Недействующая редакция. Принята: 19.11.2012 / Вступила в силу: 23.11.2012

Недействующая редакция, не действует с 19 июня 2015 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 3 ноября 2005 года №1144

Об утверждении Концепции системы управления рисками в Таможенной службе

(В редакции Постановлений Правительства Республики Молдова от 24.03.2008 г. №462, 02.12.2009 г. №793, 19.11.2012 г. №868)

В целях совершенствования процедур таможенного оформления, направленных на обеспечение благоприятных условий по ускорению передвижения товаров и лиц через таможенную границу Республики Молдова, сокращения времени, необходимого для таможенного оформления, и повышения эффективности таможенного контроля Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Концепцию системы управления рисками в Таможенной службе (прилагается).

2. Во исполнение положений настоящего постановления органам публичного управления, накапливающим, управляющим и обрабатывающим информацию в данной области обеспечить доступ к информационным ресурсам в режиме реального времени или представлять постоянно и оперативно Таможенной службе информацию следующего содержания:

Министерство внутренних дел - о незаконном обороте наркотиков, угонах автомобилей, кражах оружия, боеприпасов и другой криминальной деятельности, экономических преступлениях, экономических агентах, совершивших правонарушения или преступления;

Министерство обороны - о распространении оружия и перемещении через государственную границу военнослужащих;

Министерство информационного развития - о физических лицах, транспортных средствах, зарегистрированных предприятиях и организациях;

Министерство здравоохранения - о медицинских препаратах, разрешенных для импорта, опасных товарах, базе данных об эпидемиологической ситуации в странах мира, фальсифицированных товарах и др.;

Министерство экономики и торговли - о применении антидемпинговых мер, квотировании (контингентах) на основании соглашений о свободной торговле, стороной которых является Республика Молдова, изучении роста (спада) импорта (экспорта) некоторых видов товаров на основании анализа торгового обмена между Республикой Молдова и другими странами, цен реализации товаров на внутреннем рынке, о товарах двойного назначения и стратегических товарах;

Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности - о ветеринарных и фитосанитарных сертификатах, выданных для импорта (экспорта) товаров, списках экономических агентов, которым отказано в выдаче указанных сертификатов, выдаче разрешений на импорт посадочного материала, семян и животных для размножения;

Министерство культуры и туризма - о нелегальном обращении и преступлениях, объектом которых являются культурные движимые ценности, о базе данных относительно похищенных движимых культурных ценностях, о разрешениях на экспорт (импорт) движимых культурных ценностей;

Национальный центр по борьбе с коррупцией - о преступлениях по отмыванию денег, о должностных лицах, в отношении которых был вынесен окончательный приговор или заведено уголовное дело по обвинению в коррупции;

Служба стандартизации и метрологии - об импортерах и производителях других стран, товары которых были определены как опасные в процессе контроля рынка, о выявлении опасных товаров на внешних рынках, которые могут быть завезены в страну; об импортерах и производителях других стран, которым было отказано в сертификации в Республике Молдова товаров, которые считаются опасными, а также по поводу действующих технических положений и национальных стандартов, соответствие с которыми подтверждается сертификатом соответствия или декларацией соответствия;

Служба информации и безопасности - по поводу контрабанды оружия, боеприпасов, военной техники, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, наркотических, токсичных и других веществ;

Пограничная служба - о пересечении государственной границы частными лицами и транспортными средствами;

Лицензионная палата - о выданных, переоформленных, приостановленных, возобновленных и отозванных лицензиях на импорт (экспорт) товаров и на осуществление международных перевозок;

Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности - о выдаче сертификатов и применении квотирования на импорт алкогольной продукции и договоров на использование товарных знаков, являющихся государственной собственностью, заключенных или расторгнутых с экономическими агентами;

Национальное агентство по регулированию в энергетике - о выдаче, приостановлении и отзыве лицензий на импорт электроэнергии, природного газа и нефтепродуктов;

Государственное агентство по интеллектуальной собственности - о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, а также о нарушениях авторских и смежных прав.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 19.11.2012 г. №868)

(см. предыдущую редакцию)

3. Таможенной службе совместно с органами публичного управления, указанными в пункте 2 настоящего постановления, определить способ и условия представления информации.

4. Таможенной службе привести свои нормативные акты в строгое соответствие с положениями настоящего постановления.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Таможенную службу.

 

Премьер-министр

Василе Тарлев

Министр внутренних дел

Георге Папук

Министр обороны

Валериу Плешка

Министр здравоохранения

и социальной защиты

 

Валериан Ревенко

Министр экономики

и торговли

 

Валериу Лазэр

Министр сельского хозяйства

и пищевой промышленности

 

Анатолие Городенко

Министр культуры и туризма

Артур Козма

министр информационного развития

Владимир Моложен

Утверждено Постановлением Правительства №1144 от 3 ноября 2005 года

Концепция системы управления рисками в Таможенной службе

1. Общие положения

Таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Основной задачей Таможенной службы является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.

