Недействующая редакция. Принята: 04.12.2008 / Вступила в силу: 18.03.2010

Недействующая редакция, не действует с 19 марта 2015 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 4 декабря 2008 года №180/128

Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте

На основании подпункта 3.1 пункта 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2003 г. № 150 "О государственных нормативных требованиях охраны труда в Республике Беларусь" Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Утвердить прилагаемые Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте.

2. Признать утратившим силу постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 марта 2002 г. № 5/20 "Об утверждении Правил охраны труда на автомобильном транспорте" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 99, 8/8472).

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Министр труда и социальной защиты

Республики Беларусь

 

В.Н.Потупчик

Министр транспорта и коммуникаций

Республики Беларусь

 

В.Г.Сосновский

 

Утверждены Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 года №180/128

Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Общие положения

1. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования по охране труда (далеетребования по охране труда) при эксплуатации автомобильного и городского наземного электрического транспорта (далее - городской электрический транспорт).

2. Требования по охране труда, содержащиеся в настоящих Правилах, являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими автомобильный и городской электрический транспорт, и учитываются при проектировании, строительстве и реконструкции объектов, монтаже, наладке, ремонте и модернизации оборудования, предназначенного для эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта.

Правила не содержат требований безопасности к путевому хозяйству трамвая, а также требований к контактным сетям, устройствам сигнализации, централизации, блокировки и связи городского наземного электрического транспорта.

3. Для целей настоящих Правил применяются следующие основные термины и их определения:

авария - опасное техногенное происшествие (неконтролируемые взрыв и (или) пожар, выброс опасных веществ), создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений и (или) технических устройств, применяемых на производственном объекте, нарушению производственного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде;

аварийная ситуация - ситуация, которая может привести к опасному техногенному происшествию (неконтролируемые взрыв и (или) пожар, выброс опасных веществ), создающему на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящему к разрушению зданий, сооружений и (или) технических устройств, применяемых на производственном объекте, нарушению производственного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде;

автомобильный перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие в соответствии с законодательством право на выполнение автомобильных перевозок и выполняющие такие перевозки;

автомобильный транспорт - вид транспорта, на котором перевозки выполняются с использованием автомобилей и автопоездов (далеетранспортные средства), а также коммуникаций;

городской электрический транспорт - совокупность дорожных транспортных средств категории М3 (троллейбусов) и рельсовых транспортных средств (трамваев) с электрическим приводом и питанием от контактной сети;

сжиженный углеводородный газ (далее - СУГ) - углеводородный сжиженный газ, предназначенный в качестве моторного топлива для автомобильного транспорта по межгосударственному стандарту ГОСТ 27578-87 "Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия", утвержденному и введенному в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 3 декабря 1987 г. № 105, с изменениями, внесенными Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 16 от 8 октября 1999 г.);

перевозка - производственный процесс, заключающийся в перемещении грузов или пассажиров на определенное расстояние с помощью транспортных средств;

предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны - концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов или при другой продолжительности, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего времени не могут вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений;

электробезопасность - система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества.

4. При эксплуатации транспортных средств должны соблюдаться требования Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года "Об охране труда" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 158, 2/1453), Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 "О мерах по повышению безопасности дорожного движения" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 189, 1/6961), Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 года "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 199, 2/1375), Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 июля 2002 г. № 20 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 102, 8/8480), Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 ноября 2004 г. № 38 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 194, 8/11762), Правил эксплуатации автомобильных шин, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21 декабря 2000 г. № 52 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 27, 8/5171), Правил охраны труда при работе на высоте, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 52 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 58, 8/6199), Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня 2003 г. № 70 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 87, 8/9818), Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 3 декабря 2004 г. № 45 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 6, 8/11889), СанПиН 9-91 РБ 98 "Санитарные правила и нормы для предприятий по обслуживанию автомобилей", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31 декабря 1998 г. № 53 (далее - СанПиН 9-91 РБ 98), настоящих Правил, других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда.

5. На основе настоящих Правил, других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда с учетом конкретных условий труда, работодателем принимаются или приводятся в соответствие с ними инструкции по охране труда.

6. Инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются в соответствии с Инструкцией о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 176 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 29, 8/20258).

7. Обучение, инструктаж, стажировка и проверка знаний работников по вопросам охраны труда проводятся в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 53, 8/20209), с учетом перечня профессий, категорий работников, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования по охране труда согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

8. Работающий, обнаруживший нарушения настоящих Правил, обязан немедленно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, а в случае его отсутствия - вышестоящему руководителю.

9. Работодатель устанавливает обязанности и полномочия в области охраны труда структурных подразделений организации и работающих.

10. В соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. № 82 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 89, 8/8286), в организации создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

11. Контроль за соблюдением законодательства об охране труда в организации осуществляется в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 159 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 7, 8/10400).

12. В соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 136 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 113, 8/4357), в организации разрабатывается и документально оформляется план мероприятий по охране труда.

13. Обеспечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами осуществляется по нормам и в порядке, определяемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

14. Работающие проходят обязательные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с Порядком проведения обязательных медицинских осмотров работников, утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 августа 2000 г. № 33 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 87, 8/3914).

15. Выдача работникам молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2002 г. № 260 "О бесплатном обеспечении работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 29, 5/10048) и перечнем вредных веществ, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19 марта 2002 г. № 34/12 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 43, 8/7942).

16. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 "О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 8, 5/13691), и постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 января 2004 г. № 5/3 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 24, 8/10530).

17. На работах с применением женского труда должны соблюдаться требования СанПиН 9-72-98 РБ "Гигиенические требования к условиям труда женщин", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 25 марта 1999 г. № 12, Предельных норм подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 8 декабря 1997 г. № 111 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г., № 2).

18. В организациях составляется перечень работ с повышенной опасностью, требующих проведения специальных организационных и технических мероприятий, а также постоянного контроля за их производством (огневые работы на временных рабочих местах, работы на крыше зданий, в резервуарах, колодцах, подземных сооружениях и другие), выполняемых по наряду-допуску согласно Межотраслевым общим правилам по охране труда.

19. Лица, виновные в нарушениях настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Раздел II. Требования по охране труда к производственным объектам, оборудованию, процессам, рабочим местам

Глава 2. Территория

20. Территория организации, эксплуатирующей автомобильный или городской электрический транспорт (далее - территория), должна соответствовать требованиям статьи 26 Закона Республики Беларусь "Об охране труда", санитарных правил и норм СанПиН 10-5 РБ 2002 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 9 сентября 2002 г. № 68, СанПиН 2.2.1.13-5-2006 "Гигиенические требования к проектированию, содержанию и эксплуатации производственных предприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 3 апреля 2006 г. № 40 (далее - СанПиН 2.2.1.13-5-2006), и содержаться в соответствии с требованиями СанПиН 10-7-2003 "Санитарные правила содержания территорий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 5 июня 2003 г. № 60.

21. Территория должна быть оборудована основными и запасными воротами. Для прохода людей на территорию организации должна быть устроена проходная или калитка в непосредственной близости от ворот. Не допускается проход через ворота.

22. Территория должна иметь ограждение высотой не менее 2 м, освещаться в ночное время и содержаться в чистоте и порядке. Мусор, производственные отходы, непригодные для использования детали, узлы, агрегаты и тому подобное необходимо своевременно убирать на специально отведенные места.

23. Территория должна быть оборудована водоотводами и водостоками. Люки водоотводов и прочих подземных сооружений должны находиться в закрытом положении. При производстве ремонтных, земляных и других работ на территории открытые люки, траншеи и ямы должны быть ограждены. В местах перехода через траншеи устанавливаются переходные мостики шириной не менее 1 м и огражденные с обеих сторон перилами высотой не менее 1,1 м, со сплошной обшивкой внизу перил на высоту 0,15 м от настила и с дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м.

24. На территории должны быть обозначены проезды для движения транспортных средств и пешеходные дорожки, установлены дорожные знаки в соответствии с СТБ 1140- 99 "Знаки дорожные. Общие технические условия", утвержденным и введенным в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 26 февраля 1999 г. № 2 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 30, 8/182). Не допускается устанавливать нестандартные дорожные знаки.

25. Дороги, тротуары, проезды и проходы должны содержаться в исправном состоянии, своевременно очищаться от мусора, снега и льда. В теплое время года их необходимо поливать водой, в холодное - посыпать песком, шлаком или другими противоскользящими материалами.

26. У въездных ворот вместе с указателем "Берегись автомобиля", "Берегись троллейбуса", "Берегись трамвая" вывешивается схематический план с указанием разрешенных направлений движения по территории, поворотов, выездов, съездов, ограничения максимальной скорости движения транспортных средств по территории организации, который освещается в темное время суток.

Свободная территория должна быть озеленена.

27. На территории организации с количеством автомобилей 50 и более и (или) числом постов технического обслуживания и ремонта 10 и более следует предусматривать движение транспорта в одном направлении без встречных и пересекающихся потоков.

Допускаются встречные и пересекающиеся потоки автомобилей при интенсивности движения не более 5 автомобилей в час.

28. Покрытие всех подъездных путей должно быть твердым (бетон, асфальт, клинкер, булыжник и тому подобное).

29. В местах пересечения подъездных путей канавами, траншеями, железнодорожными линиями и тому подобным должны устанавливаться настилы или мосты для проездов.

30. Пешеходные дорожки в организации должны иметь твердое покрытие, ширину не менее 1 м и наименьшее количество пересечений с проездами.

31. В темное время суток территория должна освещаться согласно строительным нормам Республики Беларусь СНБ 2.04.05-98 "Естественное и искусственное освещение", введенным в действие с 1 июля 1998 г. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 7 апреля 1998 г. № 142 (далее - СНБ 2.04.05).

32. На территории должны предусматриваться площадки для хранения материалов, деталей, оборудования и тому подобного.

33. Для хранения отходов производства предусматриваются мусоросборники, контейнеры или ящики, которые должны своевременно очищаться.

34. На территории не допускается:

загромождать проезды, проходы к пожарным гидрантам, местам расположения пожарного инвентаря и оборудования;

беспорядочно размещать и хранить материалы, агрегаты, запасные части, шины и тому подобное, оборудование у элементов и на элементах зданий, сооружений и ограждений.

Глава 3. Требования к выездам и въездам на территорию и в производственные помещения

35. Створчатые ворота производственных помещений должны открываться наружу, а ворота для заезда на территорию и выезда с неевнутрь.

36. Подъемные ворота должны быть оборудованы ловителями (фиксаторами), обеспечивающими удержание ворот в поднятом положении при обрыве тросов или порче механизма подъема и спуска, в соответствии с СТБ 1138-98 "Двери и ворота для зданий и сооружений", утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23 декабря 1998 г. № 427.

37. Наружные ворота помещений должны оснащаться устройствами фиксации их в открытом положении.

Открывание и закрывание тяжелых и больших ворот следует механизировать.

38. При количестве заездов менее пяти в смену допускается ручное открывание ворот.

39. Выезд или въезд автомобилей из цокольных или подвальных этажей здания через первый этаж не допускается и разрешается только через отдельные наружные ворота.

40. У ворот производственных помещений с внешней и внутренней сторон должна устанавливаться световая и звуковая сигнализация, оповещающая о закрытии и открытии ворот, а также световая сигнализация о наличии напряжения в контактной сети с внутренней стороны.

41. Въезды в производственные помещения не должны иметь порогов и выступов. Въездной уклон должен составлять не более 5 %.

42. Расстояние от крыши трамвайного вагона (троллейбуса) до перемычки ворот во вновь строящихся зданиях должно составлять не менее 1500 мм.

43. Высота подвешивания контактного провода (над головкой рельса) должна составлять: в воротах трамвайного парка - не менее 4700 мм, в здании - не менее 5200 мм.

44. Вырез в верхней части ворот, предусмотренный для пропуска контактного провода, должен иметь изоляцию, предохраняющую металлический каркас ворот от соприкосновения с контактным проводом.

Расстояние между каркасом ворот и проводом по наружной поверхности изоляции должно составлять не менее 200 мм.

45. Ворота помещений должны оборудоваться воздушно-тепловыми завесами в соответствии с требованиями строительных норм Республики Беларусь СНБ 4.02.01-03 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха", утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 259 (далее СНБ 4.02.01).

Ворота помещений должны оборудоваться калитками.

46. Пути перед въездом в здание трамвайного парка и при выезде из него должны иметь прямой участок длиной не менее 10 м.

Уровень головок рельсовых путей в местах движения пешеходов и транспорта должен совпадать с уровнем дорожного покрытия.

47. Для дистанционного управления стрелочными переводами трамвайных путей территория трамвайного парка должна оборудоваться устройствами сигнализации, централизации и блокировки, а для управления стрелками и сигналами должен предусматриваться пост централизации.

48. Стрелочные переводы на территории трамвайного парка оборудуются устройствами обогрева стрелок для обеспечения их нормальной работы и плотного прилегания пера при переводе на осенне-зимний период эксплуатации.

Глава 4. Помещения и открытие площадки для хранения транспортных средств

49. Помещения и открытые площадки для хранения транспортных средств должны соответствовать требованиям охраны труда, изложенным в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах.

Юридические и физические лица, осуществляющие проектирование гаражей-стоянок и стоянок, предназначенных для хранения автомобилей всех категорий, мотоциклов, мотороллеров и мопедов, обязаны также соблюдать требования технического кодекса установившейся практики ТКП 45-3.02-25-2006 (02250) "Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования", утвержденного и введенного в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26 января 2006 г. № 19.

50. Над въездными воротами в помещения для технического обслуживания, ремонта и хранения транспортных средств, а также контрольно-пропускного пункта (при наличии перекрытия, кровли) должны быть вывешены знаки, указывающие максимально допустимые по условиям безопасности габариты эксплуатационного проема ворот по вертикали и ширине (максимальные габариты транспортного средства в ненагруженном состоянии плюс зазор безопасности: по высоте - 0,3 м; по ширине - 0,6 м).

51. У наружного входа в помещения должны быть установлены устройства для очистки обуви от грязи.

52. Помещения для хранения транспортных средств не должны непосредственно сообщаться с другими производственными и вспомогательными помещениями.

53. В помещениях для хранения транспортных средств на видном месте должен быть вывешен план их расстановки с описанием очередности и порядка их эвакуации в случае пожара, освещаемый в ночное время.

54. Помещения для хранения транспортных средств должны иметь ворота, открывающиеся наружу. Проезд должен постоянно оставаться свободным.

55. Полы в помещениях для хранения транспортных средств должны иметь твердое ровное покрытие с уклоном в сторону лотков.

Материалы, применяемые для устройства полов, должны обеспечивать гладкую и нескользкую поверхность, удобную для очистки, удовлетворять гигиеническим и эксплуатационным требованиям к данному помещению.

56. Открытые площадки и полы в помещениях для хранения транспортных средств должны иметь разметку для их правильной расстановки, выполненную несмываемой краской или другим способом и определяющую место установки и проезды.

57. Температура в помещениях для хранения автомобилей без слива воды из системы охлаждения двигателя не должна быть ниже плюс 5 °С.

58. Вдоль стен, к которым автомобили устанавливаются торцевой и продольными сторонами, должны предусматриваться колесоотбойные устройства, выполненные в соответствии с техническими нормативными правовыми актами.

59. Высота помещения для хранения автомобилей от пола до низа выступающих строительных конструкций или низа подвесного оборудования должна быть больше высоты автомобиля не менее чем на 0,2 м, но не менее 2 м от пола.

60. Помещения для хранения автомобилей должны иметь естественное проветривание и механическую приточно-вытяжную вентиляцию, обеспечивающую удаление воздуха из верхней и нижней зон.

61. Хранение газобаллонных автомобилей не допускается в:

подземных этажах гаражей-стоянок;

надземных гаражах-стоянках закрытого типа, встраиваемых в здания другого назначения;

надземных гаражах-стоянках закрытого типа с неизолированными рампами;

боксах, не имеющих непосредственного выезда наружу, и в боксах, оборудованных подвалами или смотровыми ямами.

На стоянках и в гаражах-стоянках хранения газобаллонных автомобилей не допускается устройство подвалов, каналов, приямков, смотровых ям, тоннелей, колодцев, за исключением приямков на участке мойки автомобилей.

62. Открытые площадки для хранения транспортных средств должны располагаться отдельно от зданий и сооружений на расстоянии, установленном в зависимости от категории производства, иметь твердое и ровное покрытие с уклоном для стока воды. Поверхность площадок необходимо очищать от грязи, зимой - также от снега и льда.

63. Помещения и площадки открытого хранения транспортных средств не допускается загромождать предметами и оборудованием, которые могут препятствовать их быстрой эвакуации в случае пожара.

64. Помещения и открытые площадки для хранения транспортных средств должны быть оснащены буксирными тросами и жесткими буксирными устройствами из расчета один трос или штанга на 10 автомобилей (троллейбусов).

65. Светильники с люминесцентными лампами напряжением 127-220 В допускается устанавливать на высоте менее 2,5 м от пола при условии недоступности их токоведущих частей для случайных прикосновений.

66. Лампы накаливания и люминесцентные лампы местного и общего освещения должны иметь абажуры-отражатели, защищающие глаза работающих от ослепления. Применять открытые лампы не допускается.

67. Площадка для открытого хранения автомобилей в зимний период эксплуатации может оборудоваться средствами для подогрева двигателей автомобилей, облегчающими пуск двигателя в холодное время года.

68. Устройства, облегчающие пуск двигателей в холодное время года, должны обеспечивать безопасность работников, в том числе водителей.

69. Площадки для хранения автомобилей, перевозящих ядовитые и инфицирующие вещества, фекальные жидкости и мусор, должны располагаться на расстоянии не менее 10 м друг от друга и от площадок для хранения других транспортных средств.

70. Площадки для хранения автомобилей, перевозящих горюче-смазочные материалы, должны располагаться на расстоянии не менее 12 м друг от друга и от площадок для хранения других автомобилей и на них может храниться не более 50 автомобилей.

71. Расстояния при постановке автомобилей на хранение в помещениях должны соответствовать требованиям согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

72. В помещениях хранения газобаллонных автомобилей для предупреждения аварийной ситуации, связанной с утечкой природного топливного компримированного газа или СУГ, должны предусматриваться следующие мероприятия:

устройство системы автоматического контроля воздушной среды;

устройство аварийного освещения помещений и всех путей эвакуации из них;

создание условий постоянного естественного проветривания.

73. В помещениях хранения газобаллонных автомобилей следует предусматривать:

механическую общеобменную приточно-вытяжную вентиляцию;

естественную вентиляцию, рассчитанную на однократный воздухообмен.

Механическая общеобменная приточно-вытяжная вентиляция должна рассчитываться из условия работы двигателей автомобилей на бензине или дизельном топливе с учетом объема воздуха, удаляемого естественной вентиляцией.

При хранении газобаллонных автомобилей, работающих на СУГ, и для многоэтажных гаражей-стоянок однократный воздухообмен должен быть обеспечен постоянно действующей вытяжной вентиляцией с механическим побуждением во взрывозащищенном исполнении с резервной вытяжной системой и автоматическим вводом резерва.

В помещениях хранения газобаллонных автомобилей следует обеспечивать воздухообмен из расчета поддержания в них концентрации природного топливного компримированного газа и СУГ не более 10 %-го нижнего концентрационного предела воспламенения, в том числе при авариях. При невозможности обеспечения указанного воздухообмена основными системами вентиляции следует предусматривать вытяжные аварийные системы вентиляции согласно СНБ 4.02.01. Все системы вытяжной вентиляции должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении.

74. В помещениях хранения газобаллонных автомобилей не допускается проектировать системы приточной вентиляции с рециркуляцией воздуха.

75. На воздуховодах приточных систем в пределах вентиляционных камер, обслуживающих помещения хранения газобаллонных автомобилей, следует предусматривать устройство обратных клапанов. В помещениях вытяжных вентиляционных камер следует предусматривать естественную вентиляцию.

76. Система автоматического контроля воздушной среды помещений хранения газобаллонных автомобилей при достижении в помещении концентрации газа в количестве 20 % от нижнего концентрационного предела воспламенения должна автоматически обеспечивать:

включение звукового и светового сигналов, аварийного освещения вышеуказанных помещений, а также всех путей эвакуации из них, включая рампы, с включением световых указателей, устанавливаемых над выходами из помещений и через каждые 50 м по путям эвакуации, включение приточной вентиляции этих помещений, а также смежных помещений и смежных этажей в многоэтажном гараже-стоянке;

отключение в данном помещении всех прочих потребителей электроэнергии, за исключением технических средств противопожарной защиты.

Электрооборудование смежных помещений, размещенное в 5-метровой зоне от дверных проемов помещений хранения автомобилей с двигателями, работающими на природном топливном компримированном газе, должно быть выполнено в исполнении, соответствующем зонам взрывоопасности В-Iа, или при выполнении в нормальном исполнении должно отключаться при срабатывании системы контроля воздушной среды одновременно с электрооборудованием соответствующего помещения.

Электрооборудование помещений, смежных с помещениями хранения автомобилей с двигателями, работающими на СУГ, должно отключаться при срабатывании системы контроля воздушной среды одновременно с электрооборудованием помещений хранения автомобилей.

77. Звуковая сигнализация должна обеспечивать оповещение о срабатывании системы автоматического контроля воздушной среды всех работающих в гаражах-стоянках. Звуковая и световая сигнализации должны устанавливаться в помещениях хранения газобаллонных автомобилей, а также со стороны входов смежных помещений и в помещениях с постоянным круглосуточным пребыванием людей (помещение охраны, диспетчерской и тому подобных).

78. На территории организации и в производственных помещениях должны быть выделены специальные места для курения, оборудованные в соответствии с постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 апреля 2003 г. № 23/21 "О требованиях к специально предназначенным местам для курения" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 56, 8/9493).

79. Не допускается:

загромождать дороги, проезды к пожарным водоемам, гидрантам, местам расположения пожарного инвентаря, оборудования электрической пожарной сигнализации;

устанавливать в помещениях и на открытых стоянках транспортные средства в количестве, превышающем норму, а также нарушать установленный способ их расстановки;

загромождать запасные ворота как изнутри, так и снаружи; внутри помещений в непосредственной близости от запасных ворот могут размещаться лишь технически исправные транспортные средства;

складировать материалы, устраивать стоянки транспортных средств в зоне высоковольтной линии электропередачи без согласования с организацией, эксплуатирующей линию.

80. Хранение различного металла, деталей и агрегатов в производственных помещениях и на территории должно быть организовано в специальных местах на стеллажах.

81. Транспортные средства, агрегаты, подлежащие списанию или ремонту, при хранении вне помещений должны размещаться на огражденных площадках с усовершенствованным покрытием. Для предупреждения: падения агрегатов необходимо размещение их на стеллажах, самопроизвольного перемещения транспортных средств необходимо устанавливать противооткатные упоры.

82. Складируемые материалы необходимо группировать в зависимости от их свойств (возгораемость, реагирование с водой, реагирование друг с другом и тому подобное).

83. Расстояние между сцепными приборами стоящих друг за другом трамвайных вагонов или бамперами троллейбусов на открытых и закрытых стоянках должно составлять не менее 1,5 м.

Расстояние между смежными рядами троллейбусов (в поперечном направлении) должно составлять не менее 1,5 м и 3,5 м. Расстояния 1,5 и 3,5 м должны чередоваться.

84. Для трамвайных вагонов расположение путей на стоянке должно отвечать требованиям соответствующих технических нормативных правовых актов.

85. При расстановке трамвайных вагонов и троллейбусов на открытой стоянке должны предусматриваться пожарные проезды шириной не менее 3,5 м.

86. Расстояние между двумя пожарными проездами должно составлять в поперечном направлении не более 25 м, в продольном направлении - не более 125 м для трамвайных вагонов и не более 100 м - для троллейбусов.

Глава 5. Временные стоянки автомобилей

87. Временные стоянки автомобилей в полевых условиях должны отвечать следующим требованиям:

для стоянки должны выделяться площадки, очищенные от стерни, сухой травы и валежника, опаханные по периметру полосой шириной 1 м, находящиеся на расстоянии не ближе 10 м от построек, лесных складов, стогов соломы, токов, хлебов на корню и лесных насаждений;

на каждой площадке должна располагаться группа автомобилей не более 10 штук. Расстояние между автомобилями в группе должно быть не менее 1 м, а между группами - не менее 10 м;

площадки для хранения топлива и смазочных материалов должны размещаться на земле, очищенной от валежника, стерни и сухой травы, и находиться на расстоянии не менее 100 м от мест лесных разработок, уборки и обмолота хлеба, стогов соломы, сена, посевов, стоянки автомобилей, тракторов и так далее и не менее 50 м от строений и сооружений.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте Раздел I. Общие положения Глава 1. Общие положения Раздел II. Требования по охране труда к производственным объектам, оборудованию, процессам, рабочим местам Глава 2. Территория Глава 3. Требования к выездам и въездам на территорию и в производственные помещения Глава 4. Помещения и открытие площадки для хранения транспортных средств Глава 5. Временные стоянки автомобилей Глава 6. Помещения для технического обслуживания и ремонта транспортных средств и агрегатов Глава 7. Аккумуляторные Глава 8. Пункты заправки топливом, выпуска и слива газа Глава 9. Складские помещения Глава 10. Санитарно-бытовые помещения Глава 11. Естественное освещение Глава 12. Искусственное освещение Глава 13. Электробезопасность Глава 14. Водоснабжение и канализация Глава 15. Отопление, внетиляция и кондиционирование воздуха Раздел III. Оборудование, приспособления и инструмент Глава 16. Общие требования Глава 17. Сосуды, работающие под давлением Глава 18. Компрессорные установки, воздухопроводы Глава 19. Общие требования безопасности при раьоте на станочном оборудовании Глава 20. Токарные станки Глава 21. Сверлильные станки Глава 22. Фрезерные и строгальные станки Глава 23. Шлифовальные и заточные станки Глава 24. Ножницы, пилы и прессы Глава 25. Деревообрабатывающие станки Глава 26. Ручной слесарный инструмент и приспособления Глава 27. Ручные электрические машины Глава 28. Ручные пневматические машины Раздел IV. Требования к отдельным видам работ Глава 29. Слесарные и смазочные работы Глава 30. Работы с использованием паяльных ламп Глава 31. Аккумуляторные работы. Работы с кислотой и щелочью Глава 32. Вулканизационные и шиномонтажные работы Глава 33. Обойные работы Глава 34. Кузнечно-прессовые работы Глава 35. Медницко-жестяницкие работы Глава 36. Сварочные работы Глава 37. Окрасочные работы Глава 38. Требования безопасности при работе в резервуарах Глава 39. Противокоррозионные работы Глава 40. Применение грузоподъемных механизмов Глава 41. Погрузка, разгрузка и перевозка грузов Глава 42. Мойка транспортных средств, агрегатов и деталей Глава 43. Уборка и экипировка транспортных средств Глава 44. Санитарная обработка кузовов транспортных средств и контейнеров Раздел V. Требования к техническому состоянию транспортных средств Глава 45. Общие требования Глава 46. Общие требования к техническому состоянию автотранспорта Глава 47. Дополнительные требования к грузовым автомобилям, прицепам, полуприцепам Глава 48. Дополнительные требования к газобаллонным автомобилям Глава 49. Переоборудование автомобилей для работы на газе Глава 50. Дополнительные требования к специализированным транспортным средствам Глава 51. Хранение автомобилей Раздел VI. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств Глава 52. Общие требования Глава 53. Техничсекое обслуживание и ремонт автомобилей Глава 54. Дополнительные требования при техническом обслуживании и ремонте газобаллонных автомобилей Глава 55. Проверка техничсекого состояния автомобилей и их агрегатов Глава 56. Освидетельствование газовых баллонов и испытание топливной системы газобаллонного автомобиля Глава 57. Требования безопасности при применении этилированного бензина Глава 58. Требования безопасности при применении автомобильного топлива (бензин, дизельное топливо) Глава 59. Требования безопасности при использовании антифриза, тосола Раздел VII. Требования ьезопасности при эксплуатации транспортных средств Глава 60. Общие требования Глава 61. Эксплуатация транспортных средств в зимнее время Глава 62. Движение автомобилей по территории оргвнизвции, подготовка к выезду и работа на линии Глава 63. Движение по ледовым дорогам, в условиях бездорожья, переправа через водоемы Глава 64. Дополнительные требования при эксплуатации газобаллонных автомобилей Глава 65. Дополнительные требования при эксплуатации автомобилей в отрыве от основной базы Глава 66. Радиационная безопасность при проведении работ в зоне радиоактивного загрязнения Раздел VIII. Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте трамваев и троллейбусов Глава 67. Общие положения Глава 68. Требования безопасности при подъеме электротранспорта Глава 69. Требования безопасности при обслуживании крышевого оборудования Глава 70. Требования безопасности при ремонте электрического оборудования трамваев и троллейбусов Глава 71. Требования безопасности при ремонте механического оборудования трамваев и троллейбусов Раздел IХ. Требования безопасности при ремонте трамваев и троллейбусов на линии Глава 72. Общие положения Глава 73. Требования безопасности при линейном ремонте трамвайных вагонов Глава 74. Требования безопасности при линейном ремонте троллейбусов Глава 75. Требования безопасности при формировании трамвайных вагонов, маневровых работах и выпуске трамваев и троллейбусов на линию Глава 76. Требования безопасности при эксплуатации трамваев и троллейбусов на линии Приложение 1