Недействующая редакция. Принята: 12.05.2023 / Вступила в силу: 19.05.2023

Недействующая редакция, не действует с 26 июля 2024 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 23 декабря 2015 года №1080

О реформировании системы управления государственными финансами Республики Беларусь

(В редакции Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 г. №22, 14.03.2018 г. №197, 28.12.2018 г. №971, 09.04.2021 г. №216, 28.03.2022 Г. №181, 12.05.2023 г. №307)

В целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышения качества управления государственными финансами Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Определить стратегию реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь согласно приложению.

2. Создать межведомственный совет по вопросам реализации стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь.

3. Утвердить прилагаемые:

Положение о межведомственном совете по вопросам реализации стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь;

состав межведомственного совета по вопросам реализации стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь.

4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

Приложение

к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2015 года №1080

Стратегия реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь

Глава 1. Общие положения

Эффективное, ответственное и прозрачное управление государственными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения других стратегических целей социально-экономического развития страны.

Министерством финансов совместно с экспертами Всемирного банка в сентябре-октябре 2013 г. проведена оценка эффективности управления государственными финансами в Республике Беларусь в 2010-2012 годах на основе международной методологии PEFA, основными задачами которой являлись получение целостной информации об эффективности управления государственными финансами и определение направлений реформирования. Данная оценка проводилась в Республике Беларусь во второй раз (впервые - в 2009 году) и позволила определить произошедшие изменения.

По результатам оценки сформирован отчет "Государственные расходы и финансовая подотчетность" за 2010-2012 годы (далее - отчет ГРФП), включающий 28 показателей, которые объединены в шесть блоков:

реалистичность бюджета;

полнота и прозрачность;

составление бюджета в соответствии с целями политики;

предсказуемость и контроль в процессе исполнения бюджета;

учет, ведение документации и отчетность;

внешний контроль и аудит.

Результаты оценки приведены согласно приложению.

Для проведения оценки использовались нормативные правовые акты, бюджетная, методическая и иная документация, отчетность, информация, предоставленная Министерством финансов и другими государственными органами и организациями*, а также отчет по результатам оценки 2009 года, отчеты, подготовленные Всемирным банком, Международным валютным фондом.

______________________________

* Палата представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Комитет государственного контроля, Аппарат Совета Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Министерство экономики, Национальный статистический комитет, Министерство по налогам и сборам, Министерство юстиции, Государственный таможенный комитет, Министерство промышленности, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство труда и социальной защиты, Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Минский облисполком (главное финансовое управление).

Отчет ГРФП стал основой для определения приоритетных направлений реформ, подготовки настоящей стратегии и реализации за счет средств гранта Трастового фонда для оказания технической помощи странам региона Европы и Центральной Азии по вопросам управления государственными финансами проекта международной технической помощи "Повышение эффективности и прозрачности системы управления государственными финансами в Республике Беларусь" (одобрен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 апреля 2014 г. №369 "Об одобрении программы и проектов международной технической помощи" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.04.2014, 5/38738).

Средства указанного гранта в настоящее время направляются на закупку консультационных услуг для оказания Министерству финансов международной технической помощи в выполнении наиболее важных направлений настоящей стратегии, а также наращивание потенциала для проведения будущих реформ в рамках реализации этого проекта.

Настоящая стратегия направлена на проведение ряда реформ в средне- и долгосрочной перспективе, повышение эффективности и прозрачности национальной системы управления государственными финансами, в том числе с учетом изучения опыта других стран, включая страны Европейского союза, Евразийского экономического союза.

При выработке направлений реформирования системы управления государственными финансами помимо оценки, содержащейся в отчете ГРФП, учитывались и другие факторы, такие как политическая и экономическая ситуация, законодательные, административные и другие особенности. Следует отметить, что невысокая оценка показателей сама по себе не являлась основанием для включения соответствующего направления в приоритеты реформирования. Принимались во внимание его важность в нынешних условиях, сложность и потенциальные временные рамки реализации, а также связь с эффективностью по другим направлениям.

(В главу 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 г. №22)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 2. Основная цель и задачи настоящей стратегии

Основной целью настоящей стратегии является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами.

Важнейшими задачами настоящей стратегии являются:

повышение реалистичности бюджета и его составление в соответствии с целями государственной политики посредством повышения обоснованности прогнозов основных макроэкономических параметров социально-экономического развития Республики Беларусь, используемых для подготовки республиканского и местных бюджетов, совершенствования оценки доходов бюджета, определения и измерения налоговых льгот, внедрения действенной системы среднесрочного планирования бюджета и бюджетирования, ориентированного на результаты;

достижение прозрачности и полноты бюджета путем совершенствования бюджетной классификации с учетом используемых в международной практике принципов и стандартов, интегрирования в общий бюджетный процесс принятия решений по государственным капитальным вложениям, оптимизации межбюджетных отношений, разработки эффективной и действенной системы управления внебюджетными средствами сектора государственного управления, совершенствования механизмов управления государственным долгом, формирования общедоступных информационных ресурсов;

предсказуемость и контроль в процессе исполнения бюджета за счет консолидации государственных средств в рамках интегрированной единой системы счетов, повышения эффективности учета и контроля в процессе исполнения бюджетных обязательств, создания современной эффективной торговой платформы государственных закупок;

совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления путем ее сближения с международными стандартами финансовой отчетности в общественном секторе (далее - МСФООС);

внедрение качественно нового подхода к организации внутреннего финансового контроля, где помимо проверки законности и целевого использования государственных средств должен осуществляться аудит эффективности, направленный на проверку экономичности и результативности государственного управления;

разработка новой интегрированной информационной системы управления государственными финансами (далее - ИИСУГФ) путем создания единого информационного пространства в сфере управления государственными финансами, поддержки единой методологии планирования, исполнения бюджета, ведения бухгалтерского и кадрового учета на всех уровнях бюджетной системы Республики Беларусь.

Настоящая стратегия ориентирована на создание общих для всех участников бюджетного процесса условий и механизмов совершенствования системы управления государственными финансами, которые будут детализироваться и реализовываться посредством принятия концепций и (или) нормативных правовых актов.

По мере разработки указанных документов и при более глубоком анализе причин, лежащих в основе низкой эффективности отдельных параметров управления, предусматривается также подготовка соответствующих планов обучения государственных служащих, иных специалистов в целях эффективного выполнения задач настоящей стратегии.

Глава 3. Повышение реалистичности бюджета и его формирование в соответствии с целями государственной политики

Повышение обоснованности прогнозов основных макроэкономических параметров социально-экономического развития Республики Беларусь

В настоящее время порядок разработки и требования к содержанию государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь определены Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., №20, ст. 222). Действующая система государственного прогнозирования была создана в переходных условиях и адаптирована к специфике национальной экономики. Однако за 17 лет применения указанного Закона ситуация в экономике страны и за ее пределами существенно изменилась. Государственное прогнозирование, основанное на реализации программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и в меньшей степени на текущей или складывающейся экономической ситуации в стране, приводит к тому, что планирование бюджета осуществляется, как правило, с учетом корректировки (индексации) ассигнований прошлых лет в условиях отсутствия действенных механизмов перераспределения бюджетных ресурсов, а исполнение бюджета - с постоянными корректировками в течение года.

Требуется изменение подходов к разработке и уточнению макроэкономических прогнозных параметров, своевременное принятие мер реагирования, адекватных складывающейся ситуации, повышение качества прогнозов. Назрела необходимость актуализации законодательства о прогнозировании, упорядочения документов планирования, повышения гибкости и эффективности прогнозирования в новых условиях, усиления стратегического и целеориентирующего характера прогнозов.

От эффективности преобразований в системе государственного прогнозирования зависит реализация иных направлений настоящей стратегии, а именно внедрение среднесрочного планирования бюджета, ориентированного на результаты, совершенствование механизмов управления государственным долгом, а также гармонизация с системами государственного прогнозирования в странах - участницах Евразийского экономического союза.

Принципиально важно, чтобы положенные в основу бюджета макроэкономические прогнозы опирались на совокупность согласованных предположений, которые должны быть правдоподобными и иметь максимальный уровень точности. Это обеспечит прочную базу для планирования бюджетных расходов, в том числе на среднесрочную перспективу.

Для подготовки бюджета на среднесрочную перспективу предусматривается ежегодная разработка прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу, а также определение порядка разработки сценарных условий по четко установленному перечню прогнозных показателей и выбора варианта прогноза, параметры которого должны применяться при составлении прогнозов доходов, расходов бюджета, государственного долга, механизмов его уточнения и корректировки.

Необходимо, чтобы разрабатываемые прогнозы основывались на реалистичных оценках, всей имеющейся информации и применялись последовательно, чтобы подготовка макроэкономических прогнозов рассматривалась как непрерывный процесс, методология совершенствовалась и актуализировалась с течением времени. Значительную роль в повышении качества прогнозирования должно сыграть укрепление кадрового и технического потенциала соответствующих служб Министерства экономики и его научно-исследовательского экономического института.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Стратегия реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь Глава 1. Общие положения Глава 2. Основная цель и задачи настоящей стратегии Глава 3. Повышение реалистичности бюджета и его формирование в соответствии с целями государственной политики Глава 4. Полнота бюджета и его прозрачность Глава 5. Предсказуемость и контроль в процессе исполнения бюджета Глава 6. Совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления Глава 7. Внедрение качественно нового подхода к организации финансового контроля и аудита Глава 8. Разработка новой интегрированной информационной системы управления государственными финансами Глава 9. Этапы реформирования системы управления государственными финансами и ресурсное обеспечение проводимых реформ Приложение Положение о межведомственном совете по вопросам реализации стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь Состав межведомственного совета по вопросам реализации стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь