Недействующая редакция. Принята: 18.05.2013 / Вступила в силу: 24.05.2013

Недействующая редакция, не действует с 31 января 2014 года

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 14 апреля 1994 года №1476-XII

О защите государственных секретов Кыргызской Республики

(В редакции Закона Кыргызской Республики от 18.05.2013 г. №74)

Настоящий Закон определяет правовые основы функционирования системы защиты государственных секретов во всех видах деятельности государственных органов, предприятий, объединений, организаций, независимо от форм собственности, воинских формирований и граждан Кыргызской Республики на всей территории республики и в ее учреждениях за границей.

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

Государственные секреты - информация, хранящаяся и перемещаемая любыми видами носителей, затрагивающая обороноспособность, безопасность, экономические и политические интересы Кыргызской Республики, подконтрольная государству и ограничиваемая специальными перечнями и правилами, разработанными на основе и во исполнение Конституции Кыргызской Республики.

Засекречивание информации - совокупность мероприятий, установленных государством по ограничению распространения информации.

Рассекречивание информации - совокупность мероприятий, установленных государством по снятию ограничений на распространение информации.

Система защиты государственных секретов (режим секретности) - установленный нормативными правовыми актами единый порядок обеспечения сохранности и защиты государственных секретов.

Разглашение секретной информации - противоправные умышленные или неосторожные действия должностных лиц и граждан, которым соответствующие сведения в установленном порядке были доверены по службе или работе, выразившиеся в сообщении, передаче, представлении, пересылке, опубликовании или доведении иным способом секретной информации до лиц, не допущенных к ней, либо в утрате их носителем секретной информации.

Допуск - право на доступ к информации, содержащей государственные секреты, оформленное в установленном порядке.

Ограничительный гриф - обязательный атрибут носителя секретной информации или сопроводительной документации к нему, определяющий особый порядок использования содержащихся в них сведений.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 18.05.2013 г. №74)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Законодательство о защите государственных секретов

Законодательство о защите государственных секретов состоит из Конституции, настоящего Закона, других нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

(Статья 2 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 18.05.2013 г. №74)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Основные принципы отнесения информации к государственным секретам

Отнесение информации к государственным секретам основывается на принципах:

законности - осуществлении засекречивания информации в порядке, установленном действующим законодательством;

обоснованности - определении целесообразности засекречивания информации путем экспертной оценки в интересах государства и граждан;

своевременности - установлении ограничений на распространение сведений с момента их образования.

Статья 4. Ограничения на засекречивание информации

Не подлежат засекречиванию сведения:

- о стихийных бедствиях и чрезвычайных происшествиях, угрожающих здоровью граждан;

- о катастрофах и их последствиях;

- о положении дел в экологии, использования природных ресурсов, здравоохранения, санитарии, культуре, сельском хозяйстве, образования, торговли и обеспечения правопорядка;

- о фактах нарушения законности государственными органами и должностными лицами;

- о фактах, посягающих на права и законные интересы граждан, а также создающих угрозу их личной безопасности.

Статья 5. Категории государственных секретов

Государственные секреты Кыргызской Республики подразделяются на три категории: государственная, военная и служебная тайны.

К государственной тайне относится информация, разглашение которой может повлечь тяжкие последствия для обороноспособности, безопасности, экономических и политических интересов Кыргызской Республики.

Информации, составляющей государственную тайну, присваиваются ограничительные грифы "особой важности" и "совершенно секретно".

Военную тайну образуют сведения военного характера, разглашение которых может нанести ущерб Вооруженным Силам и интересам Кыргызской Республики.

Информации, составляющей военную тайну, присваиваются ограничительные грифы "совершенно секретно" и "секретно".

К служебной тайне относится информация, разглашение которой может оказать отрицательное воздействие на обороноспособность, безопасность, экономические и политические интересы Кыргызской Республики. Такая информация имеет характер отдельных сведений, относящихся к государственной или военной тайне, и не раскрывает их полностью.

Информации, составляющей служебную тайну, присваивается ограничительный гриф "секретно".

Порядок установления ограничительных грифов секретности на информацию определяется Правительством Кыргызской Республики.

Присвоение ограничительных грифов, не предусмотренных настоящей статьей, не допускается.

Статья 6. Негосударственные секреты

К негосударственным секретам относятся: коммерческая тайна, информация для служебного пользования, не для печати, тайна следствия, врачебная, личная и другие виды тайны.

Сохранение негосударственных секретов осуществляется их собственником, а также лицами, которым они доверены по службе и роду деятельности.

Обеспечение сохранности негосударственных секретов регулируется действующим законодательством Кыргызской Республики или правилами, разработанными их собственниками в соответствии с законодательством.

