Недействующая редакция. Принята: 14.03.2014 / Вступила в силу: 14.03.2014

Недействующая редакция

Зарегистрирован

Министерством юстиции

Республики Таджикистан

25 июля 2013 года №466

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 22 июля 2013 года №1004

Об образовании

(В редакции Закона Республики Таджикистан от 14.03.2014 г. №1081)

Настоящий Закон определяет правовые, организационные, социально-экономические основы и основные принципы государственной политики в сфере образования.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

- учебная литература - рукописные и печатные произведения, издаваемые в качестве учебного пособия для всех ступеней образования, повышения квалификации, переподготовки и дополнительного образования;

- государственная аккредитация образовательного учреждения определение статуса образовательного учреждения для ведения образовательной деятельности согласно государственным образовательным стандартам;

- аспирант - лицо с высшим профессиональным образованием, обучающееся в аспирантуре в целях подготовки диссертации и получения ученой степени кандидата наук;

- аттестация выпуска - порядок установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов;

- государственная аттестация образовательного учреждения определение соответствия материально-технической и кадровой базы образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов и соответствие деятельности образовательного учреждения по установленным нормам;

- комплексная оценка деятельности - повторное лицензирование, очередная государственная аттестация и аккредитация образовательного учреждения в объединенной форме этих операций в одно время;

- бакалавр - лицо, имеющее первую степень высшего профессионального образования, получившее знания, умения и профессиональные навыки по теории и практике направления своей специальности;

- учебная программа - документ, в котором отражены содержание учебного предмета, цели и задачи, способ организации процесса обучения, требования к уровню знаний, умений и навыков обучающегося;

- интернатура - последипломная специализация для лиц с высшим профессиональным медицинским и фармацевтическим образованием;

- студент - лицо, обучающееся в ступенях среднего профессионального и высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура и специалист);

- ступени образования - этапы обучения и воспитания, охватывающие периоды общего (начального, общего основного и общего среднего), начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и профессионального образования после высшего образовательного учреждения;

- учебник - учебное пособие, последовательно отражающее основы определенной отрасли науки согласно учебной программе;

- подушевое финансирование - финансирование, составленное на основе минимальных норм финансирования, определяемое и распределяемое в зависимости от вида и типа, ступени образования, месторасположения образовательного учреждения на каждого обучающегося и образовательного учреждения;

- магистратура - вторая степень высшего профессионального образования, которая выдает диплом государственного образца выпускникам образовательных учреждений высшего профессионального образования после сдачи государственных экзаменов или защиты магистерской диссертации;

- содержание обучения - структура, содержание и объём учебной программы, усвоение которой даёт возможность получения уровня образования и определённой специальности;

- уполномоченный государственный орган в сфере образования центральный исполнительный орган государственной власти Республики Таджикистан, который реализует государственную политику в сфере образования, контролирует и руководит процессом воспитания и обучения в образовательных учреждениях, независимо от организационно-правовой формы;

- соответствующие государственные органы - центральный исполнительный орган государственной власти Республики Таджикистан и иные государственные органы, осуществляющие определенные полномочия в сфере образования в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан;

- малокомплектная школа (класс) - образовательное учреждение (класс), создаваемое в малонаселенных пунктах с целью охвата образованием небольшого количества учащихся;

- образование - процесс обучения и воспитания в интересах лица, общества и государства, обеспечивающий получение обучающимися определенного уровня образования;

- индивидуальное занятие - форма занятия с использованием различных методов индивидуального обучения, предоставляющая дополнительные знания учащемуся или студенту;

- образовательное учреждение - государственная и негосударственная образовательная организация, независимо от организационно - правовой формы, осуществляющая непрерывный процесс обучения и воспитания, реализующая одну или несколько учебных программ;

- специальное образовательное учреждение - организация, имеющая специальные условия для обучения и воспитания и особый педагогический климат, обеспечивающая медицинскую и социальную реабилитацию, образование и обучение профессиям детей, нуждающихся в продолжительном лечении, имеющих физические или психические отклонения, или поведение которых опасно для общества;

- дошкольное учреждение - организация, предусмотренная для детей дошкольного возраста, где они будут охвачены начальным обучением и воспитанием;

- специалист - лицо, имеющее высшее профессиональное образование, получившее знания, умения и профессиональные навыки по теории и практике направления своей специальности и имеющее возможность выполнить научную работу;

- результат обучения - комплекс знаний, умений, навыков, взглядов, мировозрения и духовных ценностей, приобретаемых обучающимися за период обучения в образовательном учреждении;

- учебный план - документ, определяющий изучение учебных предметов и их годовое распределение на весь период обучения в образовательных учреждениях;

- система образования - органы управления образованием, образовательные учреждения, субъекты процесса обучения и воспитания, учреждения и другие организации сферы образования, объединения образовательных учреждений, структурные единицы и иные структуры, осуществляющие государственную политику в сфере образования на основании государственных образовательных стандартов и комплекса учебных программ;

