Недействующая редакция. Принята: 24.12.2015 / Вступила в силу: 25.01.2016

 

Недействующая редакция, не действует с 9 марта 2016 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 16 февраля 2011 года №35

Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республики Узбекистан

(В редакции Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан от 03.03.2014 г. №45, 24.12.2015 г. №370)

Во исполнение Закона Республики Узбекистан "Об автомобильном транспорте" и в целях установления требований к организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом, упорядочения прав, обязанностей и ответственности участников перевозочного процесса, обеспечения безопасности движения Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 апреля 2011 года:

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Узбекистан согласно приложению №1;

Перечень опасных грузов, разрешенных к перевозке автомобильным транспортом в Республике Узбекистан, согласно приложению №2.

2. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, районов и городов принять необходимые меры по соблюдению требований Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Узбекистан подведомственными организациями, юридическими и физическими лицами.

3. Утратил силу в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24.12.2015 г. №370

(см. предыдущую редакцию)

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Б.А. Ходжаева и министра внутренних дел Республики Узбекистан Б.А. Матлюбова.

Премьер-министр Республики Узбекистан

Ш.Мирзиеев

Приложение №1

к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 февраля 2011 года №35

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Узбекистан

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также хозяйственным автомобильным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и автотранспортных средств, перевозящих эти опасные грузы, и обязательны для всех организаций, осуществляющих обслуживание грузоотправителей (грузополучателей) и регламентируют взаимоотношения участников перевозочного процесса, их права, обязанности и ответственность, а также устанавливают требования к перевозке опасных грузов, условия по обеспечению безопасности движения, сохранности грузов и других норм качественной перевозки опасных грузов.

Условия перевозок опасных грузов автомобильным транспортом определяются Гражданским кодексом Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан "Об автомобильном транспорте", "О безопасности дорожного движения", международными договорами Республики Узбекистан и настоящими Правилами.

2. В настоящих Правилах применяются термины и понятия, определенные законами Республики Узбекистан "Об автомобильном транспорте", "О безопасности дорожного движения", международными договорами Республики Узбекистан, а также нижеследующие дополнительные термины и понятия:

автотранспортное средство с кузовом-цистерной - автотранспортное средство - для перевозки жидких и отдельных видов сыпучих грузов;

контейнер-цистерна (танк-контейнер) - стандартизированная, многооборотная, мультимодальная транспортная единица, предназначенная для хранения и перевозки жидких химических и пищевых продуктов, нефти и нефтепродуктов, а также сжиженных газов различными видами транспорта (морским (речным), железнодорожным и автодорожным) и приспособленная для механизированной перегрузки с одного транспортного средства на другое;

водитель - физическое лицо, являющееся представителем перевозчика и имеющее право на управление автотранспортным средством;

грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, выступающее от имени собственника груза или являющееся собственником груза по договору перевозки;

грузополучатель - физическое или юридическое лицо, уполномоченное на получение груза и указанное в сопроводительных документах на груз;

груз - материальные ценности, принятые к перевозке от грузоотправителя для их перемещения грузополучателю. Груз состоит из товара и тары. Чистый вес груза называется "нетто", вес тары - тара, а общий вес товара с тарой называется "брутто";

груз товарного характера - груз, по которому грузоотправителями (грузополучателями) ведется складской учет товарно-материальных ценностей;

груз нетоварного характера - разновидность навалочных грузов, по которым не ведется складской учет, но организован учет в процессе перевозки путем замера, взвешивания, геодезического замера (грунт, глина, гравий, мусор);

грузовое место - условная единица груза для принятия его для перевозки или сдачи грузополучателю при осуществлении погрузки или разгрузки автотранспортного средства;

грузопункт - место концентрации грузов;

заказчик, клиент - грузоотправитель, грузополучатель, экспедитор;

компетентные органы - органы, дающие обоснованные заключения по разрешению на перевозку опасных грузов (Министерство внутренних дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство здравоохранения, Государственный комитет по охране природы, Государственная инспекция "Саноатгеоконтехназорат", Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта и иные организации с учетом вида и особенностей перевозимого опасного груза);

