Недействующая редакция. Принята: 15.01.2010

Недействующая редакция, не действует с 17.06.2011 г.

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 30 апреля 2003 года №92

Об образовании

(по состоянию на 15 января 2010 года)

Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 25 апреля 2003 года

Настоящий Закон устанавливает принципы государственной политики в области образования, осуществления образовательного процесса, деятельности образовательных организаций, получения образования в Кыргызской Республике, а также служит правовой базой их реализации.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе основные понятия используются в следующем значении:

академическая свобода - право на разработку программ обучения в пределах требований государственных образовательных стандартов, самостоятельное изложение учебной дисциплины, выбор темы для научных исследований и методов их проведения, а также право обучающихся на получение знаний согласно своим наклонностям;

аккредитация (аттестация) - признание статуса образовательной организации или образовательных программ;

аккредитация государственная - аккредитация, проводимая государственной аккредитационной организацией;

аккредитация институциональная - определение (подтверждение) статуса образовательной организации аккредитационной организацией;

аккредитация программная - определение (подтверждение) соответствия образовательной программы государственным или другим образовательным стандартам;

бакалавр - академическая степень базового высшего профессионального образования, дающая право для поступления в магистратуру и заниматься профессиональной деятельностью;

высшее профессиональное образование - обучение, подготовка, переподготовка специалистов соответствующего уровня образовательных программ и стандартов;

внебюджетная образовательная деятельность - образовательные услуги, предоставляемые в государственных образовательных организациях на платной основе;

государственная политика в области образования - направляющая и регулирующая деятельность государства в области образования, осуществляемая им с целью эффективного использования возможностей образования для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Она реализуется посредством законов, общегосударственных программ, правительственных постановлений, а также путем привлечения общественных организаций и движений, широкой общественности для ее поддержки имеющимися в их распоряжении средствами (средства массовой информации, общественные академии, профессиональные ассоциации, союзы и т.д.);

дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением средств информатизации и телекоммуникации при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника;

дополнительное образование взрослых - более полное удовлетворение запросов личности в целях непрерывного повышения квалификации рабочих, служащих, специалистов в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов;

дополнительное образование детей - специфическая часть системы дошкольного, школьного и профессионального образования, основанная на свободном выборе и более полном удовлетворении интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении детей, подростков и молодежи посредством освоения ими дополнительных программ сверх базового образования во время, свободное от учебы в общеобразовательных и других образовательных организациях;

дошкольное образование - система воспитания и обучения, основной целью которой является первоначальная подготовка ребенка к жизни и школе, развитие его творческих способностей;

лицензирование - выдача образовательным организациям разрешения на образовательную деятельность, целью которого является обеспечение гарантированного на уровне требований государственных стандартов качества образования;

магистр - академическая степень полного высшего профессионального образования, дающая право для поступления в аспирантуру и заниматься профессиональной деятельностью;

начальное профессиональное образование - подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного или среднего общего образования;

образование - непрерывный, системный процесс воспитания и обучения в целях гармоничного развития личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней. Под получением образования понимается достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня, удостоверенного соответствующим документом;

образовательная программа - содержание образования конкретного уровня, направления или специальности;

образовательный процесс - организованный процесс воспитания и обучения в форме различных видов занятий с непосредственным участием педагогов и самостоятельных занятий обучающихся, а также экзаменов, зачетов, других видов аттестации обучающихся и выпускников. Образовательным процессом осуществляется реализация образовательных программ;

образовательный стандарт - совокупность норм и правил, определяющая образовательный минимум содержания основных образовательных программ, базовые требования к качеству подготовки выпускников, предельно допустимую учебную нагрузку обучающихся;

образовательная стратегия (стратегия развития образования)определение основных направлений и принципов развития системы образования как целостного социального института;

послевузовское профессиональное образование - образование, предоставляющее гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования;

профессиональная подготовка - приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением установленного государством образовательного уровня обучающихся;

система образования - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, реализующих их образовательных организаций и лиц, а также органов управления образованием и подведомственными им учреждениями, организациями и предприятиями;

специалист - профессиональная квалификационная степень полного высшего профессионального образования по соответствующей специальности с правом повышения квалификации в соответствующих формах послевузовского образования;

специальное образование - обучение детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, осуществляемое в специальных или обычных учебных заведениях;

среднее профессиональное образование - подготовка, обеспечивающая приобретение обучающимися профессиональных знаний, умений, навыков по определенной специальности (направлению) на базе основного, среднего общего или начального профессионального образования;

участники образовательного процесса - обучающиеся (воспитанники), педагогические работники, учебно-вспомогательный и управленческий персонал образовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся;

школьное (общее) образование - система воспитания и обучения, обеспечивающая соответствующие ее ступеням знания, умения, практические навыки, достаточные для ее активной деятельности в обществе;

экстернат - самостоятельное изучение обучающимися дисциплин согласно основным образовательным программам с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в соответствующей образовательной организации.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики об образовании Статья 3. Право на образование Статья 4. Принципы государственной политики в области образования Статья 5. Государственные образовательные стандарты Статья 6. Язык обучения Статья 7. Государственные гарантии прав граждан Кыргызской Республики на образование Статья 8. Государственное стимулирование развития образования Статья 9. Правовой статус образовательной организации Статья 10. Устав образовательной организации ГЛАВА II. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ Статья 11. Образовательные программы Статья 12. Образовательные организации Статья 13. Учредители образовательных организаций Статья 14. Формы образования Статья 15. Дошкольное образование Статья 16. Школьное образование Статья 17. Дополнительное образование детей, подростков и молодежи Статья 18. Внешкольное образование Статья 19. Профессиональная подготовка Статья 20. Начальное профессиональное образование Статья 21. Среднее профессиональное образование Статья 22. Высшее профессиональное образование Статья 23. Послевузовское профессиональное образование Статья 24. Дополнительное образование взрослых Статья 25. Документы об образовании ГЛАВА III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 26. Права и обязанности обучающихся Статья 27. Права и обязанности родителей (законных представителей) Статья 28. Право на занятие педагогической деятельностью Статья 29. Права и обязанности педагогов ГЛАВА IV. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 30. Социальная защита обучающихся Статья 31. Охрана здоровья детей и учащейся молодежи Статья 32. Социальная защита работников системы образования Статья 33. Социальная защита особого контингента учащихся ГЛАВА V. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 34. Органы государственного управления системой образования Статья 35. Компетенция государства в управлении образованием Статья 36. Компетенция органов местного самоуправления Статья 37. Компетенция образовательных организаций Статья 38. Управление образовательными организациями Статья 39. Взаимоотношения образовательных организаций с общественными, политическими, религиозными организациями, ассоциациями и союзами Статья 40. Лицензирование и аккредитация (аттестация) образовательных организаций и программ, тестирование обучающихся Статья 41. Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием Статья 42. Реорганизация и ликвидация образовательных организаций ГЛАВА VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 43. Источники финансирования образования Статья 44. Порядок финансирования образовательных организаций Статья 45. Производственная деятельность образовательных организаций Статья 46. Материально-техническая база образовательных организаций Статья 47. Отношения собственности в системе образования Статья 48. Интеллектуальная собственность образовательных организаций ГЛАВА VII. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Статья 49. Международное сотрудничество Статья 50. Внешнеэкономическая деятельность Статья 51. Оказание образовательных услуг этническим кыргызам, проживающим за пределами Кыргызской Республики, иностранным гражданам и лицам без гражданства Статья 52. Международные договоры ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 53. Вступление в силу настоящего Закона Статья 54. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом