Недействующая редакция. Принята: 30.04.2013 / Вступила в силу: 30.04.2013

Недействующая редакция, не действует с 22 января 2014 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 12 мая 2011 года №506

Об утверждении Правил использования воздушного пространства Республики Казахстан и внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года № 1525 и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан

(В редакции Постановления Правительства Республики Казахстан от 30.04.2013 г. №417)

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила использования воздушного пространства Республики Казахстан.

2. Приостановить до 17 ноября 2011 года действие пункта 8 Правил использования воздушного пространства Республики Казахстан, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

"8. Вертикальное эшелонирование в воздушном пространстве Республики Казахстан осуществляется по следующей полукруговой системе:

1) при направлении воздушных трасс, местных воздушных линий и установленных маршрутов с истинными путевыми углами от 0 до 179 градусов (включительно) устанавливаются эшелоны полетов: 900, 1500, 2100, 2700, 3300, 3900, 4500, 5100, 5700, 6300, 6900, 7500, 8100, 9100, 10100, 11100, 12100, 14100 (метров);

2) при направлении воздушных трасс, местных воздушных линий и установленных маршрутов с истинными путевыми углами от 180 до 359 градусов (включительно) устанавливаются эшелоны полетов: 1200, 1800, 2400, 3000, 3600, 4200, 4800, 5400, 6000, 6600, 7200, 7800, 8600, 9600, 10600, 11600, 13100, 15100 (метров).".

3. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года №1525 "Об утверждении Правил радиотехнического обеспечения полетов и авиационной радиосвязи в гражданской авиации" следующее изменение:

в Правилах радиотехнического обеспечения полетов и авиационной радиосвязи в гражданской авиации, утвержденных указанным постановлением: в приложении 3 к указанным Правилам: в пункте 33 слова "14 суток" заменить словами "30 суток".

4. Признать утратившими силу:

1) постановление Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 1997 года №285 "Об утверждении Положения об использовании воздушного пространства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1997 г., №9, ст. 67);

2) постановление Правительства Республики Казахстан от 24 января 2008 года №61 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 1997 года №285";

3) подпункт 1) пункта 1 постановления Правительства Республики Казахстан от 2 февраля 2010 года №61 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан по вопросам авиации" (САПП Республики Казахстан, 2010 г., №9, ст. 109).

5. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

Премьер-Министр Республики Казахстан

К.Масимов

Утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2011 года №506

Правила использования воздушного пространства Республики Казахстан

1. Общие положения

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" от 15 июля 2010 года (далее - Закон) и Конвенцией о международной гражданской авиации, подписанной в городе Чикаго 7 декабря 1944 года, определяют порядок использования воздушного пространства Республики Казахстан в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

2. В настоящих Правилах используются следующие определения:

1) район авиационных работ - район, обозначенный географическими координатами, в пределах которого выполняются авиационные работы воздушными судами;

2) аэроузел - близко расположенные аэродромы, организация и выполнение полетов на которых требуют специального согласования и координирования с органами управления воздушным движением (обслуживания воздушного движения);

3) район аэроузла - часть воздушного пространства, предназначенная для организации выполнения аэродромных полетов с двух и более близко расположенных аэродромов, организация и выполнение полетов с которых требуют согласования и координации;

4) безопасность использования воздушного пространства - комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам;

5) использование воздушного пространства - деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.);

6) координирование использования воздушного пространства - деятельность, осуществляемая в процессе планирования использования воздушного пространства и обслуживания (управления) воздушного движения, направленная на оптимизацию использования воздушного пространства в зависимости от складывающейся воздушной, метеорологической, аэронавигационной обстановки и в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства;

7) органы противовоздушной обороны (далее - органы ПВО) - оперативные органы Вооруженных Сил Республики Казахстан, на которые возложена задача несения боевого дежурства по противовоздушной обороне;

8) план использования воздушного пространства - определенные сведения о планируемой деятельности, представляемые органам планирования воздушного движения;

9) маршрут обслуживания воздушного движения - установленный маршрут, который предназначен для направления потока движения в целях обеспечения обслуживания воздушного движения;

10) планирование использования воздушного пространства - деятельность, осуществляемая в целях обеспечения разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства, организации воздушного движения, организации потоков воздушного движения путем распределения воздушного пространства по месту, времени и высоте между его пользователями в соответствии с государственными приоритетами;