КЭМ (код экстренных мер) - буквенно-цифровой код принимаемых мер по ликвидации последствий аварий или инцидентов при перевозке опасных грузов;

опасные грузы - вещества, материалы, изделия, отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов могут в процессе транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ явиться причиной взрыва, пожара или повреждения перевозимых грузов, технических средств, устройств, зданий и сооружений, других объектов, а также причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде;

особо опасные грузы - вещества и материалы с физико-химическими свойствами высокой степени опасности, требующие особых мер предосторожности при перевозке (приложение №1 к настоящим Правилам);

маршрут - предварительно разработанный, наиболее рациональный путь движения автотранспортного средства между грузопунктами;

прицеп - автотранспортное средство, служащее для перевозки грузов, буксируемое автотранспортным средством и не имеющее собственного источника энергии;

полуприцеп - разновидность прицепа, часть полной массы которого передается на седельный тягач через седельно-сцепное устройство;

перевозчик - юридическое или физическое лицо, владеющее автотранспортным средством на праве собственности или иных законных основаниях, оказывающее на коммерческой основе услуги по перевозке грузов и имеющее на это лицензию;

путевой лист - юридический документ установленного образца для определения и учета работы автотранспортного средства;

система информации об опасности (СИО) - система, оповещающая об опасности при движении автотранспортного средства с опасными грузами и определяющая мероприятия по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и других инцидентов;

средства пакетирования - средства, являющиеся приспособлением для более рациональной перевозки грузов и для улучшения и удешевления погрузочно- разгрузочных работ, а также лучшей сохранности грузов при перевозках всеми видами транспорта и не являющиеся тарой;

тара - основной элемент упаковки, который представляет собой изделие, предназначенное для размещения и обеспечения сохранности продукции и товаров при перевозках, хранении и погрузочно-разгрузочных операциях;

упаковка - изделие, неотъемлемое от затаренной в ней продукции и товаров, которое является их необходимой принадлежностью и служит для хранения в ней продукции и товаров и обеспечения их качественной и количественной сохранности;

товарно-транспортная документация - комплект документов, включая счет- фактуру, на основании которых осуществляют учет, принятие, передачу, перевозку, сдачу груза и взаимные расчеты между участниками транспортного процесса;

товарно-транспортная накладная - единый для всех участников транспортного процесса документ, который предназначен для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы;

номер вещества по списку ООН - порядковый номер, присвоенный наиболее часто перевозимым опасным веществам Комитетом экспертов Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов.

3. Опасные грузы по требованиям международных норм распределяются по классификации опасных грузов (приложение №2 к настоящим Правилам):

класс 1 - взрывчатые материалы (ВМ);

класс 2 - газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

класс 4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

класс 5 - окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);

класс 6 - ядовитые вещества (ЯВ) и инфицированные вещества (ИВ);

класс 7 - радиоактивные материалы (РМ);

класс 8 - едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);

класс 9 - прочие опасные вещества.

II. Общие условия перевозок опасных грузов

4. Перевозка опасных грузов автотранспортными средствами осуществляется на основании договора перевозки, согласно которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

5. Перевозчик должен доставить груз в сроки, предусмотренные договором перевозки. Срок доставки груза может увеличиваться на время действия обстоятельств непреодолимой силы или по обоюдному соглашению сторон. О задержке доставки груза делается отметка в путевом листе с указанием причин и времени задержки.

6. Перевозчик самостоятельно определяет типы и количество автотранспортных средств, необходимых для выполнения договора, если иное не предусмотрено договором.

Если грузоотправителя не удовлетворяет поданное перевозчиком автотранспортное средство, то он вправе отказаться от него, составив и передав перевозчику соответствующий акт.

7. Типы и параметры тары (упаковки), применяемые для перевозки опасных грузов, должны соответствовать установленным техническим регламентам или стандартам.

