Дата обновления БД:
19.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
72 / 276
Всего документов в БД:
133027
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 3 апреля 2009 года №98
Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля за оборотом источников ионизирующего излучения
(В редакции Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17.12.2010 г. №301, 25.05.2011 г. №150)
В целях реализации статьи 22 Закона Республики Узбекистан "О радиационной безопасности", статьи 10 Закона Республики Узбекистан "Об отходах" Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Правила организации системы государственного учета и контроля за оборотом источников ионизирующего излучения согласно приложению.
2. Государственной инспекции "Саноатконтехназорат" в трехмесячный срок разработать и в установленном порядке внести в Кабинет Министров для утверждения положения о порядке государственного учета и контроля за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также за оборотом ядерных материалов, предусмотрев определение критериев постановки источников ионизирующего излучения на государственный учет и контроль и категорий источников ионизирующего излучения по их потенциальной радиационной опасности.
3. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента, органам государственного и хозяйственного управления:
в трехмесячный срок привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с требованиями настоящего постановления;
принять необходимые меры по соблюдению юридическими, в том числе подведомственными организациями, и физическими лицами требований настоящих Правил.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Шаисматова Э.Р.
Премьер-министр
Республики Узбекистан Ш.Мирзиеев
Приложение
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 апреля 2009 года №98
Правила организации системы государственного учета и контроля за оборотом источников ионизирующего излучения
I. Общие положения
1. Настоящие Правила в соответствии с законами Республики Узбекистан "О Государственном санитарном надзоре", "О радиационной безопасности", "Об отходах" определяют порядок организации системы государственного учета и контроля за оборотом источников ионизирующего излучения - ядерных материалов, радиоактивных веществ, содержащих их радиоактивных источников и радиоактивных отходов (далее - система учета и контроля ИИИ).
2. Правила обязательны для субъектов оборота ИИИ, осуществляющих деятельность в сфере добычи, производства, выработки, переработки, использования, хранения, обслуживания, транспортировки, включая перемещение через таможенную границу Республики Узбекистан, утилизации, обезвреживания и захоронения ИИИ, а также уполномоченных государственных органов системы учета и контроля ИИИ.
II. Основные понятия
3. В целях настоящих Правил применяются следующие основные понятия:
ионизирующее излучение - излучение, создаваемое при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и которое при взаимодействии со средой образует ионы разных знаков;
источник ионизирующего излучения (ИИИ) - устройство и (или) радиоактивное вещество, ядерные материалы, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение;
субъекты оборота ИИИ - юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере оборота ИИИ по добыче, производству, выработке, переработке, использованию, хранению, обслуживанию, транспортировке, включая перемещение через таможенную границу Республики Узбекистан, утилизации, обезвреживанию и захоронению источников ионизирующего излучения на территории Республики Узбекистан в установленном законодательством порядке;
ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, а также не содержащие или не способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут быть использованы в устройствах, предназначенных для осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва);
радиоактивный источник - источник ионизирующего излучения, содержащий ядерные материалы или радиоактивные вещества;
радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества в любом агрегатном состоянии, содержащие радионуклиды с активностью, превышающей минимальные значения, установленные нормами и правилами радиационной безопасности;
радиоактивные отходы - вещества в любом агрегатном состоянии, не предназначенные для дальнейшего использования, содержащие радионуклиды с уровнем активности, превышающим значения, установленные в актах законодательства.
(В п. 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25.05.2011 г. №150)
(см. предыдущую редакцию)
III. Цели и задачи системы учета и контроля ИИИ
4. Целями системы учета и контроля ИИИ являются:
определение наличного количества ИИИ;
обеспечение предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищения ИИИ;
предоставление, в установленном порядке, объективной и достоверной информации о наличии и перемещении ИИИ.
5. Основными задачами системы учета и контроля ИИИ на всех уровнях являются:
организация ведения государственного учета и контроля ИИИ с оформлением данных для формирования национального реестра ИИИ;
выявление потерь, несанкционированного использования и хищения ИИИ;
разработка нормативных и методических документов, обеспечивающих функционирование системы учета и контроля ИИИ, включая методики определения количества, активности и радионуклидного состава ИИИ;
организация единого программного и информационного обеспечения системы учета и контроля ИИИ на базе современных компьютерных технологий;
взаимодействие с единой государственной автоматизированной системой контроля радиационной обстановки, государственной системой радиационного мониторинга окружающей среды, государственной системой чрезвычайных ситуаций;
организация обмена информацией в рамках международных договоров Республики Узбекистан.
IV. Организация системы учета и контроля ИИИ
6. Государственному учету и контролю подлежат ИИИ, отвечающие критериям постановки ИИИ на государственный учет и контроль.
7. Критерии, условия и порядок постановки ИИИ на государственный учет и контроль, а также категории ИИИ по потенциальной радиационной опасности определяются законодательством.
8. Категории ИИИ определяются в целях обеспечения дифференцированного подхода к определению процедур и методов учета и контроля.
9. Система учета и контроля ИИИ делится на республиканский, ведомственный и региональный уровни, включающие уполномоченные государственные органы, инженерно-технические средства и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в области оборота ИИИ.
10. Уполномоченными государственными органами системы учета и контроля ИИИ являются:
на республиканском уровне - Государственная инспекция "Саноатгеоконтехназорат";
на ведомственном уровне - органы государственного и хозяйственного управления и Академия наук Республики Узбекистан, являющиеся субъектами оборота ИИИ;
на региональном уровне - Совет Министров Республики Каракалпаксган, хокимияты областей и города Ташкента.
V. Функции уполномоченных государственных органов и субъектов оборота ИИИ в сфере государственного учета и контроля ИИИ
11. Государственная инспекция "Саноатгеоконтехназорат" в пределах своих полномочий обеспечивает:
государственный учет и контроль ИИИ на республиканском уровне;
ведение национального реестра ИИИ;
разработку и утверждение в установленном порядке нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения государственного учета и контроля ИИИ;
в установленном порядке разработку перечня ИИИ, подлежащих государственному учету и контролю;
совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями разработку критериев, условий и порядка постановки ИИИ на
государственный учет и контроль, а также определение категорий ИИИ по их потенциальной радиационной опасности;
проведение мероприятий, связанных с созданием, функционированием, методическим обеспечением и совершенствованием системы учета и контроля ИИИ;
сбор информации для государственного учета и контроля ИИИ на республиканском уровне, ее систематизацию и анализ;
разработку совместно с заинтересованными государственными органами норм и правил государственного учета и контроля ИИИ;
разработку и утверждение в установленном порядке форм учета и контроля ИИИ;
в установленном порядке представление информации о наличии и перемещении ИИИ.
12. Органы государственного и хозяйственного управления и Академия наук Республики Узбекистан, являющиеся субъектами оборота ИИИ, в пределах своих полномочий обеспечивают:
государственный учет и контроль ИИИ на ведомственном уровне;
участие в разработке нормативно-правовых актов по вопросам государственного учета и контроля ИИИ;
в разрезе подведомственных организаций сбор, анализ, систематизацию и обработку информации для государственного учета и контроля ИИИ;
представление информации об учете и контроле ИИИ в Государственную инспекцию "Саноатгеоконтехназорат";
участие в проведении научных, методических и технических разработок в области создания, функционирования и совершенствования системы учета и контроля ИИИ.
13. Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента в пределах своих полномочий обеспечивают:
на региональном уровне государственный учет и контроль ИИИ, не предусмотренных в пункте 12 настоящих Правил,
представление информации об учете и контроле ИИИ в Государственную инспекцию "Саноатгеоконтехназорат";
анализ эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;
согласование зоны наблюдения, ее размеров и границ для радиационных объектов, определяемых субъектами оборота ИИИ;
согласование плана мероприятий по защите граждан и окружающей среды от радиационной аварии и ее последствий;
участие в формировании, поддержании функционирования и совершенствовании системы учета и контроля ИИИ.
14. Субъекты оборота ИИИ:
обеспечивают безопасность и сохранность при обращении с ИИИ;
осуществляют внутренний учет ИИИ;
обеспечивают физическую защиту ИИИ;
представляют информацию об учете и контроле ИИИ в Государственную инспекцию "Саноатгеоконтехназорат";
обеспечивают своевременную передачу не преду смотренных для дальнейшего применения ИИИ специализированной организации, уполномоченной осуществлять деятельность по утилизации, обезвреживанию или захоронению таких ИИИ;
допускают к непосредственной работе с ИИИ лиц, прошедших обучение, отвечающих квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний;
в установленном порядке обеспечивают конфиденциальность информации;
обеспечивают необходимыми средствами защиты и радиационного контроля лиц, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом ИИИ;
заблаговременно информируют Государственную инспекцию "Саноатгеоконтехназорат" о планируемых сделках с ИИИ;
сообщают в Государственную инспекцию "Саноатгеоконтехназорат", соответствующий территориальный орган государственной санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан (далее - СЭС) и правоохранительные органы о фактах незаконного оборота ИИИ.
VI. Основные требования к организации системы учета и контроля ИИИ
15. При организации системы учета и контроля ИИИ:
учитываются производственные особенности субъектов оборота ИИИ, используются существующие механизмы учета и контроля, а также методы и технические средства для измерения характеристик ИИИ;
предусматривается ограничительный порядок доступа к носителям информации по учету и контролю ИИИ на республиканском, ведомственном и региональном уровнях;
обеспечивается разработка и использование современных научно-технических методов для определения характеристик ИИИ;
осуществляются меры по оснащению уполномоченных государственных органов системы учета и контроля ИИИ современным программным обеспечением и необходимыми техническими средствами;
устанавливаются требования по определению начального и конечного времени контроля за каждой единицей ИИИ;
применяются унифицированные формат и объем представляемой информации;
обеспечивается ведение учетной документации, периодической отчетности и анализ отчетных данных, возможность исправления учетных данных только путем внесения новой записи в учетную документацию на основе представления новых отчетных документов;
предусматриваются осуществление учета и контроля ИИИ на основе результатов измерений состава и количества (активности) ИИИ (кроме случаев, когда допускается применение расчетных методов определения их параметров), а также требования к системам измерения при учете и контроле ИИИ;
обеспечивается информирование об условиях добычи, производства, выработки, переработки, использования, хранения, обслуживания, транспортировки, включая перемещение через таможенную границу Республики Узбекистан, утилизации, обезвреживания и захоронения ИИИ;
устанавливаются требования к организации и ведению учета и контроля ИИИ;
осуществляется проверка сведений об ИИИ при их получении субъектом оборота ИИИ;
регламентируется порядок информирования уполномоченных государственных органов системы учета и контроля ИИИ и правоохранительных органов в случаях утраты, несанкционированного использования или хищения ИИИ;
с целью определения наличия и характеристик активности ИИИ обеспечивается проведение первичной инвентаризации у субъектов оборота ИИИ;
предусматривается возможность осуществления сотрудничества в рамках международных договоров.
16. Система учета и контроля вводится в действие поэтапно, начиная с наиболее радиационно опасной категории ИИИ.
17. Субъекты оборота ИИИ, использующие в своей деятельности ИИИ, должны обладать финансово-материальными и административными ресурсами, а также техническими средствами, необходимыми для обеспечения безопасности при обороте ИИИ.
VII. Отдельные требования к государственному учету и контролю ИИИ
18. При перемещении ИИИ через таможенную границу Республики Узбекистан Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан в соответствии с законодательством осуществляет учет и контроль ИИИ, и в 15-дневный срок представляет информацию об ИИИ в Государственную инспекцию "Саноатгеоконтехназорат" по утвержденной форме учета и контроля.
19. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике в пределах своих полномочий ежеквартально на 20-й день по окончании отчетного периода в установленном порядке представляет информацию об экспорте и импорте ядерного материала по утвержденной форме учета и контроля в Государственную инспекцию "Саноатгеоконтехназорат".
20. Получение и передача ИИИ субъектами оборота ИИИ разрешается в установленном порядке Государственной инспекцией "Саноатгеоконтехназорат" при наличии заключения соответствующего территориального органа СЭС о санитарно-гигиеническом состоянии объектов организаций, связанных с оборотом ИИИ.
О получении и передаче ИИИ субъекты оборота ИИИ в 10-дневный срок представляют информацию в Государственную инспекцию "Саноатгеоконтехназорат" и соответствующий территориальный орган СЭС по утвержденным формам учета и контроля.
21. Объем информации учетных единиц в системе учета и контроля ИИИ, отчетных данных определяется в зависимости от типа ИИИ, их категории и отражается в формах, утверждаемых Государственной инспекцией "Саноатгеоконтехназорат".
22. ИИИ, изъятые из незаконного оборота, подлежат возврату их законному владельцу или утилизации (захоронению) в соответствии с законодательством.
При изъятии ИИИ из незаконного оборота обеспечиваются их временное хранение, постановка на учет, физическая защита, а также информирование законного владельца или утилизация (захоронение) в установленном законодательством порядке.
VIII. Взаимодействие государственных органов в области государственного учета и контроля ИИИ
23. Государственная инспекция "Саноатгеоконтехназорат" осуществляет деятельность совместно с другими государственными органами и организациями при создании и функционировании государственной системы учета и контроля ИИИ, реализуемую посредством соглашений о взаимодействии, по вопросам:
разработки совместных мероприятий по предотвращению воздействия ядерного материала, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на население и окружающую среду - совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям и хокимиятами;
организации поиска утраченных или установления происхождения найденных радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - совместно с Министерством внутренних дел и Службой национальной безопасности;
осуществления единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки, государственной системы радиационного мониторинга окружающей среды, пунктов хранения и захоронения ИИИ, загрязненных радионуклидами территорий - совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям, Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы и хокимиятами;
организации единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями при обороте ИИИсовместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям;
информационного обмена - с заинтересованными органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, а также другими организациями.
24. Государственный комитет по охране природы, Государственная инспекция "Саноатгеоконтехназорат", Министерство здравоохранения и Министерство внутренних дел Республики Узбекистан в пределах своих полномочий осуществляют государственное регулирование в области охраны природы, радиационной, ядерной, технической и пожарной безопасности при функционировании системы учета и контроля ИИИ.
25. Министерство внутренних дел и Служба национальной безопасности Республики Узбекистан проводят соответствующие мероприятия по выявлению, предупреждению незаконных действий, пресечению нелегального сбыта, распространения и использования ИИИ.
IX. Ответственность в области государственного учета и контроля ИИИ
26. Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Недействующая редакция, не действует с 15 ноября 2017 года