Дата обновления БД:
19.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
72 / 276
Всего документов в БД:
133027
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 13 февраля 2003 года №75
Об утверждении Правил розничной торговли в Республике Узбекистан и Правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания в Республике Узбекистан
(В редакции постановлений Кабинета Министров РУз от 15.05.2003 г. №217, 26.12.2003 г. №553, 16.06.2004 г. №288, 12.08.2005 г. №196, 06.10.2005 г. №222, 22.05.2006 г. №92, 14.09.2006 г. №194, 10.11.2006 г. №235, 27.04.2007 г. №85, 23.05.2009 г. №147, 22.12.2009 г. №ПП-1245, 23.12.2009 г. №327, 26.10.2009 г. №282, 08.06.2010 г. №112, 02.06.2010 г. №105, 10.06.2010 г. №116, 02.11.2011 г. №294, 01.02.2012 г. №25, 07.03.2012 г. №65, 15.03.2012 г. №72, 29.05.2012 г. №148, 01.11.2012 г. №313)
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Узбекистан "О защите прав потребителей" Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить:
Правила розничной торговли в Республике Узбекистан согласно приложению N1;
Правила производства и реализации продукции (услуг) общественного питания в Республике Узбекистан согласно приложению N2.
2. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента довести указанные правила до всех предприятий торговли и общественного питания, а также информировать население в установленном порядке.
3. Признать утратившими силу постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан согласно приложению N3.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Усманова М.З.
Премьер-министр
Республики Узбекистан У. Султанов
Приложение №1
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 февраля 2003 года №75
Правила розничной торговли в Республике Узбекистан
I. Общие положения
1. Настоящие Правила регламентируют осуществление розничной торговли на территории Республики Узбекистан.
Действие настоящих Правил не распространяется на юридических и физических лиц, осуществляющих розничную торговлю через торговые ряды и торговые места рынков.
2. Розничной торговлей на территории Республики Узбекистан вправе заниматься:
- юридические лица;
- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в соответствии с законодательством.
абзац четвертый исключен
(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 02.11.2011 г. №294)
(см. предыдущую редакцию)
II. Основные понятия и термины
3. В настоящих Правилах использованы следующие основные понятия и термины:
розничная торговля - осуществление деятельности в сфере торговли, предусматривающей реализацию товаров поштучно или в небольших количествах за наличный расчет населению для конечного потребления, без права использования его в коммерческих целях;
комиссионная торговля - вид розничной торговой деятельности, предполагающий продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации по договорам комиссии;
торговый объект - помещение или сооружение, предназначенное (приспособленное) для реализации товаров и услуг, независимо от формы собственности, объема продаж, размера сооружения и т.д.
К торговым объектам розничной торговли относятся: рынок (базар), гипермаркет, супермаркет, торговый центр, торговый комплекс, универсам, универмаг, минимаркет, гастроном, специализированные магазины, палатки, лотки, автомагазины, павильоны, киоски,ларьки.
Торговые объекты делятся на стационарные и передвижные.
стационарные торговые точки - торговые объекты (магазины, киоски, ларьки, павильоны, аптеки, оптики, автозаправочные станции), дислоцированные на постоянной основе в местах, определенных местными органами государственной власти;
передвижные торговые объекты - торговые объекты (лотки, прилавки, палатки, автомагазины и т.п.), дислоцированные на временной основе и носящие сезонный или целевой характер, а также требующие после завершения рабочего дня демонтажа и переноса объекта;
торговый зал - площадь торгового объекта, предназначенная для публичной оферты товаров и/или реализации договора розничной купли-продажи товаров;
продавец - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (физическое лицо), осуществляющее торговую деятельность и выступающее как одна из сторон договора купли-продажи;
продавец-работник - это лицо, выступающее от имени продавца и осуществляющее непосредственную продажу товара или оказание услуг потребителям;
абзац двенадцатый исключен.
сетевой маркетинг - разновидность розничной реализации товаров, основанной на создании сетевой организацией сети сбытовых агентов, распространяющих товары самостоятельно;
сетевая организация - юридическое лицо Республики Узбекистан осуществляющее торговлю на территории Республики Узбекистан самостоятельно либо через сбытовых агентов путем сетевого маркетинга;
сбытовой агент - физическое лицо - индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, непосредственно реализующий товары через стационарные торговые точки, а также работающий с потенциальными покупателями посредством принятия заказов на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице, доход которого зависит только от объема продаж.
(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан от 02.11.2011 г. №294, 01.02.2012 г. №25, 07.03.2012 г. №65)
(см. предыдущую редакцию)
III. Основные требования к продавцам, торговым объектам и товарам
4. Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности.
Кабинетом Министров Республики Узбекистан может определяться перечень основных продовольственных и непродовольственных товаров, наличие которых обязательно в розничной торговой сети, дислокации которых утверждаются хокимиятами районов и городов республики.
4-1. Не допускается выставление на продажу и реализация в розничной торговле готовых импортных потребительских товаров по истечении 12 месяцев с даты оформления таможенной декларации, подтверждающей факт ввоза этих товаров и уплату таможенных платежей, по перечню согласно приложению N 3 к настоящим Правилам.
5. Продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах (далее - стандарты).
6. Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их приемке, хранении, предпродажной подготовке и продаже, надлежащие условия торговли, а также возможность выбора покупателями товаров.
7. Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, разрешенные к применению, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку.
8. Все средства измерений, весоизмерительные приборы должны иметь хорошо видимое поверительное клеймо или свидетельство органов агентства "Узстандарт" о поверке, срок действия которого не истек, быть исправными, чистыми, правильно установленными, применяться по назначению и обеспечивать единство и достоверность измерений и иметь соответствующий паспорт.
Пользоваться неисправными и неразрешенными к применению средствами измерений запрещается.
9. Весы и другие измерительные приборы должны устанавливаться на рабочих местах продавцов-работников таким образом, чтобы покупатели могли видеть весь процесс взвешивания и отпуска товаров. Запрещается устанавливать весы под углом к фасаду прилавка, загромождать их выставкой товаров, занавесками, инвентарем и т.п.
Весы устанавливаются на прочном, устойчивом горизонтальном основании, не подверженном различного рода сотрясениям и вибрации.
В торговых залах должны быть установлены на доступном для покупателя месте контрольные весы и другие измерительные приборы.
10. В торговых залах продовольственных магазинов с количеством рабочих мест 3 и более должны быть установлены контрольные весы. В торговых залах с площадью 1500 кв.м и более контрольные весы устанавливаются в двух местах.
11. Установка и монтаж, а также подготовка к работе торговых автоматов, дозаторов, автосатураторов и других приборов для взвешивания, дозирования и продажи товаров должны производиться в соответствии с требованиями заводской документации на эти изделия, которая входит в комплект поставки. При этом особое внимание необходимо уделять соблюдению правил техники безопасности.
12. Соответствующие извлечения из настоящих Правил в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.
В местах реализации алкогольной и табачной продукции должна быть размещена предупреждающая надпись о недопущении ее реализации лицам, не достигшим двадцатилетнего возраста, а также о негативном воздействии алкогольной и табачной продукции на здоровье человека.
(В пункт 12 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29.05.2012 г. №148)
(см. предыдущую редакцию)
13. В удобных для ознакомления покупателя местах должна быть размещена информация:
продавца - юридического лица - о фирменном наименовании своего предприятия, месте его нахождения (почтового адреса и режима работы);
продавца - индивидуального предпринимателя - о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.
14. Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя предусмотренную законодательством необходимую и достоверную информацию о товарах:
- наименование товара;
- штриховой код товара (при наличии);
- правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
- гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
- срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя, или становятся непригодными для использования по назначению;
- цену и условия приобретения товара;
- обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;
- сведения об основных потребительских свойствах товара (если они не указаны на упаковке);
- сертификат соответствия на товары, подлежащие обязательной сертификации.
Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.
По требованию покупателя продавец обязан предоставить:
- информацию о фирменном наименовании и местонахождении (юридический адрес) изготовителя товара, местонахождении организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
- копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат (при реализации продукции, подлежащей обязательной сертификации);
- товарно-сопроводительные документы, оформленные надлежащим образом изготовителем или поставщиком (продавцом).
15. Продажа диких животных, частей их туш, продуктов жизнедеятельности, их производных, дикорастущих растений, а также товаров, изготовленных из объектов животного и растительного мира (меховые, кожаные, швейные галантерейные, декоративные, сувенирные изделия, обувь, пищевые продукты, лекарственно-техническое сырье) осуществляется при наличии соответствующих документов, подтверждающих законность добычи (заготовки) в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, а по объектам, не свойственным фауне и флоре Республики Узбекистан и товарам из них, - требуется еще и наличие разрешения на ввоз, выданного уполномоченным органом Республики Узбекистан.
16. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на государственном языке, а также может быть продублирована на других языках.
17. Потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому, в кредит, раскрой тканей, комплектование подарочных и комплектных наборов и другие формы).
18. При продаже товара покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца-работника ознакомиться с необходимыми товарами, проверить правильность веса, меры отпущенного ему товара.
Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит требованиям настоящих Правил.
Продавец обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае, когда проведение проверок предусмотрено обязательными требованиями государственных стандартов или условиями договора.
19. Цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора устанавливаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда законами или иными нормативными правовыми актами предусмотрено иное.
Недействующая редакция, не действует с 16 сентября 2013 года