Недействующая редакция. Принята: 08.11.2018 / Вступила в силу: 07.01.2019

Недействующая редакция, не действует с 25 августа 2025 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА

от 14 июля 2017 года №147

О режиме обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств, принадлежащих Национальной армии и иностранным военным силам, законно находящимся на территории Республики Молдова

(В редакции Закона Республики Молдова от 08.11.2018 г. №232)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I. Общие положения

Ст.1. - Настоящий закон регулирует владение, ношение, использование и применение обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств, входящих в оснащение Национальной армии, операции, осуществляемые с их помощью, применение физической силы, а также правовой режим перевозки, владения, ношения, использования и применения обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств служащими иностранных военных сил, законно находящихся на территории Республики Молдова.

Ст.2. - (1) Национальной армии разрешено владеть обычным вооружением и боеприпасами, специальными средствами и военными устройствами для ее оснащения согласно организационно-штатной структуре, основным программам снабжения и возложенным на нее в соответствии с законом обязанностям.

(2) Обычное вооружение и боеприпасы, специальные средства и военные устройства, предусмотренные частью (1), предназначены для обучения, выполнения боевых задач, а также других специфических заданий согласно действующему законодательству, и имеют специфические тактико-технические характеристики, позволяющие выполнять поставленные задачи в соответствии с нормами международного права и действующего законодательства.

(3) Перечень обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств утверждается Министерством обороны, а правила их применения утверждаются Президентом Республики Молдова.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 08.11.2018 г. №232)
(см. предыдущую редакцию)

Ст.3. - Субъектами настоящего закона являются:

а) граждане Республики Молдова, проходящие военную службу в Национальной армии;

b) служащие иностранных военных сил, законно находящихся на территории Республики Молдова, подпадающих под действие Закона о статусе иностранной военной силы в Республике Молдова №448/2003.

Ст.4. – В целях настоящего закона следующие понятия означают:

враждебное действие – любое действие или использование и применение силы военной/военизированной иностранной силой или террористическим формированием, направленное против Республики Молдова, ее Вооруженных сил или других лиц, либо против обозначенного имущества, или противодействие либо препятствование выполнению боевых задач Вооруженными силами Республики Молдова. Враждебным также признается действие, посредством которого отдельные лица, группы лиц или сформированные подразделения непосредственно способствуют или напрямую совершают деяния с намерением причинить серьезный ущерб, либо действие, представляющее собой реальную угрозу для жизни персонала или имущества Национальной армии;

применение оружия – произведение стрельбы из обычного оружия в целях выполнения определенного задания;

обычное вооружение (обычное оружие) – изготовленный или приспособленный предмет или устройство, из которого могут быть выпущены свинец, пуля или иной снаряд либо поражающее вещество в газовом, жидком или ином состоянии с помощью взрывного, газового или атмосферного давления либо посредством других источников создания давления;

холодное оружие – предмет или устройство, которое может представлять угрозу для здоровья или физической целостности людей путем нанесения удара, пореза, укола, а именно: штык, сабля, шпага, рапира, нож, арбалет и лук;

инструкция – общие и специальные обязанности персонала, находящегося на задании;

разборка – действия по разложению, демонтажу, делению, растворению, распаду, разделению, дроблению, разбору на несколько частей, распаду после деления, производимые с обычным вооружением и боеприпасами, специальными средствами и военными устройствами;

военные устройства – набор компонентов, которые, действуя совместно, выполняют функцию в технической системе путем приведения в действие механизма открывания или перкуссии, вызывая выброс одного или нескольких снарядов, взрывчатых веществ, горючих или осветительных смесей, зажигательных смесей или распространение поражающих, раздражающих или нейтрализующих газов;

сила - конкретные действия административного принуждения репрессивного характера (с целью прекращения деяния), которые с точки зрения способа их выполнения являются средством насильственного воздействия на человека, совершившего или совершающего наносящее вред деяние, на животное или транспортное средство с соблюдением условий и ограничений закона;

физическая сила – мера принуждения, осуществленная исключительно напряжением мышц, физической силой человека, в том числе специальными приемами борьбы;

смертельная сила – сила, использование или применение которой может повлечь смерть или причинить серьезные травмы, могущие впоследствии привести к смерти человека;

