Недействующая редакция. Принята: 30.10.2014 / Вступила в силу: 01.11.2014

Недействующая редакция, не действует с 22 декабря 2015 года

ПРИКАЗ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 3 августа 2010 года №393

Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях

(В редакции Приказов Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348, 12.10.2013 г. №481, 30.10.2014 г. №465)

В соответствии с пунктом 4 статьи 116 Бюджетного кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях.

2. Департаменту методологии бухгалтерского учета, аудиторской деятельности Министерства финансов Республики Казахстан (Тулеуов А.О.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование в установленном законодательством порядке.

3. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2013 года.

Министр

Б.Жамишев

Утверждены Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года №393

Правила ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях

Раздел 1. Общие положения

1. Общее положение

1. Настоящие Правила ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях (далее - Правила) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан и устанавливают порядок ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов.

2. Государственные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета и формирование финансовой отчетности в соответствии с учетной политикой, которая определяет конкретные модели учета из рассмотренных в настоящих Правилах.

3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

1) активы - ресурсы, контролируемые государственным учреждением в результате прошлых событий, которые способны в будущем обеспечить экономическую выгоду или сервисный потенциал;

2) амортизация - систематическое распределение амортизируемой стоимости актива на протяжении срока его полезного использования;

(Подпункт 2) изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

3) аннуитет - поток однонаправленных платежей с равными интервалами между последовательными платежами в течение определенного количества лет;

4) будущая стоимость аннуитета - сумма будущих стоимостей каждой отдельной выплаты или поступления, включенных в аннуитет;

5) денежные (монетарные) статьи - единицы валюты, имеющиеся в наличии, а также активы и обязательства к получению или выплате, выраженные фиксированным или определяемым количеством валютных единиц;

(Подпункт 5) изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

6) денежные эквиваленты - краткосрочные, высоколиквидные инвестиции, которые легко могут быть конвертированы в определенную сумму денежных средств и подвергающиеся незначительному риску изменения стоимости;

(Подпункт 6) изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

7) возмещаемая стоимость актива - наибольшее значение из справедливой стоимости актива за вычетом затрат на продажу и его ценности использования;

(Подпункт 7) изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

8) обесценение актива - потери в будущих экономических выгодах или сервисном потенциале актива, превышающие систематическое признание потерь в будущих экономических выгодах или сервисном потенциале актива через амортизацию;

(Подпункт 8) изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

9) не денежные (немонетарные) статьи - статьи, не являющиеся денежными;

10) необменные операции - операции, не являющиеся обменными. При осуществлении необменной операции государственное учреждение либо получает стоимость от другой организации без непосредственной передачи в обмен приблизительно равной стоимости, либо передает стоимость другой стороне без непосредственного получения в обмен приблизительно равной стоимости;

11) обменные операции - операции, при осуществлении которых государственное учреждение в обмен на получаемые активы/услуги, погашение своих обязательств передает другой эквивалент приблизительной равноценной стоимости (в основном в форме денежных средств, товаров, услуг или предоставления других активов в пользование);

12) стоимость замещения актива - стоимость, необходимая для замены валового сервисного потенциала актива;

(Подпункт 12) изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

13) текущая восстановительная стоимость - затраты, которые возникли бы у государственного учреждения в результате приобретения актива на дату отчетности;

14) убыток от обесценения актива - сумма, на которую балансовая стоимость актива превышает его возмещаемую стоимость;

15) потоки денежных средств - притоки (поступления) и оттоки (выплаты) денежных средств и их эквивалентов;

16) справедливая стоимость - сумма, на которую может быть обменен актив, по которой может быть погашено обязательство при совершении операции между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию, независимыми сторонами;

17) оценочное обязательство - обязательство, неопределенное по величине или с неопределенным сроком исполнения;

18) сельскохозяйственная деятельность - осуществляемое субъектом управление биотрансформацией биологических активов в целях их продажи, получения сельскохозяйственной продукции или производства дополнительных биологических активов;

19) активный рынок - рынок, на котором выполняются все следующие условия:

обращающиеся на рынке товары являются однородными;

практически в любое время имеются покупатели и продавцы, желающие совершить сделку;

информация о ценах является общедоступной;

(Подпункт 19) изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

20) балансовая стоимость - сумма, по которой актив или обязательство признается в бухгалтерском балансе;

21) биологический актив - животное или растение;

22) курсовая разница - разница, возникающая при пересчете одинакового количества единиц одной валюты в другую валюту по другим валютным курсам;

23) расходы будущих периодов - расходы, произведенные в настоящем периоде, но относящиеся к будущим периодам;

24) доходы будущих периодов - доходы, относящиеся к будущим отчетным периодам, но фактически полученные в отчетном периоде;

25) валютный курс - коэффициент обмена одной валюты на другую, определенный в порядке, установленном Министерством финансов Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан;

