Недействующая редакция. Принята: 18.12.2019 / Вступила в силу: 29.08.2020

Недействующая редакция, не действует с 7 июля 2024 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 12 декабря 2013 года №94-З

О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции

(В редакции Законов Республики Беларусь от 08.01.2018 г. №98-З, 18.12.2020 г. №275-З)

Настоящий Закон определяет организационные и правовые основы противодействия монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для развития конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

вертикальное соглашение – соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар или намеревается его приобрести, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом;

взаимозаменяемые (аналогичные) товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене (тарифу) и другим параметрам таким образом, что потребитель заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении, в том числе при потреблении в производственных целях;

государственные органы – Национальный банк, Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, другие государственные органы и государственные организации, подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации, осуществляющие функции указанных органов, а также временные либо постоянно действующие межведомственные формирования, состоящие из представителей государственных органов, которые актами законодательства наделены отдельными государственно-властными полномочиями;

дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, а также условия изготовления (производства), обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами с учетом условий, ограничений и особенностей, установленных международными договорами Республики Беларусь;

закупка товаров – приобретение товаров на конкурентной основе, в котором принимают или могут принять участие два и более участника, в том числе приобретение товаров при осуществлении государственных закупок (за исключением процедуры закупки из одного источника), закупок за счет собственных средств (за исключением процедуры закупки из одного источника), закупок при строительстве;

конкуренты – хозяйствующие субъекты, осуществляющие продажу и (или) приобретение товаров на одном товарном рынке;

конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, заключение соглашений или совершение согласованных действий, а также совершение иных действий (бездействие), направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и запрещенных настоящим Законом и иными актами антимонопольного законодательства;

недобросовестная конкуренция – направленные на приобретение преимуществ (выгод) в предпринимательской деятельности действия хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему Закону, иным законодательным актам и актам антимонопольного законодательства или требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим конкурентам либо могут нанести или нанесли вред их деловой репутации;

потребитель – физическое или юридическое лицо, намеревающееся заказать, приобрести или использовать товар либо заказывающее, приобретающее или использующее товар, если в последнем случае товар, в том числе составная часть другого товара, является предметом совершенных или совершаемых гражданско-правовых сделок;

продавец – хозяйствующий субъект, отчуждающий товар либо намеревающийся осуществить его отчуждение;

соглашение – договоренность в письменной или электронной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме;

товар – все виды объектов гражданских прав, в том числе работы, услуги, включая финансовые услуги, предназначенные для продажи, обмена или иного введения в гражданский оборот;

товарный рынок – сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых (аналогичных) товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемая исходя из экономической, технической или иной возможности потребителя либо целесообразности приобретения товара на соответствующей территории и отсутствия этой возможности либо целесообразности за ее пределами;

хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, а также иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую ему доход, которая в соответствии с законодательством подлежит лицензированию;

цена (тариф) – денежное выражение стоимости единицы товара, включая любые надбавки (скидки, наценки), доплаты, а также арендная плата, вознаграждение;

экономическая концентрация – сделки с акциями (долями в уставном фонде), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, иные действия, включая создание и реорганизацию хозяйствующих субъектов – юридических лиц, совершение которых оказывает или может оказать влияние на состояние конкуренции.

(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 №275-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Антимонопольное законодательство

1. Антимонопольное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

1. Нормы настоящего Закона распространяются на отношения, связанные с защитой и развитием конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), государственные органы, их должностные лица, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

2. Нормы настоящего Закона применяются к отношениям на товарных рынках, где товары являются объектами ограниченно оборотоспособными, если иное не установлено законодательными актами.

3. Нормы настоящего Закона применяются также в следующих случаях:

3.1. совершение хозяйствующими субъектами, должностными лицами хозяйствующих субъектов – юридических лиц, государственными органами, их должностными лицами, юридическими лицами, не относящимися к хозяйствующим субъектам, их должностными лицами, физическими лицами, не относящимися к хозяйствующим субъектам, действий (бездействие) за пределами территории Республики Беларусь, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на товарных рынках Республики Беларусь;

3.2. совершение за пределами территории Республики Беларусь действий, определенных настоящим Законом как экономическая концентрация, в отношении хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории Республики Беларусь.

4. Нормы настоящего Закона применяются к субъектам естественных монополий с учетом особенностей, установленных законодательством о естественных монополиях.

Нормы настоящего Закона применяются к субъекту государственной монополии в полном объеме, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Под государственной монополией в части второй настоящего пункта понимается система общественных отношений, при которой исключительное право на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе предпринимательской, имеет государство в лице отдельных государственных органов или хозяйствующих субъектов, специально уполномоченных законодательными актами.

5. Нормы настоящего Закона применяются к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственных закупок на территории Республики Беларусь, в случае нарушения антимонопольных требований к закупкам товаров, установленных нормами настоящего Закона.

6. Нормы настоящего Закона не распространяются на отношения, урегулированные общими правилами конкуренции на трансграничных рынках, контроль за соблюдением которых относится к компетенции Евразийской экономической комиссии в соответствии с международным договором Республики Беларусь. Критерии отнесения рынка к трансграничному устанавливаются в соответствии с международным договором Республики Беларусь.

Статья 4. Субъекты государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции

1. Государственную политику в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции определяет Президент Республики Беларусь.

2. Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции.

3. Уполномоченный республиканский орган государственного управления в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (далее – антимонопольный орган) проводит государственную политику в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции.

4. Иные государственные органы в пределах своей компетенции содействуют проведению государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции.

Статья 5. Основные принципы государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции

Государственная политика в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции основывается на следующих основных принципах:

применения антимонопольного законодательства в равной мере и на равных условиях независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и места регистрации юридических лиц, гражданства, места жительства (места пребывания), имущественного и должностного положения физических лиц и иных обстоятельств (принцип равенства в применении норм антимонопольного законодательства);

запрета на не допускающие, ограничивающие или устраняющие конкуренцию акты и действия (бездействие) государственных органов, их должностных лиц (принцип недопустимости антиконкурентных действий (бездействия) государственных органов);

обеспечения эффективного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе за сделками, иными действиями, признаваемыми экономической концентрацией, в той мере, в какой это необходимо для защиты и развития конкуренции (принцип обеспечения эффективного контроля за экономической концентрацией);

наличия эффективных санкций за совершение действий (бездействие), не допускающих, ограничивающих или устраняющих конкуренцию, применяемых исходя из соразмерности, обеспеченности, неотвратимости и определенности принимаемых решений, и обеспечения контроля за их применением (принцип эффективности санкций за совершение антиконкурентных действий (бездействие));

обеспечения информационной открытости проводимой антимонопольным органом государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, в том числе посредством размещения информации о своей деятельности в средствах массовой информации, на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет (принцип информационной открытости);

осуществления взаимодействия антимонопольного органа с иными государственными органами, уполномоченными органами иностранных государств в той мере, в какой это необходимо для проведения эффективной государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (принцип эффективного сотрудничества).

Статья 6. Доминирующее положение

1. Доминирующее положение – исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на товарном рынке, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на этот товарный рынок и (или) уход с товарного рынка.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения Статья 2. Антимонопольное законодательство Статья 3. Сфера действия настоящего Закона Статья 4. Субъекты государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции Статья 5. Основные принципы государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции Статья 6. Доминирующее положение Статья 7. Признаки ограничения конкуренции Статья 8. Группа лиц Статья 9. Монопольно высокая цена (тариф) Статья 10. Монопольно низкая цена (тариф) Статья 11. Монопсоническое положение и монопсонически низкая цена (тариф), ее признаки Статья 12. Согласованные действия хозяйствующих субъектов Глава 2. Антимонопольный орган Статья 13. Основные функции антимонопольного органа Статья 14. Полномочия антимонопольного органа Статья 15. Обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны Статья 16. Предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства Статья 17. Взаимодействие в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции Глава 3. Монополистическая деятельность Статья 18.  Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением Статья 19. Меры, направленные на обеспечение недискриминационного доступа к товарам Статья 20. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов Статья 21. Запрет на ограничивающие конкуренцию согласованные действия хозяйствующих субъектов Статья 22. Допустимость действий (бездействия), соглашений, согласованных действий хозяйствующих субъектов Статья 23. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты законодательства, иные правовые акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов Статья 24. Антимонопольные требования к закупкам товаров Глава 4. Недобросовестная конкуренция Статья 25. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации Статья 26. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение Статья 27. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения Статья 28. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и (или) использованием объектов интеллектуальной собственности Статья 29. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения Статья 30. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну Статья 31. Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции Глава 5. Требования к экономической концентрации, реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение Статья 32. Экономическая концентрация Статья 33. Реорганизация хозяйствующих субъектов – юридических лиц, создание коммерческой организации и объединения хозяйствующих субъектов, заключение договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) с согласия антимонопольного органа Статья 34. Приобретение голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующих субъектов, прав в отношении хозяйствующих субъектов, имущества коммерческих организаций с согласия антимонопольного органа Статья 35. Реорганизация хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение Глава 6. Порядок установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства Статья 36. Основания для установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства Статья 37. Сроки давности установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства Статья 38. Требования к заявлению о нарушении Статья 39. Оставление заявления о нарушении без рассмотрения по существу Статья 40. Рассмотрение заявления о нарушении Статья 41. Приостановление рассмотрения заявления о нарушении, отдельного факта нарушения Статья 42. Прекращение рассмотрения заявления о нарушении, отдельного факта нарушения Статья 43. Предупреждение антимонопольного органа Статья 44. Решение об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства Статья 45. Предписание антимонопольного органа Статья 46. Разъяснение решения об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства и (или) предписания. Исправление описки, опечатки, арифметической ошибки Статья 47. Пересмотр решения об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства по вновь открывшимся обстоятельствам Глава 7. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Обязанности по выполнению требований антимонопольного органа Статья 48. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Статья 49. Обязанность представления информации в антимонопольный орган по его запросу Статья 50. Принудительное разделение хозяйствующих субъектов, принудительное выделение из состава хозяйствующего субъекта одного или нескольких хозяйствующих субъектов Статья 51. Последствия осуществления экономической концентрации, реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, без получения согласия антимонопольного органа