Дата обновления БД:
23.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
139 / 372
Всего документов в БД:
133123
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 3 марта 2006 года №178
Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия
(В редакции Закона Республики Таджикистан от 28.12.2012 г. №921)
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере охраны, использования, сохранения и пропаганды объектов историко-культурного наследия.
(Преамбула изложена в новой редакции в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является:
- правовое регулирование обеспечения охраны и эффективного использования объектов историко-культурного наследия, дальнейшего их развития на благо общества;
- определение правовой системы объектов историко-культурного наследия как особого вида недвижимого имущества и общенационального достояния;
- установление государственного контроля в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия;
- реализация государственной политики в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия;
- обеспечение выполнения международных обязательств Республики Таджикистан по охране и эффективному использованию объектов историко-культурного наследия;
- защита прав физических и юридических лиц и определение их обязательств по охране и эффективному использованию объектов историко-культурного наследия;
- обеспечение благоприятных условий для хранения и восстановления объектов историко-культурного наследия;
- определение ответственности за действие или бездействие, в результате которых наносится непосредственный или косвенный ущерб объектам историко-культурного наследия.
(Статья 1 изложена в новой редакции в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 1(1). Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
- объекты историко-культурного наследия - исторические объекты или предметы материальной и духовной культуры, имеющие общечеловеческое, общегосударственное или местное историческое, научное и культурное значение;
- государственная охрана объектов историко-культурного наследия - система правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических и иных, принимаемых государством мер, направленных на выявление, учет, изучение, предотвращение разрушения и уничтожения, контроль сохранения, использования и популяризацию объектов историко-культурного наследия;
- историко-культурная экспертиза - совокупность организационных, научных и технических мероприятий, предназначенных для определения и использования объектов историко-культурного наследия;
- Государственный реестр объектов историко-культурного наследия - системный список, являющийся основным источником для подготовки банков данных или информационных систем об объектах историко-культурного наследия и их использования;
- зоны охраны недвижимых объектов историко-культурного наследия - определенные законодательством территории, в которых находятся данные объекты или продолжаются работы по их выявлению и определению;
- восстановление объектов историко-культурного наследия - совокупность мер по подготовке объектов историко-культурного наследия для использования, в том числе их изучение, охрана, консервация и ремонт;
- этнология - процессы формирования и развития различных этнических групп, идентичность их жизней и культур, их коллективного поведения и взаимодействия;
- антропология - биологические и физиологические особенности человека.
(Статья 1(1) введена в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан об охране и использовании объектов историко-культурного наследия
Законодательство Республики Таджикистан об охране и использовании объектов историко-культурного наследия Республики Таджикистан основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Таджикистан, а также международных правовых актов, признанных Республикой Таджикистан.
Статья 3. Объекты историко-культурного наследия
К объектам историко-культурного наследия относятся объекты движимого и недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, а также иными предметами материальной культуры, имеющими определенную ценность с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, градостроительства, искусства, эстетики, этнологии, антропологии.
(Статья 3 изложена в новой редакции в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Виды объектов историко-культурного наследия
Объекты историко-культурного наследия включают движимые и недвижимые памятники.
1. Движимые памятники:
- единичные объекты - археологические находки, предметы древности, расчлененные элементы недвижимых памятников, антропологические и этнологические материалы, исторические реликвии, художественные произведения (живопись, графика, прикладное искусство, кино и фотографии), находящиеся в различных государственных и негосударственных музеях, фондах, библиотеках, хранилищах, коллекциях, документальные материалы, хранящиеся в национальном архивном фондерукописные, машинописные, графические, кино-фотодокументы, видео и звукозаписи, редкие печатные издания, а также языки и исторические топонимы;
- комплексные объекты - исторически сложившиеся комплексы, фонды и коллекции указанных единичных объектов, представляющие единое целое, а также комплексы, фонды и коллекции, обладающие естественнонаучной ценностью, имеющие целостное историческое значение.
