Дата обновления БД:
20.12.2024
Добавлено/обновлено документов:
450 / 1097
Всего документов в БД:
138847
О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 20 октября 2021 года №123
О местной государственной администрации и органах местного самоуправления
(В редакции Законов Кыргызской Республики от 28.11.2022 г. №113, 01.12.2022 г. №114, 16.01.2024 г. №17, 29.07.2024 г. №150, 29.07.2024 г. №154, 30.07.2024 г. №156)
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 6 октября 2021 года
Статья 1. Предмет регулирования
1. Настоящий Закон устанавливает порядок организации деятельности местной государственной администрации и органов местного самоуправления, их задачи, функции и полномочия, а также порядок взаимоотношений между ними.
2. Другие законы, регламентирующие вопросы местной государственной администрации и органов местного самоуправления, применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону.
3. Законами о приграничных, высокогорных, отдаленных территориях могут быть установлены особенности функционирования местной государственной администрации и органов местного самоуправления.
Раздел I Местная государственная администрация
Глава 1. Общие положения и принципы
Статья 2. Местная государственная администрация
1. Местная государственная администрация осуществляет исполнительную власть в районе.
2. Местная государственная администрация - подчиненный Президенту Кыргызской Республики (далее - Президент) и Кабинету Министров Кыргызской Республики (далее - Кабинет Министров) государственный орган исполнительной власти, обеспечивающий на соответствующей территории согласованную деятельность территориальных подразделений государственных органов исполнительной власти, их взаимодействие с органами местного самоуправления и осуществляющий государственный контроль за исполнением делегированных полномочий.
3. Для рассмотрения вопросов исполнительно-распорядительной деятельности в местной государственной администрации создается консультативно-совещательный орган - коллегия. В состав коллегии входят глава местной государственной администрации, его заместители и другие должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, определяемые главой местной государственной администрации.
4. Местная государственная администрация в своей деятельности подотчетна Президенту и Кабинету Министров.
Статья 3. Общие принципы деятельности местной государственной администрации
Местная государственная администрация осуществляют свою деятельность на принципах:
1) законности и социальной справедливости;
2) защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и местных сообществ;
3) сочетания общегосударственных и местных интересов;
4) открытости и гласности в решении вопросов;
5) ответственности за результаты своей деятельности перед государством, органами местного самоуправления и населением;
6) разграничения функций и полномочий местной государственной администрации и органа местного самоуправления.
Статья 4. Взаимоотношения местной государственной администрации с территориальными органами статистики, национальной безопасности, прокуратуры и судами
Взаимоотношения местной государственной администрации с территориальными органами статистики, национальной безопасности, прокуратуры и судами осуществляются в соответствии с законами об этих органах и принимаемыми на их основе решениями Президента и Кабинета Министров.
Статья 5. Взаимоотношения местной государственной администрации с органами местного самоуправления
1. Местная государственная администрация осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления соответствующей территории, создавая условия для реализации гражданами конституционного права на участие в управлении вопросами государственного и местного значения.
2. В случае принятия органами местного самоуправления решений, не соответствующих законам, актам Президента и Кабинета Министров, глава местной государственной администрации вносит в соответствующий орган местного самоуправления, принявший такое решение, представление об устранении допущенных нарушений, которое должно быть рассмотрено в месячный срок с вынесением решения. В случае неудовлетворения представления главы местной государственной администрации глава местной государственной администрации обжалует это решение органа местного самоуправления в суде.
Глава 2. Структура и организационные основы деятельности местной государственной администрации
Статья 6. Структура и штат аппарата местной государственной администрации
1. Типовая структура и предельная штатная численность аппарата местной государственной администрации утверждаются Кабинетом Министров.
2. Местная государственная администрация обладает статусом юридического лица и вправе самостоятельно решать вопросы, отнесенные настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами к ее компетенции.
Статья 7. Компетенция местной государственной администрации
Местная государственная администрация на территории соответствующего района:
1) осуществляет исполнительную власть;
2) обеспечивает исполнение Конституции Кыргызской Республики (далее - Конституция), законов, актов Президента и Кабинета Министров, Председателя Кабинета Министров;
3) при участии исполнительных органов местного самоуправления разрабатывает и вносит на одобрение коллегии программу социально-экономического развития и социальной защиты населения, организует ее исполнение и отчитывается перед Кабинетом Министров;
4) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью;
5) обеспечивает соблюдение прав граждан, в том числе соблюдение прав и законных интересов детей;
6) обеспечивает выполнение бюджетно-финансовой, ценовой, тарифной, инвестиционной, внешнеэкономической, налоговой и таможенной политики;
7) обеспечивает проведение единой антимонопольной и конкурентной политики;
8) обеспечивает проведение государственной политики в социально-экономической сфере, молодежной политики, политики в области культуры, искусства, туризма, спорта, науки, интеллектуальной собственности, образования, здравоохранения, труда, занятости и миграции, межэтнических отношений, защиты детей и гендерного равенства, социального обеспечения, охраны природы, экологической безопасности и природопользования, управления земельными ресурсами, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, государственной и муниципальной службы, развития государственного языка;
9) по вопросам, касающимся ее ведения, обеспечивает выполнение международных договоров, вступивших в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
10) осуществляет меры по обеспечению равных условий развития всех форм собственности и их защите;
11) обеспечивает реализацию национальных и общегосударственных программ;
12) заслушивает отчеты руководителей территориальных подразделений государственных органов исполнительной власти, за исключением органов статистики, национальной безопасности, внутренних дел и местных органов военного управления, а также глав исполнительных органов местного самоуправления в части делегированных им государственных полномочий;
13) образовывает консультативно-совещательные органы;
14) проводит работу по развитию свободных экономических зон;
15) учреждает Почетную грамоту и иные награды местной государственной администрации, определяет основания и порядок награждения ими;
16) обеспечивает взаимодействие с гражданским обществом и средствами массовой информации;
17) привлекает инвестиции и гранты для развития территории, заключает соответствующие договоры в рамках компетенции, установленной законодательством;
18) координирует работу правоохранительных органов;
19) координирует и осуществляет мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и ликвидации их последствий, а также устанавливает карантинные и ограничительные мероприятия в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики в сфере ветеринарии, в случае распространения инфекционных заболеваний животных на территории соответствующей административно-территориальной единицы;
20) осуществляет мероприятия по предупреждению и предотвращению межэтнических конфликтов;
21) оказывает организационное и материально-техническое содействие территориальным избирательным комиссиям в реализации ими своих полномочий в порядке, установленном законодательством;
22) переводит земли из одной категории в другие в соответствии с земельным законодательством;
23) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 29.07.2024 г. №150)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 8. Глава местной государственной администрации
1. Деятельностью местной государственной администрации руководит на принципах единоначалия глава местной государственной администрации (далее - аким).
2. Аким назначается на должность и освобождается от должности Президентом Кыргызской Республики из числа лиц, состоящих в резерве кадров, в порядке, определяемом Президентом Кыргызской Республики.
3. Должность акима является политической должностью. Аким является главным государственным должностным лицом на соответствующей территории.
4. Аким несет персональную ответственность перед Президентом и Кабинетом Министров за социально-экономическое развитие территории.
(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 30.07.2024 г. №156)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 9. Требования и ограничения, предъявляемые к кандидату на должность акима
1. Должность акима могут занимать лица, имеющие высшее образование, стаж работы на государственных и/или муниципальных должностях по совокупности не менее 7 лет, из них на руководящих должностях не менее 5 лет, либо имеющие стаж работы на государственной службе и муниципальной службе не менее 10 лет, либо имеющие опыт руководящей работы не менее 7 лет в сферах, не связанных с осуществлением деятельности на государственной службе или муниципальной службе.
2. Не может быть акимом лицо:
1) не являющееся гражданином Кыргызской Республики;
2) имеющее гражданство другого государства;
3) являющееся уроженцем соответствующего района;
4) не соответствующее требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи;
5) признанное решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным, либо которому решением суда запрещено осуществлять деятельность в качестве государственного служащего или занимать должности государственной службы;
6) имеющее судимость, не погашенную в порядке, установленном законодательством.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 30 августа 2024 года