минимальная сила – сила, строго необходимая по степени ее применения, интенсивности и длительности для выполнения задания. Минимальная сила может включать смертельную силу;

враждебное намерение – непосредственная угроза использования и применения силы со стороны иностранной военной/военизированной силы, террористического формирования, лица или группы лиц против Республики Молдова, ее Вооруженных сил или других лиц либо обозначенного имущества, а также против служащих иностранных военных сил, законно находящихся на территории Республики Молдова. Определение враждебного намерения осуществляется командирами (начальниками) любого звена, сил, участвующих в операциях за пределами территории Республики Молдова, на основе оценки известных фактов и обстоятельств, а также имеющейся в распоряжении информации. В случае индивидуального выполнения заданий определение враждебного намерения осуществляется исполнителем задания на основании тех же элементов;

управление запасами обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств – процедуры и мероприятия, относящиеся к операциям с обычным вооружением и боеприпасами, специальными средствами и военными устройствами, а также связанные с их учетом, инвентаризацией, безопасностью, физической целостностью и охраной;

специальные средства – предметы, боеприпасы, приспособления, химические вещества, слезоточивые и окрашивающие вещества, светозвуковые устройства психологического воздействия, средства принудительной остановки транспорта, транспортные средства, боевое оборудование и боевая техника, дрессированные животные, используемые для пассивной или активной обороны без летального эффекта, предназначенные для преодоления оказанного сопротивления, обездвиживания и дезориентации человека или разрушения преград;

обычные боеприпасы – составная часть вооружения, непосредственно предназначенная для уничтожения живой силы и техники, разрушения объектов (фортификационных сооружений) и выполнения специальных заданий (освещение, задымление, распространение агитационной литературы);

военный объект – недвижимость, оборудование, сооружения, такие как казармы, лагеря или районы расположения одной или нескольких воинских частей, склады, железнодорожные станции, порты, аэропорты, аэродромы, полигоны, суда, лодки, воздушные суда, военный транспорт, которые находятся в управлении Национальной армии или которые вверены ей для охраны и обороны. В случае проведения международных операций, предусмотренных законодательством Республики Молдова, военным объектом являются комбатанты или любое имущество, которое по своей природе, местоположению, назначению или использованию вносит эффективный вклад в военные действия и частичное или полное уничтожение, захват или нейтрализация которого в существующих конкретных условиях приносят неоспоримое военное преимущество;

операции с обычным вооружением и боеприпасами, специальными средствами и военными устройствами – закупка, перевозка, вывоз, складирование, хранение, экспериментирование, обработка, изменение, комплектование, ремонт, модернизация, трансформация, разборка, утилизация, оценка, передача права пользования, реализация, периодический технический осмотр, испытание, проверка, дезактивация, списание и уничтожение обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств;

обозначенные лица – лица, установленные инструкцией или приказом на выполнение задания, для защиты которых разрешено использование и применение силы, в том числе смертельной силы;

обозначенное имущество – имущество, для защиты которого используется и применяется сила. Смертельная сила используется и применяется только в обстоятельствах, установленных в инструкции или в приказе на выполнение задания;

правила участия – согласованные инструкции, принимаемые в соответствии с международной миссией или операцией, устанавливающие полномочия военнослужащих Национальной армии в отношении времени и порядка применения силы при осуществлении международной миссии или операции. Данные инструкции являются основным средством сообщения вооруженным силам правовых, политических и военных рекомендаций со стороны командования;

правила использования и применения силы – правила для Национальной армии в целом и для каждого военнослужащего в частности, которые определяют обстоятельства, условия, уровень и способ возможного использования и применения обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств при выполнении заданий во время участия в операциях;

утилизация – целесообразное использование составных частей обычного вооружения и боеприпасов, полученных в результате разборки;

военные ограниченные зоны – зоны на земле, в воздушном пространстве или на воде, находящиеся под контролем Национальной aрмии, доступ и передвижение в которые не принадлежащих ей персонала и техники ограничены правилами, установленными Министерством обороны, после проведения консультаций, при необходимости, с центральными или местными органами власти.

Глава II. Владение обычным вооружением и боеприпасами, специальными средствами и военными устройствами и их ношение военнослужащими Национальной армии. Операции с обычным вооружением и боеприпасами, специальными средствами и военными устройствами

Ст.5. - Военнослужащим Национальной армии разрешено владение, ношение, применение обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств, которыми их оснащают воинские части, в состав которых они входят, с целью обучения, выполнения боевых заданий, а также других специальных заданий согласно действующему законодательству.

