые субъекты (объекты), ведущие дополнительную образовательную деятельность или осуществляющие управление образованием.
В отношении проверяемых субъектов (объектов), не отнесенных к высокой степени риска, применяются внеплановые проверки и иные формы контроля.
5. В отношении проверяемых субъектов (объектов), отнесенных по объективным критериям к высокой степени риска, применяются субъективные критерии.
6. Для определения субъективных критериев применяются следующие информационные источники:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, в том числе посредством автоматизированных информационных систем;
2) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений;
3) результаты иных форм контроля;
4) сведения государственных органов, средств массовой информации.
7. Субъективные критерии определяются в соответствии с приложением к настоящим Критериям.
8. Оценка субъективных критериев деятельности организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования осуществляется в соответствии с приложением к настоящим Критериям.
9. При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта).
10. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации определяются субъективные критерии, которые соответствуют степени нарушения - грубое, значительное и незначительное.
11. Для отнесения проверяемого субъекта к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
При выявлении одного грубого нарушения, проверяемому субъекту приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится выборочная проверка. В случае, если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
12. По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) относится:
1) к высокой степени риска - при показателе степени риска от 60 до 100 включительно и в отношении него проводится выборочная проверка;
2) не отнесенной к высокой степени риска - при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него не проводится выборочная проверка.
13. Кратность проведения выборочной проверки определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям и не может быть чаще одного раза в год.
14. Выборочные проверки проводятся на основании списков формируемых на полугодия по результатам проводимого анализа и оценки.
15. Для организаций, осуществляющих образовательную деятельность период оценки, используемый в Критериях - 1 раз в год.
16. Списки выборочных проверок утверждаются первым руководителем государственного органа и направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего отчетного периода.
17. Списки выборочных проверок составляются с учетом:
1) приоритетности проверяемых субъектов (объектов) с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям;
2) нагрузки на должностных лиц, осуществляющих проверки, государственного органа.
Приложение
к Критериям оценки степени риска за системой образования
Субъективные критерии
Критерии |
Степень нарушения |
Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, в том числе посредством автоматизированных информационных систем | |
Для деятельности организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения | |
1. Не представление отчетности в сфере образования |
значительное |
2. Не соблюдение требований государственного общеобязательного стандарта образования и типовых учебных планов по объему предусмотренной учебной нагрузки |
грубое |
3. Отсутствие учебно-методической литературы |
незначительное |
4. Отсутствие спортивного, музыкального залов и отдельных игровых комнат в детских садах |
значительное |
5. Наличие педагогов, не имеющих специального педагогического или профессионального образования по соответствующему профилю или занимаемой должности |
грубое |
6. Нарушение педагогическими работниками сроков повышения квалификации |
незначительное |
7. Превышение норм наполняемости детей в группах |
незначительное |
Субъективные критерии деятельности организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального образования | |
8. Не представление отчетности в сфере образования |
значительное |
9. Отсутствие учредительных документов организации образования, в том числе несоответствие содержания Устава организаций образования требованиям законодательства об образовании |
значительное |
10. Несвоевременное прохождение аттестации руководителем организации образования |
незначительное |
11. Несоблюдение сроков прохождения аттестации педагогическими работниками организации образования |
незначительное |
12. Отсутствие повышения квалификации руководящих кадров, педагогических работников организаций образования не реже одного раза в пять лет |
незначительное |
13. Отсутствие учителей с высшей и первой квалификационными категориями |
грубое |
14. Наличие факта допуска к работе в организации образования лиц, не имеющих специального педагогического или профессионального образования по соответствующему профилю или занимаемой должности |
грубое |
15. Наличие факта допуска к работе в организации образования лиц, которым педагогическая деятельность запрещена приговором суда или медицинским заключением, а также имеющих судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке |
грубое |
16. Наличие предметов типового учебного плана, которые не преподаются из-за отсутствия специалистов |
грубое |
17. Наличие учащихся, не обеспеченных учебной литературой, в том числе по языкам обучения, на полный период обучения в соответствии с типовыми учебными планами |
значительное |
18. Отсутствие медицинского обслуживания обучающихся |
значительное |
19. Отсутствие объекта питания для обучающихся, либо функционирование объекта питания для обучающихся при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта питания санитарным правилам и нормам |
значительное |
20. Отсутствие компьютеров, используемых в учебном процессе |
значительное |
21. Отсутствие компьютеров, подключенных к сети Интернет |
значительное |
22. Отсутствие интерактивных досок |
значительное |
23. Отсутствие библиотеки |
значительное |
24. Отсутствие спортивного зала |
значительное |
25. Отсутствие стандартного спортивного оборудования в спортивном зале |
значительное |
26. Несоблюдение порядка комплектования классов, в том числе нарушение норм наполняемости в классе |
незначительное |
27. Наличие первых или выпускных классов, совмещенных с другими классами |
значительное |
28. Наличие трехсменного обучения в школе |
значительное |
29. Низкий уровень освоения обучающимися обязательного (базового) уровня среднего образования и объема учебной нагрузки (по результатам текущего контроля) |
грубое |
30. Наличие учащихся 1-ых классов, оставленных на повторный год обучения, без рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации |
грубое |
31. Наличие второгодников |
грубое |
Субъективные критерии деятельности организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы основного среднего образования | |
32. Не представление отчетности в сфере образования |
значительное |
33. Отсутствие учредительных документов организации образования, в том числе несоответствие содержания Устава организаций образования требованиям законодательства об образовании |
значительное |
34. Несвоевременное прохождение аттестации руководителем организации образования |
незначительное |
35. Несоблюдение сроков прохождения аттестации педагогическими работниками организации образования |
незначительное |
36. Отсутствие повышения квалификации руководящих кадров, педагогических работников организаций образования не реже одного раза в пять лет |
незначительное |
37. Отсутствие учителей с высшей и первой квалификационными категориями |
грубое |
38. Наличие факта допуска к работе в организации образования лиц, не имеющих специального педагогического или профессионального образования по соответствующему профилю или занимаемой должности |
грубое |
39. Наличие факта допуска к работе в организации образования лиц, которым педагогическая деятельность запрещена приговором суда или медицинским заключением, а также имеющих судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке |
грубое |
40. Наличие предметов типового учебного плана, которые не преподаются из-за отсутствия специалистов |
грубое |
41. Наличие учащихся, не обеспеченных учебной литературой, в том числе по языкам обучения, на полный период обучения в соответствии с типовыми учебными планами |
значительное |
42. Отсутствие медицинского обслуживания обучающихся |
значительное |
43. Отсутствие объекта питания для обучающихся, либо функционирование объекта питания для обучающихся при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта питания санитарным правилам и нормам |
значительное |
44. Отсутствие кабинета физики |
значительное |
45. Отсутствие кабинета химии |
значительное |
46. Отсутствие кабинета биологии |
значительное |
47. Углубленное изучение предметов (химия, биология, физика, языки) при отсутствии специализированного кабинета |
значительное |
48. Отсутствие лингафонно-мультимедийного кабинета |
значительное |
49. Отсутствие интерактивных досок |
значительное |
50. Отсутствие кабинета информатики |
значительное |
51. Отсутствие компьютеров, используемых в учебном процессе |
значительное |
52. Отсутствие компьютеров, подключенных к сети Интернет |
значительное |
53. Отсутствие учебных мастерских |
значительное |
54. Отсутствие спортивного зала |
значительное |
55. Отсутствие стандартного спортивного оборудования в спортивном зале |
значительное |
56. Отсутствие библиотеки |
значительное |
57. Несоблюдение порядка комплектования классов, в том числе нарушение норм наполняемости в классе |
незначительное |
58. Наличие выпускных классов, совмещенных с другими классами |
значительное |
59. Наличие трехсменного обучения в школе |
значительное |
60. Низкий уровень освоения обучающимися обязательного (базового) уровня среднего образования и объема учебной нагрузки (по результатам текущего контроля) |
грубое |
61. По результатам итоговой аттестации доля обучающихся 9-го класса, не подтвердивших получение свидетельства об окончании основной школы с отличием, более 50 % |
значительное |
62. Наличие второгодников |
грубое |
63. Наличие обучающихся, получивших 0 баллов по предметам внешней оценки учебных достижений (ВОУД) |
грубое |
64. Наличие обучающихся, набравших менее 50 % правильных ответов от общего количества вопросов ВОУД |
грубое |
65. Наличие выпускников, трудоустроенных на работу после 9-го класса |
значительное |
66. Наличие выпускников 9-го класса, не трудоустроенных и не продолживших обучение в 10-ом классе в организациях, дающих среднее образование |
значительное |
Субъективные критерии деятельности организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы общего среднего образования | |
67. Не представление отчетности в сфере образования |
значительное |
68. Отсутствие учредительных документов организации образования, в том числе несоответствие содержания Устава организаций образования требованиям законодательства об образовании |
значительное |
69. Несвоевременное прохождение аттестации руководителем организации образования |
незначительное |
70. Несоблюдение сроков прохождения аттестации педагогическими работниками организации образования |
незначительное |
71. Отсутствие повышения квалификации руководящих кадров, педагогических работников организаций образования не реже одного раза в пять лет |
незначительное |
72. Отсутствие учителей с высшей и первой квалификационными категориями |
грубое |
73. Наличие факта допуска к работе в организации образования лиц, не имеющих специального педагогического или профессионального образования по соответствующему профилю или занимаемой должности |
грубое |
