Недействующая редакция. Принята: 10.02.2011 / Вступила в силу: 22.02.2011

Недействующая редакция, не действует с 01.03.2012 г.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 4 июля 2008 года №158

О государственной должности и статусе государственного служащего

(В редакции Законов Республики Молдова от 20.10.2009 г. №41, 04.12.2009 г. №93, 23.12.2009 г. №127-XVIII, 07.05.2010 г. №80, 28.05.2010 г. №98, N144 от 02.07.2010 г., 10.02.2011 г. №8)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет и цель закона

(1) Настоящий закон регулирует общий режим государственной должности, статус государственного служащего, правоотношения государственных служащих с органами публичной власти (далееслужебные отношения), а также иные вытекающие из них отношения

(2) Целью настоящего закона является обеспечение исполнения стабильной, профессиональной, беспристрастной, прозрачной и эффективной государственной службы в интересах общества и государства.

Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего закона используются следующие понятия:

государственная служба - деятельность в общественных интересах, организуемая и осуществляемая органом публичной власти;

орган публичной власти - любые учрежденные законом или иным нормативным актом организационная структура или орган, функционирующие в режиме публичной власти в целях реализации общественных интересов;

государственная должность - совокупность полномочий и обязанностей, установленных на основе закона в целях осуществления прерогатив публичной власти;

государственный служащий - физическое лицо, назначенное в соответствии с настоящим законом на государственную должность;

ответственная государственная должность - государственная должность, занимаемая в силу мандата, полученного непосредственно - в результате организованных выборов, или опосредованно - путем назначения в соответствии с законом;

управление государственной должностью и государственными служащими - совокупность деятельностей по осуществлению процедур планирования людских ресурсов, зачисления, профессионального развития, оплаты труда и оценки профессиональных достижений государственных служащих, а также иных политик и процедур в области кадров, направленных на оптимальную реализацию роли и стратегических целей органа публичной власти.

Статья 3. Деятельность, предполагающая реализацию прерогатив публичной власти

Деятельностью, осуществляемой государственными служащими, предполагающей реализацию прерогатив публичной власти, является:

a) разработка и координация разработки документов политик;

b) разработка проектов законодательных и нормативных актов, а также иных регламентирующих актов органа публичной власти;

c) введение в действие законодательных и нормативных актов;

d) разработка необходимых для осуществления полномочий органа публичной власти административных актов, направленных на применение и выполнение законодательных и нормативных актов;

e) внутренний и внешний публичный контроль и аудит;

f) управление кадрами государственной службы;

g) планирование, управление и контроль публичных финансовых ресурсов;

h) налоговое администрирование;

i) представление в пределах установленных полномочий интересов органа публичной власти, в котором государственный служащий осуществляет деятельность, в отношениях с физическими или юридическими лицами публичного или частного права в стране и за рубежом, включая сферу юстиции.

Статья 4. Сфера применения настоящего закона

(1) Положения настоящего закона применяются к государственным служащим органов публичной власти, указанных в приложении 1.

(2) Положения настоящего закона применяются к государственным служащим, имеющим особый статус (сотрудники дипломатической службы, таможенной службы, органов обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка, иные установленные законом категории), в части, не регулируемой специальными законами.

(3) Положения настоящего закона не применяются к:

a) лицам, исполняющим ответственные государственные должности, указанные в приложении 2;

b) персоналу, зачисленному на основе личного доверия в кабинет лиц, исполняющих ответственные государственные должности;

c) персоналу органов публичной власти, выполняющему вспомогательные функции: канцелярские, протокольные, административные (охрана, хозяйственные работы, работы по содержанию, ремонту и обслуживанию), администрирования информационных систем, включая ввод и обработку информации, обеспечивающей функционирование органа публичной власти;

d) иным категориям персонала, не осуществляющим деятельность, предполагающую реализацию прерогатив публичной власти.

