Дата обновления БД:
26.12.2024
Добавлено/обновлено документов:
358 / 968
Всего документов в БД:
315233
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 19 мая 2020 года №УП-5997
О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики
(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 30.04.2021 г. №УП-6218, 24.07.2021 г. №УП-6269, 20.12.2021 г. №УП-36, 17.03.2022 г. №УП-89, 20.04.2022 г. №УП-113, 24.05.2024 г. №УП-80)
В целях дальнейшего совершенствования деятельности органов и учреждений юстиции по качественной организации единой государственной правовой политики, в том числе нормотворческой деятельности, формированию последовательной и единообразной правоприменительной практики, обеспечению эффективности системы государственного управления, повышению правовой культуры населения, оказанию квалифицированной юридической помощи гражданам, а также в целях широкого внедрения цифровых технологий в сферу:
1. Возложить на Министерство юстиции Республики Узбекистан (далее - Министерство) следующие дополнительные задачи и функции:
совершенствование последовательной правовой политики, направленной на обеспечение верховенства закона и укрепление законности в обществе, а также обеспечение безусловного соблюдения прав и законных интересов граждан;
эффективное налаживание работы по систематизации и кодификации законодательства во всех сферах, пересмотр устаревших актов законодательства, их гармонизация с осуществляемыми в настоящее время реформами;
проведение анализа правовых проблем, встречающихся в повседневной жизни граждан, устранение выявленных недостатков путем обеспечения совершенствования актов законодательства, регулирующих общественные отношения;
внедрение и развитие эффективных гражданско-правовых механизмов защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц;
расширение масштаба доведения до населения, субъектов предпринимательства и иностранных инвесторов сути и значения принятых актов законодательства, повышение эффективности деятельности отраслевых министерств и ведомств в данном направлении;
непрерывное совершенствование сферы административных процедур на основе передового зарубежного опыта и современных тенденций развития;
координация деятельности по оценке регуляторного воздействия системы государственного управления;
обеспечение проведения фундаментальных правовых исследований правовых факторов, препятствующих улучшению позиции Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах;
запуск системы "виртуальная юстиция" путем широкого внедрения цифровых технологий в деятельность органов и учреждений юстиции и цифровизации государственных услуг.
Министерству принять необходимые меры по реализации дополнительных задач и функций, указанных в настоящем пункте.
2. Утвердить:
Концепцию развития органов и учреждений юстиции в 2020 - 2024 годах согласно приложению №1;
"Дорожную карту" по реализации в 2020-2021 годах Концепции развития органов и учреждений юстиции в 2020-2024 годах согласно приложению №2.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 24.05.2024 №УП-80)
(см. предыдущую редакцию)
3. Министерству до конца 2020 года обеспечить достижение, в том числе следующих целевых параметров (индикаторов):
доведение доли проектов законов прямого действия до 20 процентов от общего количества проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых Министерством;
внесение предложения о передаче негосударственному сектору не менее 10 функций министерств и ведомств с проведением функционального анализа системы государственного управления;
изучение деятельности 8 министерств и ведомств, образованных (преобразованных) в 2018-2019 годах, в том числе Министерства строительства, Агентства по развитию рынка капитала, Агентства по развитию государственно-частного партнерства при Министерстве финансов, Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения, Агентства по развитию садоводства и тепличного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства, Агентства по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан;
доведение до 12 процентов доли государственных услуг, оказываемых в электронной форме;
увеличение на 15 единиц количества новых услуг, оказываемых населению Центрами государственных услуг;
доведение до 95 процентов доли государственных нотариальных контор, преобразованных в форму негосударственного нотариата;
обеспечение проведения глубокого анализа норм ответственности и санкций, установленных 29 подзаконными актами, и внесения их в соответствующие законы.
4. Определить Министерство уполномоченным органом по осуществлению мониторинга эффективности и результативности проводимых административных реформ, функционального анализа полной и качественной реализации министерствами и ведомствами полномочий и функций, а также достижению установленных целей в данной сфере.
Внедрить порядок, в соответствии с которым Министерство:
изучает эффективность осуществляемых задач и функций, возложенных на образованные (преобразованные) министерства и ведомства, в том числе входящие в их состав отдельные организации (агентства, инспекции, центры и другие) по истечении не менее 6 месяцев со дня их образования (преобразования);
вправе привлекать к данным изучениям квалифицированных специалистов других министерств и ведомств по вопросам, относящимся к их компетенции;
по итогам изучения подготавливает обоснованные аналитические материалы и предложения и вносит их на рассмотрение в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров;
рассматривает новые инициативы, разработанные министерствами и ведомствами в рамках административных реформ, и выдает по ним обязательные к принятию заключения;
оценивает показатели (индикаторы) эффективности осуществляемых задач и функций министерств и ведомств, в том числе входящих в их состав отдельных организаций (агентств, инспекций, центров и других) и по результатам вносит обобщенный отчет для обсуждения на заседании Президиума Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также предложения по применению соответствующих мер ответственности в отношении должностных лиц государственных органов, не достигших показателей (индикаторов) эффективности.
5. Согласиться с предложениями Комиссии по реализации Концепции совершенствования нормотворческой деятельности, образованной Указом Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года №УП-5505, Кабинета Министров Республики Узбекистан и Министерства о внедрении с 1 июля 2020 года в практику порядка, предусматривающего:
запрет регулирования вопросов, входящих в полномочия органов хозяйственного управления, и корпоративных отношений путем принятия подзаконных актов или через административные методы;
установление правовых норм, предусматривающих ответственность для физических и юридических лиц, исключительно законами;
недопущение включения в ведомственные нормативно-правовые акты правовых норм, устанавливающих дополнительные платежи и сборы для физических и юридических лиц, предусматривающих излишние административные и иные ограничения, приводящие к образованию необоснованных затрат для них, имеющих разрешительный характер;
недопущение включения правовых норм в градостроительные нормы и правила, фитосанитарные требования, санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, экологические нормы и правила, ветеринарные, а также ветеринарно-санитарные правила и нормы;
проведение обязательной правовой экспертизы в Министерстве градостроительных норм и правил, фитосанитарных требований, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, экологических норм и правил, ветеринарных, а также ветеринарно-санитарных правил и норм и постановки на учет и вступления их в силу после получения положительного заключения
.(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 24.05.2024 №УП-80)
(см. предыдущую редакцию)
Программу пересмотра норм подзаконных актов, устанавливающих правовую ответственность и санкцию, согласно приложению №4;
Дополнительные меры по совершенствованию законодательства об административных процедурах согласно приложению №6.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17.03.2022 №УП-89)
(см. предыдущую редакцию)
7. Внедрить с 1 июля 2020 года "пакетный" принцип, предусматривающий введение концептуально новых механизмов при подготовке проектов нормативно-правовых актов, в соответствии с которым:
при разработке нового проекта закона отсылочные нормы, направленные на его реализацию, разрабатываются и вступают в силу одновременно с новым законом или в установленный законом срок;
если положения, устанавливаемые новым проектом закона, требуют внесения соответствующих изменений в ранее принятые законы, то внесение изменений в ранее принятые законы осуществляется одновременно с принятием нового закона;
министерства и ведомства вносят изменения и дополнения в принятые ими ведомственные нормативно-правовые акты по одному и тому же вопросу одним актом;
Министерству предоставляется право вносить соответствующие изменения в акты, имеющиеся в Государственном реестре ведомственных нормативно-правовых актов, при этом они должны быть по одному и тому же вопросу и технического характера.
8. Установить порядок, в соответствии с которым:
в целях систематизации законодательства и сокращения излишнего правового регулирования в период с 1 июля 2020 года по 1 января 2021 года приостанавливается принятие ведомственных нормативно-правовых актов (за исключением принятия ведомственных нормативно-правовых актов о внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу, а также предусматривающих их унификацию);
разработка, согласование, принятие, проведение правовой экспертизы и государственная регистрация проектов ведомственных нормативно-правовых актов осуществляются посредством Единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов с 1 июля 2020 года - в тестовом режиме, с 1 октября 2020 года - полностью.
9. В структуре центрального аппарата Министерства:
а) утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 20.04.2022 №УП-113
(см. предыдущую редакцию)
б) упразднить должность заместителя министра юстиции - ректора Ташкентского государственного юридического университета с сохранением должности ректора Ташкентского государственного юридического университета;
в) ввести должности заместителей министра юстиции Республики Узбекистан;
г) образовать в рамках предельной штатной численности управленческого персонала и фонда оплаты труда:
Управление по развитию гражданско-правовых отношений;
Управление по совершенствованию и ведению мониторинга административных процедур.
10. Одобрить предложение Министерства о создании в качестве эксперимента при отделах юстиции района (города) в городе Намангане и Каршинском районе центров по оказанию юридических услуг государственным органам и организациям (далее - Центры по оказанию юридических услуг) в целях обеспечения оказания качественных юридических услуг государственным органам и организациям.
Установить, что Центры по оказанию юридических услуг:
создаются за счет сокращения действующих штатных единиц юридических служб государственных органов и организаций района (города), финансируемых из бюджета;
осуществляют возложенные законодательством на юридические службы задачи и функции в соответствующей организации.
Министерству, основываясь на результатах эксперимента до 1 января 2021 года внести обоснованные предложения о распространении данной системы на все регионы республики.
11. Образовать Национальный правовой информационный центр "Адолат" (далее - Центр) в форме государственного учреждения на базе Государственного учреждения "Центр правовой информации "Адолат", Государственного унитарного предприятия редакции газеты "Инсон ва конун" и редакции общественно-правового журнала "Хукук ва бурч" при Министерстве путем их объединения.
Определить, что:
Центр является ведущим государственным учреждением республики в сферах подготовки и оперативного доведения до населения и исполнителей правовой информации и материалов о правовой пропаганде, направленных на повышение правосознания и правовой культуры населения в обществе, а также официального опубликования текстов нормативно-правовых актов;
редакция газеты "Инсон ва конун" и редакция общественно-правового журнала "Хукук ва бурч" в структуре Центра осуществляют свою деятельность с сохранением действующих сфер оказания услуг и финансируются за счет собственных средств, а недостающая часть данных средств покрывается за счет внебюджетных средств Министерства.
Государственным заказчикам предоставить право заключать с Центром прямые договора на разработку проектов нормативно-правовых актов.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 24.05.2024 №УП-80)
(см. предыдущую редакцию)
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 16 августа 2024 года