Дата обновления БД:
09.10.2024
Добавлено/обновлено документов:
381 / 1459
Всего документов в БД:
137249
ТРУДОВОЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 4 августа 2004 года №106
(В редакции Законов Кыргызской Республики от 08.10.2004 г. №181, 30.06.2005 г. №85, 31.07.2007 г. №117, 07.08.2007 г. №136, 17.03.2008 г. №21, 19.04.2008 г. №61, 25.07.2008 г. №168, 20.01.2009 г. №10, 24.02.2009 г. №63, 30.03.2009 г. №103, 12.10.2009 г. №260, 18.05.2012 г. №59, 05.07.2012 г. №97, 10.08.2012 г. №164, 20.11.2012 г. №185, 15.07.2013 г. №141, 01.11.2013 г. №198, 20.07.2015 г. №179, 18.12.2015 г. №227, 06.04.2016 г. №34, 30.05.2016 г. №76, 11.11.2016 г. №177, 16.12.2016 г. №207 (вступил в силу 21.06.2017 г.), 30.12.2016 г. №228, 25.01.2017 г. №12)
Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 25 мая 2004 года
По всему тексту Кодекса слова "инвалид", "Инвалид" и "инвалид с детства" в различных падежных и числовых формах заменены словами "лицо с ограниченными возможностями здоровья", "Лицо с ограниченными возможностями здоровья" и "лицо с ограниченными возможностями здоровья с детства" в соответствующих падежах и числах, слова "ребенок-инвалид" и "дети-инвалиды" в различных падежных формах заменены на слова "ребенок с ограниченными возможностями здоровья" и "дети с ограниченными возможностями здоровья" в соответствующих падежах в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 20.11.12 г. №185
По всему тексту Кодекса слова "Государственная инспекция труда", "государственная инспекция труда", "орган Государственной инспекции труда" и "орган государственной инспекции труда" в различных падежных и числовых формах заменены на слова "уполномоченный государственный орган в области надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства" в соответствующих падежах и числах в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 20.07.2015 г. №179
По всему тексту Кодекса слова "уполномоченный государственный орган в области инспекции труда" в различных падежных формах заменены на слова "уполномоченный государственный орган в области надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства" в соответствующих падежах в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 20.07.2015 г. №179
(По всему тексту Кодекса слова "Государственный инспектор труда" и "государственный инспектор труда" в различных падежных и числовых формах заменены соответственно на слова "Государственный инспектор в области надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства" и "государственный инспектор в области надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства" в соответствующих падежах и числах в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 20.07.2015 г. №179
Раздел I. Общая часть
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Трудовое законодательство направлено на создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, а также интересов государства.
Основными задачами трудового законодательства являются правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений:
по организации труда и управлению трудом;
по трудоустройству у данного работодателя;
по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров непосредственно у данного работодателя;
по социальному партнерству между работодателями, работниками и органами государственного управления, местного самоуправления, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
по участию представительных органов работников и работодателей в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
по разрешению трудовых споров.
Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений
Основными принципами правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений признаются:
- право на труд, который каждый гражданин свободно выбирает или на который свободно соглашается, включая право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий;
- свобода труда;
- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере трудовых правоотношений;
- запрещение детского труда в наихудших формах;
- защита от необоснованного увольнения;
- обеспечение права на содействие занятости и на социальную защиту от безработицы;
- обеспечение права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
- обеспечение права на вознаграждение за труд в соответствии с трудовым договором, но не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда;
- обеспечение права на отдых;
- обеспечение права на возмещение вреда здоровью, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
- содействие профессиональному развитию работника на производстве, подготовке кадров;
- обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законодательными актами;
- установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
- обеспечение права каждого гражданина на защиту государством его прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
- обеспечение права на объединение, включая право создавать профессиональные союзы и иные представительные органы работников для защиты своих прав, свобод и интересов в области трудовых правоотношений и осуществления общественного контроля за их соблюдением;
- обеспечение права работодателей на объединение для защиты своих прав, свобод и интересов в области трудовых правоотношений;
- участие объединений работников и работодателей в регулировании трудовых правоотношений.
Статья 3. Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Нормы международного права
Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: настоящим Кодексом, иными законами, указами Президента Кыргызской Республики, постановлениями Правительства Кыргызской Республики, актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Межгосударственные договоры и иные нормы международного права, ратифицированные Кыргызской Республикой, являются составной и непосредственно действующей частью законодательства Кыргызской Республики.
Если международными договорами, ратифицированными Кыргызской Республикой, установлены более благоприятные для работника правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, соглашениями, коллективными договорами, то применяются правила международных договоров.
В случае противоречия между настоящим Кодексом и иными законами, содержащими нормы, ухудшающие положение работников, применяются нормы настоящего Кодекса.
