Недействующая редакция. Принята: 15.04.2015 / Вступила в силу: 06.05.2015

Недействующая редакция, не действует с 28 мая 2015 года

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Кыргызской Республики

7 апреля 2006 года №34-06

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 2 марта 2006 года №5/7

(В редакции Постановлений Правления Национального банка Кыргызской Республики от 20.12.2007 г. №54/10, 27.06.2008 г. №25/6, 05.11.2008 г. №40/9, 30.09.2009 г. №39/6, 24.02.2010 г. №3/6, 18.11.2010 г. №85/2, 27.07.2011 г. №40/7, 25.04.2012 г. №18/9, 25.04.2012 г. №18/12, 29.05.2012 г. №21/6, 16.11.2012 г. №43/1, 27.12.2012 г. №51/2, 31.01.2013 г. №2/17, 13.02.2013 г. №4/1, 24.04.2013 г. №13/12, 23.10.2013 г. №39/10, 27.11.2014 г. №53/8, 15.04.2015 г. №22/7)

Об утверждении Положения о лицензировании деятельности банков

Рассмотрев проект Положения о лицензировании деятельности банков, Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить Положение о лицензировании деятельности банков (прилагается).

2. Управлению методологии надзора и лицензирования совместно с Юридическим отделом провести в установленном порядке государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Кыргызской Республики.

3. Настоящее постановление ввести в действие после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики и последующего официального опубликования.

4. С момента введения в действие настоящего постановления признать утратившим силу:

- пункт 1 постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики №19/2 от 12 августа 1998 г. "О порядке создания банков и особенности их деятельности на территории Кыргызской Республики", регистрационный номер 3 Министерства юстиции Кыргызской Республики от 26 августа 1998 года;

- пункт 1 постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики №4/5 от 22 января 1999 "О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные документы НБКР" в части, касающейся Положения "О порядке создания банков и особенности их деятельности на территории Кыргызской Республики", утвержденной постановлением Правления НБКР №19/2 от 12 августа 1998 года, регистрационный номер 11 Министерства юстиции Кыргызской Республики от 1 февраля 1999 года;

- пункт 1 постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики №31/9 от 15 апреля 1999 "О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные документы Национального банка Кыргызской Республики" в части, касающейся Положения "О порядке создания банков и особенности их деятельности на территории Кыргызской Республики", утвержденной постановлением Правления НБКР №19/2 от 12 августа 1998 года, регистрационный номер 41 Министерства юстиции Кыргызской Республики от 15 мая 1999 года;

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики №18/6 от 29 апреля 2000 г. "О внесении изменений и дополнений в Положение о создании банков и особенностях их деятельности на территории Кыргызской Республики", регистрационный номер 86 Министерства юстиции Кыргызской Республики от 12 мая 2000 года;

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики №42/3 от 30 ноября 2000 года "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке создания банков и особенности их деятельности на территории Кыргызской Республики", регистрационный номер 199 Министерства юстиции Кыргызской Республики от 15 декабря 2000 года;

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики №1/4 от 24 января 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Положение "О порядке создания банков и особенности их деятельности на территории Кыргызской Республики", утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики №19/2 от 12.08.98 г.", регистрационный номер 15 Министерства юстиции Кыргызской Республики от 1 февраля 2001 года;

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики №45/7 от 23 ноября 2002 года "О внесении изменений и дополнений в Положение "О порядке создания банков и особенности их деятельности на территории Кыргызской Республики", регистрационный номер 162-02 Министерства юстиции Кыргызской Республики от 27 декабря 2002 года;

- пункт 3 постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики №13/2 от 16 апреля 2003 года "Об установлении требований по определению субъектов и перечня оффшорных зон", регистрационный номер 37-03 Министерства юстиции Кыргызской Республики от 22 апреля 2003 года;

- пункт 1 постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики №11/2 от 2 апреля 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Положение "О порядке создания банков и особенности их деятельности на территории Кыргызской Республики", регистрационный номер 45-03 Министерства юстиции Кыргызской Республики от 23 апреля 2003 года;

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики №12/6 от 29 марта 2000 года "О Положении "О реорганизации коммерческих банков в форме слияния"", регистрационный номер 55 Министерства юстиции Кыргызской Республики от 11 апреля 2000 года;

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики №12/7 от 29 марта 2000 года "О Положении о реорганизации коммерческих банков в форме присоединения", регистрационный номер 57 Министерства юстиции Кыргызской Республики от 14 апреля 2000 года;

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики №21/3 от 29 июня 2005 года "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности банков".

5. Управлению методологии надзора и лицензирования Национального банка Кыргызской Республики довести настоящее постановление до сведения областных управлений НБКР и представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области, коммерческих банков, ОАО "Расчетно-Сберегательная Компания", Кыргызской Сельскохозяйственной Финансовой Корпорации.

6. После опубликования зарегистрированного нормативного правового акта информировать Министерство юстиции об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата).

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Джаныбекову С.Э., заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики.

Зам. Председателя Правления И.о. Председателя НБКР

Ишенбаев М.Б.

