Дата обновления БД:
13.09.2024
Добавлено/обновлено документов:
423 / 1472
Всего документов в БД:
136673
ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 21 декабря 1995 года
(В редакции Законов Республики Узбекистан от 01.05.1998 г. №621-I, 29.08.1998 г. №681-I, 25.12.1998 г. №729-I, 15.04.1999 г. №772-I, 20.08.1999 г. №832-I, 12.05.2001 г. №220-II, 07.12.2001 г. №320-II, 30.08.2002 г. №405-II, 23.09.2005 г. №ЗРУ-8, 22.12.2009 г. №ЗРУ-238, 24.12.2009 г. №ЗРУ-239, 22.12.2010 г. №ЗРУ-272, 10.09.2012 г. №ЗРУ-329, 30.04.2013 г. №ЗРУ-352, 07.10.2013 г. №ЗРУ-355, 20.01.2014 г. №ЗРУ-365, 20.08.2015 г. №ЗРУ-391, 25.04.2016 г. №ЗРУ-405, 26.12.2016 г. №ЗРУ-416, 14.09.2017 г. №ЗРУ-446, 16.10.2017 г. №ЗРУ-448)
Общая часть
Глава I. Основные положения
Статья 1. Нормативные акты, регулирующие трудовые отношения
Трудовые отношения в Республике Узбекистан регулируются законодательством о труде, коллективными соглашениями, а также коллективными договорами и иными локальными нормативными актами*.
*В дальнейшем "законодательные и иные нормативные акты о труде"
Законодательство о труде состоит из настоящего Кодекса, законов Республики Узбекистан и постановлений Олий Мажлиса, указов Президента Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан и постановлений Жокаргы Кенеса, постановлений Правительства Республики Узбекистан и Правительства Республики Каракалпакстан, решений других представительных и исполнительных органов государственной власти, принимаемых в пределах их компетенции.
Законодательными и иными нормативными актами о труде регулируются трудовые отношения физических лиц, работающих по трудовому договору (контракту)* на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности**, а также у отдельных граждан.
* В дальнейшем "трудовой договор"
** В дальнейшем "предприятия"
2. Задачи законодательства о труде
Законодательство о труде, учитывая интересы работников, работодателей, государства, обеспечивает эффективное функционирование рынка труда, справедливые и безопасные условия труда, охрану трудовых прав и здоровья работников, способствует росту производительности труда, улучшению качества работы, подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни всего населения.
Статья 3. Сфера действия Трудового кодекса
Действие Трудового кодекса распространяется на всю территорию Республики Узбекистан.
Статья 4. Соотношение законодательного и договорного регулирования трудовых отношений
Минимальный уровень трудовых прав и гарантий для работников устанавливается законодательными актами.
Дополнительные по сравнению с законодательными актами трудовые права и гарантии могут быть установлены иными нормативными актами, в том числе и договорного характера (коллективные соглашения, коллективные договоры, другие локальные акты), а также трудовыми договорами, заключенными между работником и работодателем.
Условия соглашений и договоров о труде не могут быть изменены в одностороннем порядке, если иное не предусмотрено законом. Вопросы, не урегулированные законодательными и иными нормативными актами о труде, решаются по соглашению сторон договоров о труде, а при недостижении соглашения между ними - в порядке, установленном для разрешения трудовых споров.
Статья 5. Недействительность условий соглашений и договоров о труде
Условия соглашений и договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательными и иными нормативными актами, недействительны.
Статья 6. Запрещение дискриминации в трудовых отношениях
Все граждане имеют равные возможности в обладании и использовании трудовых прав. Установление каких-либо ограничений или предоставление преимуществ в области трудовых отношений в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, недопустимо и является дискриминацией.
Не являются дискриминацией различия в сфере труда, обусловленные свойственными данному виду труда требованиями или особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды и др.).
Лицо, считающее, что оно подверглось дискриминации в сфере труда, может обратиться в суд с заявлением об устранении дискриминации и возмещении нанесенного ему материального и морального вреда.
Статья 7. Запрещение принудительного труда
Принудительный труд, т.е. принуждение к выполнению работы под угрозой применения какого-либо наказания (в том числе в качестве средства поддержания трудовой дисциплины) запрещается.
Не считается принудительным трудом работа, выполнение которой требуется:
на основании законодательных актов о военной или альтернативной службе;
в условиях чрезвычайного положения;
вследствие вступившего в законную силу приговора суда;
в других случаях, предусмотренных законом.
Статья 8. Защита трудовых прав
Каждому гарантируется защита трудовых прав, которая осуществляется органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, а также органами по рассмотрению трудовых споров.
Статья 9. Государственное управление в сфере труда. Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде
Государственное управление в сфере труда осуществляет Министерство труда Узбекистан и его территориальные органы.
Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют:
1) специально уполномоченные на то государственные органы и их инспекции;
2) профессиональные союзы.
Органы государственной власти и управления осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде в порядке, установленном законом.
Надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде на территории Республики Узбекистан осуществляется Генеральным прокурором Республики Узбекистан и подчиненными ему прокурорами.
(В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 26.12.2016 г. №ЗРУ-416)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 10. Соотношение международных договоров, конвенций и законодательства о труде Республики Узбекистан
Если международным договором Республики Узбекистан или ратифицированной Узбекистаном конвенцией Международной Организации Труда установлены более льготные для работников правила по сравнению с законодательными или иными нормативными актами о труде Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора или конвенции.
Правила международных договоров Республики Узбекистан или ратифицированных Узбекистаном конвенций Международной Организации Труда применяются и в тех случаях, когда трудовые отношения прямо не урегулированы законодательством.
Статья 11. Применение законодательства о труде к лицам, не являющимся гражданами Республики Узбекистан
Законодательство о труде распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на территории Республики Узбекистан по трудовому договору, заключенному с работодателем.
Статья 12. Применение законодательства о труде на иностранных предприятиях
На предприятиях, принадлежащих полностью или частично иностранным юридическим и физическим лицам и расположенных на территории Республики Узбекистан, применяется законодательство о труде Республики Узбекистан.
Статья 13. Исчисление сроков, предусмотренных настоящим Кодексом
Течение срока, с которым настоящий Кодекс связывает возникновение или прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало.
Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующие числа последнего года, месяца, недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Глава II. Субъекты трудовых отношений
Статья 14. Работник как субъект трудовых отношений
Субъектами трудовых отношений могут быть граждане Республики Узбекистан, а также иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие установленного возраста (статья 77) и заключившие трудовой договор с работодателем.
Статья 15. Работодатель как субъект трудовых отношений
Работодателями могут быть:
1) предприятия, в том числе их обособленные структурные подразделения, в лице их руководителей;
2) частные предприятия, собственник которых одновременно является их руководителем;
3) отдельные лица, достигшие восемнадцати лет, в случаях, предусмотренных законодательством.
4) индивидуальные предприниматели, осуществляющие найм работников в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
(В статью 15 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 20.08.2015 г. №ЗРУ-391)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 16. Основные трудовые права работника
В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы в порядке, установленном законом.
Каждый работник имеет право:
на вознаграждение за труд не ниже установленного законодательством размера по первому разряду Единой тарифной сетки по оплате труда;
на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и работ, предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых отпусков;
на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу в связи с работой;
на объединение в профессиональные союзы и другие организации, представляющие интересы работников и трудовых коллективов;
на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом, случаях;
на защиту, в том числе и судебную, трудовых прав и квалифицированную юридическую помощь;
отстаивать свои интересы в коллективных трудовых спорах.
(В статью 16 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 30.04.2013 г. №ЗРУ-352)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 17. Основные права работодателя
Работодатель имеет право:
управлять предприятием и принимать самостоятельные решения в пределах своих полномочий;
заключать и прекращать индивидуальные трудовые договоры в соответствии с законодательством;
требовать от работника надлежащего выполнения работы, обусловленной трудовым договором;
создавать совместно с другими работодателями общественные объединения для защиты своих интересов и вступать в такие объединения.
Статья 18. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников
Правовое регулирование труда отдельных категорий работников может иметь особенности, определяемые:
характером трудовой связи работника с предприятием;
условиями и характером труда работника;
природно-климатическими условиями;
особым правовым режимом местности, где трудится работник;
иными объективными факторами.
Особенности регулирования труда государственных служащих устанавливаются законом.
Устанавливаемые особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников не могут снижать уровня трудовых прав и гарантий, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статья 19. Трудовой коллектив как субъект трудовых отношений
Трудовой коллектив предприятия составляют все его работники, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора.
Права и обязанности трудового коллектива, его полномочия, порядок и формы их осуществления определяются законодательными и иными нормативными актами.
Статья 20. Представительные органы работников и работодателей как субъекты трудовых отношений
В качестве субъектов трудовых отношений могут выступать профессиональные союзы, их выборные органы на предприятии, иные избираемые работниками органы, представительные органы работодателей.
Глава III. Представительство работников и работодателей
Статья 21. Представительство работников на предприятии
Представительство интересов работников в трудовых отношениях и защиту таких интересов могут осуществлять профессиональные союзы и их выборные органы на предприятии или иные избираемые работниками органы, порядок избрания, сроки полномочий и количественный состав которых определяются собранием (конференцией) трудового коллектива. Работники сами определяют тот орган, которому они доверяют представительство и защиту своих интересов.
Все представительные органы действуют в пределах своих полномочий и пользуются равными правами при защите интересов работников.
Наличие иных представительных органов на предприятии не должно препятствовать деятельности профессиональных союзов по осуществлению своих функций.
Интересы работников и работодателей не может представлять и защищать один и тот же представительный орган.
Деятельность представительных органов может быть прекращена по решению работников, их избравших, а также судом - в случае совершения ими действий, противоречащих законодательству.
Статья 22. Профессиональные союзы
Права профессиональных союзов и их выборных органов во взаимоотношениях с государственными и хозяйственными органами, работодателями определяются законом, уставами, коллективными соглашениями и договорами.
Статья 23. Права представительных органов работников
Представительные органы работников вправе:
вести переговоры, заключать коллективные договоры и соглашения, контролировать их выполнение, вносить работодателю предложения по подготовке нормативных актов о труде на предприятии;
участвовать в рассмотрении вопросов социально-экономического развития предприятия;
защищать интересы работников в органах по рассмотрению трудовых споров;
обжаловать в суд решения работодателя и уполномоченных им лиц, если они противоречат законодательным или другим нормативным актам о труде либо иным образом нарушают права работников.
Представительные органы могут совершать и иные действия, направленные на защиту интересов работников в социально-трудовых отношениях, если они не противоречат законодательству.
Осуществление прав представительными органами работников не должно снижать эффективности работы предприятия, нарушать установленный порядок и режим его работы.
Статья 24. Обязанности работодателя по отношению к представительным органам работников
Работодатель обязан:
соблюдать права представительных органов работников, содействовать их деятельности;
до принятия решений, затрагивающих интересы работников, проводить консультации с их представительными органами, а в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными актами о труде, - получать их согласие;
своевременно рассматривать предложения представительных органов работников и мотивированно сообщать им в письменной форме о принятых решениях;
беспрепятственно допускать членов представительных органов работников на предприятие, к рабочим местам работников, чьи интересы они представляют;
бесплатно предоставлять представительным органам работников необходимую информацию по вопросам труда, деятельности предприятия, другим социально-экономическим вопросам;
обеспечивать необходимые условия для выполнения представительными органами работников их функций;
выполнять другие, предусмотренные законодательными и иными нормативными актами о труде обязанности по отношению к представительным органам работников.
Статья 25. Дополнительные трудовые гарантии для членов представительных органов работников
Членам представительных органов работников гарантируется защита от преследований в какой-либо форме со стороны работодателя в связи с осуществлением ими представительской деятельности.
Наложение дисциплинарных взысканий, прекращение трудового договора по инициативе работодателя с работниками, избранными в состав представительных органов и не освобожденными от производственной работы, а также прекращение трудовых отношений по инициативе работодателя с работниками, избиравшимися в состав представительных органов в течение двух лет после окончания их выборных полномочий, не допускается без предварительного согласия местного органа по труду.
Работникам, освобожденным от производственной работы вследствие избрания на выборные должности в представительных органах, предоставляется после окончания их выборных полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность).
При невозможности предоставления работникам, избиравшимся в представительные органы, соответствующей работы (должности) они пользуются льготами, предусмотренными законодательными актами или коллективными договорами, соглашениями.
Статья 26. Запрещение воспрепятствования деятельности представительных органов работников
Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности представительных органов работников запрещается.
Не допускается прекращение деятельности представительных органов работников по инициативе работодателя или уполномоченных им лиц.
Работодатель, уполномоченные им лица, совершившие действия, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 27. Представительство работодателей на предприятии
Представительство работодателей на предприятии осуществляют должностные лица администрации в пределах полномочий, предоставленных им законодательными и иными нормативными актами о труде, их уставами или положениями.