Изменение Таможенного кодекса, развитие отношений в области внешней торговли, усложненность задач, поставленных перед Таможенной службой, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий обуславливают пересмотр процедур и правил проведения таможенного контроля в соответствии с европейскими стандартами и требованиями, а также разработку новых стратегий в данной области исходя из системы оценки рисков.

При проведении таможенного контроля таможенные органы должны руководствоваться принципами выборочности и, как правило, ограничиваться формами таможенного контроля, достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Республики Молдова. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками (в дальнейшем - СУР).

Трехуровневая система администрирования, созданная в рамках Таможенной службы (центральный орган Таможенной службы, таможни и таможенные посты) и объединенная в единую информационную сеть, создает преимущества и благоприятные условия для построения эффективной СУР.

Создание современной системы управления рисками будет обеспечивать осуществление эффективного таможенного контроля, основанного на оптимальном распределении ресурсов Таможенной службы на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения и борьбы со следующими нарушениями таможенного законодательства Республики Молдова:

систематические нарушения;

связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей и налогов в значительных размерах;

снижающие конкурентоспособность продукции отечественных производителей;

ущемляющие другие важные интересы государства, защита и соблюдение которых входит в компетенцию таможенных органов.

Положительный результат применения СУР в деятельности таможенных органов подтверждает позитивный опыт работы в данной области таможенных органов других стран.

СУР должна стать одним из основных компонентов в работе по согласованию процедур таможенного контроля в Республике Молдова с критериями качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации, а именно:

сокращение времени таможенного оформления;

прозрачность и последовательность работы таможенных органов с лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность;

партнерский подход в вопросах взаимодействия таможенных органов и лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

2. Основные понятия

В системе управления рисками применяемые понятия означают следующее:

риск - вероятность несоблюдения действующего законодательства Республики Молдова;

анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения законодательства Республики Молдова. Риски разделяются на два типа: выявленный (определенный) и потенциальный. Выявленный риск является совершенным фактом, или известным риском, то есть нарушение законодательства Республики Молдова уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте. Потенциальный риск - это риск, который не выявлен, но условия для его возникновения существуют;

товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу, в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски;

товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска;

объекты анализа:

товары, находящиеся под таможенным контролем или выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Республики Молдова;

транспортные средства, используемые в международных пассажирских и грузовых перевозках;

сведения, содержащиеся в транспортных, коммерческих и таможенных документах (накладных);

сведения, содержащиеся в международных договорах купли-продажи товаров или договорах других видов, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иных документах, подтверждающих такие сделки;

деятельность лиц на основании гражданских или таможенных правоотношений, которые от собственного имени совершают действия с товарами, находящимися под таможенным контролем;

деятельность таможенных брокеров (представителей), владельцев таможенных складов и перевозчиков;

результаты применения форм таможенного контроля;

таможенные органы;

область риска - отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение качества таможенного администрирования;

индикаторы риска - определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля;

оценка риска - систематическое определение вероятности возникновения риска и последствий, связанных с последующим нарушением действующего таможенного законодательства.

профиль риска - совокупность сведений (данных) об области риска, показателях риска, а также конкретные указания (инструкции) о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска;

управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и операций, предусматривающая также непрерывное обновление, анализ и пересмотр накопленной и используемой таможенными органами информации.

3. Основные задачи системы управления рисками

Основными задачами СУР являются:

разработка методических материалов (программ) по выявлению рисков;

определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;

выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений таможенного законодательства;

оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;

определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;

разработка и применение методик оценки эффективности принимаемых мер;

разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;

контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;

оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;

накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля, а также о причинах и условиях, способствующих нарушению таможенного законодательства, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.

4. Принципы построения системы управления рисками

СУР основывается на следующих базовых принципах, обеспечивающих надлежащее выполнение первоочередных задач Таможенной службы:

принцип целевой направленности, заключающийся в направлении всех задач и проблем Таможенной службы, а также методов их решения на обеспечение соблюдения таможенного законодательства Республики Молдова;

принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями Таможенной службы функциональных подсистем управления рисками как элементов единой системы Таможенной службы;

принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи систем, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (центральный орган Таможенной службы, таможни, таможенные посты);

принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков положениям действующего законодательства Республики Молдова;

принцип единства управления рисками, заключающийся в разработке единых подходов принятия управленческих решений, предотвращении или минимизации рисков;

принцип создания единой информационной системы, предусматривающей:

создание программ и баз данных, необходимых для соответствующей области деятельности;

обеспечение сбора, хранения, обновления и обработки информации;

обеспечение распределения информации пользователям в зависимости от уровня доступа;

применение эффективных средств и методов защиты конфиденциальной информации от несанкционированного доступа;

применение технологий Intranet/Internet для передачи информации.

В соответствии с установленными выше принципами СУР обеспечивает осуществление эффективного таможенного контроля, основанного на выборочном контроле товаров. Это позволит таможенным органам:

сосредоточить усилия на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;

усилить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенных правил;

обеспечить благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим таможенное законодательство Республики Молдова, для проведения операций по импорту/экспорту;

ускорить перемещение товаров и транспортных средств через границу Республики Молдова;

обеспечить работу всех информационных подсистем по управлению рисками структурных подразделений Таможенной службы и объединить их в единую систему таможенной службы Республики Молдова.

