Недействующая редакция. Принята: 16.03.2015 / Вступила в силу: 25.03.2015

Недействующая редакция, не действует с 1 марта 2016 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 30 июня 2008 года №970

Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов

(В редакции Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2008 г. №1936, 30.12.2010 г. №1910, 21.02.2011 г. №222, 13.04.2011 г. №488, 13.04.2011 г. №493, 09.07.2013 г. №599, 04.10.2013 г. №885, 16.03.2015 г. №195)

В соответствии с абзацем четвертым статьи 9 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 года "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила автомобильных перевозок грузов.

2. Республиканским органам государственного управления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2008 г.

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Сидорский

Утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 года №970

Правила автомобильных перевозок грузов

Раздел I. Общие положения. Термины и их определения

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 14 августа 2007 года "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., №199, 2/1375).

2. Санитарно-гигиенический режим автомобильных перевозок и хранения пищевых и скоропортящихся грузов, включая сроки их реализации, устанавливается, кроме настоящих Правил, соответствующими нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

3. Порядок выполнения автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов устанавливается, кроме настоящих Правил, соответствующими нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

4. Контроль за выполнением настоящих Правил осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций, а также иными государственными органами, уполномоченными в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Глава 2. Термины и их определения

5. В настоящих Правилах используются следующие термины и их определения:

грузовое транспортное средство - транспортное средство, предназначенное для автомобильных перевозок грузов;

грузовое транспортное средство общего назначения - грузовое транспортное средство с бортовой платформой, которая не оборудована средствами самопогрузки-саморазгрузки или другими специальными средствами;

грузовой автомобиль-такси (грузовое такси) - грузовое транспортное средство, оборудованное таксометром, имеющее соответствующие отличительные знаки и используемое для автомобильных перевозок грузов физических лиц;

грузовой терминал - комплекс зданий, сооружений и технических средств, предназначенный для накопления, сортировки, контроля и последующей отправки грузов;

заказчик автомобильной перевозки - грузоотправитель, грузополучатель, экспедитор;

отправка - партия груза, отправляемая по одной товарно-транспортной накладной;

полуприцеп - прицеп, конструкция которого предназначена для использования с седельным тягачом и часть полной массы которого передается на седельный тягач через седельно-сцепное устройство;

седельный тягач - автомобиль, конструкция и оборудование которого предназначены для буксирования полуприцепа;

скоропортящиеся грузы - грузы, для сохранности которых при автомобильной перевозке требуется соблюдение специального температурного и санитарно-гигиенического режимов;

специализированное грузовое транспортное средство - грузовое транспортное средство, имеющее специализированный кузов, предназначенный для автомобильной перевозки определенных видов грузов;

техническое состояние грузового транспортного средства - совокупность свойств и параметров грузового транспортного средства, установленных техническими нормативными правовыми актами, определяющими возможность его применения по назначению;

универсальный контейнер - многократно используемая тара объемом не менее 1 куб. метра, предназначенная для автомобильных перевозок грузов без тары в первичной упаковке или облегченной таре.

6. Иные термины и их определения употребляются в значениях, установленных Законом Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках".

Раздел II. Общие условия выполнения автомобильных перевозок грузов

Глава 3. Порядок приема груза к автомобильной перевозке

7. Автомобильный перевозчик должен принимать груз к автомобильной перевозке на основании договора, заключенного с заказчиком автомобильных перевозок.

В зависимости от условий автомобильных перевозок между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки могут заключаться:

договор об автомобильной перевозке груза;

договор об организации автомобильных перевозок грузов по форме согласно приложению 1;

договор о фрахтовании для автомобильной перевозки грузов по форме согласно приложению 2.

8. По договору об автомобильной перевозке груза автомобильный перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю или уполномоченному на получение груза лицу, а заказчик автомобильной перевозки - оплатить автомобильную перевозку груза в установленном размере.

Заключение договора об автомобильной перевозке груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной или иного транспортного документа установленной формы. Неправильное составление товарно-транспортной накладной или ее утеря не влияют на действительность заключенного договора.

9. При необходимости выполнения систематических автомобильных перевозок грузов заказчик автомобильной перевозки может заключать с автомобильным перевозчиком договор об организации автомобильных перевозок грузов.

