Недействующая редакция. Принята: 13.01.2011 / Вступила в силу: 09.05.2011

Недействующая редакция, не действует с 05.06.2011 г.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 18 февраля 1992 года №2135-XII

Об оперативно-розыскной деятельности

(по состоянию на 13 января 2011 года)

Статья 1. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачей оперативно-розыскной деятельности являются поиск и фиксация фактических данных о противоправных деяниях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины", разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и организаций с целью пресечения правонарушений и в интересах уголовного судопроизводства, а также получения информации в интересах безопасности граждан, общества и государства.

Статья 2. Понятие оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность - это система гласных и негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мер, осуществляемых с применением оперативных и оперативно-технических средств.

Статья 3. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Украины, настоящий Закон, Уголовный, и Уголовно-процессуальный, кодексы Украины, законы Украины "О прокуратуре""О милиции", "О службе безопасности", "О Государственной пограничной службе Украины", "О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины", "О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц", "О статусе судей", "Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве""О государственной защите работников суда и правоохранительных органов",  другие  законодательные акты и международно-правовые соглашения и договоры, участником которых является Украина.

Статья 4. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека, взаимодействия с органами управления и населением.

Статья 5. Подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями:

Министерства внутренних дел Украины - уголовной, транспортной и специальной милицией, специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью, судебной милицией.

Службы безопасности Украины - контрразведкой, военной контрразведкой, защиты национальной государственности, специальными подразделениями по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, оперативно-техническими, внутренней безопасности, оперативного документирования, борьбы с терроризмом и защиты участников уголовного судопроизводства и работников правоохранительных органов;

Службы внешней разведки Украины - агентурной разведки, оперативно-техническими, личной безопасности;

Государственной пограничной службы Украины - разведывательным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы (агентурной разведки, оперативно-техническим, личной безопасности), оперативно-розыскными подразделениями соответственно специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы и его территориальных органов, подразделениями по охране государственной границы органов охраны государственной границы и Морской охраны, обеспечения внутренней безопасности, обеспечения собственной безопасности, оперативного документирования и оперативно-техническими;

управления государственной охраны - подразделением оперативного обеспечения охраны исключительно с целью обеспечения безопасности лиц и объектов, в отношении которых осуществляется государственная охрана;

органов государственной налоговой службы - оперативными подразделениями налоговой милиции;

органов и учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов Государственной уголовно-исполнительной службы Украины;

разведывательного органа Министерства обороны Украиныоперативными, оперативно-техническими, личной безопасности.

Проведение оперативно-розыскной деятельности другими подразделениями указанных органов, подразделениями других министерств, ведомств, общественными, частными организациями и лицами запрещается.

Статья 5-1. Международное сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности

Сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности между министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, государственными органами, в состав которых входят оперативные подразделения, определенные в статье 5 этого Закона, и правоохранительными и специальными службами других государств, имеющих в своем составе соответствующие подразделения, а также с международными правоохранительными организациями осуществляется в соответствии с законодательством Украины, международными договорами Украины, а также учредительными актами и правилами международных правоохранительных организаций, членом которых является Украина.

Статья 6. Основания для проведения оперативно-розыскной деятельности

Основаниями для проведения оперативно-розыскной деятельности является:

1) наличие достаточной информации, полученной в установленном законом порядке, которая требует проверки с помощью оперативно-розыскных мер и средств, о:

- преступлениях, которые готовятся или совершены неустановленными лицами;

- лицах, готовящих или совершивших преступление;

- лицах, скрывающихся от органов расследования, суда или уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

- лицах безвестно отсутствующих;

- разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц против Украины;

- реальной угрозе жизни, здоровью, жилищу, имуществу работников суда и правоохранительных органов в связи с их служебной деятельностью, а также лицам, участвующим в уголовном судопроизводстве, членам их семей и близким родственникам, с целью создания необходимых условий для надлежащего отправления правосудия; сотрудников разведывательных органов Украины в связи со служебной деятельностью этих лиц, их близких родственников, а также лиц, конфиденциально сотрудничающих или сотрудничавших с разведывательными органами Украины, и членов их семей с целью надлежащего осуществления разведывательной деятельности.

