Недействующая редакция. Принята: 12.01.2017 / Вступила в силу: 23.01.2017

Недействующая редакция, не действует с 1 сентября 2017 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 21 апреля 2016 года №326

Об утверждении Государственной программы "Комфортное жилье и благоприятная среда" на 2016-2020 годы

(В редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 г. №22)

В целях обеспечения комфортных условий проживания и благоприятной среды обитания Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Комфортное жилье и благоприятная среда" на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа).

2. Определить:

ответственными заказчиками Государственной программы Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство энергетики, Министерство антимонопольного регулирования и торговли;

заказчиками Государственной программы Министерство архитектуры и строительства, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Министерство энергетики, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, облисполкомы, Минский горисполком.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 г. №22)
(см. предыдущую редакцию)

3. Заказчики Государственной программы в пределах своей компетенции:

3.1. осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на ее реализацию;

3.2. координируют деятельность исполнителей мероприятий Государственной программы;

3.3. представляют ответственным заказчикам отчет о ходе выполнения мероприятий Государственной программы:

по подпрограммам "Обеспечение качества и доступности услуг", "Модернизация и повышение эффективности теплоснабжения", "Ремонт жилищного фонда", "Безопасный лифт", "Чистая вода", "Обращение с коммунальными отходами и использование вторичных материальных ресурсов" - Министерству жилищно-коммунального хозяйства;

по подпрограмме "Качество и доступность бытовых услуг" - Министерству антимонопольного регулирования и торговли.

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 г. №22)
(см. предыдущую редакцию)

4. Ответственные заказчики Государственной программы:

4.1. в пределах своей компетенции координируют деятельность заказчиков в ходе выполнения Государственной программы;

4.2. представляют годовой отчет о ходе выполнения Государственной программы, включая оценку эффективности ее выполнения, в следующем порядке:

до 20 февраля года, следующего за отчетным, Министерство энергетики (по подпрограмме "Развитие электроэнергетики и газификации села") и Министерство антимонопольного регулирования и торговли (по подпрограмме "Качество и доступность бытовых услуг") - Министерству жилищно-коммунального хозяйства;

Министерство жилищно-коммунального хозяйства - сводный отчет в порядке, установленном законодательством.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 г. №22)
(см. предыдущую редакцию)

5. Рекомендовать облисполкомам, Минскому горисполкому исключить передачу объектов бытового обслуживания на баланс организаций, входящих в систему Министерства жилищно-коммунального хозяйства.

6. Министерству финансов при разработке проектов республиканского бюджета на очередной финансовый год в установленном порядке предусматривать средства на финансирование мероприятий Государственной программы.

7. Возложить персональную ответственность за выполнение мероприятий Государственной программы на Министра жилищно-коммунального хозяйства, Министра энергетики, Министра Министра антимонопольного регулирования и торговли, Министра архитектуры и строительства, Председателя Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ, председателей облисполкомов и Минского горисполкома.

(В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 г. №22)
(см. предыдущую редакцию)

8. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 года №326

Государственная программа "Комфортное жилье и благоприятная среда" на 2016-2020 годы

Глава 1. Общие положения

Государственная программа "Комфортное жилье и благоприятная среда" на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа) разработана с учетом приоритета социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года по обеспечению эффективной занятости и развитию человеческого потенциала и направлена на дальнейшее развитие жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) и сферы бытового обслуживания, а также на повышение доступности энерго- и газоснабжения в сельской местности.

Разработка Государственной программы обусловлена необходимостью решения проблемных вопросов, принятия комплексных и системных мер в сферах ЖКХ, бытового обслуживания населения и энергоснабжения.

Глава 2. Цель и структура Государственной программы

Цель Государственной программы - обеспечение комфортных условий проживания и благоприятной среды обитания, в первую очередь за счет повышения эффективности и надежности функционирования объектов ЖКХ с одновременным снижением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ).

Государственная программа включает 8 подпрограмм:

подпрограмма 1 "Обеспечение качества и доступности услуг";

подпрограмма 2 "Модернизация и повышение эффективности теплоснабжения";

подпрограмма 3 "Ремонт жилищного фонда";

подпрограмма 4 "Безопасный лифт";

подпрограмма 5 "Чистая вода";

подпрограмма 6 "Обращение с коммунальными отходами и использование вторичных материальных ресурсов";

подпрограмма 7 "Развитие электроэнергетики и газификации села";

подпрограмма 8 "Качество и доступность бытовых услуг".

Заказчики подпрограмм 1-5 - облисполкомы, Минский горисполком.

Заказчики подпрограммы 6 - Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Министерство архитектуры и строительства, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, облисполкомы и Минский горисполком.

Заказчик подпрограммы 7 - Министерство энергетики.

Заказчики подпрограммы 8 - облисполкомы.

В результате достижения цели Государственной программы и реализации задач ее подпрограмм будут выполнены сводный целевой и целевые показатели Государственной программы согласно приложению 1.

(В главу 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 г. №22)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 3. Финансовое обеспечение Государственной программы

Финансирование мероприятий Государственной программы согласно приложению 2 планируется производить в установленном порядке за счет средств республиканского и местных бюджетов, кредитных ресурсов, собственных средств организаций и иных источников, не запрещенных законодательством.

На реализацию Государственной программы в 2016-2020 годах запланированы средства в размере 106 389,1 млрд. рублей, в том числе:

местные бюджеты - 79 456,8 млрд. рублей;

республиканский бюджет - 3946,8 млрд. рублей;

собственные средства организаций - 2839,9 млрд. рублей;

средства государственного учреждения "Оператор вторичных материальных ресурсов" - 589,9 млрд. рублей;

платежи населения - 9434,3 млрд. рублей;

кредитные средства - 5828,9 млрд. рублей;

иные источники - 4292,5 млрд. рублей.

Объемы финансирования подпрограмм следующие:

подпрограмма 1 - 45 909,3 млрд. рублей;

подпрограмма 2 - 11 004 млрд. рублей;

подпрограмма 3 - 35 326 млрд. рублей;

подпрограмма 4 - 5511,1 млрд. рублей;

подпрограмма 5 - 3602,1 млрд. рублей;

подпрограмма 6 - 2652,6 млрд. рублей;

подпрограмма 7 - 2043,6 млрд. рублей;

подпрограмма 8 - 340,4 млрд. рублей.

Объемы и источники финансирования Государственной программы подлежат ежегодному уточнению.

Глава 4. Анализ основных рисков при выполнении Государственной программы

На достижение цели Государственной программы и выполнение задач ее подпрограмм могут оказать влияние следующие риски:

макроэкономические риски, влияющие на стоимость всех видов ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы, а также на снижение покупательской способности населения;

финансовые риски, вызванные недостаточностью и (или) несвоевременностью финансирования;

организационные риски, связанные с неэффективным управлением финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для реализации Государственной программы;

правовые риски, связанные с изменением законодательства.

В целях управления этими рисками и минимизации их влияния на эффективность Государственной программы предусматривается осуществление следующих мер:

своевременная корректировка мероприятий Государственной программы с учетом изменений параметров социально-экономического развития страны;

ежегодное уточнение объемов и источников финансирования мероприятий Государственной программы с определением его приоритетов, а также проработка альтернативных вариантов финансирования;

своевременное планирование и мониторинг выполнения мероприятий Государственной программы, а также реагирование на недостатки и нарушения, выявленные в ходе реализации мероприятий Государственной программы, в том числе в отношении управления, контроля и кадрового обеспечения;

привлечение заинтересованных, в том числе представителей негосударственных структур, к разработке и обсуждению проектов нормативных правовых актов, предусматривающих совершенствование законодательства.

Глава 5. Методика оценки эффективности Государственной программы

Оценка эффективности Государственной программы осуществляется в два этапа.

На первом этапе определяется эффективность реализации подпрограмм, в том числе решения задач и расходования средств для их достижения.

Для оценки степени решения задач подпрограмм определяется степень достижения плановых значений каждого целевого показателя подпрограмм в соответствии с приложением 1 к Государственной программе.

Степень достижения планового значения целевого показателя рассчитывается:

для целевых показателей, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значения, по формуле

Формула 1 к Пост. от 21.04.2016 г. №326

для целевых показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений, по формуле

Формула 2 к Пост. от 21.04.2016 г. №326

где СДцп - степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего выполнение задач подпрограммы;

ЦПф - значение целевого показателя, характеризующего выполнение задач подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

ЦПп - плановое значение целевого показателя, характеризующего выполнение задач подпрограммы.

Степень решения задач подпрограмм рассчитывается по формуле

Формула 3 к Пост. от 21.04.2016 г. №326

где СРпп - степень решения задач подпрограммы;

СДпп - степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего выполнение задач подпрограммы;

N - количество целевых показателей, характеризующих выполнение задач подпрограммы.

Если значение СРпп больше 1, то при расчете степени решения задач подпрограммы оно принимается равным 1.

Эффективность реализации подпрограммы оценивается по формуле

Формула 4 к Пост. от 21.04.2016 г. №326

где ЭРпп - эффективность реализации подпрограммы;

СРпп - степень решения задач подпрограммы;

Фппф - объем фактически освоенных средств в целях реализации подпрограммы в отчетном году;

Фппп - объем запланированных средств на реализацию подпрограммы в отчетном году.

Эффективность реализации подпрограммы признается:

высокой, если значение ЭРпп составляет не менее 0,9;

средней, если значение ЭРпп составляет не менее 0,8;

удовлетворительной, если значение ЭРпп составляет не менее 0,7.

В остальных случаях эффективность реализации подпрограммы признается неудовлетворительной.

На втором этапе определяется эффективность реализации Государственной программы, основанная на оценке эффективности реализации всех подпрограмм, по формуле

Формула 5 к Пост. от 21.04.2016 г. №326

где ЭРгп - эффективность реализации Государственной программы;

ЭРпп - эффективность реализации подпрограмм;

М - количество подпрограмм.

Эффективность реализации Государственной программы признается:

высокой, если значение ЭРгп составляет не менее 0,9;

средней, если значение ЭРгп составляет не менее 0,8;

удовлетворительной, если значение ЭРгп составляет не менее 0,7.

В остальных случаях эффективность реализации Государственной программы признается неудовлетворительной.

Глава 6. Подпрограмма 1 "Обеспечение качества и доступности услуг"

Работа организаций ЖКХ направлена на обеспечение своевременного и качественного предоставления потребителям услуг в востребованных объемах, улучшение качества обслуживания населения. Одновременно в рамках повышения эффективности работы ЖКХ и обеспечения доступности данных услуг проводится работа по снижению затрат на их оказание.

В этих целях приняты нормативные правовые акты и другие документы, предусматривающие упорядочение механизма формирования себестоимости основных ЖКУ и порядка финансирования организаций ЖКХ.

Обеспечение баланса интересов государства и организаций ЖКХ в вопросах снижения затрат при оказании ЖКУ и развития данных организаций позволило внедрить порядок финансирования затрат по оказываемым ЖКУ по планово-расчетным ценам. Ужесточены подходы к формированию себестоимости посредством нормирования включаемых в нее затрат.

Для повышения эффективности использования трудового потенциала организаций ЖКХ за 2010-2015 годы пересмотрено (разработано) 33 отраслевых нормативных сборника.

Достичь существенной экономии, повысить качество оказываемых услуг и эффективность работы организаций ЖКХ позволила системная работа по реализации технических и энергосберегающих мероприятий, в том числе по замене и модернизации оборудования, замещению природного газа местными видами топлива, выведению из работы оборудования с низкой энергоэффективностью, проведению капитального ремонта и тепловой модернизации жилищного фонда.

Принимаемые меры по максимальному вовлечению в работу по сокращению затрат местных органов власти, руководителей и работников организаций ЖКХ, оптимизации структуры и численности занятых, совершенствованию законодательства, а также реализация технических мероприятий позволили обеспечить выполнение установленного на пятилетку задания по снижению затрат на оказание ЖКУ населению не менее чем на 25 процентов и получить реальную экономию средств в размере более 3 трлн. рублей в текущих ценах.

В целях повышения качества оказываемых ЖКУ с 1 марта 2015 г. внедрена система профессиональной аттестации руководителей и специалистов организаций ЖКХ.

Для повышения информированности населения и возможности граждан своевременно реагировать на недоработки служб ЖКХ в г. Минске начал работу портал "Мой Горад.115.бел", а также единая диспетчерская служба.

Индикатором повышения эффективности работы жилищно-коммунальных служб являются обращения граждан, общее количество которых в 2015 году по сравнению с 2010 годом снизилось на 36,6 процента.

Вместе с тем предоставление всего комплекса ЖКУ в современных условиях требует формирования эффективной системы управления.

Обеспечить экономическую заинтересованность исполнителей в результатах своей деятельности, повышении качества обслуживания жилья и благоустройства территорий, а также снижении затрат предусматривается за счет разделения функций заказчика и подрядчика при предоставлении ЖКУ.

Дальнейшее снижение затрат по оказываемым ЖКУ планируется обеспечить путем реализации технических мероприятий, направленных на внедрение современных энергосберегающих технологий, снижение зависимости от импортируемых энергоресурсов, сокращение использования ручного труда и, как следствие, сокращение численности работающих в ЖКХ.

