Недействующая редакция. Принята: 24.07.2013 / Вступила в силу: 26.07.2013

Недействующая редакция, не действует с 30 июня 2017 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 24 июля 2013 года №560

Об утверждении Стратегии в области защиты прав потребителей на 2013-2020 годы

Для обеспечения целей Программы Правительства Республики Молдова "Европейская интеграция: Свобода, Демократия, Благосостояние" на 2013-2014 годы Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

Стратегию в области защиты прав потребителей на 2013-2020 годы, согласно приложению №1;

План действий на первый период (2013-2016 гг.) по реализации Стратегии в области защиты прав потребителей на 2013-2020 годы, согласно приложению №2.

2. Министерствам, другим центральным административным органам:

представлять ежегодно, до 31 января, Министерству экономики информацию о реализации указанного Плана действий;

обеспечить в пределах компетенций и за счет средств, утвержденных законом о государственном бюджете на соответствующий год, а также из других источников, предусмотренных действующим законодательством, реализацию положений указанного Плана действий.

3. Рекомендовать органам местного публичного управления утвердить территориальные планы действий по реализации Стратегии в области защиты прав потребителей на 2013-2020 годы и обеспечить необходимые условия для реализации предусмотренных в Плане действий.

4. Министерству экономики представлять Правительству ежегодно, до 1 марта, отчет о реализации Стратегии в области защиты прав потребителей на 2013-2020 годы.

5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Министерство экономики.

6. Признать утратившим силу Постановление Правительства №5 от 14 января 2008 г. "Об утверждении Национальной стратегии в области защиты прав потребителей на 2008-2012 гг." (Официальный монитор Республики Молдова, 2008 г., №14-15, ст.76).

 

Премьер-министр

Юрие Лянкэ

Контрасигнуют:

зам. премьер-министра, министр экономики

 

Валериу Лазэр

министр финансов

Вячеслав Негруца

 

Приложение №1

к Постановлению Правительства Республики Молдова от 24 июля 2013 года №560

Стратегия в области защиты прав потребителей на 2013-2020 годы

I. Введение

Потребитель играет жизненно важную роль в экономике любой страны. Дееспособный потребитель может влиять на экономическое развитие государства путем стимулирования конкуренции и инновации в рамках деловой среды. Способность потребителей принять решение не является аспектом, относящимся только к правам потребителей, а связана с созданием глобальной среды, которая позволит потребителям пользоваться соответствующими правами и  извлекать из них выгоду. В настоящее время в Республике Молдова насчитывается  более 2,9 миллиона активных потребителей, а  потребительские расходы составляют более 63% ВВП. Использование влияния потребителей возможно только путем создания и поддержания нормативной и институциональной базы, благодаря которой предприниматель и потребитель осознают свои права и обязанности. Нормативная и институциональная база обеспечат защиту  потребителей от некорректных и противозаконных коммерческих практик и предоставят потребителю возможность принимать решения, будучи хорошо информированным.

С другой стороны, отдельный акцент в защите прав потребителей ставится на обеспечение безопасности продуктов и услуг, в том числе до  того этапа, как они станут предметом сделки между потребителем и предпринимателем. В этом случае роль потребителя является вспомогательной, так как большинство действий  проводятся органами надзора за рынком путем взаимодействия, в первую очередь, с хозяйствующими субъектами.  В этом смысле, существенным для эффективной системы надзора за рынком является достижение равновесия между защитой интересов потребителей и снижением до минимума задач, возложенных на  деловую среду. В частности, наиболее эффективные системы ставят наибольший акцент на предотвращении негативных ситуаций, чем на наказании за нарушения.

Необходимость и обязанность Правительства, с политической и административной точек зрения, принятия политического документа в области защиты прав потребителей (Стратегия и афферентный План действий) исходят из следующих положений действующей нормативной базы:

а) обязательства по обеспечению основных прав потребителей и выполнению обязательств публичными органами в этой области, установленных Законом №105-XV от 13 марта 2003 года о защите прав потребителей;

b) полномочий, изложенных в части (9.1) статьи 3, части (6) статьи 11, а также в части (8) статьи 12 Закона №64-XII от 31 мая 1990 года о Правительстве;

с) истечения периода стратегического планирования (2008-2012 гг.) в области защиты прав потребителей, установленного Национальной стратегией в области защиты прав потребителей на 2008-2012 гг., утвержденной Постановлением Правительства №5 от 14 января 2008 г;

d)  целей, намеченных по обеспечению высокого уровня защиты прав потребителей, укреплению возможностей надзора за рынком и усовершенствованию институциональной системы и правовых актов в этой области, установленных  в Программе деятельности Правительства Республики Молдова "Европейская интеграция: Свобода, Демократия, Благосостояние на 2013-2014 гг.", которой был выражен вотум доверия Постановлением Парламента №125 от 30 мая  2013 г.

II. Описание ситуации

Глобализация торговли требует изменения подходов к надзору за рынком и защите прав потребителей.

Что касается практики Европейского Союза, установлено, что в настоящее время свободное передвижение товаров является способом достижения открытого рынка для бизнеса в Европе. Новая законодательная база торговли в Европейском Союзе была принята в июле 2008 года. Она представляет комплекс мер, предназначенных для устранения оставшихся препятствий на пути свободного передвижения товаров, придает мощный импульс  торговле товарами между государствами-членами Европейского Союза. Цель новой нормативной базы Европейского Союза - усовершенствование нормативов по надзору за рынком, улучшение защиты прав потребителей от небезопасных продуктов путем планирования, координации и сотрудничества. Система надзора за рынком в Европейском Союзе основана на передовом опыте и взаимном обмене информацией между органами по надзору за рынком.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.