Статья 28. Представительные органы работодателей
Работодатели вправе объединяться в союзы, ассоциации и иные общественные объединения. Общественные объединения работодателей создаются и функционируют как общественные добровольные организации, ставящие своей целью содействие развитию и повышению эффективности экономики и предпринимательской инициативы, а также осуществление социального партнерства путем представления в органах государственной власти и управления, во взаимоотношениях с профсоюзами и иными представительными органами работников интересов предприятий и их собственников, защиты их прав в сфере хозяйственных и трудовых отношений.
Глава IV. Коллективные договоры и соглашения
§ I. Общие положения
Статья 29. Понятие и цель коллективных договоров и соглашений
Коллективный договор - нормативный акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии.
Коллективное соглашение - нормативный акт, содержащий обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории.
Коллективные договоры и соглашения заключаются в целях содействия договорному регулированию трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов работников и работодателей.
Статья 30. Основные принципы заключения коллективных договоров и соглашений
Основными принципами заключения коллективных договоров и соглашений являются:
соблюдение норм законодательства;
полномочность представителей сторон;
равноправие сторон;
свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений;
добровольность принятия обязательств;
реальность обеспечения принимаемых обязательств;
систематичность контроля;
неотвратимость ответственности.
Статья 31. Право на ведение переговоров
Инициатором переговоров по заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон.
Профсоюз, иной представительный орган работников вправе вести переговоры от имени представляемых работников, предлагать и подписывать приложения к коллективному договору, соглашению, защищающие интересы представляемых работников.
Если со стороны работников выступают одновременно несколько представительных органов работников, ими формируется объединенный представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения коллективного договора или соглашения.
Для заключения, изменения и дополнения коллективного договора, соглашения проводятся переговоры между работодателем, объединением работодателей (их представителями) и профсоюзами или иными представительными органами работников. В необходимых случаях в переговорах участвуют органы исполнительной власти. Работодатели, органы исполнительной власти обязаны вести переговоры по трудовым и социально экономическим вопросам, предлагаемым для рассмотрения профсоюзами либо иными представительными органами работников.
Сторона, получившая соответствующее письменное уведомление, обязана в семидневный срок вступить в переговоры.
В течение трех месяцев до окончания срока действия прежнего коллективного договора, соглашения или в сроки, определенные этими документами, любая из сторон вправе направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора, соглашения.
Статья 32. Порядок ведения переговоров
Для ведения переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из представителей, наделенных необходимыми полномочиями.
Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон.
Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора, соглашения.
Работодатели и их объединения, органы исполнительной власти должны предоставлять профсоюзам, иным представительным органам работников имеющуюся у них информацию, необходимую для переговоров. Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются государственным секретом или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством.
Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по независящим от них причинам, составляется протокол, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения этих причин, а также о сроке возобновления переговоров.
Статья 33. Разрешение разногласий, возникающих при переговорах
Разрешение разногласий, возникающих при переговорах, производится в порядке, установленном для рассмотрения коллективных трудовых споров.
Статья 34. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях
Лица, представляющие работодателя, несут ответственность за:
1) уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения или нарушение сроков их разработки и заключения либо не обеспечение работы соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки;
2) непредоставление информации, необходимой для переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения;
3) нарушение и невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению. По требованию профсоюза, иного представительного органа работников собственник или уполномоченное им лицо обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются обязательства коллективного договора.
Действия (бездействия), перечисленные в части первой настоящей статьи, расцениваются как нарушение законодательства о труде и влекут за собой ответственность в порядке, предусмотренном законом.
§ 2. Коллективный договор
Статья 35. Принятие решения о необходимости заключения коллективного договора
Правом на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора с работодателем обладают профсоюз в лице его полномочного органа, иной уполномоченный работниками представительный орган или непосредственно общее собрание (конференция) трудового коллектива.
Коллективные договоры заключаются на предприятиях, в их структурных подразделениях, наделенных правами юридического лица.
Статья 36. Стороны коллективного договора
Коллективный договор заключается с одной стороны работниками в лице профсоюзов или уполномоченных работниками иных представительных органов, с другой стороны - работодателем непосредственно или уполномоченными им представителями.
Недействующая редакция, не действует с 5 января 2018 года