Дата обновления БД:
30.10.2024
Добавлено/обновлено документов:
341 / 962
Всего документов в БД:
137659
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 31 января 2017 года №17
(В редакции Законов Кыргызской Республики от 15.05.2019 г. №62, 10.03.2021 г. №29, 28.10.2021 г. №126, 24.07.2024 г. №147)
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 22 декабря 2016 года
Общая часть
Раздел I. Основные положения уголовно-исполнительного законодательства
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Уголовно-исполнительное законодательство
1. Уголовно-исполнительное законодательство Кыргызской Республики основывается на Конституции Кыргызской Республики (далее - Конституция), нормативных правовых актах Кыргызской Республики, устанавливающих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия.
2. Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью уголовно-исполнительного законодательства.
3. Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве при наличии необходимых социально-экономических возможностей.
4. Утратила силу в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 28.10.2021 №126
5. Подзаконными нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок и условия исполнения и отбывания наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия, не могут устанавливаться ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных, если таковые не предусмотрены законом.
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 28.10.2021 №126)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Кодексе
В настоящем Кодексе применяются следующие основные термины, понятия и их определения:
1) уголовно-исполнительное законодательство - система нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе исполнения (отбывания) уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия;
2) принципы уголовно-исполнительного законодательства - руководящие правовые идеи, выражающие основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного законодательства и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний;
3) исправление осужденных - социально-позитивное изменение их поведения, основанное на раскаянии в содеянном и мотивации правопослушного поведения, уважительном отношении к человеку, обществу и соблюдении требований норм человеческого общежития;
4) ресоциализация - процесс восстановления необходимых социальных связей осужденных, способствующих позитивной интеграции в общество после отбытия наказаний или принудительных мер уголовно-правового воздействия;
5) органы и учреждения, исполняющие наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия - органы и учреждения, исполняющие наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, предусмотренные уголовным законодательством;
6) режим отбывания наказания - установленный настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия;
7) государственный орган уголовно-исполнительной системы - уполномоченный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере исполнения наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия;
8) уголовно-исполнительная система - система органов и учреждений, осуществляющих исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия;
9) пробация - это социально-правовой институт государства, осуществляющий применение к осужденным комплекса мер государственного принуждения, общественного воздействия при их участии в индивидуальных социально-правовых программах, основанный на социальном исследовании личности и направленный на исправление осужденных, профилактику совершения правонарушений, оказание социального содействия и принятие мер к их ресоциализации;
10) орган пробации - уполномоченный государственный орган, осуществляющий исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и принудительных мер уголовно-правового воздействия, надзор за лицами, которым отсрочено исполнение наказания, условно-досрочно освобожденными из исправительных учреждений, с выполнением социально-правовых функций;
11) пробационный надзор - деятельность органа пробации по осуществлению контроля за исполнением возложенных судом на осужденных надзорных требований и пробационных обязанностей в соответствии с законодательством;
12) гауптвахта - это специально оборудованное помещение для содержания военнослужащих, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также в отношении которых судом применена мера пресечения в виде заключения под стражу в соответствии с уголовным законодательством, в условиях изоляции, предусмотренных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в сфере уголовно-исполнительного законодательства;
13) медиатор - независимое лицо, оказывающее помощь сторонам в проведении медиации (посредник в отношениях);
14) медиация - процедура урегулирования правового спора при содействии медиатора путем согласования интересов спорящих сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого соглашения (посредничество, мирный способ разрешения споров при участии медиатора, не участвующего в споре);
15) электронный надзор - надзор, осуществляемый органом пробации за соблюдением надзорных требований и исполнением пробационных обязанностей, возложенных судом на клиентов пробации, с применением электронно-технических устройств.
(В статью 29 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 28.10.2021 №126)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Цели, задачи и содержание уголовно-исполнительного законодательства
1. Целями уголовно-исполнительного законодательства являются:
1) создание условий для исправления и ресоциализации осужденных и иных лиц, к которым применены наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия;
2) защита прав человека при исполнении наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия;
3) обеспечение безопасности личности, общества и государства, предупреждение совершения преступлений осужденными и иными лицами.
2. В соответствии с данными целями уголовно-исполнительное законодательство призвано решать следующие задачи:
1) регулирование порядка и условий отбывания наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия;
2) определение средств исправления и ресоциализации осужденных, предупреждения преступлений;
3) оказание социально-правовой помощи осужденным и лицам, к которым применены наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия;
4) определение форм участия общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия.
3. Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает:
1) общие положения и принципы исполнения наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных Уголовным кодексом Кыргызской Республики (далее - Уголовный кодекс);
2) порядок и условия исполнения и отбывания наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия, применения средств исправления и ресоциализации осужденных;
3) правовой статус осужденных и систему гарантий обеспечения их прав, свобод и законных интересов;
4) порядок деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, а также участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений и граждан в исправлении осужденных;
5) порядок освобождения от отбывания наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия, оказания помощи осужденным в их ресоциализации.
(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 28.10.2021 №126)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и времени
1. Уголовно-исполнительное законодательство применяется к лицам, которым назначены наказания или принудительные меры уголовно-правового воздействия, на всей территории Кыргызской Республики.
2. Исполнение и отбывание наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия осуществляются в соответствии с законодательством, действующим на момент их применения.
Статья 5. Основание исполнения наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия
Основаниями исполнения наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия являются приговор либо изменяющее или дополняющее его решение суда, вступившее в законную силу, акт об амнистии и его применении, акт о помиловании.
Статья 6. Основные средства исправления и ресоциализации
1. Основными средствами исправления и ресоциализации осужденных являются установленный порядок исполнения и отбывания наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия (режим); воспитательное воздействие; общественно полезный труд; работа по социальной адаптации; получение образования и профессиональная подготовка.
2. Критериями оценки исправления и ресоциализации осужденных являются правопослушное поведение, добросовестное отношение к труду и обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях, а также в программах ресоциализации, примиренческих процедурах с потерпевшими, добровольное принятие мер по возмещению вреда, причиненного преступлением, участие в жизни своей семьи, формирование ценностных ориентаций, основанных на уважении социальных норм.
(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 28.10.2021 №126)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 2. Принципы уголовно-исполнительного законодательства
Статья 7. Принципы уголовно-исполнительного законодательства
Уголовно-исполнительное законодательство основывается на принципах законности, гуманизма, участия общественности, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия, рационального применения мер принуждения и стимулирования правопослушного поведения, соединения наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия с исправительным воздействием на осужденных и их ресоциализацией.
Статья 8. Принцип законности
1. Деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, основывается на соблюдении законодательства. Администрация органов и учреждений, исполняющих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, несет ответственность за обеспечение законности в соответствии с законодательством.
2. Осужденные обязаны соблюдать требования законодательства, определяющие порядок и условия исполнения и отбывания наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия.
3. Осужденным должны быть разъяснены в полном объеме их права и обязанности, предусмотренные законодательством, обеспечен доступ к нормативным правовым актам, регулирующим порядок и условия исполнения и отбывания наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия.
Статья 9. Принцип гуманизма
1. Уголовно-исполнительное законодательство направлено на охрану человеческого достоинства, жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов осужденных и иных лиц.
2. Исполнение наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия не имеет цели унижения человеческого достоинства, причинения физических и нравственных страданий, применения пыток и жестокого обращения. Обращение с осужденными основывается на признании, уважении и защите их права на неприкосновенность человеческого достоинства.
Статья 10. Принцип участия общественности
1. Деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, осуществляется на основе сотрудничества с органами государственной власти и органами местного самоуправления, гласности и взаимодействия со средствами массовой информации и иными структурами гражданского общества, учета общественного мнения по вопросам совершенствования уголовно-исполнительного законодательства, общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия.
2. Применение к осужденным средств исправления и ресоциализации осуществляется на основе развития их полезной инициативы, элементов самоуправления при участии близких родственников и иных лиц, способных оказать на них положительное воздействие.
Статья 11. Принцип равенства осужденных перед законом
1. В процессе исполнения наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия осужденные не подвергаются дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, гражданства, а также других обстоятельств.
2. Равенство осужденных перед законом не исключает дифференцированного подхода к определению порядка и условий отбывания наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия в зависимости от их возраста, пола, поведения в период отбывания наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия, а равно других обстоятельств.
Статья 12. Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия
Исполнение наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия осуществляется с учетом их видов, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия, отношения осужденного к труду и обучению, участию в воспитательных мероприятиях, а также в программах ресоциализации, принятия мер по возмещению материального ущерба и морального вреда, причиненных преступлением.