2) запросы полномочных государственных органов, учреждений и организаций о проверке лиц в связи с их допуском к государственной, тайне и к работе с ядерными материалами и на ядерных установках;

3) необходимость в получении разведывательной информации в интересах безопасности общества и государства;

4) наличие обобщенных материалов центрального органа исполнительной власти со специальным статусом по вопросам финансового мониторинга, полученных в установленном законом порядке.

Указанные основания могут содержаться в заявлениях, сообщениях граждан, должностных лиц, общественных организаций, средств массовой информации, в письменных поручениях и постановлениях следователя, указаниях прокурора, определениях суда по уголовным делам, которые находятся в его производстве, материалах органов дознания, других правоохранительных органов, в запросах и сообщениях правоохранительных органов других государств и международных правоохранительных организаций, а также запросах полномочных государственных органов, учреждений и организаций, определенных Кабинетом Министров Украины, о проверке лиц в связи с их допуском к государственной, военной и служебной тайне.

Запрещается принимать решение о проведении оперативно-розыскных мер при отсутствии оснований, предусмотренных в настоящей статье.

Статья 7. Обязанности подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны:

1) в пределах своих полномочий в соответствии с законами, составляющими правовую основу оперативно-розыскной деятельности, применять необходимые оперативно-розыскные меры по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений и выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, осуществлять профилактику правонарушений;

2) выполнять письменные поручения следователя, указания прокурора, определения суда и запросы полномочных государственных органов, учреждений и организаций о проведении оперативно-розыскных мер;

3) выполнять в пределах своей компетенции запросы правоохранительных органов других государств или международных правоохранительных организаций в соответствии с законодательством Украины, международными договорами Украины, а также учредительными актами и правилами международных правоохранительных организаций, членом которых является Украина;

4) информировать соответствующие государственные органы об известных им фактах и данных, свидетельствующих об угрозе безопасности общества и государства, а также о нарушениях законодательства, связанных со служебной деятельностью должностных лиц;

5) осуществлять взаимодействие между собой и другими правоохранительными органами, в том числе соответствующими органами иностранных государств и международных антитеррористических организаций с целью быстрого и полного раскрытия преступлений и разоблачения виновных;

6) обеспечить с привлечением других подразделений безопасность работников суда и правоохранительных органов, лиц, оказывающих помощь, содействующих оперативно-розыскной деятельности, лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников этих лиц;

Статья 8. Права подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Оперативным подразделениям для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности при наличии предусмотренных статьей 6 настоящего Закона оснований предоставляется право:

1) опрашивать лиц с их согласия, использовать их добровольную помощь;

2) производить контрольную и оперативную закупку и поставку товаров, предметов и веществ, в том числе запрещенных для оборота, у физических и юридических лиц независимо от форм собственности с целью выявления и документирования фактов противоправных деяний. Порядок проведения оперативной закупки и контролируемой поставки определяется нормативными актами Министерства внутренних дел Украины, налоговой милиции, Службы безопасности Украины, согласованными с Генеральной прокуратурой Украины и зарегистрированными в Министерстве юстиции Украины;

3) возбуждать в установленном законом порядке вопросы о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью или другими видами хозяйственной деятельности индивидуально, и принимать участие в их проведении;

4) ознакомляться с документами и данными, характеризующими деятельность предприятий, учреждений и организаций, изучать их, за счет средств, выделяемых на содержание подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, изготовлять копии с таких документов, по требованию руководителей предприятий, учреждений и организаций - исключительно на территории таких предприятий, учреждений и организаций, а с разрешения суда - истребовать документы и данные, характеризующие деятельность предприятий, учреждений, организаций, а также образ жизни отдельных лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступления, источник и размеры их доходов, с оставлением копий таких документов и описи изъятых документов лицам, у которых они истребованы, и обеспечением их сохранности и возвращения в установленном порядке. Изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных документов запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом;

5) проводить операции по захвату преступников, пресечению преступлений, разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц

6) посещать жилые и другие помещения с согласия их собственников или жильцов для выяснения обстоятельств совершенного или готовящегося преступления, а также собирать сведения о противоправной деятельности подозреваемых или лиц, в отношении которых производится проверка;

7) негласно выявлять и фиксировать следы тяжкого и особо тяжкого преступления, документы и другие предметы, которые могут быть доказательствами подготовки либо совершения такого преступления, или получать разведывательную информацию, в том числе путем проникновения оперативного работника в помещения, транспортные средства, на земельные участки;

8) осуществлять проникновение в преступную группу негласного работника оперативного подразделения или лица, сотрудничающего с последним, с сохранением в тайне достоверных данных об их личности.