11) район аэродрома (вертодрома) - воздушное пространство для целей обслуживания воздушного движения, определенное над аэродромом (вертодромом) и прилегающей к нему местностью в установленных границах в горизонтальной и вертикальной плоскостях;

12) район обслуживания воздушного движения - воздушное пространство установленных размеров, в границах которого обслуживание воздушного движения по воздушным трассам и маршрутам вне их осуществляется диспетчером районного диспетчерского центра;

13) структура воздушного пространства - совокупность ограниченных в вертикальной и горизонтальной плоскости элементов воздушного пространства, предназначенных для осуществления деятельности по использованию воздушного пространства;

14) боковое эшелонирование - рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по расстоянию или угловому смещению между их линиями пути;

15) продольное эшелонирование - рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по времени или расстоянию вдоль линии пути;

16) группа "Брифинг" - структурное подразделение органа обслуживания воздушного движения, обеспечивающее функцию планирования воздушного движения и предполетноинформационное обслуживание;

17) диспетчерское разрешение - разрешение, выдаваемое органом обслуживания воздушного движения экипажу воздушного судна, связанное с выполнением полета и обоснованное соответствующими условиями и установленными правилами полетов;

18) диспетчерское указание - директивные указания органа обслуживания воздушного движения, предписывающие пилоту выполнять конкретные действия в конкретной ситуации;

19) зона (район) ответственности - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого органы обслуживания воздушного движения (управления воздушным движением) осуществляют свои функции;

20) местная воздушная линия - коридор в нижнем воздушном пространстве, ограниченный по высоте и ширине, предназначенный для выполнения полетов воздушных судов;

21) воздушный коридор пролета Государственной границы Республики Казахстан - часть воздушного пространства над Государственной границей Республики Казахстан, определенная для пересечения ее воздушными судами, выполняющими международные полеты;

22) кратковременное ограничение - запрещение или ограничение использования части воздушного пространства для обеспечения безопасного выполнения полетов воздушных судов;

23) продукция двойного назначения - продукция, которая в силу своих свойств и технических особенностей может быть использована для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки;

24) дополнительный регулярный рейс - рейс, выполняемый авиакомпанией в дополнение к своему регулярному рейсу по тому же авиамаршруту в одну дату;

25) вертикальное эшелонирование - рассредоточение воздушных судов по высоте на установленные интервалы;

26) представление на установление временных режимов - заявка на установление временных режимов, подаваемая пользователями воздушного пространства для введения запрета или ограничения деятельности других пользователей воздушного пространства в целях обеспечения безопасности осуществления деятельности связанной с использованием воздушного пространства;

27) высота полета - расстояние по вертикали от определенного уровня до воздушного судна;

28) беспилотный летательный аппарат - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов;

29) маршрут полета - проекция заданной (установленной) траектории полета воздушного судна на земную (водную) поверхность, определенная основными пунктами;

30) район полетной информации - воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечиваются полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение;

31) международная воздушная трасса - воздушная трасса, открытая для международных полетов;

32) эшелонирование - вертикальное, продольное или боковое рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы;

33) NOTAM-офис - структурное подразделение аэронавигационной организации, выпускающей извещение NOTAM;

34) извещение NOTAM - извещение, содержащее информацию о введении в действие, состоянии или изменении любого аэронавигационного оборудования, обслуживания и правил, а также информацию об опасностях, своевременное предупреждение о которых имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов, а также иную аэронавигационную информацию.

3. Воздушные суда государственной авиации, оборудованные государственной радиолокационной системой опознавания Республики Казахстан, выполняют полеты в воздушном пространстве Республики Казахстан с включенной аппаратурой государственной радиолокационной системы опознавания.

4. Настоящие правила применяются всеми государственными органами Республики Казахстан, местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, районов, городов областного значения, и пользователями воздушного пространства, а также органами обслуживания воздушного движения (далее - ОВД) или органами управления воздушным движением (далее - УВД).

2. Структура и классификация воздушного пространства Республики Казахстан

§ 1. Структура воздушного пространства Республики Казахстан

5. Воздушное пространство над территорией Республикой Казахстан делится на нижнее и верхнее воздушное пространство.

6. Граница между верхним и нижним воздушным пространством устанавливается на высоте 6100 метров от уровня соответствующего атмосферному давления 760 мм ртутного столба (1013,25 милибарров/гектопаскалей).

7. Структура воздушного пространства включает в себя следующие элементы:

1) районы обслуживания воздушного движения или районы полетной информации;

2) маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы и МВЛ);

3) районы аэродромов (аэроузлов, вертодромов);

4) районы неконтролируемого воздушного пространства;

5) специальные зоны полетов государственной авиации;

6) маршруты полетов воздушных судов вне воздушных трасс и МВЛ;

7) запретные зоны;

8) опасные зоны;

9) зоны ограничения полетов.

10) эшелоны полета, схема распределения которых определяется пунктом 8 настоящих Правил.

8. Вертикальное эшелонирование в воздушном пространстве Республики Казахстан осуществляется по следующей полукруговой системе:

1) при направлении воздушных трасс, МВЛ и установленных маршрутов с истинными путевыми углами от 0 до 179 градусов (включительно) устанавливаются эшелоны полетов: 900 метров (FL30), 1500 метров (FL50), 2150 метров (FL70), 2750 метров (FL90), 3350 метров (FL110), 3950 метров (FL130), 4550 метров (FL150), 5200 метров (FL170), 5800 метров (FL190), 6400 метров (FL210), 7000 метров (FL230), 7600 метров (FL250), 8250 метров (FL270), 8850 метров (FL290), 9450 метров (FL310), 10050 метров (FL330), 10650 метров (FL350), 11300 метров (FL370), 11900 метров (FL390), 12500 метров (FL410), 13700 метров (FL450), 14950 метров (FL490);

2) при направлении воздушных трасс, МВЛ и установленных маршрутов с истинными путевыми углами от 180 до 359 градусов (включительно) устанавливаются эшелоны полетов: 1200 метров (FL40), 1850 метров (FL60), 2450 метров (FL80), 3050 метров (FL100), 3650 метров (FL 120), 4250 метров (FL140), 4900 метров (FL160), 5500 метров (FL180), 6100 метров (FL200), 6700 метров (FL220), 7300 метров (FL240), 7900 метров (FL260), 8550 метров (FL 280), 9150 метров (FL300), 9750 метров (FL320), 10350 метров (FL340), 10950 метров (FL360), 11600 метров (FL380), 12200 метров (FL400), 13100 метров (FL430), 14350 метров (FL470).

9. Границы элементов структуры воздушного пространства устанавливаются по географическим координатам и высотам. Границы и условия использования элементов структуры воздушного пространства публикуются в документах аэронавигационной информации в соответствии с Правилами обеспечения аэронавигационной информацией эксплуатантов воздушных судов, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан.

10. Перечень центров и районов ОВД (управления воздушным движением), районов полетной информации и их границы утверждаются уполномоченным органом в сфере гражданской авиации и согласовываются с уполномоченным органом в сфере государственной авиации и публикуются в перечне воздушных трасс и местных воздушных линий, предусмотренным статьей 36 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации".

11. Маршрут обслуживания воздушного движения в соответствующих случаях обозначает воздушную трассу или местную воздушную линию. Принципы установления индексов маршрутов обслуживания воздушного движения устанавливаются в соответствии с приложением 1 к настоящим Правилам.

12. Ширина воздушной трассы устанавливается от 10 километров до 25 километров в зависимости от наличия навигационного оборудования в соответствии с Правилами допуска воздушных трасс и местных воздушных линий к эксплуатации, утвержденными уполномоченным органом в сфере гражданской авиации. Для применения навигации, основанной на характеристиках (PBN) по воздушным трассам, уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, устанавливаются навигационные спецификации в соответствии Инструкцией по организации и обслуживанию воздушного движения, утвержденной уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.

Обеспечение оборудования воздушных трасс средствами радиотехнического обеспечения полетов осуществляется аэронавигационной организацией.

13. Местные воздушные линии устанавливаются в нижнем воздушном пространстве. Ширина местной воздушной линии устанавливается 4 километра.

14. Сведения о воздушных трассах и местных воздушных линиях публикуются в перечнях воздушных трасс и местных воздушных линий, утвержденных уполномоченным органом в сфере гражданской авиации и согласованных с уполномоченным органом в сфере государственной авиации и органами национальной безопасности.

Для воздушных трасс устанавливаются и публикуются нижние безопасные эшелоны полета и минимальные абсолютные высоты полета.

15. Для организации выполнения аэродромных полетов устанавливаются районы аэродромов (вертодромов).

16. При определении границ районов аэродромов (аэроузлов, вертодромов) учитываются схемы вылета и захода на посадку, ухода на второй круг, полета в зоне ожидания, а также стандартные маршруты вылета по приборам (SID), стандартные маршруты прибытия по приборам (STAR), маршруты входа (выхода) на воздушные трассы, местные воздушные линии и специальные зоны.

Разработка указанных схем осуществляется в соответствии с Правилами производства полетов в сфере гражданской и (или) государственной авиации Республики Казахстан, утверждаемыми уполномоченными органами в сферах авиации.

Граница района аэродрома (аэроузла, вертодрома) указывается в инструкции по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома) (аэронавигационном паспорте аэродрома (вертодрома), а также в документах аэронавигационной информации.

17. Для каждого аэродрома (аэроузла, вертодрома, посадочной площадки) разрабатывается инструкция по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома, посадочной площадки) (аэронавигационный паспорт аэродрома (аэроузла, вертодрома, посадочной площадки).

18. Под специальными зонами полетов государственной авиации понимается воздушное пространство установленных размеров, предназначенное для выполнения испытательных полетов, дозаправки топливом в воздухе, полетов на малых и предельно малых высотах, пусков ракет, воздушных стрельб и других специальных полетов.

19. Границы районов аэроузлов устанавливаются по внешним границам районов аэродромов, входящих в аэроузел.

20. Запретные зоны устанавливаются в воздушном пространстве Республики Казахстан для защиты важных государственных объектов, ключевых промышленных комплексов (атомных электростанций, ядерно-радиационных объектов, химически опасных объектов, а также других особо важных объектов с точки зрения национальной безопасности страны) от вредных воздействий и разрушений, возникающих в результате возможных происшествий в воздушном пространстве. Запретные зоны публикуются в документах аэронавигационной информации.

21. Опасные зоны, зоны ограничения полетов устанавливаются Главным центром управления воздушным движением уполномоченного органа в сфере государственной авиации (далее - ГЦ УВД) и доводятся до сведения пользователей посредством извещения NOTAM или публикуются в документах аэронавигационной информации. Для установления опасной зоны, зоны ограничения полетов пользователи воздушного пространства, в интересах которых устанавливается указанная опасная зона, зона ограничения полетов, не позднее чем за 7 суток до ввода в действие опасной зоны, зоны ограничения полетов представляют в ГЦ УВД запрос на установление опасной зоны, зоны ограничения полетов с указанием ее границ и характера осуществляемой деятельности.

22. Опасные зоны, зоны ограничения полетов устанавливаются в интересах следующих видов деятельности:

1) проведение работ с боеприпасами на объектах их хранения;

2) осуществление научных исследований в атмосфере;

3) проведение взрывных работ.

23. Зоны ограничения полетов устанавливаются над государственными природными заповедниками, национальными парками, памятниками истории и культуры, а также над охраняемыми объектами по представлению заинтересованных государственных органов.

24. Если деятельность, в интересах которой установлена опасная зона, зона ограничений полетов, не носит постоянного характера, действие опасной зоны, зоны ограничения полетов ограничивается временным периодом.

На период, когда деятельность, в интересах которой установлена опасная зона, зона ограничений полетов, не производится, полеты воздушных судов в воздушном пространстве указанной зоны выполняются без ограничений.

Сведения о деятельности в опасных зонах, зонах ограничения полетов, ограниченных временным периодом, доводятся посредством извещения NOTAM на основании планов использования воздушного пространства.

25. В случае возникновения опасности непреднамеренного входа воздушных судов в опасную зону, зону ограничения полетов, а также в случаях, предусмотренных подпунктами 2)-4) пункта 27 настоящих Правил, деятельность по использованию воздушного пространства в указанных зонах ограничивается или прекращается.

26. Запретные зоны устанавливаются уполномоченным органом в сфере государственной авиации по представлению лиц, заинтересованных в установлении таких зон.

Перечень запретных зоны и зон ограничения полетов согласовывается со Службой охраны Президента Республики Казахстан и с органами национальной безопасности.