2. Недвижимые памятники:
- памятники истории - здания, сооружения, мемориальные места, исторические некрополи, монументы и мемориалы, связанные с важнейшими событиями в жизни народа, развитием общества и государства и быта народа, а также с жизнедеятельностью выдающихся общественно-политических деятелей и деятелей науки, культуры;
- памятники археологии - пещеры, стоянки, городища, насыпи, остатки древних поселений, укреплений, фортификационных сооружений, древние рудники, канализационные и оросительные системы, дороги и мосты, отдельные курганы и некрополи, наскальные изображения и надписи;
- памятники градостроительства и архитектуры включают архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки, городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, военной, промышленной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового и других видов искусства и народных промыслов;
- ландшафты - совместные творения человека и природы, а также зоны, в том числе древние обитаемые места, представляющие ценность и огромное значение с точки зрения истории, эстетики, этнологии и антропологии.
Статья 5. Классификация объектов историко-культурного наследия
Объекты историко-культурного наследия классифицируются по следующим категориям:
- объекты историко-культурного наследия общегосударственного значения, обладающие исключительной исторической, научной, архитектурной и художественной ценностью, в том числе археологические объекты;
- объекты историко-культурного наследия местного значения, имеющие определенную историческую, научную, архитектурную и художественную ценность на территории местности (города, района);
- объекты историко-культурного наследия международного значения, включенные в Список всемирного культурного наследия.
(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 5(1). Территория объектов историко-культурного наследия
Территорией объектов историко-культурного наследия считается связанный с ними функционально, архитектурной планировкой, устройством инженерных сетей и изначально установленными границами земельный участок. Территория объектов историко-культурного наследия является их составной частью и ее земельные участки являются неделимыми.
План территории объектов историко-культурного наследия определяется согласно законодательству Республики Таджикистан и с учетом исторических и правовых документов (архитектурных проектов, описаний, официально заверенных документов, закрепляющих право на владение или использование объектов историко-культурного наследия).
На территории объектов историко-культурного наследия запрещается строительство новых объектов.
(Статья 5(1) введена в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
Статья 6. Правовой статус объектов историко-культурного наследия
Признание объектов историко-культурного наследия в качестве таковых определяется путем включения их в Государственный реестр объектов историко-культурного наследия, который подлежит обязательному опубликованию.
Перечень движимых объектов историко-культурного наследия, находящихся в частной собственности, публикуется с согласия их владельца.
Все виды археологических памятников, обладающие историко-культурной и научной ценностью, получают статус памятников истории и культуры.
Объекты историко-культурного наследия в Республике Таджикистан подлежат защите и сохранению в обязательном порядке в соответствии с законодательством, обладают особым режимом права на их использование, изменение права собственности на них и лишения их правового статуса.
(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 2. Государственное управление охраной и использованием объектов историко-культурного наследия
Статья 7. Органы государственного управления охраной и использованием объектов историко-культурного наследия
Государственное управление охраной и использованием объектов историко-культурного наследия осуществляется Правительством Республики Таджикистан и уполномоченным государственным органом Республики Таджикистан в сфере культуры (далее - уполномоченный государственный орган) и местными органами государственной власти.
(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 8. Полномочия Правительства Республики Таджикистан по охране и использованию объектов историко-культурного наследия
Правительство Республики Таджикистан:
- реализует основные направления государственной политики в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия;
- устанавливает порядок финансирования, учета, выявления, исследования, охраны и содержания, консервации и реставрации, регенерации объектов историко-культурного наследия общегосударственного и международного значения, преобразования их в музей;
- утверждает программы охраны и содержания, исследования, регенерации и использования объектов историко-культурного наследия;
- определяет порядок ведения Государственного реестра объектов историко-культурного наследия;
- утверждает режим использования территорий и зон охраны объектов историко-культурного наследия республиканского значения, в том числе объектов, включенных в список всемирного культурного наследия;
- определяет порядок создания и режим содержания историко-культурных заповедников, музеев-заповедников и древних мест обитания;
- устанавливает порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 9. Полномочия уполномоченного государственного органа
Уполномоченный государственный орган:
- обеспечивает государственный контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами законодательства Республики Таджикистан об охране и использовании объектов историко-культурного наследия;
- осуществляет по согласованию с другими заинтересованными лицами, в ведении которых находятся объекты историко-культурного наследия, их охрану и использование;
- привлекает соответствующие министерства, ведомства, научные учреждения, общественные объединения к охране, реставрации и использованию объектов историко-культурного наследия;
- принимает меры в соответствии с законодательством Республики Таджикистан по привлечению к ответственности физических и юридических лиц за нарушение положений законодательства об охране и использовании объектов историко-культурного наследия;
- по поручению Правительства Республики Таджикистан заключает межправительственные договоры и присоединяется к межправительственным соглашениям об охране и использовании объектов историко-культурного наследия;
- разрабатывает государственные программы и участвует в формировании и реализации государственной политики в сфере охраны, сохранения и использования памятников истории и культуры;
- по согласованию с руководителями местных органов государственной власти, назначает и освобождает от должности руководителей местных органов по охране и использованию историко-культурного наследия;
- подготавливает и ведет Государственный реестр объектов историко-культурного наследия;
- организует и осуществляет на практике историко-культурную экспертизу объектов историко-культурного наследия;
- постоянно принимает меры по подготовке специалистов, созданию условий для восстановления объектов историко-культурного наследия.
(В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 10. Полномочия местных органов государственной власти по охране и использованию историко-культурного наследия
Местные органы государственной власти:
- выявляют объекты историко-культурного наследия, обеспечивают их учет, охрану, реставрацию и использование;
- обеспечивают соблюдение законодательства Республики Таджикистан об охране и использовании историко-культурного наследия;
- привлекают органов местного самоуправления и общественных объединений к проведению организационных мероприятий по защите, сохранению, популяризации и использованию объектов историко-культурного наследия;
- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Таджикистан.
Глава 3. Государственная охрана объектов историко-культурного наследия
Статья 11. Обеспечение государственной охраны объектов историко-культурного наследия
Государственная охрана объектов историко-культурного наследия состоит из комплексных правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических и иных мер, осуществляемых уполномоченным государственным органом.
Государственная охрана объектов историко-культурного наследия обеспечивается следующими путями:
- государственного учета объектов, представляющих историко-культурную ценность, и регулирование Государственного реестра объектов историко-культурного наследия;
- проведения историко-культурной экспертизы;
- разработки проектов зон охраны объектов историко-культурного наследия;
- лицензирования деятельности по восстановлению объектов историко-культурного наследия в соответствии с Законом Республики Таджикистан "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- выдачи разрешения на проведение исследовательских работ на объектах историко-культурного наследия;
- установки охранных знаков;
- осуществления мониторинга состояния объектов культурного наследия.
(В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 12. Государственный реестр объектов историко-культурного наследия
Государственный реестр объектов историко-культурного наследия включает в себя первичные сведения о названии, месте расположения, датировке, степени изученности, состоянии, размерах, формах собственности недвижимых объектов историко-культурного наследия.
Для движимых объектов историко-культурного наследия необходимо также учитывать тип, материал, технику изготовления, особенности стиля изготовителя.
(В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 13. Включение объектов историко-культурного наследия в Государственный реестр объектов историко-культурного наследия
Объекты, обладающие, историко-культурной ценностью включаются в Государственный реестр объектов историко-культурного наследия уполномоченным государственным органом на основании представления органов государственной власти, а также юридических и физических лиц за счет средств государства.
Движимые объекты историко-культурного назначения, находящиеся в музеях, фондах и других специальных государственных хранилищах, включаются в Государственный реестр согласно каталогу, составленному этими учреждениями и организациями.
Объекты, представляющие историко-культурную ценность, считаются выявленными объектами историко-культурного наследия со дня получения заключения историко-культурной экспертизы о необходимости включения этих объектов в Государственный реестр объектов историко-культурного наследия.
Памятники археологии относятся к объектам историко-культурного наследия с момента их выявления.
Уполномоченный государственный орган обязан в течение десяти дней с момента принятия решения о включении указанного объекта в Государственный реестр объектов историко-культурного наследия информировать собственника объекта историко-культурного наследия.
(В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 14. Паспорт объекта историко-культурного наследия
Объекту историко-культурного наследия, включенному в Государственный реестр объектов историко-культурного наследия, выдается паспорт, в который вносятся его фотографии, и основные сведения об охране данного объекта. Для частных владельцев к паспорту также прилагаются охранные обязательства.