Ст.6. - (1) Министерство обороны посредством специализированных структур выполняет операции с обычным вооружением и боеприпасами, специальными средствами и военными устройствами.

(2) Процедуры проведения операций, предусмотренных частью (1), за исключением процедур проведения операций по закупке, передаче права пользования и реализации обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств, устанавливаются приказом министра обороны.

(3) Процедуры проведения операций по закупке, передаче права пользования и реализации обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

Ст.7. - Операции по испытанию, обработке, изменению, комплектованию, ремонту, модернизации, трансформации, разборке, утилизации, дезактивации, списанию и уничтожению обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств организуются Министерством обороны в предназначенных для этих целей зонах.

Ст.8. - Специальные нормы по управлению запасами обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств регулируются приказом министра обороны.

Глава III. Использование и применение в мирное время физической силы, обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств

Часть 1. Использование и применение для обучения обычного вооружения и боеприпасов, военных устройств

Ст.9. - (1) Использование и применение для обучения военнослужащими Национальной армии обычного вооружения и военных устройств с боевыми зарядами разрешается только на военно-учебных базах, в учебных центрах, на полигонах и в тирах для стрельбы, специально предназначенных и оборудованных для соответствующей категории вооружения, прошедших процедуру подтверждения соответствия и авторизованных Министерством обороны.

(2) Использование и применение для обучения военно-служащими Национальной армии обычного вооружения и военных устройств с небоевыми зарядами разрешается только на военно-учебных базах, в учебных центрах, на полигонах и в тирах для стрельбы, специально предназначенных и оборудованных для соответствующей категории вооружения, или в военных ограниченных зонах, установленных с согласия публичных учреждений, органов местного публичного управления или частных владельцев.

Ст.10. - (1) Военно-учебные базы, учебные центры, полигоны и тиры для стрельбы, как правило, размещаются на земельных участках, находящихся в ведении Министерства обороны. С согласия публичных учреждений, органов местного публичного управления или частных собственников могут быть оборудованы временные полигоны для стрельбы на находящихся в их ведении или принадлежащих им земельных участках.

(2) Во избежание несчастных случаев в непосредственной близости от военно-учебной базы, учебного центра, полигона и тира для стрельбы устанавливаются военные ограниченные зоны.

(3) Классификация, оборудование, организация, в том числе обязательные меры безопасности в отношении третьих лиц, подтверждение соответствия и авторизация военно-учебных баз, учебных центров, полигонов и тиров для стрельбы, а также требования к их персоналу регулируются приказом министра обороны.

Ст.11. - Кадры военного резерва и другие категории персонала учреждений системы обороны, общественного порядка и национальной безопасности могут использовать для обучения военно-учебные базы, учебные центры, полигоны и тиры для стрельбы, находящиеся в ведении Министерства обороны, в соответствии с приказом министра обороны или с его одобрения, по обстоятельствам.

Часть 2. Охрана военных объектов и защита обозначенных лиц

Ст.12. - (1) Охрана военных объектов и защита обозначенных лиц организуются и осуществляются личным составом или иными предусмотренными законом способами в зависимости от требуемого уровня безопасности и особенностей объектов.

(2) Порядок охраны военных объектов и защиты обозначенных лиц, обязанности и обязательства персонала, выполняющего специфические виды деятельности, в том числе обязательные меры безопасности в отношении третьих лиц, а также составляемая командирами (начальниками) военных объектов документация устанавливаются приказом министра обороны.

(3) Приказ министра обороны, предусмотренный частью (2), публикуется в Официальном мониторе Республики Молдова, за исключением информации ограниченного доступа.

Ст.13. - (1) Министерство обороны посредством специализированных структур обеспечивает защиту обозначенных лиц на территории Республики Молдова и за ее пределами силами своего персонала или в сотрудничестве с компетентными органами учреждений системы обороны, общественного порядка и национальной безопасности.

(2) По запросу иностранных военных сил, законно находящихся на территории Республики Молдова, Министерство обороны силами своего специализированного персонала или в сотрудничестве с компетентными органами учреждений системы обороны, общественного порядка и национальной безопасности обеспечивает их охрану и защиту, а также охрану объектов, предоставленных в распоряжение иностранных военных сил на период их временного пребывания на территории Республики Молдова или транзита через ее территорию, связанных с участием в совместных действиях, в соответствии с Законом о статусе иностранной военной силы в Республике Молдова №448/2003.

Ст.14. - В обоснованных случаях для охраны военных объектов и защиты обозначенных лиц Министерство обороны устанавливает военные ограниченные зоны.

Часть 3. Особенности и основания применения физической силы и специальных средств

Ст.15. - (1) Физическая сила может применяться в любой ситуации, в которой закон разрешает применение специальных средств или обычного вооружения. Физическая сила, включая специальные приемы борьбы, применяется для обеспечения обездвиживания буйных или агрессивных лиц либо для нейтрализации незаконных действий. Ее применение прекращается сразу же по достижении заданной цели.

(2) В случаях, предусмотренных частью (1), военнослужащим Национальной армии разрешено задерживать, удостоверять личность и незамедлительно, в течение не более 4 часов, передавать правоохранительным органам лиц, обездвиженных в результате применения физической силы.

Ст.16. - Запрещается применение физической силы в отношении несовершеннолетних, если их возраст очевиден или известен, женщин, лиц престарелого возраста и лиц с явными признаками ограниченных возможностей, кроме случаев совершения ими одиночного или группового нападения на субъектов настоящего закона или других лиц, если иными способами и ненасильственными средствами пресечь такие действия невозможно.

Ст.17. – (1) Военнослужащие Национальной армии применяют табельные специальные средства только для выполнения порученных заданий в следующих случаях:

a) для пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка, когда они происходят в непосредственной близости от военных объектов или на территории воинских частей, военных ограниченных зон, участники которых производят действия, препятствующие выполнению воинскими частями и персоналом Национальной армии своих законных заданий и поручений, или совершают акты, которые могут повлечь причинение значительного ущерба военному имуществу Национальной армии, либо когда против субъектов закона совершаются акты насилия, ставящие под непосредственную угрозу их жизнь и здоровье;

b) для принудительной остановки транспортных средств в ситуации, предусмотренной частью (3) статьи 21;

c) в любой ситуации, в которой настоящим законом разрешено применение обычного вооружения.

Ст.18. – (1) В случаях, предусмотренных пунктом а) статьи 17, специальные средства применяются только после выдвижения повторного требования к участникам разойтись.

(2) Предупреждение состоит в оповещении путем применения звуковых и/или световых сигналов, а требование – в оповещении лиц, находящихся в ситуациях, предусмотренных пунктом а) статьи 17, при помощи средств усиления звука о необходимости разойтись и соблюдать закон.

(3) Если после предупреждения участники не разошлись, они оповещаются при помощи средств усиления звука в первый раз следующим образом: "Внимание, пожалуйста, покиньте..., будет применена сила!", сопровождая требование при необходимости звуковыми и/или световыми сигналами.

(4) Если по истечении времени, предоставленного для рассредоточе­ния, устанавливается, что первое требование не дало никаких результатов, выдвигается последнее требование: "Покиньте..., будет применена сила!", сопровождаемое при необходимости звуковыми и/или световыми сигналами.

(5) Для восприятия выдвинутых требований всеми участниками перед применением специальных средств производится световой сигнал произведением выстрела вверх сигнальными патронами красного цвета, после чего состав военного объекта сразу же применяет активные и вспомогательные специальные средства для рассредоточения толпы и задержания участников.

(6) Нет необходимости в выдвижении требований, если субъекты закона подвергаются актам насилия, непосредственно угрожающим их жизни и здоровью.

(7) Применение специальных средств, как правило, документируется видеосъемкой, осуществляемой органом, наделенным правом их применять.

Ст.19. – (1) Военнослужащие Национальной армии применяют табельные специальные средства в случаях, указанных в статье 17, когда применение физической силы невозможно.

(2) Военнослужащие Национальной армии применяют специальные средства постепенно, в соответствии с принципом пропорциональности, только после оценки обстановки, из которой вытекает крайняя необходимость применения специальных средств, и после предупреждения лиц, в отношении которых они могут применяться, в соответствии с положениями статьи 18. Применение специальных средств для обездвиживания буйных или агрессивных лиц либо для нейтрализации незаконных действий не должно превышать реальных потребностей и должно прекращаться сразу же по достижении заданной цели.