О необходимости такого проникновения выносится постановление, которое утверждается начальником соответствующего органа

9) снимать информацию с каналов связи, применять другие технические средства получения информации;

10) контролировать путем отбора по отдельным признакам телеграфно-почтовые отправления;

11) осуществлять визуальное наблюдение в общественных местах с применением фото-, кино- и видеосъемки, оптических и радиоприборов, других технических средств;

12) иметь гласных и негласных штатных и внештатных работников;

13) устанавливать конфиденциальное сотрудничество с лицами на началах добровольности;

14) получать от юридических и физических лиц бесплатно или за вознаграждение информацию о готовящихся или совершенных преступлениях и угрозе безопасности общества и государства;

15) использовать с согласия администрации служебные помещения, транспортные средства и другое имущество предприятия, учреждения, организаций, а также с согласия лиц - принадлежащие им жилье, другие помещения, транспортные средства и имущество;

16) создавать в целях конспирации предприятия, организации, использовать документы, зашифровывающие лицо или ведомственную принадлежность работников, помещений и транспортных средств оперативных подразделений;

17) создавать и применять автоматизированные информационные системы;

18) применять средства физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие на основаниях и в порядке, установленных законами о милиции, Службе национальной безопасности, Государственной пограничной службе Украины, государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц;

19) обращаться в пределах своей компетенции с запросами в правоохранительные органы других государств и международных правоохранительных организаций в соответствии с законодательством Украины, международными договорами Украины, а также учредительными актами и правилами международных правоохранительных организаций, членом которых является Украина.

Негласное проникновение в жилище либо в другое владение лица, снятие информации с каналов связи, контроль за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной и другой корреспонденцией, применение иных технических средств получения информации производятся по решению суда, принятому по представлению руководителя соответствующего оперативного подразделения или его заместителя. О получении такого разрешения суда или об отказе в нем указанные лица сообщают прокурору в течение суток. Применение этих мер производится исключительно с целью предупредить преступление либо выяснить истину в ходе расследования уголовного дела, если иным способом получить информацию невозможно. По результатам осуществления указанных оперативно-розыскных мер составляется протокол с соответствующими приложениями, подлежащий использованию как источник доказательств в уголовном судопроизводстве.

Исключительно с целью получения разведывательной информации для обеспечения внешней безопасности Украины, предупреждения и пресечения террористических актов, разведывательно-подрывных посягательств специальных служб иностранных государств и иностранных организаций указанные меры могут осуществляться в порядке, согласованном с Генеральным прокурором Украины и Председателем Верховного Суда Украины.

Для выполнения отдельных поручений в ходе проведения оперативнорозыскной деятельности могут привлекаться работники других подразделений.

При выполнении задач оперативно-розыскной деятельности, связанной с пресечением правонарушений в сфере налогового законодательства, права, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются исключительно органам налоговой милиции в пределах их компетенции.

Координацию действий по реализации прав подразделений, которые проводят оперативно-розыскную деятельность с целью борьбы с терроризмом, осуществляет Служба безопасности Украины.

Разведывательным органам Украины предоставляются права, предусмотренные частью первой настоящей статьи, кроме пунктов 2, 3, 5, 6, а также пункта 7 в части негласного выявления и фиксирования следов тяжкого или особо тяжкого преступления, документов и иных предметов, которые могут быть доказательствами подготовки или совершения такого преступления.

Статья 9. Гарантии законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

В каждом случае наличия оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности заводится оперативно-розыскное дело. Постановление о заведении такого дела подлежит утверждению начальником органа внутренних дел или его уполномоченным заместителем, службы безопасности, Государственной пограничной службы Украины, охраны высших должностных лиц, Службы внешней разведки Украины, оперативного подразделения органа налоговой милиции, учреждения исполнения наказаний или следственного изолятора, разведывательного органа Министерства обороны Украины, разведывательного органа специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы.