Статья 15. Исключение объекта историко-культурного наследия из Государственного реестра объектов историко-культурного наследия
Объект историко-культурного наследия из Государственного реестра объектов историко-культурного наследия исключается уполномоченным государственным органом на основании заключения историко-культурной экспертизы в случае, когда объект практически полностью приходит в негодность или как объект историко-культурного наследия утрачивает ценность.
Решение об исключении объекта историко-культурного наследия из Государственного реестра объектов историко-культурного наследия публикуется в средствах массовой информации.
(В статью 15 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 16. Контроль за состоянием объектов историко-культурного наследия
Уполномоченный государственный орган, местные органы государственной власти обязаны контролировать состояние объектов историко-культурного наследия, включенных в Государственный реестр объектов историко-культурного наследия, и один раз в пять лет проводить обследование и определяет их состояние в целях разработки текущих и перспективных программ сохранения данных объектов.
(В статью 16 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 17. Включение объектов историко-культурного наследия в Список всемирного культурного наследия
Объекты историко-культурного наследия, представляющие ценность с точки зрения истории, культуры, науки, эстетики, этнологии и антропологии, согласно положениям Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, могут быть отнесены к объектам всемирного культурного наследия путем их включения в Список всемирного культурного наследия.
Расходы, связанные с оформлением документов для включения объекта историко-культурного наследия в Список всемирного культурного наследия, возмещаются за счет бюджета.
Статья 18. Историко-культурная экспертиза
Историко-культурная экспертиза проводится в целях:
- определения объекта историко-культурного наследия и его ценности;
- подготовки обоснований для внесения объекта историко-культурного наследия в Государственный реестр объектов историко-культурного наследия;
- определения категории объекта историко-культурного наследия;
- подготовки обоснований для изменения категории объекта историко-культурного наследия;
- подготовки обоснований для исключения объекта историко-культурного наследия из Государственного реестра объектов историко-культурного наследия;
- определения соответствия проектов охранных зон объектов историко-культурного наследия, градостроительной и проектной документации, а также землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ требованиям охраны объектов историко-культурного наследия;
- представления объектов историко-культурного наследия для включения в Список всемирного культурного наследия.
(В статью 18 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 19. Зоны охраны недвижимых объектов историко-культурного наследия
Режим охраны и содержания недвижимых объектов историко-культурного наследия, охранных зон, зон регулирования застроек, зон охраняемых объектов природы или исторических ландшафтов устанавливается в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Проекты охраняемых зон разрабатываются по заказу уполномоченного государственного органа в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Границы зон охраны и режим их содержания устанавливаются Правительством Республики Таджикистан по представлению уполномоченного государственного органа.
В пределах указанных зон запрещается проведение всех видов строительных и хозяйственных работ.
Зоны охраны памятников включаются в генеральные планы, проекты детальной планировки, мелиорации, строительства дорог, мостов и застройки населенных пунктов.
Недвижимый объект историко-культурного наследия передается в пользование физическим и юридическим лицам совместно с охранной зоной при условии гарантированного обязательства пользователя соблюдать режим его содержания.
Если движение транспорта пролегает через охранные зоны и создает угрозу для памятников, то по решению местных органов государственной власти движение транспорта по таким дорогам ограничивается или запрещается.
(В статью 19 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 4. Финансирование охраны объектов историко-культурного наследия
Статья 20. Финансирование охраны и использование объектов историко-культурного наследия
Источниками финансирования охраны и использования объектов историко-культурного наследия являются бюджетные и внебюджетные средства.
Финансирование охраны и использования объектов историко-культурного наследия, являющихся собственностью юридических и физических лиц, осуществляется за счет собственников и пользователей.
Средства, получаемые за счет использования государственных объектов историко-культурного наследия, оказания ими услуг, добровольных ассигнований и пожертвований физических и юридических лиц предусматриваются в единой смете доходов и расходов уполномоченного государственного органа, отражаются на счетах государственного бюджета.