26) метод начисления - метод бухгалтерского учета, при котором операции и другие события признаются по факту их совершения в том отчетном периоде, в котором они имели место (независимо от фактического поступления или выплаты денежных средств или их эквивалентов);

27) минимальные арендные платежи - платежи на протяжении срока аренды, которые требуются или могут быть затребованы от арендатора, за исключением условной арендной платы, сумм по оплате услуг и налогов, выплачиваемых арендодателем и возмещаемых ему:

для арендатора - любыми суммами, гарантированными арендатором или стороной, связанной с арендатором;

для арендодателя - любой остаточной стоимостью, гарантированной арендодателю кем-либо из следующих лиц:

арендатором;

стороной, связанной с арендатором;

независимой третьей стороной, в финансовом отношении способной ответить по гарантиям;

28) учетная политика - принципы, основы, положения, правила и практика, применяемые государственными учреждениями при составлении и представлении финансовой отчетности, которая является для всех государственных учреждений единой;

29) аренда - договор, по которому арендодатель передает арендатору в обмен на платеж или серию платежей право использования актива в течение согласованного периода времени;

30) срок аренды - период, на который арендатор договорился арендовать актив, а также любые дополнительные сроки, в которые, по выбору арендатора, он может продолжить аренду актива с оплатой или без нее, если на момент начала срока аренды имеется обоснованная уверенность в том, что арендатор сделает такой выбор;

31) юридическое обязательство - обязательство, возникающее на основании законодательства или договора;

32) инвестиционная недвижимость - недвижимость (земля или здание, либо часть здания, либо и то и другое), находящаяся в распоряжении (собственника или арендатора по договору финансовой аренды) с целью получения арендных платежей или прироста стоимости капитала, или того и другого, но:

не для использования в производстве или поставке товаров, оказании услуг, для административных целей;

продажи в ходе обычной текущей деятельности;

33) доходы - увеличение экономических выгод или сервисного потенциала в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению чистых активов/капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале;

34) запасы - активы:

в виде сырья и материалов для использования в производственном процессе;

в виде сырья и материалов, потребляемых или распределяемых при оказании услуг;

предназначенные для продажи или распределения в ходе нормальной деятельности предприятия;

производимые для продажи или распределения;

35) финансовая аренда - аренда, при которой происходит существенный перенос на арендатора всех рисков и выгод, связанных с владением активом независимо от перехода прав собственности по истечении срока аренды;

36) инвестиции в субъекты квазигосударственного секторавложения бюджетных средств в государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилиированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан в сфере управления государственным имуществом;

37) финансовое обязательство - любое обязательство, которое является договорным обязательством:

о выплате денежных средств или любого другого финансового актива другому субъекту;

об обмене финансовыми инструментами с другим субъектом при условиях, которые являются потенциально невыгодными;

(В подпункт 37) внесены изменения в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

38) функциональная валюта - валюта основной экономической среды, в которой функционирует субъект;

39) валюта представления финансовой отчетности - валюта, в которой представляется финансовая отчетность;

40) активы культурного наследия - активы, которые вследствие своей культурной, экологической или исторической значимости являются активами культурного наследия. К ним относятся исторические здания и монументы, являющиеся уникальными памятниками архитектуры, места археологических раскопок, заповедники и природные охраняемые территории, а также произведения искусства;

41) нематериальный актив - идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий физической формы;

42) обязательство - существующая обязанность государственного учреждения, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды или сервисный потенциал;

43) основные средства - материальные объекты, которые:

удерживаются для использования в производстве или поставке товаров или оказании услуг, для сдачи в аренду другим лицам или для административных целей;

как ожидается, будут использованы в течение более одного года;

(В подпункт 43) внесены изменения в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

44) рыночная котировочная цена - сумма денежных средств, которая может быть получена от продажи, или должна быть уплачена при приобретении финансового инструмента на активном рынке;

45) операционная аренда - аренда, отличная от финансовой аренды;

46) уместность - информация должна быть уместной для пользователей, принимающих решения, и помогать им оценивать события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки;

47) себестоимость инвестиционной недвижимости - сумма уплаченных денежных средств или их эквивалентов или справедливая стоимость другого возмещения, переданного в целях приобретения актива на момент его приобретения или сооружения;

(Подпункт 47) изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

48) срок полезного использования - период времени, в течение которого, как ожидается, актив будет пригоден для использования субъектом; либо определенное количество продукции или аналогичный показатель, которое государственное учреждение предполагает получить с помощью данного актива;

49) ретроспективное применение (изменения в учетной политике)применение новой учетной политики к операциям, прочим событиям и обстоятельствам таким образом, как если бы эта учетная политика использовалась всегда;

50) сервисный потенциал - активы, используемые для оказания услуг в соответствии с функциями государственного учреждения, а также производства товаров, но непосредственно не обеспечивающие чистых поступлений денежных средств;

(Подпункт 50) изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

51) надежность - отсутствие существенных ошибок и искажений, когда пользователи могут положиться на информацию как на правдивую;

52) сопоставимость - возможность сравнивать информацию за разные периоды и различных государственных учреждений. Финансовые результаты аналогичных операций должны осуществляться по единой для всех государственных учреждений методологии;

53) ликвидационная стоимость - оценочная сумма, которую можно было бы в настоящее время получить при выбытии актива после вычета расчетных затрат на выбытие, если бы актив уже достиг конца срока полезного использования, а его состояние таким, как ожидается на конец срока его полезного использования;

(Подпункт 53) изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

54) признание - процесс включения в бухгалтерский баланс или в отчет о результатах финансовой деятельности статьи, которая подходит под определение одного из элементов финансовой отчетности и удовлетворяет его критериям признания;

55) чистые активы/капитал - доля в активах государственного учреждения, остающаяся после вычета всех его обязательств;

56) чистая реализационная стоимость - ожидаемая цена реализации в процессе обычной деятельности за вычетом предполагаемых затрат по завершению и предполагаемых затрат, связанных с продажей, обменом или распространением;

57) расходы - уменьшение экономических выгод или сервисного потенциала в течение отчетного периода в форме оттока или уменьшения активов или возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению чистых активов/капитала, отличному от уменьшения, связанного с распределением лицам, участвующим в капитале;

58) понятность - информация, предоставляемая в финансовой отчетности, должна быть понятна пользователям;

59) условное обязательство - возможное обязательство, которое возникает из прошлых событий и наличие которого будет подтверждено только наступлением или ненаступлением одного или нескольких будущих событий, возникновение которых неопределенно и которые не полностью находятся под контролем государственного учреждения;

60) условный актив - возможный актив, который возникает из прошлых событий и наличие которого будет подтверждено только наступлением или ненаступлением одного или нескольких будущих событий, возникновение которых неопределенно и которые не полностью находятся под контролем предприятия;

61) иностранная валюта - валюта, отличная от функциональной валюты;

62) операция в иностранной валюте - сделка, которая выражена или подлежит урегулированию в иностранной валюте.

2. Порядок организации бухгалтерского учета

4. Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является представление полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении.

5. Операции и события в бухгалтерском учете государственных учреждений отражаются на основании Плана счетов бухгалтерского учета государственных учреждений (далее - План счетов), утвержденного приказом Министра финансов Республики Казахстан от 15 июня 2010 года № 281 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6314).

6. Руководитель государственного учреждения создает условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечивает неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками государственного учреждения, имеющими отношение к учету, требований в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

7. Бухгалтерский учет в государственном учреждении осуществляется бухгалтерской службой государственного учреждения, являющейся его самостоятельным структурным подразделением или централизованной бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.

8. Администраторы бюджетных программ по согласованию с центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета могут издавать указания о порядке применения общих положений по бухгалтерскому учету в государственных учреждениях своей системы с учетом специфики их деятельности и соблюдением порядка ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях и учетной политикой.

(Пункт 8 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 12.10.2013 г. №481)

(см. предыдущую редакцию)

9. В государственных учреждениях, не имеющих бухгалтерскую службу, бухгалтерский учет и отчетность может осуществляться соответствующим специалистом, назначенным письменным распоряжением руководителя государственного учреждения.

10. Централизованный учет осуществляется в соответствии с Положением о централизованной бухгалтерии, которое утверждается приказом администратора бюджетных программ.

Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых государственных учреждений финансовую отчетность в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих государственных учреждений.

11. Руководители бухгалтерских служб в своей работе руководствуются Бюджетным кодексом Республики Казахстан, нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности в государственных учреждениях и положениями об управлениях (отделах) бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности (бухгалтерских служб).

12. Главный бухгалтер государственного учреждения назначается и освобождается от должности руководителем и подчиняется непосредственно руководителю государственного учреждения.

Главный бухгалтер государственного учреждения обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций, предоставление оперативной информации, составление в установленные сроки финансовой отчетности.

13. Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем государственного учреждения банковские документы и документы, служащие основанием для приемки и выдачи материальных ценностей и денежных средств, а также финансовые обязательства и договоры о государственных закупках. Руководитель государственного учреждения может предоставить право подписи банковских документов и бухгалтерских документов уполномоченным на это лицам по представлению главного бухгалтера. Данные полномочия представляются на основании приказов руководителя государственного учреждения. Документы без подписи главного бухгалтера или лица, его замещающего, считаются недействительными и не принимаются к исполнению.

14. При освобождении главного бухгалтера от занимаемой должности (увольнении, назначении на другую должность, перемещении) производится сдача дел главному бухгалтеру, назначенному на должность в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, а при отсутствии последнего - работнику, назначенному приказом руководителя государственного учреждения.

