Недействующая редакция. Принята: 16.07.2014 / Вступила в силу: 12.07.2014

Недействующая редакция, не действует с 9 сентября 2015 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 16 июля 2014 года №793

Об утверждении Правил по определению страны происхождения товара, оформлению, удостоверению и выдаче сертификата о происхождении товара и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан

В соответствии с подпунктами 11), 12) статьи 6 Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании", подпунктом 7) статьи 14 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2013 года "О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Определить Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан организацией, уполномоченной на выдачу сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения.

2. Утвердить прилагаемые Правила по определению страны происхождения товара, оформлению, удостоверению и выдаче сертификата о происхождении товара.

3. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.

4. Настоящее постановление вводится в действие с 12 июля 2014 года и подлежит официальному опубликованию.

Премьер-Министр Республики Казахстан

К.Масимов

Утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 июля 2014 года №793

Правила по определению страны происхождения товара, оформлению, удостоверению и выдаче сертификата о происхождении товара

1. Общие положения

1. Настоящие Правила по определению страны происхождения товара, оформлению, удостоверению и выдаче сертификата о происхождении товара (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктами 11), 12) статьи 6 Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании" и подпунктом 7) статьи 14 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2013 года "О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан" и устанавливают порядок определения страны происхождения товара, составления и выдачи акта экспертизы о происхождении товара и оформления, удостоверения и выдачи сертификата о происхождении товара, произведенного или подвергнутого достаточной переработке товара в соответствии с критериями достаточной переработки товара на территории Республики Казахстан.

2. Настоящие Правила распространяются на:

1) уполномоченный орган;

2) уполномоченную организацию;

3) экспертные организации;

4) экспертов-аудиторов по определению страны происхождения товара;

5) физических или юридических лиц, заинтересованных в получении сертификата о происхождении товара.

3. В настоящих Правилах применяются следующие понятия:

1) адвалорная доля - процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость, достигающая фиксированной процентной доли в цене "франко-завод" поставляемого товара;

2) реэкспорт - вывоз из страны товаров, ввезенных из-за границы, без их переработки;

3) кумулятивный принцип - один из принципов определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым происхождение товара в результате последовательной переработки товара в государствах-участниках Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (далее - Соглашение) определяется по стране изготовления конечного товара;

4) заявитель - физическое или юридическое лицо, заинтересованное в получении сертификата о происхождении товара;

5) экспертная организация - юридическое лицо, имеющее в штате эксперта-аудитора по определению страны происхождения товара, осуществляющее работы по проведению экспертизы происхождения товара;

6) товар серийного производства - товар, выпуск которого повторяется отдельными партиями в течение продолжительного времени;

7) товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) - классификатор товаров, включающий в себя товарные группы, позиции, субпозиции, подсубпозиции в виде цифрового знака или группы цифровых знаков (кодов). Неотъемлемой частью товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности являются пояснения к позициям на любом уровне классификации, а также основные правила интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

8) доля местного содержания в товаре - процентное содержание стоимости используемых местных материалов и затрат производителя товаров на переработку товара, осуществляемых на территории Республики Казахстан, в конечной стоимости товара;

9) критерии достаточной переработки товара - один из принципов определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, если в его производстве участвуют две или более страны, считается происходящим из страны, где он был подвергнут последней существенной переработке товара, достаточной для придания товару его характерных свойств;

10) сертификат о происхождении товара - документ, удостоверяющий страну происхождения товара и выданный в соответствии с законодательством данного государства или государства вывоза, если в государстве вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товара;

11) страна происхождения товара - страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке;

12) товар - имущество, реализуемое на территории Республики Казахстан или перемещаемое через границу Республики Казахстан, в том числе электрическая, тепловая и иные виды энергии, а также транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для осуществления международных перевозок пассажиров и товаров;

13) эксперт-аудитор по определению страны происхождения товара - специалист, аттестованный в порядке, установленном уполномоченным органом;

14) уникальный номер товара - номер изделия, который наносится на каждую единицу товара и является неизменным, действующим в течение срока службы/годности, определенного для данного вида товара, имеющим структуру в соответствии с отраслевым стандартом;

15) цена на условиях "франко-завод" - цена товара, подлежащая уплате производителю, на предприятии которого производилась последняя переработка, на условиях "франко-завод", за исключением любых внутренних налогов, которые уплачены или могут быть уплачены при экспорте произведенного товара;

16) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области технического регулирования;

17) уполномоченная организация - Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан, осуществляющая оформление, удостоверение и выдачу сертификата о происхождении товара, а также уполномоченная на выдачу сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения;

18) классификатор продукции по видам экономической деятельности - классификатор продукции, устанавливающий порядок классификации и кодирования продукции по видам экономической деятельности;

19) экспорт - вывоз из страны отечественных либо ранее ввезенных из-за границы и подвергшихся переработке товаров для их реализации на внешнем рынке.

