Недействующая редакция. Принята: 30.07.2024 / Вступила в силу: 12.08.2024

Недействующая редакция, не действует с 30 августа 2024 года

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 20 октября 2021 года №123

О местной государственной администрации и органах местного самоуправления

(В редакции Законов Кыргызской Республики от 28.11.2022 г. №113, 01.12.2022 г. №114, 16.01.2024 г. №17, 29.07.2024 г. №150, 29.07.2024 г. №154, 30.07.2024 г. №156)

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 6 октября 2021 года

Статья 1. Предмет регулирования

1. Настоящий Закон устанавливает порядок организации деятельности местной государственной администрации и органов местного самоуправления, их задачи, функции и полномочия, а также порядок взаимоотношений между ними.

2. Другие законы, регламентирующие вопросы местной государственной администрации и органов местного самоуправления, применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону.

3. Законами о приграничных, высокогорных, отдаленных территориях могут быть установлены особенности функционирования местной государственной администрации и органов местного самоуправления.

Раздел I Местная государственная администрация

Глава 1. Общие положения и принципы

Статья 2. Местная государственная администрация

1. Местная государственная администрация осуществляет исполнительную власть в районе.

2. Местная государственная администрация - подчиненный Президенту Кыргызской Республики (далее - Президент) и Кабинету Министров Кыргызской Республики (далее - Кабинет Министров) государственный орган исполнительной власти, обеспечивающий на соответствующей территории согласованную деятельность территориальных подразделений государственных органов исполнительной власти, их взаимодействие с органами местного самоуправления и осуществляющий государственный контроль за исполнением делегированных полномочий.

3. Для рассмотрения вопросов исполнительно-распорядительной деятельности в местной государственной администрации создается консультативно-совещательный орган - коллегия. В состав коллегии входят глава местной государственной администрации, его заместители и другие должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, определяемые главой местной государственной администрации.

4. Местная государственная администрация в своей деятельности подотчетна Президенту и Кабинету Министров.

Статья 3. Общие принципы деятельности местной государственной администрации

Местная государственная администрация осуществляют свою деятельность на принципах:

1) законности и социальной справедливости;

2) защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и местных сообществ;

3) сочетания общегосударственных и местных интересов;

4) открытости и гласности в решении вопросов;

5) ответственности за результаты своей деятельности перед государством, органами местного самоуправления и населением;

6) разграничения функций и полномочий местной государственной администрации и органа местного самоуправления.

Статья 4. Взаимоотношения местной государственной администрации с территориальными органами статистики, национальной безопасности, прокуратуры и судами

Взаимоотношения местной государственной администрации с территориальными органами статистики, национальной безопасности, прокуратуры и судами осуществляются в соответствии с законами об этих органах и принимаемыми на их основе решениями Президента и Кабинета Министров.

Статья 5. Взаимоотношения местной государственной администрации с органами местного самоуправления

1. Местная государственная администрация осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления соответствующей территории, создавая условия для реализации гражданами конституционного права на участие в управлении вопросами государственного и местного значения.

2. В случае принятия органами местного самоуправления решений, не соответствующих законам, актам Президента и Кабинета Министров, глава местной государственной администрации вносит в соответствующий орган местного самоуправления, принявший такое решение, представление об устранении допущенных нарушений, которое должно быть рассмотрено в месячный срок с вынесением решения. В случае неудовлетворения представления главы местной государственной администрации глава местной государственной администрации обжалует это решение органа местного самоуправления в суде.

Глава 2. Структура и организационные основы деятельности местной государственной администрации

Статья 6. Структура и штат аппарата местной государственной администрации

1. Типовая структура и предельная штатная численность аппарата местной государственной администрации утверждаются Кабинетом Министров.

2. Местная государственная администрация обладает статусом юридического лица и вправе самостоятельно решать вопросы, отнесенные настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами к ее компетенции.

Статья 7. Компетенция местной государственной администрации

Местная государственная администрация на территории соответствующего района:

1) осуществляет исполнительную власть;

2) обеспечивает исполнение Конституции Кыргызской Республики (далее - Конституция), законов, актов Президента и Кабинета Министров, Председателя Кабинета Министров;

3) при участии исполнительных органов местного самоуправления разрабатывает и вносит на одобрение коллегии программу социально-экономического развития и социальной защиты населения, организует ее исполнение и отчитывается перед Кабинетом Министров;

4) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью;

5) обеспечивает соблюдение прав граждан, в том числе соблюдение прав и законных интересов детей;

6) обеспечивает выполнение бюджетно-финансовой, ценовой, тарифной, инвестиционной, внешнеэкономической, налоговой и таможенной политики;

7) обеспечивает проведение единой антимонопольной и конкурентной политики;

8) обеспечивает проведение государственной политики в социально-экономической сфере, молодежной политики, политики в области культуры, искусства, туризма, спорта, науки, интеллектуальной собственности, образования, здравоохранения, труда, занятости и миграции, межэтнических отношений, защиты детей и гендерного равенства, социального обеспечения, охраны природы, экологической безопасности и природопользования, управления земельными ресурсами, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, государственной и муниципальной службы, развития государственного языка;

9) по вопросам, касающимся ее ведения, обеспечивает выполнение международных договоров, вступивших в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

10) осуществляет меры по обеспечению равных условий развития всех форм собственности и их защите;

11) обеспечивает реализацию национальных и общегосударственных программ;

12) заслушивает отчеты руководителей территориальных подразделений государственных органов исполнительной власти, за исключением органов статистики, национальной безопасности, внутренних дел и местных органов военного управления, а также глав исполнительных органов местного самоуправления в части делегированных им государственных полномочий;

13) образовывает консультативно-совещательные органы;

14) проводит работу по развитию свободных экономических зон;

15) учреждает Почетную грамоту и иные награды местной государственной администрации, определяет основания и порядок награждения ими;

16) обеспечивает взаимодействие с гражданским обществом и средствами массовой информации;

17) привлекает инвестиции и гранты для развития территории, заключает соответствующие договоры в рамках компетенции, установленной законодательством;

18) координирует работу правоохранительных органов;

19) координирует и осуществляет мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и ликвидации их последствий, а также устанавливает карантинные и ограничительные мероприятия в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики в сфере ветеринарии, в случае распространения инфекционных заболеваний животных на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

20) осуществляет мероприятия по предупреждению и предотвращению межэтнических конфликтов;

21) оказывает организационное и материально-техническое содействие территориальным избирательным комиссиям в реализации ими своих полномочий в порядке, установленном законодательством;

22) переводит земли из одной категории в другие в соответствии с земельным законодательством;

23) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 29.07.2024 г. №150)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 8. Глава местной государственной администрации

1. Деятельностью местной государственной администрации руководит на принципах единоначалия глава местной государственной администрации (далее - аким).

2. Аким назначается на должность и освобождается от должности Президентом Кыргызской Республики из числа лиц, состоящих в резерве кадров, в порядке, определяемом Президентом Кыргызской Республики.

3. Должность акима является политической должностью. Аким является главным государственным должностным лицом на соответствующей территории.

4. Аким несет персональную ответственность перед Президентом и Кабинетом Министров за социально-экономическое развитие территории.

(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 30.07.2024 г. №156)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 9. Требования и ограничения, предъявляемые к кандидату на должность акима

1. Должность акима могут занимать лица, имеющие высшее образование, стаж работы на государственных и/или муниципальных должностях по совокупности не менее 7 лет, из них на руководящих должностях не менее 5 лет, либо имеющие стаж работы на государственной службе и муниципальной службе не менее 10 лет, либо имеющие опыт руководящей работы не менее 7 лет в сферах, не связанных с осуществлением деятельности на государственной службе или муниципальной службе.

2. Не может быть акимом лицо:

1) не являющееся гражданином Кыргызской Республики;

2) имеющее гражданство другого государства;

3) являющееся уроженцем соответствующего района;

4) не соответствующее требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи;

5) признанное решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным, либо которому решением суда запрещено осуществлять деятельность в качестве государственного служащего или занимать должности государственной службы;