27. Использование воздушного пространства в запретных зонах, а также в зонах ограничения полетов, опасных зонах деятельность в которых осуществляется на постоянной основе, запрещается, за исключением:

1) использования воздушного пространства лицами, в интересах которых установлены такие зоны;

2) выполнения полетов на перехват воздушных судов-нарушителей, а также выполнения других оперативных заданий в интересах государства;

3) выполнения полетов в целях проведения поисково-спасательных работ и работ по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях;

4) выполнения полетов воздушных судов, осуществляемых в соответствии с международными договорами, заключенными Республикой Казахстан.

28. При необходимости использования воздушного пространства в запретных зонах, зонах ограничения полетов, опасных зонах в случаях, не предусмотренных пунктом 27 настоящих Правил, пользователи воздушного пространства получают разрешение уполномоченного органа в сфере государственной авиации.

29. Над территорией Республики Казахстан вдоль ее Государственной границы устанавливается приграничная полоса - воздушное пространство, примыкающее к сухопутной Государственной границе Республики Казахстан, шириной 25 километров, а также над территориальными водами шириной 12 морских миль (22.2 километра).

30. Производство деятельности, связанной с использованием воздушного пространства приграничной полосы, согласовывается с органами пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, органами войск ПВО, органами управления воздушным движением не менее чем за 5 суток до начала деятельности.

Полеты в приграничной полосе без радиосвязи экипажа воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения (управления воздушным движением) не производятся.

31. При использовании воздушного пространства приграничной полосы вынужденные отклонения от установленного маршрута производятся в сторону территории Республики Казахстан.

32. Полеты воздушных судов над населенными пунктами вне установленных маршрутов в целях осуществления мероприятий по спасанию жизни и охране здоровья людей, пресечения и раскрытия преступлений, также выполнения авиационных работ, парашютных прыжков, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов выполняются на высоте, обеспечивающей реализацию указанных мероприятий, с обеспечением безопасности выполнения полетов организатором таких полетов.

Согласование выполнения полетов над населенными пунктами вне установленных маршрутов, за исключением полетов, связанных с мероприятиями по спасанию жизни и охране здоровья людей, пресечения и раскрытия преступлений, производится с органами национальной безопасности и уполномоченным органом в сфере государственной авиации не менее чем за 3 суток до начала полетов. В период проведения охранных мероприятий полеты воздушных судов над населенными пунктами вне установленных маршрутов согласовываются с органами национальной безопасности и со Службой охраны Президента Республики Казахстан не менее чем за два рабочих дня до начала полетов.

33. Авиационные работы, парашютные прыжки, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения ГЦ УВД на полет над населенным пунктом и с уведомлением пользователем воздушного пространства местных исполнительных органов городов республиканского значения и столицы, городов областного значения, в пределах территории которых планируется полеты.

34. Полеты воздушных судов на сверхзвуковых скоростях разрешаются только в специальных зонах полетов государственной авиации или на высоте более 11000 метров.

35. Для выполнения показательных и демонстрационных полетов воздушных судов и других летательных аппаратов устанавливаются специальные зоны (пилотажные зоны), располагаемые в специально выделенном воздушном пространстве определенных районов вне или над населенными пунктами с соблюдением требуемых мер безопасности, исключающих падение воздушного судна или летательного аппарата на жилые массивы и скопления людей.

Организатор показательных и демонстрационных полетов воздушных судов и других летательных аппаратов разрабатывает специальную инструкцию по их выполнению.

§ 2. Классификация воздушного пространства Республики Казахстан

36. Воздушное пространство Республики Казахстан, классифицируется следующим образом:

1) верхнее воздушное пространство относится к классу А;

2) нижнее воздушное пространство в пределах границ районов ОВД относится к классу С. Воздушное пространство приграничной полосы ниже высоты 6100 метров до поверхности земли и воздушное пространство воздушной трассы (местной воздушной линии) относится к классу С;

3) воздушное пространство районов аэродромов (вертодромов), где организовано диспетчерское обслуживание, относится к классу С;

4) нижнее воздушное пространство, где не организовано диспетчерское обслуживание, относится к классу G.

Воздушное пространство класса G является неконтролируемым воздушным пространством. Организация оповещения для поиска и спасания возлагается на эксплуатантов и (или) владельцев воздушных судов (летательных аппаратов).

Особенности, определяющие виды полета, эшелонирование воздушных судов между собой, вида обслуживания воздушного движения, ограничений по скорости полетов воздушных судов, требований к радиосвязи в каждом классе определяются приложением 2 к настоящим Правилам.

Границы установленных классов в воздушном пространстве Республики Казахстан публикуются в документах аэронавигационной информации.

37. Неконтролируемое воздушное пространство устанавливается на 300 метров ниже границы контролируемого воздушного пространства.

§ 3. Мероприятия по совершенствованию структуры воздушного пространства

38. Совершенствование структуры воздушного пространства Республики Казахстан производится путем разработки соответствующих предложений о внесении изменений и дополнений в документы, ее определяющие.

Предложения по совершенствованию структуры воздушного пространства Республики Казахстан вносятся в виде поправок.

39. Поправки в перечень воздушных трасс и местных воздушных линий разрабатываются аэронавигационной организацией, являющейся государственным предприятием, подведомственным уполномоченному органу в сфере гражданской авиации и утверждаются уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.

Поправки согласуются с уполномоченным органом в сфере государственной авиации и органами национальной безопасности Республики Казахстан.

40. Поправки в перечень центров и районов ОВД (УВД) разрабатываются аэронавигационной организацией, являющейся государственным предприятием, подведомственным уполномоченному органу в сфере гражданской авиации совместно с ГЦ УВД и утверждаются уполномоченными органами в сфере гражданской и государственной авиации.

41. Изменения и дополнения в структуру воздушного пространства районов аэродромов (вертодромов) и аэроузлов разрабатываются эксплуатантом аэродрома (вертодрома, аэроузла) и согласуются с органами обслуживания и управления воздушным движением Республики Казахстан.

42. Основанием для подготовки поправок являются:

1) предложения пользователей воздушного пространства Республики Казахстан;

2) создание новых или изменение существующих элементов структуры воздушного пространства;

3) изменение направлений воздушного движения, пропускной способности отдельных элементов воздушного пространства, интенсивности воздушного движения и эшелонов (высот) полета воздушных судов;

4) установка новых средств радиотехнического обеспечения полетов и связи;

5) ввод в действие элементов структуры воздушного пространства, требующих специальной организации использования воздушного пространства;

6) создание новых или упразднение существующих органов обслуживания воздушного движения;

7) изменение схем воздушных трасс и местных воздушных линий.

43. Уполномоченные органы в сферах авиации, получившие на согласование предложение по совершенствованию структуры воздушного пространства с обоснованием, в течение тридцати календарных дней дают заявителю по нему мотивированное заключение.

Обоснование должно отражать следующие вопросы:

1) обеспечение безопасности полетов;

2) необходимость установления (изменения) специальных элементов воздушного пространства;

3) увеличение пропускной способности воздушного пространства;

4) снижение уровня авиационных шумов (при необходимости);

5) соответствующие расчеты (штурманские, инженерные и экономические).

Предложения, доработанные с учетом полученных замечаний, повторно рассматриваются в срок, не превышающий 10 календарных дней.

Предложения, представленные с нарушением установленного порядка, возвращаются на доработку без рассмотрения.

3. Планирование и координирование использования воздушного пространства Республики Казахстан

44. Целью планирования использования воздушного пространства Республики Казахстан является обеспечение безопасности и экономичности деятельности, связанной с использованием воздушного пространства Республики Казахстан.

45. Планирование использования воздушного пространства осуществляется Главным центром планирования воздушного движения аэронавигационной организации, являющейся государственным предприятием, подведомственным уполномоченному органу в сфере гражданской авиации (далее - ГЦ ПВД) и ГЦ УВД.

46. ГЦ ПВД осуществляет планирование использования воздушного пространства:

1) в воздушном пространстве классов А и С на воздушных трассах, местных воздушных линиях и установленных маршрутах;

2) в воздушном пространстве класса G на основании планов полетов для гражданских воздушных судов.

47. ГЦ УВД осуществляет планирование использования воздушного пространства:

1) в воздушном пространстве классов А и С для полетов вне воздушных трасс и местных воздушных линий;

2) в специальных зонах и других районов полетов государственной авиации;

3) в воздушном пространстве класса G на основании всех представленных планов полетов и заявок (расписаний, графиков) использования воздушного пространства.

48. ГЦ ПВД и ГЦ УВД осуществляют предварительное, суточное, текущее планирование использования воздушного пространства и взаимообмен информацией между собой.

49. Предварительное планирование использования воздушного пространства осуществляется за двое и более суток до планируемой даты использования воздушного пространства с целью согласования вопросов, связанных с организацией использования воздушного пространства и его обеспечением.

50. Суточное планирование использования воздушного пространства осуществляется накануне даты использования воздушного пространства с целью распределения воздушного пространства по месту, времени и высоте.

51. Текущее планирование использования воздушного пространства осуществляется в процессе выполнения суточного плана путем перераспределения воздушного пространства по времени, месту и высоте с целью обеспечения безопасности спланированной деятельности и деятельности, планы которой поступают в текущие сутки.

52. Сформированные по результатам планирования ГЦ ПВД и ГЦ УВД планы использования воздушного пространства на предстоящие сутки рассылаются органу войск ПВО и органам обслуживания воздушного движения, органам управления воздушным движением.

Органы обслуживания воздушного движения доводят сформированный план использования воздушного пространства до производственно-диспетчерских служб аэропортов своей зоны ответственности.

53. Координирование использования воздушного пространства между ГЦ ПВД и ГЦ УВД осуществляется в целях обеспечения деятельности заявленной пользователей воздушного пространства в зависимости от складывающейся воздушной, метеорологической, аэронавигационной обстановки и в соответствии с приоритетами в использовании воздушного пространства.

54. В процессе планирования и координирования использования воздушного пространства ГЦ ПВД и ГЦ УВД при необходимости вносят изменения в заявленные пользователями воздушного пространства условия использования воздушного пространства (место, время и высота), исходя из приоритетов в использовании воздушного пространства и обеспечения безопасности полетов. Об изменениях в заявленные условия использования воздушного пространства информируются пользователи воздушного пространства, представившие заявку (план полета).

55. План использования воздушного пространства подразделяется на:

1) планы полетов воздушных судов;

2) планы полетов беспилотных летательных аппаратов, аэростатов, дирижаблей;

3) планы проведения стрельб, пусков ракет и взрывных работ.

56. Взаимообмен между ГЦ ПВД и ГЦ УВД полученными планами полетов в целях обеспечения планирования и координации использования воздушного пространства осуществляется по согласованию между ГЦ ПВД и ГЦ УВД.

57. Сообщения, подаваемые пользователями воздушного пространства, органами обслуживания воздушного движения (управления воздушным движением), касающиеся использования воздушного пространства (выполнения полетов) применяются в соответствии с требованиями приложения 3 к настоящим Правилам.

4. План полета. Заявка на использование воздушного пространства

58. План полета представляется для получения разрешения на использование воздушного пространства классов А и (или) С, а также при использовании воздушного пространства класса G в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления воздушным движением).

Сообщение о плане полета беспилотного летательного аппарата подается для получения разрешения на использование воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства.

Полеты беспилотных летательных аппаратов над охраняемыми объектами согласовываются со Службой охраны Президента Республики Казахстан не менее чем за 5 рабочих дней до начала таких полетов.

59. План полета представляется пользователем воздушного пространства в ближайшую группу "Брифинг" органа ОВД в случае выполнения полетов:

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила использования воздушного пространства Республики Казахстан 1. Общие положения 2. Структура и классификация воздушного пространства Республики Казахстан § 1. Структура воздушного пространства Республики Казахстан § 2. Классификация воздушного пространства Республики Казахстан § 3. Мероприятия по совершенствованию структуры воздушного пространства 3. Планирование и координирование использования воздушного пространства Республики Казахстан 4. План полета. Заявка на использование воздушного пространства 5. Условия эксплуатации беспилотных летательных аппаратов 6. Разрешительный и уведомительный порядок использования воздушного пространства 7. Разрешения на выполнение международных полетов иностранных воздушных судов 8. Организация и обслуживание воздушного движения (управление воздушным движением) 9. Правила пересечения Государственной границы Республики Казахстан 10. Запрещение или ограничение использования воздушного пространства 11. Обеспечение соблюдения требований настоящих Правил 12. Расследование и учет нарушений порядка использования воздушного пространства Республики Казахстан Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4