(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законами Кыргызской Республики от 30.03.2009 г. №103, 20.07.2015 г. №179)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права
Органы местного самоуправления вправе принимать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции по согласованию с представительными органами работников.
Статья 5. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем
Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, проводит согласование с представительным органом работников.
Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного настоящим Кодексом порядка согласования с представительным органом работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Статья 6. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.
Настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории Кыргызской Республики для всех работодателей (юридических или физических лиц), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работодателем и работником, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства.
Особенности применения настоящего Кодекса к иностранным гражданам и лицам без гражданства определяются статьей 7 настоящего Кодекса и иными законами, содержащими нормы трудового права.
Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, лиц, работающих по совместительству, женщин, молодежи и других) устанавливаются настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами.
Настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц: военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; лиц из числа рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы и других правоохранительных органов; членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера (подряда, поручения и других); других лиц в установленных законом случаях (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей).
Примечание. Под правоохранительными органами понимаются - органы внутренних дел, национальной безопасности, по борьбе с экономическими преступлениями, уголовно-исполнительной системы, прокуратуры, таможенной службы, а также органы по контролю за наркотиками.
(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законами Кыргызской Республики от 07.08.2007 г. №136, 12.10.2009 г. №260, 10.08.2012 г. №164, 30.05.2016 г. №76)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 7. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также к гражданам Кыргызской Республики, работающим в организациях, принадлежащих иностранным юридическим лицам
Настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на иностранных граждан, лиц без гражданства, работающих в организациях, расположенных на территории Кыргызской Республики, если иное не установлено законом Кыргызской Республики или международным договором.
На работников организаций, расположенных на территории Кыргызской Республики, учредителями или собственниками (полностью или частично) которых являются иностранные юридические или физические лица (в том числе дочерние организации транснациональных корпораций), распространяются законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, если иное не предусмотрено законом или международным договором Кыргызской Республики.
Граждане Кыргызской Республики, являющиеся работниками организаций, указанных в части второй настоящей статьи, при равном труде имеют право на равную оплату наряду с иностранными работниками таких организаций.
Статья 8. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке
Настоящий Кодекс регулирует трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, а также отношения, связанные:
- с профессиональной подготовкой работников и повышением квалификации;
- с деятельностью профсоюзов или иных представительных органов по защите прав работников;
- с деятельностью объединений работодателей по регулированию социально-трудовых отношений;
- с ведением коллективных переговоров, с заключением коллективных договоров и соглашений;
- с взаимоотношениями между работниками (их представителями) и работодателями на уровне организаций;
- с обеспечением занятости;
- с контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде, об охране труда;
- с рассмотрением индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться.
Трудовые и связанные с ними отношения, основанные на членстве в кооперативах, предприятиях и товариществах, регулируются настоящим Кодексом с особенностями, указанными в их уставах, но не противоречащими законодательству о труде.
Статья 9. Запрещение дискриминации в сфере труда
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав и свобод.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества при их реализации в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника и результатами его труда.
Не допускается неравная оплата за равный труд.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений и ограничений, которые определяются свойственными конкретному виду труда требованиями, установленными законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда.
Статья 10. Запрещение принудительного труда
Принудительный труд, то есть принуждение к выполнению работы под угрозой применения какого-либо насильственного воздействия, запрещается, кроме случаев:
- выполнения работы, которая обусловлена законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной службе;
- выполнения работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
- выполнения работы вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Использование детского труда в наихудших формах запрещается.
Статья 11. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во времени
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу с момента, указанного в нем или в ином акте, определяющем порядок введения в действие данного акта.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи:
- с истечением срока его действия;
- с вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы по тому же вопросу;
- с отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Статья 12. Исчисление сроков, предусмотренных настоящим Кодексом
Срок возникновения или прекращения трудовых прав и обязанностей начинается с календарной даты, которой определено начало или прекращение трудовых отношений.
Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующие числа последнего года, месяца, недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Глава 2. Трудовые отношения. Стороны трудовых отношений. основания возникновения трудовых отношений. Субъекты трудовых и иных отношений
Статья 13. Трудовые отношения
Трудовые отношения - отношения между работником и работодателем о личном выполнении работником за оплату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности) с подчинением внутреннему трудовому распорядку при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статья 14. Основания возникновения трудовых отношений
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В случаях и в порядке, установленных законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора и иных актов, предшествующих заключению договора:
- избрания (выборов) на должность;
- избрания по конкурсу на замещение вакантной должности;
- назначения на должность или утверждения в должности;
- направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;
- судебного решения о заключении трудового договора;
- фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.
