Дата обновления БД:
24.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
138 / 321
Всего документов в БД:
133172
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 27 декабря 2012 года №320
О деятельности полиции и статусе полицейского
(В редакции Законов Республики Молдова от 29.05.2015 г. №124, 28.04.2016 г. №87, 17.06.2016 г. №134, 21.07.2016 г. №135, 28.07.2016 г. №201)
Парламент принимает настоящий органический закон.
Глава I Общие положения
Статья 1. Предмет и сфера регулирования
(1) Настоящий закон устанавливает правовую основу и принципы деятельности, порядок организации и функционирования, функции, полномочия и обязанности полиции, ее финансирование и материально-техническое обеспечение, а также статус полицейского.
(2) Положения настоящего закона применяются к полицейским - зачисленным на службу в полицию лицам, которые наделены правами и обязанностями для осуществления функций полиции и которым присвоены специальные звания в соответствии с настоящим законом.
Статья 2. Полиция
Полиция является специализированным публичным учреждением государства в подчинении Министерства внутренних дел, предназначенным для защиты прав и основных свобод человека посредством деятельности по поддержанию, обеспечению и восстановлению общественного порядка и безопасности, по предупреждению, расследованию и раскрытию преступлений и правонарушений.
Статья 3. Правовая основа
Полиция осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией Республики Молдова, настоящим законом и другими действующими нормативными актами, международными договорами, стороной которых является Республика Молдова.
Статья 4. Принципы деятельности полиции
(1) Деятельность полиции осуществляется исключительно на основе и во исполнение закона, в интересах человека, сообщества и в поддержку учреждений государства, для защиты прав, основных свобод и достоинства человека, предусмотренных Всеобщей декларацией прав человека, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Европейским кодексом полицейской этики и другими международными документами, на принципах законности, соблюдения прав и основных свобод человека, беспристрастности и недискриминации, постоянного иерархического контроля, персональной ответственности и профессионализма, прозрачности, соблюдения государственной тайны и другой официальной информации ограниченного доступа.
(2) Полиция не применяет и не поощряет пытки, бесчеловечное либо унижающее достоинство обращение и не проявляет терпимости к ним.
(3) Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия допустимо только в строгом соответствии с законом и лишь в случае, когда ненасильственные методы не обеспечивают выполнение функций полиции.
Статья 5. Прозрачность деятельности полиции
(1) Без ущерба для законных интересов человека или сообщества полиция в предусмотренном законодательством порядке информирует органы центрального и местного публичного управления, а также население о своей деятельности. Начальник Генерального инспектората полиции раз в полугодие представляет через средства массовой информации отчет о проведенной работе, структура и формат которого утверждаются министром внутренних дел.
(2) По заявлению лица полиция обязана предоставить ему содержащиеся в ее ведомственных регистрах, информационных системах и базах данных сведения о нем. Предоставление персональных данных, содержащихся в ведущихся полицией ведомственных регистрах, информационных системах и базах данных, другим лицам запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
(3) Полиция не может предоставлять или предавать огласке сведения, отнесенные к государственной или коммерческой тайне, за исключением случаев, предусмотренных законом. Не подлежат разглашению сведения, которые могут нанести ущерб чести, достоинству или безопасности лица, законным интересам физических и юридических лиц, затруднить предупреждение и расследование преступлений или правонарушений либо способствовать их совершению.
(4) Полиция не предоставляет сведений, которые могут нарушить презумпцию невиновности, нормы полицейской этики, интересы безопасности человека, общества или государства.
Статья 6. Сотрудничество полиции с органами центрального и местного публичного управления, средствами массовой информации, гражданским обществом и международными организациями
(1) Полиция сотрудничает с другими правоохранительными органами в порядке, установленном законодательством и нормативными актами Министерства внутренних дел и Генерального инспектората полиции.
(2) Полиция сотрудничает с органами центрального и местного публичного управления в целях реализации своих функций, положений национальных программных документов в области предупреждения и борьбы с преступностью, поддержания общественного порядка и безопасности, привлекая к этой деятельности также гражданское общество.
(3) Полиция сотрудничает с общественными объединениями и неправительственными организациями, со средствами массовой информации, а также с физическими и юридическими лицами в порядке, установленном законодательством и нормативными актами Министерства внутренних дел.
(4) Для выполнения возложенных на нее задач полиция сотрудничает с соответствующими органами других государств, а также с Международной организацией криминальной полиции (Интерпол), с другими международными полицейскими организациями, участвует в создании международных полицейских сил, предназначенных для образовательных целей, полицейской помощи и взаимодействия или для действий гуманитарного характера, в соответствии с международными договорами, стороной которых является Республика Молдова.
Статья 7. Полномочия министра внутренних дел в области деятельности полиции
Министр внутренних дел определяет стратегические направления деятельности полиции по выполнению Программы деятельности Правительства, разрабатывает и продвигает политику государства в деятельности полиции. Министр внутренних дел осуществляет следующие полномочия в области деятельности полиции:
a) вносит в Правительство проекты законов и постановлений Правительства, регулирующих деятельность полиции;
b) в соответствии с предусмотренной законодательством компетенцией вносит на утверждение Правительству программные документы в области деятельности полиции и обеспечивает контроль их выполнения;
c) обеспечивает внедрение международных договоров, стороной которых является Республика Молдова, в деятельность подразделений полиции;
d) по представлению начальника Генерального инспектората полиции назначает и освобождает от должности заместителя начальника Генерального инспектората полиции, начальников специализированных подразделений, начальника Управления полиции муниципия Кишинэу;
e) по представлению Главы Гагаузии, согласованному с Народным Собранием Гагаузии, назначает и освобождает от должности начальника Управления полиции АТО Гагаузия;
f) отменяет противоречащие действующему законодательству нормативные акты, утвержденные начальником Генерального инспектората полиции или руководителями подразделений полиции;
g) утверждает штатное расписание Генерального инспектората полиции, специализированных и территориальных подразделений;
h) обеспечивает разработку правовой основы деятельности полиции;
i) вносит в установленном порядке на рассмотрение уполномоченных органов проект годового бюджета полиции;
j) обеспечивает рассмотрение жалоб на действия полицейских и констатирует в их действиях отклонения от установленных норм;
k) организует профессиональную подготовку и переподготовку полицейских;
l) назначает и освобождает от должности полицейских подчиненных Министерству внутренних дел подразделений, не входящих в состав Генерального инспектората полиции и подчиненных ему подразделений;
m) присваивает специальные звания полицейским, предусмотренным пунктом l);
n) устанавливает единые требования организации делопроизводства в полиции;
o) организует согласно установленным нормам материально-техническое оснащение и производство закупок для нужд полиции;
p) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим законом и другими нормативными актами, касающимися деятельности полиции.
Статья 8. Контроль за деятельностью полиции
(1) Контроль за деятельностью полиции осуществляется Министерством внутренних дел, прокуратурой, другими органами публичного управления, национальными и международными организациями, обеспечивающими защиту прав и основных свобод человека, на основании и в пределах, предусмотренных законодательством и международными договорами, стороной которых является Республика Молдова.
(2) Контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на содержание полиции, осуществляется Министерством внутренних дел и другими уполномоченными на то органами.
Статья 9. Жалобы на действия полиции
(1) Лица вправе обжаловать действия полиции в предусмотренном законодательством порядке в Министерство внутренних дел, в иной орган, наделенный полномочиями контроля за деятельностью полиции, или в судебную инстанцию.
(2) Жалобы на действия полиции, поданные в Министерство внутренних дел, рассматриваются и разрешаются подчиненным Министерству внутренних дел специализированным подразделением.
Статья 10. Финансирование и материально-техническое обеспечение полиции
(1) Финансирование полиции осуществляется из государственного бюджета и других не запрещенных законом источников.
(2) Порядок и нормы материально-технического обеспечения полиции устанавливаются Правительством по предложению министра внутренних дел.
(3) Органы местного публичного управления могут финансировать некоторые мероприятия территориальных подразделений полиции, связанные с обеспечением общественного порядка и безопасности на территории, из собственных бюджетов.
Глава II Организация и функционирование Полиции
Статья 11. Виды и структура полиции
(1) Полиция состоит из Полиции по борьбе с преступностью и Полиции общественного порядка, выполняющих следующие задачи:
а) Полиция по борьбе с преступностью (криминальная полиция) - обеспечение путем специальных розыскных мероприятий и уголовно-процессуальных действий, осуществляемых в соответствии с законодательством, предупреждения и борьбы с преступностью, установления и расследования преступлений, установления и в случае необходимости розыска лиц, их совершивших;
b) Полиция общественного порядка - поддержание, обеспечение и восстановление общественного порядка и безопасности, обеспечение безопасности людей, предупреждение преступлений и правонарушений, констатация правонарушений и применение наказаний за них в соответствии с законодательством.
(2) Полиция представляет собой единую централизованную систему, включающую:
a) Генеральный инспекторат полиции;
b) специализированные подразделения;
c) территориальные подразделения.
Недействующая редакция, не действует с 16 сентября 2016 года