2. Определение страны происхождения товара, оформление, удостоверение и выдача сертификата о происхождении товара на товары, экспортируемые, реэкспортируемые из Республики Казахстан

Определение страны происхождения товара

4. Для определения страны происхождения товара должно быть установлено, что товар:

1) полностью казахстанского происхождения;

2) казахстанского происхождения с учетом критерия достаточной переработки товара;

3) иностранного происхождения.

5. Товарами, полностью произведенными в Республике Казахстан, считаются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальных водах (морях) или на ее континентальном шельфе;

2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

3) живые животные, родившиеся и (или) выращенные в данной стране;

4) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны либо арендованным (зафрахтованным) ею;

7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте 6) настоящего пункта;

8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориальных вод (моря) данной страны при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

10) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендованных (зафрахтованных) ею;

11) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5), 6), 7), 8), 9), 10) настоящего пункта.

6. Если в производстве товара участвуют две и более страны, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке товара, отвечающие критериям достаточной переработки товара.

7. Критериями достаточной переработки товара для придания ему статуса произведенного в Республике Казахстан являются:

1) изменение кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;

2) выполнение производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товара считалась страна, где эти операции имели место;

3) изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

8. Основным критерием достаточной переработки товара является изменение кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара, за исключением товаров, включенных в перечень условий, производственных и технологических операций, необходимых для придания товару статуса происхождения при использовании в производстве товара третьих стран.

В данный перечень в качестве одного из условий включено правило адвалорной доли как самостоятельно, так и в сочетании с другими критериями достаточной переработки товара.

Для оценки критерия достаточной переработки товара может применяться кумулятивный принцип, в соответствии с которым происхождение товара в результате последовательной переработки товара в государствах-участниках Соглашения определяется по стране изготовления конечного товара.

Если в производстве конечного товара в одном из государств-участников Соглашения о предоставлении преференций используются сырье и материалы, происходящие из других государств-участников Соглашения, подтвержденные сертификатом о происхождении товара, и подвергаемые поэтапной последующей переработке товара в других государствах-участниках Соглашения, то страной происхождения такого товара считается страна, где он в последний раз был подвергнут переработке.

При отсутствии сертификата о происхождении сырья или материалов определение страны происхождения конечного товара устанавливается пунктом 7 настоящих Правил.

Для определения страны происхождения товаров, производимых и экспортируемых из Республики Казахстан в страны Содружества Независимых Государств и Европейского сообщества, а также США, Канаду, Японию, Турцию, Австралию, Новую Зеландию, Швейцарию и Лихтенштейн, Норвегию в рамках Генеральной системы преференций, и в страны, для которых подтверждение происхождения товара осуществляется сертификатом формы "Оригинал", перечень условий, производственных и технологических операций приведен в Соглашении о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2010 года за №1478, и Регламенте Европейского экономического сообщества №2454/93.

Происхождение товаров, производимых и экспортируемых из Республики Казахстан в страны, с которыми заключены соглашения о свободной торговле, за исключением стран Содружества Независимых Государств, определяется на основе указанных международных договоров, вступивших в силу для Республики Казахстан.

9. Условиями, не отвечающими критериям достаточной переработки товара для придания ему статуса произведенного в Республике Казахстан, являются:

1) операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;

2) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

3) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом и другими веществами;

4) глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);

5) операции по покраске или полировке;

6) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;

7) операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара;

8) снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов;

9) затачивание, простой помол или простая резка;

10) просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);

11) разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;

12) простые сборочные операции или разборка товаров по частям;

13) разделение товаров на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;

14) смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;

15) убой скота, разделка (сортировка) мяса;

16) комбинация двух или большего числа указанных выше операций.

10. В случае, если применяется правило адвалорной доли, расчет адвалорной доли в производстве товара производится:

1) для импортированных товаров - по таможенной стоимости этих товаров при их ввозе в страну, где осуществляется производство конечной продукции, или в случае, если происхождение импортированных товаров неизвестно, - по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, где осуществляется производство конечной продукции;

2) для конечной продукции - по цене завода (склада) продавца, не включающей расходы на погрузку, таможенное декларирование и вывоз товара из страны экспорта (цена на условиях "франко-завод").

11. При определении страны происхождения товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями, если по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией, а также в случаях, если партия товаров разбита на несколько партий в результате ошибки или неверной адресации, рассматриваются по желанию декларанта как единый товар.

