Недействующая редакция. Принята: 16.10.2012 / Вступила в силу: 02.12.2012

Недействующая редакция, не действует с 11 августа 2013 года

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 10 июля 2010 года №2487-VI

О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов

(В редакции Законов Украины от 30.08.2010 г. №2491-VI, 02.12.2010 г. №2756-VI, 24.04.2012 г. №4661-VI, 17.05.2012 г. №4711-VI, 16.10.2012 г. №5459-VI, 16.10.2012 г. №5463-VI)

Настоящий Закон определяет основные принципы, организацию и порядок проведения выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых советов (далее - депутаты) и сельских, поселковых, городских голов.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство о выборах депутатов и сельских, поселковых, городских голов

1. Организация и порядок проведения выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов (далее - местные выборы) регулируются Конституцией Украины, настоящим и другими законами Украины, а также принятыми в соответствии с ними иными актами законодательства.

Статья 2. Основные принципы местных выборов

1. Местные выборы являются свободными и происходят на основе гарантированного Конституцией Украины и настоящим Законом всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования.

2. Выборы депутатов сельских, поселковых советов проводятся по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, на которые делится территория соответственно села (нескольких сел, жители которых добровольно объединились в сельскую громаду), поселка.

3. Выборы депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе, при которой:

1) половина от количества депутатов (общего состава) соответствующего совета избирается по избирательным спискам кандидатов в депутаты от местных организаций политических партий в многомандатном избирательном округе, границы которого совпадают с границами соответственно Автономной Республики Крым, области, района, города, района в городе;

2) половина от количества депутатов (общего состава) соответствующего совета избирается по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах (далее - одномандатные мажоритарные избирательные округа), на которые делится территория соответственно Автономной Республики Крым, области, района, города, района в городе.

4. Выборы сельских, поселковых, городских голов проводятся по мажоритарной системе относительного большинства в едином одномандатном избирательном округе, границы которого совпадают с границами соответственно села (нескольких сел, жители которых добровольно объединились в сельскую громаду), поселка, города согласно существующему административно-территориальному устройству.

5. Участие граждан Украины в местных выборах является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или неучастию в выборах.

Статья 3. Всеобщее избирательное право

1. Право голоса на выборах депутатов сельских, поселковых, городских советов, выборах сельского, поселкового, городского головы имеют дееспособные граждане Украины, которые относятся к соответствующим территориальным громадам и которым на день выборов исполнилось восемнадцать лет.

Право голоса на выборах депутатов районных, областных советов имеют граждане Украины, которые относятся к соответствующим территориальным громадам в пределах района, области и которым на день выборов исполнилось восемнадцать лет.

Право голоса на выборах депутатов районных в городах советов имеют граждане Украины, которые относятся к территориальным громадам соответствующих городов, место жительства которых зарегистрировано в пределах соответствующего района в городе и которым на день выборов исполнилось восемнадцать лет.

Право голоса на выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым имеют граждане Украины, место жительства которых зарегистрировано в пределах Автономной Республики Крым и которым на день выборов исполнилось восемнадцать лет.

Граждане Украины, имеющие право голоса на соответствующих местных выборах, являются избирателями.

2. Документом, удостоверяющим личность, подтверждающим гражданство и удостоверяющим место жительства избирателя на местных выборах, является:

1) паспорт гражданина Украины;

2) временное удостоверение гражданина Украины (для лиц, недавно принятых в гражданство Украины).

3. Принадлежность гражданина к соответствующей территориальной громаде определяется его местом жительства на ее территории согласно Закону Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине".

4. Избиратели имеют право на участие в работе избирательных комиссий в качестве их членов, проведении предвыборной агитации, осуществлении наблюдения за проведением выборов и в других мероприятиях, связанных с организацией и проведением выборов, которое реализуется ими в порядке, определенном настоящим и другими законами Украины.

5. Любые прямые или косвенные привилегии либо ограничения избирательных прав граждан Украины по признакам расы, цвета кожи, политическим, религиозным и другим убеждениям, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, места жительства, по языковым или иным признакам запрещаются. Не допускаются ограничения участия граждан в избирательном процессе, кроме ограничений, предусмотренных Конституцией Украины и настоящим Законом.

6. Военнослужащие срочной службы, граждане Украины, проживающие за границей, а также лица, признанные судом недееспособными, и граждане Украины, которые по приговору суда находятся в местах лишения свободы, считаются такими, что не относятся ни к одной территориальной громаде и не имеют права голоса на местных выборах.

Статья 4. Равное избирательное право

1. Местные выборы являются равными. Граждане Украины принимают участие в соответствующих местных выборах на равных началах.

2. Каждый избиратель на выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, районных, городских, районных в городах советов, в которых он принимает участие, имеет один голос в многомандатном избирательном округе и один голос в одномандатном мажоритарном избирательном округе по выборам депутатов соответствующих советов.