Статья 7. Основные элементы системы защиты государственных секретов

Основными элементами системы защиты государственных секретов являются:

- правила определения и установления степени секретности информации, содержащейся в работах, документах, изделиях и нетрадиционных носителях информации;

- порядок допуска к государственным секретам;

- ограничения для лиц, работающих с государственными секретами;

- порядок обращения с государственными секретами;

- контроль за обеспечением сохранности государственных секретов;

- органы обеспечения защиты государственных секретов;

- ответственность за невыполнение требований по защите государственных секретов.

Статья 8. Отнесение информации к государственным секретам и порядок ее засекречивания

Отнесение информации к государственным секретам осуществляется в соответствии с Положением о порядке определения и установления степени секретности сведений, содержащихся в работах, документах и изделиях, на основании Перечня главнейших сведений, составляющих государственные секреты, и Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, утверждаемых Правительством Кыргызской Республики.

Государственные органы, определяемые Правительством Кыргызской Республики, вправе засекречивать и рассекречивать информацию, являющуюся собственностью юридических и физических лиц Кыргызской Республики и отвечающую требованиям статьи 5 настоящего Закона, с компенсацией убытков собственникам.

Собственники информации вправе обжаловать в суде неправомерные действия по засекречиванию и рассекречиванию информации.

(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 18.05.2013 г. №74)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 9. Сроки действия секретности информации

Рассекречивание информации производится в сроки, установленные при ее засекречивании, если не принято решение об их продлении в установленном порядке.

Сведения, составляющие государственные секреты, могут быть рассекречены досрочно или сроки их секретности продлены, если этого требуют политические, экономические интересы Кыргызской Республики, а также с появлением факторов, вызывающих необходимость их корректировки. Решение о рассекречивании и продлении сроков секретности принимается Правительством Кыргызской Республики по представлению заинтересованных министерств, государственных комитетов, административных ведомств, а также предприятий, учреждений, организаций.

Статья 10. Порядок допуска к государственным секретам

Гражданам Кыргызской Республики, которым для выполнения служебных обязанностей необходимо работать с государственными секретами, оформляется допуск к этим секретам. При этом, до заключения трудового договора (контракта), в отношении этих граждан, с их добровольного письменного согласия, осуществляются в установленном порядке проверочные мероприятия.

В трудовом договоре (контракте) отражаются: обязанность гражданина соблюдать требования по обеспечению защиты государственных секретов; обязательство о неразглашении этой информации; ограничения, связанные с работой с государственными секретами.

Гражданам должна предоставляться только та информация, составляющая государственные секреты, которая необходима им для выполнения служебных обязанностей.

Граждане Кыргызской Республики вправе обжаловать решения администрации, нарушающие условия трудового договора (контракта), связанные с защитой государственных секретов, в вышестоящих органах или в судебном порядке.

К государственным секретам без согласования с уполномоченным государственным органом, ведающим вопросами национальной безопасности, и без оформления обязательств о неразглашении допускаются:

- Президент Кыргызской Республики;

- Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, его заместители;

- председатель и члены Комитета по обороне и безопасности Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

- Премьер-министр, вице-премьер-министры, руководители государственных органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, охраны и защиты государственной границы, и их заместители. Другие члены Правительства, а также приравненные к ним должностные лица и их заместители, определяемые Премьер-министром Кыргызской Республики по решению Руководителя Аппарата Правительства Кыргызской Республики;

- депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по решению Комитета по обороне и безопасности Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

(В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 18.05.2013 г. №74)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 11. Условия ограничения и прекращения допуска

К государственным секретам не допускаются граждане Кыргызской Республики:

- постоянно проживающие за границей или обращающиеся в соответствующие государственные органы с просьбой о выходе из гражданства Кыргызской Республики, получении иностранного гражданства;

- находящиеся под судом и следствием за преступления против государства и особо опасные преступления, имеющие непогашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость за совершение умышленных преступлений;

- имеющие медицинские противопоказания для работы с государственными секретами, перечень которых утверждается Правительством Кыргызской Республики;

- указавшие о себе заведомо ложные сведения, влияющие на принятие решения о допуске к государственным секретам.

Не допускаются к государственным секретам иностранцы и лица без гражданства.

Допуск граждан к секретной информации может быть прекращен по решению руководителя государственного органа, предприятия, учреждения, организации в случаях:

- расторжения трудового договора (контракта) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

- грубого или систематического нарушения трудового договора (контракта), связанного с защитой секретной информации.

Прекращение допуска граждан к секретной информации является основанием для расторжения с гражданами трудового договора (контракта).

Прекращение допуска по указанным выше основаниям, не освобождает гражданина Кыргызской Республики от обязанностей неразглашения известных ему государственных секретов.

(В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 18.05.2013 г. №74)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 12. Ограничение прав граждан, осведомленных в сведениях, составляющих государственную и военную тайну

Ограничения прав могут касаться:

- права на свободу слова в части, касающейся информации о государственной и военной тайне;

- исключительного права на использование открытия, изобретения, связанного с государственной и военной тайнами;

- права на открытое разбирательство в судебных органах.

Гражданин вправе обжаловать нарушение администрацией условий допуска к работе с государственными секретами и требовать судебной защиты в связи с необоснованным ограничением в правах.

Статья 13. Порядок обращения с государственными секретами

Порядок обращения с государственными секретами осуществляется в соответствии с настоящим Законом и Инструкцией по обеспечению режима секретности, утверждаемой Правительством Кыргызской Республики.

Статья 14. Полномочия Правительства Кыргызской Республики в сфере защиты государственных секретов

(Наименование статьи 14 изложено в новой редакции в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 18.05.2013 г. №74)

(см. предыдущую редакцию)

Правительство Кыргызской Республики в рамках защиты государственных секретов осуществляет следующие полномочия:

- осуществляет политику в сфере защиты государственных секретов;

- определяет структуру, порядок организации, функционирования, финансирования и материально-технического обеспечения этой работы, а также ликвидацию подразделений по защите государственных секретов;

- разрабатывает и утверждает "Перечень главнейших сведений, составляющих государственные секреты";

- утверждает "Перечень сведений, не подлежащих публичному распространению";

- заключает межправительственные соглашения о совместном использовании и охране секретной информации, осуществляет контроль за передачей ее носителей другим государствам;

- устанавливает размеры и порядок предоставления льгот для лиц, допущенных к работе на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную и военную тайну;

- определяет размеры ущерба в результате последствий разглашения секретной информации;

- образует координационный Совет с участием заинтересованных министерств и государственных комитетов в целях осуществления контроля и организации работы по защите государственных секретов в республике.

(В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 18.05.2013 г. №74)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 15. Полномочия уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами национальной безопасности в системе защиты государственных секретов

(Наименование статьи 15 изложено в новой редакции в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 18.05.2013 г. №74)

(см. предыдущую редакцию)

Уполномоченный государственный орган, ведающий вопросами национальной безопасности, в пределах своей компетенции:

- организует контроль за обеспечением сохранности государственных секретов, безопасности специальных видов связи и шифровальной работы, противодействия иностранным техническим средствам разведки;

- осуществляет проверку режима секретности в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях и объединениях;

- осуществляет проверочные мероприятия граждан Кыргызской Республики при оформлении допуска к информации, составляющей государственную и военную тайну;

- оказывает методическую и практическую помощь в вопросах защиты государственных секретов государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям и объединениям;

- информирует государственные органы Кыргызской Республики о результатах работы по защите государственных секретов.

(В статью 15 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 18.05.2013 г. №74)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 16. Органы обеспечения защиты государственных секретов

Органами обеспечения защиты государственных секретов являются:

- уполномоченный государственный орган, ведающий вопросами национальной безопасности;

- режимно-секретные подразделения министерств, государственных комитетов, административных ведомств, предприятий, учреждений, организаций;

Защита государственных секретов - обязанность всех располагающих ими государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений, а также должностных лиц и граждан Кыргызской Республики.

(В статью 16 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 18.05.2013 г. №74)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 17. Передача секретной информации другому государству

Основанием для передачи секретной информации другому государству являются вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, предусматривающие обязательства сторон по защите передаваемой секретной информации.

(Статья 17 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 18.05.2013 г. №74)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 18. Защита секретов других государств и международных организаций

Секреты других государств и международных организаций, переданные в установленном порядке Кыргызской Республике, охраняются настоящим Законом на основе вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

(Статья 18 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 18.05.2013 г. №74)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 19. Ответственность за разглашение государственных секретов, а также за неправомерное засекречивание информации

Ответственность за обеспечение сохранности государственных секретов возлагается на руководителей государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений.

За разглашение секретных сведений, неправомерное завышение либо занижение степени их секретности, нарушение режима секретности, а также за нарушение требований настоящего Закона, виновные лица, в зависимости от тяжести нанесенного ущерба, привлекаются к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

Президент Кыргызской Республики

А.Акаев

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе Статья 2. Законодательство о защите государственных секретов Статья 3. Основные принципы отнесения информации к государственным секретам Статья 4. Ограничения на засекречивание информации Статья 5. Категории государственных секретов Статья 6. Негосударственные секреты Статья 7. Основные элементы системы защиты государственных секретов Статья 8. Отнесение информации к государственным секретам и порядок ее засекречивания Статья 9. Сроки действия секретности информации Статья 10. Порядок допуска к государственным секретам Статья 11. Условия ограничения и прекращения допуска Статья 12. Ограничение прав граждан, осведомленных в сведениях, составляющих государственную и военную тайну Статья 13. Порядок обращения с государственными секретами Статья 14. Полномочия Правительства Кыргызской Республики в сфере защиты государственных секретов Статья 15. Полномочия уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами национальной безопасности в системе защиты государственных секретов Статья 16. Органы обеспечения защиты государственных секретов Статья 17. Передача секретной информации другому государству Статья 18. Защита секретов других государств и международных организаций Статья 19. Ответственность за разглашение государственных секретов, а также за неправомерное засекречивание информации