74. Наличие факта допуска к работе в организации образования лиц, которым педагогическая деятельность запрещена приговором суда или медицинским заключением, а также имеющих судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке |
грубое |
75. Наличие предметов типового учебного плана, которые не преподаются из-за отсутствия специалистов |
грубое |
76. Наличие учащихся, не обеспеченных учебной литературой, в том числе по языкам обучения, на полный период обучения в соответствии с типовыми учебными планами |
значительное |
77. Отсутствие медицинского обслуживания обучающихся |
значительное |
78. Отсутствие объекта питания для обучающихся, либо функционирование объекта питания для обучающихся при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта питания санитарным правилам и нормам |
значительное |
79. Отсутствие кабинета физики |
значительное |
80. Отсутствие кабинета химии |
значительное |
81. Отсутствие кабинета биологии |
значительное |
82. Углубленное изучение предметов (химия, биология, физика, языки) при отсутствии специализированного кабинета |
значительное |
83. Отсутствие лингафонно-мультимедийного кабинета |
значительное |
84. Отсутствие интерактивных досок |
значительное |
85. Отсутствие кабинета информатики |
значительное |
86. Отсутствие компьютеров, используемых в учебном процессе |
значительное |
87. Отсутствие компьютеров, подключенных к сети Интернет |
значительное |
88. Отсутствие учебных мастерских |
значительное |
89. Отсутствие спортивного зала |
значительное |
90. Отсутствие стандартного спортивного оборудования в спортивном зале |
значительное |
91. Отсутствие библиотеки |
значительное |
92. Наличие трехсменного обучения в школе |
значительное |
93. Несоблюдение порядка комплектования классов, в том числе нарушение норм наполняемости в классе |
незначительное |
94. Наличие выпускных классов, совмещенных с другими классами |
значительное |
95. Низкий уровень освоения обучающимися обязательного (базового) уровня среднего образования и объема учебной нагрузки (по результатам текущего контроля) |
грубое |
96. Наличие второгодников |
грубое |
97. Наличие выпускников 11 класса, получивших справку соответствующего образца (с записью "прослушал"), по итогам завершения учебного года |
грубое |
98. Наличие выпускников, получивших неудовлетворительные оценки по предметам единого национального тестирования (ЕНТ) |
грубое |
99. Процент участия выпускников в ЕНТ ниже среднего по району (городу республиканского значения), по области, по республике, в предыдущем учебном году |
значительное |
100. Доля выпускников, не преодолевших пороговый уровень по итогам ЕНТ для поступления в высшие учебные заведения (за исключением в национальные вузы), более 50 % |
грубое |
101. Доля претендентов, по итогам ЕНТ не подтвердивших получение аттестата с отличием, более 50 % |
незначительное |
102. Доля претендентов, по итогам ЕНТ не подтвердивших получение знака "Алтын белгі", более 50 % |
незначительное |
Субъективные критерии деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования | |
103. Не представление отчетности в сфере образования |
значительное |
104. Нарушение педагогическими работниками сроков прохождения аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки |
незначительное |
105. Отсутствие преподавателей с высшей и первой квалификационными категориями и (или) магистров |
грубое |
106. Наличие педагогов, не имеющих специального педагогического или профессионального образования по соответствующему профилю или занимаемой должности |
грубое |
107. Не обеспечение инженерно-педагогическими кадрами в соответствии с преподаваемыми дисциплинами |
грубое |
108. Несоответствие количества педагогических работников перечню должностей педагогических работников типовым штатам работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц |
незначительное |
109. Наличие обучающихся, не обеспеченных учебной литературой, в том числе по языкам обучения, на полный период обучения, учебно-методическими комплексами и цифровыми образовательными ресурсами в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования и типовыми учебными планами |
значительное |
110. Отсутствие компьютеров, используемых в учебном процессе |
значительное |
111. Отсутствие компьютеров, подключенных к сети Интернет |
значительное |
112. Отсутствие кабинетов общеобразовательных дисциплин |
значительное |
113. Отсутствие кабинетов специальных дисциплин с учетом подготавливаемой квалификации в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования |
значительное |
114. Отсутствие необходимых лабораторий в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования подготавливаемых специальностей (квалификаций) |
значительное |
115. Отсутствие необходимых мастерских в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования подготавливаемых специальностей (квалификаций) |
значительное |
116. Отсутствие необходимых учебных полигонов в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования подготавливаемых специальностей (квалификаций) |
значительное |
117. Отсутствие необходимых учебных хозяйств в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования подготавливаемых специальностей (квалификаций) |
значительное |
118. Отсутствие спортивного зала |
значительное |
119. Отсутствие договоров с организациями, определенными в качестве баз практики |
значительное |
120. Отсутствие медицинского обслуживания обучающихся |
значительное |
121. Отсутствие объекта питания для обучающихся, либо функционирование объекта питания для обучающихся при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта питания санитарным правилам и нормам |
значительное |
122. Нарушение при создании отделений в организации (кроме организаций образования Министерства обороны Республики Казахстан) при наличии: |
значительное |
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 10 апреля 2018 года