(В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 28.10.2021 №126)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 13. Принцип рационального применения принудительных средств и стимулирования правопослушного поведения
Поведение осужденных во время отбывания наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия, соблюдение ими установленных требований режима, отношение к труду и обучению, участие в воспитательных мероприятиях, а также в программах ресоциализации, принятие мер по возмещению материального ущерба и морального вреда, причиненных преступлением, учитываются при расширении или ограничении их прав и законных интересов в пределах, предусмотренных законодательством.
(В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 28.10.2021 №126)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 14. Принцип соединения наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия с исправительным воздействием на осужденных и их ресоциализацией
Исполнение наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия сочетается с комплексным применением к осужденным средств социально-психологического и педагогического характера, направленных на их исправление и ресоциализацию.
Глава 3. Правовое положение осужденных
Статья 15. Основы правового положения осужденных
1. Уважение, охрана прав, свобод и законных интересов осужденных обеспечивают законность применения средств их исправления и ресоциализации, а также правовую защиту и личную безопасность.
2. Осужденные имеют права, свободы и несут обязанности с ограничениями, устанавливаемыми Конституцией, Уголовным кодексом, настоящим Кодексом и иными законами.
3. Осужденные иностранцы и лица без гражданства пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для всех граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, иными законами и с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
4. Права и обязанности осужденных, а также ограничение их прав определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий исполнения конкретного вида наказания и принудительных мер уголовно-правового воздействия.
5. Реализация осужденными своих прав и законных интересов не должна нарушать права и законные интересы иных лиц, правоохраняемые интересы общества и государства.
(В статью 15 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 28.10.2021 №126)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 16. Основные права осужденных
1. Основными правами осужденных являются право на получение информации о порядке и условиях отбывания наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия; достойное обращение; личную безопасность; охрану здоровья и получение квалифицированной медицинской помощи; социальную защиту, юридическую помощь; получение образования; свободу совести и свободу вероисповедания; обращение с предложениями, заявлениями и жалобами; дачу объяснений и ведение переписки, а также обращение с предложениями и жалобами на родном или на любом другом языке, которым они владеют; участие в медиации с потерпевшими; поддержание связей с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями (для осужденных иностранных граждан).
2. Осужденные имеют другие права и законные интересы в соответствии с настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок и условия исполнения и отбывания наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия.
3. Порядок реализации прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами.
Статья 17. Право осужденных на получение информации о порядке и условиях отбывания наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия
1. Осужденные имеют право на получение от органов и учреждений, исполняющих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, информации о порядке и условиях исполнения наказаний и принудительных мер уголовно-правового воздействия и об их изменениях, о своих правах, законных интересах и обязанностях в период их отбывания.
2. Администрация органа или учреждения, исполняющих наказание и принудительные меры уголовно-правового воздействия, обязана предоставить в письменном виде и разъяснить осужденному под роспись информацию о его правах, законных интересах, обязанностях и ограничениях.
Статья 18. Право осужденных на достойное обращение
1. Осужденные не должны подвергаться пыткам и другим бесчеловечным, жестоким или унижающим достоинство видам обращения или наказания.
2. Осужденные имеют право на достойное обращение со стороны персонала органов и учреждений, исполняющих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия. Меры принуждения к осужденным применяются на основании и в порядке, установленных законодательством.
3. Осужденные не должны подвергаться медицинским, биологическим, психологическим и другим опытам без их добровольного согласия, выраженного и удостоверенного надлежащим образом.
Статья 19. Право осужденных на личную безопасность
1. При возникновении угрозы жизни, здоровью либо достоинству осужденного со стороны других осужденных или иных лиц он вправе письменно или устно обратиться к любому сотруднику органа или учреждения, исполняющих наказание или принудительную меру уголовно-правового воздействия, с просьбой об устранении угрозы личной безопасности.
2. При возникновении угрозы жизни, здоровью либо достоинству осужденного администрация органа или учреждения, исполняющих наказание или принудительную меру уголовно-правового воздействия, обязана предпринять незамедлительные меры по ее устранению, в том числе путем перевода осужденного в безопасное место независимо от его согласия.
3. При возникновении угрозы двум и более осужденным администрация органа или учреждения, исполняющих наказание или принудительную меру уголовно-правового воздействия, принимает незамедлительные меры по изоляции источника угрозы независимо от его согласия.
4. Перевод осужденного в безопасное место производится по мотивированному постановлению начальника органа или учреждения, исполняющих наказание или принудительную меру уголовно-правового воздействия.
5. При сохранении угрозы, указанной в части 1 настоящей статьи, администрация органа или учреждения, исполняющих наказание или принудительную меру уголовно-правового воздействия, обязана принять меры по направлению осужденного в иной орган или учреждение, исполняющие наказание или принудительную меру уголовно-правового воздействия.
6. Осужденный, переведенный в безопасное место, отбывает наказание или принудительные меры уголовно-правового воздействия в условиях, определенных ему до перевода в безопасное место.
7. В случае непринятия своевременных мер по обеспечению личной безопасности осужденного администрация органа или учреждения, исполняющих наказание или принудительную меру уголовно-правового воздействия, несет ответственность в соответствии с законодательством.
8. В качестве безопасного места могут использоваться помещения, обеспечивающие безопасность осужденного, как специально создаваемые, так и камеры штрафных изоляторов, помещения камерного типа, одиночные камеры и помещения временной изоляции.
Статья 20. Право осужденных на охрану здоровья и получение квалифицированной медицинской помощи
1. Осужденные в период исполнения и отбывания наказаний или принудительных мер уголовно-правового воздействия имеют право на создание условий, обеспечивающих охрану их здоровья, включая получение бесплатной первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, в том числе в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях.
2. Медицинская помощь осужденным может оказываться в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в объеме государственных гарантий, установленных законодательством в области здравоохранения.
3. Администрация органов и учреждений, исполняющих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, создает условия для медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания осужденных.
Статья 21. Право осужденных на социальную защиту
1. Осужденные имеют право на социальное и пенсионное обеспечение на общих основаниях в порядке, установленном законодательством.
2. На осужденных распространяются условия добровольного медицинского страхования, а равно иные формы социальной защиты.
3. Администрация органов и учреждений, исполняющих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, создает условия для реализации осужденными своего права на социальную защиту.
Статья 22. Право осужденных на получение юридической помощи
1. Осужденные имеют право на получение юридической помощи, в том числе гарантированной государством в виде консультативно-правовой помощи и квалифицированной юридической помощи в порядке, установленном законодательством.
2. Администрация органов и учреждений, исполняющих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, предоставляет осужденным гарантированную государством консультативно-правовую помощь и создает условия для получения ими юридической помощи, в порядке, установленном законодательством.
3. Для получения юридической помощи, в том числе гарантированной государством квалифицированной юридической помощи, осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.
Статья 23. Право осужденных на получение образования
1. Осужденные имеют право на получение основного общего и среднего общего, начального и среднего профессионального образования в порядке, установленном законодательством.
2. Администрация органов и учреждений, исполняющих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, связанные с изоляцией от общества, создает условия для получения осужденными бесплатного общего и профессионального образования.
Статья 24. Право осужденных на свободу совести и вероисповедания
1. Осужденным, отбывающим наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, гарантируется свобода совести и вероисповедания.
2. Реализация права на свободу совести и вероисповедания является добровольной, не должна нарушать установленных правил внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, а также ущемлять права других лиц.
3. К лицам, отбывающим наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, связанные с изоляцией от общества, приглашаются служители религиозных объединений, зарегистрированных в установленном порядке.
4. В учреждениях, исполняющих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, осужденным разрешается отправление религиозных обрядов, пользование предметами культа и разрешенной религиозной литературой.
5. К осужденным, содержащимся в одиночных камерах, штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, а также в помещениях временной изоляции, священнослужители допускаются на общих основаниях.
6. Тяжелобольным и (или) находящимся в опасном для жизни состоянии осужденным по их просьбе, по просьбе родственников и иных лиц обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.
7. Администрация учреждений создает условия и выделяет соответствующее помещение для отправления религиозных обрядов, обеспечивает личную безопасность приглашаемых священнослужителей.
8. Запрещается возведение на территории исправительных учреждений специальных зданий и сооружений для отправления религиозных обрядов.
Статья 25. Право осужденных на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами
1. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов, к администрации органов или учреждений, исполняющих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, в вышестоящие органы, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения и получать от них ответы в порядке, установленном законодательством.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 23 августа 2024 года