Недействующая редакция. Принята: 15.12.2015 / Вступила в силу: 01.01.2016

Недействующая редакция, не действует со 2 марта 2018 года

СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ МИНИСТРА ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И И.О. МИНИСТРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 15 декабря 2015 года №721, 30 декабря 2015 года №835

Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов

В соответствии с пунктом 3 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:

1. Утвердить прилагаемые:

1) Критерии оценки степени риска в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;

2) Проверочный лист в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.

2. Признать утратившим силу совместный приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 24 июня 2015 года №431 и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 июня 2015 года №474 "Об утверждении критериев оценки степени риска и формы проверочного листа в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №11792, опубликованный в Информационно-правовой системе "Аділет" 6 августа 2015 года).

3. Комитету экологического регулирования, контроля и государственной инспекции в нефтегазовом комплексе Министерства энергетики Республики Казахстан обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания и в информационно-правовую систему "Аділет";

3) направление копии настоящего совместного приказа в течение десяти календарных дней со дня его получения в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан;

4) размещение настоящего совместного приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2), 3) и 4) настоящего пункта.

4. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

5. Настоящий совместный приказ вводится в действие с 1 января 2016 года и подлежит официальному опубликованию.

И.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан

М.Кусаинов

Министр энергетики Республики Казахстан

В.Школьник

Приложение 1

к совместному Приказу и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан Министра энергетики Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года №835, 15 декабря 2015 года №721

Критерии оценки степени риска в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов

1. Общие положения

1. Настоящие Критерии оценки степени риска в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов (далее - Критерии) сформированы в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года и Методикой формирования государственными органами (за исключением Национального Банка Республики Казахстан) системы оценки риска, утвержденной приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25.11.2015 года №722 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №12389) (далее - Методика), для отнесения субъектов (объектов) проверки в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов к степеням риска.

2. В Критериях используются следующие понятия:

1) риск в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов - вероятность причинения вреда в результате деятельности проверяемого субъекта жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;

2) объективные критерии оценки степени риска (далее - объективные критерии) - критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного проверяемого субъекта (объекта);

3) субъективные критерии оценки степени риска (далее - субъективные критерии) - критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта);

4) система оценки риска - комплекс мероприятий, проводимый органом контроля и надзора, с целью назначения проверок;

5) грубые нарушения - нарушения, установленные нормативными правовыми актами в сфере охраны окружающей среды, связанные с несоблюдением запрещающей нормы законодательства (запрещается, не допускается, не разрешается); а также, нарушения, связанные с невыполнением требований законодательства при вводе объектов в эксплуатацию; отсутствием обязательного экологического страхования; а также не представление установленной отчетности; наличие по результатам аудита фактов, ведущих к приостановлению деятельности аудируемого субъекта; наличие трех и более подтвержденных жалоб и обращений по подконтрольному субъекту;

6) значительные нарушения - нарушения, установленные нормативными правовыми актами в сфере охраны окружающей среды, создающие предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровью населения, окружающей среде; а также, нарушения, связанные с ведением учета в области охраны окружающей среды; предоставлением недостоверной отчетности; наличием двух подтвержденных жалоб и обращений по подконтрольному субъекту; наличием по результатам аудита фактов, позволяющих внесение изменений в условия разрешения на эмиссии;

7) незначительные нарушения - нарушения требований, установленные нормативными правовыми актами в сфере охраны окружающей среды, несоблюдение которых не создают предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровью населения, окружающей среде, но выполнение которых является обязательным для природопользователей при осуществлении своей деятельности; а также, нарушения, связанные с представлением в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды отчета с нарушением установленных сроков; наличием одной подтвержденной жалобы либо обращения; наличием по результатам аудита фактов, позволяющих уполномоченному органу в области охраны окружающей среды рекомендовать аудируемому субъекту внести изменения в программу производственного экологического контроля.

3. Кратность проведения выборочной проверки не чаще одного раза в год.

4. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на полугодие по результатам проводимого анализа и оценки, утвержденных первым руководителем регулирующего государственного органа. Списки выборочных проверок направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего отчетного периода.

5. Списки выборочных проверок составляются с учетом:

1) приоритетности проверяемых субъектов (объектов) с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям;

2) нагрузки на должностных лиц государственного органа, осуществляющих проверки.

2. Способы для проведения выборочных проверок

6. Критерии оценки степени риска для выборочных проверок в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов формируются посредством объективных и субъективных критериев.

Объективные критерии

7. Первичное отнесение природопользователей к проверяемым субъектам (объектам) по степеням риска осуществляется на основе объективных критериев оценки степени риска. После определения риска проверяемые субъекты (объекты) распределяются по двум степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой).

К объективным критериям высокой степени оценки риска относятся:

1) субъекты (объекты) 1, 2 категории хозяйственной деятельности согласно статье 40 Экологического кодекса Республики Казахстан;

2) субъекты (объекты) 3, 4 категории хозяйственной деятельности согласно статье 40 Экологического кодекса Республики Казахстан, по характеру и степени влияния на окружающую среду:

химические производства;

металлургические, машиностроительные объекты;

объекты по разведке и добыче полезных ископаемых;

строительная промышленность (производство цемента, а также местных цементов, производство асбеста и изделий из него, производство магнезита, доломита и шамота с обжигом в шахтных, вращающихся и других печах, производство асфальтобетона, железобетонных изделий на стационарных заводах, а также прием, хранение и реализация строительных материалов), деятельность в строительной сфере с объемом выбросов свыше 50 тонн/в год;

микробиологическая промышленность;

производство электрической и тепловой энергии при сжигании топлива (использующие в качестве топлива уголь, мазут, природный газ);

субъекты квотирования парниковых газов, включенные в Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов;

субъекты, осуществляющие деятельность в пределах границ охранных зон особо охраняемых природных территорий, на землях оздоровительного и рекреационного назначения;

субъекты, осуществляющие прием, утилизацию, переработку, размещение отходов производства и потребления;

субъекты коммунального хозяйства (в том числе, объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, по сбору, хранению и переработке коммунальных отходов), а также субъекты стратегического значения, влияющие на окружающую среду (гидроэлектростанции, накопители, водохранилища и другие);

субъекты, осуществляющие прием, хранение и реализацию нефтепродуктов;

субъекты, осуществляющие выпуск транспортных средств и деятельность в сфере перевозки (грузовыми, легковыми, железнодорожными, воздушными, водными) транспортными средствами.

Субъекты (объекты), не вошедшие в подпункты 1), 2) настоящего пункта, после проведения анализа согласно объективных критериев подлежат к отнесению к субъектам, не отнесенным к высокой степени риска согласно объективных критериев.

В отношении проверяемых субъектов (объектов), отнесенных к высокой степени риска проводятся выборочные проверки.

Субъективные критерии

8. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

1) сбор информации и формирование базы данных;

2) анализ информации и оценка риска.

9. Сбор информации проводится для выявления проверяемых субъектов (объектов), нарушающих законодательство, с целью формирования базы данных и будет осуществляться из следующих источников информации:

1) результаты мониторинга обязательной отчетности, предоставляемой проверяемым субъектом (объектом);

2) результаты предыдущих проверок. По данному источнику информации все правонарушения делятся на грубые и значительные. При этом, степень тяжести нарушений (грубое, значительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах;

3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений от физических и юридических лиц;

4) результаты проведенного обязательного экологического аудита.

10. На основании имеющихся источников субъективные критерии оценки степени риска подразделяются на три степени нарушения: грубые, значительные, незначительные.

Для отнесения проверяемого субъекта к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.

При выявлении одного грубого нарушения, проверяемому субъекту приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится выборочная проверка.

В случае если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.

При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

Формула 1 к СП РК от 15.12.2015 №721

Субъективные критерии оценки степени риска приведены в Приложении к настоящим Критериям.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.