Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 25 декабря 2008 года №294
О Прокуратуре
(В редакции Законов Республики Молдова от 03.12.2009 г. №83-XVIII, 04.12.2009 г. №90-XVIII, 17.12.2009 г. №108-XVIII, 29.12.2009 г. №139-XVIII, 04.03.2010 г. №22, 02.07.2010 г. №146, 15.07.2010 г. №195, 09.06.2011 г. №56, 22.07.2011 г. №163, 19.12.2011 г. №181, 26.12.2012 г. №304, 27.09.2013 г. №222, 21.11.2013 г. №281, 23.12.2013 г. №326)
(По всему тексту Закона слова "оперативно-розыскная деятельность" заменены словами "специальная розыскная деятельность" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 27.09.2013 г. №222)
Раздел I. Организация деятельности Прокуратуры
Глава I. Общие положения
Статья 1. Прокуратура
Прокуратура является автономным учреждением в системе судебной власти, которое в пределах своих полномочий и компетенции защищает общие интересы общества, правопорядок, права и свободы граждан, руководит уголовным преследованием и осуществляет его, представляет в соответствии с законом обвинение в судебных инстанциях.
Статья 2. Принципы организации деятельности Прокуратуры
(1) Прокуратура осуществляет свою деятельность в соответствии с принципом законности.
(2) Деятельность Прокуратуры открыта и предполагает гарантирование свободного доступа общественности и средств массовой информации к сведениям, касающимся деятельности Прокуратуры, за исключением предусмотренных законом ограничений.
(3) Принцип независимости исключает возможность подчинения Прокуратуры законодательной и исполнительной властям, а равно оказания влияния на нее со стороны других государственных органов и структур или их вмешательства в деятельность Прокуратуры.
(4) Прокурор организует и осуществляет свою деятельность на основе принципа автономии, обеспечиваемого процессуальной независимостью и судебным контролем и дающего ему возможность самостоятельно принимать решения по рассматриваемым делам и случаям.
(5) В деятельности Прокуратуры внутренний иерархический контроль и судебный контроль являются принципами, обеспечивающими реализацию права вышестоящего прокурора осуществлять контроль законности решений нижестоящих прокуроров, а также возможность обжалования решений и процессуальных действий прокурора в судебную инстанцию.
Статья 3. Правовая основа деятельности Прокуратуры
Деятельность Прокуратуры регулируется Конституцией Республики Молдова, настоящим законом, иными законодательными актами, а также международными соглашениями, стороной которых является Республика Молдова.
Статья 4. Прокурор
Прокурор является должностным лицом, посредством которого Прокуратура реализует свои полномочия.
Глава II. Сферы деятельности и компетенции
Часть 1. Полномочия и компетенция
Статья 5. Полномочия Прокуратуры
Прокуратура:
a) от имени и в интересах общества обеспечивает исполнение закона, защищает правопорядок, права и свободы граждан в случае, когда нарушение таковых влечет применение уголовных санкций;
b) руководит уголовным преследованием и осуществляет его;
c) представляет обвинение в судебных инстанциях;
d) участвует в соответствии с законом в рассмотрении гражданских дел (включая дела административного судопроизводства) и дел о правонарушениях, производство по которым возбуждено Прокуратурой;
e) обеспечивает правовую помощь и международное сотрудничество в сфере своей деятельности;
f) реализует уголовную политику государства;
g) обеспечивает эффективную защиту свидетелей, потерпевших и других участников процесса;
h) в предусмотренных законом случаях предъявляет гражданские иски;
i) осуществляет контроль за соблюдением законов в местах предварительного заключения и пенитенциарных учреждениях;
j) осуществляет контроль законности в Вооруженных силах;
k) осуществляет контроль за исполнением судебных решений по уголовным делам.
Статья 6. Компетенция прокурора
В целях выполнения возложенных на Прокуратуру полномочий прокурор в соответствии с законом вправе:
а) запрашивать и получать от юридических и физических лиц информацию, материалы и сведения, составляющие коммерческую и банковскую тайну, необходимые для осуществления своих полномочий, только в рамках начатого уголовного процесса, с разрешения судьи по уголовному преследованию;
b) распоряжаться о проведении компетентными органами проверок, ревизий деятельности хозяйствующих субъектов и других юридических лиц, привлекать специалистов для выяснения отдельных вопросов, возникающих в ходе осуществления полномочий, распоряжаться о проведении экспертизы, проверки материалов, информаций, сообщений, поступивших в органы Прокуратуры, с сообщением их результатов прокурору;
c) вызывать повесткой любое лицо и требовать устных или письменных объяснений в ходе осуществления уголовного преследования или в связи с нарушением прав и основных свобод человека, а также в случае нарушения правопорядка;
d) беспрепятственно входить в помещения государственных учреждений, хозяйствующих субъектов и других юридических лиц, иметь доступ к их документам и материалам.
Часть 2. Руководство уголовным преследованием и его осуществление
Статья 7. Полномочия прокурора в процессе расследования с целью выявления уголовно наказуемых деяний
При рассмотрении обращений, петиций и материалов, поступивших в Прокуратуру от физических и юридических лиц, а также в случае реагирования по собственной инициативе прокурор в пределах своей компетенции расследует случай на предмет наличия или отсутствия нарушений закона, влекущих уголовную ответственность, установления личности виновных и в зависимости от результатов расследования принимает решение о начале уголовного преследования или о других мерах реагирования на выявленные нарушения закона.
Статья 8. Полномочия прокурора при осуществлении уголовного преследования
Прокурор осуществляет уголовное преследование от имени государства в отношении преступлений, отнесенных к его компетенции, а в случае необходимости может осуществлять или принять к своему производству уголовное преследование по любой категории преступлений в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом.
Статья 9. Полномочия прокурора при руководстве уголовным преследованием
(1) В целях обеспечения применения уголовного закона органами уголовного преследования, констатирующими органами и органами, осуществляющими специальную розыскную деятельность, прокурор руководит уголовным преследованием, проверяет соответствие процессуальных действий, выполненных указанными органами, требованиям Уголовно-процессуального кодекса, других нормативных актов, а также положениям международных актов.
(2) В целях реализации полномочий, указанных в части (1), прокурор вправе:
a) осуществлять полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом;
b) инициировать наложение на офицеров уголовного преследования, работников констатирующих органов и органов, осуществляющих специальную розыскную деятельность, взысканий за допущенные нарушения закона, за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
(3) Генеральный прокурор и нижестоящие прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью, осуществляемую органами уголовного преследования, констатирующими органами и органами, осуществляющими специальную розыскную деятельность.
(4) В целях обеспечения координации работы органов, указанных в части (3), прокуроры:
a) планируют совместные действия, направленные на выполнение каждым органом своих полномочий;
b) проводят координационные совещания;
c) формируют рабочие группы;
d) определяют критерии оценки деятельности органов уголовного преследования и порядок учета и движения уголовных дел, запрашивают статистическую и другую необходимую информацию;
e) издают нормативно-методические указания, обязательные для органов уголовного преследования, констатирующих органов и органов, осуществляющих специальную розыскную деятельность, по вопросам применения законодательства и эффективной борьбы с преступностью и ее предупреждения.
Статья 10. Применение мер, альтернативных уголовному преследованию
В ходе уголовного преследования прокурор в соответствии с Уголовным кодексом и Уголовно-процессуальным кодексом может принять решение об освобождении от уголовной ответственности лица, совершившего деяние, содержащее признаки состава преступления.
Статья 11. Реализация уголовной политики государства
В целях единообразной реализации уголовной политики государства прокурор предпринимает действия по предупреждению преступности и борьбе с нею, изучает условия, порождающие ее или способствующие ей, разрабатывает и представляет предложения по их устранению, а также по совершенствованию законодательства в данной области.
Статья 12. Защита свидетелей и других участников уголовного процесса
В целях обеспечения эффективной защиты свидетелей и других участников уголовного процесса прокурор:
a) принимает предусмотренные законодательством меры для восстановления лиц в правах, нарушенных противозаконными действиями органов уголовного преследования;
b) требует от органов уголовного преследования принятия мер по защите жизни и обеспечению безопасности свидетелей, потерпевших и членов их семей, а также других лиц, содействующих уголовному процессу, либо удостоверяется, что такие меры приняты.
Часть 3. Участие прокурора в отправлении правосудия
Статья 13. Полномочия прокурора в отправлении правосудия по уголовным делам
Прокурор в пределах своей компетенции направляет уголовные дела в судебные инстанции для рассмотрения, представляет на основе принципа состязательности государственное обвинение по всем уголовным делам, обжалует в установленном законом порядке судебные решения.
Статья 14. Полномочия прокурора в отправлении правосудия по гражданским делам
Прокурор участвует в соответствии с законом в качестве участника процесса в рассмотрении гражданских дел и дел о правонарушениях, производство по которым возбуждено Прокуратурой или участие прокурора в которых предусмотрено законом.
Статья 15. Контроль за соблюдением законности в местах содержания под стражей
(1) Прокурор осуществляет в установленном законом порядке контроль законности пребывания лиц в учреждениях, обеспечивающих содержание под стражей, а также в учреждениях, обеспечивающих применение принудительных мер, включая больницы в случае оказания психиатрической помощи без добровольного согласия лица.
(2) В случае выявления содержания лица без предусмотренных законом оснований, подтверждающих законность его содержания в местах, указанных в части (1), оно незамедлительно освобождается постановлением прокурора, подлежащим безусловному и немедленному исполнению.
Статья 16. Контроль за исполнением судебных решений
Прокурор осуществляет в установленном законом порядке контроль за соблюдением законодательства в процессе обращения к исполнению судебных решений по уголовным делам, а также по гражданским делам и делам о правонарушениях, производство по которым возбуждено им.
Недействующая редакция, не действует с 12 ноября 2016 года
Документ утратил силу с 1 августа 2016 года в соответствии со статьей 100 Закона Республики Молдова от 25 февраля 2016 года №3