Дата обновления БД:
27.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
113 / 335
Всего документов в БД:
132494
Кодекс утвержден Законом Республики Молдова от 30 сентября 1999 года №599
КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 30 сентября 1999 года №599
(В редакции Законов Республики Молдова от 29.05.2003 г. №206-XV, 24.07.2003 г. №334-XV, 03.03.2006 г. №44-XVI, 22.11.2007 г. №251-XVI, 09.07.2008 г. №163-XVI, 23.12.2011 г. №267, 06.03.2012 г. №33, 26.12.2012 г. №304, 30.07.2015 г. №154, 07.07.2016 г. №160, 21.07.2017 г. №176)
Раздел I Общие положения
Статья 1. Понятие торгового мореплавания
Под торговым мореплаванием в настоящем кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для:
а) перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты;
b) рыбного и иного морского промысла водных биологических ресурсов;
с) разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна;
d) поисковых, спасательных и буксирных операций, лоцманской проводки;
е) подъема затонувшего имущества;
f) гидротехнических, технических, подводных и иных подобных работ;
g) других морехозяйственных целей;
h) санитарного, карантинного и другого контроля;
i) защиты и сохранения морской среды;
j) проведения морских научных исследований;
k) учебных целей;
l) спорта и отдыха.
Статья 2. Законодательство о торговом мореплавании
Отношения, возникающие в области торгового мореплавания, регулируются настоящим кодексом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Республики Молдова.
Статья 3. Сфера действия кодекса
(1) Положения настоящего кодекса распространяются на:
а) морские суда - во время их плавания по морским и внутренним водным путям в той мере, в какой национальным законодательством или международными договорами, подписанными Республикой Молдова, не предусмотрено иное;
b) суда внутреннего плавания - во время их следования по морским и внутренним водным путям при перевозке грузов, пассажиров, багажа и почты с заходом в морские порты.
(2) Положения кодекса, за исключением предусмотренных в нем частных случаев, не распространяются на суда, плавающие под военно-морским флагом.
(3) К морским воинским перевозкам положения настоящего кодекса применяются в части, не предусмотренной специальным законодательством, регулирующим эти перевозки.
Статья 4. Право на торговое мореплавание
Торговым мореплаванием могут заниматься юридические и физические лица, в чьих владении, пользовании и/или распоряжении находятся суда, при наличии в установленных законодательством случаях лицензии на указанную деятельность, выданной компетентным органом.
Статья 5. Государственное управление в области водного транспорта
Государственное управление в области водного транспорта осуществляется центральным отраслевым органом посредством Агентства водного транспорта Республики Молдова (далее – Агентство водного транспорта) в пределах его компетенции. В процессе деятельности Агентство водного транспорта взаимодействует с другими органами публичного управления.
(Статья 5 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.07.2017 г. №176)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 6. Основная задача, функции и основные полномочия центрального отраслевого органа в области водного транспорта
(1) Основная задача центрального отраслевого органа в области водного транспорта заключается в разработке и продвижении политики Правительства в области водного транспорта.
(2) Функциями центрального отраслевого органа в области водного транспорта являются разработка, обеспечение выполнения, мониторинг, оценка и отчетность внедрения политики Правительства в целях стабильного развития водного транспорта в условиях безопасности судоходства, безопасности судов и портовых средств, качества оказываемых услуг.
(3) В целях выполнения своих функций центральный отраслевой орган осуществляет следующие основные полномочия:
a) разрабатывает и предлагает Правительству на утверждение программные документы, включающие векторы развития водного транспорта, а также проекты нормативных актов по их внедрению;
b) по предложению Агентства водного транспорта представляет Правительству на утверждение документы по вопросам политики безопасности в области водного транспорта, издает специальные правила, касающиеся отчетности и технического расследования происшествий на водном транспорте, а также проведения поисково-спасательных работ в случае аварий и инцидентов на водном транспорте, имевших место на внутренних водных путях или в акватории портов Республики Молдова;
c) разрабатывает и предлагает Правительству на утверждение проекты нормативных актов, издает акты нормативного характера по применению положений в области водного транспорта, защиты прав потребителей, охраны окружающей среды и доступа к рынку услуг в области водного транспорта;
d) представляет Правительству на утверждение проекты международных договоров в области водного транспорта согласно законодательству о международных договорах Республики Молдова;
e) представляет Республику Молдова в отношениях c международными организациями в области водного транспорта и с аналогичными иностранными органами по вопросам, связанным с разработкой и продвижением политики в области водного транспорта и/или в области проведения поисково-спасательных работ и технического расследования в случае аварий и инцидентов на водном транспорте;
f) издает ведомственные нормативные акты для обеспечения проведения поисково-спасательных работ и технического расследования аварий и инцидентов на водном транспорте, имевших место на территории Республики Молдова, а также в случае участия в расследовании аварий и инцидентов с судами, зарегистрированными в Республике Молдова, имевших место на территории других государств;
g) по предложению Агентства водного транспорта представляет на утверждение в соответствии с законодательством о центральном отраслевом публичном управлении размеры сборов на услуги в области водного транспорта;
h) издает необходимые ведомственные нормативные акты по защите прав потребителей в области водного транспорта;
i) обеспечивает надзор за управлением государственным имуществом, переданным в оперативное управление предприятий, учредителем которых является;
j) осуществляет мониторинг деятельности Агентства водного транспорта.
(Статья 6 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.07.2017 г. №176)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 6-1. Основная задача, функции и основные полномочия Агентства водного транспорта
(1) Агентство водного транспорта является административным органом по сертификации, выдаче разрешений, надзору и контролю в области водного транспорта, созданным на основе настоящего кодекса и подчиненным центральному отраслевому органу. Агентство водного транспорта имеет статус юридического лица публичного права с самостоятельным бюджетом и действует на основе принципов самоуправления и самофинансирования.
(2) Основная задача Агентства водного транспорта заключается во внедрении политик в области водного транспорта и надзоре за соблюдением физическими и юридическими лицами нормативной базы в данной области в целях обеспечения безопасности судоходства и безопасности судов и портовых средств.
(3) Функциями Агентства водного транспорта являются:
a) внедрение государственной политики в области водного транспорта;
b) обеспечение выполнения обязательств и осуществления прав Республики Молдова, вытекающих из положений международных договоров в соответствующей области, а также контроль за выполнением таковых, в частности требований, стандартов и рекомендаций Международной морской организации;
c) обеспечение внедрения нормативной базы посредством деятельности по сертификации, постоянного надзора и контроля в данной области в соответствии с законодательством о государственном контроле предпринимательской деятельности и утвержденной Правительством Методологией планирования государственного контроля на основе анализа критериев риска.
(4) Во исполнение своей основной задачи и основных функций Агентство водного транспорта осуществляет следующие основные полномочия:
a) контроль государства-флага и государства-порта;
b) технический надзор за судами, мониторинг процессов классификации и выдачи соответствующих свидетельств судам признанными классификационными обществами;
c) учет, аттестация и дипломирование членов экипажей;
d) надзор за судоходством, контроль и управление движением судов по внутренним водным путям и в портах Республики Молдова;
e) надзор за соблюдением нормативных актов в области безопасности на внутренних водных путях и в портах Республики Молдова;
f) надзор за безопасностью судов и портовых средств;
g) выявление нарушений в области водного транспорта, предусмотренных статьями 199, 199-1 – 199-12, 204, 207, 221-1 Кодекса о правонарушениях;
h) проведение экспертиз и выдача заключений в области водного транспорта;
i) регистрация и учет судов и маломерного флота под флагом Республики Молдова;
j) регистрация судов в судовом реестре с последующим уведомлением Министерства иностранных дел и европейской интеграции;
