Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
ЗАКОН УКРАИНЫ
от 12 мая 1991 года №1023-XII
О защите прав потребителей
(В редакции Законов Украины N3682-12 от 15.12.93, N82/95-ВР от 02.03.95, N230/95-ВР от 20.06.95, N365/97-ВР от 18.06.97, N783-XIV от 30.06.99, N2438-III от 24.05.2001, N2779-III от 15.11.2001, N2949-III от 10.01.2002, N1252-IV от 18.11.2003, от 1.12. 2005 г. N3161-IV, N1779-VI от 17.12.2009, 02.12.2010 г. №2741-VI, 19.05.2011 г. №3390-VI (вступил в силу 16.09.2011 г.), 16.06.2011 г. №3530-VI, 07.07.2011 г. №3610-VI, 22.09.2011 г. №3795-VI)
Этот Закон регулирует отношения между потребителями товаров, работ и услуг и производителями и продавцами товаров, исполнителями работ и оказывателями услуг различных форм собственности, устанавливает права потребителей, а также определяет механизм их защиты и основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение терминов
В этом Законе термины употребляются в таком значении:
1) безопасность продукции - отсутствие какого-либо риска для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей природной среды при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, изготовления и утилизации продукции;
2) ввод продукции в обращение - действия субъекта ведения хозяйства, направленные на изготовление или ввоз на таможенную территорию Украины продукции с дальнейшей самостоятельной или опосредствованной реализацией на территории Украины;
3) исполнитель - субъект ведения хозяйства, выполняющий работы или оказывающий услуги;
4) производитель - субъект ведения хозяйства, который: производит товар или заявляет о себе как о производителе товара или об изготовлении такого товара по заказу, размещая на товаре и/или на упаковке или сопроводительных документах, что вместе с товаром передаются потребителю, свое наименование (имя), торговую марку или другой элемент, идентифицирующий такого субъекта ведения хозяйства; или импортирует товар;
5) гарантийный срок - срок, в течение которого производитель (продавец, исполнитель или какое-либо третье лицо) берет на себя обязательства об осуществлении бесплатного ремонта или замены соответствующей продукции в связи с вводом ее в обращение;
6) офисное помещение - любое помещение (здание и тому подобное), в котором находится субъект ведения хозяйства или его филиал, или его структурное подразделение, или представительство;
7) договор - устная или письменная сделка между потребителем и продавцом (исполнителем) о качестве, сроках, цене и других условиях, при которых реализуется продукция. Подтверждение совершения устной сделки оформляется квитанцией, товарным или кассовым чеком, билетом, талоном или другими документами (далее - расчетный документ);
8) договор, заключенный на расстоянии, - договор, заключенный продавцом (исполнителем) с потребителем при помощи средств дистанционной связи;
9) договор, заключенный вне торговых или офисных помещений,договор, заключенный с потребителем лично в месте, ином чем торговые или офисные помещения продавца;
10) электронное сообщение - информация, предоставленная потребителю через телекоммуникационные сети, которая может быть любым способом воспроизведена или сохранена потребителем в электронном виде;
11) средства дистанционной связи - телекоммуникационные сети, почтовая связь, телевидение, информационные сети, в частности Интернет, которые могут использоваться для заключения договоров на расстоянии;
12) существенный недостаток - недостаток, который исключает возможность или не допускает использование товара в соответствии с его целевым назначением, возник по вине производителя (продавца, исполнителя), после его устранения проявляется снова по независимым от потребителя причинам и при этом наделен хотя бы одним из нижеследующих признаков:
а) он вообще не может быть устранен;
б) его устранение требует более четырнадцати календарных дней;
в) он делает товар существенно иным, чем предусмотрено договором;
13) надлежащее качество товара, работы или услуги - свойство продукции, которое отвечает требованиям, установленным для этой категории продукции в нормативно-правовых актах и нормативных документах, и условиям договора с потребителем;
14) нечестная предпринимательская практика - любая предпринимательская деятельность или бездеятельность, которая противоречит правилам, торговым и другим честным обычаям и влияет или может повлиять на экономическое поведение потребителя относительно продукции;
15) недостаток - любое несоответствие продукции требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, условиям договоров или требованиям, которые предъявляются к ней, а также информации о продукции, предоставленной производителем (исполнителем, продавцом);
16) нормативный документ - этот срок применяется в значении, определенном Законом Украины "О стандартизации";
17) услуга - деятельность исполнителя по предоставлению (передаче) потребителю определенного договором материального или нематериального блага, что осуществляется по индивидуальному заказу потребителя для удовлетворения его личных потребностей;
18) продавец - субъект ведения хозяйства, который согласно договору реализует потребителю товары или предлагает их к реализации;
19) продукция - любое изделие (товар), работа или услуга, что изготавливаются, выполняются или предоставляются для удовлетворения общественных потребностей;
20) реализация - деятельность субъектов ведения хозяйства по продаже товаров (работ, услуг);
21) работа - деятельность исполнителя, результатом которой является изготовление товара или изменение его свойств по индивидуальному заказу потребителя для удовлетворения его личных потребностей;
22) потребитель - физическое лицо, которая приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать продукцию для личных потребностей, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника;
23) потребительский кредит - средства, которые предоставляются кредитодателем (банком или другим финансовым учреждением) потребителю на приобретение продукции;
24) срок пригодности - срок, определенный нормативно-правовыми актами, нормативными документами, условиями договора, в течение которого в случае соблюдения соответствующих условий хранения и/или эксплуатации или потребления продукции ее качественные показатели и показатели безопасности должны отвечать требованиям нормативно-правовых актов, нормативных документов и условиям договора;
25) срок службы - календарный срок использования продукции по назначению, начиная от ввода в обращение или после ремонта, в течение которого производитель (исполнитель) гарантирует ее безопасность и несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине;
26) торговое помещение - имущественный комплекс, который занимает отдельное сооружение (офисное помещение) или размещен в специально предназначенном и оборудованном для торговли сооружении, где субъект ведения хозяйства осуществляет деятельность по реализации товара;
27) фальсифицированная продукция - продукция, изготовленная с нарушением технологии или неправомерным использованием знака для товаров и услуг, или копированием формы, упаковки, внешнего оформления, а так же неправомерным воспроизведением товара другого лица.
Статья 2. Законодательство о защите прав потребителей
1. Законодательство о защите прав потребителей состоит из этого Закона, Гражданского кодекса Украины, Хозяйственного кодекса Украины и других нормативно-правовых актов, которые содержат положение о защите прав потребителей.
Статья 3. Международные договоры
1. Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Украины о защите прав потребителей, применяются правила международного договора.
Раздел II. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА
Статья 4. Права и обязанности потребителей
1. Потребители во время приобретения, заказа или использования продукции, которая реализуется на территории Украины, для удовлетворения своих личных потребностей имеют право на:
1) защиту своих прав государством;
2) надлежащее качество продукции и обслуживания;
3) безопасность продукции;
4) необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, а также об ее производителе (исполнителе, продавце);
5) возмещение имущественного и морального ущерба, нанесенного в результате недостатков продукции (дефекта в продукции), в соответствии с законом;
6) обращение в суд и другие уполномоченные органы государственной власти за защитой нарушенных прав;
7) объединение в общественные организации потребителей (объединения потребителей).
2. Потребители также имеют другие права, установленные законодательством о защите прав потребителей.
3. Потребители обязаны:
1) перед началом эксплуатации товара внимательно ознакомиться с правилами эксплуатации, изложенными в предоставленной производителем (продавцом, исполнителем) документации на товар;
2) в случае необходимости разъяснения условий и правил использования товара - до начала использования товара обратиться за разъяснениями к продавцу (производителю, исполнителю) или к другому указанному в эксплуатационной документации лицу, выполняющему их функции;
3) пользоваться товаром согласно его целевому назначению и соблюдать условия (требования, нормы, правила), установленные производителем товара (исполнителем) в эксплуатационной документации;
4) с целью предотвращения негативных для потребителя последствий использования товара - применять предусмотренные производителем в товаре средства безопасности с соблюдением предусмотренных эксплуатационной документацией специальных правил, а в случае отсутствия таких правил в документации - соблюдать обычные разумные меры безопасности, установленным для товаров такого рода.
(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 19.05.2011 г. №3390-VI)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 5. Защита прав потребителей
1. Государство обеспечивает потребителям защиту их прав, предоставляет возможность свободного выбора продукции, получения знаний и квалификации, необходимых для принятия самостоятельных решений во время приобретения и использования продукции в соответствии с их потребностями, и гарантирует приобретение или получение продукции другими законными способами в объеме, обеспечивающем уровень потребления, достаточный для поддерживания здоровья и жизнедеятельности.
2. Государство создает условия для получения потребителями необходимых знаний по вопросам реализации их прав.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 01.11.2011 г.