Недействующая редакция. Принята: 30.06.2011 / Вступила в силу: 02.08.2011

Недействующая редакция, не действует с 21 мая 2014 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 23 января 2002 года №8

Об утверждении правил аудиторской деятельности

(В редакции Постановлений Министерства финансов от 05.02.2003 г. №14, 24.06.2003 г. №100, 30.12.2004 г. №189, 30.06.2005 г. №84, 04.07.2007 г. №109, 24.09.2007 г. №140, 24.03.2008 г. №41, 14.11.2008 г. №167, 08.06.2009 г. №72, 28.12.2009 г. №153, 26.05.2010 г. №60, 01.12.2010 г. №146, 30.06.2011 г. №52)

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. №1585 "Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь", Министерство финансов Республики Беларусь постановляет:

1. Утвердить прилагаемые правила аудиторской деятельности "Внутренний контроль качества аудита".

2. Утвердить прилагаемые правила аудиторской деятельности "Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию".

 

Министр Н.П.Корбут

Утверждено Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23 января 2002 года №8

Правила аудиторской деятельности "Внутренний контроль качества аудита"

Глава 1. Общие положения

1. Целью правил аудиторской деятельности "Внутренний контроль качества аудита" (далее - Правила) является установление единых требований к правилам внутреннего контроля качества аудита, направленных на обеспечение соответствия работы аудиторовиндивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций (далееаудиторская организация), нормативным правовым актам, регулирующим аудиторскую деятельность в Республике Беларусь.

2. Задачами настоящих Правил являются:

установление требований к правилам внутреннего контроля качества аудита;

установление требований по обеспечению качества аудиторских услуг.

3. В целях настоящих Правил под руководителем аудита понимается аудитор, на которого возложена основная ответственность за проведение аудита.

4. исключен

5. Аудиторские организации обязаны в соответствии с правилами аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к правилам аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитораиндивидуального предпринимателя", утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 16 января 2003 г. №4 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №16, 8/9058), и настоящими Правилами разработать для себя правила аудиторской деятельности, посвященные вопросам внутреннего контроля качества аудита.

Глава 2. Требования к правилам внутреннего контроля качества аудита

6. Правила внутреннего контроля качества аудита должны содержать принципы и конкретные процедуры осуществления внутреннего контроля качества работы, которые следует применять в рамках всей деятельности аудиторской организации.

7. Аудиторской организации следует определить совокупность организационных мер, методов и конкретных процедур внутреннего контроля, направленных на то, чтобы обеспечить качество проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг (далее - качество аудита) в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь, регулирующими аудиторскую деятельность.

8. Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, сроки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской организацией, могут зависеть от следующих основных факторов:

размера аудиторской организации и характера оказываемых услуг;

территориального расположения аудиторской организации;

организационной структуры аудиторской организации;

соотношения затрат и результатов.

В зависимости от указанных факторов будут меняться методы и процедуры, применяемые аудиторской организацией, и объем документации по вопросам качества аудита.

9. Общие требования к системе внутреннего контроля качества аудита, устанавливаемые аудиторской организацией, включают в себя следующее:

профессиональные требования - работники аудиторской организации должны придерживаться принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;

профессиональную компетентность - работники аудиторской организации должны владеть надлежащими навыками, соблюдать требования законодательства Республики Беларусь, а также обладать необходимой профессиональной компетентностью, требующейся для выполнения обязанностей с должной тщательностью;

поручение заданий - проведение аудита должно поручаться работникам, имеющим уровень профессиональной подготовки и опыт, требующиеся в данных условиях;

контрольные полномочия - необходимо в достаточной мере направлять работу и осуществлять текущий контроль на всех уровнях и этапах аудита, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества;

консультирование - в случае необходимости проводятся консультации со специалистами, обладающими соответствующими знаниями;

работу с аудируемыми лицами - необходимо постоянно проводить работу как с потенциальными, так и с реальными заказчиками. При решении вопроса о заключении договора или продолжении сотрудничества надо исходить из соображений независимости аудиторской организации и ее способности предоставлять услуги надлежащим образом;

мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качестванеобходимо проводить регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества аудита.

10. Примерный перечень принципов и соответствующих им основных процедур внутреннего контроля качества в аудиторской организации представлен согласно приложению.

11. Установленные правилами аудиторской деятельности аудиторской организации принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы аудиторской организации должны быть доведены до сведения всех работников таким образом, чтобы обеспечивалась разумная уверенность в том, что принятые в организации принципы и процедуры понятны и применимы на практике.

Глава 3. Требования по обеспечению качества аудиторских услуг

12. Руководитель аудита должен применять такие процедуры внутреннего контроля качества аудита, которые соответствуют целям и задачам проводимого аудита. Каждый работник обязан выполнять именно те процедуры контроля качества, которые относятся к его части аудита. При этом руководитель аудита анализирует профессиональную компетентность тех аудиторов и ассистентов аудиторов, которые выполняют порученную им работу.

13. Любое поручение должно даваться аудиторам и ассистентам аудитора таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа будет выполняться с должной тщательностью и той степенью профессиональной компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах.

14. Аудиторы и ассистенты аудитора, которым поручается работа, должны получать от руководителя аудита четкие указания о проведении ими соответствующих аудиторских процедур. Их необходимо информировать о таких аспектах, как характер деятельности аудируемого лица и возможные проблемы в области бухгалтерского учета и аудита, которые могут повлиять на характер, сроки и объем аудиторских процедур. При этом план аудита, расчет затрат времени и общая стратегия аудита являются основными средствами для доведения до сведения аудиторов и ассистентов аудитора указаний по проведению аудита.

15. В ходе аудита работники, осуществляющие руководство и надзор за работой аудиторов и ассистентов аудитора, должны выполнять следующие функции:

контролировать процесс аудита с тем, чтобы определить, обладают ли участвующие в аудите аудиторы и ассистенты аудитора необходимыми навыками и компетентностью для выполнения порученных им заданий, понимают и выполняют ли они указания по проведению аудита, а также выполняется ли аудит согласно общей стратегии и плану;

обнаруживать и анализировать информацию, связанную с существенными аспектами бухгалтерского учета и аудита, корректируя при необходимости общую стратегию и план аудита;

устранять возникающие расхождения в профессиональных суждениях работников, определяя при этом потребность в дополнительных внешних либо внутренних консультациях.

16. Проверку работы аудиторов и ассистентов аудитора должны выполнять работники, имеющие необходимый уровень компетентности. При этом важно выяснить:

была ли работа выполнена в соответствии с планом аудита;

были ли надлежащим образом задокументированы результаты работы и процесс их достижения;

были ли охвачены, урегулированы и отражены в аудиторских выводах все существенные аспекты аудита;

были ли достигнуты цели аудиторских процедур;

соответствуют ли сделанные выводы результатам выполненной исполнителями работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.

17. При осуществлении контрольных функций в процессе проведения аудита особое внимание необходимо акцентировать на:

общей стратегии и плане аудита;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Правила аудиторской деятельности "Внутренний контроль качества аудита" Глава 1. Общие положения Глава 2. Требования к правилам внутреннего контроля качества аудита Глава 3. Требования по обеспечению качества аудиторских услуг Приложение Правила аудиторской деятельности "Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию" Глава 1. Общие положения Глава 2. Общие требования к порядку составления аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию Глава 3. Особенности подготовки аудиторского заключения пр специальному аудиторскому заданию на аудит отдельных элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности Глава 4. Особенности подготовки аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию на аудит отчетности, подготовленной в соответствии с иными принципами учета и отчетности, а также на аудит данных книги учета доходов и расходов Глава 5. Особенности подготовки аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию на аудит соблюдения условий договора Глава 6. Особенности подготовки аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию на аудит обобщенной бухгалтерской (финанвовой) отчетности Глава 7. Особенности подготовки аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию, полученному ти государственных органов Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8