(в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 03.03.2014 г. №45)

8. Груз, предъявленный грузоотправителем в состоянии, не пригодном к перевозкам, и не приведенный им в надлежащее состояние в срок, обеспечивающий его своевременную отправку, считается непредъявленным.

9. Перевозчик может отказаться принять груз к перевозке, если он не может обеспечить его сохранность при перевозке по следующим обстоятельствам:

груз предъявлен в ненадлежащей таре или упаковке;

груз не соответствует принятому к исполнению заказу;

масса предъявленной партии груза превышает грузоподъемность автотранспортного средства;

груз не может быть доставлен из-за временного прекращения или ограничения движения по автомобильным дорогам маршрута перевозки.

10. Грузоотправитель (экспедитор) не должен предъявлять, а перевозчик принимать груз к перевозке, если:

такая перевозка запрещена законодательством Республики Узбекистан;

грузы товарного характера не оформлены товарно-транспортными накладными или не имеют в установленном порядке соответствующие сертификаты;

предъявленные к перевозке грузы по свойствам не допускаются к совместной перевозке на одном автотранспортном средстве;

груз создает угрозу безопасности дорожного движения и не отвечает требованиям Правил дорожного движения.

11. Сопровождение грузов осуществляется перевозчиком или заказчиком в соответствии с условиями договора.

В товарно-транспортной накладной указываются фамилия, имя, отчество и должность лица, сопровождающего груз.

12. Грузоотправитель вправе объявить ценность при предъявлении грузов к перевозке.

В случае возникновения сомнений у перевозчика по величине объявленной стоимости груза он может на договорной основе привлечь экспертов и составить акт о реальной стоимости груза за свой счет.

13. Объявление заказчиком ценности грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом за пломбами грузоотправителей, а также скоропортящихся грузов не допускается.

14. При предъявлении к перевозке груза с объявленной ценностью грузоотправитель обязан составить опись грузовых мест в трех экземплярах. Один экземпляр описи остается у грузоотправителя, второй - у перевозчика, третий - вкладывается грузоотправителем во внутрь грузового места.

15. При приеме-сдаче грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом, а также в контейнерах и контейнер - цистернах, в товарно-транспортной накладной указывается масса этих грузов.

16. Тарные и штучные грузы принимаются перевозчиком к перевозке при условии указания в товарно-транспортной накладной массы груза и количества грузовых мест.

17. Масса тарных и штучных грузов определяется грузоотправителем до предъявления их к перевозке и указывается на маркировке грузовых мест. При перевозке этих грузов общая масса всей партии груза, перевозимого на одном автотранспортном средстве, определяется взвешиванием на весах или подсчетом всех масс грузовых мест. Для отдельных видов грузов масса может определяться расчетным путем, по обмеру или объемной массе.

18. Грузоотправитель должен записать в товарно-транспортной накладной массу груза и указать способ его определения, если масса определялась непрямым взвешиванием.

19. При перевозке грузов в крытом автотранспортном средстве или отдельных секциях, контейнерах или цистернах и контейнер-цистернах, опломбированных грузоотправителем, масса груза определяется грузоотправителем.

20. При определении массы груза нетоварного характера путем взвешивания грузоотправитель должен выполнить контрольное взвешивание 5-10 автотранспортных средств, после чего определить среднюю массу груза на одном автотранспортном средстве соответствующей марки.

21. Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к перевозке груза перевозчиком будут установлены дефекты, которые могут привести к утрате, порче или повреждению груза, грузоотправитель должен устранить дефекты или провести другие работы, обеспечивающие сохранность груза при перевозке.

22. Определение массы или количества груза у грузоотправителя и грузополучателя осуществляется одинаковым способом. Для определения массы при принятии груза для перевозки необходимо взвесить весь груз. Не допускается определение общей массы груза взвешиванием отдельных его частей.

23. Автотранспортные средства направляются на весы со скоростью не больше 5 км/час. Взвешивание автомобильными весами без остановки автотранспортных средств (на ходу) и во время работы двигателя запрещается. При установлении автотранспортного средства на весы его задняя ось должна находиться не ближе 300 мм от края платформы.