5. Принципы управления

Существуют три принципа управления:

стратегическое управление - определение областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенных правил или наибольшего ущерба в случае возникновения рисков (тенденции, закономерности), разработка и внедрение соответствующих мер по предотвращению или минимизации рисков на уровне таможенной системы;

оперативное управление - определение локальных областей риска с наибольшей вероятностью потенциального нарушения таможенных правил и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков, характерных для отдельных групп товаров, лиц или таможенных органов;

тактическое управление - определение областей риска, характерных для конкретных ситуаций, товаров и лиц.

6. Элементы системы управления рисками

6.1. Сбор и анализ информации о товарах, лицах и транспортных средствах, перемещаемых через границу Республики Молдова

Данный элемент предусматривает сбор и анализ всей существующей информации из различных источников о товарах, лицах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Молдова, в том числе статистическая информация:

об указанных товарах и транспортных средствах и сравнение этих данных со статистикой стран, осуществляющих операции по импорту/экспорту с Республикой Молдова;

об экономическом потенциале стран, осуществляющих операции по импорту/экспорту с Республикой Молдова;

поступающая от правоохранительных или контрольных органов Республики Молдова, а также от таможенных органов других стран;

поступающая от органов уголовного преследования или органов контроля нарушений таможенных правил центрального органа Таможенной службы;

о деятельности лиц, осуществляющих операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;

о деятельности таможенных брокеров, владельцев таможенных складов, складов временного хранения и др;

заявляемая при осуществлении таможенных операций;

о платежах, осуществленных по внешнеэкономическим сделкам;

о транспортных логистических схемах;

о защите прав интеллектуальной собственности на границе;

о лицах, подозреваемых в незаконном перемещении наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых устройств и радиоактивных веществ, культурных и других ценностей, запрещенных или ограниченных к провозу;

о товарах двойного назначения.

Важнейшим фактором, определяющим необходимость и эффективность принимаемых мер, является оперативность, достоверность и полнота информации, которая используется для разработки и реализации мер по предотвращению или минимизации рисков. Таможенные органы должны иметь доступ к надежным, достоверным и актуальным источникам информации и уметь эти сведения оценивать.

Системность и комплексность мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации, наличие нескольких независимых источников информации, периодичность обновления, пополнения баз данных, а также применение современных технологий сбора информации обеспечит максимальную достоверность и объективность получаемых результатов в целях предотвращения и минимизации рисков.

В качестве основных источников сбора данных и областей определения потенциальных рисков используются информационные ресурсы Таможенной службы Республики Молдова.

Сбор информации будет осуществляться и при посредстве других компетентных органов, наделенных полномочиями по сбору, управлению и обмену информацией.

6.2. Выявление и анализ рисков

Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят в установлении следующих факторов:

совокупность условий и факторов, влияющих на возникновение рисков;

таможенные операции, при осуществлении которых возникает максимальная вероятность нарушения таможенных правил;

объекты анализа;

критерии и параметры, характеризующие риски (количество перемещений товаров через границу, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);

показатели риска (количественные показатели, определяющие необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);

оценка возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.

6.3. Разработка и реализация мер по управлению рисками

При разработке и реализации мер необходимо учитывать следующие факторы:

анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам - выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Республики Молдова;

прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий.

6.4. Обобщение достигнутых результатов и внесение соответствующих предложений

Функционирование СУР невозможно без взаимодействия всех существующих систем. Наряду с подготовкой и реализацией мер профилактики рисков необходим постоянный контроль эффективности всех форм таможенного контроля.

Осуществляемые меры могут создавать или оказывать влияние на различные аспекты таможенной деятельности, такие, как:

пресечение незаконного перемещения товаров или транспортных средств через границу Республики Молдова;

повышение эффективности таможенного контроля;

полнота взысканных таможенных платежей;

ускорение товарооборота;

уменьшение управленческих расходов таможенных органов или лиц, перемещающих товары или транспортные средства через границу Республики Молдова;

уменьшение времени на осуществление таможенных операций.

При разработке и применении запланированных мер необходима оценка совместного суммарного эффекта этих мер.

7. Заключительные положения

Внедрение СУР предполагает следующие этапы:

анализ нарушений таможенного законодательства в целях выявления существующих рисков;

разработка нормативных актов, регламентирующих применение в деятельности таможенных органов элементов СУР;

систематизация принимаемых мер для минимизации риска;

определение критериев для отнесения объектов анализа к областям риска;

расширение практики использования форм выборочного контроля;

анализ экономической эффективности применения мер по минимизации риска;

внедрение новейших информационных технологий, включающих международные каналы передачи данных, применение соответствующих программных средств, а также технических средств таможенного контроля;

создание информационной системы управления рисками, включающей различные базы данных и необходимые программные средства для их обработки.

Реализация данных мероприятий позволит отказаться от неэффективных процедур и перераспределить имеющиеся ресурсы на приоритетные направления работы.