(3) В случаях, предусмотренных статьей 17, военнослужащим Национальной армии разрешено задерживать, удостоверять личность и незамедлительно, в течение не более 4 часов, передавать правоохранительным органам лиц, обездвиженных в результате применения специальных средств.

Ст.20. - (1) Запрещается:

а) применение специальных средств в отношении несовершеннолетних, если их возраст очевиден или известен, женщин, лиц престарелого возраста и лиц с явными признаками ограниченных возможностей, кроме случаев совершения ими одиночного или группового нападения на субъектов настоящего закона или на других лиц, оказания ими сопротивления, угрожающего жизни и здоровью людей, если иными способами и средствами пресечь такие действия невозможно;

b) применение специальных средств в зданиях и помещениях, в которых производятся или хранятся легковоспламеняющиеся, токсичные или взрывчатые вещества либо вещества, которые, войдя в контакт с компонентами специальных средств, создают повышенную опасность для жизни и здоровья людей;

c) применение против людей взрывных устройств, предназначенных для открытия помещений, взлома дверей или стен;

d) применение водометов при температуре ниже нуля градусов;

е) применение устройств принудительного торможения автотранспорта для принудительной остановки общественного транспорта во время перевозки пассажиров на мостах, железнодорожных переездах, эстакадах, в туннелях и на крутых склонах дороги;

f) применение патронов с резиновыми или пластиковыми пулями, раздражающих или слезоточивых средств с нарушением предписанных для них ограничений и без учета их технических характеристик.

(2) В случаях, предусмотренных пунктом а) части (1), исключение составляют средства защиты военнослужащих Национальной армии, средства усиления голоса и наручники.

Часть 4. Особенности и основания применения обычного вооружения и боеприпасов

Ст.21. - (1) Военнослужащие Национальной армии применяют табельное обычное оружие только для выполнения порученных им заданий в следующих случаях:

a) для самообороны, обороны субъектов закона и гражданских лиц от нападений, представляющих неминуемую опасность для их жизни или здоровья, в случае, если другими способами обеспечить их защиту невозможно;

b) для отражения группового или вооруженного нападения на обозначенных лиц, на государственные и военные объекты, находящиеся под охраной, на места дислокации воинских частей и подразделений (здания, помещения и другие объекты), а также на автоколонны, отдельные транспортные средства и караулы в случае, если другими способами обеспечить их защиту невозможно;

c) против лиц, пытающихся незаконно проникнуть на военные объекты или военные ограниченные зоны, граница которых была доведена до сведения общественности;

d) против лиц, которые предпринимают попытку незаконно покинуть военные объекты или военные ограниченные зоны, граница которых была доведена до сведения общественности;

e) для задержания лиц, которые, совершив деяния, предусмотренные уголовным законом, оказывают вооруженное сопротивление, пытаются совершить побег и которые оказывают сопротивление или пытаются оказать сопротивление с использованием оружия или других предметов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, а также для задержания вооруженных лиц, которые отказываются выполнять законные требования о сдаче оружия, при невозможности сломить их сопротивление или осуществить задержание другими способами и средствами;

f) при покушении на личную безопасность или для пресечения насильственного захвата вооружения и военной техники, средств специальной связи, средств пассивной или активной защиты, материальных носителей информации, отнесенной к государственной тайне, любого другого имущества, имеющего значение для обеспечения национальной безопасности и сохранения государственной тайны, а также для возвращения захваченного в случае, когда их оборона или возвращение другими способами невозможны;

g) при внезапном нападении, в состоянии законной обороны или в состоянии крайней необходимости;

h) для освобождения заложников, похищенных или незаконно содержащихся лиц, обезвреживания лиц, совершающих террористический акт;

i) для предотвращения побега из-под стражи или побега лиц, находящихся на законных основаниях в заключении или задержанных;

j) для предотвращения побега из-под стражи или побега лиц, находящихся на законных основаниях в заключении или задержанных, совершающих эти действия с использованием оружия или транспортных средств, а также в случае совершения ими побега из транспортных средств во время их перемещения;

k) в случае нападения с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов или речных судов;

l) против беспилотных летательных аппаратов, осуществляющих полеты над военными объектами и военными ограниченными зонами;

m) для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью субъектов закона или других лиц;

n) при выполнении контртеррористической операции на основании указа Президента Республики Молдова или постановления Парламента.

(2) Командир (начальник) вправе применить оружие лично или приказать его применить для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного, когда его действия явно направлены на измену Родине или на срыв выполнения задания в боевых условиях.

(3) Если в предусмотренных частями (1) и (2) случаях лица, в отношении которых может быть применено оружие, используют транспортные средства, военнослужащие Национальной армии могут применять табельное оружие и против этих транспортных средств.

(4) Для освобождения заложников и обезвреживания лиц, совершающих террористический акт, военнослужащие Национальной армии вправе применять холодное оружие, кроме оружия, вызывающего чрезмерно серьезные последствия или служащего источником неоправданного риска.

(5) Для уничтожения оставшихся после вооруженных конфликтов взрывоопасных предметов, обнаруженных на территории Республики Молдова, военнослужащим Национальной армии разрешается использовать обычные боеприпасы.

Ст.22. - (1) Обычное оружие применяется только после выдвижения законного требования. Первоначально следует требование: "Стой!" с последующим названием представляемого военнослужащим органа. В случае неповиновения требованию, вновь следует предупреждение: "Стой, стрелять буду!". Если предупрежденное лицо не повинуется и на этот раз, делается предупредительный выстрел вверх. В помещениях предупредительный выстрел не производится.

(2) Если предупрежденное лицо не подчиняется требованию, выдвинутому в соответствии с частью (1), против него может быть применено обычное оружие.

(3) В случаях, указанных в пункте c) части (1) статьи 21, обычное оружие применяется только после трехкратного повторения через интервалы времени, достаточные для пресечения незаконных действий, требования: "Покиньте…, будет применено оружие!".

(4) В случаях, указанных в части (3) статьи 21, предупреждение осуществляется путем выстрела вверх, а затем производится выстрел по обеспечивающим движение частям транспортного средства, с целью его остановки.

(5) Обычное оружие может применяться без предупреждения только в случаях, указанных в пунктах g), h), j), k), l) и m) части (1) статьи 21.

Ст.23. - (1) Военнослужащие Национальной армии могут применять табельное обычное оружие в случаях, предусмотренных в части (1) статьи 21, используя минимальную силу, с соблюдением принципов законности, пропорциональности, постепенности, ограничения использования и невнезапности, как это предусмотрено в инструкции или в приказе на выполнение задания.

(2) Военнослужащие Национальной армии применяют обычное оружие только после оценки обстоятельств, из которых вытекает крайняя необходимость его применения, когда использование только физической силы и/или специальных средств невозможно.

Ст.24. - (1) Применение обычного вооружения в условиях и ситуациях, предусмотренных в настоящей главе, должно осуществляться таким образом, чтобы это привело к обездвиживанию тех лиц, против которых используется обычное оружие, по возможности, производя выстрелы по ногам, во избежание смерти.

(2) Если применение обычного оружия достигло цели, указанной в части (1), стрельба незамедлительно прекращается.

(3) Раненым лицам должна быть оказана первая медицинская помощь, сразу как позволит обстановка.

(4) В случаях, предусмотренных частью (1) статьи 21, военнослужащим Национальной армии разрешено задерживать, удостоверять личность и незамедлительно, в течение не более 4 часов, передавать правоохранительным органам лиц, обездвиженных в результате выполнения требований или применения обычного оружия.

Ст.25. - Запрещается применение обычного вооружения:

а) в отношении несовершеннолетних в случае, если их возраст очевиден или известен, женщин, лиц престарелого возраста и лиц с явными признаками ограниченных возможностей, кроме случаев совершения ими группового или вооруженного нападения на субъектов настоящего закона или других лиц, оказания ими сопротивления, угрожающего жизни и здоровью людей, если иными способами и средствами пресечь такие действия невозможно;

b) в случаях, когда это может поставить под угрозу жизнь других лиц или будет нарушена территория, воздушное пространство или территориальные воды сопредельного государства.

Ст.26. - Персонал Военно-воздушных сил Национальной армии может применять воздушные и наземные средства противовоздушной обороны против летательных аппаратов в соответствии с условиями, предусмотренными действующим законодательством и международными договорами, стороной которых является Республика Молдова.

Ст.27. - (1) Военнослужащие Национальной армии не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю в связи с применением физической силы, специальных средств и обычного вооружения, если они действовали в строгом соответствии с положениями настоящего закона.

(2) Превышение военнослужащими Национальной армии полномочий по применению физической силы, специальных средств и обычного вооружения влечет за собой, по обстоятельствам, дисциплинарную, гражданскую, правонарушительную или уголовную ответственность.

(3) Командиры (начальники) военнослужащих Национальной армии несут дисциплинарную, гражданскую или уголовную ответственность, по обстоятельствам, если они знали или должны были знать о случаях незаконного применения подчиненными физической силы, специальных средств или обычного вооружения, но не приняли мер по предупреждению, пресечению или огласке таких случаев.

Ст.28. - (1) Военнослужащий, применивший физическую силу, специальные средства или обычное оружие, обязан немедленно доложить об этом случае, соблюдая иерархию.

(2) Если применение физической силы, специальных средств или обычного оружия причинило смерть или телесные повреждения лицу, командир (начальник) военного объекта, на котором произошел инцидент, обязан незамедлительно уведомить об этом органы прокуратуры.

Часть 5. Использование и применение обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств персоналом Министерства обороны, участвующим в международных операциях за пределами территории Республики Молдова

Ст.29. - В рамках международных операций, осуществляемых за пределами территории Республики Молдова, обычное вооружение и боеприпасы, специальные средства и военные устройства используются и применяются в соответствии с действующим законодательством, специальными нормами, предусмотренными международными договорами, стороной которых является Республика Молдова, выданными международными организациями мандатами и разрешенными правилами участия, с соблюдением национальных запретов/ограничений.

Ст.30. - (1) Правила участия в международных операциях, осуществляемых за пределами Республики Молдова, в которых принимают участие военнослужащие Национальной армии, направляются в Министерство обороны командиром или командованием, осуществляющим оперативное командование, либо, по обстоятельствам, оперативный контроль за этими операциями.

(2) Правила участия рассматриваются Министерством обороны с целью установления их полного соответствия действующему законодательству, международным договорам, стороной которых является Республика Молдова, и международным нормам.

(3) В случае если правила участия, переданные командиром или командованием, осуществляющими оперативное командование, либо, по обстоятельствам, оперативный контроль за этими операциями, содержат положения, противоречащие положениям части (2), Министерство обороны вправе ограничить или запретить использование и применение силы со стороны своих военнослужащих, участвующих в операции, сформулировав письменные оговорки эмитенту правил участия.

Ст.31. - Правила участия, полученные в соответствии с частью (1) статьи 30, с соблюдением условий, предусмотренных частью (2) статьи 30, и с национальными поправками и ограничениями, являются обязательными для выполнения военнослужащими Национальной армии, участвующими в международных операциях, без ограничения инициативы неотъемлемого права на законную защиту или самооборону, по обстоятельствам, личности либо части/подразделения.

Ст.32. - После прохождения этапов, предусмотренных статьей 30, в случае, когда Республика Молдова действует как военный орган, осуществляющий оперативный контроль над частями, подразделениями или персоналом иностранных военных сил, правила участия и возможные оговорки передаются иностранным военным властям, в ведении которых находятся силы оперативного подчинения.

Ст.33. - (1) Сила используется и применяется в соответствии с мандатом, выданным международными организациями, в следующих случаях:

a) для самообороны, защиты своих сил, обороны других служащих международного персонала против враждебного действия или враждебного намерения;

b) для оказания сопротивления попыткам своего похищения или захвата либо похищения или захвата других служащих международного персонала;

c) для охраны зон или обозначенного имущества, ключевых сооружений от враждебного действия или враждебного намерения;

d) для защиты любого гражданского лица, нуждающегося в таковой от враждебного действия или враждебного намерения, в случаях, когда местные органы власти не в состоянии обеспечить немедленную помощь;

е) для предотвращения побега любого задержанного лица в ожидании передачи его соответствующим гражданским властям;

f) в отношении лиц или групп лиц, которые ограничивают или намереваются ограничить свободу передвижения;

g) для задержания лиц или групп лиц, которые совершают или намереваются совершить враждебные действия против своих сил или других служащих международного персонала;

h) для задержания лиц или групп лиц, которые совершают или намерены совершить враждебные действия в отношении зон или обозначенного имущества, ключевых сооружений;

i) для выполнения личного обыска, в том числе задержанных лиц, по выявлению оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

j) для разоружения лиц, если такое действие разрешено военными органами международных организаций.

(2) В отступление от положений части 4 обычное вооружение применяется в районе операции согласно установленным правилам участия для операции и в соответствии с предусмотренными в статье 30 уточнениями, изданными Министерством обороны.

Ст.34. - Военнослужащие Национальной армии, участвующие в операциях за пределами территории Республики Молдова, освобождаются от ответственности за применение силы, если они действовали в рамках утвержденного мандата в соответствии с правилами участия.

Глава IV. Использование и применение обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств военнослужащими Национальной армии в период действия чрезвычайного, осадного или военного положения

Ст.35. - В период действия чрезвычайного, осадного или военного положения для осуществления полномочий, предусмотренных указом Президента Республики Молдова о введении или постановлением Парламента об объявлении данных положений, Министерство обороны устанавливает правила использования и применения силы в соответствии с Конституцией Республики Молдова, настоящим законом и законодательством, регулирующим режим таких положений.

Ст.36. - В период осуществления национальных или международных операций на территории Республики Молдова, когда не введено ни одно из предусмотренных в статье 35 положений, Министерство обороны устанавливает правила использования и применения силы в соответствии с законодательством Республики Молдова и, при необходимости, в соответствии с техническими соглашениями, заключенными с другими армиями, на основе международных договоров, стороной которых является Республики Молдова.

Ст.37. - Процедурные аспекты, связанные с применением статей 30–32, 35 и 36, устанавливаются приказом министра обороны.

Глава V. Правовой режим обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств, принадлежащих служащим иностранных военных сил, законно находящихся на территории Республики Молдова

Ст.38. - (1) Служащие иностранных военных сил, законно находящихся на территории Республики Молдова, могут перевозить, владеть, носить, использовать и применять на территории Республика Молдова в соответствии с законом обычное вооружение и боеприпасы, специальные средства и военные устройства, входящие в оснащение их воинских частей.

(2) Служащие иностранных военных сил, законно находящихся на территории Республика Молдова, используют и применяют обычное вооружение и боеприпасы, специальные средства и военные устройства, входящие в оснащение их воинских частей, на основании международных договоров и технических соглашений с соблюдением законодательства Республики Молдова, кроме случаев, когда в направляющем государстве правила в отношении использования и применения оружия носят более ограничительный характер.

Ст.39. - Транзит иностранными военными силами обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств, входящих в оснащение их воинских частей, а также транзит военной техники через территорию Республика Молдова осуществляется в соответствии с международными договорами, стороной которых является Республика Молдова, а также положениями законодательства Республики Молдова.

Глава VI. Заключительные положения

Ст.40. – (1) Правительству в шестимесячный срок:

– представить Парламенту предложения по приведению действующего законодательства в соответствие с настоящим законом;

– привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом.

(2) До приведения действующего законодательства в соответствие с настоящим законом нормативные акты применяются в части, не противоречащей ему.

Председатель Парламента

Андриан Канду

 

Глава I. Общие положения Глава II. Владение обычным вооружением и боеприпасами, специальными средствами и военными устройствами и их ношение военнослужащими Национальной армии. Операции с обычным вооружением и боеприпасами, специальными средствами и военными устройствами Глава III. Использование и применение в мирное время физической силы, обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств Часть 1. Использование и применение для обучения обычного вооружения и боеприпасов, военных устройств Часть 2. Охрана военных объектов и защита обозначенных лиц Часть 3. Особенности и основания применения физической силы и специальных средств Часть 4. Особенности и основания применения обычного вооружения и боеприпасов Часть 5. Использование и применение обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств персоналом Министерства обороны, участвующим в международных операциях за пределами территории Республики Молдова Глава IV. Использование и применение обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств военнослужащими Национальной армии в период действия чрезвычайного, осадного или военного положения Глава V. Правовой режим обычного вооружения и боеприпасов, специальных средств и военных устройств, принадлежащих служащим иностранных военных сил, законно находящихся на территории Республики Молдова Глава VI. Заключительные положения