Дата обновления БД:
30.12.2024
Добавлено/обновлено документов:
364 / 1158
Всего документов в БД:
315396
Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ
ЗАКОН УКРАИНЫ
от 16 января 2020 года №463-IX
О полном общем среднем образовании
(В редакции Законов Украины от 13.07.2020 г. №764-IX, 13.04.2021 г. №1385-IX, 15.07.2021 г. №1658-IX, 07.09.2021 г. №1709-IX, 02.11.2021 г. №1839-IX, 24.03.2022 г. №2157-IX, 14.04.2022 г. №2208-IX, 19.06.2022 г. №2315-IX, 23.02.2023 г. №2925-IX, 11.04.2023 г. №3051-IX, 08.12.2023 г. №3504-IX)
Этот Закон определяет правовые, организационные и экономические основы функционирования и развития системы общего среднего образования.
Раздел I Общие положения
Статья 1. Основные термины и их определения
1. Для целей настоящего Закона указанные термины употребляются в таком значении:
1) безопасная образовательная среда - совокупность условий в учреждении образования, исключающих причинение участникам образовательного процесса физического, имущественного и/или морального вреда, в частности вследствие несоблюдения требований санитарных, противопожарных и/или строительных норм и правил, законодательства по кибербезопасности, защиты персональных данных, безопасности пищевых продуктов и/или предоставления некачественных услуг по питанию, путем физического и/или психологического насилия, эксплуатации, дискриминации по любому признаку, унижения чести, достоинства, деловой репутации (буллинга (травли), распространения ложных сведений и т.п.), пропаганды и/или агитации, в том числе с использованием киберпространства, а также исключающих употребление на территории учреждения образования алкогольных напитков, табачных изделий, наркотических средств, психотропных веществ;
2) государственные стандарты полного общего среднего образования (далее - государственные стандарты) - документы, определяющие общие объемы учебной нагрузки соискателей начального, базового среднего профильного среднего образования, требования к их компетентностям и к определенным соответствующими образовательными отраслями обязательным результатам обучения, которых должны достичь на соответствующем уровне полного общего среднего образования;
3) доступность полного общего среднего образования - совокупность условий, которые способствуют удовлетворению образовательных потребностей лиц и обеспечивают каждому лицу возможность получения полного общего среднего образования в соответствии с государственными стандартами, в том числе наличие достаточного количества учебных учреждений, которые обеспечивают бесплатное получение полного общего среднего образования, отсутствие дискриминации по любому признаку или обстоятельствам, оказания учащимся поддержки в образовательном процессе;
4) учреждение общего среднего образования - юридическое лицо, основным видом деятельности которого является образовательная деятельность, которая осуществляется на определенном уровне (уровнях) полного общего среднего образования;
5) учреждения образования, обеспечивающее получение полного общего среднего образования (далее - учреждение образования), - учреждение общего среднего образования или учреждение профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего или высшего образования, осуществляющее образовательную деятельность на определенном уровне (уровнях) полного общего среднего образования;
6) основатель учреждения общего среднего образования (далее - учредитель) - орган государственной власти от имени государства, соответствующий совет от имени территориальной общины (общин), физическое и/или юридическое лицо, решением и за счет имущества которых основано учреждение общего среднего образования или иным способом в соответствии с законодательством приобрели прав и обязанностей учредителя;
7) модельная учебная программа - документ, определяющий ориентировочную последовательность достижения ожидаемых результатов обучения учащихся, содержание учебного предмета (интегрированного курса) и виды учебной деятельности учащихся, рекомендуемый для использования в образовательном процессе в порядке, определенном законодательством;
8) учебная программа - документ, который определяет последовательность достижения результатов обучения учащихся по предмету (интегрированному курсу), описание его содержания и видов учебной деятельности учащихся с указанием ориентировочного количества часов, необходимых на их проведение, и утверждается педагогическим советом учреждения образования;
9) образовательная программа учреждения образования - документ, содержащий комплекс образовательных компонентов, спланированных и организованных учреждением образования для достижения учащимися определенных программой ожидаемых результатов обучения, который разрабатывается и утверждается в соответствии с настоящим Законом;
10) пансион - структурное подразделение учреждения образования, которое обеспечивает проживание и содержание учеников в соответствии с законодательством;
11) педагогическая интернатура - система мер, направленных на поддержку педагогического работника учреждения образования, назначенного на должность впервые, в осуществлении им педагогической деятельности и приобретении (улучшении) его профессионального мастерства;
12) полное общее среднее образование - систематизированная и предусмотренная соответствующими государственными стандартами совокупность результатов обучения и компетенций, полученных лицом на уровнях начального, базового среднего и профильного среднего образования;
13) стандарт специализированного образования - документ, содержащий требования к компетенциям и результатам обучения, которых должны достичь учащиеся учреждений специального образования по художественным, спортивным, военным или научным направлениям с одновременным получением полного общего среднего образования в соответствии с государственными стандартами;
14) территориальная доступность - совокупность условий, способствующих обеспечению права ребенка на получение качественного полного общего среднего образования за средства государственного и местного бюджетов в наиболее доступном и близком к его месту проживания учреждении образования;
15) территория обслуживания - административно-территориальная единица (ее часть, отдельные дома), определенная и закрепленная соответствующим органом местного самоуправления или уполномоченным им органом за учреждением образования для обеспечения права каждого ребенка, проживающего на данной территории, на получение начального и/или базового среднего образования в наиболее доступном и приближенном к месту проживания ребенка учреждении образования;
16) типовая образовательная программа - документ, содержащий комплекс образовательных компонентов, которые обеспечивают достижение учащимися результатов обучения, определенных государственным стандартом (стандартом специализированного образования) для соответствующего уровня полного общего среднего образования, который утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки (для учреждений специального образования - центральными органами исполнительной власти, к сфере управления которых относятся соответствующие учреждения специализированного образования);
17) типовой учебный план - компонент типовой образовательной программы, который определяет общий объем учебной нагрузки на соответствующем уровне (цикле) полного общего среднего образования (в учебных часах), его рекомендуемое распределение по годам обучения между учебными предметами (интегрированными курсами), обязательными для изучения, последовательность их изучения, а также количество часов на изучение выборочных образовательных компонентов, в частности, учебных предметов, курсов, интегрированных курсов;
18) учащиеся - лица, зачисленные в учреждения общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего или высшего образования, которые приобретают в любой форме начальное, базовое среднее или профильное среднее образование;
19) цикл образовательного процесса - составляющая уровня полного общего среднего образования, которая учитывает общие возрастные особенности развития учащихся в организации их учебной деятельности (образовательного процесса) и во время формирования содержания образования;
20) качество полного общего среднего образования - соответствие результатов обучения, полученных учащимся на соответствующих уровнях полного общего среднего образования, государственным стандартам;
21) качество образовательной деятельности - уровень организации, обеспечения и реализации образовательного процесса, который обеспечивает получение лицами качественного полного общего среднего образования на каждом уровне и соответствует требованиям, установленным законодательством.
2. Другие термины употребляются в настоящем Законе в значениях, приведенных в Законе Украины "Об образовании" и других законах.
3. Положения настоящего Закона в отношении родителей распространяются также на других законных представителей учащихся. Родители, иные законные представители учащихся реализуют соответствующие положения этого Закона в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, а также в соответствии с законодательством в отношении лиц, дееспособность которых ограничена.
Статья 2. Законодательство Украины об общем среднем образовании и его основные задачи
1. Законодательство Украины об общем среднем образовании состоит из Конституции Украины, Закона Украины "Об образовании", настоящего Закона, иных актов законодательства в сфере образования и науки и международных договоров Украины, заключенных в установленном законом порядке.
2. Основными задачами законодательства Украины об общем среднем образовании являются:
регулирование общественных отношений, возникающих в процессе реализации права лица на полное среднее образование;
обеспечения права лица на доступность и бесплатность получения полного общего среднего образования;
обеспечение необходимых условий функционирования и развития системы общего среднего образования;
обеспечение обязательности получения гражданами Украины полного общего среднего образования;
обеспечение качества полного общего среднего образования и качества образовательной деятельности;
определение структуры и содержания полного общего среднего образования;
определение органов управления в сфере общего среднего образования и их полномочий;
определение прав и обязанностей участников образовательного процесса;
установление ответственности за нарушение законодательства Украины об общем среднем образовании.
Статья 3. Система общего среднего образования
1. Система общего среднего образования состоит из содержания полного общего среднего образования на каждом его уровне, сети учреждений образования, участников образовательного процесса, кадрового, финансового, научно-методического, ресурсного и нормативно-правового обеспечения образовательной и управленческой деятельности в сфере общего среднего образования.
2. Система общего среднего образования функционирует с целью обеспечения:
всестороннего развития, обучения, воспитания, выявления дарований, социализации личности, которая способна к жизни в обществе и цивилизованному взаимодействию с природой, имеет стремление к самосовершенствованию и получению образования на протяжении жизни, готова к сознательному жизненному выбору и самореализации, ответственности, трудовой деятельности и гражданской активности, бережному отношению к семье, своей стране, окружающей среде, направлению своей деятельности на пользу другим людям и обществу;
формирование у учащихся компетентностей, определенных Законом Украины "Об образовании" и государственными стандартами.
3. Государственная политика и образовательная деятельность в сфере общего среднего образования основываются на основах и принципах, определенных Законом Украины "Об образовании".
Статья 4. Уровни, сроки и формы получения полного общего среднего образования
1. Полное общее среднее образование приобретается на таких уровнях:
начальное образование - первый уровень полного общего среднего образования, который предполагает выполнение учащимся требований к результатам обучения, определенных государственным стандартом начального образования;
базовое среднее образование - второй уровень полного общего среднего образования, который предполагает выполнение учащимся требований к результатам обучения, определенных государственным стандартом базового среднего образования;
профильное среднее образование - третий уровень полного общего среднего образования, который предполагает выполнение учащимся требований к результатам обучения, определенных государственным стандартом профильного среднего образования.
2. В учреждениях образования:
начальное образование приобретается в течение четырех лет;
базовое среднее образование приобретается в течение пяти лет;
профильное среднее образование приобретается в течение трех лет.
Продолжительность получения полного общего среднего образования на каждом его уровне может быть изменена (увеличена или сокращена) в зависимости от формы получения образования, результатов обучения и/или индивидуальной образовательной траектории учащегося.
Продолжительность получения полного общего среднего образования на каждом его уровне лицами с особыми образовательными потребностями в учреждениях общего среднего образования устанавливается Кабинетом Министров Украины.
3. Полное общее среднее образование может приобретаться по очной (дневной), дистанционной, сетевой, экстернатной, семейной (домашней) формам или форме педагогического патронажа, а также по очной (вечерней), заочной формам (на уровнях базового и профильного среднего образования). Профильное среднее образование профессионального направления может приобретаться по дуальной форме получения образования.
Положения о формах получения полного общего среднего образования утверждаются центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.
Статья 5. Язык образования в учреждениях общего среднего образования
1. Языком образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования является государственный язык. В классах (группах) с обучением языкам национальных меньшинств, которые являются официальными языками Европейского Союза, гарантируется право на использование языка соответствующего национального меньшинства в образовательном процессе наряду с государственным языком.
Каждый, кто приобретает в учреждении образования полное общее среднее образование, обучается в этом учреждении на государственном языке согласно государственным стандартам.
2. Каждому учащемуся гарантируется право на получение полного общего среднего образования на государственном языке в государственных, коммунальных и корпоративных учреждениях образования, которое обеспечивается путем организации преподавания всех учебных предметов (интегрированных курсов) на государственном языке, кроме случаев, определенных этим Законом.
3. Лицам, которые принадлежат к коренным народам или национальным меньшинствам Украины, гарантируется и обеспечивается право изучать язык соответствующего коренного народа или национального меньшинства в государственных, коммунальных и корпоративных учреждениях общего среднего образования или через национальные культурные общества.
4. Лица, принадлежащие к коренным народам Украины, имеют право получать полное общее среднее образование в государственном, коммунальном или корпоративном учебном учреждении на языке соответствующего коренного народа наряду с государственным языком.
5. Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам Украины, имеют право получать начальное образование в государственном, коммунальном или корпоративном учреждении образования на языке соответствующего национального меньшинства наряду с государственным языком.
6. Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам Украины, языки которых являются официальными языками Европейского Союза, и реализуют право на обучение на соответствующих языках в государственных, коммунальных или корпоративных учебных заведениях, могут получать:
базовое среднее образование на соответствующих языках национальных меньшинств, за исключением учебных предметов (интегрированных курсов), связанных с изучением украинского языка, украинской литературы и истории Украины, которые изучаются на государственном языке;
профильное среднее образование на соответствующих языках национальных меньшинств, за исключением учебных предметов (интегрированных курсов), связанных с изучением украинского языка, украинской литературы, истории Украины и защиты Украины, которые изучаются на государственном языке;
Перечень учебных предметов (интегрированных курсов) для изучения на государственном языке в классах (группах) с обучением на языках национальных меньшинств, которые являются официальными языками Европейского союза, может быть расширен по решению учебного заведения.
Лица, которые принадлежат к другим национальным меньшинствам Украины, получают в государственных, коммунальных или корпоративных учебных учреждениях базовое и профильное среднее образование на государственном языке в объеме не менее 80 процентов годового объема учебного времени.
Перечень учебных предметов (интегрированных курсов), изучаемых на государственном языке и на языке национального меньшинства, определяется образовательной программой учреждения образования в соответствии с требованиями государственных стандартов и с учетом особенностей языковой среды и положений абзацев второго - четвертого этой части.
7. Право на обучение на языке коренного народа или национального меньшинства Украины наряду с государственным языком реализуется в отдельных классах с обучением на соответствующем языке, открываемых в соответствии с требованиями этого Закона.
8. Лицам с нарушением слуха обеспечивается право на обучение на украинском жестовом языке и на изучение украинского жестового языка.
9. Образовательные программы учреждений общего среднего образования могут предусматривать преподавание одного или нескольких учебных предметов (интегрированных курсов) наряду с государственным языком на английским или другом официальном языке Европейского Союза.
10. Частные учреждения образования, обеспечивающие получение полного общего среднего образования за средства физических и/или юридических лиц, имеют право свободного выбора языка образовательного процесса (кроме учреждений образования, получающих публичные средства) и обязаны обеспечить овладение учащимися государственным языком согласно государственным стандартам.
11. Государство способствует созданию и функционированию за рубежом учреждений общего среднего образования, в которых обучение осуществляется на украинском языке или изучается украинский язык.
(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 08.12.2023 г. №3504-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Раздел II Доступность полного общего среднего образования
Статья 6. Право на получение полного общего среднего образования
1. В Украине создаются равные условия для получения полного общего среднего образования.
2. Каждому обеспечивается доступность и качество полного общего среднего образования.
3. Каждому гражданину Украины, другим лицам, которые находятся в Украине на законных основаниях, а также каждому ребенку независимо от оснований его пребывания в Украине гарантируется бесплатное получение в государственных и коммунальных учебных учреждениях полного общего среднего образования на каждом его уровне за счет средств государственного и местных бюджетов один раз в течение жизни.
4. Получение профильного среднего образования гарантируется по академическим или профессиональным направлениям. Получение профильного среднего образования по любому направлению не ограничивает право лица на его изменение, а также на получение образования на других уровнях образования.
5. Иностранцы и лица без гражданства получают полное общее среднее образование в Украине согласно законодательству и/или международным договорам Украины.
Статья 7. Запрещение дискриминации в сфере общего среднего образования
1. Не может быть ограничений в доступе к получению полного общего среднего образования.
2. Право на получение полного общего среднего образования гарантируется независимо от возраста, пола, расы, цвета кожи, состояния здоровья, инвалидности, особых образовательных потребностей, гражданства, национальности, политических, религиозных или иных убеждений, места проживания, языка общения, происхождения, семейного, социального и имущественного состояния, сложных жизненных обстоятельств, наличия судимости, а также других обстоятельств и признаков.
3. Установление актами законодательства, специальных правил и/или принятие мер, обеспечивающих возможность получения полного общего среднего образования, в том числе обеспечение разумного приспособления, не считается дискриминацией.
4. Ни один участник образовательного процесса не должен подвергаться никаким формам дискриминации, в том числе любым ограничениям в образовательном процессе или в праве участвовать в мероприятиях, проводимых в учреждении образования, в том числе на основании предоставления или непредоставления благотворительной помощи учреждению образования.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 27 декабря 2023 года