Статья 5. Основные принципы государственной службы

Государственная служба основывается на принципах законности, профессионализма, гласности, беспристрастности, независимости, ответственности, стабильности и лояльности.

Глава II. УЧРЕЖДЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ. КАТЕГОРИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Статья 6. Учреждение государственных должностей

Государственные должности учреждаются на основе актов Парламента, Президента Республики Молдова, Правительства и иных органов публичной власти, издаваемых в пределах их полномочий, установленных Конституцией и другими законами.

Статья 7. Классификация государственных должностей

(1) В соответствии с уровнем полномочий обладателя государственные должности подразделяются на следующие категории:

a) высшие руководящие государственные должности;

b) руководящие государственные должности;

c) исполнительные государственные должности.

(2) В зависимости от сложности и характера задач, уровня важности и ответственности каждая категория государственных должностей подразделяется на группы, указанные в Едином классификаторе государственных должностей, утвержденном Парламентом.

Статья 8. Государственные служащие - руководители высшего звена

(1) Государственные служащие - руководители высшего звена осуществляют управление высшего звена в органах публичной власти.

(2) Категория государственных служащих - руководителей высшего звена включает лиц, назначенных на одну из следующих высших руководящих государственных должностей:

a) исключен

b) исключен

c) заместитель руководителя административного органа;

d) руководитель и заместитель руководителя аппарата органа публичной власти (Парламента, Президента Республики Молдова, Высшего совета магистратуры, Конституционного суда, Высшей судебной палаты, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты).

(3) Замещение вакантной высшей руководящей государственной должности осуществляется по конкурсу.

(4) Для замещения высшей руководящей государственной должности лицо должно отвечать в совокупности следующим требованиям:

a) соответствовать условиям, предусмотренным статьей 27;

b) иметь высшее образование, подтвержденное дипломом лиценциата или равноценным документом об образовании;

с) иметь стаж работы по специальности/профилю соответствующей государственной должности не менее пяти лет.

(5) Назначение на должность государственных служащихруководителей высшего уровня, изменение, приостановление и прекращение служебных отношений производятся согласно закону:

a) Правительством - по государственным должностям, указанным в пункте с) части (2);

b) руководителями соответствующих органов публичной власти - по государственным должностям, указанным в пункте d) части (2).

(6) Для замещения по конкурсу должностей, предусмотренных пункте

с) части (2), создается постоянная комиссия, состоящая из семи членов - ведущих специалистов в публичном управлении, назначаемых Правительством.

(7) Структура, критерии назначения членов, полномочия и порядок создания и функционирования комиссии, указанной в части (6), утверждаются в соответствии с настоящим законом Правительством.

(8) Для замещения по конкурсу должностей, предусмотренных в пункте d) части (2), создаются конкурсные комиссии согласно положениям нормативных актов, принятых соответствующими органами публичной власти.

Статья 9. Государственные служащие - руководители

(1) Категория государственных служащих - руководителей включает лиц, назначенных в соответствии с настоящим законом на одну из следующих руководящих государственных должностей:

a) руководитель и заместитель руководителя органа, подведомственного министерствам и другим административным органам;

b) руководитель и заместитель руководителя внутреннего подразделения органа публичной власти;

c) руководитель и заместитель руководителя деконцентрированной службы органа публичной власти;

d) исключен

e) исключен

f) исключен

g) руководитель и заместитель руководителя децентрализованной службы, организованной в административно-территориальной единице и в автономном территориальном образовании с особым статусом;

h) секретарь совета села (коммуны), сектора, города (муниципия), района и секретарь претуры;

i) претор и заместитель претора сектора муниципия Кишинэу.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет и цель закона Статья 2. Основные понятия Статья 3. Деятельность, предполагающая реализацию прерогатив публичной власти Статья 4. Сфера применения настоящего закона Статья 5. Основные принципы государственной службы Глава II. УЧРЕЖДЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ. КАТЕГОРИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ Статья 6. Учреждение государственных должностей Статья 7. Классификация государственных должностей Статья 8. Государственные служащие - руководители высшего звена Статья 9. Государственные служащие - руководители Статья 10. Государственные служащие - исполнители Глава III. МЕНЕДЖМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛЖНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ Статья 11. Компетенция Правительства Статья 12. Управление государственной должностью и государственными служащими в органе публичной власти Статья 13. Учет государственных должностей и государственных служащих Глава IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО. НЕСОВМЕСТИМОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ Часть 1. Права государственного служащего Статья 14. Основные права государственного служащего Статья 15. Право государственного служащего на выражение мнения Статья 16. Принадлежность к партиям и общественно-политически организациям Статья 17. Право создавать профессиональные союзы и другие организации и вступать в них Статья 18. Доступ к информации личного характера Статья 19. Рабочее время Статья 20. Правовая защита при исполнении должности Статья 21. Право на забастовку Часть 2. Обязанности государственного служащего Статья 22. Основные обязанности государственного служащего Статья 23. Выполнение распоряжений руководителя Статья 24. Декларации о доходах и имуществе и о личных интересах Часть 3. Несовместимости и ограничения Статья 25. Основные несовместимости государственной должности Статья 26. Ограничения в иерархии государственной должности Глава V. КАРЬЕРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ Часть 1. Зачисление на государственную службу Статья 27. Основные условия для поступления на государственную должность Статья 28. Замещение вакантной государственной должности Статья 29. Конкурс на замещение вакантной государственной должности Статья 30. Назначение на государственную должность Статья 31. Испытательный срок для начинающего государственного служащего Статья 32. Присяга государственного служащего Статья 33. Классные чины государственных служащих и их присвоение Часть 2. Оценка профессиональных достижений государственного служащего Статья 34. Основные положения об оценке профессиональных достижений Статья 35. Оценка профессиональных достижений государственных служащих - руководителей высшего звена Статья 36. Оценка профессиональных достижений государственных служащих - руководителей и исполнителей Часть 3. Профессиональное развитие государственного служащего Статья 37. Процесс непрерывного профессионального развития Статья 38. Специфические условия процесса непрерывного профессионального развития Часть 4. Оплата труда и социальные гарантии государственного служащего Статья 39. Оплата труда государственного служащего Статья 40. Поощрение государственного служащего Статья 41. Стаж работы на государственной службе Статья 42. Социальные гарантии Статья 43. Отпуск государственного служащего Глава VI. ИЗМЕНЕНИЕ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ Часть 1. Изменение служебных отношений Статья 44. Порядок изменения служебных отношений Статья 45. Продвижение по должности Статья 46. Повышение по ступеням оплаты Статья 47. Откомандирование Статья 48. Перевод Статья 49. Временное исполнение руководящей государственной должности Статья 50. Перевод в интересах службы государственных служащихруководителей высшего звена Часть 2. Приостановление служебных отношений Статья 51. Общие понятия Статья 52. Приостановление служебных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон Статья 53. Приостановление служебных отношений органом публичной власти Статья 54. Приостановление служебных отношений по заявлению государственного служащего Статья 55. Восстановление в государственной должности Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО Статья 56. Ответственность государственного служащего Статья 57. Дисциплинарные проступки Статья 58. Дисциплинарные взыскания Статья 59. Наложение дисциплинарных взысканий Статья 60. Срок действия и обжалование дисциплинарного взыскания Глава VIII. ПРЕКРАЩЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ Статья 61. Условия прекращения служебных отношений Статья 62. Прекращение служебных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон Статья 63. Освобождение от государственной должности Статья 64. Увольнение с государственной должности Статья 65. Отставка Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 66 Статья 67 Статья 68 Статья 69 Статья 69-1 Статья 70 Статья 71 Статья 72 Статья 73 Статья 74 Статья 75 Статья 76 Статья 77 Органы публичной власти, подпадающие под действие Закона о государственной должности и статусе государственного служащего Ответственные государственные должности