Прием и сдача дел главным бухгалтером, сдающим дела (далее - сдающим), и работником, принимающим дела (далее - принимающим), производятся на основании приказа руководителя государственного учреждения. В приказе указывается срок приема-сдачи дел бухгалтерской службы, но не более двух недель; порядок оплаты труда сдающего и принимающего. В приказе также указывается, кому предоставлено на период приема-сдачи дел право подписи на документах, при этом должно быть оговорено, что до оформления права подписи лица, принимающего дела, документы подписывает сдающий дела под контролем принимающего.

В процессе сдачи дел определяется состояние бухгалтерского учета в данном государственном учреждении и достоверность отчетных данных, при этом составляется акт приема-сдачи дел (в котором указывается состав комиссии, согласно приказа руководителя, наименование и количество бухгалтерских регистров, отчетность: финансовая, бюджетная, налоговая и статистическая, сумма и наименование активов, обязательств, чистых активов/капитала), разграничивающий ответственность принимающего и сдающего дела.

Передача дел бухгалтерской службы производится на основе последнего представленного баланса. В акте приема-сдачи дел должна быть указана дата осуществления передачи дел.

В начале приема и сдачи дел проверяется состояние кассы (обеспечены ли надлежащие условия для хранения денежной наличности, состояние записей в кассовой книге, состояние по другим ценностям, хранящимся в кассе, и соответствие их бухгалтерским записям, наличие чековых книжек, номера неиспользованных чеков). Акт проверки остатков наличности в кассе (в котором указывается сумма остатка денежных средств по спецификам, номера и даты последних приходных и расходных ордеров) подписывается лицом, как сдающим, так и принимающим дела бухгалтерской службы, а также кассиром, либо лицом, отвечающим за ведение кассовых операций.

При приеме и сдаче дел проверяется состояние денежного учета, учета расчетных операций, расчетных статей баланса (реальность дебиторской и кредиторской задолженности, наличие нереальной для взыскания задолженности, с указанием виновных в этом лиц, наличие актов сверки взаимных расчетов, наличие не перечисленных своевременно в бюджет сумм), а также составление отчетности (соблюдение отчетной дисциплины, качество представляемой отчетности) государственного учреждения.

Кроме того, в акте приема-сдачи дел отражается:

состояние организации учета в бухгалтерской службе (штат, его укомплектованность, распределение обязанностей, должностные инструкции, наличие инструктивных материалов по бухгалтерскому учету и отчетности, обеспеченность бухгалтерскими книгами, бланками учета и отчетности), формирование учетной системы;

состояние первичной документации учета, бухгалтерской отчетности;

мероприятия, необходимые для организации учета и финансового контроля;

правильность оформления и хранения документов, состояние архива.

Составленный по завершению проверки состояния учета и отчетности государственного учреждения акт приема-сдачи дел подписывается принимающим и сдающим дела, и утверждается руководителем государственного учреждения. В случае несогласия принимающего с какими-либо положениями акта приема-сдачи дел он при его подписании должен указать соответствующие мотивированные оговорки. Акт приема-сдачи дел составляется в двух экземплярах, один из которых остается у лица, сдающего дела.

15. Бухгалтерская служба в государственных учреждениях должна обеспечить полной и достоверной информацией государственные органы для контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности государственных учреждений, за ходом исполнения плана финансирования, состоянием расчетов с организациями, государственными учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.

16. Обеспечение государственного учреждения инструктивными документами для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности осуществляется администраторами бюджетных программ.

17. Государственное учреждение осуществляет бухгалтерский учет по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета в соответствии с настоящими Правилами.

18. Основанием для отражения записей в регистрах бухгалтерского учета служат надлежаще оформленные первичные документы, которые фиксируют факт совершения операции или события.

Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события, если это не представляется возможным непосредственно по окончании операции или события.

Записи в первичных документах производятся лишь такими средствами, которые обеспечивают сохранность записей в них в течение длительного времени.

Первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

наименование документа (формы);

дату составления;

наименование организации или фамилию и инициалы, от имени которого составлен документ;

содержание операции или события;

единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении);

наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления;

бизнес-идентификационный номер (далее - БИН/ИИН).

Электронная форма первичного документа имеет силу первичного документа, оформленного на бумажном носителе. Использующий электронные подписи должен принять надлежащие меры предосторожности и контроля, касающиеся права использования и доступа к электронным подписям.

При составлении первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях государственные учреждения должны изготовить копии таких документов на бумажных носителях.

В первичном документе могут быть приведены дополнительные реквизиты: номер документа, адрес государственного учреждения, основание для совершения операции, зафиксированной документом, другие дополнительные реквизиты, определяемые характером документируемых операций.

В документах на приобретение материальных ценностей должна быть расписка материально-ответственного лица в получении этих ценностей, а в документах за выполненные работы - подтверждение принятия работ соответствующими лицами.

В первичных документах, как в текстовой части, так и цифровых данных, подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.

Ошибки в первичных документах исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Зачеркивание производится тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать ранее написанное. Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью "Исправлено" и подтверждено подписями лиц, подписавших документ, с указанием даты внесения исправления.

Внесение исправлений в кассовые и банковские первичные документы не допускается.

(В пункт 18 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

19. Документы, служащие основанием для записей в регистрах учета, представляются в бухгалтерскую службу в сроки, установленные главным бухгалтером и утвержденные руководителем государственного учреждения.

Материально-ответственные лица представляют первичные документы по приходу и расходу материальных ценностей по реестру сдачи документов согласно формы 442 Альбома форм бухгалтерской документации для государственных учреждений (далее - Альбом форм), утвержденного приказом Министра финансов Республики Казахстан от 02 августа 2011 года № 390 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 7126) (заполняется отдельно по приходным и расходным документам), составляемом в двух экземплярах. После проведенной в присутствии материально-ответственного лица проверки правильности оформления представленных первичных документов один экземпляр реестра с подписью бухгалтерского работника возвращается материально-ответственному лицу, второй экземпляр остается в делах бухгалтерской службы.

С лицами, ответственными за хранение денежных средств и материальных ценностей, заключается письменный договор о полной материальной ответственности по форме 321 Альбома форм.

(В пункт 19 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

20. Поступившие в бухгалтерскую службу первичные документы проверяются как по форме (полнота и правильность оформления первичных документов, заполнения реквизитов), так и по содержанию (законность документируемых операций, логическая увязка отдельных показателей).

21. Проверенные и принятые к учету документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются мемориальными ордерами - накопительными ведомостями по формам Альбома форм, которым присваиваются следующие постоянные номера:

мемориальный ордер 1 - накопительная ведомость по кассовым операциям форма 381 Альбома форм;

мемориальный ордер 2 - накопительная ведомость по движению средств на кодах государственных учреждений форма 381 Альбома форм;

мемориальный ордер 3 - накопительная ведомость по учету денежных средств на контрольных счетах наличности (далее - КСН) платных услуг, КСН спонсорской, благотворительной помощи, КСН временного размещения денежных средств, на счете в иностранной валюте и специальных счетах бюджетного инвестиционного проекта по внешним займам и грантам, КСН местного самоуправления, КСН целевого финансирования форма 381 Альбома форм;

мемориальный ордер 5 - свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям форма 405 Альбома форм;

мемориальный ордер 6 - накопительная ведомость по расчетам с организациями форма 408 Альбома форм;

мемориальный ордер 7 - накопительная ведомость по расчетам в порядке авансовых платежей форма 408 Альбома форм;

мемориальный ордер 8 - накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами форма 386 Альбома форм;

мемориальный ордер 9 - накопительная ведомость по выбытию и перемещению долгосрочных активов форма 438 Альбома форм;

мемориальный ордер 10 - накопительная ведомость по выбытию и перемещению спецодежды и других предметов индивидуального пользования форма 438 Альбома форм;

мемориальный ордер 11 - свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания форма 398 Альбома форм;

мемориальный ордер 12 - свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания форма 411 Альбома форм;

мемориальный ордер 13 - накопительная ведомость по расходу материалов форма 396 Альбома форм;

мемориальный ордер 14 - свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей форма 406 Альбома форм;

мемориальный ордер 15 - накопительная ведомость начисления доходов от необменных операций форма 409 Альбома форм;

мемориальный ордер 16 - накопительная ведомость начисления доходов от реализации товаров (работ, услуг) форма 409-а Альбома форм;

мемориальный ордер 17 - накопительная ведомость начисления доходов от управления активами форма 409-б Альбома форм;

мемориальный ордер 18 - накопительная ведомость начисления доходов по прочим операциям форма 409-в Альбома форм;

мемориальный ордер 19 - накопительная ведомость начисления операционных расходов форма 458 Альбома форм;

мемориальный ордер 20 - накопительная ведомость начисления расходов по бюджетным выплатам форма 458-а Альбома форм;

мемориальный ордер 21 - накопительная ведомость начисления расходов по управлению активами форма 458-б Альбома форм;

мемориальный ордер 22 - накопительная ведомость начисления расходов по прочим операциям форма 458-в Альбома форм.

По остальным операциям и по операциям "Сторно" составляются отдельные мемориальные ордера формы 274 Альбома форм, которые нумеруются, начиная с 23 за каждый месяц в отдельности.

Отдельные мемориальные ордера составляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня (по получении первичного документа), как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция субсчетов в мемориальном ордере записывается в зависимости от характера операций по дебету одного субсчета и кредиту другого субсчета или дебету одного субсчета и кредиту нескольких субсчетов, или, наоборот, по кредиту одного субсчета и дебету нескольких субсчетов.

Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером или его заместителем и исполнителем.

(В пункт 21 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 12.10.2013 г. №481)

(см. предыдущую редакцию)

22. Все мемориальные ордера регистрируются в книге "Журнал-главная" форма 308 Альбома форм. Учет в книге "Журнал-главная", как правило, ведется по субсчетам.

Книга "Журнал-главная" открывается записями сумм остатков на начало года в соответствии с бухгалтерским балансом за истекший год. Записи в ней производятся по мере составления мемориальных ордеров, а при составлении мемориальных ордеров накопительных ведомостей один раз за месяц. Сумма мемориального ордера записывается сначала в графу "Сумма по ордеру", а затем в дебет и кредит соответствующих субсчетов. Сумма оборотов за месяц по всем субсчетам как по дебету, так и по кредиту должна быть равна итогу графы "Сумма по ордеру". Второй строкой после оборотов за месяц выводится остаток на начало следующего месяца по каждому субсчету.

(В пункт 22 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

23. Аналитический учет ведется в учетных регистрах (в книгах, карточках, накопительных ведомостях и других учетных регистрах).

24. В бухгалтерских книгах до начала записей нумеруются все страницы (листы). На последней странице листа за подписью главного бухгалтера делается надпись: "В настоящей книге всего пронумеровано______ страниц (листов)". Кассовая книга форма КО-4 и форма 440 Альбома форм, приходно-расходная книга учета бланков трудовых книжек форма 449 Альбома форм, кроме того, должны быть прошнурованы и опечатаны мастичной печатью, а количество листов в формах КО-4 и 440 Альбома форм заверено подписями руководителя государственного учреждения и главного бухгалтера и форме 449 Альбома форм - руководителем государственного учреждения.

На каждой книге надписывается наименование государственного учреждения, централизованной бухгалтерии и год, на который книга открыта. В книге должно быть оглавление открытых в ней субсчетов. При переносе записей на другую страницу книги в оглавлении по данному субсчету делается отметка о переносе записи с указанием номеров новых страниц.

Книги бухгалтерского учета при наличии в них по истечении года свободных листов могут быть использованы для записи операций следующего года. В этих случаях книги сдаются в архив один раз в 2 года.

Карточки (кроме карточек по активам) регистрируются в реестре карточек формы 279 Альбома форм, который ведется для каждого счета отдельно. Карточки для учета активов регистрируются в описи инвентарных карточек по учету долгосрочных активов формы ОС-10 Альбома форм.

Карточки хранятся в картотеках, в которых они располагаются по субсчетам с подразделением внутри их по материально-ответственным лицам, а в централизованных бухгалтериях и по обслуживаемым государственным учреждениям.

Карточки учета материалов сдаются в архив в подшитом виде вместе с реестром карточек, регистрами и другими бухгалтерскими документами ежегодно или один раз в два года. В такие же сроки сдаются в архив карточки учета активов, выбывших в течение года.

Опись инвентарных карточек по учету долгосрочных активов формы ОС-10 Альбома форм сдается в архив, когда в ней имеются отметки о списании инвентаря по последней инвентарной карточке формы ОС-6, 8, 9 Альбома форм. При сдаче инвентарных карточек в архив без описи они записываются в отдельной ведомости, в которой указываются номер карточки и название списанного инвентаря, а в централизованных бухгалтериях, кроме того, и наименование обслуживаемого государственного учреждения.

Записи в регистрах бухгалтерского учета производятся с первичных документов не позднее следующего дня после их получения. По окончании каждого месяца в регистрах аналитического учета подсчитываются итоги оборотов и выводятся остатки по субсчетам.

25. Исправление ошибок, обнаруженных в записях бухгалтерского учета за текущий год, производятся в следующем порядке:

1) обнаруженная ошибка за данный отчетный период до момента представления бухгалтерского баланса, не требующая изменения данных мемориального ордера, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое и надписывается над зачеркнутым исправленный текст и сумма. Одновременно, здесь же на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается оговорка "Исправлено";

2) обнаруженная ошибочная запись до момента представления бухгалтерского баланса, вызванная ошибкой в мемориальном ордере, в зависимости от ее характера исправляется дополнительным мемориальным ордером или по способу "Красное сторно". Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "Красное сторно" оформляются мемориальными ордерами, в которых, помимо обычных реквизитов, делается ссылка на номер и дату мемориального ордера, исправляемого данным мемориальным ордером.

Некоторые статьи в финансовой отчетности основываются на расчетных оценках. Процесс определения расчетных оценок основывается на самой последней, доступной и достоверной информации. Расчетная оценка может потребоваться, например, при определении справедливой стоимости финансовых активов или финансовых обязательств, резервов по сомнительным долгам, оценочных обязательств. Результат изменения в расчетных оценках подлежит признанию перспективно и включению в расчет финансовых результатов в текущем периоде, когда произошло изменение, если оно влияет только на данный период или периоде, когда произошло изменение, и в будущих периодах при наличии на них влияния.

(В пункт 25 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 12.10.2013 г. №481)

(см. предыдущую редакцию)

26. Для контроля за правильностью бухгалтерских записей по счетам синтетического и аналитического учета составляются оборотные ведомости форм М-44, 285 и 326-ОС, 326-НА, 326-ИН, 326-БА Альбома форм по каждой группе аналитических счетов, объединяемых соответствующим синтетическим счетом. Итоги оборотов и остатки по каждому аналитическому счету оборотных ведомостей сверяются с итогами оборотов и остатками этих субсчетов книги "Журнал-главная" формы 308 Альбома форм.

Оборотные ведомости, в том числе и по активам, составляются ежемесячно. Записи в оборотной ведомости форм 326-ОС, 326-НА, 326-ИН, 326-БА Альбома форм могут производиться в течение нескольких лет.

27. В новом финансовом году в регистрах бухгалтерского учета по синтетическим и аналитическим счетам записываются суммы остатков на начало года в полном соответствии с бухгалтерским балансом и учетными регистрами за истекший год.

Если администратором бюджетных программ при приемке финансовой отчетности за отчетный финансовый год сделаны исправления, то на основании соответствующего письменного распоряжения эти исправления вносятся в регистры бухгалтерского учета данного отчетного финансового года (путем исправления бухгалтерской записи), и в регистры бухгалтерского учета текущего года (путем изменения входящих остатков).

(Пункт 27 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

28. По истечении каждого отчетного месяца все мемориальные ордера, мемориальные ордера - накопительные ведомости вместе с относящимися к ним документами должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за три месяца в одну папку. На обложке надписываются: наименование государственного учреждения или централизованной бухгалтерии; название и порядковый номер папки, дела; отчетный период год и месяц; начальный и последний номера мемориальных ордеров; количество листов в деле.

29. Государственные учреждения должны хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учета на бумажных и (или) электронных носителях, финансовую отчетность, программы электронной обработки учетных данных в течение периода, установленного законодательством Республики Казахстан о Национальном архивном фонде и архивах.

30. Сохранность первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер государственного учреждения.

Первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовая отчетность до передачи их в архив хранятся в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственность лиц, уполномоченных главным бухгалтером.

В бухгалтерском архиве государственного учреждения дела хранятся в течение сроков, установленных номенклатурой дел. По истечении сроков хранения дела сдаются в соответствующий государственный архив. Документы, удостоверяющие сдачу дел в архив, хранятся постоянно в бухгалтерской службе.

31. В случае пропажи или уничтожения первичных документов руководитель государственного учреждения назначает приказом комиссию по служебному расследованию причин пропажи или уничтожения, с привлечением представителей следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.

Результаты работы комиссии оформляются актом (произвольной формы), который подписывается членами комиссии и утверждается руководителем государственного учреждения.

3. Принципы и основные качественные характеристики бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности

32. Принципами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются начисление и непрерывность деятельности.

Принцип начисления обеспечивается признанием результатов операций по факту их совершения независимо от времени оплаты.

Принцип непрерывности деятельности означает, что государственное учреждение имеет намерение работать в обозримом будущем, не будет необходимости ликвидации или существенного сокращения масштабов деятельности.

(В пункт 32 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 12.10.2013 г. №481)

(см. предыдущую редакцию)

33. Основными качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.

34. Операции и события регистрируются в учетной документации и признаются в финансовых отчетах тех периодов, к которым они относятся.

(Пункт 34 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

35. Элементами финансовой отчетности, связанными с оценкой финансового положения, являются активы, обязательства и капитал.

Элементами, непосредственно связанными с измерениями результатов деятельности в отчете о результатах финансовой деятельности, являются доходы и расходы.

36. К активам относятся ресурсы, контролируемые государственным учреждением в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод или сервисного потенциала.

Будущие экономические выгоды, заключенные в активе, могут поступать различными путями. Актив может быть использован отдельно или в сочетании с другими активами при производстве товаров и оказании услуг, обменен на другие активы, использован для погашения обязательства. Активы, которые используются для производства товаров и оказания услуг, но непосредственно не обеспечивают чистых поступлений денежных средств, обозначают как сервисный потенциал.

Актив классифицируется как оборотный (краткосрочный), в случае если он соответствует любым из следующих критериев:

предполагается его реализация или продажа или он предназначен для потребления в ходе нормального операционного цикла;

он предназначен в основном для целей торговли;

предполагается его реализация в течение 12 месяцев после отчетной даты; или

это денежные средства или денежные эквиваленты, если только его обмен или использование для расчета по обязательству не запрещено, по крайней мере на 12 месяцев после отчетной даты.

