Дата обновления БД:
25.04.2025
Добавлено/обновлено документов:
401 / 957
Всего документов в БД:
321274
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 26 марта 2009 года №506
О нормативных правовых актах
(по состоянию на 11 марта 2010 года)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон регулирует отношения в сфере правотворческой деятельности и определяет ее основные принципы, понятия и виды нормативных правовых актов, их соотношение между собой, общий порядок их разработки, принятия, опубликования, действия, толкования и систематизации, а также способы разрешения юридических коллизий.
2. Особенности разработки, утверждения, принятия, регистрации, введения в действие, опубликования, изменения, дополнения, прекращения или приостановления действия отдельных видов нормативных правовых актов определяются также Конституцией Республики Таджикистан, другими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность государственных органов (их должностных лиц) в сфере правотворческой деятельности.
3. Настоящий Закон не регулирует отношения, связанные с:
- порядком принятия, изменения, дополнения и прекращения действия Конституции Республики Таджикистан;
- порядком принятия, исполнения, признания недействительными, прекращения, денонсации и приостановления действия международных правовых актов, признанных Таджикистаном;
- другими нормативными правовыми актами, не предусмотренными настоящим Законом.
Статья 2. Основные понятия
Основные понятия, применяемые в настоящем Законе:
- нормативный правовой акт - официальный документ установленного образца, принимаемый путем всенародного референдума или государственным органом, или органом самоуправления поселка и села, или государственным уполномоченным должностным лицом, содержащий указания общеобязательного характера и устанавливающий, изменяющий, либо отменяющий правовые нормы;
- общеобязательность нормативного правового акта - обязательное исполнение всеми органами государственной власти, должностными лицами, физическими и юридическими лицами нормативного правового акта, принятого и введенного в действие в установленном порядке;
- законодательство - нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в целом, либо в определенной области;
- законодательные акты - Конституция Республики Таджикистан, законы Республики Таджикистан, принятые путем всенародного референдума, конституционные законы, кодексы, законы Республики Таджикистан;
- подзаконные акты - нормативные правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законов;
- законодательная инициатива - официальное внесение на рассмотрение законодательного органа проекта закона Республики Таджикистан или законодательных предложений органом, либо должностными лицами, определенными Конституцией Республики Таджикистан;
- правотворческая деятельность - деятельность субъекта правотворчества по разработке, принятию, опубликованию и прекращению действия нормативных правовых актов;
- субъекты правотворчества - народ Республики Таджикистан, государственный орган, должностные лица, в соответствии с нормативными правовыми актами обладающие правом осуществлять правотворческую деятельность;
- правотворческая техника - система правил разработки, принятия, внесения изменений и дополнений, толкования, опубликования, систематизации, введения в действие, приостановления и прекращения действия нормативных правовых актов;
- коллизия нормативных правовых актов - противоречие (несоответствие) норм нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения;
- пробелы в законодательстве - отсутствие правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, необходимость регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права;
- систематизация нормативных правовых актов - деятельность по упорядочению нормативных правовых актов и приведению их в единую внутренне согласованную систему;
- юридическая сила нормативного правового акта - характеристика введенного в действие нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным правоотношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам;
- аналогия закона - применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения;
- аналогия права - применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих общественные отношения и отношения, сходные с ними, общих начал, содержания закона, добросовестного, мудрого и справедливого требования.
Статья 3. Основные принципы правотворческой деятельности
Правотворческая деятельность осуществляется на основе соответствия принципам Конституции Республики Таджикистан, законности, приоритета норм международных правовых актов, признанных Таджикистаном по отношению к законам и подзаконным актам, преимущественного обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной справедливости, гласности, научности, профессионализма и учета общественного мнения.
Статья 4. Гласность в правотворческой деятельности
1. Гласность в правотворческой деятельности обеспечивается:
- предоставлением информации заинтересованным физическим и юридическим лицам о правотворческой деятельности;
- опубликованием принятого нормативного правового акта в официальных изданиях, других средствах массовой информации или доведением его до всеобщего сведения иными способами, в том числе электронными средствами;
- предоставлением доступа любым заинтересованным лицам для ознакомления с содержанием принятого нормативного правового акта.
2. Проект нормативного правового акта может быть опубликован для общественного обсуждения в средствах массовой информации, в том числе посредством размещения на официальном сайте уполномоченного субъекта правотворчества. Любое заинтересованное лицо вправе ознакомиться с содержанием такого проекта. Поступившие предложения и замечания подлежат рассмотрению уполномоченным субъектом правотворчества при доработке проекта.
3. Положения части 1 и 2 настоящей статьи не распространяются к нормативному правовому акту или к проекту нормативного правового акта, которые содержат государственные тайну или иную охраняемую законом тайну.
Статья 5. Субъекты правотворчества и их полномочия
1. К субъектам правотворчества относятся: народ Республики Таджикистан, совместные заседания Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Президент Республики Таджикистан, Правительство Республики Таджикистан, министерства, государственные комитеты и иные государственные органы, Маджлисы народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областей и города Душанбе, председатели Горно-Бадахшанской автономной области, областей и города Душанбе, Маджлисы народных депутатов городов и районов, председатели городов и районов, органы самоуправления поселков и сел.
2. Полномочия субъектов правотворчества определяются Конституцией Республики Таджикистан, законодательными актами Республики Таджикистан, совместными постановлениями Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, постановлениями Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан, постановлениями Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, указами Президента Республики Таджикистан и постановлениями Правительства Республики Таджикистан.
3. Несколько субъектов правотворчества могут разрабатывать, принимать и издавать совместный нормативный правовой акт, если это предусмотрено нормативными правовыми актами. Изменение, приостановление и прекращение действия нормативных правовых актов, изданных совместно, осуществляются совместно принявшими их правотворческими органами, если иное не предусмотрено законом.
Недействующая редакция.