Утверждено Постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 2 марта 2006 года №5/7

Положение о лицензировании деятельности банков

(По тексту всего Положения слова "ходатайство о выдаче лицензии на право проведения банковских операций" и "Ходатайство о выдаче лицензии" заменены словами: "ходатайство о выдаче предварительного разрешения на получение банковских лицензий" в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 27.07.2011 г. №40/7)

(см. предыдущую редакцию)

(По тексту всего Положения слова "Отдел лицензирования банков" в различных падежных формах заменены словами "Отдел лицензирования Управления методологии надзора и лицензирования" в соответствующих падежах в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 25.04.2012 г. №18/9)

(см. предыдущую редакцию)

Настоящее положение устанавливает порядок лицензирования деятельности коммерческих банков (в дальнейшем "банк"), создаваемых на территории Кыргызской Республики, порядок приобретения акций банков, согласования должностных лиц банков, расширения деятельности банков путем создания обособленных структурных подразделений, порядок согласования изменений и дополнений в учредительные документы и реорганизации банков.

Настоящее Положение также распространяется на Государственный банк развития Кыргызской Республики с учетом особенностей, предусмотренных Законом Кыргызской Республики "О Государственном банке развития Кыргызской Республики".

(В преамбулу внесены изменения в соответствии с Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 16.11.2012 г. №43/1)

(см. предыдущую редакцию)

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Банк, его учредители, акционеры. Основные понятия, используемые в Положении

1.1. Банк осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и уставом, на основании лицензии на право проведения банковских операций, выданной Национальным банком Кыргызской Республики (в дальнейшем "Национальный банк").

При наличии соответствующей лицензии Национального банка исламский банк или банк, имеющий "исламское окно", может осуществлять банковские операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования в порядке, установленном Национальным банком.

1.2. Банк может создаваться и действовать только в форме акционерного общества (закрытого или открытого).

Выдача лицензии банку, регулируемому Национальным банком, а также осуществление его деятельности в соответствии с лицензией не могут рассматриваться как гарантия Национального банка платежеспособности банка.

1.3. Банк получает статус юридического лица с момента его государственной регистрации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

1.4. Для начала осуществления своей деятельности банк должен получить лицензию Национального банка на право проведения банковских операций. Размер платы за лицензии определяется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

До получения лицензии на осуществление банковских операций банку запрещается занятие какой-либо деятельностью в качестве юридического лица, за исключением организационной деятельности, связанной с учреждением банка.

1.5. Банк использует в качестве своего фирменного наименования то, которое записано в его уставе. Банк не вправе именовать себя в любых документах, объявлениях или рекламе иначе, чем наименованием, записанным в его уставе.

Фирменное наименование банка должно соответствовать требованиям статьи 10 Закона "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", содержать слово "банк" и указание, что банк является открытым (закрытым) акционерным обществом.

1.6. Минимальный размер уставного капитала для вновь открываемых банков определяется нормативными актами Национального банка.

1.7. Учредителями и акционерами банка могут выступать физические и юридические лица (резиденты и нерезиденты Кыргызской Республики), участие которых в банке не запрещено законодательством.

1.8. В качестве учредителя и акционера банка может выступать Правительство Кыргызской Республики.

1.9. Юридические лица, не занимающиеся банковской и/или финансовой деятельностью, включая деятельность, связанную с банковской и/или финансовой деятельностью, не могут единолично или совместно с другими лицами, осуществлять:

1) прямое или косвенное владение или управление более двадцати процентами голосующих акций (любого типа) банка;

2) или, независимо от участия в уставном капитале банка, осуществлять значительное влияние на руководство и/или политику банка на основании соглашения или иным образом.

1.10 Для целей настоящего Положения компания считается занимающейся финансовой деятельностью и деятельностью, связанной с банковской и/или финансовой деятельностью при условии, если эта компания:

а) является банковской холдинговой компанией (управляющей компанией) и создана исключительно с целью управления банками и финансовыми компаниями, осуществляющими виды деятельности, указанные в п.1.11 настоящего Положения;

б) осуществляет какой-либо из видов деятельности, указанных в пункте 1.11 настоящей главы на основании лицензии уполномоченного государственного органа и при наличии в стране происхождения (регистрации) данной компании законодательства о консолидированном надзоре.

1.11. Видами финансовой деятельности и деятельности, связанной с банковской и/или финансовой деятельностью в целях настоящего Положения, считаются следующие виды деятельности:

1) банковская деятельность;

2) микрофинансовая деятельность (предоставление микрокредитов);

3) деятельность инвестиционных фондов;

4) страховая деятельность;

5) лизинговая деятельность;

6) осуществление деятельности по ипотечному кредитованию;

7) осуществление доверительного управления (траст);

1.12. Юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах или имеющие в качестве участников аффилированных лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, либо физических лиц, проживающих на территории оффшорных зон или являющихся акционерами (участниками) юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, не могут быть акционерами (учредителями) банка-резидента Кыргызской Республики, в случае если указанные оффшорные зоны включены в перечень, утверждаемый Национальным банком.

1.13. Учредители (акционеры - значительные участники) банка должны иметь удовлетворительное финансовое положение и выполнять свои обязательства по уплате налогов и приравненных к ним платежам. Учредители (акционеры) - юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке и действовать не менее одного года.

1.14. Учредители (акционеры) банка, а также аффилированные с ними лица обязаны по требованию Национального банка представлять учредительные документы, финансовую и иную отчетность, содержащую информацию об их учредителях (акционерах, участниках), а также сведения об их финансовом состоянии и проводимых операциях.

1.15. Должностные лица органов государственной власти и управления:

1) не могут участвовать в органах управления банка или банковской холдинговой компании, за исключением государственных банков;

2) не могут владеть и/или контролировать более десяти процентов акций, с правом голоса в банке или банковской холдинговой компании.

Лица, владеющие десятью и более процентами акций в банке или банковской холдинговой компании, при назначении их должностными лицами в государственные органы, должны передать свои акции в доверительное управление на период нахождения на государственной службе.

1.16. Банковские помещения, в том числе помещения филиалов и сберегательных касс, должны соответствовать требованиям по технической укрепленности и оснащенности (включая оснащение и оборудование кассового узла, хранилища и других помещений), установленным Инструкцией "О единых требованиях по технической укрепленности банков, финансово-кредитных учреждений и порядке их охраны в Кыргызской Республике", а также требованиям по пожарной безопасности, о чем должны быть составлены соответствующие акты между банком и уполномоченными государственными органами.

1.17. Ликвидация (прекращение деятельности) банка осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О консервации, ликвидации и банкротстве банков".

В отношении ликвидации Государственного банка развития Кыргызской Республики действуют требования статьи 24 Закона Кыргызской Республики "О Государственном банке развития Кыргызской Республики".

(В пункт 1.17 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 16.11.2012 г. №43/1)

(см. предыдущую редакцию)

1.18. В настоящем Положении используются следующие понятия:

1) аффилированные лица это:

а) значительные участники юридического лица, включая банки;

б) юридические лица, в которых другие юридические лица, включая банки, являются значительными участниками;

в) юридические лица, включая банки, в которых другие юридические лица являются значительными участниками;

2) банковская группа - это группа, которая состоит из банка и его дочерних и/или зависимых компаний и/или банковской холдинговой компании и ее дочерних и/или зависимых компаний. Указанные лица являются участниками банковской группы;

3) банковская холдинговая компания - материнская компания, дочерней компанией или одной из дочерних компаний которой является банк;

4) дочерняя компания - юридическое лицо, контролируемое другим юридическим лицом (материнская компания). Дочерняя компания другой дочерней компании также рассматривается как дочерняя компания (первой) материнской компании;

5) дочерний банк - это банк, контролируемый другим банком или иным юридическим лицом (материнская компания). Дочерний банк дочернего банка также рассматривается как дочерний банк материнской компании;

6) должностные лица банка - председатель и иные члены Совета директоров банка, председатель Правления, члены Правления банка, члены Шариатского Совета, главные сотрудники банка по финансам, по кредитам, руководитель "исламского окна", начальник отдела финансирования по исламским принципам. Под "должностными лицами банка" также понимаются лица, которые определяют политику банка или имеют полномочия участвовать или реально участвуют в основных операциях банка, формирующих политику банка, независимо от того, работают ли эти лица на безвозмездной основе или получают вознаграждение.

Данное определение распространяется также на должностных лиц материнской компании банка;

7) зависимая компания - юридическое лицо, в котором какое-либо лицо, единолично или совместно с другим лицом, осуществляет прямое или косвенное владение или управление (в том числе по договору доверительного управления) более двадцатью процентами голосующих акций или более двадцатью процентами долей в капитале любого юридического лица;

8) значительное участие - единоличное либо совместно с другими лицами:

а) прямое или косвенное владение или управление (в том числе по договору доверительного управления) десятью и более процентами голосующих акций (любого типа) акционерного общества, десятью и более процентами уставного капитала юридического лица, не являющегося акционерным обществом;

б) или, независимо от участия в уставном капитале юридического лица, возможность осуществлять значительное влияние на руководство и/или политику данного юридического лица на основании соглашения или иным образом;

9) значительный участник - лицо, осуществляющее значительное участие в юридическом лице в соответствии с Законом "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике";

10) инсайдеры (внутренние лица) банка - члены Правления, члены Совета директоров, члены Шариатского Совета, другие должностные лица, значительные участники и любые другие физические лица, связанные с указанными лицами общими интересами;

11) компания - любое юридическое лицо;

12) контроль - единоличное, либо совместно с другими лицами:

а) прямое или косвенное владение или управление (в том числе по договору доверительного управления) пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или уставного капитала юридического лица, не являющегося акционерным обществом, или;

б) возможность выбирать, как минимум, половину членов Совета директоров (наблюдательного органа) юридического лица, или;

в) независимо от участия в капитале юридического лица, возможность осуществлять определяющее влияние на руководство или политику данного юридического лица на основе соглашения или иным образом;

13) контролирующее лицо - лицо, осуществляющее контроль над юридическим лицом;

14) материнская компания - юридическое лицо, контролирующее другое юридическое лицо;

15) общие интересы между двумя и/или более физическими и юридическими лицами признаются существующими при наличии любого из следующих условий:

а) одно юридическое или физическое лицо контролирует другое лицо;

б) данные лица являются аффилированными юридическими лицами или инсайдерами;

в) одно из этих лиц является зависимой компанией другого лица;

16) для целей определения значительного участника, зависимой компании и контроля:

а) акции, находящиеся во владении компаний, которые являются зависимыми компаниями одного лица или контролируются одним лицом, рассматриваются как находящиеся в косвенном владении этого лица и объединяются совместно с акциями, находящимися в прямом владении данного лица, при установлении общего количества принадлежащих лицу акций;

б) акции, принадлежащие лицу и его близким родственникам (наследники первой и второй очереди согласно гражданскому законодательству), рассматриваются как напрямую принадлежащие этому лицу;

17) лицами, совместно владеющими акциями банка, признаются лица:

а) являющиеся близкими родственниками;

б) совместно владеющие акциями в силу заключенного договора или иным образом;

в) являющиеся значительными участниками в отдельности или совместно;

г) если одно из них предоставило заем (кредит или приравненные к нему средства) другому лицу для покупки акций;

д) если одно из них является должностным лицом или представителем другого лица;

18) доверительное управление - это управление активами (имуществом) по договору доверительного управления. Для целей настоящего положения управляющий активами данного лица не должен иметь общих интересов с данным лицом и:

а) никаким образом не может контролироваться данным лицом или зависеть от него при управлении активами данного лица;

б) не являлся и не является работником данного лица или его деловым партнером;

в) не является близким родственником данного лица;

г) в соглашении о доверительном управлении должно быть указано, что при управлении активами или имуществом данного лица управляющий управляет и контролирует данное имущество и никаким образом не должен консультироваться и уведомлять данное лицо.

19) Исламский банк - банк, осуществляющий свою деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, при наличии соответствующей лицензии Национального банка.

20) Банк, имеющий "исламское окно" - банк, предоставляющий услуги в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования в рамках соответствующего подразделения ("исламского окна"), при наличии соответствующей лицензии Национального банка;

21) Исламские принципы банковского дела и финансирования - правила осуществления банковских операций в соответствии со стандартами Шариата в порядке, установленном нормативными актами Национального банка;

22) "Исламское окно" - соответствующее подразделение банка, осуществляющее операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования;

23) Стандарты Шариата - совокупность осуществления экономической или иной деятельности, разработанных и утвержденных международными организациями, устанавливающими стандарты ведения исламского банковского дела (Организация бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов и Совет исламских финансовых услуг);

24) Шариатский совет - орган банка, осуществляющего операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, ответственный за соответствие сделок (договоров) банка стандартам Шариата.

1.19. В исключительных случаях, в целях сохранения стабильности банковской системы и поддержания здоровой банковской практики, Правлением Национального банка может быть принято решение по оздоровлению финансового состояния банка, без учета отдельных норм настоящего Положения.

1.20. Дочерние или зависимые компании банка, не являющиеся банком, могут осуществлять только следующие виды деятельности:

1) микрофинансовая деятельность в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике";

2) деятельность инвестиционных фондов в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об инвестиционных фондах";

3) страховая деятельность в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об организации страхования в Кыргызской Республике";

4) аудиторская деятельность в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об аудиторской деятельности";

5) деятельность по организации и ведению бухгалтерского учета в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О бухгалтерском учете";

6) лизинговая деятельность;

7) деятельность ломбардов;

8) деятельность по оказанию платежных услуг:

- прием и проведение платежей и расчетов в пользу третьих лиц без открытия счета;

- прием, обработка и выдача финансовой информации (процессинг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежных систем;

- прием, обработка и выдача финансовой информации (межбанковский процессинг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам как межбанковских, так и небанковских платежных систем;

- выпуск, распространение, прием к оплате и подтверждение предоплаченных карт в эквиваленте электронных денег;

9) покупка и продажа долговых обязательств (факторинг);

10) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

11) осуществление брокерских услуг, включая покупку и продажу ценных бумаг по поручению клиента, действуя по инструкциям клиента;

12) осуществление доверительного управления (траст) имуществом по договору с физическим или юридическим лицом;

13) выпуск от своего имени ценных бумаг в соответствии с нормативными правовыми актами, за исключением выпуска долговых ценных бумаг;

14) покупка и продажа ценных бумаг для компании от своего имени в соответствии с нормативными правовыми актами;

15) оказание консультационных и информационных услуг, связанных с деятельностью компании.

Глава 2. Требования к документам, представляемым в Национальный банк

2.1. Документы, представляемые в Национальный банк в соответствии с настоящим Положением и содержащие более одного листа, должны быть описаны полистно, прошиты, пронумерованы, подписаны и заверены надлежащим образом. Годовые отчеты, издаваемые в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (содержащие пояснения и раскрытия, консолидированный баланс, отчет о прибыли и убытках и другие формы финансовой отчетности, а также аудиторское заключение, подтверждающее достоверность финансовой отчетности) могут быть представлены в виде брошюр, отпечатанных типографским способом.

2.2. В Национальный банк должны быть представлены оригинал документа и надлежащим образом заверенные его копии. Документы, представленные иностранными учредителями (акционерами), должны быть легализованы в порядке, установленном нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

В случае необходимости, по требованию Национального банка отдельные документы должны представляться в электронной форме.

2.3. В случае отзыва ходатайства и документов на получение банковской лицензии, либо при отказе в выдаче лицензии, в удовлетворении заявки на приобретение пакета акций банка и в других случаях отказа в рамках настоящего Положения, документы, представленные банком и заявителями, Национальным банком не возвращаются.

2.4. В срок рассмотрения документов не входит время, затраченное заявителем на доработку документов.

2.5. Если документы, полученные Национальным банком, не отвечают требованиям, предъявляемым Национальным банком, отсчет срока рассмотрения документов начинается с даты получения Национальным банком документов, удовлетворяющих предъявляемым требованиям.

2.6. В исключительных случаях, в целях предотвращения системного банковского кризиса и привлечения инвестиций в банковский сектор Комитет по надзору Национального банка и/или заместитель председателя, курирующий вопросы банковского надзора, может принять решение по приобретению акций банков в рамках Закона "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", кроме мер по финансовому оздоровлению банков, решения по которым принимаются Правлением Национального банка.

Раздел II. Создание банков

Глава 3. Документы, представляемые для создания банка

3.1. После принятия учредителями решения о создании банка, для подготовки необходимых документов для получения лицензии на право проведения банковских операций, его учредители могут создать организационную группу и должны определить уполномоченное лицо для контактов с Национальным банком по вопросам рассмотрения документов.

3.2. Уполномоченным лицом может быть назначено лицо, утвержденное учредителями на должность председателя Совета директоров или председателя правления.

3.3. Для получения консультаций и ознакомления с процедурами по представлению и рассмотрению ходатайства и процедуре лицензирования представитель учредителей может обратиться в Отдел лицензирования Управления методологии надзора и лицензирования Национального банка до того, как будет представлено ходатайство на создание банка. На встрече могут присутствовать все учредители.

3.4. Для получения лицензии на право проведения банковских операций заявитель предоставляет в Национальный банк следующие подлинные документы или заверенные надлежащим образом их копии на кыргызском и/или русском языках:

1) ходатайство о выдаче предварительного разрешения на получение банковских лицензий за подписью уполномоченного лица, назначенного общим собранием учредителей, по форме Приложения 1;

2) протокол общего собрания учредителей - два экземпляра копий, заверенных нотариально и содержащий решения:

а) о создании банка;

б) об утверждении его наименования;

в) об избрании членов Совета директоров и его председателя;

г) об избрании членов Комитета по аудиту и его председателя;

д) об утверждении устава;

е) о назначении членов правления, председателя правления и его заместителей, утверждении главного бухгалтера;

ж) об утверждении бизнес-плана, организационной структуры банка, прогнозного баланса и плана доходов, расходов и прибыли на первые три года деятельности;

з) об утверждении уполномоченного лица, с правом подписи соответствующих документов;

3) учредительный договор, подписанный всеми учредителями, два подлинных экземпляра. Подписи уполномоченных представителей учредителей - юридических лиц, удостоверяются печатями юридического лица. Подпись учредителя - физического лица удостоверяется нотариально. Документы иностранного заявителя должны соответствовать требованиям пункта 2.2 главы 2 настоящего Положения. Перечень вопросов, которые необходимо отразить в учредительном договоре (типовая форма), приводится в Приложении 2;

4) устав банка, два подлинных экземпляра. Устав банка (типовая форма Устава приведена в Приложении 3) помимо сведений, предусмотренных законодательством, обязательно должен содержать:

а) дату и номер решения учредительного собрания об утверждении устава;

б) полное и сокращенное фирменное наименование на кыргызском и русском языках, соответствующее требованиям, установленным нормативными правовыми актами к наименованию банков;

в) данные об организационно-правовой форме и форме собственности банка;

г) положения об органах управления банка;

д) порядок принятия решений органами управления банка, включая перечень вопросов, по которым необходимо квалифицированное большинство голосов акционеров;

е) сведения об адресе (месте нахождения) банка и его обособленных подразделений;

ж) положение о выполнении требований законодательства Кыргызской Республики в случае, если открывается филиал иностранного банка, учрежденного за рубежом;

з) другие положения, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики, связанные с особенностями деятельности банка;

5) предварительное согласие уполномоченного государственного органа по регистрации юридических лиц об использовании заявленного фирменного наименования;

6) подробная организационная структура банка;

7) бизнес-план (в 2-х экземплярах), содержащий экономическое обоснование создания банка, объявляющий цели деятельности банка и способы их достижения и составленный с учетом требований статьи 15 Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" и пункта 3.5 настоящей главы (перечень вопросов приведен в Приложении 6);

8) список учредителей (акционеров), подписанный председателем Совета директоров по форме Приложений 4 и 5, два экземпляра;

9) сведения, касающиеся учредителей (акционеров), включая:

а) размер участия каждого акционера в капитале банка;

б) другие сведения и документы всех учредителей (акционеров) банка в соответствии с разделом III настоящего Положения;

10) в случае, если банк будет частью банковской группы, дополнительно должны быть представлены сведения и документы в соответствии с разделом III настоящего Положения;

11) если банк создается в виде дочерней компании банковской холдинговой компании - документы в соответствии с главой 18 раздела V настоящего Положения;

12) список членов Совета директоров, с указанием Ф.И.О. Председателя и его заместителя и сведения, согласно разделу IV настоящего Положения;

13) список членов Комитета по аудиту, с указанием Ф.И.О. председателя и его заместителя и сведения согласно разделу IV настоящего Положения;

14) сведения о кандидатах на должности председателя правления, заместителей председателя правления, членов правления, главного бухгалтера, руководителя службы (отдела) внутреннего аудита банка, руководитель структурного подразделения, ответственного за кредитную деятельность банка, руководителя структурного подразделения, ответственного за управление активами и пассивами банка (либо лицам, приравненным к ним по своим функциональным обязанностям) согласно разделу IV настоящего Положения;

15) политики и процедуры о противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

16) кредитная политика, операционная политика, и другие основные политики банка, утвержденные Советом директоров банка, и предусматривающие:

а) процедуры по выявлению, измерению, слежению, контролю и мониторингу всех возможных рисков, которым подвержен банк;

б) контрольные меры по минимизации всех возможных рисков на постоянной основе;

в) описание информационных систем, системы управления рисками и системы внутреннего контроля в соответствии с утвержденной политикой;

17) детальный план мероприятий по открытию и организации деятельности банка.

18) заявка на вступление в систему защиты депозитов.

(В пункт 3.4 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Правления Национального банка Кыргызской Республики от 05.11.2008 г. №40/9, 27.07.2011 г. №40/7)

(см. предыдущую редакцию)

3.5. Бизнес-план должен раскрывать стратегию, направления и масштабы деятельности в течение первых трех лет работы банка и позволять оценить:

а) способность банка обеспечить финансовую стабильность, выполнение экономических нормативов, обязательных резервных требований, соблюдение требований законодательства;

б) способность банка к долговременному существованию в качестве прибыльной финансовой организации;

в) адекватность системы управления принимаемым банком рискам.

Бизнес-план должен быть составлен с учетом следующего:

1) расчеты и прогнозы должны быть составлены с учетом реальных экономических условий сегмента рынка, в котором банк будет работать;

2) должно быть приведено описание влияния операций банка на улучшение экономики региона или страны с указанием суммы инвестиций, включая кредиты в экономику страны. При этом основная сумма активов банка должна быть инвестирована в экономику Кыргызской Республики;

3) предпосылки и прогнозирование должны быть реалистичны и составлены на основании качественной, проверенной информации;

4) бизнес-план должен отражать хорошую доходность банка в разумные сроки времени;

5) адекватность капитала банка должна соответствовать минимальным требованиям стандарта адекватности капитала, установленным Национальным банком, и быть достаточной для поддержания прогнозируемого роста активов и поддержки первоначальных расходов, связанных с организацией деятельности банка. Это означает, что уровень капитала, должен быть, после вычета всех расходов и потерь по организации деятельности и открытию банка, не меньше установленного Национальным банком размера.

3.6. Исключен в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 27.07.2011 г. №40/7

(см. предыдущую редакцию)

3.7. Лицо, назначенное на должность Председателя Правления создаваемого банка, обязано в течение 14 дней со дня назначения освободить ранее занимаемые им должности.

Глава 3-1 Порядок предоставления и рассмотрения документов для создания исламского банка

3-1.1. После принятия учредителями решения о создании исламского банка, для подготовки необходимых документов в целях получения лицензии на право проведения банковских операций, его учредители должны определить уполномоченное лицо и могут создать организационную группу для контактов с Национальным банком по вопросам предоставления документов.

3-1.2. Для получения консультаций и ознакомления с процедурами лицензирования Управления методологии надзора и лицензирования, уполномоченное лицо может обратиться в Отдел лицензирования Управления методологии надзора и лицензирования Национального банка до того, как будет представлено ходатайство на создание исламского банка.

3-1.3. Для получения лицензий на право проведения банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования в национальной и иностранной валютах, заявитель предоставляет в Национальный банк следующие подлинные документы или заверенные надлежащим образом их копии на кыргызском и/или русском языках:

1) ходатайство о выдаче предварительного разрешения на получение банковских лицензий в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования за подписью уполномоченного лица, назначенного общим собранием учредителей, по форме Приложения 1;

2) протокол общего собрания учредителей (два экземпляра копий, заверенных нотариально), содержащий решение:

а) о создании исламского банка;

б) об утверждении его наименования;

в) об избрании членов Шариатского Совета и его председателя;

г) об утверждении Устава;

д) о назначении членов правления, председателя правления и его заместителей, утверждении главного бухгалтера;

е) об утверждении бизнес-плана, организационной структуры банка, прогнозного баланса и плана доходов, расходов и прибыли на первые три года деятельности;

ж) об утверждении уполномоченного лица и наделении его правом подписания соответствующих документов;

3) учредительный договор, подписанный всеми учредителями (два подлинных экземпляра). Подписи уполномоченных представителей учредителей юридических лиц, удостоверяются печатями юридического лица. Подпись учредителя - физического лица удостоверяется нотариально. Документы иностранного заявителя должны соответствовать требованиям пункта 2.2 главы 2 настоящего Положения. Перечень сведений, которые необходимо отразить в учредительном договоре (типовая форма), приводится в Приложении 2;

4) Устав банка (два подлинных экземпляра). Устав банка (типовая форма приведена в Приложении 3), помимо сведений, предусмотренных законодательством, обязательно должен содержать:

а) дату и номер решения учредительного собрания об утверждении устава;

б) полное и сокращенное фирменное наименование на кыргызском и русском языках, соответствующее требованиям, установленным нормативными правовыми актами к наименованию банков;

в) данные об организационно-правовой форме и форме собственности банка;

г) положения об органах управления банка;

д) порядок принятия решений органами управления банка, включая перечень вопросов, по которым необходимо квалифицированное большинство голосов акционеров;

е) сведения об адресе (месте нахождения) банка;