(В статью 20 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 21. Меры по восстановлению объектов историко-культурного наследия и их подготовке для использования
К мерам по восстановлению объектов историко-культурного наследия и их подготовке для использования относятся:
- предварительное исследование объекта историко-культурного наследия - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ по выяснению и уточнению качества и специфики объектов;
- консервация объекта историко-культурного наследия - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, проводимых с целью сохранения существующего состояния объекта историко-культурного наследия и предотвращения разрушения его состояния;
- ремонт объекта историко-культурного наследия - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ с целью сохранения объекта историко-культурного наследия в эксплуатационном состоянии с учетом охраны реальных его особенностей;
- реставрация объекта историко-культурного наследия - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях выявления и охраны эстетической и исторической ценности объекта историко-культурного наследия и обеспечения его сохранности;
- регенерация историко-культурного наследия - комплекс мероприятий, направленных на восстановление целостности и утерянных чертежей, эскизов конструкции и строения, в основном комплексных объектов;
- реконструкция историко-культурного наследия - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, проводимых с целью улучшения технического состояния и функциональных качеств объектов с учетом введения частичных изменений в их конструкции, которые существенно не изменяют специфику объекта;
- приведение в соответствие объекта историко-культурного наследия для современного использования - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, осуществляемых с целью создания условий для современного использования объекта историко-культурного наследия, без изменения его историко-художественной ценности и сохранности, на основе реставрации его параметров, обладающих историко-культурной ценностью.
Временные нормы и расценки работ определяются уполномоченным государственным органом по согласованию с соответствующими организациями исходя из специфических особенностей выполненных работ по охране объектов историко-культурного наследия.
(В статью 21 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 22. Восстановление разрушенного и утраченного объекта историко-культурного наследия
Восстановление разрушенного и утраченного объекта историко-культурного наследия производится в исключительных случаях путем реставрации в зависимости от особой исторической, научной, художественной, градостроительной или иной общественной ценностью данного объекта.
Решение о воссоздании разрушенного и утраченного объекта историко-культурного наследия принимает Правительство Республики Таджикистан (для недвижимых памятников обязательно на их прежнем месте) по представлению уполномоченного государственного органа на основании заключения историко-культурной экспертизы по согласованию с заинтересованными органами и организациями.
(В статью 22 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 23. Исследование памятников археологии
Исследование (раскопок и разведок) памятников археологии проводится только по разрешению уполномоченного государственного органа на основе представления Академии наук Республики Таджикистан.
В случае освоения территории зон (строительство жилья и промышленных объектов, строительство каналов и дорог, затопление зон и т.д.) строительная организация обязана обратиться к уполномоченному государственному органу для проведения исследования названной зоны с целью охраны объектов историко-культурного наследия.
Лица, которые проводят исследования памятников археологии, обязаны обеспечить их сохранность и первичную консервацию.
По завершению исследовательских работ (раскопок и разведок), но не позднее истечения срока действия разрешения, лица, осуществляющие исследования памятников археологии, обязаны представить отчет уполномоченному государственному органу о своей работе и в установленном порядке после регистрации передать уполномоченному государственному органу для дальнейшего использования в государственных музеях предметы, найденные в результате раскопок и разведок, и обладающие исторической, научной, культурной или иной ценностью.
(В статью 23 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 5. Право собственности на объекты историко-культурного наследия
Статья 24. Право собственности на объекты историко-культурного наследия
Объекты историко-культурного наследия могут быть в государственной и частной собственности.
Приватизация объектов историко-культурного наследия, находящихся в государственной собственности, запрещается.
Лицо, обнаружившее ценный предмет, обязано передать его уполномоченному государственному органу. Вознаграждение за находку и его хранение осуществляется уполномоченным государственным органом согласно законодательству Республики Таджикистан.
Использование объектов историко-культурного наследия в военных целях запрещается.
(В статью 24 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 25. Обязанности собственника
Собственники объектов историко-культурного наследия обязаны получить в уполномоченном государственном органе паспорт установленного образца, касающийся охраны памятников.
В охранном документе паспорта должны быть зафиксированы следующие обязательства собственника:
- обеспечение полной сохранности памятников;
- реставрация памятников уполномоченным государственным органом:
- реставрация недвижимых памятников - по месту их нахождения;
- движимых памятников - по месту нахождения собственника;
- своевременное уведомление уполномоченным государственным органом;
- о предполагаемом внесении изменений прав собственника, в том числе в условиях содержания и использования памятников;
- о проведении работ по восстановлению памятников.
(В статью 25 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 26. Ограничение прав собственности на объекты историко-культурного наследия
Условия пользования объектом историко-культурного наследия могут быть ограничены уполномоченным государственным органом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения охраны, сохранности, популяризации и использования данного объекта, окружающей среды, соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также государства.
Право пользования объектом историко-культурного наследия, находящегося в частной собственности, ограничивается в установленном законодательством порядке и по решению суда.
В случае устранения обстоятельств или условий, послуживших причиной ограничения использовании объектов историко-культурного наследия, восстанавливается полное право пользования данным объектом.
(В статью 26 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 28.12.2012 г. №921)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 27. Прекращение прав собственности на объекты историко-культурного наследия
Право собственности на объекты историко-культурного наследия может быть прекращено в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Статья 28. Вывоз, ввоз и возврат объекта историко-культурного наследия
Порядок вывоза, ввоза и возврата объекта историко-культурного наследия определяется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Глава 6. Особо охраняемые историко-культурные территории
Статья 29. Создание особо охраняемых историко-культурных территорий
На территории объектов историко-культурного наследия, представляющих особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность и внесенных в Государственный реестр объектов историко-культурного наследия, могут быть созданы особо охраняемые историко-культурные территории.
Особо охраняемые историко-культурные территории создаются в виде историко-культурных заповедников, исторических мест и других видов в соответствии с законодательством.
Порядок создания и режим содержания особо охраняемых историко-культурных территорий определяются Правительством Республики Таджикистан.
Статья 30. Историко-культурные заповедники
Историко-культурным заповедником является территория или часть территории, на которой расположены памятники и ландшафты и там устанавливается особый режим охраны объектов историко-культурного наследия в единстве с окружающей их исторической средой и территориальной целостностью историко-культурного заповедника.
В случае создания музеев на объектах историко-культурного наследия, относящихся к историко-культурному заповеднику и связанного с ними природного ландшафта, а также, при необходимости, организации на территории данного заповедника традиционного производства и иного вида деятельности, он получает статус музея-заповедника.
Статья 31. Исторические места
Историческим местом является территория, на которой располагаются объекты историко-культурного наследия, обладающие исторической, эстетической, социальной, культурной, археологической, архитектурной и градостроительной ценностью, имеют значение для сохранения самобытной ценности народа и вносят определенный вклад в мировую цивилизацию.
В историческом месте охраняются все ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, озелененными), объемно-пространственная композиция, фрагментарное руинированное градостроительное наследие, форма и внешний вид зданий и сооружений, их масштаб, объем, структура, стиль, материалы, цвет и декоративные элементы.
В историческом месте подтверждается соотношение природного и созданного человеком окружения, многообразие его функций, приобретенное в процессе развития, а также другие ценные элементы.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 32. Разрешение споров, связанных с охраной и использованием объектов историко-культурного наследия
Споры, связанные с охраной и использованием объектов историко-культурного наследия, разрешаются в установленном законодательством Республики Таджикистан порядке.
Статья 33. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Физические и юридические лица, нарушающие положения настоящего Закона несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Статья 34. О признании утратившим силу Закона Республики Таджикистан "Об охране и использовании памятников истории и культуры"
Признать утратившим силу Закон Республики Таджикистан от 19 июля 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР, 1978 г., №14, ст. 138; 1984 г., №3, часть 1 ст. 31).
Статья 35. О введении в действие настоящего Закона
Настоящий Закон ввести в действие после его официального опубликования.
Президент
Республики Таджикистана Э.РАХМОНОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МАДЖЛИСИ НАМОЯНДАГОН МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 8 февраля 2006 года №251
О принятии Закона Республики Таджикистан "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия"
Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан постановляет:
Принять Закон Республики Таджикистан "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия".
Председатель Маджлиси намояндагон
Маджлиси Оли Республики Таджикистан С.Хайруллоев
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МАДЖЛИСИ МИЛЛИ МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 24 февраля 2006 года №194
О Законе Республики Таджикистан "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия"
Рассмотрев Закон Республики Таджикистан "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия", Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан постановляет:
Одобрить Закон Республики Таджикистан "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия".
Председатель
Маджлиси милли Маджлиси
Оли Республики Таджикистан М.Убайдуллоев
Недействующая редакция