Дата обновления БД:
25.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
145 / 323
Всего документов в БД:
133206
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 9 декабря 2004 года №72
О защите прав потребителей
(по состоянию на 6 октября 2008 года)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), обеспечивает государственную и общественную защиту интересов потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
- потребитель - физическое или юридическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- изготовитель - организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
- исполнитель - организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному и безвозмездному договору;
- продавец - организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли - продажи;
- товарный чек - талон из кассы с обозначением реквизитов продавца (изготовителя), суммы, относящейся к товару, его производству, хранению, купле-продаже;
- кассовый чек - отпечатанный посредством контрольно - кассовой машины талон с указанием полученной суммы, даты продажи, наименования организации (индивидуального предпринимателя), производящей товары для реализации;
- стандарт - государственный стандарт, санитарные и строительные нормы и правила и другие нормативные документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);
- качество товара (работы, услуги) - совокупность соответствующих характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные эстетические требования и др.);
- гарантийный срок - календарный срок (в месяцах) или наработки (в часах, циклах срабатываний, километрах пробега и т.д.), в течение которых товар (результат работы, услуга) должен соответствовать всем требованиям к его качеству, определенным в порядке, установленном законодательством;
- срок годности - период, по истечении которого товар (результат работы) считается непригодным для использования по назначению;
- срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (результата работы) по назначению и гарантирует безопасность товара (результата работы) для жизни, здоровья потребителей, а также окружающей среды;
- срок хранения - период, в течение которого товар (результаты работы или услуги), при соблюдении установленных условий хранения, сохраняет все свои свойства, указанные в нормативном документе, устанавливающем требования к качеству товара (работы, услуги), или в договоре;
- недостаток товара (работы, услуги) или товар ненадлежащего качества - несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги);
- существенный недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением либо не может быть устранен, либо проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора;
- безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при его использовании, хранении, транспортировке и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан в области защиты прав потребителей
Законодательство Республики Таджикистан в области защиты прав потребителей основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан, а также международных правовых актов, признанных Республикой Таджикистан.
Статья 3. Права потребителя
Потребитель имеет право на:
- просвещение в области защиты прав потребителей;
- информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
- безопасность товаров (работ, услуг);
- свободный выбор товаров (работ, услуг);
- надлежащее качество товаров (работ, услуг);
- возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги);
- защиту своих прав;
- создание общественных объединений потребителей.
- представление предложений производителю (продавцу), по улучшению качества товара (работ, услуг).
Статья 4. Обеспечение права потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей
Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения вопросов по основам потребительских знаний в программы общеобразовательных учреждений, а также посредством организации системы информирования потребителя о его правах и необходимых действиях по защите этих прав.
Статья 5. Право потребителя на свободный выбор товара (работы, услуги)
Потребитель имеет право на свободный выбор товара (работы, услуги) надлежащего качества в удобное для него время с учетом режима работы продавца (изготовителя, исполнителя).
Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан оказывать содействие потребителю в свободном выборе товара (работы, услуги).
Отдельным категориям потребителей могут предоставляться льготы и преимущества в торговом, бытовом и иных видах обслуживания потребителей в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.
Установление каких - либо иных преимуществ, прямых или косвенных ограничений при выборе товара (работы, услуги) не допускается, за исключением преимуществ или ограничений, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.
Статья 6. Качество и количество товара (работы, услуги)
Продавец (изготовитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество и количество которого соответствуют договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 28 декабря 2013 года.