Недействующая редакция. Принята: 16.06.2017 / Вступила в силу: 20.06.2017

Недействующая редакция, не действует с 30 декабря 2017 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Зарегистрировано

Министерством юстиции Украины

18 октября 2011 года 

№1203/19941

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 8 сентября 2011 года №306

Об утверждении некоторых нормативно-правовых актов Национального банка Украины

(В редакции Постановлений Правления Национального банка Украины от 25.07.2013 г. №296, 14.01.2015 г. №10, 05.03.2015 г. №164, 21.05.2015 г. №328, 04.06.2015 г. №357, 10.06.2015 г. №368, 15.10.2015 г. №700, 24.12.2015 г. №942, 13.04.2016 г. №261, 18.10.2016 г. №395, 16.11.2016 г. №401, 13.02.2017 г. №10, 16.05.2017 г. №38, 16.06.2017 г. №56)

В соответствии с Законами Украины "О Национальном банке Украины", "О банках и банковской деятельности", "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц предпринимателей", с целью совершенствования порядка создания и регистрации банков, лицензирования их деятельности, открытия банками обособленных подразделений Правления Национального банка Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке регистрации и лицензирования банков, открытия обособленных подразделений (далее - Положение о регистрации), которое прилагается.

2. Утратил силу в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 21.05.2015 г. №328

(см. предыдущую редакцию)

3. Признать утратившими силу нормативно-правовые акты Национального банка Украины согласно перечню, который прилагается.

4. Владельцам существенного участия в банке до 01.12.2011 г. предоставить банку сведения о структуре собственности для юридических лиц - согласно приложению 2 к Положению о структуре, для физических лиц - согласно приложению 3 к Положению о структуре.

5. Банкам в 17.12.2011 г. представить в территориальное управление Национального банка Украины по местонахождению банка (банки 1 и 2 групп, банки 3 и 4 групп с местонахождением в г. Киеве и Киевской области подают документы Национального банка) сведения о своей структуре собственности согласно приложению 1 к Положению о структуре и сведения, предоставленные банкам владельцами существенного участия в соответствии с требованиями пункта 4 настоящей постановления.

6. Банки не осуществляют оплату за переоформление банковской лицензии в соответствии с требованиями пункта 1 раздела II "Заключительные положения "Закона Украины от 15 февраля 2011 года №3024-VI "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования деятельности банков".

7. Департаменту нормативно-методологического обеспечения банковского регулирования и надзора (Иваненко Н.В.), Юридическому департаменту (Новиков В.В.) подать это постановление на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

8. Департаменту нормативно-методологического обеспечения банковского регулирования и надзора (Иваненко Н.В.) после государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины довести содержание настоящего постановления до сведения банков Украины для использования в работе.

9. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Украины Соркина И.В., Департамент регистрации, лицензирования и реорганизации банков (Пархоменко А.И.) и начальников территориальных управлений Национального банка Украины.

Председатель

С.Г.Арбузов

Утверждено Постановлением Правления Национального банка Украины от 8 сентября 2011 года №306

(В тексте Положения слова "Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку", "Единый электронный государственный реестр банков Украины" во всех падежах заменены словами "Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку", "электронная форма Государственного реестра банков Украины" в соответствующих падежах в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 25.07.2013 г. №296)

(см. предыдущую редакцию)

(В тексте Положения и приложениях к нему слова "орган государственной налоговой службы", "Комиссия Национального банка Украины по вопросам надзора и регулирования деятельности банков", "правления (совета директоров)" и "службу внутреннего аудита" во всех падежах заменены словами "контролирующий орган", "Комиссия Национального банка Украины по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем", "правление" и "подразделения внутреннего аудита" в соответствующих падежах в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 14.01.2015 г. №10)

(см. предыдущую редакцию)

(В тексте Положения слова "Комиссия Национального банка" во всех падежах заменены на слова "Комитет по вопросам надзора" в соответствующих падежах в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 15.10.2015 г. №700)

(см. предыдущую редакцию)

(В тексте Положения слова "изменений в устав банка" заменены на слова "устав банка в новой редакции" в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 13.04.2016 г. №261)

(см. предыдущую редакцию)

(В тексте Положения слова "наблюдательный (наблюдательный) совет", "наблюдательный (наблюдательный) совет" и "наблюдательный совет" во всех падежах заменены на слово "совет" в соответствующих падежах в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 18.10.2016 г. №395)

(см. предыдущую редакцию)

Положение о порядке регистрации и лицензирования банков, открытия обособленных подразделений

