Недействующая редакция. Принята: 26.11.2015 / Вступила в силу: 13.12.2015

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Недействующая редакция, не действует со 2 ноября 2016 года

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 26 ноября 2015 года №835-VIII

О внесении изменений в Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей" и некоторые другие законодательные акты Украины по децентрализации полномочий по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1. Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г., №31-32, ст. 263 с последующими изменениями) изложить в следующей редакции:

"Закон Украины

О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в сфере государственной регистрации юридических лиц, их символики (в случаях, предусмотренных законом), общественных формирований, не имеющих статуса юридического лица, и физических лиц-предпринимателей.

Раздел I Общие положения

Статья 1. Определение терминов

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и общественных формирований (далее - выписка) - документ в электронной форме, который формируется и обновляется по результатам проведения регистрационных действий и содержит сведения о юридическом лице или его обособленном подразделении, физическом лице-предпринимателе (в том числе о постановке на учет в органах государственной статистики и государственной фискальной службы, выдаче лицензии и документов разрешительного характера) или общественном формировании, которое не имеет статуса юридического лица;

2) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и общественных формирований (далее - извлечение) - документ в бумажной или электронной форме, сформированный программным обеспечением Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований по указанным заявителем критериям поиска и содержит сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, которые актуальны на дату и время формирования выписки или на дату и время, указанные в запросе, или информацию об отсутствии таких сведений в этом реестре

3) общественные формирования - политические партии, структурные образования политических партий, общественные объединения, местные ячейки общественного объединения со статусом юридического лица, профессиональные союзы, их объединения, организации профсоюза, предусмотренные уставом профсоюзы и их объединения, творческие союзы, местные ячейки творческих союзов, постоянно действующие третейские суды, организации работодателей, их объединения, обособленные подразделения иностранных неправительственных организаций, представительства, филиалы иностранных благотворительных организаций;

4) государственная регистрация юридических лиц, общественных формирований, не имеющих статуса юридического лица, и физических лиц-предпринимателей (далее - государственная регистрация) - официальное признание путем удостоверения государством факта создания или прекращения юридического лица, общественного формирования, которое не имеет статуса юридического лица, удостоверения факта наличия соответствующего статуса общественного объединения, профессионального союза, его организации или объединения, политической партии, организации работодателей, объединений организаций работодателей и их символики, засвидетельствование факта приобретения или лишения статуса предпринимателя физическим лицом, изменения сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, о юридическом лице и физическом лице-предпринимателе, а также проведения других регистрационных действий, предусмотренных настоящим Законом;

5) государственный регистратор юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (далее - государственный регистратор) - лицо, состоящее в трудовых отношениях с субъектом государственной регистрации, нотариус;

6) держатель Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (далее - держатель Единого государственного реестра) - Министерство юстиции Украины, которое принимает организационные меры, связанные с обеспечением функционирования Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований;

7) Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (далее - Единый государственный реестр) - единая государственная информационная система, обеспечивающая сбор, накопление, обработку, защиту, учет и предоставление информации о юридических лицах, физических лицах-предпринимателях и общественных формированиях, не имеющих статуса юридического лица;

8) заявитель:

учредитель (учредители) или уполномоченное ими лицо - в случае представления документов для государственной регистрации создания юридического лица, общественного формирования, которое не имеет статуса юридического лица;

руководитель государственного органа, органа местного самоуправления или уполномоченное им лицо - в случае представления документов для государственной регистрации создания государственного органа, органа местного самоуправления;

председатель комиссии по прекращению или уполномоченное им лицо - в случае представления документов для государственной регистрации прекращения юридического лица;

уполномоченный представитель юридического лица, общественного формирования, которое не имеет статуса юридического лица, - в случае подачи документов для проведения других регистрационных действий в отношении юридического лица, общественного формирования, которое не имеет статуса юридического лица;

Фонд гарантирования вкладов физических лиц - в случае представления документов для государственной регистрации решения о прекращении банка в связи с принятием решения об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка;

Министерство юстиции Украины и его территориальные органы - в случае представления документов для государственной регистрации решения о прекращении политической партии, ее структурного образования в связи с принятием судом решения об аннулировании регистрации или запрете деятельности политической партии;

Министерство юстиции Украины - в случае представления документов для государственной регистрации прекращения обособленного подразделения иностранной неправительственной организации, представительства, филиала иностранной благотворительной организации;

физическое лицо, имеющее намерение стать предпринимателем, или уполномоченное им лицо - в случае представления документов для государственной регистрации физического лица предпринимателем;

физическое лицо-предприниматель или уполномоченное им лицо - в случае представления документов для проведения других регистрационных действий в отношении физического лица - предпринимателя;

государственный орган, родственники (муж, жена, родители, дети, внуки, дедушка, бабушка, братья, сестры) и наследники физического лица-предпринимателя - в случае представления документов для государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя в связи с его смертью, признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим;

9) код доступа к результатам предоставления административных услуг в сфере государственной регистрации (далее - идентификационный номер) - уникальная цифровая последовательность количеством от 6 до 12 символов, генерируемая в автоматическом режиме и используется для доступа к результатам рассмотрения документов через портал электронных сервисов юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (далее - портал электронных сервисов);

10) персональный кабинет юридического лица, другой организации и физического лица-предпринимателя (далее - персональный кабинет) - личная страница в сети Интернет юридического лица, физического лица-предпринимателя и общественного формирования, которое не имеет статуса юридического лица, на портале электронных сервисов, предназначенная для подачи документов в электронной форме для проведения регистрационных действий, безвозмездного доступа юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, не имеющих статуса юридического лица, к сведениям о результатах рассмотрения этих документов, документов, содержащихся в регистрационном деле таких лиц в электронной форме, и сведений об этих лицах, которые являются актуальными на момент запроса или на определенную дату;

11) портал электронных сервисов - сайт, организованный как системное многоуровневое объединение разных ресурсов и сервисов для обеспечения максимального доступа к информации и услугам в сфере государственной регистрации, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности;

12) принцип молчаливого согласия в сфере государственной регистрации (далее - принцип молчаливого согласия) - принцип, согласно которому государственный регистратор приобретает право на проведение государственной регистрации и других регистрационных действий без получения от государственных органов в порядке и случаях, определенных этим Законом, соответствующих документов (кроме судебных решений и исполнительных документов) или сведений, при условии, что соответствующие государственные органы в установленный настоящим Законом срок не направили к государственному регистратору такие документы или сведения;

13) регистрационное дело - совокупность документов в бумажной и/или электронной форме, которые подавались для проведения регистрационных действий;

14) субъект государственной регистрации:

Министерство юстиции Украины - в случае государственной регистрации политических партий, всеукраинских профессиональных союзов, их объединений, всеукраинских объединений организаций работодателей; обособленных подразделений иностранных неправительственных организаций, представительств, филиалов иностранных благотворительных организаций, постоянно действующих третейских судов, учредителями которых являются всеукраинские общественные организации, всеукраинских творческих союзов и их символики;

территориальные органы Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе - в случае государственной регистрации областных, региональных и республиканских профессиональных союзов, их организаций и объединений, структурных образований политических партий, региональных (местных) творческих союзов, территориальных ячеек всеукраинских творческих союзов, областных, республиканских Автономной Республики Крым, Киевской и Севастопольской городских организаций работодателей и их объединений, постоянно действующих третейских судов;

районные, районные в городах, городские (городов областного значения), межрайонные управления - в случае государственной регистрации общественных объединений, их обособленных подразделений, общественных объединений, не имеющих статуса юридического лица, местных и первичных профессиональных союзов, их организаций и объединений, структурных образований политических партий, региональных (местных) творческих союзов, территориальных ячеек всеукраинских творческих союзов, местных организаций работодателей и их объединений, подтверждение всеукраинского статуса общественного объединения;

исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов, Киевская и Севастопольская городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, нотариусы, аккредитованные субъекты - в случае государственной регистрации других юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.

Исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов (кроме городов областного и/или республиканского Автономной Республики Крым значения) получают полномочия по государственной регистрации других юридических лиц и физических лиц-предпринимателей в соответствии с настоящим Законом в случае принятия соответствующим советом такого решения.

Аккредитованным субъектом может быть юридическое лицо публичного права, в трудовых отношениях с которым находится не менее трех государственных регистраторов и которое до начала осуществления полномочий в сфере государственной регистрации заключило:

договор страхования гражданско-правовой ответственности с минимальным размером страховой суммы в тысячу минимальных размеров заработной платы, установленной законом на 1 января календарного года;

договор с другим субъектом государственной регистрации и/или нотариусом (в случае если аккредитованный субъект осуществляет полномочия исключительно в части обеспечения принятия и выдачи документов в сфере государственной регистрации).

Аккредитация субъектов и мониторинг соответствия таких субъектов требованиям аккредитации осуществляются Министерством юстиции Украины в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

15) техническая ошибка - описка, печатная, грамматическая, арифметическая ошибка, допущенная государственным регистратором при проведении им регистрационных действий;

16) технический администратор Единого государственного реестра (далее - технический администратор) - определенное Министерством юстиции Украины государственное унитарное предприятие, отнесенное к сфере его управления, осуществляет меры по созданию, доработке и сопровождению программного обеспечения Единого государственного реестра, портала электронных сервисов и отвечает за их техническое и технологическое обеспечение, сохранение и защиту данных, содержащихся в Едином государственном реестре, предоставляет, блокирует и аннулирует доступ в Единый государственный реестр и проводит обучение работе с этим реестром;

17) учредительный документ юридического лица - учредительный акт, устав, программа политической партии, модельный устав, учредительный договор, единоличное заявление (меморандум), положение и т.п.

Термин "конечный бенефициарный владелец (контролер)" употребляется в значении, приведенном в Законе Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".

2. Другие термины употребляются в значениях, приведенных в Хозяйственном, Гражданском кодексах Украины и других законодательных актах.

Статья 2. Законодательство в сфере государственной регистрации

1. Отношения, возникающие в сфере государственной регистрации, регулируются Конституцией Украины, этим Законом и нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с настоящим Законом.

2. Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины о государственной регистрации, применяются нормы международного договора.

Статья 3. Сфера действия Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на государственную регистрацию всех юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и подчинения, их символики (в случаях, предусмотренных законом), общественных формирований, не имеющих статуса юридического лица, и физических лиц-предпринимателей.

2. Законом могут быть установлены особенности государственной регистрации общественных формирований.

Статья 4. Общие положения государственной регистрации

1. Государственная регистрация базируется на следующих основных принципах:

1) обязательности государственной регистрации в Едином государственном реестре;

2) публичности государственной регистрации в Едином государственном реестре и документов, послуживших основанием для ее проведения;

3) урегулирования отношений, связанных с государственной регистрацией, и особенностей государственной регистрации исключительно этим Законом;

4) государственной регистрации по заявительному принципу;

5) принятия документов для государственной регистрации и осуществления государственной регистрации по принципу экстерриториальности в пределах Украины;

6) единства методологии государственной регистрации;

7) объективности, достоверности и полноты сведений в Едином государственном реестре;

8) внесения сведений в Единый государственный реестр исключительно на основании и в соответствии с настоящим Законом;

9) открытости и доступности сведений Единого государственного реестра.

2. В случае выделения юридических лиц осуществляется государственная регистрация юридических лиц, образованных в результате выделения, и государственная регистрация изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, о юридическом лице, с которого осуществлено выделение, в отношении юридического лица- правопреемника. Выделение считается завершенным с даты государственной регистрации изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, о юридическом лице, с которого осуществлено выделение, в отношении юридического лица- правопреемника.

3. В случае слияния юридических лиц осуществляется государственная регистрация вновь созданного юридического лица и государственная регистрация прекращения юридических лиц, которые прекращаются в результате слияния. Прекращение считается завершенным с даты государственной регистрации прекращения юридических лиц, которые прекращаются в результате слияния.

4. В случае преобразования юридических лиц осуществляется государственная регистрация прекращения юридического лица, которое прекращается в результате преобразования, и государственная регистрация вновь созданного юридического лица. Преобразование считается завершенным с даты государственной регистрации вновь созданного юридического лица.

5. В случае разделения юридических лиц осуществляется государственная регистрация вновь созданных юридических лиц и государственная регистрация прекращения юридического лица, которое прекращается в результате разделения. Разделение считается завершенным с даты государственной регистрации прекращения юридического лица, которое прекращается в результате разделения.

6. В случае присоединения юридических лиц осуществляется государственная регистрация прекращения юридических лиц, которые прекращаются в результате присоединения, и государственная регистрация изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, о правопреемстве юридического лица, к которому присоединяются. Присоединение считается завершенным с даты государственной регистрации изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, о правопреемстве юридического лица, к которому присоединяются.

7. Физическое лицо-предприниматель лишается статуса предпринимателя с даты внесения в Единый государственный реестр записи о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности этим физическим лицом.

8. Представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности подлежат регистрации в порядке, определенном Законом Украины "О внешнеэкономической деятельности".

Раздел II Органы государственной регистрации

Статья 5. Система органов государственной регистрации

1. Систему органов в сфере государственной регистрации составляют:

1) Министерство юстиции Украины;

2) другие субъекты государственной регистрации.

2. К полномочиям Министерства юстиции Украины в сфере государственной регистрации относятся:

1) формирование государственной политики в сфере государственной регистрации;

2) нормативно-правовое, методологическое и информационное обеспечение в сфере государственной регистрации;

3) координация деятельности в сфере государственной регистрации общественных формирований;

4) контроль за деятельностью в сфере государственной регистрации;

5) осуществление полномочий держателя Единого государственного реестра;

6) определение технического администратора;

7) обеспечение предоставления доступа государственным регистраторам в Единый государственный реестр и принятие решений о блокировании и аннулировании такого доступа в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

8) рассмотрение жалоб на решения, действия или бездействие государственных регистраторов, субъектов государственной регистрации, территориальных органов Министерства юстиции Украины и принятие обязательных к исполнению субъектами государственной регистрации решений, предусмотренных настоящим Законом;

9) составление протоколов об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях;

10) взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления, организациями по вопросам государственной регистрации;

11) государственная регистрация политических партий, всеукраинских профсоюзов, их объединений, всеукраинских объединений организаций работодателей, обособленных подразделений иностранных неправительственных организаций, представительств, филиалов иностранных благотворительных организаций, постоянно действующих третейских судов, учредителями которых являются всеукраинские общественные организации, всеукраинских творческих союзов и их символики;

12) предоставление выписок и информационных справок в бумажной форме для проставления апостиля и проставления на них апостиля;

13) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами.

3. К полномочиям других субъектов государственной регистрации относятся:

1) обеспечение:

приема документов, представленных для государственной регистрации;

государственной регистрации и проведения других регистрационных действий;

ведения Единого государственного реестра и предоставления сведений из него;

ведения регистрационных дел;

2) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами.

Аккредитованные субъекты могут осуществлять все полномочия, определенные в этой части, или осуществлять полномочия по обеспечению принятия и выдачи документов в сфере государственной регистрации на основании договора с другим субъектом государственной регистрации и/или нотариусом.

Статья 6. Государственный регистратор

1. Государственным регистратором может быть гражданин Украины, который имеет высшее образование, отвечающее квалификационным требованиям, определенным Министерством юстиции Украины, и находится в трудовых отношениях с субъектом государственной регистрации (кроме нотариусов) и нотариус.

2. Государственный регистратор:

1) принимает документы;

2) проверяет документы на наличие оснований для приостановления рассмотрения документов;

3) проверяет документы на наличие оснований для отказа в государственной регистрации;

4) проводит регистрационное действие (в том числе с учетом принципа молчаливого согласия) при отсутствии оснований для приостановления рассмотрения документов и отказа в государственной регистрации путем внесения записи в Единый государственный реестр;

5) ведет Единый государственный реестр;

6) ведет регистрационные дела;

7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.

3. Государственный регистратор при проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя в связи с его смертью или объявлением его умершим, а также при государственной регистрации изменений, связанных с изменением состава учредителей (участников) юридического лица в связи со смертью или объявлением умершим соответствующего учредителя (участника), обязательно использует сведения Государственного реестра актов гражданского состояния граждан путем непосредственного доступа к нему.

Информация из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан, полученная государственным регистратором, остается в соответствующем регистрационном деле.

Пользование Государственным реестром актов гражданского состояния граждан осуществляется непосредственно государственным регистратором, который проводит соответствующую государственную регистрацию.

4. Государственный регистратор не имеет права проводить регистрационные действия в отношении субъекта государственной регистрации, с которым государственный регистратор находится в трудовых отношениях или учредителем (участником) которого он является. В таком случае государственная регистрация проводится другим государственным регистратором.

Государственный регистратор не имеет права проводить регистрационные действия в отношении себя, своего супруга или своей жены, его (ее) и своих родственников (родителей, детей, внуков, деда, бабки, братьев, сестер), а также юридических лиц, учредителем (участником) которых он есть. В таком случае государственная регистрация проводится другим государственным регистратором соответствующего субъекта государственной регистрации.

5. Вмешательство любых органов, их должностных лиц, граждан, юридических лиц и общественных формирований, не имеющих статуса юридического лица, в деятельность государственного регистратора при проведении регистрационных действий, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом, запрещается и влечет за собой ответственность по закону.

6. В случае вооруженного конфликта, временной оккупации, проведения антитеррористической операции Министерство юстиции Украины может принять решение о временном блокировании доступа в Единый государственный реестр государственных регистраторов, действующих на соответствующей территории (нотариальном округе).

Раздел III Единый государственный реестр и портал электронных сервисов

Статья 7. Единый государственный реестр

1. Единый государственный реестр создается с целью обеспечения государственных органов и органов местного самоуправления, а также участников гражданского оборота достоверной информацией о юридических лицах, общественных формированиях, не имеющих статуса юридического лица, и физических лицах-предпринимателях из Единого государственного реестра.

2. Единый государственный реестр ведется на государственном языке с использованием программного обеспечения, разработанного в соответствии с государственными стандартами, что обеспечивает его совместимость и взаимодействие с другими информационными системами и сетями, которые составляют информационный ресурс государства.

3. Программное обеспечение Единого государственного реестра должно обеспечивать:

1) автоматизацию процесса государственной регистрации и других регистрационных действий и воспроизведения его процедур;

2) заполнение и печать формы заявления о государственной регистрации;

3) идентификацию заявителей, подающих документы для государственной регистрации в электронной форме, с использованием электронной цифровой подписи и альтернативных электронной цифровой подписи средств идентификации таких заявителей;

4) государственную регистрацию по принципу экстерриториальности;

5) контроль за полнотой внесения записей в Единый государственный реестр и проведением регистрационных действий;

6) поиск взаимосвязей между юридическими лицами и их учредителями (участниками), конечными бенефициарными собственниками (контролерами), в том числе конечными бенефициарными собственниками (контролерами) учредителя, руководителями юридических лиц, визуализацию всех прямых и косвенных связей;

7) ведение регистрационных дел в электронной форме и создание их электронного архива;

8) передачу государственным органам сведений из Единого государственного реестра в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

9) информационное взаимодействие между Единым государственным реестром и информационными системами государственных органов;

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.