Недействующая редакция. Принята: 27.06.2008 / Вступила в силу: 27.06.2008

Недействующая редакция, не действует с 31 января 2014 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 27 июня 2008 года №341

Об утверждении Программы создания и развития системы внутреннего аудита государственных органов и учреждений Кыргызской Республики на 2008 - 2013 годы и Стандартов внутреннего аудита для государственных органов и учреждений Кыргызской Республики

В соответствии с указами Президента Кыргызской Республики "Об утверждении Плана действий по реформированию системы управления государственными финансами Кыргызской Республики" от 29 июня 2006 года №337, "О Государственной стратегии борьбы с коррупцией" от 21 июня 2005 года №251, в целях создания основ функционирования внутреннего аудита в Кыргызской Республике Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу создания и развития системы внутреннего аудита государственных органов и учреждений Кыргызской Республики на 2008 - 2013 годы (далее - Программа).

2. Утвердить прилагаемые Стандарты внутреннего аудита для государственных органов и учреждений Кыргызской Республики (далее - Стандарты).

3. Министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, иным органам исполнительной власти и их подведомственным организациям и учреждениям применять Стандарты и руководствоваться Программой при осуществлении внутреннего аудита.

4. Определить уполномоченным государственным органом в области внутреннего аудита Министерство финансов Кыргызской Республики.

5. Министерству финансов Кыргызской Республики разработать и утвердить методологию по функционированию внутреннего аудита на объектах внутреннего аудита.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел финансов и кредитной политики Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

Премьер-министр

И.Чудинов

Утверждена Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 27 июня 2008 года №341

Программа создания и развития системы внутреннего аудита государственных органов и учреждений Кыргызской Республики на 2008 - 2013 годы

Программа создания и развития системы внутреннего аудита государственных органов и учреждений Кыргызской Республики на 2008 - 2013 годы (далее - Программа) закрепляет основополагающие цели и задачи системы внутреннего аудита в Кыргызской Республике и определяет основные направления мероприятий в данной области.

I. Введение

Методы, с помощью которых государственные органы и учреждения управляют государственными финансами, оказывают влияние на экономический и социальный климат в государстве. Эффективное управление государственными финансами требует:

- объективного и реалистичного подхода к формированию государственного бюджета;

- создания системы налогообложения, стимулирующей развитие частного сектора и формирующей доходы бюджета;

- разумного использования государственных средств.

Органы государственного управления и местного самоуправления являются основными исполнителями расходов государственного бюджета.

В системе государственного управления исполнительной власти руководитель государственного органа или учреждения является ответственным лицом, отвечающим за эффективное использование государственных ресурсов. Контроль за эффективностью расходования бюджетных средств возможен путем создания в государственных органах и учреждениях системы внутреннего контроля и аудита. Необходимость развития внутреннего контроля в государственных органах и учреждениях Кыргызской Республики также подтверждается ежегодными отчетами аудиторов Счетной палаты Кыргызской Республики о незаконном использовании и растратах бюджетных средств.

Указами Президента Кыргызской Республики "Об утверждении Плана действий по реформированию системы управления государственными финансами Кыргызской Республики" от 29 июня 2006 года №337 и "О Государственной стратегии борьбы с коррупцией" от 21 июня 2005 года №251 поставлена задача повышения эффективности управления государственными финансами посредством прозрачности и подотчетности их использования и целенаправленного искоренения коррупции.

Правительство Кыргызской Республики начало работу по созданию нормативной правовой и методологической базы для внедрения в практику деятельности государственных органов и учреждений Кыргызской Республики по осуществлению внутреннего аудита. Успешная реализация реформы управления государственными финансами во многом зависит от развития системы внутреннего контроля и аудита в Кыргызской Республике. В связи с этим внедрение внутреннего аудита в государственных органах и учреждениях является важной задачей.

Необходимым фактором успешного развития системы внутреннего аудита также является заинтересованность в ней работников государственных органов и учреждений и их подведомственных органов, призванных обеспечить ее внедрение.

Внутренний контроль является инструментом управления для обеспечения гарантии реализации задач, поставленных руководством государственных органов и учреждений. Роль внутреннего аудита заключается в оказании помощи руководству государственных органов и учреждений в создании системы внутреннего контроля и ее улучшения путем проведения анализа и оценки системы внутреннего контроля организации и предоставления руководству отчетов и рекомендаций по улучшению деятельности.

Реализация положений данной Программы позволит совершенствовать деятельность по реформированию системы управления государственными финансами в стране посредством внедрения в практику деятельности государственных органов и учреждений Кыргызской Республики осуществления внутреннего аудита.

II. Понятие, цели и задачи развития внутреннего аудита

Под внутренним аудитом в настоящей Программе понимается независимая и объективная функция, выполняемая внутри объекта внутреннего аудита, включающая анализ, оценку и мониторинг адекватности системы внутреннего контроля, надежности и достоверности финансовой и управленческой информации, результативности, экономичности деятельности и управления, сохранности активов и соблюдения законодательства Кыргызской Республики.

Целями системы внутреннего контроля и аудита в государственных органах и учреждениях являются:

- обеспечение соблюдения нормативных правовых актов;

- повышение эффективности деятельности;

- повышение качества осуществления государственных функций.

Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:

- создание системы внутреннего контроля и аудита в государственных органах в целях соблюдения процедур, административных и иных регламентов, проведения и учета соответствующих операций, отражения их в отчетности и соблюдения полномочий при их санкционировании;

- осуществление анализа выявленных отклонений от установленных показателей деятельности, причин, лежащих в основе нарушений, внесение предложений для принятия мер по их предупреждению;

- оценка эффективности осуществляемых процессов и операций и использования финансовых и нефинансовых ресурсов;

- оценка целесообразности осуществляемых процессов и операций, применения действующих норм и правил их ведения;

- предоставление объективной информации о соблюдении нормативных правовых актов, эффективности осуществляемых процессов, качестве выполняемых государственных функций и использовании государственных финансовых и нефинансовых ресурсов.

Осуществление внутреннего аудита позволит:

- обеспечить проведение анализа и оценки деятельности государственных органов и учреждений;

- оперативно получать объективную информацию о деятельности министерств, государственных комитетов, административных ведомств и их структурных подразделений для принятия своевременных управленческих решений;

- достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.

Основные мероприятия по развитию системы внутреннего контроля и аудита должны быть реализованы с 2008 года по 2013 год.

III. Направления развития системы внутреннего аудита

Создание и развитие системы внутреннего аудита необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

Создание и совершенствование нормативной правовой основы функционирования системы внутреннего аудита, которая предполагает разработку, утверждение и принятие следующих документов:

- Закона Кыргызской Республики "О внутреннем аудите";

- Стандартов внутреннего аудита для государственных органов и учреждений Кыргызской Республики на основе стандартов Международного института внутренних аудиторов, которые будут обязательными для всех внутренних аудиторов;

- Положения об уполномоченном органе;

- формы и содержания ежегодного отчета Правительству Кыргызской Республики по деятельности в области внутреннего аудита;

- формы и содержания предоставления отчетности служб внутреннего аудита уполномоченному государственному органу в области внутреннего аудита;

- формы и содержания ежегодного отчета руководителю службы внутреннего аудита о проделанной по плану работе.

Создание и совершенствование методологической основы внутреннего аудита. Целями мероприятий по данному направлению являются создание:

- методологии по оценке потребностей в аудите;

- методологии стратегического и годового планирования;

- методологии мониторинга деятельности по внутреннему аудиту;

- методологии по подготовке ежеквартальных и годовых отчетов.

Переподготовка и повышение квалификации специалистов в области внутреннего аудита и формирование информационного обеспечения развития системы внутреннего аудита.

Целями мероприятий по данному направлению являются формирование необходимого кадрового и информационного обеспечения развития системы внутреннего аудита.

Для реализации указанных целей необходимо:

- разработать стратегию переподготовки и повышения квалификации специалистов в области внутреннего аудита;

- проводить работу по обобщению и распространению успешного опыта развития системы внутреннего контроля и аудита;

- разработать программы учебных курсов, тренингов по направлениям развития системы внутреннего контроля и аудита;

- организовать систематический перевод практических инструкций, учебно-методического материала и статей Международного института внутренних аудиторов для практического использования;

- издавать регулярные информационные бюллетени.

Создание Совета по внутреннему аудиту.

С целью обеспечения функциональной независимости внутреннего аудита, определения стратегии развития внутреннего аудита в государственных органах и учреждениях создается Совет по внутреннему аудиту (далее - Совет). Совет является консультативно-совещательным органом.

Положение и состав Совета утверждает Правительство Кыргызской Республики. Министерство финансов исполняет функции секретариата Совета.

Основной задачей Совета является подготовка предложений по развитию нормативной правовой и методологической базы внутреннего аудита государственных органов и учреждений.

Развитие международных связей.

Учитывая важность внедрения в Кыргызской Республике Стандартов внутреннего аудита для государственных органов и учреждений Кыргызской Республики, разработанных на основе стандартов Международного института внутренних аудиторов, необходимо налаживать контакты с международными организациями в целях получения и применения существующих учебных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области внутреннего аудита, соответствующих международным стандартам, а также практических инструкций, учебно-методического материала и статей Международного института внутренних аудиторов для практического использования.

IV. Механизм реализации направлений развития системы внутреннего аудита в Кыргызской Республике

Ответственным за организацию работ по созданию и развитию системы внутреннего аудита государственных органов и учреждений Кыргызской Республики является уполномоченный государственный орган в области внутреннего аудита, определяемый Правительством Кыргызской Республики.

Уполномоченный государственный орган в области внутреннего аудита выполняет функции создания и совершенствования нормативной правовой и методологической базы системы внутреннего аудита, координирует вопросы организации переподготовки и повышения квалификации специалистов по внутреннему аудиту.

Реализация положений данной Программы будет осуществляться Планом мероприятий по реализации Программы, который будет разработан с участием всех заинтересованных государственных органов и учреждений. Планом будут определены конкретные меры, этапы и сроки исполнения, ответственные структуры, источники финансирования.

Финансирование мероприятий Программы, требующих финансовых затрат, предусмотрено за счет средств республиканского и местных бюджетов в пределах сумм, выделенных каждому государственному органу на соответствующий год, а также привлеченных ресурсов международных финансовых организаций и стран-доноров по линии технической и консультативной помощи.

Утверждены Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 27 июня 2008 года №341

Стандарты внутреннего аудита для государственных органов и учреждений Кыргызской Республики

I. Введение

1. Настоящие Стандарты внутреннего аудита (далее - Стандарты) разработаны с учетом стандартов Международного института внутренних аудиторов (далее - МИВА).

2. Настоящие Стандарты являются основой выполнения внутренними аудиторами министерств, государственных комитетов, административных ведомств, иных органов исполнительной власти и их подведомственных организаций и учреждений своих обязанностей и устанавливают обязательные требования к работе внутренних аудиторов.

3. Настоящие Стандарты внутреннего аудита включают следующие Стандарты:

1) Стандарт качественных характеристик внутреннего аудита:

- цель, полномочия и обязанности;

- независимость и объективность;

- компетентность и профессионализм;

- программа гарантии и улучшения качества внутреннего аудита.

2) Стандарт деятельности внутреннего аудита:

- управление деятельностью в области внутреннего аудита;

- сущность работы по внутреннему аудиту;

- планирование аудиторского задания;

- выполнение аудиторского задания;

- представление отчетности о результатах;

- мониторинг действий, принимаемых по результатам аудита.

3) Этический стандарт внутреннего аудита:

- принципы и их применение;

- другие вопросы, связанные с этическим стандартом.

4. Уполномоченный государственный орган в области внутреннего аудита, определяемый Правительством Кыргызской Республики, разрабатывает рекомендуемую методологию, которая должна соответствовать настоящим Стандартам.

II. Стандарт качественных характеристик внутреннего аудита

§1. Цель, полномочия и обязанности

5. Цель, полномочия и обязанности по внутреннему аудиту должны быть официально определены в акте объекта внутреннего аудита, который должен соответствовать Стандартам и утверждаться в установленном порядке.

Цель и задачи внутреннего аудита:

Проведение внутреннего аудита необходимо для содействия руководству объекта внутреннего аудита в соблюдении и совершенствовании системы внутреннего контроля посредством исполнения следующих основных задач:

1) обзора и оценки системы внутреннего контроля объекта внутреннего аудита и предоставления руководителю объекта внутреннего аудита отчетов и рекомендаций по улучшению ее деятельности;

2) разработки в соответствии с проведенной оценкой рисков и предоставление для утверждения руководителю объекта внутреннего аудита стратегических и годовых планов развития, а также планов профессионального обучения внутренних аудиторов;

3) подготовки аудиторских отчетов по каждому проведенному аудиту и согласование их с руководителем объекта внутреннего аудита;

4) предоставления аудиторского отчета и рекомендаций руководителю объекта внутреннего аудита.

Служба внутреннего аудита создается на объектах внутреннего аудита в соответствии с решением Правительства Кыргызской Республики; ее роль и обязанности должны соответствовать законодательству Кыргызской Республики и отражаться в соответствующих актах объекта внутреннего аудита, утвержденных в установленном порядке.

§2. Независимость и объективность

6. Деятельность в области внутреннего аудита должна быть независимой, а внутренние аудиторы должны объективно выполнять свою работу. Независимость достигается руководителем службы внутреннего аудита (далее - РСВА) путем прямой подотчетности руководителю объекта внутреннего аудита. Объективность достигается РСВА и сотрудниками служб внутреннего аудита тем, что они не имеют других служебных обязанностей. В объекте внутреннего аудита, где по решению Правительства Кыргызской Республики создается служба внутреннего аудита, служба должна соответствовать вышеуказанным требованиям при ее создании.

Внутренние аудиторы должны соблюдать требования законодательства Кыргызской Республики относительно конфликта интересов.

Внутренние аудиторы должны гарантировать свою объективность путем соблюдения требований по планированию аудиторских заданий, сбору и анализу достаточных, уместных и надежных доказательств, на основе которых необходимо делать свои заключения.

Отчеты необходимо составлять на основе всех соответствующих фактов, и внутренний аудитор не должен выборочно подходить к использованию фактов для предоставления несбалансированного заключения.

§3. Компетентность и профессионализм

7. Аудиторские задания должны выполняться на должном профессиональном уровне.

Внутренние аудиторы должны иметь профессиональные знания и навыки, необходимые для осуществления качественного аудита и выполнения своих обязанностей и постоянно повышать их.

В целях обеспечения компетентности и профессионализма службы внутреннего аудита необходимо принимать следующие меры:

- РСВА должен утверждать планы по обучению сотрудников службы внутреннего аудита и выделять достаточное время в годовом плане для улучшения сотрудниками их навыков;

- РСВА должен ставить сотрудникам те задачи, в выполнении которых они являются компетентными, или те, при которых может осуществляться адекватное наблюдение со стороны соответствующего опытного аудитора;

- РСВА и/или внутренние аудиторы вправе привлекать, при необходимости, специалистов в соответствующих сферах в случае, если они сами не обладают достаточными знаниями или навыками для выполнения аудиторского задания или части аудиторского задания;

- РСВА следует обеспечить проверку работы сотрудников другим сотрудником, и чтобы по завершению аудиторского задания было составлено документальное свидетельство данного обзора и выполнения процедуры, указывающей на завершение всех необходимых процедур, образующих часть аудита.

§4. Программа гарантии и улучшения качества внутреннего аудита

8. РСВА должен разработать и осуществлять программу гарантии и улучшения качества, которая охватывает все аспекты деятельности в области внутреннего аудита, и на постоянной основе отслеживать ее эффективность. Данная программа включает периодическую внутреннюю и внешнюю оценку качества внутреннего аудита и текущий внутренний мониторинг. Каждая часть программы должна быть разработана таким образом, чтобы обеспечить уверенность в том, что внутренний аудит осуществляется в соответствии со Стандартами.

Данный Стандарт осуществляется РСВА, устанавливающим как внутреннюю, так и внешнюю оценку качества.

Внутренняя оценка качества должна включать:

Постоянный анализ реализации деятельности по внутреннему аудиту путем квартального отслеживания выполнения годового аудиторского плана в сравнении с его фактическим выполнением.

Периодические проверки, осуществляемые путем собственной оценки или другими лицами в рамках данной организации со знанием процедур внутреннего аудита и стандартов.

Внешняя оценка качества должна проводиться один раз в два года уполномоченным государственным органом. Проверка должна изучить процедуры, установленные для управления деятельностью в области внутреннего аудита, их функционирование на практике и сравнить их со стандартами.

Уполномоченный орган несет ответственность за подготовку программы анализа, которая будет использована для такой оценки.

III. Стандарт деятельности внутреннего аудита

§1. Управление деятельностью в области внутреннего аудита

9. РСВА должен эффективно управлять деятельностью по внутреннему аудиту в целях обеспечения максимальной пользы внутреннего аудита для объекта внутреннего аудита.

РСВА должен:

- разработать стратегические планы для определения приоритетов деятельности по внутреннему аудиту, соответствующие целям и задачам объекта аудита, рассчитанные на три года, с принятием более детального рабочего плана на первые двенадцать месяцев. Необходимо учитывать мнение руководителя объекта внутреннего аудита при составлении таких планов;

- представить на утверждение руководителю объекта внутреннего аудита проекты стратегического и годового планов по целям, полномочиям и обязанностям в деятельности по внутреннему аудиту;

- обеспечить гарантии того, что количество сотрудников и их уровень являются подходящими, достаточными и эффективно используются для достижения утвержденного стратегического и годового планов. Данные требования будут достигнуты путем приведения в соответствие необходимых кадровых ресурсов по плану с фактически имеющимися ресурсами; путем разработки квартальных планов для начала и завершения индивидуальных аудиторских заданий;

- определить политику и процедуры для управления деятельностью в области внутреннего аудита. Это будет достигнуто путем разработки определенной и детальной методологии по планированию, документальному оформлению доказательств, выборки, оценки и предоставлении отчетности по аудиторским заданиям в соответствии с другими стандартами;

- ежеквартально и ежегодно предоставлять отчеты руководителю объекта внутреннего аудита о цели деятельности по внутреннему аудиту, полномочиях, обязанностях и работы службы внутреннего аудита относительно его годового плана.

§2. Сущность работы по внутреннему аудиту

10. Служба внутреннего аудита должна проводить оценку процессов управления рисками и контроля в целях их дальнейшего совершенствования путем применения систематизированного и последовательного подхода.

Внутренний аудит должен содействовать выявлению и оценке существенных рисков потерь и (или) ошибок и способствовать улучшению системы контроля в объекте внутреннего аудита, а также оценивать подверженность риску, относящемуся к системам внутреннего контроля в отношении:

- достоверности и целостности финансовой и управленческой информации;

- результативности, экономичности и эффективности деятельности;

- сохранности активов;

- соблюдения нормативных правовых актов и договоров.

Этот стандарт будет выполнен РСВА в процессе стратегического и годового планирования, рассматривающего аудиторский риск и существенные области деятельности в рамках объекта внутреннего аудита, системы контроля, установленных для обеспечения достижения поставленных целей. При осуществлении индивидуальных аудиторских заданий внутреннему аудитору необходимо поставить соответствующие цели аудита и внутреннего контроля, с помощью которых можно провести оценку контрольных функций в рамках систем контроля.

§3. Планирование аудиторского задания

11. Внутренним аудиторам необходимо составлять и документально оформлять план для каждого аудиторского задания, который будет включать объем, цели, сроки и распределение ресурсов.

При планировании аудиторского задания внутреннему аудитору необходимо учесть:

- цели контроля определенного участка, подлежащего аудиту, и методы, используемые объектом для контроля своей деятельности;

- существенные риски, относящиеся к объекту аудиторского задания, его целям, ресурсам и хозяйственной деятельности, а также методы удержания рисков в допустимых пределах;

- адекватность и эффективность проверяемых систем контроля на объекте внутреннего аудита в сравнении с наиболее приемлемой для него системой контроля;

- возможности улучшения системы внутреннего контроля и управления рисками на данном объекте внутреннего аудита.

РСВА определяет ресурсы, достаточные для достижения целей аудиторского задания. Состав аудиторской группы должен определяться, исходя из характера и сложности каждого аудиторского задания, ограничений по срокам и имеющихся ресурсов.

Внутренний аудитор должен разработать программу работы, позволяющую достичь целей аудиторского задания.

Внутренний аудитор должен:

- определить цели аудиторского задания;

- провести оценку рисков, относящихся к объекту внутреннего аудита. Цели аудиторского задания должны соотноситься с результатами этой оценки;

- при определении целей аудиторского задания внутренний аудитор должен оценить вероятность существенных ошибок, искажений, несоблюдения процедур и других факторов риска;

- включить в цели задания оценку рисков, систему контроля и процесс управления на том участке объекта внутреннего аудита, где проводится аудит.

Внутренний аудитор должен обеспечить:

- достаточный объем аудиторского задания для достижения целей задания;

- включение в объем аудиторского задания изучения существующих систем, используемого бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность объектов внутреннего аудита;

- достижение разработанной программой целей аудита. Программа должна быть документально оформлена и включать процедуры сбора, анализа, оценки и документирования информации в процессе выполнения аудиторского задания;

- одобрение программы аудита со стороны РСВА до начала ее выполнения. Любые изменения программы должны быть согласованы с РСВА.

§4. Выполнение аудиторского задания

12. Внутренним аудиторам необходимо выявить, проанализировать, оценить и документально оформить информацию в том объеме, который будет достаточным для достижения целей аудиторского задания.

При выполнении аудиторского задания внутреннему аудитору необходимо:

- определить законодательные рамки и способы контроля для аудируемой области в соответствии с планом аудиторского задания и документально их оформить;

- оценить функции контроля на соответствие целям контроля;

- определить и документально оформить тест функций контроля, тест на наличие недостатков и тест по существу в соответствии с установленными политиками относительно размера и методов выборки;

- документально оформить соответствующую информацию для выводов и обобщения результатов аудиторского задания.

РСВА наделяет назначенных внутренних аудиторов наблюдательными и обзорными функциями на время отдельных аудиторских заданий в целях обеспечения достижения поставленных целей, качества работы и возможности сотрудникам получить дополнительные навыки.

§5. Представление отчетности о результатах

13. Внутренним аудиторам необходимо представлять отчетность по итогам выполнения аудиторского задания, которая состоит из трех частей:

1) годовые отчеты.

В течение одного месяца после окончания финансового года, для которого также существует годовой аудиторский план, РСВА должен представить письменный отчет руководителю объекта внутреннего аудита. Данный отчет должен содержать общее мнение относительно адекватности управленческих систем внутреннего контроля по финансовым, бухгалтерским и операционным системам и способам контроля, основанное на обзоре и оценке заключений, сделанных на основе доказательств, полученных в ходе проведения аудита.

Годовые аудиторские отчеты должны включать следующее:

- введение, определяющее масштаб аудита, которое включает такую информацию, как период проверки и предмет или системы, которые были проверены;

- отдельные разделы, должным образом озаглавленные, касающиеся:

- основы для аудиторских заключений;

- аудиторских заключений относительно итогов аудита;

2) отчеты по заданиям.

РСВА должны сообщить результаты аудиторских заданий руководителю объекта внутреннего аудита в течение одного месяца по завершении задания в форме проекта отчета.

Внутренние аудиторы должны разъяснить основания полученных данных и заключение, включая в свой отчет:

- подтверждения того, что аудиторский процесс включает:

- изучение, на основе проверки доказательств, относящихся к целям и объему выполненного внутреннего аудита, а также к полученным результатам;

- оценку адекватности структуры систем внутреннего контроля в оказании содействия объекту внутреннего аудита в достижении его целей;

- подтверждения того, что они планировали и выполнили внутренний аудит в целях получения информации, необходимой для предоставления разумных гарантий руководству, о том, что системы внутреннего контроля были адекватно разработаны и функционируют эффективно.

Отчет внутреннего аудитора должен содержать четкое мнение о полученных результатах и их выводах относительно аудиторского задания. Отчет должен ясно выражать мнение внутреннего аудитора относительно того, достаточно ли бухгалтерские, финансовые и операционные способы контроля разработаны и применяются с тем, чтобы убедиться, что цели контроля, относящиеся к аудируемой системе, достигаются.

Когда несоблюдение стандартов оказывает влияние на конкретную аудиторскую проверку, отчет должен раскрывать следующее:

- стандарт(ы), который(ые) был(и) не соблюден(ы) полностью или частично;

- причину(ы) несоблюдения;

- влияние несоблюдения стандартов на аудиторское мнение;

3) отчеты мониторинга деятельности службы внутреннего аудита.

Ежеквартально РСВА предоставляет руководителю объекта внутреннего аудита отчеты о цели деятельности по внутреннему аудиту, полномочиях, обязанностях и работы службы внутреннего аудита относительно его годового плана, предоставляя детальную информацию о следующем: каким образом было использовано время по сравнению с планом; количество завершенных аудитов; аудиты, находящиеся в стадии выполнения; незапланированная работа; прогнозы по достижению годового плана с рекомендациями по действиям в устранении любых просрочек при достижении плана или рекомендации для того, чтобы отменить или отложить запланированные аудиты.

Доступ к аудиторским отчетам и рабочим документам по внутреннему аудиту.

РСВА должен:

- контролировать доступ к документам, относящимся к аудиторским заданию и отчету. Перед тем, как передавать документы третьим лицам, РСВА должен получить письменное разрешение руководителя объекта внутреннего аудита;

- разработать правила сбора, хранения и передачи третьим лицам документов, относящихся к аудиторскому заданию, которые должны утверждаться руководителем объекта внутреннего аудита.

§6. Мониторинг за действиями, предпринимаемыми по результатам аудита

14. РСВА должен установить систему мониторинга для наблюдения за действиями руководства объекта внутреннего аудита по принятию эффективных мер в результате согласованных рекомендаций, отраженных в отчетах по аудиторскому заданию. В противном случае ответственность за невыполнение рекомендаций внутренних аудиторов возлагается на руководство объекта внутреннего аудита.

IV. Этический стандарт внутреннего аудита

15. Этический стандарт, относящийся к внутреннему аудиту, состоит из двух частей: принципов и правил поведения.

§1. Принципы и их применение

16. Внутренние аудиторы должны придерживаться следующих принципов:

1) честность.

Честность внутренних аудиторов является той базой, на которой основывается доверие к их суждению и мнению.

Внутренние аудиторы должны:

- честно, добросовестно и ответственно подходить к выполнению своей работы;

- действовать в рамках законодательства и раскрывать информацию только в случаях, предусмотренных законодательством и профессиональными стандартами;

- не должны сознательно участвовать в незаконной деятельности или в действиях, дискредитирующих профессию внутреннего аудитора или организацию;

- уважать юридические и этические цели организации и вносить вклад в их достижение;

2) объективность.

Внутренние аудиторы должны придерживаться высокого уровня профессиональной объективности при сборе, оценке и представлении информации об объекте аудита. Внутренние аудиторы должны давать взвешенную (объективную) оценку всех обстоятельств, имеющих отношение к делу, и в своих суждениях не быть подверженными влиянию своих собственных интересов и (или) интересов иных лиц.

Внутренние аудиторы:

- не должны участвовать в какой-либо деятельности или отношениях, которые могут негативно повлиять на их беспристрастность, или восприниматься как наносящие ущерб. Это также относится к действиям и отношениям, которые могут противоречить интересам организации;

- не должны принимать каких-либо действий, которые могут нанести ущерб их профессиональному суждению или восприниматься как наносящее ущерб;

- должны раскрывать все известные им существенные факты, которые, в случае их нераскрытия, могут исказить отчетность по объекту аудита;

3) конфиденциальность.

Внутренние аудиторы с большой ответственностью должны относиться к праву собственности на информацию, полученную ими в процессе их деятельности, и не разглашают информацию без соответствующих на то полномочий, кроме случаев, когда раскрытие такой информации предусмотрено законодательством или профессиональными обязанностями.

Внутренние аудиторы:

- должны быть предусмотрительны в использовании и защите информации, полученной во время осуществления ими своих обязанностей;

- не должны использовать информацию в личных интересах или каким-либо другим образом, противоречащим законодательству или способным нанести ущерб целям организации.

4) компетентность.

Внутренние аудиторы применяют знания, навыки и опыт, необходимые для выполнения деятельности по внутреннему аудиту.

Внутренние аудиторы должны:

- принимать участие только в предоставлении тех услуг, для выполнения которых они обладают необходимыми профессиональными знаниями, навыками и опытом;

- выполнять деятельность по внутреннему аудиту в соответствии с настоящими стандартами;

- регулярно повышать свой профессионализм, эффективность и качество выполняемой работы.

§2. Другие вопросы, связанные с этическим стандартом

17. Конфликт интересов и ситуации, при которых внутренние аудиторы не должны осуществлять конкретные проверки:

- если они имеют личные имущественные интересы в той части объекта, где проводится аудит;

- если они работали в той части объекта внутреннего аудита, где проводится внутренний аудит, в проверяемый период или в течение последних двенадцати месяцев;

- при наличии других условий, влияющих на объективность и непредвзятость внутреннего аудитора, установленных в стандартах внутреннего аудита. Указанные условия исходят из принципа, что внутренние аудиторы должны избегать участия в проверке, если существующее взаимоотношение (семейное или какое-либо другое) повлияет или будет воспринято людьми, которые узнают о таком взаимоотношении, как отношение, которое повлияет на способность аудитора осуществлять аудит с достаточной объективностью в отношении сотрудников, чья деятельность подвергается проверке.

В случае, если аудитор находится в ситуации, в которой он (она) полагает, что у них имеется конфликт интересов и (или) руководство проверяемого объекта выступает против включения аудитора на основании того, что у них имеется конфликт интересов, то внутреннему аудитору необходимо обратиться к руководителю службы внутреннего аудита или, если вовлечен РСВА, обратиться к руководителю объекта внутреннего аудита, который должен принять решение, имеется ли конфликт интересов в данной ситуации.

V. Глоссарий терминов

Адекватный контроль - организация процесса, при котором руководство планирует и организует деятельность таким образом, что управление рисками осуществляется эффективно, а цели и задачи организации будут выполнены наиболее эффективным и экономичным способом.

Аудиторское задание - конкретное задание, задача или обзор. Например, внутренний аудит, обзор самооценки системы контроля, расследование фактов мошенничества, консалтинг. Аудиторское задание может предусматривать выполнение нескольких задач, направленных на достижение целого ряда взаимосвязанных между собой целей.

Внутренний аудитор - лицо, осуществляющее деятельность по внутреннему аудиту в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Кодекс этики - "Кодекс этики" МИВА, представляющий принципы деятельности внутреннего аудита и правила поведения, описывающие поведение, ожидаемое от внутренних аудиторов. "Кодекс этики" распространяется на стороны и организации, оказывающие услуги по внутреннему аудиту. Целью "Кодекса этики" является распространение высоких этических стандартов профессии внутреннего аудита в глобальном масштабе.

Контроль - действия руководства и других сторон, направленные на управление рисками и повышение вероятности достижения поставленных целей и выполнения задач.

Конфликт интересов - деятельность или отношения, которые способны ограничить объективность и независимость уполномоченного органа в области внутреннего аудита, служб внутреннего аудита, их сотрудников.

Независимость - свобода от обстоятельств, которые угрожают объективности или воспринимаются как угрожающие объективности. Такие угрозы объективности должны управляться на индивидуальном уровне, на уровне конкретного аудиторского задания, на функциональном уровне и на организационном уровне.

Объективность - непредвзятое отношение, позволяющее аудиторам добросовестно выполнять аудиторские задания и не допускать существенных отклонений в вопросе качества работы. Объективность требует, чтобы внутренние аудиторы не подстраивали свое профессиональное суждение по вопросам аудита под мнение других.

Объекты внутреннего аудита - министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные органы исполнительной власти и их подведомственные организации и учреждения.

Программа аудиторского задания - документ, описывающий процедуры аудиторского задания.

Риск - возможность наступления события, которое повлияет на достижение целей. Риски измеряются в терминах вероятности наступления и размера определенных последствий.

Руководитель службы внутреннего аудита (РСВА) - лицо, являющееся сотрудником организации, которое ответственно за руководство и наблюдение за деятельностью по внутреннему аудиту. Он подчиняется напрямую руководителю объекта внутреннего аудита и не имеет других функциональных обязанностей.

Руководитель объекта внутреннего аудита - должностное лицо, возглавляющее объект внутреннего аудита и ответственное за создание и функционирование адекватной и эффективной системы внутреннего контроля и управление службой внутреннего аудита в соответствии с действующим законодательством.

Система внутреннего контроля - система мер и процедур, принимаемых руководством объекта внутреннего аудита для достижения результативного, экономичного и эффективного управления объектом аудита, включающих бухгалтерский учет, финансовую отчетность, соблюдение нормативных правовых актов, внутренних актов объекта аудита, обеспечение сохранности активов, предотвращение и выявление противоправных деяний, надежности, правильности и адекватности финансовой и управленческой отчетности и информации, а также их подготовку.

Служба внутреннего аудита - структурное подразделение объекта внутреннего аудита и уполномоченного государственного органа, в пределах своей компетенции осуществляющее деятельность по внутреннему аудиту.

Стандарт - профессиональное положение, которое устанавливает требования к внутреннему аудиту по широкому спектру деятельности, а также для оценки деятельности внутреннего аудита.

Существенность - уровень уместности или значимости средств контроля, которые отсутствуют, построены не соответствующим образом или являются неэффективными.

Цели аудиторского задания - разработанные внутренними аудиторами положения, определяющие ожидаемые результаты задания.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Программа создания и развития системы внутреннего аудита государственных органов и учреждений Кыргызской Республики на 2008 - 2013 годы I. Введение II. Понятие, цели и задачи развития внутреннего аудита III. Направления развития системы внутреннего аудита IV. Механизм реализации направлений развития системы внутреннего аудита в Кыргызской Республике Стандарты внутреннего аудита для государственных органов и учреждений Кыргызской Республики I. Введение II. Стандарт качественных характеристик внутреннего аудита §1. Цель, полномочия и обязанности §2. Независимость и объективность §3. Компетентность и профессионализм §4. Программа гарантии и улучшения качества внутреннего аудита III. Стандарт деятельности внутреннего аудита §1. Управление деятельностью в области внутреннего аудита §2. Сущность работы по внутреннему аудиту §3. Планирование аудиторского задания §4. Выполнение аудиторского задания §5. Представление отчетности о результатах §6. Мониторинг за действиями, предпринимаемыми по результатам аудита IV. Этический стандарт внутреннего аудита §1. Принципы и их применение §2. Другие вопросы, связанные с этическим стандартом V. Глоссарий терминов