k) координация деятельности по оказанию помощи, поисково-спасательных работ в акватории порта и на национальных водных путях, работ в случае морских происшествий;
l) уведомление операторов судов, портовых операторов, морских агентов, классификационных обществ, компаний по трудоустройству моряков, других хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области водного транспорта;
m) охрана национальных водных путей от загрязнения с судов;
n) обеспечение безопасного торгового мореплавания, защиты человеческой жизни на море, охраны и сохранения морской среды;
o) надзор за безопасной эксплуатацией судов, зарегистрированных под флагом Республики Молдова, и внедрением систем менеджмента безопасности на борту судов;
p) надзор за безопасностью портовых и судоходных гидротехнических сооружений;
q) обеспечение выполнения обязательств государства, вытекающих из международных соглашений и конвенций, одной из сторон которых является Республика Молдова, в области своей деятельности;
r) сотрудничество с международными организациями в области водного транспорта и с аналогичными иностранными органами, наделенными функциями надзора, сертификации и контроля, а также с организациями, разрабатывающими нормы безопасности в области водного транспорта;
s) участие в разработке проектов нормативных актов, правил, инструкций и других обязательных норм в области водного транспорта, представление таких проектов и предложений центральному отраслевому органу для инициации процедур по их утверждению;
t) утверждение в пределах своих полномочий технических требований и сертификационных стандартов, других ведомственных нормативных актов технического характера, соответствующих правилам, стандартам, рекомендуемой практике и процедурам, разработанным Международной морской организацией и другими международными органами в области водного транспорта, членом которых является Республика Молдова;
u) издание в рамках компетенции решений административного характера, распоряжений, заключений, эксплуатационных директив, директив по безопасности судоходства и портовой безопасности, утверждение регламентов, инструкций, других актов технического характера, которые содержат стандарты и процедуры, обязательных для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области водного транспорта;
v) издание административных актов, приемлемых методов приведения в соответствие и инструктивных материалов, внедрение которых предоставляет презумпцию соответствия, обязательных для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области водного транспорта;
w) участие в разработке и представление центральному отраслевому органу для продвижения проектов международных договоров, а также предложений по присоединению Республики Молдова к международным договорам в области водного транспорта;
x) заключение соглашений о сотрудничестве, обмене опытом и информацией с международными организациями в области водного транспорта и с аналогичными иностранными органами в соответствии с законодательством о международных договорах Республики Молдова;
y) заключение соглашений с классификационными обществами, признанными Правительством или находящимися в процессе признания, осуществление мониторинга и надзора за их деятельностью в соответствии с их достижениями, рассмотрение целесообразности признания новых классификационных обществ, направление в адрес центрального отраслевого органа предложений по инициации процедуры отзыва признания указанных обществ.
(5) Технические и административные процедуры сертификации, выдачи разрешений и контроля в области водного транспорта утверждаются в соответствии с положениями действующего законодательства.
(Статья 6-1 введена в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.07.2017 г. №176)
Статья 6-2. Организация деятельности Агентства водного транспорта
(1) Агентство водного транспорта осуществляет свои функции и полномочия на основе Положения об организации и функционировании Агентства водного транспорта, утвержденного Правительством.
(2) Агентство водного транспорта возглавляется директором, который имеет одного заместителя.
(3) Директор Агентства водного транспорта назначается на должность приказом министра по результатам открытого конкурса, организуемого центральным отраслевым органом. Процедура организации и проведения конкурса устанавливается Положением об организации и функционировании Агентства водного транспорта.
(4) Заместитель директора избирается по результатам открытого конкурса, проводимого в соответствии с Положением об организации и функционировании Агентства водного транспорта, и назначается на должность приказом министра по предложению директора Агентства водного транспорта.
(5) В случае вакансии должности директора или заместителя директора Агентства водного транспорта министр в срок не более одного месяца с момента объявления окончательных результатов конкурса назначает нового директора или заместителя директора в соответствии с процедурой, предусмотренной частями (3) и (4).
(6) В случае вакансии должности директора Агентства водного транспорта министр назначает заместителя директора исполняющим обязанности директора Агентства водного транспорта на период вакансии должности. В случае вакансии должности заместителя директора директор Агентства водного транспорта назначает одного из служащих Агентства водного транспорта, имеющих необходимое образование и опыт, исполняющим обязанности заместителя директора на период вакансии должности.
(7) Кандидатом на должность директора Агентства водного транспорта может быть лицо, которое отвечает следующим общим требованиям:
a) является гражданином Республики Молдова;
b) имеет университетское образование в области торгового мореплавания, экономики, права или техники. Образование в области торгового мореплавания признается приоритетным;
c) имеет по меньшей мере пятилетний опыт работы в области водного транспорта или связанных с ним областях, из которых три года – на руководящей должности;
d) владеет государственным языком.
(8) Кандидатом на должность заместителя директора Агентства водного транспорта может быть лицо, которое отвечает следующим общим требованиям:
a) является гражданином Республики Молдова;
b) имеет университетское образование в области водного транспорта, экономики, права или техники;
c) имеет по меньшей мере трехлетний опыт работы в области водного транспорта или связанных с ним областях, из которых один год – на руководящей должности;
d) владеет государственным языком.
(9) Директор и заместитель директора Агентства водного транспорта освобождаются от должности министром в случаях:
a) утраты гражданства Республики Молдова;
b) подачи заявления об отставке;
c) невозможности исполнения своих обязанностей в период более четырех месяцев подряд, в том числе по причинам, связанным с болезнью;
d) осуждения окончательным судебным решением за совершение преступления;
e) избрания или назначения на другую ответственную государственную должность;
f) систематического невыполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей.
(10) Прием на работу персонала Агентства водного транспорта осуществляется на основе конкурса, организуемого в соответствии с положениями действующего законодательства.
(11) Обеспечение деятельности Агентства водного транспорта осуществляется посредством взимания платы за регистрацию судов, осуществление надзора и контроля за техническим состоянием торговых судов, лоцманскую проводку, регулирование движения в порту, оформление прихода судов в порт/отхода судов из порта.
(12) Бюджет Агентства водного транспорта ежегодно утверждается Правительством в размере, необходимом для обеспечения надлежащей деятельности и финансовой независимости Агентства. Ежегодно до 15 ноября Агентство водного транспорта разрабатывает проект бюджета на очередной год. В случае, если бюджет Агентства водного транспорта не утвержден до начала финансового года, Агентство водного транспорта ограничивает свои месячные расходы одной двенадцатой частью расходов, установленных на предыдущий год.
(13) Ежегодно до 31 марта Агентство водного транспорта представляет на рассмотрение Правительству и центральному отраслевому органу финансовый отчет. Бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с требованиями национальных стандартов бухгалтерского учета. Ежегодное исполнение бюджета контролируется независимым аудитом, отчет по которому представляется Правительству и центральному отраслевому органу для сведения до 1 мая.
(14) Агентство водного транспорта раз в полгода предоставляет Министерству иностранных дел и европейской интеграции выписки из судового реестра, касающиеся исключенных из реестра и зарегистрированных в нем морских и речных торговых судов.
(Статья 6-2 введена в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.07.2017 г. №176)
Статья 6-3. Тарифы и сборы за услуги Агентства водного транспорта
(1) Агентство водного транспорта взимает с собственников/судовладельцев/операторов судов, зарегистрированных в судовом реестре и судовой книге, в том числе с судов, заходящих в порты/выходящих из портов Республики Молдова, тарифы и сборы за оказываемые услуги.
(2) Тарифы и сборы за услуги, оказываемые Агентством водного транспорта, устанавливаются в соответствии с законодательством о центральном отраслевом публичном управлении Правительством на основе утвержденной им методологии.
(Статья 6-3 введена в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.07.2017 г. №176)
Статья 7. Технический надзор за судами
(1) Технический надзор за судами и их классификация производятся классификационными обществами, уполномоченными на это в порядке, установленном Правительством Республики Молдова.
(2) Технический надзор осуществляется за:
а) пассажирскими, наливными судами, судами, предназначенными для перевозки опасных грузов, буксирами;
b) самоходными судами, не указанными в пункте а), с главными двигателями мощностью 55 кВт и более;
с) судами, не указанными в пунктах а) и b), валовой вместимостью 80 единиц и более.
(3) За судами, не подлежащими надзору со стороны классификационных обществ, технический надзор осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Молдова.