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Вводные положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Закона Украины "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон) с целью определения порядка и условий регистрации банков, согласования их уставов и изменений к ним, согласования приобретения или увеличения существенного участия в банке, согласования назначения и определения профессиональной пригодности и деловой репутации руководителей банка, особенностей основания государственного банка, выдачи банковской лицензии, определения требований относительно начала нового вида деятельности или предоставления нового вида финансовых услуг, порядка открытия обособленных подразделений банков на территории Украины, порядка открытия дочернего банка, филиала, представительства Украинского банка на территории другого государства, аккредитаций филиалов, представительств иностранных банков на территории Украины расчета размера участия в банке, оценки финансового положения юридических и физических лиц, которые являются или намерены стать владельцами существенного участия в банке или входят в состав десяти крупнейших окончательных ключевых участников в структуре собственности банка, порядка прекращения осуществления банковской деятельности без прекращения юридического лица, ликвидации банка по решению его владельцев.

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 16.06.2017 г. №56)

(см. предыдущую редакцию)

2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

решающее влияние на управление или деятельность юридического лица - прямое и/или косвенное владение одним лицом самостоятельно или совместно с другими лицами 50 и более процентами уставного капитала и/или права голоса акций, паев юридического лица и/или независимая от формального владения возможность осуществления такого влияния на управление или деятельность юридического лица;

законодательство по вопросам финансового мониторинга - Закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения" и принятые в соответствии с ним нормативно-правовые акты;

значительное влияние на управление или деятельность юридического лица - прямое и/или косвенное владение одним лицом самостоятельно или совместно с другими лицами от 10, но менее 50 процентов уставного капитала и/или права голоса акций, паев юридического лица или независимая от формального владения возможность осуществления такого влияния на управление или деятельность юридического лица;

квалифицированное по нерезидентам Украины бюро кредитных историй - всего по количеству имеющихся в соответствующей стране кредитных историй бюро кредитных историй (другой субъект, в функции которого входит сбор, обработка, хранение и использование информации, составляющей кредитную историю), которое распространяет свою деятельность на страну, резидентом которого является лицо;

квалифицированные по резидентам Украины бюро кредитных историй: Первое всеукраинское бюро кредитных историй, Украинское бюро кредитных историй и Международное бюро кредитных историй;

конечный владелец существенного участия в банке - физическое лицо, юридическое лицо, в структуре собственности которой нет других владельцев существенного участия в банке, определенных в соответствии с нормами настоящего Положения, международная финансовая организация, публичная компания, государство или территориальная община в лице соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления;

комитет по вопросам надзора - Комитет по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем;

международная финансовая организация - учреждение, с которым Правительство Украины заключило соглашение о сотрудничестве и для которой в соответствии с законами Украины установлены привилегии и иммунитеты;

приобретение участия в юридическом лице - прямое и/или опосредованное приобретение одним лицом самостоятельно или совместно с другими лицами в любой способ права владения акциями (паями) юридического лица или правами голоса акций (паев) юридического лица. Увеличением такого участия считается приобретение дополнительного участия лицом, которое уже имеет участие в юридическом лице;

независимый член совета - физическое лицо, которое входит в состав совета банка и не является ассоциированной лицом члена правления или иного руководителя этого банка, представителем родственных или аффилированных лиц банка, акционером или участником банка или их представителем;

инвестиционный уровень кредитного рейтинга - долгосрочный кредитный рейтинг по международной шкале по обязательствам в иностранной валюте не ниже уровень "ВВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor"s" или "Fitch-Ratings" и уровень "Ваа3" по классификации рейтингового агентства "Moody"s Investors Service";

публичная компания - иностранное юридическое лицо, созданное в форме публичного акционерного общества, акции которого включены в биржевые списки (прошли процедуру листинга) и допущены к торгам в регулируемом сегменте квалифицированной фондовой биржи. Фондовая биржа признается квалифицированной, если:

она создана по законодательству государства-члена Европейского Союза, или

совокупная рыночная капитализация компаний, акции которых включены (допущены) к торгам на такой бирже, превышает эквивалент 100 000 000 000 долларов США по состоянию на последний месяц года, предшествующего году, в котором компания признается публичной для целей настоящего Положения;

совет - совет, наблюдательный совет или наблюдательный совет;

уполномоченный орган - орган государства, банка (юридического лица), который в соответствии с законом, уставом или внутренними положениями имеет полномочия на принятие соответствующих решений или совершения соответствующих действий;

уполномоченное лицо - физическое лицо, имеющее право на принятие соответствующих решений или совершения соответствующих действий на основании доверенности (другого документа, который предоставляет такие полномочия);

финансовая отчетность юридического лица-нерезидента, включая форму "Баланс" и форму отчета о доходах, установленные личным законом этого лица;

финансовая отчетность юридического лица-резидента, включая форму 1 "Баланс" ("Отчет о финансовом состоянии"), форму 2 "Отчет о финансовых результатах" ("Отчет о совокупном доходе"), форму 3 "Отчет о движении денежных средств", форму 4 "Отчет о собственном капитале" и примечания к финансовой отчетности или "Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства".

Термин "окончательный ключевой участник" употребляется в значении, приведенном в нормативно-правовом акте Национального банка Украины относительно порядка представления сведений о структуре собственности банка.

Другие сроки в этом Положении употребляются в значениях, приведенных в Законе и других законах Украины.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Правления Национального банка Украины от 15.10.2015 г. №700, 13.04.2016 г. №261, 18.10.2016 г. №395)

(см. предыдущую редакцию)

3. Банки, их обособленные подразделения создаются в соответствии с Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, Законом, законами Украины "Об акционерных обществах", "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований" (далее - Закон о государственной регистрации), законодательства Украина о кооперации, других актов законодательства Украины, в том числе нормативно-правовых актов Национального банка Украины.

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 18.10.2016 г. №395)

(см. предыдущую редакцию)

4. Документы, представляемые в Национальный банк Украины (далее - Национальный банк) в соответствии с настоящим Положением, должны быть изложены на украинском языке и не содержать исправлений, неточностей.

Документы, составленные на иностранном языке, для представления Национальному банку должны быть переведены на украинский язык (подлинность подписи переводчика удостоверяется нотариально). Не переводятся на украинский язык документы, составленные на иностранном языке с одновременным приведением их текста на украинском языке.

Документы, представляемые в Национальный банк юридическим лицом, подписываются руководителем и заверяются печатью такого юридического лица (при наличии) или подписываются уполномоченным лицом юридического лица.

Документы, представляемые в Национальный банк физическим лицом, подписываются самим физическим лицом или его представителем. Доверенность на право подписи представителем документов подается в оригинале или в копии, заверенной нотариально.

Одновременно с документами на бумажных носителях в Национальный банк представляются копии этих документов в электронном виде (далее - электронные копии документов).

Электронные копии документов могут создаваться в виде файлов, которые содержат отсканированные с бумажных носителей изображения документов.

Сканирование с бумажных носителей изображения документов осуществляется с учетом следующих требований:

1) документ сканируется в файл формата pdf;

2) сканированная копия каждого отдельного документа сохраняется как отдельный файл;

3) файл должен иметь краткое название латинскими буквами, отражающее содержание и реквизиты документа;

4) документы, содержащие более одной страницы, сканируются в один файл;

5) разрешение сканирования не ниже 300 dpi.

Документы в электронном виде могут подаваться на цифровых носителях или направляться по электронной почте Национального банка (для банков). В случае замены документов при рассмотрении пакета документов Национальным банком их электронные копии могут быть поданы в порядке, указанном в пункте 4 главы 1 раздела I настоящего Положения, или присланы на адрес электронной почты работника Национального банка, ответственного за рассмотрение пакета документов

Банк/заявитель вправе не представлять в Национальный банк документы, определенные настоящим Положением, если они ранее подавались в Национальный банк в соответствии с требованиями настоящего Положения, при условии, что такие документы являются действительными, а информация, которая в них содержится, актуальна. Для учета таких документов банк/заявитель подает в Национальный банк ходатайство об учете ранее поданных документов, в котором приводится перечень соответствующих документов с указанием их названия, даты, органа или лица, которые выдал/выдало, информации о том, в составе какого пакета документов такие документы ранее представлялись в Национальный банк, и заверения о том, что такие документы являются действительными, а информация, которая в них содержится, является актуальной. Это положение не касается документов, которые выдаются государственными органами или специализированными организациями и подтверждают статус лица на определенную дату, или документов, имеющих ограниченный нормативно-правовыми актами срок действия.

Национальный банк имеет право требовать от банка/заявителя повторного представления документов, которые ранее подавались в Национальный банк, если срок их хранения истек, документы переданы в архивное учреждение или доступ к ним по другим причинам затруднен.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Правления Национального банка Украины от 13.04.2016 г. №261, 16.05.2017 г. №38, 16.06.2017 г. №56)

(см. предыдущую редакцию)

5. Документы, указанные в настоящем Положении, выданные в иностранном государстве, имеют нотариально заверены по месту выдачи и легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Документы, которые выданы в иностранном государстве и касаются юридического лица, легализация которых не предусмотрена международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, подаются Национальном банке за подписью уполномоченного лица.

Документы, которые выданы в иностранном государстве и касаются физического лица, легализация которых не предусмотрена международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, подаются Национальном банке за подписью физического лица или его уполномоченного представителя.

Аудиторское заключение аудитора/аудиторской фирмы (далее - аудитор) иностранного государства, кроме государств-членов Европейского Союза, подлежит подтверждению аудитором Украины в соответствии с Законом Украины "Об аудиторской деятельности".

В случае невозможности соблюдения требований по оформлению, определенных пунктом 5 главы 1 раздела I настоящего Положения о документах, выданных в иностранном государстве, по независящим от лица причинам, заявитель подает в Национальный банк обоснованные объяснения. Национальный банк имеет право рассмотреть документы, выданные в иностранном государстве, совершенные без соблюдения требований по оформлению, определенных пунктом 5 главы 1 раздела I настоящего Положения, если признает объяснения заявителя уважительными и не будет сомнений в подлинности документов и изложенной в них информации.

(В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Правления Национального банка Украины от 13.04.2016 г. №261, 18.10.2016 г. №395, 16.11.2016 г. №401)

(см. предыдущую редакцию)

6. Уполномоченное лицо вместе с документами, представляемыми им в Национальный банк, одновременно подает документы (или их нотариально заверенные копии), подтверждающие его полномочия. В доверенности на представительство физического лица или юридического лица в отношениях с Национальным банком по вопросам, определенным настоящим Положением, указывается объем полномочий представителя по совершению необходимых действий и подписанию соответствующих документов. Доверенность, выданная физическим лицом, должна быть заверена нотариально.

7. Национальный банк во исполнение требований Закона имеет право требовать от банка, его учредителей, владельцев существенного участия в банке, участников (акционеров), лиц, которые намерены приобрести/увеличить существенное участие в банке, лиц, входящих в состав десяти крупнейших окончательных ключевых участников банка, других лиц предоставления дополнительных документов, содержащих информацию, необходимую для принятия решений в соответствии с настоящим Положением.

Национальный банк имеет право вернуть на доработку пакеты документов, указанные в настоящем Положении, в случае их некомплектности и/или несоответствия представленных документов требованиям законодательства Украины и нормативно-правовых актов Национального банка.

Национальный банк имеет право приостановить рассмотрение пакетов документов, представляемых в соответствии с настоящим Положением, в случае выявления обстоятельств, которые могут повлиять на принятие Национальным банком соответствующего решения, до выяснения таких обстоятельств, но не более чем на 30 календарных дней. Национальный банк уведомляет заявителя о приостановлении рассмотрения пакета документов в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения (решение принимает уполномоченное лицо Национального банка).

Национальный банк вправе продлить срок рассмотрения пакета документов по обоснованному ходатайству заявителя и установить срок, на который продлен срок рассмотрения (решение принимает уполномоченное лицо Национального банка).

(В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Правления Национального банка Украины от 13.04.2016 г. №261, 18.10.2016 г. №395)

(см. предыдущую редакцию)

8. Юридические и физические лица не имеют права быть участниками банка, если невозможно установить ключевых участников в структуре их собственности (для юридических лиц) и/или источники средств, за счет которых эти лица приобретают участие в банке.

9. Заявители обязаны уплатить Национальному банку за услуги, предоставляемые в соответствии с настоящим Положением, и подать копии платежных документов о внесении платы за соответствующую услугу одновременно с подачей Национальному банку соответствующего пакета документов. Непредставление копии платежного документа о внесении платы за услугу, установленную Национальным банком, является основанием для возвращения Национальным банком документов на доработку.

Услуга по этому Положению считается оказанной, а плата за рассмотрение документов не подлежит возврату, если по соответствующим пакетам документов Национальным банком было принято решение или если пакет документов по ходатайству заявителя был возвращен без рассмотрения.

Перечень услуг, за которые взимается плата, и соответствующие тарифы устанавливаются Национальным банком.

(Пункт 9 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 18.10.2016 г. №395)

(см. предыдущую редакцию)

10. Документы, определенные настоящим Положением, представляются в Национальный банк.

Решения, предусмотренные настоящим Положением, принимают Правления Национального банка, Комитет по вопросам надзора, уполномоченное лицо Национального банка.

Письма с сообщениями о принятых решениях по вопросам, определенным в настоящем Положении, подписывает уполномоченное лицо Национального банка.

11. За нарушение требований настоящего Положения к банкам, их руководителям, владельцам существенного участия применяются меры воздействия в соответствии с Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка, которые определяют порядок их применения.