Планируется повысить качество обслуживания и снизить затраты на предоставляемые ЖКУ за счет использования единой общереспубликанской информационной системы при начислении специализированными организациями платы за ЖКУ. Это позволит обеспечить единство методологического руководства при обслуживании населения, а также проводить анализ различных данных.

В целях обеспечения населения качественными и доступными по стоимости ЖКУ необходимо решить следующие задачи:

оптимизация затрат по оказываемым ЖКУ;

повышение эффективности управления ЖКХ;

повышение качества предоставляемых ЖКУ;

обеспечение доступности ЖКУ.

Целевые показатели подпрограммы 1:

уменьшение письменных претензий на качество оказываемых ЖКУ к предыдущему году;

собираемость платежей за ЖКУ, оказанные юридическим и физическим лицам;

снижение затрат на оказание ЖКУ населению в сопоставимых условиях к предыдущему году.

В целях обеспечения реализации основных направлений политики государства по социальной поддержке и повышению благосостояния граждан, а также по сокращению расходов бюджета в Государственной программе установлен целевой показатель по снижению затрат на оказание ЖКУ населению в сопоставимых условиях к предыдущему периоду не менее чем на 15 процентов в 2016 году и их дальнейшему ежегодному снижению на 5 процентов. От полученного результата по снижению затрат зависит стоимость и доступность услуг для потребителя.

Индикатором доступности ЖКУ является своевременность и полнота их оплаты потребителями, в связи с чем установлен целевой показатель по собираемости платежей за ЖКУ, оказанные физическим и юридическим лицам. Необходимо отметить, что фактические значения данного показателя используются международными кредитными организациями при проведении анализа доступности услуг.

Учитывая, что повышение качества оказываемых услуг напрямую влияет на снижение претензий, предъявляемых потребителями, определен целевой показатель по уменьшению количества письменных претензий на качество оказываемых ЖКУ - ежегодно на 1,5 процента к уровню прошлого года.

Реализацию задач подпрограммы 1 планируется осуществлять по следующим направлениям:

создание служб заказчиков и подрядчиков ЖКУ;

оснащение находящихся в хозяйственном ведении организаций ЖКХ центральных тепловых пунктов, тепловых узлов, индивидуальных тепловых пунктов многоквартирных жилых домов системами автоматизации и диспетчеризации;

разработка новых и совершенствование действующих технических нормативных правовых актов в сфере ЖКХ, проведение энергоаудитов;

упорядочение функций, выполняемых организациями ЖКХ, с планированием осуществления деятельности, не связанной с оказанием и (или) предоставлением населению ЖКУ, на основании договорных отношений и на возмездной основе;

запрет на привлечение банковских кредитов для осуществления текущей деятельности организаций ЖКХ;

внедрение на всей территории Республики Беларусь единой информационной системы расчетов за потребленные населением ЖКУ и другие услуги;

внедрение системы безналичных жилищных субсидий для возмещения нуждающимся гражданам части платы за ЖКУ;

совершенствование работы с населением с расширением при этом использования средств коммуникаций.

Мероприятия по реализации подпрограммы 1 приведены в приложении 2 к Государственной программе.

Глава 7. Подпрограмма 2 "Модернизация и повышение эффективности теплоснабжения"

В результате перевода в 2011-2015 годах 211 котельных мощностью 444,3 МВт на использование местных видов топлива (далее - МВТ) доля МВТ в балансе котельно-печного топлива увеличилась на 12,3 процентного пункта и достигла уровня 41,1 процента. В настоящее время в ЖКХ эксплуатируется 3787 котельных суммарной установленной мощностью 13,8 тыс. МВт, из которых на 2852 частично или полностью используются МВТ. Суммарная мощность работающего на МВТ теплогенерирующего оборудования 4,1 тыс. МВт.

Обеспечение нормативных объемов замены в 2011-2015 годах тепловых сетей в количестве 3,9 тыс. км позволило стабилизировать количество тепловых сетей со сверхнормативным сроком эксплуатации на уровне 30 процентов и увеличить протяженность тепловых сетей с использованием предварительно изолированных трубопроводов до 49 процентов, снизить потери тепловой энергии на ее транспортировку на 9,2 процентного пункта и достичь уровня 10,2 процента. В настоящее время организациями ЖКХ содержится 16,1 тыс. км тепловых сетей.

Вместе с тем в системе ЖКХ имеются отдельные теплоисточники, экономическая и технологическая эффективность работы которых крайне низкая. При этом себестоимость вырабатываемой ими тепловой энергии значительно превышает среднее значение. Причинами являются низкая подключенная нагрузка потребителей, эксплуатация неэффективного котельного оборудования, применение ручного труда, большая протяженность тепловых сетей и, как следствие, значительные потери тепловой энергии при транспортировке.

Повысить надежность, экономическую и технологическую эффективность теплоснабжения планируется путем реализации следующих задач:

сбалансированное развитие и модернизация теплоисточников и тепловых сетей путем внедрения передовых технологий и вывода из эксплуатации физически и морально устаревшего энергетического оборудования;

диверсификация первичных энергоносителей в топливном балансе путем увеличения использования МВТ, в том числе возобновляемых источников энергии.

Целевыми показателями подпрограммы 2 являются:

норматив замены тепловых сетей;

потери тепловой энергии собственного производства организаций ЖКХ;

доля МВТ в балансе котельно-печного топлива.

Установление целевого показателя по потерям тепловой энергии при ее транспортировке обусловлено тем, что его значение характеризует эффективность работы систем централизованного теплоснабжения.

Целевой показатель по доле МВТ, в том числе возобновляемых источников энергии, в балансе котельно-печного топлива в полной мере отражает степень зависимости системы ЖКХ от импортируемых энергоресурсов.

Поскольку обеспечение технической надежности теплоснабжения связано с модернизацией оборудования, в качестве целевого показателя определен норматив замены тепловых сетей, позволяющий обеспечить своевременную замену тепловых сетей по истечении нормативного срока эксплуатации.

Реализацию задач подпрограммы 2 планируется осуществлять по следующим направлениям:

замена трубопроводов теплоснабжения с длительными сроками эксплуатации и неудовлетворительными теплотехническими характеристиками ежегодно в объеме не менее 4 процентов от их протяженности, что составит к 2020 году 3156 км. Это позволит снизить потери тепловой энергии в тепловых сетях до 10 процентов;

ввод энергогенерирующих мощностей на МВТ - в 2016-2020 годах 666,15 МВт;

модернизация неэффективных котельных за счет:

оптимизации схем теплоснабжения населенных пунктов с ликвидацией неэффективных котельных путем переключения нагрузок на другие теплоисточники или децентрализации систем теплоснабжения. Выполнение мероприятия по оптимизации схем теплоснабжения населенных пунктов позволит повысить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов, снизить потери тепловой энергии при транспортировке, а также сократить численность обслуживающего персонала. Получаемый годовой экономический эффект от децентрализации систем теплоснабжения сопоставим с затратами на установку индивидуальных котлов в жилых домах. К 2020 году планируется ликвидировать 81 неэффективно работающую котельную;

модернизации газовых котельных, в том числе их перевода на автоматический режим работы. Выполнение мероприятия позволит снизить затраты организаций ЖКХ за счет повышения эффективности работы котельного оборудования и сокращения численности обслуживающего персонала. В автоматический режим работы предлагается перевести 72 теплоисточника;

модернизации котельных на МВТ с установкой более эффективного котельного оборудования. Планируется осуществить модернизацию 220 существующих теплоисточников на МВТ, предусматривающую замену неэффективных котлов с ручной подачей топлива на более эффективные пиролизные котлы, котлы на пеллетах и другие;

модернизации котельных с переводом на использование электроэнергии для отопления и горячего водоснабжения потребителей. После ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС возможна модернизация котельных ЖКХ с внедрением электрокотлов с аккумуляторами и без аккумуляторов тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, для их использования в часы прохождения ночных минимумов электрической нагрузки энергосистемы.

Реконструкция и модернизация котельных позволят сократить потребление импортируемого природного газа, увеличить использование МВТ для производства тепловой энергии на уровне 850-900 тыс. т.у.т. и довести их долю в общем объеме потребления топлива до 52 процентов. Предусматривается снижение зависимости ЖКХ от импорта топливно-энергетических ресурсов и обеспечение надежного теплоснабжения потребителей.

Направления реализации задач подпрограммы 2 по областям и г. Минску приведены согласно приложению 3.

Реализация задач и целевых показателей подпрограммы 2 обеспечивает выполнение целевых показателей и задач Государственной программы "Энергосбережение" на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. №248 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.04.2016, 5/41892), и ее подпрограмм.

Мероприятия по реализации подпрограммы 2 приведены в приложении 2 к Государственной программе.