24. При взвешивании автопоездов необходимо весь автопоезд устанавливать на весы. Если размеры платформы не позволяют установить весь автопоезд, то автотранспортное средство и прицеп взвешивают отдельно. При этом дышло автоприцепа не должно касаться земли.

25. При подготовке грузов к перевозке в таре, упаковке или мелкими партиями грузоотправитель вправе замаркировать каждое грузовое место.

Данные товарно-транспортных накладных на груз должны соответствовать маркировке.

При необходимости указания свойства груза и соблюдения специальных условий погрузки (разгрузки), перевозки или хранения груза грузоотправитель должен наносить специальную маркировку (манипуляционные знаки). Предупредительные надписи применяются в случае, если невозможно способ обращения с грузом выразить манипуляционными знаками.

26. Маркировочные ярлыки должны быть надежно прикреплены к таре в наиболее удобных, хорошо просматриваемых местах.

При перевозке грузов навалом, насыпью или наливом маркировка не производится.

27. Грузоотправитель вправе опломбировать автотранспортное средство с кузовом типа фургон, контейнеры, контейнер-цистерны и цистерны с назначением одному грузополучателю, а мелкоштучные товары, находящиеся в ящиках, коробках и другой таре, - опломбировать или обандеролить.

Факт опломбирования или обандероливания груза отмечается в товарно-транспортной накладной.

28. Для обеспечения сохранности груза, перевозимого по нескольким адресам, перевозчик может устанавливать перегородки, позволяющие разделять кузов на отдельные пломбируемые секции.

29. Груз, опломбированный грузоотправителем, сдается перевозчиком грузополучателю без проверки массы, состояния груза и количества грузовых мест.

30. Пломбирование кузова не должно допускать возможности доступа к грузу и снятия пломбы с кузова автотранспортного средства, контейнера, контейнер-цистерны, секции или отдельного грузового места без нарушения целостности пломбы.

Обандероливание грузов должно исключить доступ к грузу без нарушения целостности упаковки.

По прибытии груза в пункт разгрузки грузополучатель и водитель по согласованию производят повторное взвешивание и пересчет груза.

31. Погрузка груза на автотранспортное средство, а также его закрепление, укрытие, увязка, разгрузка, снятие креплений, покрытий, закрытие и открытие бортов (люков цистерны), опускание или выемка шлангов, привинчивание или отвинчивание шлангов производятся грузоотправителем (грузополучателем), если иное не предусмотрено договором.

32. Перевозчик может по согласованию с заказчиком принять на себя производство погрузочно-разгрузочных работ.

Тяжеловесные грузы, погрузка которых может быть осуществлена только механизированным способом, должны иметь специальные приспособления (петли, проушины и др.).

33. Грузоотправитель (грузополучатель) должен предоставлять, устанавливать и снимать необходимые для погрузки, перевозки и разгрузки приспособления и вспомогательные материалы, если иное не предусмотрено в договоре.

34. Переоборудование автотранспортного средства в связи с необходимостью перевозки опасных грузов запрещается.

35. В случае обнаружения перевозчиком несоответствия укладки или крепления груза на автотранспортном средстве требованиям безопасности дорожного движения или обеспечения сохранности груза (автотранспортного средства) перевозчик должен поставить в известность заказчика и прекратить выполнение перевозки до устранения замеченных недостатков заказчиком, если иное не предусмотрено договором.

36. Время прибытия автотранспортного средства перевозчика под погрузку исчисляется с момента предъявления грузоотправителю путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия автотранспортного средства перевозчика под разгрузку - с момента предъявления грузополучателю товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки.

37. Погрузка автотранспортного средства перевозчика считается законченной, если водитель получил товарно-транспортную накладную, и груз находится в кузове автотранспортного средства.

38. Разгрузка груза с автотранспортного средства считается законченной, если груз полностью снят с кузова автотранспортного средства, выполнены все необходимые работы по уборке кузова и вручены водителю окончательно оформленные товарно-транспортные накладные.

39. Перевозка грузов товарного и нетоварного характера должна оформляться товарно-транспортной накладной. В случае отсутствия у грузоотправителя бланков товарно-транспортных накладных они выдаются ему перевозчиком.

40. Пользование автотранспортными средствами, работа которых оплачивается по повременным тарифам, оформляется путевыми листами и товарно-транспортными накладными.

Товарно-транспортные накладные и путевые листы грузового автотранспортного средства являются документами строгой отчетности, изготавливаются типографским способом, имеют учетную серию и номер.

41. Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автотранспортным средством составляется грузоотправителем в четырех экземплярах отдельно на каждую поездку на имя каждого грузополучателя, из которых:

первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для учета или списания (убытия) товарно-материальных ценностей;

второй экземпляр остается у грузополучателя и служит основанием для оприходования материальных ценностей;

третий и четвертый экземпляры остаются у перевозчика и служат основанием для расчетов перевозчика с грузоотправителем и для учета автотранспортной работы.

42. Водитель (или лицо, сопровождающее груз) должен расписаться во всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

43. При одновременном предъявлении к перевозке большого количества наименований товарно-материальных ценностей допускается применение вкладышей - продолжений товарно-транспортной накладной, заполняемых в четырех экземплярах с повторением во всех вкладышах серии и номера заглавного листа товарно-транспортной накладной, указанных в товарном разделе.

44. Перевозки однородных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя на одно и то же расстояние, могут оформляться одной товарно-транспортной накладной суммарно на всю работу, выполненную автотранспортным средством в течение смены. При этом оформление промежуточных ездок производится путем выдачи грузоотправителем водителю талона на каждую отдельную ездку.

Талон действителен только на день выдачи и заполняется в трех экземплярах, из которых первый остается у грузоотправителя, второй - у водителя и третий - у грузополучателя.

45. Перевозчик должен сдать груз грузополучателю, указанному в товарно-транспортной накладной.

46. Сдача груза грузополучателю по массе и количеству мест производится в том же порядке, в каком груз был принят от грузоотправителя (взвешиванием на весах, обмером, подсчетом грузовых мест и так далее).

47. Грузы, прибывшие в неповрежденных кузовах автотранспортных средств (контейнерах, контейнер-цистернах и цистернах) и имеющие неповрежденные пломбы грузоотправителя, могут быть выданы грузополучателю без проверки массы, состояния груза и количества грузовых мест.

Тарные и штучные грузы, принятые к перевозке по стандартному весу и по весу, указанному грузоотправителем на каждом грузовом месте, сдаются грузополучателю в пункте назначения без взвешивания по счету мест с проверкой веса и состояния груза только в поврежденных (если имеются) местах.

Грузы, перевозимые навалом или насыпью, прибывшие без признаков недостачи, могут быть сданы грузополучателю без проверки веса.

48. При сдаче груза грузополучателю перевозчик должен проверить в соответствии с товарно-транспортной накладной массу, количество грузовых мест или состояние груза в случае, если он прибыл к грузополучателю с поврежденной тарой, поврежденным кузовом автотранспортного средства или с поврежденными пломбами грузоотправителя.

49. В случае отказа грузополучателя принять груз по независящим от перевозчика причинам, груз может быть возвращен перевозчиком грузоотправителю (если иное не предусмотрено в договоре) или по его письменному указанию передан другому грузополучателю. Грузополучатель должен сделать в товарно-транспортной накладной запись об отказе принять груз, заверенную подписью, а также печатью в случае, если он является юридическим лицом.

Грузоотправитель должен оплатить перевозчику дополнительные расходы, связанные с переадресовкой груза или его возвращением грузоотправителю.

III. Организация перевозок опасных грузов

50. Перевозка автотранспортными средствами особо опасных грузов выполняется при наличии специального разрешения, выдаваемого территориальными органами МВД.

Разрешение на перевозку особо опасных грузов выдается на основании заявления перевозчика с указанием сведений о типе и количестве перевозимых грузов, данных об их отправителе и получателе, маршруте следования, задействованных автотранспортных средствах, ответственном лице за перевозку и сопровождающих груз лицах (водителях, грузчиках, лицах охраны и т. п.), наличии вооруженной охраны с приложением следующих документов:

а) приказа (иного распорядительного документа) о назначении ответственного лица за перевозку особо опасного груза и ответственных лиц за проведением инструктажа с водителями и осмотра автотранспортных средств;

б) свидетельства о допуске водителя автотранспортного средства к перевозке особо опасного груза;

в) свидетельства о допуске автотранспортного средства к перевозке особо опасных грузов, выдаваемого управлениями безопасности дорожного движения (УБДД) (приложение №3 к настоящим Правилам);

г) схемы маршрута перевозки опасных грузов, разработанного перевозчиком и согласованного с территориальным УБДД по пути следования опасного груза (приложение №4 к настоящим Правилам);

д) аварийной карточки системы информации об опасности (СИО) (приложение №5 к настоящим Правилам);

е) документа (полиса), выданного страховой организацией в обеспечение вреда, который может быть причинен жизни и здоровью людей, окружающей среде и безопасности Республики Узбекистан при перевозке особо опасных грузов.

При транзите опасных грузов на основании разрешения Кабинета Министров Республики Узбекистан или Министерства обороны Республики Узбекистан получение специального разрешения органов внутренних дел не требуется.

51. Перевозка особо опасных грузов производится при обязательном сопровождении специально ответственного лица - представителя грузоотправителя (грузополучателя), знающего свойства опасных грузов и умеющего обращаться с ними.

В тех случаях, когда по договору перевозки особо опасных грузов автотранспортными средствами сопровождение особо опасного груза возлагается на водителя автотранспортного средства, последний должен быть проинструктирован грузоотправителем (грузополучателем) перед отправкой особо опасного груза о его физико-химических и поражающих свойствах, правилах обращения с ним и его перевозки.

Перевозка особо опасных грузов допускается только под вооруженной охраной органов внутренних дел (вооруженной охраной юридических лиц) и при сопровождении особо опасных грузов патрульными автотранспортными средствами территориальных управлений безопасности дорожного движения (УБДД МВД Республики Каракалпакстан, ГУВД г. Ташкента и УВД областей).

52. В обязанности ответственного лица за сопровождение опасного груза входят:

а) сопровождение и обеспечение охраны опасных грузов от места отправления до места назначения, строгое соблюдение маршрута перевозки;

б) инструктаж сотрудников охраны и водителей автотранспортных средств;

в) внешний осмотр (проверка правильности упаковки и маркировки опасного груза) и приемка опасных грузов в местах получения опасного груза;

г) наблюдение за погрузкой и креплением опасного груза;

д) соблюдение правил безопасности во время движения и стоянок автотранспортных средств;

е) организация мер личной безопасности персонала, осуществляющего перевозку, общественной и экологической безопасности;

ж) сдача опасных грузов по прибытию на место назначения.

53. Выбор маршрута транспортировки опасных грузов осуществляется перевозчиком, выполняющим эту перевозку.

54. При перевозке опасных грузов схема маршрута перевозки согласовывается:

а) по городу Ташкенту - УБДД Главного управления внутренних дел (ГУВД) города Ташкента;

б) по маршрутам по территории Республики Каракалпакстан и внутри областей - УБДД МВД Республики Каракалпакстан и УВД областей;

в) по междугородным - межобластным маршрутам - территориальными УБДД МВД Республики Каракалпакстан, ГУВД г. Ташкента и УВД областей;

г) по международным маршрутам - ГУБДД МВД, Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта, компетентными органами в сфере безопасности дорожного движения и компетентными органами в сфере автомобильного транспорта паритетной стороны.

55. При разработке маршрута транспортировки перевозчик должен руководствоваться следующими основными требованиями:

а) вблизи маршрута транспортировки не должны находиться важные, крупные промышленные объекты;

б) маршрут транспортировки не должен проходить через зоны отдыха, архитектурные, природные заповедники, охраняемые территории и др., максимально избегать проезда через населенные пункты;

в) на маршруте транспортировки должны быть предусмотрены места стоянок автотранспортных средств и заправок топливом;

г) маршрут транспортировки не должен проходить через крупные населенные пункты. В исключительных случаях при необходимости перевозки опасных грузов внутри крупных населенных пунктов, маршруты движения не должны проходить вблизи зрелищных, культурно-просветительных, учебных, дошкольных и лечебных учреждений.

56. Для согласования маршрутов транспортировки опасных грузов перевозчик обязан не менее чем за десять суток до начала перевозки представить территориальным УБДД, по территории которых намечается перевозка опасного груза, следующие документы:

а) разработанный маршрут перевозки по установленной форме в трех экземплярах;

б) свидетельство о допуске автотранспортного средства к перевозке опасных грузов;

в) для особо опасных грузов дополнительно специальную инструкцию на перевозку особо опасного груза, представленную грузоотправителем (грузополучателем);

г) заключение Государственной инспекции "Саноатгеоконтехназорат" о пригодности емкости (контейнера, цистерны, контейнер-цистерны и др.) для перевозки опасных грузов;

д) свидетельство о допуске водителя автотранспортного средства к перевозке опасных грузов;

е) согласованные документы с другими соответствующими компетентными органами.

57. Согласованный с территориальными УБДД маршрут транспортировки действителен на срок, указанный в разрешении. В случаях, когда такой срок не указан, опасный груз может перевозиться по согласованному маршруту в течение шести месяцев со дня согласования.

Перевозка опасных грузов в населенных пунктах допускается только в дневное время по автомобильным дорогам с минимальной интенсивностью движения автотранспортных средств.

58. В случае возникновения обстоятельств, требующих изменения согласованного маршрута, перевозчик обязан согласовать новый маршрут на перевозку опасных грузов в тех территориальных УБДД, где производилось согласование первоначального маршрута.

59. Один экземпляр схемы согласованного маршрута перевозки хранится в соответствующем территориальном УБДД, второй - у перевозчика, третий находится во время перевозки опасного груза у ответственного лица, а при его отсутствии - у водителя.

60. Принятие опасных грузов к перевозке и сдача их грузополучателю производится по весу, а затаренных - по количеству грузовых мест.

61. Опасный груз принимается к перевозке перевозчиком при предъявлении грузоотправителем паспорта безопасности, оформленного согласно требований ГОСТа Р50587-93. "Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения. Информация по обеспечению безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации".

62. При принятии опасных грузов к перевозке ответственное за перевозку опасных грузов лицо должно проверить наличие на таре специальной маркировки, характеризующей транспортную опасность, на грузовой единице.

63. СИО включает в себя следующие основные элементы:

а) информационную таблицу, устанавливаемую на автотранспортное средство, для обозначения класса перевозимого опасного груза (приложение №6 к настоящим Правилам);

б) аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий;

в) информационную карточку СИО для расшифровки кода экстренных мер, указанных на информационной таблице (приложение №7 к настоящим Правилам);

г) специальную окраску и надписи на автотранспортных средствах.

64. Организация СИО возлагается на перевозчиков, выполняющих перевозки опасных грузов, и заказчиков.

65. Информационные СИО изготавливаются организациями изготовителями опасных грузов и представляются перевозчикам для установки спереди и сзади автотранспортного средства на специальных приспособлениях.

66. Информационные таблицы для обозначения автотранспортных средств изготавливаются с соблюдением следующих требований:

а) общий фон таблицы - белый;

б) фон граф "КЭМ" и "номер ООН" - оранжевый;

в) размеры таблицы 690 x 300 мм, правой части 400 x 300 мм, левой части 290 х 300;

г) рамка таблицы, линии разделения граф, цифры и буквы текста выполняются черным цветом.

д) наименование граф (КЭМ, номер ООН) и надпись в знаке опасности "Едкое вещество" выполняются белым цветом;

е) рамка знака опасности наносится линией черного цвета толщиной не менее 5 мм на расстоянии 5 мм от кромок знака;

ж) толщина букв в графах "КЭМ" и "номер ООН" равна 15 мм, а на знаке опасности не менее 3 мм;

з) рамка и разделительные линии таблицы наносятся толщиной равной 15 мм;

и) написание буквенно-цифрового кода экстренных мер производится в любом порядке букв и цифр.

67. Аварийная карточка СИО заполняется организацией-изготовителем опасного груза и прилагается в дополнение к путевому листу.

Аварийная карточка должна находиться у водителя автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы. В случае сопровождения опасного груза ответственным лицом - представителем клиента, аварийная карточка должна находиться у него.

Информационная карточка СИО изготавливается из плотной бумаги размером 130 мм на 60 мм. На лицевой стороне карточки дается расшифровка информационных таблиц, а на оборотной стороне приводятся образцы знаков опасности.

Цифрами обозначается код экстренных мер (КЭМ) при пожаре и утечке, а также информации о последствиях попадания вещества в сточные воды.

Буквами обозначается код экстренных мер (КЭМ) при защите людей. Выбор букв производится по начальным буквам наиболее характерных слов применяемого кода:

N - необходим дыхательный аппарат и защитные перчатки;

YО - необходим дыхательный аппарат и защитные перчатки, только при пожаре;

К - необходим полный защитный комплект одежды и дыхательный аппарат;

E - необходима эвакуация людей.

68. В случае возникновения инцидента при перевозке опасных грузов мероприятия по ликвидации инцидента и его последствий осуществляются согласно указаниям, приведенным в аварийной карточке, или коду экстренных мер по информационной таблице СИО.

69. Полная идентификация перевозимого опасного груза осуществляется согласно нумерации по списку ООН, имеющейся в информационной таблице, и аварийной карточке СИО, а также в заявке (разовом заказе) на перевозку этого опасного груза.

70. Кузова автотранспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы- цистерны, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих опасных грузов опознавательные цвета и иметь соответствующие надписи:

а) при перевозке метанола автотранспортное средство (цистерна) окрашивается в оранжевый цвет с чёрной полосой и оранжевой надписью по обшивке "Метанол - яд!";

б) при перевозке аммиака - цвет автотранспортного средства любой и надпись "Аммиачная вода - Огнеопасно";

в) при перевозке веществ, выделяющих при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы, автотранспортное средство окрашивается в синий цвет и наносится надпись "Огнеопасно";

г) при перевозке самовозгорающихся веществ нижняя часть автотранспортного средства (цистерны) окрашивается в красный цвет, верхняя в белый и наносится надпись черного цвета "Огнеопасно";

д) при перевозке легковоспламеняющихся веществ автотранспортное средство (цистерна) окрашивается в оранжевый цвет и наносится надпись "Огнеопасно";

е) при перевозке веществ, поддерживающих горение, автотранспортное средство(цистерна) окрашивается в желтый цвет и наносится двойная надпись: "Огнеопасно";

ж) при перевозке едких веществ автотранспортное средство (цистерна) окрашивается в желтый цвет с черной полосой по обшивке, на которую наносится надпись желтым цветом "Едкое вещество".

71. Высота букв и надписей, наносимых на автотранспортные средства, перевозящие опасные грузы, должна быть не менее 150 мм, черного цвета, кроме случаев, оговоренных в пунктах 67 - 69 настоящих Правил.

72. Контроль за погрузочно-разгрузочными операциями опасных грузов на автотранспортные средства ведет ответственное лицо (представитель клиента), сопровождающее опасный груз.

73. Загрузка автотранспортного средства допускается до использования его полной грузоподъемности, или в объеме и порядке, оговоренных в специальных инструкциях, разрабатываемых организациями изготовителями для транспортировки отдельных видов опасных грузов.

74. Погрузка-разгрузка и крепление опасных грузов на автотранспортном средстве осуществляются силами и средствами клиента, соблюдением всех мер предосторожности, не допуская толчков, ударов, чрезмерного давления на тару с применением механизмов и инструментов, не дающих при работе искр.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.