12. Лицо является таковым, что осуществляет независимо от формального владения значительное влияние на управление или деятельность банка, в частности, если такое лицо может использовать права голоса от 10, но менее 50 процентов акций (паев) банка на общем собрании по своему усмотрению (кроме случаев, когда в доверенности на право участия и голосования определено, каким образом представитель должен голосовать по вопросам повестки дня, или наличии доверенности на право участия и голосования и отдельного документа, в котором определено, каким образом представитель должен голосовать по вопросам повестки дня).

13. Лицо является таковым, что осуществляет независимо от формального владения решающее влияние на управление или деятельность банка, в частности, если такое лицо может использовать права голоса 50 процентов акций (паев) банка на общем собрании по своему усмотрению (кроме случаев, когда в доверенности на право участия и голосования определено, каким образом представитель должен голосовать по вопросам повестки дня, или наличии доверенности на право участия и голосования и отдельного документа, в котором определено, каким образом представитель должен голосовать по вопросам повестки дня).

Глава 2. Определение деловой репутации юридических и физических лиц

14. Признаками отсутствия безупречной деловой репутации юридического лица являются:

1) отсутствие безупречной деловой репутации у члена исполнительного органа или совета юридического лица;

2) отсутствие безупречной деловой репутации у лица, которое является контролером юридического лица;

3) наличие фактов невыполнения лицом в течение последних пяти лет взятых на себя обязательств по обеспечению внесения средств для капитализации банка;

4) нарушение (неисполнение или ненадлежащее исполнение) обязательства финансового характера, сумма которого превышает 300 000 гривен (или эквивалент этой суммы в иностранной валюте), а срок нарушения превышает 90 календарных дней, в отношении любого банка или другого юридического или физического лица в течение последних трех лет;

5) ненадлежащее исполнение обязанностей в качестве плательщика налогов и сборов;

6) то, что лицо было владельцем существенного участия в банке по состоянию на любую дату в течение одного года, предшествующего принятию решения Национальным банком об:

а) отзыве у банка банковской лицензии согласно пункту 1 или пункту 3 части второй статьи 77 Закона (применяется в течение 10 лет со дня принятия такого решения Национальным банком);

б) отнесение банка к категории неплатежеспособных в связи с однократным грубым или систематическим нарушением банком законодательства в сфере наличного обращения, что создает угрозу интересам вкладчиков или других кредиторов банка, или отнесение банка к категории неплатежеспособных по другим основаниям, если в решении Национального банка также установлено осуществление банком рисковой деятельности, что создает угрозу интересам вкладчиков или других кредиторов банка (применяется в течение 10 лет со дня принятия такого решения Национальным банком);

в) отнесение банка к категории неплатежеспособных по основанию, предусмотренному пунктом 1 части первой статьи 76 Закона, если решение об отнесении банка к категории проблемных, которое ему предшествовало, было принято в связи с осуществлением банком рисковой деятельности, угрожающей интересам вкладчиков или других кредиторов банка (применяется в течение 10 лет со дня принятия такого решения Национальным банком);

г) отнесение банка к категории неплатежеспособных по другим основаниям, предусмотренным статьей 76 Закона (применяется в течение трех лет со дня принятия такого решения Национальным банком);

7) непринятии лицом, являющимся владельцем существенного участия в банке, своевременных мер для предотвращения наступления неплатежеспособности банка согласно требованию части четвертой статьи 58 Закона (применяется в течение пяти лет со дня принятия решения Национальным банком об отнесении банка к категории неплатежеспособных, в котором отмечается о нарушении лицом требований части четвертой статьи 58 Закона);

8) применении иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями или Украиной санкций к лицу (применяется в течение действия санкций и трех лет после отмены санкций);

9) включения лица в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции (применяется во время пребывания в перечне и в течение трех лет после исключения лица из перечня);

10) предоставление юридическим лицом недостоверной информации Национальному банку (применяется в течение трех лет со дня предоставления такой информации).

(В пункт 14 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Правления Национального банка Украины от 13.04.2016 г. №261, 18.10.2016 г. №395)

(см. предыдущую редакцию)

15. Признаком отсутствия безупречной деловой репутации физического лица являются:

1) наличие судимости, которая не погашена и не снята в установленном законодательством порядке, за преступления, предусмотренные разделом VII, статьями 199, 200, 209, 209-1, 212, 212-1, 258, 258-5, статьями 366-1, 368, 368-2, 368-3, 368-4, 369, 369-2 Уголовного кодекса Украины;

2) наличие фактов невыполнения лицом в течение последних пяти лет взятых на себя обязательств по обеспечению внесения средств для капитализации банка;