6) имеющее судимость, не погашенную в порядке, установленном законодательством.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Статья 1. Предмет регулирования Раздел I Местная государственная администрация Глава 1. Общие положения и принципы Статья 2. Местная государственная администрация Статья 3. Общие принципы деятельности местной государственной администрации Статья 4. Взаимоотношения местной государственной администрации с территориальными органами статистики, национальной безопасности, прокуратуры и судами Статья 5. Взаимоотношения местной государственной администрации с органами местного самоуправления Глава 2. Структура и организационные основы деятельности местной государственной администрации Статья 6. Структура и штат аппарата местной государственной администрации Статья 7. Компетенция местной государственной администрации Статья 8. Глава местной государственной администрации Статья 9. Требования и ограничения, предъявляемые к кандидату на должность акима Статья 10. Порядок досрочного прекращения полномочий акима Статья 11. Полномочия акима Статья 12. Первый заместитель (заместитель) акима Статья 13. Руководитель аппарата местной государственной администрации Глава 3. Правовые гарантии деятельности и ответственность местной государственной администрации Статья 14. Обязательность исполнения актов местной государственной администрации Статья 15. Ответственность за вред, причиненный имуществу местной государственной администрации Статья 16. Ответственность местной государственной администрации Раздел II Местное самоуправление Глава 1. Общие положения и принципы Статья 17. Местное самоуправление Статья 18. Общие принципы деятельности местного самоуправления Статья 19. Формы осуществления местного самоуправления Статья 20. Право граждан на осуществление местного самоуправления Статья 21. Уставы местных сообществ Статья 22. Объединения органов местного самоуправления (ассоциации, союзы) Статья 23. Государственная политика в области местного самоуправления Статья 24. Приостановление полномочий органов местного самоуправления и их ответственность Глава 2. Вопросы местного значения органов местного самоуправления и делегирование государственных полномочий Статья 25. Принципы установления вопросов местного значения, иных функций и полномочий органов местного самоуправления Статья 26. Порядок установления и решения вопросов местного значения Статья 27. Вопросы местного значения Статья 28. Порядок передачи вопросов местного значения органами местного самоуправления Статья 29. Делегированные государственные полномочия Глава 3. Организационно-правовые основы деятельности местных кенешей Статья 30. Местные кенеши Статья 31. Численный состав местных кенешей Статья 32. Конфликт интересов Статья 33. Сессия местного кенеша Статья 34. Компетенция местных кенешей айылных аймаков, городов Статья 35. Статья 36. Постоянные и временные комиссии местного кенеша Статья 37. Полномочия постоянных комиссий местного кенеша Статья 38. Организационное обеспечение деятельности местных кенешей Статья 39. Решения местного кенеша Статья 40. Председатель местного кенеша Статья 41. Заместители председателя местного кенеша Статья 42. Прекращение полномочий местных кенешей Глава 4. Организационно-правовые основы деятельности исполнительных органов местного самоуправления в городах Статья 43. Мэр, мэрия города Статья 44. Решения мэрии города Статья 45. Компетенция мэрии города Статья 46. Требования, предъявляемые к кандидату на должность мэра города Статья 47. Порядок назначения на должность и освобождения от должности мэра Статья 48. Полномочия мэра города Статья 49. Заместитель мэра города Глава 5. Организационно-правовые основы деятельности исполнительных органов местного самоуправления в айылных аймаках Статья 50. Айыл окмоту Статья 51. Компетенция айыл окмоту Статья 52. Требования, предъявляемые к кандидату на должность главы айыл окмоту Статья 53. Порядок назначения на должность и освобождения от должности главы айыл окмоту Статья 54. Полномочия главы айыл окмоту Глава айыл окмоту: Статья 55. Заместитель главы айыл окмоту Статья 56. Айыл башчысы Глава 6. Территориальное общественное самоуправление Статья 57. Территориальное общественное самоуправление Статья 58. Взаимоотношения органов местного самоуправления с территориальным общественным самоуправлением Статья 59. Права территориального общественного самоуправления Статья 60. Общественные организации местных сообществ Глава 7. Формы прямого волеизъявления членов местного сообщества Статья 61. Формы прямого волеизъявления членов местного сообщества Статья 62. Курултаи местного сообщества Статья 63. Сходы (собрания) членов местного сообщества Глава 8. Финансово-экономические основы местного самоуправления Статья 64. Финансово-экономические основы местного самоуправления Статья 65. Права органов местного самоуправления на создание муниципальных предприятий и некоммерческих организаций, а также на участие в акционерных обществах Статья 66. Муниципальный заказ Статья 67. Сотрудничество органа местного самоуправления с государственными органами, другими органами местного самоуправления и иными органами территориального самоуправления Глава 9. Правовые гарантии деятельности местного самоуправления Статья 68. Обязательность актов органов местного самоуправления Статья 69. Ответственность за вред, причиненный местному самоуправлению Статья 70. Порядок вступления в силу настоящего Закона