Недействующая редакция. Принята: 20.11.2012 / Вступила в силу: 04.01.0013

Недействующая редакция, не действует с 28 ноября 2017 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Зарегистрировано

Министерством юстиции Украины

18 декабря 2012 года

№2112/22424

РАСПОРЯЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМИССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ РЫНКОВ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ УКРАИНЫ

от 20 ноября 2012 года №2319

Об утверждении Положения о применении Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, мер воздействия за нарушение законодательства о финансовых услугах, и признании утратившими силу некоторых распоряжений Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины

В соответствии с пунктами 1, 10 части первой статьи 28, статьями 39 - 42 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг", подпунктами 4, 40 пункта 4, пунктом 13 Положения о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, утвержденного Указом Президента Украины от 23 ноября 2011 года №1070, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг ПОСТАНОВИЛА:

1. Утвердить Положение о применении Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, мер воздействия за нарушение законодательства о финансовых услугах, которое прилагается.

2. Признать утратившими силу:

распоряжение Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 13 ноября 2003 года №125 "Об утверждении Положения о применении Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины мер воздействия", зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 3 декабря 2003 года за №1115/8436;

распоряжение Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 13 мая 2004 года №616 "Об утверждении изменений к Положению о применении Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины мер воздействия", зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 27 мая 2004 года за №672/9271;

распоряжение Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 17 сентября 2004 года №2384 "О внесении изменений в Положение о применении Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины мер воздействия", зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 13 октября 2004 года за №1310/9909;

распоряжение Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 24 января 2006 года №5290 "Об утверждении Изменений к Положению о применении Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины мер воздействия", зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 7 февраля 2006 года за №106/11980;

подпункт 2.2 пункта 2 распоряжения Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 16 ноября 2006 года №6426 "Об утверждении Положения об осуществлении надзора за деятельностью филиалов страховщиковнерезидентов и применении мер воздействия за нарушение ими законодательства о финансовых услугах и о внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты", зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 27 декабря 2006 года за №1376/13250;

пункт 2 распоряжения Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 27 марта 2008 года №416 "Об утверждении Положения об особенностях применения мер воздействия в виде отстранения руководства от управления финансовым учреждением и назначения временной администрации и о внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты", зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 30 мая 2008 года за №481/15172;

распоряжение Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 8 октября 2009 года №739 "Об утверждении Изменений к Положению о применении Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины мер воздействия", зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 10 декабря 2009 года за №1193/17209.

3. Юридическому департаменту подать настоящее распоряжение в Министерство юстиции Украины для государственной регистрации.

4. Сектору связей с общественностью и протокола обеспечить обнародование настоящего распоряжения после его государственной регистрации.

5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.

6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на Члена Нацкомфинуслуг Берлина В.М.

 

Председатель

А. Стасевский

Утверждено Распоряжением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг Украины от 20 ноября 2012 года №2319

Положение о применении Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, мер воздействия за нарушение законодательства о финансовых услугах

І. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг", "О страховании", "О кредитных союзах", "О негосударственном пенсионном обеспечении", другими законами и Положением о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, утвержденным Указом Президента Украины от 23 ноября 2011 года №1070, с целью установления порядка и условий применения мер воздействия за нарушение законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по предоставлению финансовых услуг (далее - меры воздействия), и обеспечению защиты прав потребителей финансовых услуг.

Настоящее Положение определяет порядок производства по делам о нарушении законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по предоставлению финансовых услуг (далее - дела о правонарушении), механизм принятия решений Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (далее - Нацкомфинуслуг) о применении мер воздействия и их обжалования.

Нормы настоящего Положения не применяются к правоотношениям, связанным с наложением Нацкомфинуслуг штрафов за невыполнение (ненадлежащее выполнение) требований Закона Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма".

Порядок производства по делам об административных правонарушениях и наложении административных взысканий в Нацкомфинуслуг определяется Инструкцией по оформлению материалов об административных правонарушениях и наложению административных взысканий в Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, утвержденной распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 16 декабря 2010 года №969, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 18 марта 2011 года за №372/19110.

Особенности применения Нацкомфинуслуг мер воздействия в виде отстранения руководства от управления финансовым учреждением и назначения временной администрации определяется Положением об особенностях применения мер воздействия в виде отстранения руководства от управления финансовым учреждением и назначения временной администрации, утвержденным распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 27 марта 2008 года №416, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 30 мая 2008 года за №481/15172.

1.2. В настоящем Положении термины употребляются в таких значениях:

лицо - участник рынка финансовых услуг (кроме потребителей финансовых услуг);

должностные лица Нацкомфинуслуг - государственные служащие аппарата Нацкомфинуслуг;

систематическое нарушение - нарушение лицом законодательства о финансовых услугах после применения не менее чем двух мер воздействия в течение календарного года;

уполномоченные лица Нацкомфинуслуг - Председатель Нацкомфинуслуг, директора департаментов по направлениям осуществления надзора за отдельными рынками финансовых услуг.

Термины "финансовая услуга", "финансовое учреждение", "рынки финансовых услуг", "участники рынков финансовых услуг", "саморегулирующаяся организация", употребляются в их значениях в соответствии со статьей 1 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг".

Другие термины в настоящем Положении употребляются в значениях в соответствии с законами Украины по вопросам регулирования отдельных рынков финансовых услуг.

1.3. Целью настоящего Положения является урегулирование правоотношений, связанных с:

составлением уполномоченными и должностными лицами Нацкомфинуслуг документов о нарушении законодательства о финансовых услугах;

применением Нацкомфинуслуг или уполномоченными лицами Нацкомфинуслуг мер воздействия;

защитой прав участников рынков финансовых услуг во время применения Нацкомфинуслуг или уполномоченными лицами Нацкомфинуслуг мер воздействия;

обжалованием решений Нацкомфинуслуг или уполномоченных лиц Нацкомфинуслуг о применении мер воздействия.

1.4. Меры воздействия применяются в порядке, определенном настоящим Положением.

1.5. Нацкомфинуслуг как коллегиальный орган или уполномоченные лица Нацкомфинуслуг избирают и применяют меры воздействия на основе анализа данных и информации относительно нарушения законодательства о финансовых услугах, учитывая последствия нарушения и применения таких мер.

Данные и информация о признаках нарушения законодательства о финансовых услугах может содержаться в:

материалах, полученных по итогам проверок, проведенных Нацкомфинуслуг;

отчетности, которая подается к Нацкомфинуслуг;

сообщениях, полученных от органов государственной власти;

сообщениях, полученных от международных организаций, иностранных органов государственной власти, неправительственных организаций иностранных государств;

обращениях граждан;

сообщениях, полученных от юридических лиц;

сообщениях, опубликованных в средствах массовой информации;

материалах, полученных по письменному требованию Нацкомфинуслуг о предоставлении необходимых документов и информации.

1.6. Нацкомфинуслуг, уполномоченные и должностные лица Нацкомфинуслуг в пределах своих полномочий обязаны в каждом случае выявления нарушения законодательства о финансовых услугах принять все необходимые меры для документального закрепления факта такого нарушения, всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела о правонарушении, а также своевременно принять решение по делу о правонарушении и применить предусмотренные законодательством меры воздействия.

1.7. Решение по делу о правонарушении должно быть законным и обоснованным.

Решение должно основываться только на тех доказательствах, которые были исследованы во время рассмотрения дела о правонарушении.

Доказательствами в деле о правонарушении являются любые фактические данные, полученные в установленном законом порядке, свидетельствующие о наличии или отсутствии нарушения законодательства о финансовых услугах, и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела.

1.8. Рассмотрение дел о правонарушении осуществляется исключительно Нацкомфинуслуг или уполномоченными лицами Нацкомфинуслуг в пределах своих полномочий.

1.9. В случае выявления нарушений законодательства, рассмотрение которых не относится к полномочиям Нацкомфинуслуг, Нацкомфинуслуг посылает соответствующие материалы в соответствующие органы государственной власти, к полномочиям которых относится решение такого дела о правонарушении.

1.10. Если нарушение законодательства о финансовых услугах совершено несколькими лицами, то дела о правонарушении относительно этих лиц рассматриваются Нацкомфинуслуг или уполномоченным лицом Нацкомфинуслуг одновременно.

1.11. Должностное лицо Нацкомфинуслуг при обнаружении нарушения законодательства о финансовых услугах, за которое применяется мера воздействия, составляет акт о правонарушении.

1.12. Должным образом оформленные акт о правонарушении, решение Нацкомфинуслуг или уполномоченного лица Нацкомфинуслуг о результатах рассмотрения дела о правонарушении считаются посланными лицу, если они посланы по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается лично руководителю или уполномоченному лицу под подпись.

ІІ. Виды мер воздействия

2.1. Нацкомфинуслуг может применять следующие меры воздействия:

1) обязать нарушителя принять меры для устранения нарушения;

2) требовать созыва внеочередного собрания участников финансового учреждения;

3) налагать штрафы в размерах, предусмотренных статьей 41 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг";

4) временно останавливать (ограничивать) или аннулировать (отзывать) лицензию на право осуществления деятельности по предоставлению финансовых услуг;

5) отстранять руководство от управления финансовым учреждением и назначать временную администрацию;

6) утверждать план возобновления финансовой стабильности финансового учреждения;

7) исключать в соответствии с законодательством участников рынков финансовых услуг (кроме потребителей финансовых услуг) из Государственного реестра финансовых учреждений или реестра лиц, не являющихся финансовыми учреждениями, но имеющими право предоставлять отдельные финансовые услуги;

8) устанавливать для небанковских финансовых групп повышенные экономические нормативы, лимиты и ограничения относительно осуществления отдельных видов операций;

9) выносить решение о запрете негосударственным пенсионным фондамсубъектам второго уровня системы пенсионного обеспечения заключать новые пенсионные контракты с участниками накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования в случае нарушения требований, установленных для таких негосударственных пенсионных фондов законом и лицензионными условиями.

Полномочия Нацкомфинуслуг относительно ограничения или отозвания лицензии страховщика на право осуществления деятельности по предоставлению финансовых услуг реализуются в соответствии с Законом Украины "О страховании".

2.2. Решение об обязательстве нарушителя принять меры для устранения нарушения оформляется письменным распоряжением (предписанием) Нацкомфинуслуг. Целью применения данной меры воздействия является устранение лицом в определенный в распоряжении (предписании) срок выявленных нарушений законодательства о финансовых услугах.

Письменное распоряжение (предписание) Нацкомфинуслуг должно содержать:

дату и номер распоряжения (предписания), место его составления;

сведения о лице (полное наименование юридического лица, местонахождение, код по ЕГРПОУ);

содержание выявленного нарушения законодательства о финансовых услугах;

норму законодательства о финансовых услугах, нарушенную лицом;

ссылку на дату и номер акта о правонарушении, в котором зафиксировано нарушение законодательства о финансовых услугах;

срок устранения лицом нарушения законодательства о финансовых услугах и сообщение Нацкомфинуслуг об устранении нарушения законодательства о финансовых услугах;

фамилию, инициалы и подпись Председателя Нацкомфинуслуг или члена Нацкомфинуслуг, исполняющего обязанности и полномочия Председателя Нацкомфинуслуг;

отпечаток печати Нацкомфинуслуг.

Невыполнение требований письменного распоряжения (предписания) является основанием для применения других мер воздействия в определенных законом случаях.

В случае если лицом подано в Нацкомфинуслуг аргументированное ходатайство о продлении срока выполнения письменного распоряжения (предписания) Нацкомфинуслуг, он может быть продлен Нацкомфинуслуг.

Решение о продлении срока выполнения письменного распоряжения (предписания) Нацкомфинуслуг оформляется распоряжением (предписанием) Нацкомфинуслуг, которое в течение пяти рабочих дней посылается лицу, относительно которого он вынесен заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается лично руководителю или уполномоченному лицу под подпись.

Ходатайство лица о продлении срока выполнения письменного распоряжения (предписания) Нацкомфинуслуг должно быть подано лицом в Нацкомфинуслуг до окончания срока устранения лицом нарушения законодательства о финансовых услугах и сообщения Нацкомфинуслуг об устранении нарушения законодательства о финансовых услугах, определенного распоряжением (предписанием).

2.3. Решение о требовании созывать внеочередное собрание участников финансового учреждения оформляется в виде письменного распоряжения Нацкомфинуслуг с целью предупреждения угрозы невыполнения обязательств финансового учреждения перед ее участниками или потребителями финансовых услуг или другими лицами в случае, когда другие органы управления финансового учреждения не принимают необходимые меры для устранения такой угрозы.

Письменное распоряжение должно содержать:

дату и номер распоряжения, место его составления;

сведения о финансовом учреждении (полное наименование юридического лица, местонахождение, код по ЕГРПОУ);

содержание выявленного нарушения финансовым учреждением законодательства о финансовых услугах;

норму законодательства о финансовых услугах, нарушенную финансовым учреждением;

ссылку на дату и номер акта о правонарушении, в котором зафиксировано нарушение законодательства о финансовых услугах;

предельный срок созыва внеочередного собрания финансового учреждения;

фамилию, инициалы и подпись Председателя Нацкомфинуслуг или члена Нацкомфинуслуг, исполняющего обязанности и полномочия Председателя Нацкомфинуслуг;

отпечаток печати Нацкомфинуслуг.

Финансовое учреждение, получившее письменное распоряжение Нацкомфинуслуг с требованием созвать внеочередное собрание участников финансового учреждения, обязано рассмотреть и послать в Нацкомфинуслуг информацию не позднее десятидневного срока со дня его получения с указанием даты созыва внеочередного собрания участников финансового учреждения.

Финансовое учреждение после проведения внеочередного собрания участников финансового учреждения обязано в десятидневный срок со дня проведения внеочередного собрания послать в Нацкомфинуслуг информацию о принятом на внеочередном собрании участников финансового учреждения решения.

Финансовое учреждение после выполнения решения, принятого на внеочередном собрании участников финансового учреждения, в десятидневный срок с даты их реализации обязано послать в Нацкомфинуслуг информацию о результатах выполнения решения внеочередного собрания участников финансового учреждения.

2.4. Решение о наложении штрафной санкции (штрафа) на лицо за правонарушения, совершенные на рынке финансовых услуг, принимается в виде постановления уполномоченного лица Нацкомфинуслуг.

Постановление должно содержать:

дату и номер постановления, место его составления;

фамилию, имя и отчество, должность уполномоченного лица Нацкомфинуслуг;

сведения о лице (полное наименование юридического лица, местонахождение, код по ЕГРПОУ);

содержание выявленного нарушения законодательства о финансовых услугах;

норму законодательства о финансовых услугах, нарушенную лицом;

размер примененной штрафной санкции (штрафа);

ссылку на дату и номер акта о правонарушении, в котором зафиксировано нарушение;

счет, на который должна быть перечислена сумма штрафа, и срок, в течение которого лицо должно сообщить об этом в Нацкомфинуслуг;

срок, в течение которого лицо обязано сообщить Нацкомфинуслуг о добровольном выполнении или об отказе от добровольного выполнения постановления;

должность, фамилию и подпись уполномоченного лица Нацкомфинуслуг;

отпечаток печати Нацкомфинуслуг.

Штрафные санкции (штрафы) налагаются Председателем Нацкомфинуслуг и директорами департаментов по направлениям осуществления надзора за отдельными рынками финансовых услуг.

В случае неуплаты штрафа лицом в добровольном порядке в срок, предусмотренный постановлением, он взимается Нацкомфинуслуг в судебном порядке.

Лица платят штрафы путем перечисления средств в Государственный бюджет Украины в соответствии с законодательством.

При добровольном выполнении постановления лицо обязано предоставить Нацкомфинуслуг документы, подтверждающие перечисление средств в Государственный бюджет Украины в соответствии с законодательством.

Если к лицу применена мера воздействия в виде штрафной санкции (штрафа) за правонарушения, совершенные на рынках финансовых услуг, и этим лицом оплачен штраф, но правонарушение, за которое применена штрафная санкция (штраф) не устранено, то к такому лицу может быть применена мера воздействия, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2.1 этого раздела.

2.5. Решение о временной остановке (ограничении) действия лицензии на право осуществления деятельности по предоставлению финансовых услуг оформляется в виде письменного распоряжения Нацкомфинуслуг, которым лицу запрещается заключать договоры с потребителями финансовых услуг относительно указанного в решении вида (видов) финансовых услуг с возможностью последующего возобновления действия лицензии.

Нацкомфинуслуг принимает решение о возобновлении действия лицензии, если лицом были устранены нарушения, ставшие основанием для временной остановки (ограничения) действия лицензии на право осуществления деятельности по предоставлению финансовых услуг.

В случае отстранения руководства от управления финансового учреждения и назначения временной администрации финансового учреждения, если для возобновления финансовой стабильности этого финансового учреждения необходимо возобновление действия лицензии, по ходатайству временного администратора такого финансового учреждения Нацкомфинуслуг может принять решение о возобновлении действия лицензии в случае, если нарушения, ставшие основанием для остановки действия лицензии, еще не устранены.

Решение об аннулировании (отозвании) лицензии на право осуществления деятельности по предоставлению финансовых услуг оформляется в виде письменного распоряжения Нацкомфинуслуг, которым лицу запрещается заключать договоры с потребителями финансовых услуг относительно указанного в решении вида (видов) финансовых услуг без права последующего возобновления действия такой лицензии.

В случае временной остановки (ограничения) или аннулирования (отозвания) лицензии лицо должно выполнять свои обязательства по заключенным договорам с потребителями финансовых услуг относительно указанного в решении вида (видов) финансовых услуг.

Распоряжение должно содержать:

дату и номер распоряжения, место его составления;

сведения о лице (полное наименование юридического лица, местонахождение, код по ЕГРПОУ);

содержание выявленного нарушения законодательства о финансовых услугах;

норму законодательства о финансовых услугах, нарушенную лицом;

ссылку на дату и номер акта о правонарушении, в котором зафиксировано нарушение лицом законодательства о финансовых услугах;

фамилию, инициалы и подпись Председателя Нацкомфинуслуг или члена Нацкомфинуслуг, исполняющего обязанности и полномочия Председателя Нацкомфинуслуг;

дату вступления в силу распоряжения;

отпечаток печати Нацкомфинуслуг.

2.6. Решение об отстранении руководства от управления финансовым учреждением и назначении временной администрации оформляется в виде письменного распоряжения Нацкомфинуслуг при наличии оснований, определенных статьей 46 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг".

Распоряжение должно содержать:

дату и номер распоряжения, место его составления;

сведения о финансовом учреждении (полное наименование юридического лица, местонахождение, код по ЕГРПОУ);

фамилию, имя, отчество, место жительства или пребывания, регистрационные номера учетных карточек налогоплательщиков или серии и номера паспортов (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и сообщили об этом в соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте) и должности лиц из состава руководства финансового учреждения, относительно которых принято решение об отстранении от управления финансовым учреждением;

содержание выявленного нарушения законодательства о финансовых услугах;

норму законодательства о финансовых услугах, которая нарушена финансовым учреждением;

ссылку на дату и номер акта о правонарушении, в котором зафиксировано нарушение законодательства о финансовых услугах;

основание для применения такой меры воздействия;

резолютивную часть распоряжения;

сведения о временном администраторе (фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и сообщили об этом в соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте) - для физического лица и наименование юридического лица, местонахождение, код по ЕГРПОУ - для юридического лица);

задачи временной администрации;

срок, на который назначается временная администрация;

периодичность отчетности временного администратора перед Нацкомфинуслуг;

дату вступления в силу распоряжения;

срок предъявления распоряжения к выполнению;

фамилию, инициалы и подпись Председателя или члена Нацкомфинуслуг, исполняющего обязанности и полномочия Председателя Нацкомфинуслуг;

отпечаток печати Нацкомфинуслуг.

Распоряжение Нацкомфинуслуг относительно применения меры воздействия в виде назначения временной администрации является исполнительным документом.

2.7. Решение об утверждении плана возобновления финансовой стабильности финансового учреждения оформляется письменным распоряжением Нацкомфинуслуг, которым утверждается план мероприятий, направленных на возобновление финансовой стабильности финансового учреждения.

План возобновления финансовой стабильности финансового учреждения должен содержать:

мероприятия по проведению финансовым учреждением комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности, а также в случае необходимости проведение аудиторской проверки;

установление ограничения на свободное пользование и распоряжение имуществом финансового учреждения;

обязательный для выполнения график осуществления расчетов с потребителями финансовых услуг финансовым учреждением;

ответственных лиц за выполнение мероприятий плана и сроки выполнения таких мероприятий.

Распоряжение должно содержать:

дату и номер распоряжения, место его составления;

сведения о финансовом учреждении (полное наименование юридического лица, местонахождение, код по ЕГРПОУ);

содержание выявленного нарушения законодательства о финансовых услугах;

норму законодательства о финансовых услугах, которая нарушена финансовым учреждением;

ссылку на дату и номер акта о правонарушении, в котором зафиксировано нарушение законодательства о финансовых услугах;

утвержденный план возобновления финансовой стабильности финансового учреждения;

указание относительно привлечения к комплексной проверке финансовохозяйственной деятельности финансового учреждения специалистов, экспертов и других лиц;

фамилию, инициалы и подпись Председателя Нацкомфинуслуг или члена Нацкомфинуслуг, исполняющего обязанности и полномочия Председателя Нацкомфинуслуг;

отпечаток печати Нацкомфинуслуг.

Утвержденный план возобновления финансовой стабильности финансового учреждения является неотъемлемой частью распоряжения Нацкомфинуслуг.

2.8. Решение об исключении в соответствии с законодательством лица из Государственного реестра финансовых учреждений или реестра лиц, не являющихся финансовыми учреждениями, но имеющими право предоставлять отдельные финансовые услуги, оформляется письменным распоряжением Нацкомфинуслуг.

Данным распоряжением Нацкомфинуслуг в Государственный реестр финансовых учреждений или реестр (перечень) лиц, которые не являются финансовыми учреждениями, но имеют право предоставлять отдельные финансовые услуги, вносится информация об исключении лица из реестра (перечня) и аннулировании свидетельства о регистрации финансового учреждения или справки о взятии на учет юридического лица - субъекта хозяйствования, которое по своему правовому статусу не является финансовым учреждением, но имеет определенное законами и нормативно-правовыми актами Нацкомфинуслуг право предоставлять финансовые услуги.

Распоряжение должно содержать:

дату и номер распоряжения, место его составления;

сведения о лице (полное наименование юридического лица, местонахождение, код по ЕГРПОУ);

содержание выявленного нарушения законодательства о финансовых услугах;

норму законодательства о финансовых услугах, которая нарушена лицом;

ссылку на дату и номер акта о правонарушении, в котором зафиксировано нарушение законодательства о финансовых услугах;

фамилию, инициалы и подпись Председателя Нацкомфинуслуг или члена Нацкомфинуслуг, исполняющего обязанности и полномочия Председателя Нацкомфинуслуг;

отпечаток печати Нацкомфинуслуг.

ІІІ. Полномочия относительно рассмотрения дел о правонарушении и применении мер воздействия

3.1. Рассмотрение дел о правонарушении и применении мер воздействия, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 - 9 пункта 2.1 раздела ІІ данного Положения, относится к полномочиям Нацкомфинуслуг как коллегиальному органу.

3.2. Рассмотрение дел о правонарушении и применении мер воздействия, предусмотренное подпунктом 3 пункта 2.1 раздела ІІ данного Положения, относится к полномочиям Председателя Нацкомфинуслуг или директоров департаментов по направлениям осуществления надзора за отдельными рынками финансовых услуг.

Если в процессе рассмотрения дела о правонарушении выявляются основания применения мер воздействия, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 - 9 пункта 2.1 раздела ІІ настоящего Положения, Председатель Нацкомфинуслуг по собственной инициативе или директор департамента по направлению осуществления надзора за отдельными рынками финансовых услуг по согласованию с членом Нацкомфинуслуг в соответствии с распределением обязанностей и полномочиями выносит данный вопрос на рассмотрение Нацкомфинуслуг в течение 20 дней со дня возбуждения производства по делу о правонарушении.

ІV. Производство по делу о правонарушении

4.1. Производство по делу о правонарушении является обязательной предпосылкой применения мер воздействия, предусмотренных подпунктами 1 - 9 пункта 2.1 раздела ІІ настоящего Положения.

4.2. Выявленные должностными лицами Нацкомфинуслуг факты нарушения законодательства о финансовых услугах излагаются в акте о правонарушении с указанием доказательств (документов, данных и информации), подтверждающих факт совершения нарушения законодательства о финансовых услугах и со ссылкой на соответствующую норму закона и/или иного нормативно-правового акта.

Акт о правонарушении, составленный должностным лицом Нацкомфинуслуг, должен содержать документы, данные и информацию, подтверждающие факт совершения нарушения законодательства о финансовых услугах. Такие документы, данные и информация приобщаются к акту о правонарушении.

В случае выявления нарушения законодательства о финансовых услугах во время проведения проверки (инспекции) акт о правонарушении составляется не позднее пяти рабочих дней после подписания должностным лицом Нацкомфинуслуг акта проверки (инспекции).

В случае возбуждения дела о правонарушении относительно отсутствия лица по местонахождению в соответствии с информацией, которая содержится в Государственном реестре финансовых учреждений, других реестрах (перечнях), акт о правонарушении составляется на основании акта об отсутствии лица по такому местонахождению.

4.3. Днем начала производства по делу о правонарушении является дата составления должностным лицом Нацкомфинуслуг акта о правонарушении.

Акт о правонарушении составляется и подписывается в двух экземплярах не позднее 15 рабочих дней с даты выявления нарушения законодательства о финансовых услугах.

4.4. Дело о правонарушении не может быть возбуждено, а имеющееся в производстве дело о правонарушении подлежит закрытию в случае:

если не доказан факт совершения лицом нарушения законодательства о финансовых услугах;

если решение дела о правонарушении не относится к компетенции Нацкомфинуслуг;

если со дня совершения нарушения прошло три года;

прекращения лица, относительно которого возбуждено дело о правонарушении;

признания утратившим силу, или признания судом незаконным или не соответствующим правовому акту высшей юридической силы, полностью или в отдельной его части, нормативно-правового акта, который содержит норму законодательства о финансовых услугах, которая нарушена, или признания недействительным или отмены акта о правонарушении, которым зафиксированы факты, свидетельствующие о наличии нарушения требований законодательства о финансовых услугах;

если нарушены требования нормативно-правового акта, доступ к которому ограничен;

наличия по одному и тому же факту другого дела о правонарушении;

если по тому же факту нарушения есть неотмененное решение Нацкомфинуслуг по делу о правонарушении;

принятия на дату рассмотрения дела о правонарушении решения Нацкомфинуслуг об исключении информации о лице из Государственного реестра финансовых учреждений или из соответствующих реестров и перечней, которые ведутся Нацкомфинуслуг;

нарушения срока для принятия решения о применении меры воздействия;

если нарушение и его последствия устранены нарушителем самостоятельно до применения мер воздействия, кроме случаев, предусмотренных статьями 41 и 43 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг".

4.5. Нацкомфинуслуг как коллегиальный орган принимает решение о применении мер воздействия, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 - 9 пункта 2.1 раздела ІІ настоящего Положения, в течение 60 календарных дней со дня возбуждения производства по делу о правонарушении.

Постановление о наложении штрафных санкций, предусмотренных статьей 41 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг", принимается уполномоченным лицом Нацкомфинуслуг в течение 30 календарных дней после получения ею акта о правонарушении и документов, касающихся дела о правонарушении.

4.6. Срок для принятия решения Нацкомфинуслуг о применении мер воздействия, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 - 9 пункта 2.1 раздела ІІ настоящего Положения, может быть продлен Нацкомфинуслуг до 90 дней со дня возбуждения производства по делу о правонарушении в случае:

истребования дополнительных документов, данных и информации, необходимых для принятия решения;

необходимости проведения дополнительной проверки.

4.7. Акт о правонарушении должен содержать:

дату и номер;

фамилию, имя и отчество, должность должностного лица Нацкомфинуслуг, составившего акт о правонарушении;

сведения о лице (полное наименование юридического лица, местонахождение, код по ЕГРПОУ);

описание выявленного нарушения законодательства о финансовых услугах;

норму закона или другого нормативно-правового акта, нарушенную лицом;

подпись должностного лица Нацкомфинуслуг, составившего акт о правонарушении;

отпечаток печати Нацкомфинуслуг.

К акту о правонарушении приобщаются объяснения руководителя или уполномоченного представителя лица, другие документы, касающиеся дела о правонарушении (далее - материалы о правонарушении).

4.8. Если во время проведения проверки должностным лицом Нацкомфинуслуг проводилось изъятие у лица документов, подтверждающих факт нарушения, к материалам дела о правонарушении прилагаются копии таких документов и экземпляр протокола об их изъятии.

Оригиналы изъятых документов возвращаются лицу в соответствии со сроками и процедурами, предусмотренными в нормативно-правовом акте Нацкомфинуслуг, регулирующем вопрос проведения проверок (инспекций) Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг.

4.9. Экземпляр акта о правонарушении посылается лицу заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается лично руководителю или уполномоченному лицу под подпись не позднее пяти дней с даты его составления с сообщением о дате, времени и месте рассмотрения дела о правонарушении.

4.10. Руководитель или уполномоченный представитель лица имеет право подать на рассмотрение дела о правонарушении письменные объяснения (возражения) вместе с документами, на которых они базируются. Письменные объяснения в обязательном порядке приобщаются к материалам дела о правонарушении.

4.11. В случае рассмотрения дел о правонарушении, за которые предусмотрено применение мер воздействия, определенных подпунктами 1, 2, 4 - 9 пункта 2.1 раздела ІІ данного Положения, член Нацкомфинуслуг в соответствии с распределением обязанностей подает материалы о правонарушении в Нацкомфинуслуг как коллегиального органа для рассмотрения дела о правонарушении. Сообщение лицу о рассмотрении дела о правонарушении посылается лицу заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается лично руководителю или уполномоченному лицу под подпись не позднее, чем за десять рабочих дней до даты рассмотрения дела о правонарушении.

4.12. Уполномоченное лицо Нацкомфинуслуг при подготовке дела о правонарушении, за которое предусмотрено применение мер воздействия, определенного подпунктом 3 пункта 2.1 раздела ІІ настоящего Положения, до рассмотрения должно:

выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела о правонарушении;

выяснить, относится ли к его компетенции применение соответствующей меры воздействия;

проверить, соблюдены или требования законодательства при составлении акта о правонарушении;

выяснить, имеются ли в наличии приложения, указанные в акте о правонарушении;

выяснить, применялись ли ранее к лицу меры воздействия по такому же факту;

проверить наличие обстоятельств, которые смягчают или отягощают ответственность лица;

определить необходимость привлечения к рассмотрению дела о правонарушении специалистов, экспертов по вопросам рынка финансовых услуг, специалистов саморегулирующихся организаций и других лиц;

проверить своевременность сообщения лицу о дате, времени и месте рассмотрения дела о правонарушении.

4.13. Уполномоченное лицо Нацкомфинуслуг решает вопросы, предусмотренные в пункте 4.12 этого раздела, определяет дату, время и место рассмотрения дела о правонарушении, о чем сообщается лицу заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее, чем за пять рабочих дней до даты рассмотрения дела о правонарушении или вручается лично руководителю или уполномоченному лицу под подпись.

4.14. Руководитель или уполномоченный представитель лица при рассмотрении дела о правонарушении имеет право:

знакомиться со всеми материалами, имеющимися в деле о правонарушении;

присутствовать при рассмотрении дела о правонарушении;

предоставлять объяснения (в том числе письменные), заявлять ходатайства по существу выявленного нарушения.

4.15. Отсутствие руководителя или уполномоченного представителя лица в случае если о дате, времени и месте рассмотрения дела о правонарушении он был поставлен в известность согласно требованиям пунктов 4.11 и 4.13 этого раздела, не может быть основанием для отложения рассмотрения дела о правонарушении.

4.16. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за правонарушение, признаются:

предотвращение лицом вредных последствий нарушения, добровольное возмещение убытков или устранение причиненного вреда;

совершение нарушения во время влияния обстоятельств непреодолимой силы, если от таких обстоятельств зависело совершение нарушения;

совершение нарушения, которое не привело к негативным последствиям для участников рынков финансовых услуг.

4.17. Обстоятельствами, отягощающими ответственность за правонарушение, признаются:

повторное совершение лицом нарушения на протяжении года после применения к лицу мер воздействия;

наличие вызванных нарушением негативных последствий для потребителей финансовых услуг.

4.18. Решение о применении меры воздействия или закрытии дела о правонарушении посылается лицу заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается лично руководителю или уполномоченному лицу под подпись в течение 5 дней с даты его принятия.

4.19. Рассмотрение дела о правонарушении может быть перенесено в пределах сроков, предусмотренных пунктами 4.5 и 4.6 этого раздела, в связи с необходимостью привлечения к участию по делу о правонарушении специалистов, экспертов по вопросам рынков финансовых услуг и (или) других лиц.

При отложении рассмотрения дела о правонарушении срок его рассмотрения не прерывается.

4.20. Производство по делу о правонарушении может быть остановлено, если:

дело о правонарушении невозможно рассмотреть до решения связанного с ним дела, которое рассматривается в суде - до вступления решения суда по такому делу в законную силу;

назначается или проводится экспертиза (на время проведения экспертизы);

необходимо получить дополнительные доказательства по делу о правонарушении.

Время остановки рассмотрения дела о правонарушении не засчитывается в срок рассмотрения этого дела о правонарушении.

4.21. По результатам рассмотрения дела о правонарушении Нацкомфинуслуг или уполномоченное лицо Нацкомфинуслуг принимает одно из таких решений;

о применении мер воздействия;

о закрытии дела о правонарушении.

4.22. Решения о применении мер воздействия, предусмотренных подпунктами 1 - 3, 6 - 9 пункта 2.1 раздела ІІ настоящего Положения, вступают в силу со дня их вынесения Нацкомфинуслуг.

4.23. Решения о применении мероприятий влияния, предусмотренных подпунктами 4, 5 пункта 2.1 раздела ІІ настоящего Положения, вступают в силу в срок, указанный в решении Нацкомфинуслуг.

4.24. Лицо может обжаловать решение о применении мер воздействия в установленном законодательством порядке.

4.25. Применение мер воздействия за нарушение законодательства о финансовых услугах не освобождает лицо от обязанности прекратить нарушение.

4.26. Решение о результатах рассмотрения дела о правонарушении посылается лицу заказным письмом с уведомлением о вручении по его местонахождению или вручается лично руководителю или уполномоченному лицу под подпись не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия.

4.27. В случае выявления описок (не влияющих на суть правонарушения) в акте о правонарушении, решении Нацкомфинуслуг или уполномоченного лица Нацкомфинуслуг о применении мер воздействия уполномоченное лицо, которое составило акт о правонарушении, Нацкомфинуслуг или уполномоченное лицо Нацкомфинуслуг, которое приняло решение о применении мер воздействия по собственной инициативе или по ходатайству лица, относительно которого составлен акт о правонарушении (принято решение о применении мер воздействия), может принять решение об их исправлении.

Нацкомфинуслуг или уполномоченное лицо Нацкомфинуслуг принимает решение об исправлении описок, которое не позднее двух рабочих дней с даты его принятия посылается лицу, относительно которого оно было вынесено, по его местонахождению в соответствии с информацией, которая содержится в Государственном реестре финансовых учреждений, других реестрах (перечнях).

V. Порядок обжалования решений Нацкомфинуслуг о применении мер воздействия в виде штрафных санкций (штрафа)

5.1. Решение Нацкомфинуслуг о применении меры воздействия, предусмотренной подпунктом 3 пункта 2.1 раздела ІІ данного Положения, может быть обжаловано лицом в Нацкомфинуслуг как коллегиального органа или в суд, а решение Нацкомфинуслуг о применении мер воздействия, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 - 9 пункта 2.1 раздела ІІ данного Положения - в суд.

5.2. Решение Нацкомфинуслуг о применении меры воздействия в виде штрафной санкции (штрафа) может быть обжаловано в Нацкомфинуслуг как коллегиального органа в течение 15 календарных дней со дня получения такого решения.

5.3. Пропуск срока, предусмотренного пунктом 5.2 этого раздела, без уважительных причин является основанием для отказа Нацкомфинуслуг в рассмотрении жалобы.

5.4. По решению Председателя Нацкомфинуслуг или члена Нацкомфинуслуг, исполняющего обязанности и полномочия Председателя Нацкомфинуслуг, выполнение решения Нацкомфинуслуг о применении меры воздействия, которое обжалуется лицом, может быть остановлено до окончания рассмотрения такой жалобы и вынесения соответствующего решения Нацкомфинуслуг.

5.5. В жалобе лица на решение Нацкомфинуслуг о применении меры воздействия в виде штрафной санкции (штрафа), которая подается в Нацкомфинуслуг, должны быть указаны:

дата и исходящий номер жалобы лица;

сведения о лице (фамилия, имя, отчество руководителя или уполномоченного представителя лица, полное наименование юридического лица, местонахождение, код по ЕГРПОУ);

дата и номер обжалуемого решения Нацкомфинуслуг о применении меры воздействия;

основания, на которых лицом обжалуется решение Нацкомфинуслуг, со ссылкой на нормы законодательства и материалы дела о правонарушении;

перечень документов, которые прилагаются к жалобе (при их наличии);

подпись руководителя и отпечаток печати юридического лица.

Жалоба может содержать ходатайство об участии руководителя или уполномоченного представителя лица при рассмотрении жалобы и другие ходатайства.

5.6. По результатам рассмотрения жалобы Нацкомфинуслуг в двадцатидневный срок со дня поступления жалобы принимает одно из таких решений:

об оставлении решения Нацкомфинуслуг о применении меры воздействия без изменений, а жалобы - без удовлетворения;

об отмене решения Нацкомфинуслуг о применении меры воздействия и удовлетворения жалобы;

об отмене решения Нацкомфинуслуг о применении меры воздействия и направления дела о правонарушении на новое рассмотрение;

об оставлении жалобы без рассмотрения.

В случае, если в процессе рассмотрения жалобы будет установлено, что решение Нацкомфинуслуг о применении меры воздействия вынесено уполномоченным лицом Нацкомфинуслуг, неправомочным решать такое дело о правонарушении, то такое решение отменяется и дело о правонарушении направляется на рассмотрение уполномоченному лицу Нацкомфинуслуг, которое правомочно решать такое дело о правонарушении.

В случае если по результатам рассмотрения жалобы решением Нацкомфинуслуг отменяется решение о применении меры воздействия, а дело о правонарушении направляется на новое рассмотрение, производство по делу осуществляется с сообщением лицу о рассмотрении дела о правонарушении согласно пунктам 4.11 и 4.13 раздела ІV данного Положения. Решение по делу о правонарушении должно быть принято в пределах сроков, предусмотренных пунктами 4.5 и 4.6 раздела ІV данного Положения, которые исчисляются со дня принятия решения Нацкомфинуслуг об отмене решения о применении меры воздействия.

5.7. О дате, времени и месте рассмотрения жалобы лицу сообщается в порядке, определенном пунктами 4.11 и 4.13 раздела ІV данного Положения.

Отсутствие руководителя или уполномоченного представителя лица, если он своевременно был поставлен в известность о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, не может быть основанием для отложения рассмотрения жалобы.

5.8. Решение Нацкомфинуслуг о результатах рассмотрения жалобы должно содержать:

дату и номер решения;

обоснование оснований принятия решения;

ссылку на доказательства, которые содержатся в деле о правонарушении;

подпись Председателя Нацкомфинуслуг или члена Нацкомфинуслуг, исполняющего обязанности и полномочия Председателя Нацкомфинуслуг;

отпечаток печати Нацкомфинуслуг.

Экземпляр решения Нацкомфинуслуг о результатах рассмотрения жалобы, которая остается в Нацкомфинуслуг, должен содержать отметку о послании этого решения лицу. Экземпляр решения Нацкомфинуслуг о результатах рассмотрения жалобы в пятидневный срок со дня принятия такого решения посылается лицу, относительно которого оно вынесено, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается лично руководителю или уполномоченному лицу под подпись.

5.9. Решения Нацкомфинуслуг о применении мер воздействия после вступления ими в силу являются обязательными для выполнения лицами. В случае невыполнения лицами решений о применении мер воздействия Нацкомфинуслуг принимает меры относительно выполнения решений в порядке, определенном законодательством.

5.10. Документы, которые посылаются лицу во исполнение требований настоящего Положения, посылаются по местонахождению лица в соответствии с информацией, которая содержится в Государственном реестре финансовых учреждений, других реестрах (перечнях).

 

И.о. директора юридического департамента

О. Мороз