Статья 15. Трудовые отношения, возникающие на основании акта избрания (выборов) на должность и трудового договора
Трудовые отношения возникают на основании акта об избрании (выборов) на должность и трудового договора, если из акта избрания (выборов) вытекает обязанность выполнения работником определенной трудовой функции.
Статья 16. Трудовые отношения, возникающие на основании акта избрания по конкурсу и трудового договора
Трудовые отношения возникают на основании акта избрания по конкурсу и трудового договора, если законом, иным нормативным правовым актом, уставом (положением) организации или иным локальным нормативным актом работодателя определен перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу и порядок конкурсного избрания на эти должности.
Статья 17. Трудовые отношения, возникающие на основании акта о назначении на должность или об утверждении в должности и трудового договора
Трудовые отношения возникают на основании акта о назначении на должность или об утверждении в должности и трудового договора в случаях, предусмотренных законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации.
Статья 18. Стороны трудового отношения
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Работником может быть лицо, достигшее 16 лет. В исключительных случаях, по согласованию с представительным органом работников организации либо уполномоченным государственным органом в сфере труда, могут приниматься на работу лица, достигшие 15 лет.
Учащиеся, достигшие 14 лет, могут заключать трудовой договор с письменного согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) или органа опеки и попечительства, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения.
Согласие родителей (опекуна, попечителя) дается в письменной форме (заявление), при этом родители (опекун, попечитель) наряду с несовершеннолетним подписывают трудовой договор.
Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. По обязательствам учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), вытекающим из трудовых отношений, субсидиарную ответственность несет собственник (учредитель) в установленном законом порядке.
Статья 19. Основные права и обязанности работника
Работник имеет право:
- на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными законами;
- на предоставление ему работы и заработной платы, обусловленной трудовым договором;
- на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и опасных факторов, на информацию о состоянии условий и требованиях по охране труда на рабочем месте;
- на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы;
- на оплату простоя не по своей вине - в размере, не ниже определяемого настоящим Кодексом;
- на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего дня для ряда профессий, работ и отдельных категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых отпусков;
- на объединение, включая право создавать профессиональные союзы и иные представительные органы работников для защиты своих интересов;
- на ведение коллективных переговоров и вступление в коллективные соглашения через своих представителей;
- на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами;
- на возмещение вреда здоровью, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей;
- на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных законами Кыргызской Республики;
- на предоставление гарантий и компенсаций, установленных законами и иными нормативными правовыми актами;
- на защиту своих трудовых прав и свобод с использованием способов, предусмотренных законами, включая право на судебную защиту.
Работник обязан:
- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
- выполнять установленные нормы труда;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности производства;
- бережно относиться к имуществу работодателя и работников;
- не разглашать доверенные ему в соответствии с трудовым договором сведения, составляющие государственную, служебную, коммерческую тайну;
- сообщать работодателю о возникшей ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя и работников, а также о возникновении простоя.
Статья 20. Основные права и обязанности работодателя
Право собственности работодателя, а также свободная хозяйственная деятельность гарантированы статьями 16 и 19 Конституции Кыргызской Республики.
Работодатель имеет право:
- заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, иными законами;
- принимать локальные нормативные акты, направленные на организацию труда;
- вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
- создавать и вступать в объединения работодателей в целях представительства и защиты своих прав и интересов;
- поощрять работников;
- требовать от работников выполнения условий трудового договора и действующего в организации трудового распорядка;
- привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными законами;
- обращаться в суд в целях защиты своих прав и интересов.
Работодатель обязан:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
- предоставлять работнику работу, обусловленную трудовым договором;
- обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
- своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату;
- принимать в установленном порядке локальные нормативные акты, направленные на организацию труда (положения, инструкции, приказы) и другие акты, необходимые для нормальной работы организации;
- предоставлять представителям работников информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров, а также контроля за их выполнением;
- вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;
- обеспечивать в организации безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
- обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
- своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, а также уплачивать штрафы, наложенные за нарушение законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном законами;
- возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами;
- ежемесячно представлять государственной службе занятости сведения о наличии свободных рабочих мест (вакансий) с указанием условий и оплаты труда;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.
(В статью 20 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 20.11.2012 г. №185)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 21. Виды субъектов трудовых отношений
Субъектами индивидуальных трудовых отношений являются:
- работник;
- работодатель.
Субъектами коллективных трудовых отношений являются:
- представительный орган работников (профессиональный союз, объединенный представительный орган, совет работников и другие);
- объединение работодателей;
- иные субъекты в случаях, предусмотренных законами.
Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
Глава 3. Общие положения
Статья 22. Социальное партнерство
Социальное партнерство - взаимодействие органов государственной власти, объединений работодателей и профсоюзов в определении и проведении в жизнь согласованной социально-экономической политики, политики в области трудовых отношений, а также двусторонние отношения между работодателями и профсоюзами, при которых государство определяет параметры взаимодействия сторон.