Положения настоящего пункта применяются при соблюдении следующих условий:

1) предварительное уведомление таможенного органа страны ввоза о разбивке разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причин такой разбивки, приложением подробной спецификации, каждой партии с указанием кодов товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию, а также уведомление о разбивке товара на несколько партий в результате ошибки или неверной адресации - при документальном подтверждении ошибочности разбивки товара;

2) поставка всех партий товаров из одной страны одним экспортером (поставщиком); ввоз и оформление всех партий товара через одну и ту же таможню;

3) поставка всех партий товара в срок, не превышающий шести месяцев с даты принятия таможенной декларации.

12. Для определения страны происхождения товара происхождение используемой для их производства тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.

Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если данные приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и продаются в комплекте с вышеуказанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами и в количестве, обычно поставляемом с данными устройствами.

13. Работы, связанные с экспертизой по определению страны происхождения товара, проводятся на договорной основе на основании заявки, поданной заявителем в экспертную организацию, и представленного заявителем пакета документов по перечню, указанному в пункте 16 настоящих Правил.

14. Экспертиза происхождения товара осуществляется экспертом-аудитором по определению страны происхождения товара в течение двух рабочих дней с момента представления и регистрации заявки с полным пакетом документов, подтверждающих происхождение товара.

15. Экспертиза происхождения товара включает:

1) экспертизу документов, подтверждающих происхождение товара, по перечню, утверждаемому уполномоченным органом;

2) идентификацию товара по внешним признакам, маркировке (наименование, тип, вид, упаковка, класс, предприятие-изготовитель), при необходимости с выездом на место нахождения товара;

3) экспертизу технологического процесса производства товара с целью установления критерия достаточной переработки товара и определения добавленной стоимости товара.

16. Согласно приложению 2 к настоящим Правилам на проведение экспертизы происхождения товара, а также при реэкспорте товара совместно с заявкой предъявляются документы, подтверждающие происхождение товара по перечню, утверждаемому уполномоченным органом.

При многократных поставках товара в рамках одного контракта допускается выдавать акт экспертизы на контрактную партию при первой отгрузке сроком на один год, в том числе на товары серийного производства.

В акте экспертизы на первую отправляемую партию товара указываются контрактная партия или годовой объем выпуска товара.

При изменении технологии производства и компонентов в данном товаре, а также страны-поставщика материалов заявитель в течение пяти рабочих дней информирует экспертную организацию по определению страны происхождения товара о данных изменениях с целью получения нового акта экспертизы о происхождении и сертификата о происхождении товара.

17. В случае необходимости проведения дополнительных исследований экспертная организация запрашивает:

1) оригиналы и копии разрешений, лицензий, документов, удостоверяющих происхождение сырья, материалов, комплектующих;

2) протокол испытаний, выданный аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), если невозможна идентификация товара без лабораторных испытаний и исследований.

Оригиналы документов возвращаются заявителю в течение одного рабочего дня после их идентификации с копиями.

18. По результатам экспертизы экспертная организация выдает акт экспертизы о происхождении товара согласно приложению 3 к настоящим Правилам, составленный экспертом-аудитором по определению страны происхождения товара, о том, что товар является:

1) казахстанского происхождения с учетом критерия достаточной переработки товара;

2) иностранного происхождения.

19. Проводит экспертизу и подписывает экспертное заключение эксперт-аудитор по определению страны происхождения товара, получивший квалификационный аттестат и внесенный в реестр экспертов-аудиторов по определению страны происхождения товара.

20. Заявитель самостоятельно осуществляет выбор экспертной организации. Реестр экспертов-аудиторов по определению страны происхождения товара и перечень экспертных организаций размещаются на сайте уполномоченного органа.

21. При реэкспорте товара дополнительно представляются документы уполномоченной организации, подтверждающие ввоз товара в Республику Казахстан (копии сертификата о происхождении товара, таможенной декларации и товаросопроводительных документов).

Оформление, удостоверение и выдача сертификата о происхождении товара

22. Перед оформлением сертификата о происхождении товара уполномоченное лицо уполномоченной организации составляет заключение об оформлении сертификата о происхождении товара. Для этого проводится анализ представленных заявителем документов, подтверждающих происхождение товара, и анализ акта экспертизы о происхождении товара на предмет его надлежащего оформления.

23. Оформление, удостоверение и выдача сертификата о происхождении товара осуществляются по следующим формам:

1) сертификат формы "СТ-1" - на товары, вывозимые из Республики Казахстан в страны Содружества Независимых Государств;

2) сертификат формы "СТ-2" - на товары, вывозимые из Республики Казахстан в страны, с которыми совершены и действуют соглашения о свободной торговле, за исключением стран Содружества Независимых Государств;

3) сертификат формы "А" - на товары, экспортируемые в страны-члены Европейского сообщества, а также США, Канаду, Японию, Турцию, Австралию, Новую Зеландию, Швейцарию и Лихтенштейн, Норвегию в рамках Генеральной системы преференций;

4) сертификат формы "Оригинал" - на английском или русском языках (определяет заявитель) на товары, вывозимые в страны, не указанные в подпунктах 1), 2) и 3) настоящего пункта.