(4) Надзор за соблюдением на судах требований международных договоров, подписанных Республикой Молдова, в том числе требований, касающихся технического состояния судна, выполняется организациями, признанными Правительством Республики Молдова.
Статья 8. Отвод земель и водных участков
(1) Отвод земель и участков водного пространства, выполнение любых работ в зоне морских путей и функционирования навигационного оборудования должны согласовываться с Агентством водного транспорта.
(2) Юридические и физические лица, нарушающие положение части (1), обязаны по требованию Агентства водного транспорта производить в указанный им срок за свой счет снос, перенос или реконструкцию зданий и сооружений, создающих помехи судоходству и действию навигационного оборудования.
(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.07.2017 г. №176)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 9. Правовое регулирование торгового мореплавания
(1) В соответствии с настоящим кодексом, иными нормативными актами и международными договорами, подписанными Республикой Молдова, центральный отраслевой орган в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает нормативные документы, которые относятся к торговому мореплаванию и обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, участвующими в морских перевозках.
(2) Специальные нормативные акты, касающиеся эксплуатации рыболовных судов, разрабатываются и утверждаются компетентным отраслевым органом.
Статья 10. Применение права в случае причинения судном вреда
Если судно причинило вред, не подпадающий под действие статей 302 и 320, возмещение убытков производится в соответствии с законодательством государства, в территориальных водах которого имело место происшествие или обстоятельство, послужившее основанием для предъявления требования о возмещении ущерба, если же ущерб был нанесен в открытом море, он возмещается в соответствии с законодательством государства, под флагом которого следовало судно.
Статья 11. Применение иностранного законодательства
Включение в договоры, подписание которых предусмотрено настоящим кодексом, условий применения иностранного законодательства и обычаев торгового мореплавания допускается в случаях, когда стороны вправе отступать от требований настоящего кодекса.
Статья 12. Приоритет международного права
Если в международных соглашениях, договорах, конвенциях, одной из сторон которых является Республика Молдова, содержатся нормы, отличающиеся от установленных настоящим кодексом, применяются нормы международных соглашений, договоров и конвенций.
Статья 13. Рассмотрение имущественных споров
(1) Имущественные споры, возникающие при реализации договоров и других гражданско-правовых отношений, связанных с торговым мореплаванием, рассматриваются в судебных инстанциях Республики Молдова.
(2) Относящиеся к торговому мореплаванию имущественные споры, участниками которых являются иностранные юридические и физические лица, с согласия сторон могут передаваться на рассмотрение иностранным судебным инстанциям.
Статья 14. Расчетная единица
(1) Расчетная единица, упоминаемая в статьях 183, 196, 313, 324 и 354, является единицей специальных прав заимствования, как она определена Международным валютным фондом.
(2) Суммы, указанные в статьях 183 и 196, пересчитываются по официальному курсу молдавского лея, действующему на день вынесения судебного решения или на день, установленный по соглашению сторон.
(В часть 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 06.03.2012 г. №33)
(см. предыдущую редакцию)
(3) Суммы, указанные в статьях 313, 324 и 354, пересчитываются по официальному курсу молдавского лея, действующему на день создания ограничительного фонда, если же ограничительный фонд не создается - на день осуществления платежа.
(В часть 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 06.03.2012 г. №33)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 15. Тарифы
Тарифы на морскую перевозку грузов, пассажиров, багажа и почты, а также правила их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством.
Статья 16. Коллизионные нормы
(1) Положения настоящего кодекса применяются следующим образом:
а) содержащиеся в разделе II "Судно" (за исключением статьи 44) и в разделе III "Экипаж судна" - к судам, зарегистрированным в Республике Молдова;
b) содержащиеся в разделе IV "Морской порт" - к морским торговым портам Республики Молдова;
содержащиеся в разделе IV:
- в главе 3 "Лоцманская служба" - к отношениям, возникающим в связи с проводкой судов морскими лоцманами Республики Молдова при подходе к порту республики и в его акватории;
- в главе 6 "Затонувшее имущество" - к отношениям, возникающим в связи с имуществом, затонувшим во внутренних водах Республики Молдова;
Недействующая редакция, не действует с 27 октября 2017 года