Глава 8. Подпрограмма 3 "Ремонт жилищного фонда"

Подпрограмма 3 направлена на повышение эффективности и надежности работы объектов ЖКХ, улучшение качества предоставляемых услуг на основе выполнения социальных стандартов и снижение затрат на их оказание.

За 2011-2015 годы ежегодные объемы капитального ремонта жилищного фонда в республике увеличились с 1363 тыс. до 2271,1 тыс. кв. м и достигли уровня 2 процентов от эксплуатируемого организациями ЖКХ жилищного фонда. Ежегодный прирост ввода жилья после капитального ремонта в республике составил от 14 до 30 процентов.

Реализованы мероприятия, направленные на оптимизацию затрат при проведении капитального ремонта, в том числе:

пересмотрены виды и состав выполняемых при капитальном ремонте работ;

исключено распространение на капитальный ремонт отдельных требований противопожарных норм;

определены первоочередные работы, выполняемые за счет средств, направляемых в установленном порядке на капитальный ремонт жилищного фонда.

Принятые меры позволили не допустить снижения ежегодных объемов ремонта жилья в условиях дефицита финансовых средств на его проведение.

Вместе с тем в 1993-2003 годах отмечен значительный спад объемов выполняемых ремонтных работ при высоких темпах строительства. Снизить его негативное влияние на эксплуатационную надежность жилищного фонда возможно при увеличении объемов капитального ремонта с достижением его уровня не менее 3 процентов от эксплуатируемого в республике жилья. Таким образом, с учетом прогнозируемого ежегодного прироста многоквартирного жилищного фонда объемы капитального ремонта к 2020 году должны достигнуть не менее 3,6 млн. кв. м.

Основной задачей подпрограммы 3 является восстановление технических и потребительских качеств, а также сохранение эксплуатационной надежности жилищного фонда.

Условиями ее достижения являются:

увеличение объема капитального ремонта до 3 процентов от жилищного фонда, что позволит обеспечить цикличность ремонтов с учетом расчетной нормативной продолжительности межремонтных сроков (один раз в 35 лет);

совершенствование технологии производства с сокращением сроков выполнения ремонтных работ и исключением наличия объектов со сверхнормативными сроками ремонта.

Целевым показателем подпрограммы 3 является ввод общей площади жилых домов после капитального ремонта.

При надлежащей организации технического обслуживания, своевременном проведении регламентированных работ, ремонта и замены отдельных конструктивных элементов и инженерного оборудования, а также применении современных материалов с более высоким сроком службы и улучшенными техническими характеристиками межремонтные сроки могут быть увеличены до 40 лет.

Основными мероприятиями подпрограммы 3 являются:

оптимизация затрат на проведение ремонтно-строительных работ;

сокращение сроков и совершенствование технологии производства работ;

планомерное увеличение доли платежей граждан в объеме финансирования ремонта;

вовлечение собственников в процесс содержания имущества, в том числе его модернизации;

ввод общей площади жилых домов после капитального ремонта к 2020 году в объеме 3,6 млн. кв. м;

предотвращение интенсивного износа конструктивных элементов и инженерных систем жилых домов за счет текущего ремонта.

Глава 9. Подпрограмма 4 "Безопасный лифт"

Подпрограмма 4 направлена на реализацию комплексных мер по повышению безопасности жизнедеятельности граждан при эксплуатации лифтового оборудования в жилищном фонде.

В последние годы в связи с недостатком финансирования наблюдается тенденция резкого снижения годовых объемов замены в жилищном фонде лифтов, отработавших нормативные сроки эксплуатации. Так, удельный вес заменяемых лифтов в их общем количестве сократился в два раза (с 2,6 процента в 2011 году до 1,3 процента в 2015 году) и составил за пятилетку лишь 8,4 процента, тогда как с 2006 по 2010 год произведена замена 11 процентов лифтов.

Техническим регламентом Таможенного союза ТР 011/2011 "Безопасность лифтов", вступившим в силу с 15 февраля 2013 г., установлено, что лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу указанного технического регламента и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями технического регламента не позднее 15 февраля 2020 г.

Обеспечить выполнение требований возможно путем замены лифтов, а также проведения их модернизации.

На основании анализа эксплуатируемого лифтового оборудования в целях приведения его к 2020 году в соответствие с требованиями технического регламента Таможенного союза ТР 011/2011 "Безопасность лифтов" установлена необходимость замены более 11 тыс. лифтов. На указанные мероприятия в текущих ценах необходимо финансирование более 1 трлн. рублей ежегодно.