- нострификация - определение эквивалентности образовательных документов лиц, окончивших образовательные учреждения зарубежных стран и (или) международных организаций;

- преподаватель - лицо, имеющее профессиональное образование, занимающееся обучением и воспитанием;

- индивидуальная преподавательская деятельность преподавательская деятельность, осуществляемая в образовательном учреждении вне рабочее время или вне образовательного учреждения на основе договора;

- ординатура (резидентура) - высшее профессиональное последипломное медицинское образование по определенным медицинским специальностям под руководством врача с ученой степенью или опытных врачей;

- качество обучения - способ правильной и эффективной организации процесса обучения, в результате которого лицо получает образование;

- качество образования - комплекс показателей государственных образовательных стандартов и государственных требований;

- государственные образовательные стандарты - комплекс норм, отражающих содержание образования, значение и сроки обучения, объём учебной нагрузки, уровень усвоения знаний обучающимися и определяющих основные требования к обеспечению процесса обучения, содержанию учебных программ и оценке уровня знаний в образовательных учреждениях с учётом национальных и общечеловеческих достижений;

- воспитание - целенаправленный процесс воспитания ребенка родителями (лицами, их заменяющими), образовательным учреждением, обществом и его подготовка к самостоятельной жизни;

- обучение - совместная деятельность родителей (лиц, их заменяющих), преподавателя и образовательного учреждения для развития ребенка, совершенствования его таланта, умений и навыков, умственных и физических способностей;

- воспитанник - ребенок, охваченный воспитанием и обучением в дошкольных учреждениях;

- обучающийся - воспитанник, учащийся, студент, аспирант, слушатель образовательного учреждения;

- образование - беспрерывный процесс обучения и воспитания, направленный на духовное, интеллектуальное, культурное, физическое развитие и профессиональную компетентность лица;

- образование взрослых - комплекс процессов образования, с помощью которого взрослые развивают свои способности и знания, повышают уровень профессиональной и технической специализации или выбирают новое направление;

- непрерывное образование - получение образования на протяжении всей жизни и совершенствование знаний и мировоззрения;

- дистанционное образование - способ реализации процесса обучения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии, без непосредственного личного участия преподавателя и обучающихся;

- инклюзивное образование - создание благоприятных условий детям, независимо от пола, расы, языка, национальности, религиозных убеждений, физических или психических недостатков, способностей, культурного и социального положений, для получения образования;

- учебное оборудование - оборудование, используемое в процессе обучения для формирования знаний, умений, навыков, физического и интеллектуального развития обучающихся;

- учебный процесс - система учебно-воспитательной деятельности для достижения целей обучения;

- экстернат - самостоятельное изучение учебных предметов в соответствии с основной учебной программой с последующей аттестацией выпуска в образовательных учреждениях.

Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан об образовании

Законодательство Республики Таджикистан об образовании основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан и международных правовых актов, признанных Таджикистаном.

Статья 3. Государственная политика в сфере образования

1. Государственная политика в сфере образования считается одним из приоритетных направлений социальной политики Республики Таджикистан.

2. Для реализации государственной политики в сфере образования государство создает систему образования Республики Таджикистан, направляет ее деятельность на обеспечение прав граждан на образование.

3. В целях развития сферы образования государство обеспечивает координацию деятельности министерств и ведомств, местных исполнительных органов государственной власти, органов самоуправления поселков и сёл, физических и юридических лиц.

4. Государственная политика в сфере образования реализуется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан на основании прогнозов, концепций, стратегий и государственных программ развития сферы образования.

5. В образовательных учреждениях запрещается пропаганда, создание и деятельность структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений.

Статья 4. Основные принципы государственной политики в сфере образования

Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах:

- равноправие граждан в получении качественного образования;

- законность, уважение прав и свобод человека и гражданина;

- приоритетность сферы образования на всех уровнях государственного управления;

- обязательность общего основного образования;

- доступность общего среднего образования и продолжения обучения на последующих ступенях образования на конкурсной основе;

- приоритетность национальных и общечеловеческих ценностей, гуманистическое значение содержания образования, свободное развитие лица;

- любовь к Родине, семье и окружающей среде;

- научное, светское и гуманистическое свойство обучения и воспитания в образовательных учреждениях;

- единство образовательного и культурного пространства, развитие культуры и защита национальных традиций;

- гуманистическое, демократическое и государственно-общественное свойство управления сферой образования и прозрачность в ее деятельности;

- самостоятельность образовательных учреждений;

- непрерывный процесс образования;

- соответствие сферы образования потребностям и задачам социально-экономического развития Республики Таджикистан;

- развитие сферы образования с учетом международных стандартов качества обучения и международных норм образования;

- поощрение просвещенности лица и развития его творчества;

- последовательность процесса образования, обеспечивающая связь ступеней образования и единство обучения и воспитания;

- интеграция образования, науки и производства.

Статья 5. Задачи настоящего Закона

Задачи настоящего Закона состоят из:

- обеспечения государственной гарантии права лица на образование;

- создания правовых гарантий для деятельности и свободного развития образовательных учреждений и координации их отношений с другими структурами общественной жизни;

- установления компетенции, полномочий, задач, прав, обязанности и ответственности органов государственного управления, физических и юридических лиц в сфере образования и правового регулирования отношений субъектов процесса обучения и воспитания;

- создания условий для усвоения учебных программ;

- создания прочных основ моральных устоев и здорового образа жизни;

- совершенствования интеллекта путём создания условий для развития лица;

- воспитания любви к Родине, уважения к национальным символам, общечеловеческим ценностям, соблюдения национальных обычаев и традиций;

- воспитания личности, обладающей чувством высокой гражданской ответственности на благо активного участия в общественно-политической, экономической и культурной жизни;

- сознательного отношения лица к своим правам и обязанностям.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан об образовании Статья 3. Государственная политика в сфере образования Статья 4. Основные принципы государственной политики в сфере образования Статья 5. Задачи настоящего Закона Статья 6. Государственная гарантия прав граждан на образование Статья 7. Язык обучения Статья 8. Государственные образовательные стандарты и учебные программы Глава 2. Система образования Республики Таджикистан Статья 9. Структура системы образования Статья 10. Образовательное учреждение, его структура и типы Статья 11. Создание, реорганизация и ликвидация образовательного учреждения Статья 12. Порядок регистрации и деятельности образовательного учреждения Статья 13. Учредитель (учредители) образовательного учреждения Статья 14. Устав образовательного учреждения Статья 15. Дошкольное обучение и воспитание Статья 16. Общее образование Статья 17. Начальное профессиональное образование Статья 18. Среднее профессиональное образование Статья 19 Высшее профессиональное образование Статья 20. Профессиональное образование после высшего образовательного учреждения Статья 21. Дополнительное образование Статья 22. Специальное образование Статья 23. Документы об образовании Статья 24. Трудоустройство выпускников образовательных учреждений профессионального образования Статья 25. Организация процесса обучения и воспитания Глава 3.Государственное регулирование в сфере образования Статья 26. Цели и формы государственного регулирования в сфере образования Статья 27. Управление качеством образования Статья 28. Государственный контроль в сфере образования Статья 29. Лицензирование осуществления образовательной деятельности Статья 30. Комплексная оценка деятельности, государственная аттестация и аккредитация образовательного учреждения Глава 4. Управление сферой образования Статья 31. Государственные органы управления сферой образования Статья 32. Компетенция Правительства Республики Таджикистан в сфере образования Статья 33. Полномочия уполномоченного государственного органа в сфере образования Статья 34. Полномочия министерств и ведомств, имеющих в своей структуре образовательные и воспитательные учреждения Статья 35. Полномочия местных органов государственной власти Статья 36. Полномочия местных органов управления образованием Статья 37. Полномочия органов самоуправления поселков и сел Статья 38. Функции образовательных учреждений Статья 39. Управление государственными образовательными  учреждениями Статья 40. Управление негосударственными образовательными учреждениями Статьи 41. Самоуправление образовательных учреждений Статья 42. Научные основы и научное обеспечение сферы образования Глава 5. Права и обязанности субъектов процесса обучения и воспитания. Статус преподавателя Статья 43. Субъекты процесса обучения и воспитания Статья 44. Права и социальная защита субъектов процесса обучения и воспитания Статья 45. Стипендия и другие денежные выплаты Статья 46. Права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих) в сфере образования Статья 47. Значение статуса преподавателя Статья 48. Преподавательская деятельность Статья 49. Методы преподавательской деятельности Статья 50. Права преподавателей и других работников сферы образования Статья 51. Обязанности и ответственность преподавателей и других работников сферы образования Статья 52. Защита чести и достоинства преподавателя Статья 53. Льготы для преподавателей и других работников сферы образования Статья 54. Материальное обеспечение преподавателей и других работников сферы образования Глава 6. Финансово-хозяйственная деятельность в системе образования Статья 55. Финансово-хозяйственная деятельность Статья 56. Налогообложение в сфере образования Статья 57. Имущественные права образовательных учреждений Статья 58. Платная деятельность образовательных учреждений Статья 59. Возмещение ущерба, нанесенного некачественным образованием Статья 60. Материально-техническая база образовательных учреждений Статья 61. Договор о подготовке специалистов Статья 62. Фонды сферы образования Статья 63. Благотворительность в сфере образования Статья 64. Охрана здоровья и организация общественного питания в сфере образования Глава 7. Международное сотрудничество в сфере образования Статья 65. Международное сотрудничество в сфере образования Статья 66. Внешнеэкономическая деятельность Глава 8. Заключительные положения Статья 67. Ответственность за нарушение требований настоящего Закона Статья 68. О признании утратившим силу Закона Республики Таджикистан "Об образовании" Статья 69. Порядок введения в действие настоящего Закона