Каждый избиратель на выборах депутатов сельских, поселковых советов, в которых он принимает участие, имеет один голос в одномандатном избирательном округе по выборам депутатов соответственно сельских, поселковых советов.

Каждый избиратель на выборах сельских, поселковых, городских голов, в которых он принимает участие, имеет один голос в соответствующем едином одномандатном избирательном округе.

Избиратель может использовать свой голос на соответствующих местных выборах только на одном избирательном участке, на котором он включен в список избирателей.

3. Равенство прав и возможностей участия в избирательном процессе обеспечивается:

1) запретом привилегий либо ограничений для кандидатов в депутаты, кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы по признакам расы, цвета кожи, политическим, религиозным и другим убеждениям, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, места жительства, по языковым или иным признакам;

2) запретом вмешательства органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в избирательный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;

3) запретом использования для финансирования предвыборной агитации других средств, нежели средства, предусмотренные частью шестой статьи 47 настоящего Закона.

Статья 5. Прямое избирательное право

1. Местные выборы являются прямыми. Избиратели непосредственно избирают депутатов и сельских, поселковых, городских голов путем голосования за кандидатов в депутаты и кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы, выдвинутых и зарегистрированных в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Статья 6. Свободные выборы

1. Местные выборы являются свободными. Избирателям обеспечиваются условия для свободного формирования своей воли и ее свободного изъявления при голосовании.

2. Применение насилия, угроз, обмана, подкупа либо любых других действий, препятствующих свободному формированию и свободному волеизъявлению избирателя, запрещается.

Статья 7. Тайное голосование

1. Голосование на местных выборах является тайным. Контроль за волеизъявлением избирателей в какой-либо форме запрещается.

Статья 8. Личное голосование

1. Каждый избиратель голосует на местных выборах лично. Голосование за других лиц либо передача избирателем права голоса любому другому лицу запрещается.

Статья 9. Право быть избранным

1. Депутатом, сельским, поселковым, городским головой может быть избран гражданин Украины, имеющий право голоса в соответствии со статьей 70 Конституции Украины.

2. Депутатом, сельским, поселковым, городским головой не может быть избран гражданин Украины, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена или не снята в установленном законом порядке.

Статья 10. Право выдвижения кандидатов в депутаты и кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы

1. Право выдвижения кандидатов в депутаты и кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы принадлежит гражданам Украины, имеющим право голоса. Это право реализуется гражданами Украины через республиканские в Автономной Республике Крым, областные, районные, городские, районные в городах организации политических партий (далее - местные организации партий) или путем самовыдвижения в соответствии с настоящим Законом.

Статья 11. Принципы избирательного процесса

1. Избирательный процесс - это осуществление субъектами, определенными в статье 12 настоящего Закона, избирательных процедур, предусмотренных настоящим Законом.

Избирательный процесс осуществляется на принципах:

1) законности и запрещения незаконного вмешательства кого-либо в этот процесс;

2) политического плюрализма и многопартийности;

3) публичности и открытости;

4) равенства субъектов избирательного процесса перед законом;

5) равенства прав всех кандидатов в депутаты, кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы;

6) свободы предвыборной агитации, равных возможностей доступа к средствам массовой информации независимо от формы собственности;

7) непредубежденности органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, руководителей предприятий, учреждений и организаций к местным организациям партий, кандидатам в депутаты и кандидатам на должность сельского, поселкового, городского головы.

2. Начало избирательного процесса объявляется соответствующей избирательной комиссией в сроки и в порядке, определенные настоящим Законом.

3. Избирательный процесс включает следующие этапы:

1) образование избирательных округов;

2) образование избирательных участков;

3) формирование состава территориальных избирательных комиссий, образование участковых избирательных комиссий;

4) составление списков избирателей, их проверка и уточнение;

5) выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты и кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы;

6) проведение предвыборной агитации;

7) голосование в день выборов;

8) подсчет голосов избирателей, установление итогов голосования и результатов местных выборов.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, избирательный процесс включает также следующие этапы:

1) повторное голосование;

2) подсчет голосов избирателей, установление итогов повторного голосования и результатов местных выборов.

5. Избирательный процесс завершается официальным обнародованием результатов местных выборов в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Статья 12. Субъекты избирательного процесса

1. Субъектами избирательного процесса являются:

1) избиратели;

2) Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии, сформированные (образованные) в соответствии с настоящим Законом, Законом Украины "О Центральной избирательной комиссии" и другими законами Украины;

3) кандидаты в депутаты, кандидаты на должность сельского, поселкового, городского головы;

4) местные организации партий, выдвинувшие кандидатов в депутаты в многомандатном избирательном округе, или одномандатном избирательном округе, или одномандатном мажоритарном избирательном округе, или кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы;

5) официальные наблюдатели от местных организаций партий, выдвинувших кандидатов в депутаты в многомандатном избирательном округе, от кандидатов в депутаты в одномандатном, одномандатном мажоритарном избирательном округе, от кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы.