Достижение данной цели возможно при замене не менее 2000 лифтов ежегодно.

Задача подпрограммы 4 - обеспечение безопасной эксплуатации лифтового оборудования.

Целевым показателем выполнения подпрограммы 4 является замена и модернизация в жилых домах лифтов, отработавших нормативные сроки эксплуатации.

Реализация мероприятий подпрограммы 4, указанных в приложении 2 к Государственной программе, позволит обеспечить выведение до 2020 года из эксплуатации лифтов, отработавших нормативный срок службы, и приведение лифтового оборудования в соответствие с требованиями технического регламента Таможенного союза ТР 011/2011 "Безопасность лифтов".

Глава 10. Подпрограмма 5 "Чистая вода"

Подпрограмма 5 разработана в целях обеспечения населения качественной питьевой водой.

В результате проделанной в 2011-2015 годах работы введены 268 объектов водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе 47 водозаборов, 54 станции обезжелезивания воды, а также 19 комплексов канализационных очистных сооружений и достигнуты следующие показатели:

обеспеченность централизованными системами водоснабжения городского населения - 97,7 процента, сельского населения - 68,9 процента (в том числе населения агрогородков - 80,7 процента), что соответственно на 1,2 и 12,9 процентного пункта выше, чем в 2010 году;

обеспеченность централизованными и местными системами хозяйственно-бытовой канализации городского населения - 91,9 процента, сельского населения - 37,9 процента, что соответственно на 1,6 и 7,6 процентного пункта выше, чем в 2010 году.

В настоящее время централизованным водоснабжением, вода в котором соответствует питьевому качеству, пользуется 83,7 процента потребителей.

В связи с этим приоритетной задачей подпрограммы 5 является улучшение качества питьевого водоснабжения, а целевым показателем - обеспеченность потребителей водоснабжением питьевого качества.

Реализацию этой задачи планируется осуществить посредством строительства порядка 500 станций обезжелезивания воды, поэтапного перехода г. Минска на водоснабжение из подземных источников.

В результате реализации подпрограммы 5 к концу 2020 года обеспеченность потребителей водоснабжением питьевого качества должна составить 100 процентов.

Глава 11. Подпрограмма 6 "Обращение с коммунальными отходами и использование вторичных материальных ресурсов"

Функционирование системы обращения с отходами в Республике Беларусь основано на принципе приоритетности использования отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению.

В 2009-2015 годах в рамках реализации мероприятий Государственной программы сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2009 г. №327 "О Государственной программе сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009-2015 годы" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., №157, 1/10799), обеспечено формирование действенной системы обращения с отходами потребления и вторичными материальными ресурсами.

За 7 лет уровень извлечения основных видов вторичных материальных ресурсов (далее - ВМР) из состава образующихся твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) увеличился более чем в 2 раза - с 7,5 процента в 2008 году до 15,6 процента в 2015 году.

Значительно возросли объемы сбора (заготовки) вторичного сырья, в том числе:

отходов бумаги и картона - с 174,9 тыс. тонн в 2008 году до 323 тыс. тонн в 2015 году (в 1,85 раза);

отходов стекла - с 28 тыс. до 164,3 тыс. тонн (в 5,9 раза);

изношенных шин - с 13,1 тыс. до 43,2 тыс. тонн (в 3,3 раза);

отходов пластмасс - с 17,1 тыс. до 52,1 тыс. тонн (в 3 раза).

В 2009-2015 годах в республике созданы новые производства по переработке шин, загрязненных отходов пластмасс, сортировке стеклобоя, переработке отработанных масел. Организован сбор от населения отработанных элементов питания (батареек), ртутьсодержащих ламп и вышедшей из эксплуатации бытовой техники, в том числе в объектах розничной торговли.

Вместе с тем уровень повторного использования ТКО в Республике Беларусь ниже, чем в большинстве стран Европейского союза (от 25 процентов в Польше и Эстонии до 90 процентов в Австрии, Германии и Швейцарии).

Такой уровень переработки ТКО достигается за счет сочетания различных способов их использования, в том числе:

организации раздельного сбора отходов от населения с извлечением основных видов ВМР (макулатура, стекло, пластик, металлы);

использования органической части коммунальных отходов (зеленая биомасса, пищевые отходы) для получения компоста;

использования отходов в теплоэнергетическом хозяйстве, в том числе добычи "свалочного газа" на полигонах, производства RDF-топлива.

В настоящее время в Республике Беларусь использование ТКО ограничивается в основном только извлечением из их состава ВМР. При этом сектор обращения с ТКО характеризуется отсутствием четкой национальной стратегии ("дорожной карты") развития сферы обращения с отходами потребления и ВМР, низким уровнем развития государственно-частного партнерства в этой сфере, несовершенством законодательной базы, недостаточным охватом населения раздельным сбором отходов и низкой его осведомленностью в вопросах обращения с ТКО и ВМР.

Задача подпрограммы 6 - минимизация объема захоронения ТКО с обеспечением в 2020 году доли их повторного использования не менее 25 процентов от объема образования.

Целевые показатели подпрограммы 6:

сбор (заготовка) в 2020 году более 0,8 млн. тонн вторичных материальных ресурсов;

использование в 2020 году не менее 25 процентов ТКО от объема их образования.

Достижение задачи подпрограммы 6 планируется путем реализации следующих мер:

организационные меры:

разработка национальной стратегии по обращению с ТКО и ВМР на период до 2035 года, в которой будут определены цели и инвестиционный план развития сферы обращения с отходами и ВМР;

обеспечение 100-процентного охвата населения раздельным сбором ТКО, в том числе установка контейнеров в сельских населенных пунктах и садоводческих товариществах;

закрытие мусоропроводов в многоквартирных жилых домах и создание площадок для раздельного сбора ТКО;

разделение функций по управлению полигонами ТКО и обращению с отходами в городах с численностью населения свыше 100 тыс. человек;

развитие собственных систем сбора отходов производителями и поставщиками товаров и упаковки в рамках реализации принципа расширенной ответственности производителей;

развитие сети сбора отработанных масел от населения путем сбора в приемных пунктах, на станциях технического обслуживания, в гаражных кооперативах и других местах;

развитие государственно-частного партнерства в сфере обращения с ТКО и ВМР в целях расширения емкости рынка ВМР в республике и появления новых конкурентоспособных видов продукции из вторичного сырья;

проведение информационно-разъяснительной работы с населением в области раздельного сбора ТКО, в том числе путем реализации долгосрочной рекламной кампании по раздельному сбору населением ТКО и использованию ВМР;

инвестиционные меры:

создание производств по сортировке ТКО в административных районах;

создание производств по выпуску PRE/RDF-топлива, RDF-топлива из ТКО на базе действующих и планируемых к строительству мусороперерабатывающих организаций;

создание мощностей по использованию RDF-топлива при производстве цемента и в коммунальной теплоэнергетике;

создание производств по использованию отходов, которые в настоящее время не перерабатываются;

внедрение с учетом эффективности технико-экономических показателей оборудования для получения "свалочного газа" на полигонах ТКО;

создание на полигонах захоронения ТКО площадок для компостирования органической части ТКО;

развитие сети приемных пунктов вторичного сырья, в том числе организация приема ВМР от населения на базе объектов торговли;

совершенствование материально-технической базы организаций, осуществляющих сбор (заготовку) ВМР;

экономические меры:

установление тарифов на услугу по обращению с ТКО для населения, обеспечивающих полное возмещение экономически обоснованных затрат;

внедрение депозитной (залоговой) системы сбора потребительской тары;

установление повышающих коэффициентов на захоронение ТКО, в составе которых обнаружены ВМР;

регулирование цен на ВМР;

регулирование размеров платы производителей и поставщиков за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, а также компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору на территории республики отходов товаров и отходов упаковки.

Мероприятия по реализации подпрограммы 6 приведены в приложении 2 к Государственной программе.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Государственная программа "Комфортное жилье и благоприятная среда" на 2016-2020 годы Глава 1. Общие положения Глава 2. Цель и структура Государственной программы Глава 3. Финансовое обеспечение Государственной программы Глава 4. Анализ основных рисков при выполнении Государственной программы Глава 5. Методика оценки эффективности Государственной программы Глава 6. Подпрограмма 1 "Обеспечение качества и доступности услуг" Глава 7. Подпрограмма 2 "Модернизация и повышение эффективности теплоснабжения" Глава 8. Подпрограмма 3 "Ремонт жилищного фонда" Глава 9. Подпрограмма 4 "Безопасный лифт" Глава 10. Подпрограмма 5 "Чистая вода" Глава 11. Подпрограмма 6 "Обращение с коммунальными отходами и использование вторичных материальных ресурсов" Глава 12. Подпрограмма 7 "Развитие электроэнергетики и газификации села" Глава 13. Подпрограмма 8 "Качество и доступность бытовых услуг" Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3