ж) положение о выполнении требований законодательства Кыргызской Республики в случае, если открывается филиал иностранного банка, учрежденного за рубежом;

з) другие положения, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики, связанные с особенностями деятельности банка;

5) предварительное согласие уполномоченного государственного органа по регистрации юридических лиц об использовании заявленного фирменного наименования;

6) подробную организационную структуру банка;

7) бизнес-план (в 2-х экземплярах), содержащий экономическое обоснование создания исламского банка, объявляющий цели деятельности банка и способы их достижения и составленный с учетом требований статьи 15 Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" и пункта 3.5 настоящей главы (перечень вопросов приведен в Приложении 6);

8) список учредителей (акционеров), подписанный председателем Совета директоров банка по форме Приложений 4 и 5 (два экземпляра);

9) сведения, касающиеся учредителей (акционеров), включая:

а) размер участия каждого акционера в капитале банка;

б) другие сведения и документы всех учредителей (акционеров) банка в соответствии с разделом III настоящего Положения;

10) в случае, если банк будет частью банковской группы, дополнительно должны быть представлены сведения и документы в соответствии с разделом III настоящего Положения;

11) если банк создается в виде дочерней компании банковской холдинговой компании - документы в соответствии с главой 18 раздела V настоящего Положения;

12) список членов Совета директоров и Шариатского Совета, с указанием ФИО Председателей и их заместителей и сведения согласно разделу IV настоящего Положения;

13) сведения о кандидатах на должности председателя правления, заместителей председателя правления, членов правления, главного бухгалтера, руководителя службы (отдела) внутреннего аудита банка, руководителя структурного подразделения, ответственного за кредитную деятельность банка, руководителя структурного подразделения, ответственного за управление активами и пассивами банка (либо лиц, приравненных к ним по своим функциональным обязанностям) согласно разделу IV настоящего Положения;

14) кредитную, операционную, учетную политики и другие основные политики банка, одобренные Шариатским Советом банка, утвержденные Советом директоров банка и предусматривающие:

а) меры по выявлению, измерению, контролю и мониторингу всех возможных рисков, которым подвержен банк в результате проведения им банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования;

б) контрольные меры по минимизации на постоянной основе всех возможных рисков, возникающих в связи с осуществлением банком банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования;

в) описание информационных систем, системы управления рисками и системы внутреннего контроля в соответствии с утвержденной политикой;

15) типовые договора по осуществлению банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, составленные в соответствии со стандартами Шариата и одобренные Шариатским Советом банка;

16) политику и процедуры по противодействию финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

17) детальный план мероприятий по открытию и организации деятельности исламского банка;

18) заявку на вступление в систему защиты депозитов.

3-1.4. Рассмотрение ходатайства о выдаче предварительного разрешения на получение банковских лицензий, формирование уставного капитала при создании исламского банка и последующее изменение его размера, проверка готовности банка для осуществления банковской деятельности, выдача лицензий на право проведения банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, отказ в выдаче лицензии и отзыв предварительного разрешения на открытие банка осуществляется аналогично порядку, установленному в главах 4-8 настоящего Положения.

(Глава 3-1 введена в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 27.07.2011 г. №40/7)

Глава 4. Порядок рассмотрения ходатайства о выдаче лицензии

4.1. Ходатайство о выдаче предварительного разрешения на получение банковских лицензий рассматривается Национальным банком в срок, не превышающий шести месяцев с момента получения ходатайства и всех удовлетворительных документов, необходимых для выдачи лицензии.

4.2. Срок рассмотрения ходатайства о выдаче лицензии банку с участием иностранной компании и банка может быть продлен по решению Правления Национального банка дополнительно на шесть месяцев.

4.3. После рассмотрения документов, предусмотренных в Главе 3 раздела II настоящего Положения, Национальный банк может дать предварительное разрешение на получение (выдачу) лицензии (открытие банка). Решение о выдаче предварительного разрешения на получение (выдачу) лицензии (открытие банка) принимается Правлением Национального банка в течение срока, указанного в пункте 4.1 и 4.2 настоящей главы Положения.

4.4. При рассмотрении ходатайства о выдаче лицензии Национальный банк осуществляет сбор, анализ и проверку достоверности сведений относительно учредителей (акционеров), членов Совета директоров и правления и других должностных лиц, а также сведений, полученных с ходатайством. Выявление любой недостоверной информации или сокрытие информации является основанием для отклонения ходатайства и отказа в выдаче лицензии на право проведения банковских операций.

4.5. Кандидаты на должности членов Совета директоров, председателя правления, заместителя(ей) председателя, отвечающего(их) за кредитную деятельность, председателя Комитета по аудиту, членов правления, главного бухгалтера, руководителя кредитного отдела и руководителя службы внутреннего аудита должны пройти согласование в Национальном банке в соответствии с разделом IV настоящего Положения до выдачи предварительного разрешения на получение (выдачу) лицензии (открытие банка). При согласовании кандидатур, Национальный банк принимает во внимание деловую репутацию кандидатов на указанные должности.

Ходатайство и представленные документы изучаются Национальным банком с целью определения, будет ли банк управляться в соответствии с принципами осуществления здоровой и безопасной банковской практики, и будет ли банк в соответствии с представленным бизнес-планом осуществлять свою деятельность прибыльно. В частности, рассматривается разумность бизнес-плана, будущие доходность и адекватность капитальной базы, компетентность, деловая репутация и надежность учредителей (акционеров), предложенных членов Совета директоров, председателя Комитета по аудиту, членов правления и соответствие деятельности банка банковскому законодательству, соблюдение антимонопольного законодательства, влияние планируемой деятельности банка на экономику, банковскую систему страны, в том числе с точки зрения уровня концентрации источников происхождения капитала, ресурсов и т.д.

4.6. Ходатайство и представленные документы рассматриваются Отделом лицензирования Управления методологии надзора и лицензирования с привлечением других структурных подразделений Национального банка, а также с использованием информации, полученной от надзорных органов других стран и другой информации, полученной в ходе рассмотрения документов. Обобщенное заключение Отдела лицензирования Управления методологии надзора и лицензирования представляется на рассмотрение руководству Национального банка.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Положение о лицензировании деятельности банков Раздел I. Общие положения Глава 1. Банк, его учредители, акционеры. Основные понятия, используемые в Положении Глава 2. Требования к документам, представляемым в Национальный банк Раздел II. Создание банков Глава 3. Документы, представляемые для создания банка Глава 3-1 Порядок предоставления и рассмотрения документов для создания исламского банка Глава 4. Порядок рассмотрения ходатайства о выдаче лицензии Глава 5. Порядок формирования уставного капитала при создании банка и последующем изменении его размера Глава 6. Проверка готовности банка для осуществления банковской деятельности Глава 7. Основания для отказа в выдаче лицензии и отзыва предварительного разрешения на открытие банка Глава 8. Банковские лицензии и порядок их выдачи Глава 9. Выдача лицензии на право проведения банковских операций в иностранной валюте и лицензии на право проведения банковских операций с драгоценными металлами Глава 9-1 Порядок рассмотрения ходатайства о снятии ограничений в лицензии Глава 9-2 Порядок открытия "исламского окна" и выдачи лицензий на право банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования в национальной и иностранной валютах через "исламское окно" Раздел III. Порядок согласования приобретения акций банка Глава 10. Общие правила Глава 11. Предоставление документов Глава 12. Рассмотрение документов Раздел IV. Порядок согласования должностных лиц и руководителя службы внутреннего аудита банка Глава 13. Общие положения Глава 14. Требования к членам Совета директоров и председателю комитета по аудиту Глава 14-1 Требования к членам Шариатского Совета Исламского банка и банка, имеющего "исламское окно" Глава 15 Требования к членам правления, главному бухгалтеру и руководителям структурных подразделений банка Глава 16. Основания для отказа в согласовании кандидатов Глава 17. Порядок предоставления, рассмотрения и согласования должностных лиц, руководителя Службы  внутреннего аудита и руководителя структурного подразделения, ответственного за управление рисками банка Раздел V. Порядок расширения деятельности банка путем создания обособленных структурных подразделений Глава 18. Особенности создания дочернего банка Глава 19. Порядок открытия филиала на территории Кыргызской Республики банком-резидентом Глава 20. Особенности открытия филиала на территории Кыргызской Республики банком-нерезидентом Глава 21. Открытие представительства Глава 22. Открытие сберегательных и выездных касс Глава 23. Открытие обменных пунктов Раздел VI. Согласование изменений и дополнений Глава 24. Общие положения Глава 25. Внесение изменений и дополнений в устав Глава 26. Изменение размера уставного капитала Глава 27. Изменение наименования банка Глава 28. Изменение местонахождения банка Глава 28-1. Внесение изменений и дополнений в положение о филиале банка Раздел VII. Реорганизация банков Глава 29. Общие положения Глава 30. Слияние банков Глава 31. Присоединение банка Глава 32. Разделение банка Глава 33. Выделение банка Глава 34. Основные правила и процедуры реорганизации банков Глава 35. Порядок конвертации акций и регистрации выпуска акций при осуществлении реорганизации банков в форме слияния или присоединения Раздел VIII Учреждение нового банка методом реструктуризации банка, находящегося в процессе банкротства Глава 36 Порядок учреждения банка методом реструктуризации банка, находящегося в процессе банкротства Глава 37 Порядок предоставления и рассмотрения документов для получения предварительного разрешения на учреждение банка методом реструктуризации банка, находящегося в процессе банкротства Глава 38 Выдача банковских лицензий банку, учрежденному методом реструктуризации банка, находящегося в процессе банкротства Глава 39 Порядок предоставления и рассмотрения документов по переоформлению филиалов банка, находящегося в процессе банкротства, в качестве филиалов банка, учрежденного методом реструктуризации. Раздел IX Преобразование микрофинансовой компании (МФК) и микрокредитной компании (МКК) в коммерческий банк. Преобразование традиционного банка в исламский банк Глава 40 Требования, предъявляемые к МФК и МКК, намеревающимся преобразоваться в банк. Порядок предоставления МФК и МКК документов для получения банковских лицензий Глава 41 Порядок рассмотрения ходатайства МФК и МКК о выдаче банковских лицензий Глава 42 Порядок преобразования традиционного банка в исламский банк Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17      Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23 Приложение 24 Приложение 25 Приложение 26 Приложение 27 Приложение 28 Приложение 29 Приложение 30 Приложение 31 Приложение 32 Приложение 33