Статья 13. Публичность и открытость избирательного процесса

1. Организация и проведение местных выборов осуществляются публично и открыто.

2. Избирательные комиссии информируют граждан Украины о своем составе, местонахождении и режиме работы, об образовании территориальных избирательных округов и избирательных участков, об основных правах избирателей (в том числе о праве обжалования решений, действий либо бездействия избирательных комиссий, органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц этих органов, ограничивающих или нарушающих избирательные права), о порядке заполнения избирательных бюллетеней, обеспечивают возможность для ознакомления избирателей со списками избирателей, сведениями о кандидатах в депутаты и (или) кандидатах на должность сельского, поселкового, городского головы, обнародуют итоги голосования и результаты местных выборов, предоставляют другую информацию в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

3. Решения органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, касающиеся местных выборов и затрагивающие законные права граждан, а также решения избирательных комиссий доводятся до сведения граждан через печатные средства массовой информации или обнародуются другим способом в трехдневный срок со дня их принятия, если иное не предусмотрено законом.

4. Все средства массовой информации, независимо от формы собственности, обязаны справедливо, сбалансировано и непредубежденно освещать ход подготовки и проведения местных выборов в новостях, информационных выпусках, ток-шоу, дискуссионных и других программах. Их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все публичные мероприятия, связанные с местными выборами, а на заседания избирательных комиссий и на избирательный участок в день выборов - на условиях, определенных настоящим Законом, кроме случаев, предусмотренных законами Украины. Избирательные комиссии, органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления, должностные и служебные лица этих органов обязаны в пределах своих полномочий и компетенции предоставлять им информацию о ходе подготовки и проведении местных выборов.

Раздел II. ВИДЫ МЕСТНЫХ ВЫБОРОВ, ПОРЯДОК И СРОКИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Статья 14. Виды местных выборов и порядок их назначения

1. Местные выборы могут быть очередными, внеочередными, повторными, промежуточными или первыми, которые проводятся в случае формирования новых местных советов (далее - первые местные выборы).

2. Очередные выборы депутатов, сельских, поселковых, городских голов проводятся одновременно на всей территории Украины, кроме случаев, установленных Конституцией и законами Украины.

Очередные выборы депутатов областных, районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых советов, выборы сельского, поселкового, городского головы проводятся в связи с истечением определенного Конституцией Украины срока полномочий депутатов соответствующих советов, сельских, поселковых, городских голов.

Очередные выборы депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым проводятся в связи с истечением определенного Конституцией Автономной Республики Крым срока полномочий депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым.

Решение о проведении очередных выборов депутатов областных, районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых советов, сельских, поселковых, городских голов принимается Верховной Радой Украины.

Решение о проведении очередных выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым принимается Верховной Радой Автономной Республики Крым в соответствии с Конституцией Украины.

3. Внеочередные местные выборы назначаются Верховной Радой Украины в случае досрочного прекращения полномочий депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местного совета, сельского, поселкового, городского головы, а также в других случаях, предусмотренных Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине".

4. Повторные выборы депутатов (депутата) в соответствующем многомандатном, одномандатном, одномандатном мажоритарном избирательном округе назначаются соответствующей территориальной избирательной комиссией в порядке, установленном настоящим Законом, в случае признания соответствующих выборов в этом избирательном округе несостоявшимися либо в случае признания лица отказавшимся от депутатского мандата в соответствующем одномандатном, одномандатном мажоритарном избирательном округе.

Повторные выборы сельского, поселкового, городского головы назначаются соответствующей территориальной избирательной комиссией в порядке, установленном настоящим Законом, в случае признания соответствующих выборов несостоявшимися либо в случае признания лица отказавшимся от должности соответственно сельского, поселкового, городского головы.

5. Промежуточные выборы депутата назначаются территориальной избирательной комиссией в порядке, установленном настоящим Законом, в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в одномандатном, одномандатном мажоритарном избирательном округе.

6. Первые местные выборы назначаются Верховной Радой Автономной Республики Крым, областным, Киевским, Севастопольским городским советом, если иное не предусмотрено законом.

Статья 15. Сроки назначения местных выборов и объявления избирательного процесса

1. Очередные, внеочередные местные выборы назначаются не позднее чем за шестьдесят дней до дня выборов, а избирательный процесс начинается за 50 дней до дня очередных, внеочередных местных выборов.

2. Повторные местные выборы назначаются на последнее воскресенье шестидесятидневного срока со дня принятия решения об их назначении, а избирательный процесс начинается за 50 дней до дня повторных местных выборов.

Решение о назначении повторных выборов депутатов (депутата) в соответствующем многомандатном, одномандатном, одномандатном мажоритарном избирательном округе принимается территориальной избирательной комиссией не позднее чем в десятидневный срок со дня принятия решения о признании соответствующих выборов в этом избирательном округе несостоявшимися либо в случае признания лица отказавшимся от депутатского мандата в соответствующем одномандатном, одномандатном мажоритарном избирательном округе.