Все прочие активы классифицируются как долгосрочные (внеоборотные).

37. Существующая обязанность государственного учреждения, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды или сервисный потенциал, является обязательством.

Урегулирование существующего обязательства обычно связано с оттоком из государственного учреждения ресурсов, содержащих экономическую выгоду, ради удовлетворения требований другой стороны. Урегулирование существующего обязательства может осуществляться выплатой денежных средств, передачей других активов, предоставлением услуг либо заменой одного обязательства другим.

Обязательство также может быть погашено другими средствами, такими как отказ или утрата кредитором своих прав.

Обязательство классифицируется как краткосрочное, когда оно удовлетворяет любым из следующих критериев:

его погашение предполагается произвести в пределах обычного операционного цикла;

оно предназначено в основном для целей торговли;

оно должно быть погашено в пределах 12 месяцев после отчетной даты;

субъект не обладает безусловным правом отсрочить погашение обязательства, по крайней мере на 12 месяцев после отчетной даты.

Все прочие обязательства классифицируются как долгосрочные.

38. Чистыми активами/капиталом является доля в активах, остающаяся после вычета всех обязательств.

Чистые активы/капитал отражают величину остатка в отчете о финансовом положении (активы минус обязательства) и могут быть положительными или отрицательными.

(Пункт 38 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

39. Статья, отвечающая определению элемента финансовой отчетности, должна признаваться как актив, если:

1) существует вероятность того, что любая будущая экономическая выгода или сервисный потенциал, связанные со статьей, будут получены субъектом;

2) фактические затраты на приобретение или стоимость объекта могут быть надежно измерены.

(Пункт 39 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

40. Взаимосвязь между элементами финансовой отчетности означает, что статья, отвечающая определению и критериям признания для конкретного элемента, например актива, автоматически требует признания другого элемента, например, дохода или обязательства.

41. Отчетным периодом для годовой финансовой отчетности является финансовый год. Первый отчетный год для вновь созданного государственного учреждения начинается с момента его государственной регистрации по 31 декабря того же года включительно.

42. Финансовая отчетность представляется в национальной валюте Республики Казахстан.

Составление и представление финансовой отчетности государственными учреждениями осуществляется в соответствии с утвержденными формами и Правилами составления и представления финансовой отчетности, утвержденными приказом министра финансов Республики Казахстан от 8 июля 2010 года № 325 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6352).

(В пункт 42 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 12.10.2013 г. №481)

(см. предыдущую редакцию)

Раздел 2. Общие учетные принципы

4. Порядок учета денежных средств и их эквивалентов

43. Государственным учреждением расходные операции осуществляются за счет бюджетных средств по спецификам экономической классификации расходов в пределах индивидуального плана финансирования по платежам на текущий финансовый год.

Использование бюджетных средств осуществляется строго по целевому назначению. Не использованные до конца 31 декабря текущего финансового года включительно остатки плановых назначений аннулируются.

(В пункт 43 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

44. Информация о потоках денежных средств за отчетный период представляется в отчете о движении денежных средств государственного учреждения с разбивкой на потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

(Пункт 44 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.07.2012 г. №348)

(см. предыдущую редакцию)

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях Раздел 1. Общие положения 1. Общее положение 2. Порядок организации бухгалтерского учета 3. Принципы и основные качественные характеристики бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности Раздел 2. Общие учетные принципы 4. Порядок учета денежных средств и их эквивалентов 5. Порядок учета финансовых инвестиций и финансовых обязательств 6. Порядок учета дебиторской и кредиторской задолженности 7. Порядок учета расчетов с работниками 8. Порядок учета запасов 9. Порядок учета основных средств 10. Порядок учета инвестиционной недвижимости 11. Порядок учета биологических активов 12. Порядок учета нематериальных активов 13. Порядок учета аренды 14. Порядок учета прочих активов и обязательств 15. Порядок учета доходов 16. Порядок учета расходов 17. Порядок учета затрат на производство и другие цели 18. Определение оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов 19. Влияние изменений валютных курсов 20. Порядок учета чистых активов/капитала 21. Порядок учета на забалансовых счетах Раздел 3. Отдельные принципы учета 22. События после отчетной даты 23. Справедливая стоимость 24. Обесценение активов 25. Принципы дисконтирования Раздел 4. Порядок учета операций по централизованному снабжению долгосрочными активами и запасами государственных учреждений 26. Порядок учета операций по централизованному снабжению, возникающих между заказчиком и грузополучателем, состоящими на одном бюджете 27. Порядок учета операций по централизованному снабжению, возникающих между заказчиком и грузополучателем, состоящими на разных бюджетах 28. Порядок учета активов и обязательств по договорам концессии. Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6