10. Автомобильная перевозка грузов с условием предоставления за плату всей или части вместимости одного или нескольких транспортных средств, пригодных для выполнения одного или нескольких рейсов по автомобильным перевозкам грузов, оформляется договором о фрахтовании для автомобильной перевозки грузов.

11. При наличии договора об организации автомобильных перевозок грузов заказчик автомобильной перевозки не позднее 48 часов до начала автомобильной перевозки представляет автомобильному перевозчику заявку на автомобильную перевозку груза (далее - заявка) к договору об организации автомобильных перевозок грузов по форме согласно приложению 1. По согласованию сторон заявка может быть на один день, неделю, декаду, месяц или иной срок, предусмотренный данным договором.

12. При необходимости выполнения разовых автомобильных перевозок грузов заказчик автомобильной перевозки должен заполнить разовый заказ на автомобильную перевозку груза (далее - разовый заказ) по примерной форме согласно приложению 3 и передать его автомобильному перевозчику не позднее 48 часов до начала автомобильной перевозки.

13. В случае необходимости изменений или дополнений согласованной заявки (разового заказа) заказчик автомобильной перевозки (автомобильный перевозчик) должен до 11 часов дня, предшествующего дню автомобильной перевозки, уведомить об этом другую сторону договора об автомобильной перевозке груза.

14. Автомобильный перевозчик может самостоятельно определять типы и количество грузовых транспортных средств, необходимых для выполнения условий названных в части второй пункта 7 настоящих Правил договоров, если иное не предусмотрено этими договорами.

15. Автомобильный перевозчик должен в срок, определенный в договоре об автомобильной перевозке груза, подать на погрузку грузовое транспортное средство, пригодное для автомобильной перевозки данного вида груза.

16. Пригодность грузового транспортного средства для автомобильной перевозки того или иного груза определяет грузоотправитель. Если грузоотправителя не удовлетворяет поданное автомобильным перевозчиком грузовое транспортное средство, то он должен составить акт о разногласиях между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки по форме согласно приложению 4 и передать его автомобильному перевозчику.

17. Автомобильный перевозчик должен перевозить груз по маршруту, определенному в договоре об автомобильной перевозке груза, договоре о фрахтовании для автомобильной перевозки грузов или договоре об организации автомобильных перевозок грузов.

Расстояние автомобильной перевозки груза определяется в соответствии с утвержденными Министерством транспорта и коммуникаций нормами расстояний, а в случае их отсутствия - согласно картам (атласам) автомобильных дорог (планам городов), в том числе на электронных носителях. При выполнении автомобильных перевозок грузов по регулярным маршрутам расстояние автомобильной перевозки груза может определяться на основании показаний спидометра, зафиксированных в акте о замере расстояний.

18. Автомобильный перевозчик должен выполнять междугородные внутриобластные и межобластные автомобильные перевозки грузов (далее - междугородные автомобильные перевозки), а также международные автомобильные перевозки грузов в сроки, установленные в соответствующем договоре сторон, определяемые на основании рекомендуемых сроков доставки грузов при междугородных автомобильных перевозках согласно приложению 5.

Срок доставки груза исчисляется с момента приема его к автомобильной перевозке.

При задержке грузового транспортного средства с грузом в пути уполномоченными контролирующими органами срок доставки груза увеличивается на время задержки. Представителем уполномоченного контролирующего органа делается отметка в путевом листе о задержке грузового транспортного средства с указанием причин и времени задержки. В случае, если это оговорено в соответствующем договоре, автомобильный перевозчик информирует грузоотправителя (грузополучателя) о задержке доставки груза.

19. Типы и параметры тары и упаковки, применяемых для автомобильной перевозки грузов, должны соответствовать требованиям технических нормативным правовых актов Республики Беларусь.

20. Груз, предъявленный грузоотправителем к автомобильной перевозке в состоянии, не соответствующем требованиям настоящих Правил и условиям соответствующего договора, считается не предъявленным к автомобильной перевозке.

21. Автомобильный перевозчик может отказаться принять груз к автомобильной перевозке в следующих случаях:

груз предъявлен в ненадлежащей таре или упаковке;

груз не соответствует принятому к исполнению заказу;

масса предъявленной партии груза превышает грузоподъемность грузового транспортного средства;

движение по автомобильным дорогам маршрута автомобильной перевозки временно прекращено или ограничено.

В указанных случаях заказчик автомобильной перевозки должен возместить автомобильному перевозчику понесенные им затраты на пробег грузового транспортного средства от места стоянки (подачи) до места погрузки и обратно.

22. Грузоотправитель (экспедитор) не должен предъявлять, а автомобильный перевозчик принимать груз к автомобильной перевозке в следующих случаях:

автомобильная перевозка такого груза запрещена законодательством Республики Беларусь;

грузы товарного характера (или грузы нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера) не оформлены товарно-транспортными накладными, за исключением случая, указанного в абзаце третьем пункта 23 настоящих Правил, или не имеют соответствующих сертификатов, а в случае создания товарно-транспортных накладных в виде электронных документов не оформлен грузоотправителем и не представлен реестр товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, по примерной форме согласно приложению 5-1. Данный реестр составляется грузоотправителем после передачи грузополучателю товарно-транспортных накладных в виде электронных документов и представления перевозчику на бумажном либо ином материальном носителе в форме, доступной и понятной для восприятия человеком (далее – материальный носитель), переданных грузополучателю товарно-транспортных накладных;

предъявленные к автомобильной перевозке грузы по своим свойствам не допускаются к совместной автомобильной перевозке на одном грузовом транспортном средстве;

груз создает угрозу безопасности дорожного движения, ограничивает водителю обзор, затрудняет управление грузовым транспортным средством и нарушает его устойчивость, закрывает внешние световые приборы, световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, создает шум, пылит, загрязняет дороги и окружающую среду.

Запрещается выполнение внутриреспубликанской автомобильной перевозки грузов товарного характера (или грузов нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера) без наличия у сопровождающего эти грузы лица оформленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь первого и третьего экземпляров товарно-транспортной накладной, а в случае создания товарно-транспортной накладной в виде электронного документа - без переданной грузоотправителем грузополучателю товарно-транспортной накладной в виде электронного документа, содержащейся на материальном носителе, реестра товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, и без нахождения таких накладных в системе электронного документооборота.

(В пункт 22 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 09.07.2013 г. №599, 16.03.2015 г. №195)

(см. предыдущую редакцию)

23. Без оформления товарно-транспортной накладной допускается выполнение автомобильной перевозки грузов:

нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, если по условиям соответствующего договора не требуется организовывать их учет путем замера, взвешивания, геодезического замера;

поступивших из-за пределов Республики Беларусь, до пункта разгрузки, указанного в транспортных документах грузоотправителя. В этом случае сопроводительными документами на груз являются авиационная накладная (AWB), составленная в соответствии с Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12 октября 1929 года, железнодорожная накладная (СМГС), предусмотренная Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 года, международная товарно-транспортная накладная "CMR" с приложением счета-фактуры (invoice) и других документов, оформленных грузоотправителем.

(Пункт 23 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2015 г. №195)

(см. предыдущую редакцию)

24. Сопровождение грузов может осуществляться автомобильным перевозчиком или заказчиком автомобильной перевозки согласно условиям соответствующего договора.

Заказчик обязан организовать сопровождение грузов в случаях, если необходимы:

соблюдение особых условий автомобильной перевозки (взрывчатые, сжатые и самовозгорающиеся вещества, сжатые и сжиженные газы; легковоспламеняющиеся жидкости (кроме жидких топлив), отравляющие сильнодействующие ядовитые вещества, едкие вещества);

особая охрана (драгоценные камни и металлы, ювелирные и художественные изделия, антиквариат, картины, скульптуры и другие произведения искусства);

уход в процессе автомобильной перевозки (животные, птицы, живая рыба и пчелы);

обязательное сопровождение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта в соответствии с актами законодательства.

(В пункт 24 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.10.2013 г. №885)
(см. предыдущую редакцию)

25. Автомобильный перевозчик может принять к автомобильной перевозке грузы с объявленной в заявке заказчиком автомобильной перевозки ценностью, если у него не вызывает сомнений ее величина. В противном случае он может привлечь экспертов и составить акт о реальной стоимости груза.

26. Заказчик автомобильной перевозки имеет право объявить ценность при предъявлении грузов к автомобильной перевозке.

27. Объявление заказчиком автомобильной перевозки ценности части груза, перевозимого по одной товарно-транспортной накладной, не допускается.

28. При приемке-выдаче грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, масса этих грузов должна быть определена и указана в товарно-транспортной накладной.

29. Тарные и штучные грузы могут быть приняты автомобильным перевозчиком к автомобильной перевозке только в том случае, если в товарно-транспортной накладной указаны масса грузов и количество грузовых мест.

30. Масса одного грузового места тарных и штучных грузов определяется грузоотправителем до предъявления его к автомобильной перевозке и указывается на маркировке. При автомобильной перевозке этих грузов общая масса всей партии грузов, перевозимой на одном грузовом транспортном средстве, определяется совместно грузоотправителем и автомобильным перевозчиком (их представителями) путем взвешивания на весах или подсчетом всех масс грузовых мест. Для отдельных видов грузов масса может определяться расчетным путем, по обмеру или объемной массе.

31. Грузоотправитель должен указать в товарно-транспортной накладной массу груза и способ ее определения, если масса определялась непрямым взвешиванием.

32. При автомобильной перевозке грузов в крытом грузовом транспортном средстве или его отдельных секциях, контейнерах или цистернах, опломбированных грузоотправителем, определение массы груза производится грузоотправителем.

33. Грузы, имеющие маркировочную массу "нетто" или "брутто", взвешиванию не подлежат. Автомобильный перевозчик при отсутствии нарушения целостности тары или упаковки принимает у грузоотправителя груз согласно массе, указанной на маркировке.

34. При предъявлении к автомобильной перевозке грузовых мест одного стандартного размера в один адрес грузоотправитель может не указывать массу каждого грузового места, за исключением случаев, когда государственными стандартами предусмотрено обязательное указание массы "брутто" и "нетто" при маркировке грузовых мест.

35. Масса груза нетоварного характера должна определяться путем взвешивания или на основе геодезического замера и указываться грузоотправителем в товарно-транспортной накладной.

36. При массовых автомобильных перевозках грунта грузоотправитель может определять его массу на основе геодезического замера.

37. При определении массы груза нетоварного характера путем взвешивания грузоотправитель должен выполнить контрольное взвешивание 5-10 автомобилей, после чего определить среднюю массу груза на одном автомобиле соответствующей марки.

38. Автомобильный перевозчик может потребовать от заказчика автомобильной перевозки дополнительной проверки массы перевозимого груза, если он сомневается в ее величине.

39. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи или повреждения при автомобильной перевозке, должны предъявляться грузоотправителем к автомобильной перевозке в исправной таре, соответствующей требованиям государственных стандартов или технических условий (номер сертификата соответствия тары должен указываться в товарно-транспортной накладной).

Грузоотправитель может по согласованию с автомобильным перевозчиком предъявлять грузы в иной исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность, за исключением бутылок, банок и другой стеклянной посуды (тары), которая должна предъявляться к автомобильной перевозке только в стандартных ящиках, предназначенных для соответствующего вида посуды.

40. Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к автомобильной перевозке груза автомобильным перевозчиком установлены дефекты, которые могут привести к утрате, порче или повреждению груза, грузоотправитель должен устранить дефекты или провести работы, обеспечивающие сохранность груза при автомобильной перевозке.

41. Масса одного места груза, предъявляемого грузоотправителем к автомобильной перевозке, не должна превышать грузоподъемности грузового транспортного средства.

42. Тара, обеспечивающая механизированную погрузку-разгрузку груза, должна иметь снизу планки, полозья или другие приспособления, позволяющие подвести под нее грузовые захваты погрузочной машины или специального грузоперемещающего устройства.

43. Домашние животные, мясо и мясные продукты, растения, фрукты, овощи, семена и другие подкарантинные материалы должны приниматься к автомобильной перевозке при наличии соответствующих ветеринарных свидетельств, разрешений или карантинных сертификатов, выдаваемых в установленном порядке.

44. Прием к автомобильной перевозке грузов в части, не предусмотренной настоящим разделом, производится в соответствии с разделом III настоящих Правил.

Глава 4. Порядок маркировки грузов

45. При подготовке грузов к автомобильной перевозке в таре, упаковке или мелкими партиями в адрес нескольких грузополучателей грузоотправитель должен замаркировать каждое грузовое место.

В маркировке должны быть указаны полное или сокращенное наименование грузополучателя, номер заказа, пункт назначения (при междугородных автомобильных перевозках), масса грузового места, а в случае необходимости - масса содержимого упаковки.

Данные сопроводительных документов на груз должны полностью соответствовать маркировке.

При необходимости соблюдения специальных условий погрузки (разгрузки), автомобильной перевозки или хранения груза грузоотправитель должен наносить специальную маркировку (манипуляционные знаки) в соответствии с межгосударственными стандартами.

Допускается применение предупредительных надписей, если специальной маркировкой (манипуляционными знаками) невозможно отразить способ обращения с грузом.

46. Маркировка может быть выполнена непосредственно на грузовом месте или на ярлыке, прикрепляемом к грузовому месту, а также на упаковке груза.

47. Маркировка может производиться окраской по шаблону, штамповкой, клеймением или специальными маркировочными машинами. В исключительных случаях допускается маркировка от руки.

Краска, используемая при маркировке, должна хорошо удерживаться на поверхности и быть устойчивой к воздействию влаги, солнца и другого.

48. Маркировочные ярлыки могут быть изготовлены из бумаги, картона, ткани, металла или пластмассы.

Поверхность ярлыков и надписи на них должны быть устойчивы к воздействию влаги и солнца.

49. Ярлыки из бумаги и картона должны быть приклеены к таре или прикреплены другим способом. Ярлыки из ткани должны быть пришиты, из фанеры, металла, пластмассы - прикреплены болтами, шурупами или гвоздями.

Прибивание ярлыков к фанерным, картонным и бумажным ящикам не допускается.

Разрешается прикреплять ярлыки проволокой к грузам, когда другой способ крепления невозможен.

50. При автомобильной перевозке металлических прутков, труб или других громоздких предметов, доставляемых в адрес нескольких грузополучателей, допускается производить маркировку концов этих предметов красной масляной краской.

51. Маркировка должна наноситься на:

ящики - на одну из боковых сторон;

мешки - на верхнюю часть у шва;

тюки - на одну из боковых поверхностей;

кипы - на торцовую поверхность (допускается на боковую поверхность);

бочки и барабаны - на днища, свободные от маркировки, характеризующей тару (допускается на корпус);

другие виды тары и на грузы, не упакованные в тару, - в наиболее удобных, хорошо просматриваемых местах.

52. При невозможности нанесения маркировки полностью на боковых или торцовых сторонах малогабаритных ящиков высотой 200 мм и менее допускается их маркировка на смежных стенках или на крышке.

53. Специальная маркировка (манипуляционные знаки) наносят на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары, кроме знаков "Место строповки", "Здесь поднимать тележкой запрещается" и "Центр тяжести", которые следует наносить на соответствующие места.

54. При автомобильной перевозке однородных грузов на одном грузовом транспортном средстве в адрес одного грузополучателя допускается нанесение маркировки не на все грузовые места, а не менее чем на четыре. В этих случаях замаркированные грузовые места укладываются маркировкой наружу:

в фургонах - у двери;

в открытом кузове грузового транспортного средства - в верхнем ярусе погрузки по два места у каждого продольного борта кузова.

55. При автомобильной перевозке грузов навалом, насыпью или наливом маркировка не производится.

56. Груз, выступающий за габариты грузового транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 метр или сбоку более чем на 0,4 метра от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

Глава 5. Порядок пломбирования грузов

57. Грузоотправитель должен опломбировать грузовое транспортное средство с кузовом типа "фургон", контейнеры и цистерны в адрес одного грузополучателя, а мелкоштучные товары, находящиеся в ящиках, коробках и другой таре, - опломбировать или обандеролить.

Факт пломбирования груза отмечается в товарно-транспортной накладной.

58. Для обеспечения сохранности груза, перевозимого по нескольким адресам, автомобильный перевозчик может устанавливать перегородки, разделяющие кузов на отдельные пломбируемые секции.

59. Груз, опломбированный грузоотправителем, выдается автомобильным перевозчиком грузополучателю без проверки массы, состояния груза и количества грузовых мест.

60. На пломбе грузоотправителя должны быть указаны его сокращенное наименование и установленные им контрольные знаки.

61. Пломбирование кузова не должно допускать возможности доступа к грузу и снятия пломбы с кузова грузового транспортного средства, контейнера, секции или отдельного грузового места без нарушения целостности пломбы.

62. Пломбирование должно производиться:

фургонов, контейнеров - на дверях;

цистерн - на крышке люка и сливного отверстия;

грузового места - на стыках окантовочных полос или других точках упаковки.

63. Перед пломбированием контейнеров обе дверные петли (накладки) должны быть укреплены закрутками из проволоки диаметром не менее 2 мм и длиной 250-260 мм.

Закручивание проволоки должно производиться специальной металлической пластинкой с двумя отверстиями диаметром 6-10 мм, расположенными на расстоянии 35 мм друг от друга.

Укрепление дверных петель или накладок проволочными закрутками должен осуществлять грузоотправитель.

64. Для пломбирования могут применяться пломбы с камерой или с двумя параллельными отверстиями, а также проволока диаметром не менее 0,6 мм.

65. Свинцовые пломбы должны быть навешены на проволоку, предварительно скрученную в две нити. Скручивание проволоки должно производиться из расчета четырех витков на сантиметр длины.

При навешивании полиэтиленовых пломб проволока может быть не скручена.

Навешивание свинцовых и полиэтиленовых пломб производится в соответствии со способами навешивания пломб согласно приложению 6.

66. Петля проволоки, образуемая при пломбировании между ушками дверной накладки (крышки колпака цистерны) и пломбой, должна быть не более 25 мм.

67. Пломба должна быть сжата тисками так, чтобы оттиски с обеих сторон были читаемы, а проволоку нельзя было извлечь из пломбы. После сжатия тисками каждая пломба должна быть тщательно осмотрена и в случае обнаружения дефекта заменена другой.

68. Бумажная лента, тесьма и другие материалы, применяемые для обандероливания грузов, должны быть без узлов и в каждом месте скрепления маркированы штампом или печатью грузоотправителя.

Обандероливание должно исключать доступ к грузу без нарушения целостности упаковки.

Глава 6. Порядок погрузки и разгрузки груза

69. Погрузка груза на грузовое транспортное средство, а также его закрепление, укрытие, увязка, разгрузка, снятие креплений, покрытий, закрытие и открытие бортов (люков цистерны), опускание или выемка шлангов, привинчивание или отвинчивание шлангов должны производиться грузоотправителем (грузополучателем), если иное не предусмотрено в соответствующем договоре.

Автомобильный перевозчик должен контролировать погрузку и крепление груза в кузове грузового транспортного средства, закрытие бортов (люков), осуществляемые грузоотправителем.

В случае, когда автомобильный перевозчик по соглашению с заказчиком автомобильной перевозки принимает на себя производство погрузочно-разгрузочных работ, он несет ответственность за порчу (повреждение) груза, произошедшую по его вине при погрузке и разгрузке.

В случае участия водителя в погрузочно-разгрузочных работах он при погрузке принимает груз на грузовом транспортном средстве, а при разгрузке - подает груз с грузового транспортного средства.

70. Грузоотправитель (грузополучатель) должен содержать погрузочно-разгрузочные площадки и подъездные пути к ним в состоянии, обеспечивающем беспрепятственный проезд и маневрирование грузового транспортного средства, а также обеспечивать надлежащее освещение рабочих мест в темное время суток.

71. Грузоотправитель должен загружать, а автомобильный перевозчик контролировать загрузку грузового транспортного средства с учетом соблюдения допустимых весовых и габаритных параметров, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2010 г. №613 "О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №288, 1/12130).

Загрузка транспортных средств с превышением параметров, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2010 г. №613, разрешается только после получения специального разрешения на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь.

При автомобильных перевозках легких, но объемных грузов автомобильный перевозчик может наращивать борта кузова грузового транспортного средства или принимать другие меры, обеспечивающие повышение использования его грузоподъемности при условии, что это предусмотрено в соответствующем договоре.

72. Металлические прутки, трубы и другие штучные грузы, перевозимые без тары, погрузка которых требует больших затрат времени, до начала погрузки должны быть связаны (уложены на поддоны или объединены грузоотправителем в погрузочные единицы другими способами).

При размещении груза на поддоне укладка должна быть выполнена таким образом, чтобы можно было проверить количество мест без проведения дополнительных операций по перемещению груза на поддоне (за исключением закрытых поддонов, перевозимых за пломбами заказчика автомобильной перевозки).

73. Грузы большой массы, погрузка которых может быть осуществлена только механизированным способом, должны иметь петли (проушины) или другие специальные приспособления для осуществления погрузочно-разгрузочных работ.

74. Груз должен быть уложен и закреплен в кузове грузового транспортного средства таким образом, чтобы во время автомобильной перевозки обеспечивалась сохранность груза, его упаковки и грузового транспортного средства.

Не допускается крепление груза гвоздями, скобами или другими способами, повреждающими кузов грузового транспортного средства.

Требования к безопасному размещению и креплению груза в кузове грузового транспортного средства устанавливаются Правилами безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства, утвержденными Министерством транспорта и коммуникаций.

75. Грузоотправитель (грузополучатель) должен предоставлять, устанавливать и снимать стойки, лотки, ремни, проволоку, другие приспособления и вспомогательные материалы, необходимые для погрузки и автомобильной перевозки, если иное не предусмотрено в соответствующем договоре.

Автомобильный перевозчик может за дополнительную плату предоставлять брезент, веревки и другие материалы для укрытия и увязки грузов, если это предусмотрено в соответствующем договоре.

76. Переоборудование грузового транспортного средства в специализированное в связи с необходимостью автомобильной перевозки специальных грузов может производиться заказчиком автомобильной перевозки за счет его собственных средств при условии письменного согласия автомобильного перевозчика на это переоборудование или автомобильным перевозчиком за счет заказчика автомобильной перевозки.

Грузовое транспортное средство, переоборудованное с изменениями его типа, марки (модели), назначения или параметров, не предусмотренными нормативно-технической документацией завода-изготовителя на данное грузовое транспортное средство, должно отвечать требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь.

77. Все приспособления, принадлежащие грузоотправителю, передаются автомобильным перевозчиком грузополучателю в пункте разгрузки вместе с грузом либо возвращаются в пункт погрузки или иное место согласно соответствующему договору.

78. В случае обнаружения автомобильным перевозчиком несоответствия укладки или крепления груза на грузовом транспортном средстве требованиям безопасности дорожного движения или обеспечения сохранности груза (грузового транспортного средства) он должен поставить в известность заказчика автомобильной перевозки и прекратить выполнение автомобильной перевозки до устранения этим заказчиком замеченных недостатков, если иное не предусмотрено в соответствующем договоре.

79. Время прибытия грузового транспортного средства автомобильного перевозчика на погрузку исчисляется с момента предъявления грузоотправителю путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия грузового транспортного средства автомобильного перевозчика для разгрузки - с момента предъявления грузополучателю товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки, в случае создания товарно-транспортной накладной в виде электронного документа - реестра товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов.

(В часть первую пункта 79 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.07.2013 г. №599)

(см. предыдущую редакцию)

Погрузка груза в грузовое транспортное средство считается законченной, если груз погружен в кузов грузового транспортного средства и надлежащим образом оформлены путевой лист, товарно-транспортная накладная а в случае создания товарно-транспортной накладной в виде электронного документа - реестр товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, и при необходимости сертификаты соответствия, сертификаты происхождения товаров и другие дополнительные грузосопроводительные документы.

(В часть вторую пункта 79 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.07.2013 г. №599)

(см. предыдущую редакцию)

При подаче автомобильным перевозчиком грузового транспортного средства на погрузку ранее согласованного времени считается, что автомобильный перевозчик приступил к выполнению соответствующего договора в согласованное время. В этом случае грузоотправитель может принять грузовое транспортное средство к погрузке с момента его фактического прибытия.

Грузоотправитель (грузополучатель) должен отмечать в товарно-транспортной накладной, а в случае создания товарно-транспортной накладной в виде электронного документа - в реестре товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, и путевом листе (если типовая форма путевого листа содержит соответствующие реквизиты) время прибытия грузового транспортного средства на погрузку (разгрузку) и время убытия после ее окончания.

(В часть четвертую пункта 79 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.07.2013 г. №599)

(см. предыдущую редакцию)

Разгрузка груза с грузового транспортного средства считается законченной, если груз полностью снят с кузова грузового транспортного средства, оформлены товарно-транспортные накладные, а в случае создания товарно-транспортных накладных в виде электронных документов - реестр товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, путевой лист и при необходимости сертификаты соответствия, сертификаты происхождения товаров и другие дополнительные грузосопроводительные документы, а также выполнены все необходимые работы по уборке кузова.

(В часть пятую пункта 79 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.07.2013 г. №599)

(см. предыдущую редакцию)

80. Время нахождения грузового транспортного средства на погрузке или разгрузке, а также необходимое для выполнения при этом дополнительных операций определяется в соответствии с порядком применения норм времени нахождения грузового транспортного средства на погрузке и разгрузке, а также на выполнение дополнительных операций, связанных с погрузкой и разгрузкой груза, согласно приложению 7.

При выполнении международных автомобильных перевозок грузов норма времени простоя на погрузке или разгрузке не должна превышать 12 часов, если в соответствующем договоре не установлено иное.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Правила автомобильных перевозок грузов Раздел I. Общие положения. Термины и их определения Глава 1. Общие положения Глава 2. Термины и их определения Раздел II. Общие условия выполнения автомобильных перевозок грузов Глава 3. Порядок приема груза к автомобильной перевозке Глава 4. Порядок маркировки грузов Глава 5. Порядок пломбирования грузов Глава 6. Порядок погрузки и разгрузки груза Глава 7. Порядок выдачи, приемки или реализации груза Глава 8. Порядок оплаты автомобильной перевозки груза Глава 9. Порядок составления актов, предъявления и рассмотрения претензий и исков Глава 10. Особенности предъявления претензий и исков при международной автомобильной перевозке грузов Раздел III. Условия выполнения автомобильных перевозок отдельных видов грузов Глава 11. Автомобильная перевозка зерна Глава 12. Автомобильная перевозка овощей Глава 13. Автомобильная перевозка силосной массы, соломы, сена и льна Глава 14. Автомобильная перевозка жидких органических удобрений Глава 15. Автомобильная перевозка животных или птицы Глава 16. Автомобильная перевозка скоропортящихся грузов Глава 17. Автомобильная перевозка алкогольных и безалкогольных напитков Глава 18. Автомобильная перевозка хлеба и хлебобулочных изделий Глава 19. Автомобильная перевозка мучнисто-кондитерских изделий Глава 20. Автомобильная перевозка муки и крупы Глава 21. Автомобильная перевозка сахара и соли Глава 22. Автомобильная перевозка промышленных товаров Глава 23. Автомобильная перевозка строительных материалов Глава 24. Автомобильная перевозка навалочных грузов Глава 25. Автомобильная перевозка бумаги Глава 26. Автомобильная перевозка пиломатериалов Глава 27. Автомобильная перевозка металла и изделий из него Глава 28. Автомобильная перевозка железобетонных изделий Глава 29. Автомобильная перевозка грузов в универсальных контейнерах Раздел IV. Условия выполнения автомобильных перевозок грузов физических лиц Глава 30. Прием и оформление заказов на автомобильную перевозку грузов физических лиц Глава 31. Расчеты за услуги по автомобильной перевозке грузов физических лиц Глава 32. Исполнение принятых заказов на автомобильную перевозку грузов физических лиц Глава 33. Организация автомобильных перевозок грузов физических лиц грузовыми такси Раздел V. Обеспечение безопасного выполнения автомобильных перевозок грузов Глава 34. Требования к автомобильному перевозчику по обеспечению безопасности автомобильной перевозки грузов Глава 35. Основные требования к организации работы водителя грузового транспортного средства Раздел VI. Требования к автомобильным перевозчикам, водителям и транспортным средствам при выполнении внутриреспубликанских и международных автомобильных перевозок грузов Глава 36. Требования к автомобильным перевозчикам Глава 39. Требования к водителям Глава 40. Требования к грузовым транспортным средствам Раздел VII. Права, обязанности и ответственность автомобильного перевозчика и заказчика автомобильной перевозки Глава 41. Права автомобильного перевозчика Глава 42. Обязанности автомобильного перевозчика Глава 43. Права грузоотправителя Глава 44. Обязанности грузоотправителя Глава 45. Права грузополучателя Глава 46. Обязанности грузополучателя Глава 47. Ответственность автомобильного перевозчика и заказчика автомобильной перевозки при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов Глава 48. Ответственность автомобильного перевозчика и заказчика автомобильной перевозки при выполнении международных автомобильных перевозок грузов Приложение 1 Приложение Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 5-1 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16