Органы государственной власти и местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей в соответствии с законодательством или полномочием работодателей.
Статья 23. Основные принципы социального партнерства
Основными принципами социального партнерства являются:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия на себя сторонами обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Статья 24. Стороны социального партнерства
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Статья 25. Система социального партнерства
Система социального партнерства включает следующие уровни:
республиканский уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Кыргызской Республике;
отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Статья 26. Формы социального партнерства
Социальное партнерство осуществляется в формах:
коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Статья 27. Особенности применения норм настоящего раздела
Особенности применения норм настоящего раздела к государственным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, правоохранительных органов и дипломатических представительств Кыргызской Республики устанавливаются законодательными актами.
(В статью 27 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 10.08.2012 г. №164)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 4. Представители работников и работодателей
Статья 28. Представители работодателей
Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные работодателем лица в соответствии с настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, иными представительными органами работников, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются законом.
Статья 29. Представители работников
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Не допускается представительство интересов работников органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной государственной власти и местного самоуправления, политическими партиями.
Профсоюзы вправе представлять интересы работников через органы управления организации (правление, совет директоров, наблюдательный совет).
Статья 30. Представители интересов работников, не являющихся членами профсоюза
Работники, не являющиеся членами профсоюза, вправе на договорных условиях уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.
Статья 31. Иные представители работников
При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники вправе на договорных условиях поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.
Наличие иных представительных органов работников не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий. Полномочия профсоюзов не могут подменяться или дублироваться другими представительными органами работников.
Статья 32. Полномочия представителей работников
Представители работников имеют право:
- вести коллективные переговоры, заключать коллективные договоры с работодателем, контролировать их выполнение;
- участвовать в решении вопросов социального и экономического развития организации в случаях, предусмотренных соглашениями и коллективным договором;
- участвовать в разработке локальных нормативных актов организации в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
- осуществлять общественный контроль за соблюдением в организации трудового законодательства;
- беспрепятственно посещать в установленном порядке рабочие места, получать от работодателя необходимые сведения для осуществления общественного контроля;
- выступать в качестве представителя работников в коллективном трудовом споре;
- представлять интересы работников в органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, а также выступать в суде истцом;
- обжаловать в суд решения руководителя организации и уполномоченных им лиц, если они противоречат трудовому законодательству;
- объявлять и прекращать забастовку в порядке, предусмотренном законами.
Представители работников обладают иными правами в соответствии с законами, уставами и положениями об этих органах.
Статья 33. Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников
Работодатель обязан создать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с настоящим Кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями в реализации предоставленных им прав:
- до принятия решений, затрагивающих интересы работников, проводить консультации с представителями работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями;
- своевременно рассматривать предложения представителей работников и мотивированно сообщать им о принятых решениях;
- предоставлять представителям работников необходимую информацию по вопросам труда, другим социально-экономическим вопросам;
- выполнять иные обязанности по отношению к представителям работников, предусмотренные настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашениями.
Статья 34. Дополнительные трудовые гарантии для представителей работников
Представителям работников, не освобожденным от производственной работы, для выполнения общественных обязанностей предоставляется свободное от работы время на условиях, предусмотренных соглашениями, коллективным договором.
Работникам, освобожденным от производственной работы, вследствие избрания на выборные должности в представительные органы работников, предоставляется после окончания их выборных полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же организации.
Увольнение по инициативе работодателя членов представительных органов работников, кроме случаев ликвидации организации (пункт 1 статьи 83 настоящего Кодекса) допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения лишь с согласия соответствующего вышестоящего представительного органа работников.
Глава 5. Органы социального партнерства. Коллективные переговоры
Статья 35. Органы по регулированию социально-трудовых отношений
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
На республиканском уровне образуется постоянно действующая Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, которая формируется из представителей Правительства Кыргызской Республики, республиканского объединения работодателей и профсоюзов.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законом, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами исполнительной государственной власти или местного самоуправления.
На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на республиканском уровне, так и на территориальном уровне.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Статья 36. Принципы ведения коллективных переговоров
Принципами ведения коллективных переговоров являются:
- равноправие и уважение интересов сторон;
- свобода выбора в обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора, соглашений;
- добровольность принятия сторонами обязательств;
- соблюдение законодательства о труде.
Статья 37. Ведение коллективных переговоров
Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров, обязана в семидневный срок начать переговоры. Ни одна из сторон не вправе отказаться от ведения коллективных переговоров.
Статья 38. Порядок ведения коллективных переговоров
Участники коллективных переговоров свободны в выборе рассмотрения вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 23 июня 2017 года