Решение о назначении повторных выборов сельского, поселкового, городского головы принимается территориальной избирательной комиссией не позднее чем в десятидневный срок со дня принятия решения о признании соответствующих выборов несостоявшимися либо в случае признания лица отказавшимся от должности соответственно сельского, поселкового, городского головы.

3. Промежуточные выборы депутата назначаются на последнее воскресенье шестидесятидневного срока со дня принятия решения об их назначении, а избирательный процесс начинает за 50 дней до дня промежуточных местных выборов.

Решение о назначении промежуточных выборов депутата принимается территориальной избирательной комиссией не позднее чем в десятидневный срок со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в соответствующем одномандатном, одномандатном мажоритарном избирательном округе.

4. Первые местные выборы назначаются не позднее чем за шестьдесят дней до дня выборов, а избирательный процесс начинается за 50 дней до дня первых местных выборов.

5. Местные выборы назначаются на воскресенье.

6. Орган, который в соответствии со статьей 14 настоящего Закона принял решение о назначении, повторных, промежуточных либо первых местных выборов, не позднее чем на третий день со дня его принятия публикует решение в печатных средствах массовой информации или, в случае невозможности, обнародует иным определенным им способом, а также доводит указанное решение до сведения Центральной избирательной комиссии в этот же срок.

7. Центральная избирательная комиссия объявляет о начале избирательного процесса очередных, первых местных выборов, а территориальная избирательная комиссия - о начале избирательного процесса внеочередных, повторных, промежуточных местных выборов на своем заседании, о чем указывается в протоколе заседания комиссии. Официальным объявлением является объявление председательствующим на заседании избирательной комиссии о начале избирательного процесса соответствующего вида местных выборов. Выписка из протокола заседания соответствующей избирательной комиссии об объявлении начала избирательного процесса соответствующего вида местных выборов обнародуется на следующий день после дня объявления соответственно в общегосударственных или местных средствах массовой информации или иным определенным ею способом.

Объявление о начале избирательного процесса осуществляется Центральной избирательной комиссией не позднее чем за пять дней до дня начала избирательного процесса местных выборов, а территориальной избирательной комиссией - в течение пяти дней со дня принятия решения о назначении внеочередных местных выборов, а в случае назначения территориальной избирательной комиссией повторных либо промежуточных местных выборов - одновременно с принятием ею такого решения.

8. В случае невыполнения территориальной избирательной комиссией требований настоящего Закона (бездействие избирательной комиссии) о назначении повторных либо промежуточных местных выборов такие выборы назначаются Центральной избирательной комиссией в пятидневный срок со дня выявления бездействия соответствующей территориальной избирательной комиссии. В таком случае о начале избирательного процесса объявляет Центральная избирательная комиссия.

9. Все сроки, определенные в настоящем Законе, исчисляются календарными днями, часами.

10. Первым днем срока, который в соответствии с настоящим Законом должен начаться в связи с наступлением определенного события, является день, следующий за днем наступления такого события.

11. Последним днем срока, который в соответствии с настоящим Законом должен закончиться в связи с наступлением определенного события, является день, предшествующий дню такого события.

12. Днем совершения бездействия считается последний день срока, в который должно быть совершено действие, предусмотренное настоящим либо другими законами Украины.

Статья 16. Определение общего состава Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов

1. Решение об общем составе (количестве депутатов) областного, районного, городского (кроме районов, городов в Автономной Республике Крым, городов Киева, Севастополя) совета принимается соответствующим областным советом текущего созыва не позднее чем за 50 дней до дня местных выборов.

Решение об общем составе (количестве депутатов) районного, городского (районов и городов в Автономной Республике Крым) совета принимается Верховной Радой Автономной Республики Крым текущего созыва не позднее чем за 50 дней до дня местных выборов.

Решение об общем составе (количестве депутатов) Киевского, Севастопольского городского совета принимается соответственно Киевским, Севастопольским городским советом текущего созыва не позднее чем за 50 дней до дня местных выборов.

Решение об общем составе (количестве депутатов) районного в городе, сельского, поселкового совета принимается соответствующим районным в городе, сельским, поселковым советом текущего созыва не позднее чем за 50 дней до дня местных выборов.

2. В случае если местный совет, который должен принять решение об общем составе (количестве депутатов) соответствующего местного совета, который должен избираться, в срок, установленный частью первой настоящей статьи, не принял такого решения, общий состав соответствующего местного совета, который должен избираться, остается в том же количестве, что и в текущем созыве, а в случае если общий состав соответствующего местного совета текущего созыва составляет нечетное число, то общий состав такого местного совета, который должен избираться, будет составлять минимальное в зависимости от численности жителей количество депутатов, определенное частью четвертой настоящей статьи.

3. Решение об общем составе (количестве депутатов) местного совета в случае назначения первых местных выборов принимается в соответствии со статьей 84 настоящего Закона.

4. Общий состав (количество депутатов) сельского, поселкового, городского, районного в городе совета должен составлять при численности:

1) до 1 тысячи жителей - от 12 до 16 депутатов включительно;

2) от 1 тысячи до 3 тысяч жителей - от 16 до 20 депутатов включительно;

3) от 3 тысяч до 5 тысяч жителей - от 20 до 30 депутатов включительно;

4) от 5 тысяч до 20 тысяч жителей - от 30 до 36 депутатов включительно;

5) от 20 тысяч до 50 тысяч жителей - от 36 до 46 депутатов включительно;

6) от 50 тысяч до 100 тысяч жителей - от 36 до 50 депутатов включительно;

7) от 100 тысяч до 250 тысяч жителей - от 40 до 60 депутатов включительно;

8) от 250 тысяч до 500 тысяч жителей - от 50 до 76 депутатов включительно;

9) от 500 тысяч до 1 миллиона жителей - от 60 до 90 депутатов включительно;

10) от 1 миллиона до 2 миллионов жителей - от 76 до 120 депутатов включительно;

11) свыше 2 миллионов жителей - от 76 до 150 депутатов включительно.

Общий состав (количество депутатов) районного совета определяется с учетом количества сел (нескольких сел, жители которых добровольно объединились в территориальную громаду), поселков, городов районного значения, входящих в состав соответствующего района, для обеспечения равного представительства каждой территориальной громады в соответствующем районном совете независимо от численности такой территориальной громады.

Общий состав (количество депутатов) областного совета определяется с учетом количества районов, городов областного значения, входящих в состав соответствующей области, для обеспечения их равного представительства в соответствующем областном совете независимо от численности жителей соответствующего района, города областного значения.

Общий состав (количество депутатов) городского, районного в городе, районного, областного совета должен составлять только четное количество депутатов.

Численность жителей соответствующей административнотерриториальной единицы определяется на основании сообщения органов государственной статистики по состоянию на 1 января года начала избирательного процесса местных выборов.

5. Общий состав (количество депутатов) Верховной Рады Автономной Республики Крым определяется Конституцией Автономной Республики Крым.

6. Сообщение об общем составе соответствующего совета обнародуется соответствующим советом в местных печатных средствах массовой информации в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения согласно части первой настоящей статьи.

(В статью 16 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5463-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Раздел III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Статья 17. Избирательные округа

1. Для проведения выборов депутатов сельского, поселкового совета соответствующая сельская, поселковая территориальная избирательная комиссия не позднее чем за 37 дней до дня местных выборов образует одномандатные избирательные округа с приблизительно равным количеством избирателей в каждом.

Количество одномандатных избирательных округов равно количеству депутатов (общему составу) соответствующего совета, определенного согласно статье 16 настоящего Закона.

Ориентировочное среднее количество избирателей в одномандатных избирательных округах в пределах села (нескольких сел, жители которых добровольно объединились в сельскую громаду), поселка определяется соответствующей территориальной избирательной комиссией на основании сведений Государственного реестра избирателей о количестве избирателей, проживающих на территории соответствующего села (нескольких сел, жители которых добровольно объединились в сельскую громаду), поселка, подаваемых органом ведения Государственного реестра избирателей в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 39 дней до дня выборов.

2. Выборы депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, областного, районного, городского, районного в городе совета проводятся в соответствующих многомандатном и одномандатных мажоритарных избирательных округах.

3. Многомандатный избирательный округ по выборам депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым делится на избирательные территориальные округа, границы которых совпадают с границами районов, входящих в состав Автономной Республики Крым, и с границами городов республиканского в Автономной Республике Крым значения. Решение об образовании таких округов не принимается.

Многомандатный избирательный округ по выборам депутатов областного совета делится на избирательные территориальные округа, границы которых совпадают с границами районов и городов областного значения, входящих в состав соответствующей области. Решение об образовании таких округов не принимается.

Многомандатный избирательный округ по выборам депутатов районного совета делится на избирательные территориальные округа, границы которых совпадают с границами сел (нескольких сел, жители которых добровольно объединились в сельскую громаду), поселков, городов районного значения, входящих в состав соответствующего района. Решение об образовании таких избирательных округов не принимается.

Многомандатный избирательный округ по выборам депутатов городского, районного в городе совета имеет границы, которые совпадают с границами соответствующего города или района в городе. Многомандатный избирательный округ по выборам депутатов городского совета в городе с районным делением делится на избирательные территориальные округа, границы которых совпадают с границами районов в городе. Если в состав города входит другой город, село, поселок, то он является избирательным территориальным округом по выборам депутатов городского совета города, в состав которого он входит. Решения об образовании таких избирательных округов не принимаются.

4. Одномандатные мажоритарные избирательные округа по выборам депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, областного, районного, городского, районного в городе совета образуются соответствующей территориальной избирательной комиссией - с приблизительно равным количеством избирателей в каждом округе в порядке и сроки, определенные частью пятой настоящей статьи, на основании сведений Государственного реестра избирателей о количестве избирателей, проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы, подаваемых органом ведения Государственного реестра избирателей в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 35 дней до дня выборов.

5. Одномандатные мажоритарные избирательные округа по выборам депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, городского, районного в городе совета образуются соответственно избирательной комиссией Автономной Республики Крым, городской, районной в городе территориальной избирательной комиссией в пределах Автономной Республики Крым, города, района в городах не позднее чем за 32 дня до дня выборов.

Одномандатные мажоритарные избирательные округа по выборам депутатов областных советов образуются соответствующей областной территориальной избирательной комиссией в пределах каждого района, города областного значения, входящего в состав области, не позднее чем за 32 дня до дня выборов исходя из представительства (количества депутатов) каждого соответствующего района, города областного значения в соответствующем областном совете, установленного в соответствии с частью четвертой статьи 16 настоящего Закона.

Одномандатные мажоритарные избирательные округа по выборам депутатов районных советов образуются соответствующей районной территориальной избирательной комиссией в пределах каждого села (нескольких сел, жители которых добровольно объединились в территориальную громаду), поселка, города районного значения не позднее чем за 32 дня до дня выборов исходя из представительства (количества депутатов) каждой территориальной громады в соответствующем районном совете, установленного в соответствии с частью четвертой статьи 16 настоящего Закона.

Количество одномандатных мажоритарных избирательных округов по выборам депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, областного, районного, городского, районного в городе совета равно половине количества депутатов (общего состава) соответствующего совета, определенного согласно статье 16 настоящего Закона.

6. Для выборов сельского, поселкового, городского головы соответствующий одномандатный избирательный округ имеет границы, совпадающие с границами соответственно села (нескольких сел, жители которых добровольно объединились в сельскую громаду), поселка, города. Одномандатный избирательный округ по выборам городского головы в городах с районным делением делится на избирательные территориальные округа, границы которых совпадают с границами районов в городе. Если в состав города входит другой город, село, поселок, то он является избирательным территориальным округом по выборам городского головы города, в состав которого он входит. Решения об образовании таких избирательных округов не принимаются.

7. Сообщение об образовании одномандатных, одномандатных мажоритарных избирательных округов с указанием их номеров, границ, ориентировочного количества избирателей в каждом избирательном округе обнародуется соответствующей территориальной избирательной комиссией в местных печатных средствах массовой информации или иным определенным этой избирательной комиссией способом на следующий день после принятия решения об образовании соответствующих избирательных округов.

Статья 18. Избирательные участки

1. Для подготовки и проведения голосования и подсчета голосов избирателей районные, городские (городов областного, республиканского в Автономной Республике Крым значения), районные в городах Киеве и Севастополе территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 30 дней до дня выборов образуют избирательные участки.

Избирательные участки являются общими для выборов депутатов и сельских, поселковых, городских голов в случае одновременного проведения соответствующих местных выборов.

Каждый избирательный участок имеет лишь одно помещение для голосования.

2. Избирательный участок может быть обычным или специальным.

Обычные избирательные участки образуются для подготовки и проведения голосования и подсчета голосов избирателей по месту их жительства.

Специальные избирательные участки образуются в случаях, предусмотренных настоящим Законом, в местах временного пребывания избирателей с ограниченными возможностями передвижения.

3. Избирательные участки образуются с количеством избирателей от 20 до 2500 человек. Избирательные участки делятся на:

1) малые - с количеством избирателей до 500 человек;

2) средние - с количеством избирателей от 500 до 1500 человек;

3) большие - с количеством избирателей от 1500 до 2500 человек.

Если на соответствующей территории, в соответствующем учреждении насчитывается меньше или больше от указанного количества избирателей и их (или их излишек) невозможно отнести к другому избирательному участку либо невозможно образовать дополнительный избирательный участок в этом округе, в соответствующем учреждении избирательный участок может быть образован с меньшим или большим количеством избирателей от соответствующих предельных значений.

4. Обычные избирательные участки образуются по представлению исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских (в городах, где не образованы районные в городе советы), районных в городах советов на основании сведений Государственного реестра избирателей о количестве избирателей, проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы. Указанные сведения подаются в соответствующие органы, которые вносят представление, предусмотренное абзацем вторым настоящей части, не позднее чем за 45 дней до дня выборов.

Представление, предусмотренное абзацем первым настоящей части, вносится не позднее чем за 35 дней до дня выборов исполнительным комитетом сельского, поселкового, городского (в городах, где не образуются районные в городе советы), районного в городе совета в соответствующую территориальную избирательную комиссию, а в случае отсутствия исполнительных комитетов указанных советов такие представления вносятся соответствующим сельским, поселковым, городским головой, председателем районного в городе совета или должностным лицом, которое согласно закону осуществляет полномочия сельского, поселкового, городского головы.

Указанные представления должны содержать:

1) точное описание границ избирательного участка с указанием населенного пункта, улиц, при необходимости - перечня домов;

2) ориентировочное количество избирателей по данным соответствующего органа ведения Государственного реестра избирателей;

3) адрес (местонахождение) расположения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования.

В случае если такие представления в установленные настоящей частью сроки в соответствующую территориальную комиссию не поступили, представления об образовании избирательных участков вносятся соответственно Советом министров Автономной Республики Крым, областной, районной, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.

5. Специальные избирательные участки образуются территориальной избирательной комиссией, указанной в части первой настоящей статьи, по представлению соответственно районной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций либо исполнительного комитета городского (города республиканского в Автономной Республике Крым, областного значения) совета по месту расположения соответствующих учреждений. В случае отсутствия исполнительных комитетов соответствующих советов такие представления вносятся соответствующим городским головой или должностным лицом, которое в соответствии с законом осуществляет его полномочия.

Специальные избирательные участки образуются для голосования избирателей с ограниченными возможностями передвижения в стационарных лечебных учреждениях.

Не допускается образование одного специального избирательного участка для двух и более учреждений.

В помещение участковой избирательной комиссии специального избирательного участка и помещение для голосования на этом участке должен обеспечиваться беспрепятственный доступ лиц, которые в соответствии с настоящим Законом имеют право присутствовать на заседаниях участковой избирательной комиссии и во время голосования и подсчета голосов избирателей.

6. Представления об образовании специального избирательного участка вносятся в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 35 дней до дня местных выборов.

7. В воинских частях (формированиях) избирательные участки не образуются. Военнослужащие, имеющие право голоса на соответствующих местных выборах согласно статье 3 настоящего Закона, голосуют на обычных избирательных участках, расположенных за пределами воинских частей (формирований).

8. Территориальная избирательная комиссия в решении об образовании избирательного участка определяет границы каждого избирательного участка и местонахождение участковой избирательной комиссии, устанавливает единую нумерацию избирательных участков на соответствующей территории.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство о выборах депутатов и сельских, поселковых, городских голов Статья 2. Основные принципы местных выборов Статья 3. Всеобщее избирательное право Статья 4. Равное избирательное право Статья 5. Прямое избирательное право Статья 6. Свободные выборы Статья 7. Тайное голосование Статья 8. Личное голосование Статья 9. Право быть избранным Статья 10. Право выдвижения кандидатов в депутаты и кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы Статья 11. Принципы избирательного процесса Статья 12. Субъекты избирательного процесса Статья 13. Публичность и открытость избирательного процесса Раздел II. ВИДЫ МЕСТНЫХ ВЫБОРОВ, ПОРЯДОК И СРОКИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ Статья 14. Виды местных выборов и порядок их назначения Статья 15. Сроки назначения местных выборов и объявления избирательного процесса Статья 16. Определение общего состава Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов Раздел III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Статья 17. Избирательные округа Статья 18. Избирательные участки Раздел IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 19. Система избирательных комиссий Статья 20. Статус избирательных комиссий Статья 21. Требования к членам избирательных комиссий Статья 22. Порядок формирования состава территориальных избирательных комиссий Статья 23. Порядок образования участковой избирательной комиссии Статья 24. Полномочия Центральной избирательной комиссии Статья 25. Полномочия территориальных избирательных комиссий Статья 26. Полномочия участковой избирательной комиссии Статья 27. Организация работы избирательной комиссии Статья 28. Статус и оплата труда члена избирательной комиссии Статья 29. Прекращение полномочий состава избирательной комиссии и члена избирательной комиссии Раздел V. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 30. Составление предварительных списков избирателей Статья 31. Порядок ознакомления избирателей с предварительным списком избирателей на обычном избирательном участке и обжалования неправильностей в предварительном списке избирателей Статья 32. Порядок уточнения предварительного списка избирателей на обычном избирательном участке Статья 33. Внесение изменений и уточнений в уточненный список избирателей участковой избирательной комиссией Статья 34. Порядок составления и уточнения списков избирателей на специальных избирательных участках Раздел VI. ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ, КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ СЕЛЬСКОГО, ПОСЕЛКОВОГО, ГОРОДСКОГО ГОЛОВЫ Статья 35. Общий порядок выдвижения кандидатов в депутаты, кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы Статья 36. Выдвижение кандидатов местной организацией партии Статья 37. Условия регистрации кандидатов в депутаты в многомандатном избирательном округе Статья 38. Условия регистрации кандидатов в депутаты в одномандатном, одномандатном мажоритарном избирательном округе Статья 39. Условия регистрации кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы Статья 40. Порядок регистрации кандидатов в депутаты в многомандатном избирательном округе Статья 41. Порядок регистрации кандидатов в депутаты в одномандатном, одномандатном мажоритарном избирательном округе Статья 42. Порядок регистрации кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы Статья 43. Декларирование имущественного состояния, доходов, расходов и обязательств финансового характера кандидатами в депутаты и кандидатами на должность сельского, поселкового, городского головы Статья 44. Отказ в регистрации кандидата в депутаты, кандидата на должность сельского, поселкового, городского головы Статья 45. Отмена решения о регистрации кандидата в депутаты, кандидата на должность сельского, поселкового, городского головы Статья 46. Особенности голосования по одном кандидату Раздел VII. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 47. Сроки, формы и условия проведения предвыборной агитации Статья 48. Проведение публичных мероприятий для ведения предвыборной агитации Статья 49. Изготовление и порядок размещения печатных информационных и агитационных материалов Статья 50. Общий порядок использования средств массовой информации Статья 51. Порядок использования печатных средств массовой информации Статья 52. Порядок использования электронных (аудиовизуальных) средств массовой информации Статья 53. Ограничения по ведению предвыборной агитации Раздел VIII. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОФИЦИАЛЬНЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ Статья 54. Гарантии деятельности местных организаций партий, кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы в многомандатном избирательном округе, их представителей, уполномоченных лиц Статья 55. Гарантии деятельности кандидатов в депутаты в одномандатных, одномандатных мажоритарных избирательных округах, кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы Статья 56. Доверенные лица кандидатов в депутаты в одномандатных, одномандатных мажоритарных избирательных округах, кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы Статья 57. Официальные наблюдатели Статья 58. Официальные наблюдатели от местных организаций партий, кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы в многомандатных избирательных округах, кандидатов в депутаты в одномандатных, одномандатных мажоритарных избирательных округах, кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы Статья 59. Официальные наблюдатели от всеукраинских общественных организаций, иностранных государств, международных организаций Раздел IX. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ Статья 60. Финансирование местных выборов Статья 61. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов, сельских, поселковых, городских голов Статья 62. Избирательный фонд местной организации партии, кандидата в депутаты в одномандатном, одномандатном мажоритарном избирательном округе, кандидата на должность сельского, поселкового, городского головы Статья 63. Распорядители избирательного фонда местной организации партии, кандидатов в депутаты, кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы Статья 64. Формирование избирательного фонда и осуществление контроля за поступлением, учетом и использованием его средств Статья 65. Материально-техническое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов, сельских, поселковых, городских голов Раздел X. ГОЛОСОВАНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ, СЕЛЬСКИХ, ПОСЕЛКОВЫХ, ГОРОДСКИХ ГОЛОВ Статья 66. Избирательные бюллетени Статья 67. Порядок изготовления избирательных бюллетеней и их передачи избирательным комиссиям Статья 68. Помещение для голосования Статья 69. Организация и порядок голосования Статья 70. Порядок организации голосования за пределами помещения для голосования Статья 71. Порядок подсчета голосов избирателей на избирательном участке Статья 72. Протоколы участковой избирательной комиссии о подсчете голосов избирателей Статья 73. Признание участковой избирательной комиссией голосования на избирательном участке недействительным Статья 74. Порядок транспортировки и передачи документов в территориальную избирательную комиссию Статья 75. Установление итогов голосования Статья 76. Установление результатов выборов депутатов в одномандатных избирательных округах, выборов сельского, поселкового, городского головы Статья 77. Установление результатов выборов депутатов в многомандатном избирательном округе, одномандатных мажоритарных избирательных округах Статья 78. Проведение повторного голосования Статья 79. Официальное обнародование результатов выборов Статья 80. Регистрация избранных депутатов, сельских, поселковых, городских голов Раздел XI. ЗАМЕЩЕНИЕ ДЕПУТАТОВ, ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ, ПОВТОРНЫЕ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ И ПЕРВЫЕ ВЫБОРЫ Статья 81. Замещение депутатов и промежуточные выборы депутатов Статья 82. Проведение повторных местных выборов депутатов (депутата), сельских, поселковых, городских голов Статья 83. Проведение внеочередных выборов в Верховную Раду Автономной Республики Крым, местного совета и сельского, поселкового, городского головы Статья 84. Первые местные выборы Раздел XII. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ ЛИБО БЕЗДЕЙСТВИЯ, КАСАЮЩИХСЯ МЕСТНЫХ ВЫБОРОВ Статья 85. Обжалование решений, действий либо бездействия, касающихся местных выборов Статья 86. Сроки обжалования Статья 87. Форма и содержание жалобы Статья 88. Порядок и сроки рассмотрения жалоб Статья 89. Доказательства Статья 90. Решение по результатам рассмотрения жалобы Раздел XIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 91. Ответственность за нарушение законодательства Украины о выборах депутатов и сельских, поселковых, городских голов Статья 92. Хранение избирательной и другой документации и материальных ценностей Раздел XIV. ИТОГОВЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