24. Сертификат о происхождении товара оформляется, удостоверяется и выдается в течение одного рабочего дня на основании:

1) заявления физического или юридического лица о выдаче сертификата о происхождении товара, согласно приложению 4 к настоящим Правилам;

2) акта экспертизы о происхождении товара;

3) документов, подтверждающих происхождение товара, по перечню, утверждаемому уполномоченным органом.

Сертификат о происхождении товара на товары, полностью произведенные в Республике Казахстан, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, выдается на основании документов, указанных в подпунктах 1) и 3) настоящего пункта.

25. При вывозе товара с территории Республики Казахстан сертификат о происхождении товара оформляется на каждую одновременно отправляемую партию товара, которая осуществляется одним или несколькими транспортными средствами одному и тому же грузополучателю от одного и того же грузоотправителя.

26. Сертификат о происхождении товара оформляется на бланках, имеющих степени защиты: первый экземпляр - подлинник, второй и третий экземпляр - копии. Подлинник и одна копия сертификата выдаются заявителю, а вторая копия хранится в уполномоченной организации, выдавшей сертификат о происхождении товара. Уполномоченная организация ведет учет использования, хранения и выдачи бланков сертификата о происхождении товара в соответствии с требованиями настоящих Правил.

27. Сертификат о происхождении товара оформляется, удостоверяется и выдается уполномоченной организацией.

При многократных поставках товара в рамках одного контракта допускается выдавать сертификаты о происхождении товара на каждую одновременно отправляемую партию товара под копию акта экспертизы, оригинал которого был оформлен на всю контрактную партию товара или на товары серийного производства и предъявлен экспортером при первой отгрузке.

В заявке на получение сертификата о происхождении товара заявитель собственноручно подтверждает, что отправляемая партия товара не подверглась изменениям в технологии производства и компонентах, а также страны-поставщика материалов данного товара.

28. Срок действия сертификата о происхождении товара составляет:

1) двенадцать месяцев со дня его выдачи для формы "СТ-1";

2) двенадцать месяцев со дня его выдачи для формы "Оригинал";

3) десять месяцев со дня его выдачи для формы "А".

29. Сертификат о происхождении товара считается недействительным, если в нем имеются подчистки, помарки, незаверенные исправления, отсутствуют необходимые подписи и (или) печати.

В случае изменения сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, новый сертификат выдается только после возврата заявителем ранее выданного сертификата, который аннулируется и подшивается в качестве обоснования при выдаче нового сертификата о происхождении товара, а также наличии необходимых документов, подтверждающих эти изменения.

30. Оформленные сертификаты выдаются заявителю под роспись в журнале регистрации выданных сертификатов о происхождении товара.

31. Передача сертификатов о происхождении товара другим лицам не допускается.

32. Копии сертификатов о происхождении товара и документы, на основании которых они были выданы, хранятся в уполномоченной организации не менее трех лет со дня выдачи сертификата о происхождении товара.

33. При реэкспорте товаров в рамках государств-участников Соглашения возможна выдача заменных сертификатов при наличии копии сертификата формы "СТ-1" страны происхождения товара.

При реэкспорте товаров в рамках государств-участников Соглашения, изготовленных на их территориях и завезенных на таможенные территории государств-участников Соглашения до вступления в силу Правил определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года, утвержденных решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, возможна выдача сертификата о происхождении товара формы "СТ-1". Выдача сертификата возможна при условии представления подтверждающих документов об изготовителе товара (наименование с указанием республики Союза Советских Социалистических Республик и почтового адреса) и года изготовления товара.

3. Определение страны происхождения товара и оформление, удостоверение и выдача сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения

Определение страны происхождения товара для внутреннего обращения

34. Для определения страны происхождения товара должно быть установлено, что товар:

1) полностью казахстанского происхождения;

2) казахстанского происхождения с учетом критерия достаточной переработки товара.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила по определению страны происхождения товара, оформлению, удостоверению и выдаче сертификата о происхождении товара 1. Общие положения 2. Определение страны происхождения товара, оформление, удостоверение и выдача сертификата о происхождении товара на товары, экспортируемые, реэкспортируемые из Республики Казахстан 3. Определение страны происхождения товара и оформление, удостоверение и выдача сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения 4. Выдача сертификата о происхождении товара впоследствии (ретроспективно) 5. Выдача дубликата сертификата о происхождении товара 6. Основания для отказа в выдаче сертификата о происхождении товара Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Перечень утративших силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан