Дата обновления БД:
25.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
145 / 323
Всего документов в БД:
133206
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 21 июля 1995 года №548-XIII
О Национальном банке Молдовы
(В редакции Законов Республики Молдова от 22.10.1996 г. №1009-XIII, 25.02.1998 г. №1554-XIII, 24.12.1998 г. №248-XIV, 30.04.1999 г. №378-XIV, 24.07.2003 г. №330, 06.05.2004 г. №136-XV, 21.07.2005 г. №154-XVI, 30.06.2006 г. №191-XVI, 28.07.2006 г. №268, 07.12.2006 г. №382-XVI, 07.12.2007 г. №273-XVI, 16.05.2008 г. №109-XVI, 17.12.2009 г. №108, 23.12.2009 г. №127-XVIII, 23.04.2010 г. №63, 19.12.2011 г. №181, 06.03.2012 г. №33, 07.03.2013 г. №31, 24.12.2013 г. №343, 19.07.2014 г. №108, 28.09.2014 г. №187, 30.07.2015 г. №147, 29.12.2015 г. №242)
Парламент принимает настоящий закон.
Глава I Общие положения
Статья 1. Правовой статус Национального банка Молдовы
(1) Национальный банк Молдовы (равнозначное наименование - Национальный банк) является центральным банком Республики Молдова.
(2) Национальный банк является самостоятельным публичным юридическим лицом и несет ответственность перед Парламентом.
(3) Национальный банк не подлежит внесению в Государственный регистр предприятий и Государственный регистр организаций.
(4) Национальный банк может по своему усмотрению открывать филиалы и представительства в стране и за ее пределами.
Статья 2. Используемые понятия
В настоящем законе используются следующие понятия:
Банк - финансовое учреждение, по роду своей деятельности принимающее от физических или юридических лиц депозиты или их эквиваленты, которые могут быть переведены посредством различных платежных инструментов, и использующее эти средства полностью или частично для предоставления кредитов или для инвестирования за свой счет и на свой риск.
Требование - требование к активам или любым другим ценностям, предъявляемое одним лицом другому, требование платежа в погашение задолженности или иных форм погашения обязательств.
Долговое обязательство - любой негоциируемый долговой или равнозначный ему инструмент, а также любой другой негоциируемый инструмент, который дает право получить другое негоциируемое долговое обязательство посредством подписки или обмена. Негоциируемые долговые обязательства могут существовать в виде сертификата или записи в бухгалтерском регистре.
Финансовое учреждение - юридическое лицо, по роду своей деятельности принимающее депозиты или их эквиваленты, которые не могут быть переведены посредством различных платежных инструментов, и использующее эти средства полностью или частично для предоставления кредитов или для инвестирования за свой счет и на свой риск.
Денежные обязательства - совокупность обязательств, отраженных в балансе Национального банка, за исключением обязательств перед Правительством и Международным валютным фондом.
Распоряжение - обязательная норма, изданная Национальным банком в целях исполнения настоящего закона, в отношении одного или нескольких финансовых учреждений, составляющих менее одной категории финансовых учреждений.
Базисная ставка - процентная ставка денежной политики, устанавливаемая Исполнительным комитетом и периодически публикуемая Национальным банком.
Рекомендация - предписание Национального банка, не имеющее обязательной силы.
Регламент - обязательная норма, изданная Национальным банком в целях исполнения настоящего закона, в отношении одной или нескольких категорий финансовых учреждений и других юридических и физических лиц.
(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 30.07.2015 г. №147)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Компетенция Национального банка
В компетенцию Национального банка входит:
а) заключение договоров и выпуск обязательств;
b) приобретение и распоряжение движимым и недвижимым имуществом в целях осуществления своих функций и обеспечения своей деятельности;
с) обращение с иском в суд и участие в процессе в качестве субъекта.
(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 30.07.2015 г. №147)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Основная задача
(1) Основной задачей Национального банка являются обеспечение и поддержание стабильности цен.
(2) Без ущерба для своей основной задачи Национальный банк развивает и поддерживает финансовую систему, основанную на рыночных принципах, и содействует общей экономической политике государства.
Статья 5. Основные функции
(1) Национальный банк осуществляет следующие основные функции:
а) определяет и осуществляет денежную и валютную политику государства;
b) действует как банкир и агент государства;
с) проводит экономический и денежный анализ и на его основе вносит Правительству свои предложения, доводит результаты анализа до сведения общественности;
d) лицензирует, осуществляет надзор и регулирование деятельности финансовых учреждений;
е) предоставляет кредиты банкам;
f) осуществляет надзор за системой платежей в республике и способствует стабильному и эффективному функционированию автоматизированной системы межбанковских платежей;
g) выступает как единственный эмиссионный орган национальной валюты;
h) устанавливает режим обменного курса национальной валюты;
i) хранит валютные резервы государства и управляет ими;
j) от имени Республики Молдова принимает на себя обязательства, выполняет операции, вытекающие из участия Республики Молдова в деятельности международных публичных организаций, в банковской, кредитной и денежной сферах в соответствии с условиями международных договоров;
k) составляет платежный баланс, международную инвестиционную позицию и разрабатывает статистику внешнего долга Республики Молдова;
l) осуществляет валютное регулирование на территории Республики Молдова;
m) лицензирует, осуществляет регулирование и надзор деятельности по предоставлению платежных услуг и деятельности по выпуску электронных денег.
(2) Национальный банк имеет право обрабатывать персональные данные, полученные при осуществлении функций, предусмотренных настоящим законом, без согласия на то субъектов персональных данных.
(3) Субъект персональных данных не имеет права возражать против обработки персональных данных, если таковая относится к функциям Национального банка, предусмотренным настоящим законом.
(4) Обработка персональных данных, полученных Национальным банком согласно настоящей статье, осуществляется в соответствии с положениями законодательства о защите персональных данных.
(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 07.03.2013 г. №31, 30.07.2015 г. №147, 29.12.2015 г. №242)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 6. Взаимодействие с государственными органами
(1) Национальный банк взаимодействует с Правительством в реализации своих задач и в соответствии с настоящим законом предпринимает необходимые меры для осуществления такого взаимодействия.
(2) Национальный банк по запросам экономических и финансовых органов Правительства предоставляет им информацию по денежным и финансовым вопросам. Указанные органы в свою очередь по запросам Национального банка предоставляют ему информацию по макроэкономическим, денежным или финансовым вопросам.
(3) Любой проект нормативного акта органа публичной власти, касающийся областей, относящихся к функциям Национального банка, принимается после получения заключения по нему Национального банка. Заключение должно быть представлено в течение не более 30 дней со дня его истребования.
(4) Национальный банк и члены его руководящих органов независимы в осуществлении своих функций, установленных настоящим законом, и не могут обращаться за указаниями и получать таковые от органов публичной власти или какого-либо иного органа. Органы публичной власти или какие-либо иные органы не будут пытаться оказывать влияние на членов руководящих органов Национального банка в осуществлении ими своих функций.
(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 30.07.2015 г. №147)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 7. Международное сотрудничество
(1) Национальный банк представляет Республику Молдова на межправительственных совещаниях, в советах и организациях по вопросам денежной политики, лицензирования банковской деятельности, по вопросам банковского контроля и другим, относящимся к его компетенции.
(1-1) Национальный банк вправе заключать соглашения о сотрудничестве и обмене информацией с органами, наделенными полномочиями по регулированию и надзору за финансово-банковским сектором других государств. Обмен информацией должен соответствовать исключительно цели выполнения задач, возложенных на соответствующие органы, а на сведения, предоставляемые Национальным банком, должны распространяться требования по сохранению профессиональной тайны, аналогичные предусмотренным статьей 36.
(2) Национальный банк может предоставлять банковские услуги иностранным правительственным, финансовым и банковским учреждениям, а также международным публичным организациям, в которых участвует Национальный банк или Республика Молдова.
(3) Национальный банк может участвовать в международных организациях, имеющих целью достижение финансовой и экономической стабильности путем международного сотрудничества.
(4) В пределах своих полномочий Национальный банк в качестве представителя Республики Молдова может принимать на себя обязательства и выполнять операции, связанные с участием Республики Молдова в международных организациях.
Недействующая редакция, не действует с 6 мая 2016 года