3) нарушение (неисполнение или ненадлежащее исполнение) обязательства финансового характера, сумма которого превышает 50 000 гривен (или эквивалент этой суммы в иностранной валюте), а срок нарушения превышает 30 календарных дней, в отношении любого банка или другого юридического или физического лица в течение последних трех лет;

4) ненадлежащее исполнение обязанностей в качестве плательщика налогов и сборов;

5) то, что лицо:

(i) было владельцем существенного участия в банке по состоянию на любую дату, или

(іi) занимало не менее шести месяцев должности в органах управления и/или контроля банка или должность главного бухгалтера банка, или должность руководителя подразделения внутреннего аудита банка или выполняло обязанности указанных лиц, или

(iii) независимо от занятия должностей и владения участием в банке по состоянию на любую дату имело право давать обязательные указания или возможность иным образом определять или существенно влиять на действия банка,-

в течение одного года, предшествующего принятию решения Национальным банком о:

а) отзыве у банка банковской лицензии согласно пункту 1 или пунктом 3 части второй статьи 77 Закона (применяется в течение 10 лет со дня принятия такого решения Национальным банком);

б) отнесение банка к категории неплатежеспособных в связи с однократным грубым или систематическим нарушением банком законодательства в сфере наличного обращения, что создает угрозу интересам вкладчиков или других кредиторов банка, или отнесение банка к категории неплатежеспособных по другим основаниям, если в решении Национального банка также установлено осуществление банком рисковой деятельности, что создает угрозу интересам вкладчиков или других кредиторов банка (применяется в течение 10 лет со дня принятия такого решения Национальным банком);

в) отнесение банка к категории неплатежеспособных по основанию, предусмотренному пунктом 1 части первой статьи 76 Закона, если решение об отнесении банка к категории проблемных, которое ему предшествовало, было принято в связи с осуществлением банком рисковой деятельности, угрожающей интересам вкладчиков или других кредиторов банка (применяется в течение 10 лет со дня принятия такого решения Национальным банком);

г) отнесение банка к категории неплатежеспособных по другим основаниям, предусмотренным статьей 76 Закона (применяется в течение трех лет со дня принятия такого решения Национальным банком);

6) непринятии лицом, являющимся владельцем существенного участия в банке, своевременных мер для предотвращения наступления неплатежеспособности банка согласно требованию части четвертой статьи 58 Закона (применяется в течение пяти лет со дня принятия решения Национальным банком об отнесении банка к категории неплатежеспособных, в котором отмечается о нарушении лицом требований части четвертой статьи 58 Закона);

7) применении иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями или Украиной санкций к лицу (применяется в течение действия санкций и трех лет после отмены санкций);

8) включении лица в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции (применяется во время пребывания в перечне и в течение трех лет после исключения лица из перечня);

9) освобождении по требованию Национального банка или другого государственного органа (в течение последних пяти лет);

10) освобождении по статьям 40 (пункты 2-4, 7, 8), 41 (кроме пункта 5 части первой этой статьи) Кодекса законов о труде Украины (в течение последних пяти лет);

11) лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в соответствии с приговором суда, которое продолжается;

12) то, что лицо подвергнуто административному взысканию за нарушение требований банковского законодательства, законодательства по вопросам финансового мониторинга (применяется в течение одного года со дня наступления такого события);

13) то, что лицо было назначено после 1 июня 2015 года на должность председателя правления или главного бухгалтера банка (или должность исполняющего обязанности председателя правления или главного бухгалтера банка) и занимало соответствующую должность в течение более чем четырех месяцев (для граждан Украины) или шести месяцев (для иностранцев) с момента назначения без получения письменного согласия Национального банка на занятие соответствующей должности [применяется с первого дня пятого (для граждан Украины) или седьмого (для иностранцев) месяца после назначения лица на должность и в течение трех лет с даты увольнения лица с соответствующей должности];

14) то, что лицо было назначено после 1 июня 2015 года на должность члена правления, совета банка (или должность исполняющего обязанности члена правления, совета банка) и занимало эту должность в течение более чем четырех месяцев (для граждан Украины) или шести месяцев (для иностранцев) с момента назначения без определения соответствия его профессиональной пригодности и деловой репутации [применяется с первого дня пятого (для граждан Украины) или седьмого (для иностранцев) месяца после назначения лица на должность и в течение трех лет с даты увольнения лица с должности];

15) то, что лицо было избрано (назначено) после 1 июня 2015 года на должность председателя или члена правления, председателя или члена совета банка, в котором структура собственности признана Национальным банком непрозрачной, и занимало любую руководящую должность в этом банке в течение не менее одного года с момента назначения [применяется через год после избрания (назначения) лица на должность и в течение трех лет с даты отзыва (увольнения) лица от должности].

16) предоставление физическим лицом недостоверной информации Национальному банку (применяется в течение трех лет со дня предоставления такой информации).

Национальный банк имеет право не применять в отношении физического лица признак, предусмотренный подпунктом 3 пункта 15 главы 2 раздела I настоящего Положения, если нарушение обязательства финансового характера состоялось по уважительным причинам. Для подтверждения уважительности причины нарушения физическое лицо подает в Национальный банк письменные объяснения и документы, которые подтверждают, а также заверения кредитора по такому обязательству об отсутствии претензий к физическому лицу о текущем состоянии выполнения этого обязательства.

Национальный банк имеет право не применять в отношении физического лица признаки отсутствия безупречной деловой репутации, предусмотренные подпунктами 13, 14 пункта 15 главы 2 раздела I настоящего Положения, если превышение сроков, указанных в подпунктах 13, 14 пункта 15 главы 2 раздела I настоящего Положения, произошло из-за обстоятельств, не зависящих от самого лица. Для подтверждения этих обстоятельств лицо подает в Национальный банк письменные объяснения и документы, подтверждающие их.

Национальный банк имеет право признать деловую репутацию лица небезупречной при наличии других, кроме определенных пунктами 14, 15 главы 2 раздела I настоящего Положения признаков, свидетельствующих о том, что деловая репутация такого лица не является безупречной с точки зрения деловой практики, профессиональной этики, порядочности, профессиональных и управленческих способностей (решение принимает Комитет по вопросам надзора, а относительно председателей правления банков и руководителей филиалов иностранных банков - Правление Национального банка).

Определение Национальным банком деловой репутации лица осуществляется в предусмотренных Законом и настоящим Положением случаях и не является определением деловой репутации лица в соответствии с гражданским законодательством Украины.

(В пункт 15 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Правления Национального банка Украины от 13.04.2016 г. №261, 18.10.2016 г. №395, 16.11.2016 г. №401)

(см. предыдущую редакцию)

Глава 3. Оценка финансового состояния юридических и физических лиц

Общие положения

16. Лицо должно соответствовать требованиям финансового состояния, определенным настоящим Положением.

17. Оценка финансового состояния юридических и физических лиц осуществляется в следующих случаях:

1) согласования устава юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, - об учредителях такого юридического лица;

2) согласование изменений, вносимых в устав банка, - в отношении участников банка, которые совершили взносы в уставный капитал банка или приобрели акции/паи банка на вторичном рынке;

3) согласование приобретения или увеличения существенного участия в банке - в отношении лиц, которые намерены приобрести/увеличить или приобрели/увеличили существенное участие в банке;

4) оценки структуры собственности банка по ее прозрачности – в отношении десяти крупнейших окончательных ключевых участников в структуре собственности банка.

(В пункт 17 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 13.04.2016 г. №261)

(см. предыдущую редакцию)

18. Для целей настоящего Положения соответствующая дата - это:

1) в случае согласования устава юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, - дата внесения учредителями средств в уставный капитал такого юридического лица;

2) в случае согласования изменений, вносимых в устав в части увеличения уставного капитала банка, - дата оплаты акций (паев) банка по договорам купли-продажи или размещения акций (паев) банка;

3) в случае согласования приобретения или увеличения существенного участия в банке - дата подачи документов на рассмотрение Национального банка;

4) в случае проверки структуры собственности банка по ее прозрачности - дата, определенная Национальным банком для банка (соответствующего ключевого участника банка).

(В пункт 18 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 13.04.2016 г. №261)

(см. предыдущую редакцию)

Оценка финансового состояния юридических лиц

19. Оценка финансового состояния юридического лица осуществляется в случаях, указанных в пункте 17 главы 3 раздела I настоящего Положения:

1) для юридических лиц - резидентов Украины - за последний завершенный отчетный год по состоянию на последнюю годовую отчетную дату, а также на последнюю отчетную дату, предшествующую соответствующей дате;

2) для юридических лиц - нерезидентов - за последние три завершенных отчетных года по состоянию на каждую летнюю отчетную дату;

3) для юридических лиц, имеющих инвестиционный уровень кредитного рейтинга или которые являются публичными компаниями, - за последний завершенный отчетный год по состоянию на последнюю годовую отчетную дату, предшествующую соответствующей дате;

4) для юридических лиц, которые приобрели акции/паи банка на вторичном рынке (в случае согласования устава банка в новой редакции в связи с увеличением уставного капитала банка) - за последний завершенный отчетный год по состоянию на последнюю годовую отчетную дату, предшествующую соответствующей дате.

(В пункт 19 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 13.04.2016 г. №261)

(см. предыдущую редакцию)

20. Финансовая отчетность юридических лиц - резидентов и нерезидентов (кроме юридических лиц, имеющих инвестиционный уровень кредитного рейтинга, публичных компаний) подается в составе:

1) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за соответствующее количество лет;

2) промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный отчетный период между последней годовой отчетной датой и соответствующей датой. Если после окончания последнего завершенного отчетного периода и соответствующей датой прошло больше месяца, то указанная отчетность юридических лиц - резидентов должна также быть дополнена балансом и отчетом о прибылях и убытках, составленными на последний календарный день месяца, предшествующего соответствующей дате.

Финансовая отчетность юридических лиц, имеющих инвестиционный уровень кредитного рейтинга и публичных компаний, подается в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный год.

Финансовая отчетность банков Украины не подается.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ Положение о порядке регистрации и лицензирования банков, открытия обособленных подразделений Раздел I. Общие положения Глава 1. Вводные положения Глава 2. Определение деловой репутации юридических и физических лиц Глава 3. Оценка финансового состояния юридических и физических лиц Раздел II. Согласование устава юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, и приобретение существенного участия в банке Глава 1. Согласование устава юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность Глава 2. Требования к формированию и увеличению уставного капитала Глава 3. Требования относительно наименования банка Глава 4. Согласование приобретения существенного участия в банке Глава 5. Особенности создания государственного банка и изменения размера его уставного капитала Раздел III. Регистрация и лицензирование банков Глава 1. Регистрация банка Глава 2. Общие положения о лицензировании банков Глава 3. Предоставление банковской лицензии Глава 4. Согласование назначения и определения соответствия профессиональной пригодности и деловой репутации руководителей банка Глава 5. Требования о начале нового вида деятельности или предоставление нового вида финансовых услуг Раздел IV. Открытие обособленных подразделений украинских банков на территории Украины Глава 1. Общие требования к открытию обособленных подразделений украинских банков Глава 2. Порядок открытия филиалов/отделений, представительств украинских банков Раздел V. Создание дочернего банка, филиала и представительства украинского банка на территории других государств Глава 1. Общие требования к созданию и прекращение деятельности дочернего банка, филиала и представительства украинского банка на территории других государств Глава 2. Порядок предоставления разрешения на создание дочернего банка, филиала, представительства украинского банка на территории других государств Глава 3. Особенности прекращения деятельности филиала Украинской банка на территории других государств Раздел VI. Порядок аккредитации филиалов, представительств иностранных банков на территории Украины Глава 1. Общие положения об аккредитации филиалов, представительств иностранных банков на территории Украины Глава 2. Аккредитация филиалов иностранных банков на территории Украины Глава 3. Аккредитация представительств иностранных банков на территории Украины Раздел VII. Изменения в деятельности банков и их обособленных подразделений Глава 1. Согласование изменений, вносимых в уставы банков Глава 2. Смена собственников существенного участия в банке, размер владения существенным участием Глава 3. Согласование назначения и определения соответствия профессиональной пригодности и деловой репутации руководителей банка, руководителя подразделения внутреннего аудита (в случае их изменения) Глава 4. Изменения, касающиеся филиала/отделения, представительства украинского банка Глава 5. Изменения, касающиеся филиалов, представительств иностранных банков на территории Украины Глава 6. Контроль за соблюдением требований банковского законодательства относительно деловой репутации руководителей банков Глава 7. Упрощенная процедура согласования изменений, вносимых в устав банка, согласование назначения и определение соответствия профессиональной пригодности и деловой репутации руководителей банка Раздел VIII. Капитализация банка по упрощенной процедуре Глава 1. Предварительное согласие Национального банка на капитализацию банка по упрощенной процедуре Глава 2. Согласование изменений в устав банка, связанных с увеличением уставного капитала Глава 3. Упрощенный порядок согласования приобретения или увеличения существенного участия в банке в связи с капитализацией или реорганизацией банка по упрощенной процедуре Раздел IX. Прекращение осуществления банковской деятельности Глава 1. Ликвидация банка по решению его владельцев Глава 2. Завершение ликвидации банка Глава 3. Особенности ликвидации филиала иностранного банка Глава 4. Прекращение осуществления банковской деятельности без прекращения юридического лица Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 Приложение №6 Приложение №7 Приложение №8 Приложение №9 Приложение №10 Приложение №11 Приложение №12 Приложение №13 Приложение №14 Приложение №15 Приложение №16 Приложение №17 Приложение №18 Приложение №19 Приложение №20 Перечень нормативно-правовых актов Национального банка Украины, утративших силу