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется Министерством внутренних дел Украины, Службой национальной безопасности Украины, Службой внешней разведки Украины, специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по делам охраны государственной границы, Управлением государственной охраны Украины, Государственной налоговой администрацией Украины, центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний, разведывательным органом Министерства обороны Украины.

На лицо, подозреваемое в подготовке или совершении преступления, скрывающееся от органов расследования, суда или уклоняющееся от отбывания уголовного наказания, пропавшее без вести, ведется только одно оперативно-розыскное дело. Без заведения оперативно-розыскного дела проведение оперативно-розыскных мер, кроме случая, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи, запрещается. О заведении оперативно-розыскного дела выносится постановление, которое утверждается начальником или уполномоченным заместителем начальника органа внутренних дел, службы безопасности, Государственной пограничной службы Украины, Управления государственной охраны Украины, разведывательного органа Министерства обороны Украины, Службы внешней разведки Украины, оперативного подразделения налоговой милиции, органа или учреждения исполнения наказаний или следственного изолятора. В постановлении указываются место и время его составления, должность лица, вынесшего постановление, его фамилия, основание и цель заведения оперативно-розыскного дела.

При проверке лиц в связи с допуском их к государственной тайне, а также к работе с ядерными материалами и на ядерных установках оперативно-розыскное дело не заводится. Такая проверка должна длиться не более одного месяца.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности не допускается нарушение прав и свобод человека и юридических лиц. Отдельные ограничения этих прав и свобод носят исключительный и временный характер и могут применяться только по решению суда в отношении лица, в действиях которого есть признаки тяжкого или особо тяжкого преступления и в случаях, предусмотренных законодательством Украины, с целью защиты прав и свобод других лиц, безопасности общества.

При наличии достаточных оснований разрешение на проведение оперативно-розыскной деятельности дает руководитель соответствующего оперативного подразделения, который несет ответственность за законность осуществляемых мер в соответствии с действующим законодательством.

При применении оперативно-розыскных мер работники оперативных подразделений обязаны учитывать их соответствие степени общественной опасности преступных посягательств и угрозе интересам общества и государства.

В случаях нарушения прав и свобод человека или юридических лиц в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также в случае, если причастность к правонарушению лица, в отношении которого осуществлялись оперативно-розыскные меры, не подтвердилась, Служба национальной безопасности Украины, Министерство внутренних дел Украины, специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по делам охраны государственной границы, Управление государственной охраны Украины, Государственная налоговая администрация Украины, центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний или разведывательный орган Министерства обороны Украины, разведывательный орган специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы, Служба внешней разведки Украины обязаны безотлагательно восстановить нарушенные права и возместить причиненный материальный и моральный ущерб в полном объеме.

Граждане Украины и другие лица имеют право в установленном законом порядке получить от органов, на которые возложено осуществление оперативно-розыскной деятельности, письменное объяснение по поводу ограничения их прав и свобод и обжаловать эти действия.

Запрещается передавать и разглашать сведения о мерах безопасности и защищаемых лицах, нераскрытых преступлениях либо такие, которые могут повредить следствию или интересам человека, безопасности Украины. Запрещается обнародовать или предоставлять собранные сведения, а также информацию касательно проведения или непроведения относительно определенного лица оперативно-разыскной деятельности до принятия решения по результатам такой деятельности. Вопрос обнародования или предоставления такой информации после принятия решения регулируется законом.

Подразделения, использующие автоматизированные информационные системы в оперативно-розыскной деятельности, должны обеспечить возможность выдавать данные о лице на запрос органов расследования, прокуратуры, суда. В местах хранения информации должна быть гарантирована ее достоверность и надежность охраны.

Полученные в результате оперативно-розыскной деятельности сведения, касающиеся личной жизни, чести, достоинства человека, если они не содержат информации о совершении запрещенных законом действий, хранению не подлежат и должны быть уничтожены. Сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, о подготовке к террористическим актам либо их совершении отдельными лицами и группами, хранятся до 5 лет.

Не подлежат передаче и разглашению результаты оперативно-розыскной деятельности, которые в соответствии с законодательством Украины представляют государственную тайну, а также сведения, касающиеся личной жизни, чести, достоинства человека. За передачу и разглашение этих сведений работники оперативных подразделений, а также лица, которым эти сведения были доверены при осуществлении оперативно-розыскной деятельности или стали известны по службе или работе, подлежат ответственности согласно действующему законодательству, кроме случаев разглашения информации о незаконных действиях, нарушающих права человека.

Оперативно-розыскные меры, связанные с временным ограничением прав человека, проводятся с целью предотвращения тяжких и особо тяжких преступлений, их пресечения и раскрытия, розыска лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания или пропавших без вести, защиты жизни, здоровья, жилища и имущества работников суда и правоохранительных органов и лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, пресечения разведывательно-подрывной деятельности против Украины. В случае оперативной необходимости неотложного осуществления этих мер оперативно-розыскные подразделения обязаны в течение 24 часов сообщить суду или прокурору о применении и основаниях для их проведения.

Визуальное наблюдение может проводиться с целью установления данных о лице и о его связях в случае, когда имеются факты, подтверждающие, что им готовится или совершено тяжкое преступление, для получения сведений, указывающих на признаки такого преступления, а также для обеспечения безопасности работников суда и правоохранительных органов и лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников этих лиц.

Для получения информации запрещается применять технические средства, психотропные, химические и другие вещества, угнетающие волю или причиняющие вред здоровью людей и окружающей среде.

Статья 9-1. Сроки ведения оперативно-розыскных дел

Ведение оперативно-розыскных дел осуществляется:

1) в отношении неустановленных лиц, готовящих или совершивших преступление, а также лиц, скрывающихся от органов расследования, суда или уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, - до их установления или розыска, но не более сроков давности привлечения к уголовной ответственности либо сроков давности исполнения обвинительного приговора;

2) в отношении лиц в связи с расследованием относительно их уголовного дела - до вступления в законную силу вынесенного в отношении их приговора, до вынесения постановления суда о закрытии дела, определения (постановления) суда о применении мер медицинского либо воспитательного характера или до закрытия уголовного дела судом, прокурором, следователем, органом дознания;

3) в отношении лиц безвестно отсутствующих - до их розыска или до вступления в законную силу решения суда о признании их безвестно отсутствующими или об объявлении их умершими;

4) в отношении лиц, по которым имеются данные об участии в подготовке или совершении преступления, - до шести месяцев;

5) по осуществлению разведывательных мероприятий в интересах безопасности общества и государства - до завершения разведывательных мероприятий или исчерпания возможностей для их осуществления;

6) в отношении лиц, о которых имеются данные об их участии или причастности к террористической деятельности, террористической группе либо террористической организации, а равно к материальному, организационному либо другому содействию созданию террористической группы либо террористической организации, - до 5 лет.

При наличии данных, полученных в ходе ведения оперативно-розыскного дела, об участии лица в подготовке или совершении тяжкого и особо тяжкого преступления срок ведения дела может быть продлен до 12 месяцев начальниками главных, самостоятельных управлений Министерства внутренних дел Украины, Центрального управления Службы безопасности Украины, главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Украины и налоговой милиции Государственной налоговой администрации Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, региональных органов и органов военной контрразведки Службы безопасности Украины, разведывательного органа специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы территориальных органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы, Председателем Государственной пограничной службы Украины, Председателем Службы внешней разведки Украины, руководителем разведывательного органа Министерства обороны Украины или их заместителями.

Дальнейшее продление срока ведения оперативно-розыскного дела, но не более чем до 18 месяцев, может быть осуществлено Министром внутренних дел Украины, Председателем Службы безопасности Украины, первым заместителем Председателя Государственной налоговой администрации Украины - начальником налоговой милиции, а также Председателем Государственной пограничной службы Украины, Председателем Службы внешней разведки Украины, руководителем разведывательного органа Министерства обороны Украины и начальником Управления государственной охраны Украины.

Продление сроков ведения оперативно-розыскных дел в отношении иностранцев и лиц без гражданства, подозреваемых в разведывательно-подрывной деятельности, подготовке или совершении террористического акта против Украины, свыше 18 месяцев осуществляет Председатель Службы безопасности Украины, Председатель Службы внешней разведки Украины, Председатель Государственной пограничной службы Украины, руководитель разведывательного органа Министерства обороны Украины по согласованию с Генеральным прокурором Украины.

Исчисление срока ведения оперативно-розыскного дела начинается со дня утверждения начальником соответствующего органа или его заместителем постановления о заведении дела и заканчивается в день утверждения постановления о закрытии оперативно-розыскного дела.

Исчисление срока может прекращаться, если лицо, в отношении которого заведено оперативно-розыскное дело, временно выбыло за пределы Украины или тяжело заболело и возможность проводить в отношении его оперативно-розыскную деятельность отсутствует.

О прекращении и возобновлении исчисления срока ведения оперативно-розыскного дела выносится мотивированное постановление, которое утверждается начальником соответствующего органа или его заместителем.

Статья 9-2. Закрытие оперативно-розыскных дел

Оперативно-розыскное дело должно быть закрыто в случае:

1) розыска лица, скрывавшегося от органов расследования, суда, уклонявшегося от отбывания уголовного наказания, а также лица, безвестно отсутствующего;

2) вступления в законную силу приговора, постановления или определения суда;

3) закрытия уголовного дела судом, прокурором, следователем или органом дознания;

4) завершения выполнения разведывательных, контрразведывательных мероприятий или исчерпания возможностей для их осуществления;

5) опровержения в установленном порядке материалов о преступной деятельности лица;

6) выезда лица на постоянное место жительства за пределы Украины, если невозможно проведение в отношении его оперативно-розыскных мер;

7) неустановления в предусмотренные настоящим Законом сроки данных, указывающих на признаки преступления в действиях лица;

8) выявления прокурором незаконно заведенного дела в случае выполнения по нему оперативно-розыскных мер;

9) смерти лица, в отношении которого заведено оперативно-розыскное дело.

О закрытии оперативно-розыскного дела составляется мотивированное постановление, которое утверждает должностное или служебное лицо, которому согласно статье 9 настоящего Закона предоставлено право утверждать постановление о заведении соответствующего оперативно-розыскного дела. Если по такому делу осуществлялись оперативно-розыскные меры по решению суда, уведомление о его закрытии направляется в суд в трехсуточный срок.

Сроки хранения закрытых оперативно-розыскных дел устанавливаются в соответствии с законодательством Украины.

Статья 10. Использование материалов оперативно-розыскной деятельности

Материалы оперативно-розыскной деятельности используются:

1) как поводы и основания для возбуждения уголовного дела или проведения неотложных следственных действий;

2) для получения фактических данных, которые могут служить доказательствами в уголовном деле;

3) для предупреждения, пресечения и расследования преступлений, разведывательно-подрывных посягательств против Украины, розыска преступников и лиц, пропавших без вести;

4) для обеспечения безопасности работников суда, правоохранительных органов и лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников, а также сотрудников разведывательных органов Украины и их близких родственников, лиц, конфиденциально сотрудничающих или сотрудничавших с разведывательными органами Украины, и членов их семей;

5) для взаимного информирования подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и других правоохранительных органов;

6) для информирования государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Статья 11. Содействие осуществлению оперативно-розыскной деятельности

Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности обязаны содействовать оперативным подразделениям в решении задач оперативно-розыскной деятельности.

По желанию лиц их сотрудничество с оперативным подразделением может быть оформлено письменным соглашением с гарантированием конфиденциальности сотрудничества. Соглашение о содействии оперативным подразделениям в оперативно-розыскной деятельности может быть заключено с дееспособным лицом. Порядок заключения соглашения определяется Кабинетом Министров Украины.

Лица, привлекаемые к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности, обязаны хранить тайну, ставшую им известной. Разглашение этой тайны влечет ответственность по действующему законодательству, кроме случаев разглашения информации о незаконных действиях, нарушающих права человека.

Запрещается привлекать к выполнению оперативно-розыскных задач медицинских работников, священнослужителей, адвокатов, если лицо, в отношении которого они должны осуществлять оперативно-розыскные меры, является их пациентом или клиентом.

Статья 12. Социальная и правовая защита работников оперативных подразделений

На работников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии правовой и социальной защиты, предусмотренные законами Украины об этих органах.

Работникам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, предоставляются дополнительные льготы по вопросам социально-бытового и финансового обеспечения в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

При наличии данных об угрозе жизни, здоровью или имуществу работника и его близких родственников в связи с осуществлением им оперативно-розыскной деятельности в интересах безопасности Украины, или по раскрытию тяжкого и особо тяжкого преступления, или разоблачению организованной преступной группы оперативное подразделение обязано принять специальные меры для обеспечения их безопасности - изменение данных о лице, перемена места жительства, работы и учебы, других данных в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.

Не несет ответственности работник оперативного подразделения который нанес вред правам, свободам человека, интересам государства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, находясь в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или профессионального риска, а также в связи с задержанием лица, в действиях которого имеются признаки преступления.

Статья 13. Социальная и правовая защита лица, привлекаемого к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности

Лицо, привлекаемое к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности, находится под защитой государства.

Сотрудничество лица с оперативным подразделением засчитывается в его общий трудовой стаж в случае заключения с ним трудового соглашения. Если в связи с исполнением таким лицом задач оперативнорозыскной деятельности наступила его инвалидность или смерть, на него распространяются льготы, предусмотренные в таких случаях для работников оперативных подразделений.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью или имуществу лица, привлекаемого к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности, его защита обеспечивается в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 12 настоящего Закона.

Статья 14. Надзор за соблюдением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности

Надзор за соблюдением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности осуществляется Генеральным прокурором Украины, его заместителями, прокурорами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и приравненными к ним прокурорами и их заместителями, а также уполномоченными приказом Генерального прокурора Украины начальниками и прокурорами управлений, отделов Генеральной прокуратуры Украины и прокуратур Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.

Прокурор в пределах своей компетенции:

1) беспрепятственно входит во все помещения органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность;

2) требует для проверки распоряжения, инструкции, приказы и иные акты по оперативно-розыскной деятельности, оперативно-розыскные дела, регистрационные, учетные, отчетные, статистические, аналитические документы и другие сведения по осуществлению оперативно-розыскных мер;

3) поручает руководителям соответствующих органов проведение в подведомственных им подразделениях проверок с целью устранения нарушений закона;

4) дает письменные указания о проведении оперативно-розыскных мер в интересах уголовного судопроизводства, о розыске лиц, безвестно отсутствующих;

5) дает согласие на продление срока проведения оперативно-розыскной деятельности;

6) получает объяснения о нарушениях требований закона от должностных лиц органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность;

7) проверяет жалобы на нарушения законов органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность, с ознакомлением в необходимых случаях с оперативно-розыскными материалами;

8) отменяет незаконные постановления о заведении или закрытии оперативно-розыскного дела, приостановлении или возобновлении оперативно-розыскной деятельности либо о других решениях, противоречащих закону;

9) принимает меры по устранению нарушений законности при проведении оперативно-розыскной деятельности и по привлечению виновных к установленной законом ответственности;

10) опротестовывает незаконное постановление суда о разрешении или отказе на проведение оперативно-розыскных мер. Принесение протеста приостанавливает проведение оперативно-розыскных мер, разрешение на которые дано судом.

Сведения о лицах, конфиденциально сотрудничающих или сотрудничавших с разведывательным органом Украины, принадлежность конкретных лиц к кадровому составу разведывательных органов, а также "формы, методы и средства разведывательной деятельности и организационно-штатная структура разведывательных органов к предмету прокурорского надзора не относятся.

 

Президент Украины Л.КРАВЧУК

 

Старая редакция
Перейти к действующей редакции

Статья 1. Задачи оперативно-розыскной деятельности Статья 2. Понятие оперативно-розыскной деятельности Статья 3. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности Статья 4. Принципы оперативно-розыскной деятельности Статья 5. Подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность Статья 5-1. Международное сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности Статья 6. Основания для проведения оперативно-розыскной деятельности Статья 7. Обязанности подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Статья 8. Права подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Статья 9. Гарантии законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности Статья 9-1. Сроки ведения оперативно-розыскных дел Статья 9-2. Закрытие оперативно-розыскных дел Статья 10. Использование материалов оперативно-розыскной деятельности Статья 11. Содействие осуществлению оперативно-розыскной деятельности Статья 12. Социальная и правовая защита работников оперативных подразделений Статья 13. Социальная и правовая защита лица, привлекаемого к выполнению задач оперативно-розыскной деятельности Статья 14. Надзор за соблюдением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности