Дата обновления БД:
05.12.2024
Добавлено/обновлено документов:
434 / 1086
Всего документов в БД:
138431
Неофициальный перевод. По лицензии (с) ЗАО Информтехнология.
ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ
от 19 мая 2011 года №3393-VI
Воздушный кодекс Украины устанавливает правовые основы деятельности в отрасли авиации.
Государственное регулирование деятельности в отрасли авиации и использования воздушного пространства Украины направлено на гарантирование безопасности авиации, обеспечение интересов государства, национальной безопасности и потребностей общества и экономики в воздушных перевозках и авиационных работах.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение терминов
1. В данном Кодексе приведенные ниже термины употребляются в таком значении:
1) авария - авиационное происшествие без человеческих жертв, которое привело к серьезному повреждению или разрушению воздушного судна, телесным повреждениям пассажиров, членов экипажа или третьих лиц;
2) авиационная безопасность - защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, которая обеспечивается комплексом мероприятий с привлечением человеческих и материальных ресурсов;
3) авиационная деятельность - деятельность физических и юридических лиц в отрасли авиации и/или организация воздушного движения Украины;
4) авиационное происшествие - происшествие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, которое происходит: в случае пилотируемого воздушного судна в промежуток времени между посадкой любого лица на борт воздушного судна с целью осуществить полет и временем, когда все лица, которые находились на борту, оставили воздушное судно; в случае беспилотного воздушного судна с времени, когда воздушное судно готово двинуться с места для выполнения полета, до времени его остановки после завершения полета и выключения главной силовой установки, во время которого:
а) любое лицо получило телесное повреждение со смертельным исходом или телесное повреждение в результате:
пребывания в этом воздушном судне; или
непосредственного контакта с любой частью воздушного судна, в том числе частью, которая отделилась от воздушного судна; или
непосредственного влияния струи газов реактивного двигателя, кроме тех случаев, когда телесные повреждения получены в результате естественных причин, нанесенных самому себе, или нанесенных другими лицами, или когда телесные повреждения нанесены безбилетным пассажирам, которые скрываются вне зон, к которым обычно открыт доступ пассажирам и членам экипажа;
б) воздушное судно испытывает повреждение или происходит разрушение его конструкции, в результате чего:
нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характеристики воздушного судна, и
обычно нуждаются в значительном ремонте или замене поврежденного компонента воздушного судна, за исключением отказа или повреждения двигателя, когда поврежен лишь один двигатель (в том числе его капоты или вспомогательные агрегаты), воздушные винты, оконцовки крыла, антенны, датчики, лопатки, пневматика, тормозные устройства, колеса, обтекатели, панели, створки шасси, лобовое стекло, обшивка воздушного судна (например, незначительные вмятины или пробоины) или возникли незначительные повреждения лопастей несущего винта, лопастей хвостового винта, шасси и повреждения, которые вызваны градом или столкновением с птицами (в том числе пробоины в обтекателе антенны радиолокатора); или
в) воздушное судно исчезает без вести или оказывается в месте, где доступ к нему абсолютно невозможен;
5) аварийное обслуживание - обслуживание, которое обеспечивается путем оповещения соответствующих организаций о воздушных суднах, которым нужна поисково-спасательная помощь, и содействие таким организациям по их запросу;
6) аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение - комплекс мероприятий по соблюдению установленных правил и нормативов (норм), направленных на подготовку, содержание на должном уровне готовности и привлечение к действиям аварийно-спасательных сил и средств для поиска и спасания пассажиров, членов экипажа, а также тушения пожаров, которые возникли во время авиационных происшествий на территории аэропортов (аэродромов) и в районе ответственности аэродромов за проведение поисковых и аварийно-спасательных работ;
7) авиационные работы - полеты, во время осуществления которых воздушное судно используется для обеспечения специализированных видов обслуживания (авиационно-химические работы, аэрофотосъемка, патрулирование и тому подобное);
8) авиационный перевозчик (авиаперевозчик) - субъек хозяйствования, который предоставляет услуги по перевозке пассажиров, груза, почты воздушным транспортом;
9) авиационный персонал - лица, которые прошли специальную профессиональную подготовку, имеют соответствующее свидетельство и осуществляют летную эксплуатацию, техническое обслуживание воздушных судов, организацию воздушного движения, техническую эксплуатацию наземных средств связи, навигации, наблюдения;
10) авиационный поиск и спасание - комплекс мероприятий, направленных на выявление воздушных судов, которые потерпели или терпят бедствие, и оказание своевременной помощи потерпевшим в результате авиационного происшествия;
11) авиация общего назначения - авиация, которая не используется для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ;
12) аэродром - поверхность земного или водного участка, на которой размещены здания, сооружения и оборудование, которая предназначена полностью или частично для вылета, прибытия и движения по этой поверхности воздушных судов;
13) аэродром государственной авиации - аэродром, предназначенный для использования государственными воздушными судами;
14) аэродром общего использования - аэродром, который используется для полетов воздушных судов гражданской и государственной авиации;
15) аэродром гражданской авиации (дальше - гражданский аэродром) - аэродром, предназначенный для использования воздушными судами гражданской авиации;
16) аэронавигационное обслуживание - обслуживание, которое осуществляется провайдерами аэронавигационного обслуживания на всех этапах полета воздушных судов, включающее организацию воздушного движения, связь, навигацию, наблюдение (радиотехническое обеспечение), поиск и спасание, метеорологическое обслуживание и предоставление аэронавигационной информации;
17) аэропорт - комплекс сооружений, предназначенных для принятия, отправления воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, который имеет для этих целей аэродром, другие наземные сооружения и необходимое оборудование;
18) багаж - предметы, имущество и другая личная собственность пассажира, которые перевозятся на воздушном судне;
19) багажная квитанция - часть билета, который удостоверяет принем к перевозке зарегистрированного багажа;
20) безопасность авиации - состояние отрасли гражданской авиации, при котором риск нанесения убытков людям или имуществу снижается до приемлемого уровня в результате непрерывного процесса определения уровня опасности и управления им и удерживается на таком уровне, или снижается дальше в сферах безопасности полетов, авиационной безопасности, охраны окружающей природной среды, экономической безопасности и информационной безопасности;
21) безопасность полетов - состояние, при котором риск вреда или повреждения ограничен до приемлемого уровня;
22) бронирование (резервирование) - предварительный заказ места в воздушном судне на определенные рейс и дату для перевозки пассажира или предварительный заказ объема и тоннажа в воздушном судне на определенные рейс и дату для перевозки багажа (груза);
23) беспилотное воздушное судно - воздушное судно, предназначенное для выполнения полета без пилота на борту, управление полетом которого и контроль за которым осуществляются с помощью специальной станции управления, расположенной вне воздушного судна;
24) груз - любое имущество, которое перевозится на борту воздушного судна, кроме почты, бортовых припасов и багажа, которые перевозятся согласно багажной квитанции;
25) вертодром - аэродром или площадка на земле, на воде или на сооружении, предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения вертолетов по его поверхности;
26) использование воздушного пространства Украины - осуществление деятельности, связанной с полетами воздушных судов, с перемещением (пребыванием) материальных объектов в воздушном пространстве Украины, а также с взрывными работами, пусками ракет, всеми видами стрельб, в том числе с целью осуществления влияния на гидрометеорологические процессы в атмосфере, которые составляют угрозу безопасности полетов воздушных судов и других летательных аппаратов;
27) изделие авиационной техники - воздушное судно, авиационный двигатель, воздушный винт или вспомогательная силовая установка;
28) производитель - юридическое или физическое лицо, которое осуществляет производство авиационной техники;
29) отказ в перевозке - отказ авиаперевозчика в перевозке пассажира или его багажа рейсом, несмотря на его присутствие для посадки на борт, кроме наличия для отказа в посадке таких оснований: охрана здоровья, обеспечение безопасности, ненадлежащее оформление необходимой для перевозки документации (паспорт, виза, билет и тому подобное);
30) государственная авиация - авиация, которая использует воздушные суда с целью выполнения функций по обеспечению национальной безопасности и обороны государства и защиты населения, которые возлагаются на Вооруженные Силы Украины, другие военные формирования, образованные в соответствии с законами Украины, органы внутренних дел, специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти по вопросам гражданской защиты, органы охраны государственной границы Украины, таможенные органы;
31) государственное воздушное судно - воздушное судно, которое применяется в военной, таможенной и пограничной службе, службе гражданской защиты, в органах внутренних дел;
32) разрешение - документ, который не является документом разрешительного характера;
33) экспериментальное воздушное судно - прототип воздушного судна, модифицированное или новое воздушное судно, на котором проводятся испытания или опытно-конструкторские, экспериментальные и научно-исследовательские работы;
34) эксплуатант аэродрома - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию аэродрома;
35) эксплуатант аэропорта - юридическое лицо, которое является держателем сертификата аэродрома и имеет сертификат на право осуществления деятельности по наземному администрированию в аэропорту. Эксплуатант аэропорта может иметь также другие сертификаты и осуществлять другие виды аэропортовой деятельности, кроме определенных в этом абзаце;
36) эксплуатант - юридическое или физическое лицо, которое эксплуатирует или предлагает услуги по эксплуатации воздушных судов;
37) электронный билет - электронный документ, который включает маршрутквитанцию, выданную авиаперевозчиком или от имени авиаперевозчика, электронные купоны и, в случае использования, документ для посадки;
38) электронный купон - часть электронного билета, которая используется для перевозки на соответствующем рейсе, или другой документ, его заменяющий, который хранится в базе данных автоматизированной системы бронирования перевозчика;
39) эмиссия авиационного двигателя - выделение авиационным двигателем таких вредных газообразных веществ, как дым, несгоревшие углеводороды, окиси углерода и оксиды азота;
40) единый международный перевозочный документ - документ, который подтверждает международный характер авиационной перевозки в случае ее выполнения за пределы таможенной территории Украины. Единым международным перевозочным документом является Генеральная декларация, должным образом оформленная эксплуатантом в соответствии с Дополнением 1 к Приложению 9 к Конвенции о международной гражданской авиации;
41) запрещение использования воздушного пространства Украины - обязательное для выполнения решение уполномоченного органа о запрещении определенным (отдельным) пользователям осуществлять в определенном районе деятельность, связанную с использованием воздушного пространства Украины;
42) общее воздушное движение - полеты воздушных судов, которые выполняются в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (IКАО);
43) зарегистрированный багаж - багаж пассажира, принятый перевозчиком под свою ответственность для перевозки и своевременной доставки, на который перевозчик оформил багажную квитанцию и выдал багажную идентификационную бирку;
44) средства связи, навигации и наблюдения (радиотехнического обеспечения)радиоэлектронные и технические средства (средства электросвязи, радионавигации и радиолокации, автоматизированные системы и их рабочие места, аппаратура отображения, антенно-фидерные устройства, линии управления электросвязью, автономные источники электропитания, электроустановки и электрооборудование), предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов, выполнения функций по обслуживанию воздушного движения и обеспечения производственной деятельности предприятий гражданской авиации;
45) земли аэропортов (аэродромов) - земельные участки, на которых расположены здания, сооружения и оборудование, а также земельные участки, необходимые для обеспечения работы аэропорта (аэродрома) и определенные генеральным планом;
46) взлетно-посадочный площадка - земельный (водный, ледовый) участок, специально подготовленная площадка или поднятые над земной, водной поверхностью конструкции, которые пригодны и используются для взлета, посадки, движения и стоянки легких воздушных судов максимальной взлетной массой не больше 5700 килограммов. Взлетно-посадочные площадки разделяются на постоянные и временные;
47) информация о безопасности полетов - информация, которая содержится в системах сбора и обработки данных о безопасности полетов, созданных исключительно с целью повышения уровня безопасности полетов, и подлежит защите;
48) инцидент - происшествие, кроме авиационного происшествия, которое связано с эксплуатацией воздушного судна и влияет или может повлиять на уровень безопасности его эксплуатации;
49) катастрофа - авиационное происшествие с человеческими жертвами, которое привело к гибели или исчезновению без вести кого-то из пассажиров, членов экипажа или третьих лиц, а также в случае получения ими телесных повреждений со смертельным исходом во время:
а) пребывания в этом воздушном судне;
б) непосредственного столкновения с любой частью воздушного судна, включая части, которые отделились от этого воздушного судна;
в) непосредственного действия струи газов реактивного двигателя;
г) исчезновения без вести воздушного судна.
К катастрофам также принадлежат случаи гибели кого-то из лиц, которые находились на борту, в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна.
В случае получения телесных повреждений, в результате которых в течение 30 суток с времени авиационного происшествия наступила смерть, они классифицируются как телесные повреждения со смертельным исходом;
50) билет (пассажирский билет и багажная квитанция) - выданный перевозчиком (его агентом) документ, в том числе электронный, который содержит условия договора перевозки, извещение, полетные и пассажирские купоны;
51) компоненты и оборудование - измерительный прибор, оборудование, механизм, деталь, узел, агрегат, составляющая часть или вспомогательное устройство, включая аппаратуру связи, которые используются или предназначены для использования во время эксплуатации воздушного судна или управления воздушным судном и установлены или присоединены к воздушному судну, в том числе части планера воздушного судна, двигателя или воздушного винта;
52) пользователь аэропорта (аэродрома) - юридическое или физическое лицо, которое осуществляет воздушные перевозки пассажиров, почты, грузу или выполняет другие виды полетов;
53) пользователи воздушного пространства Украины - физические и юридические лица, которым в установленном порядке предоставлено право на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства Украины;
54) летательный аппарат - устройство для полетов в атмосфере или космическом пространстве;
55) лизинг с экипажем (мокрый лизинг) - лизинг, по условиям которого воздушное судно включено в сертификат эксплуатанта - лизингодателя, который несет ответственность за обеспечение безопасности полетов;
56) лизинг без экипажа (сухой лизинг) - лизинг, по условиям которого воздушное судно включено в сертификат эксплуатанта - лизингополучателя, который несет ответственность за обеспечение безопасности полетов;
57) маршрут обслуживания воздушного движения - определенный маршрут, предназначенный для направления потока движения с целью обеспечения обслуживания воздушного движения;
58) метеорологическое обслуживание - обслуживание, включающее в себя услуги по обеспечению метеорологическими прогнозами, консультациями и наблюдениями, а также другой метеорологической информацией и услугами, которые предоставляются для субъектов авиационной деятельности;
59) метод ортодромического расстояния маршрута - метод, при котором расстояние между двумя пунктами на поверхности земного шара измеряется как кратчайшее расстояние по дуге большего круга, плоскость которого проходит через центр Земли;
60) метод прорейтового распределения - метод, при котором общий доход от транспортировки от пункта отправления к пункту назначения распределяется по каждому сегменту маршрута в соответствии с правилами расчетов, изложенных в справочниках Международной ассоциации воздушного транспорта "Prorate Manual Passenger (РМР)", "Revenue Accounting Manual (RAM)" и "Resolutions Manual";
61) международный аэропорт - определенный государством на его территории аэропорт для принятия и отправления воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, в котором осуществляются таможенные, иммиграционные, санитарные, карантинные (относительно животных и растений) и другие процедуры, предусмотренные законодательством;
62) место назначения - пункт, указанный в билете, где заканчивается перевозка пассажира и его багажа;
63) чрезвычайное происшествие - связанное с использованием воздушного судна происшествие, которое не отвечает определению терминов "авиационное происшествие", "серьезный инцидент" или "инцидент", связанное с техническим обслуживанием, ремонтом, хранением, транспортировкой, во время которой наступило одно из таких последствий:
а) гибель или телесные повреждения лица во время его пребывания на борту воздушного судна в результате неосторожных или умышленных действий самого потерпевшего или других лиц, не связанных с нарушением функционирования воздушного судна и его систем;
б) гибель или телесные повреждения лица, которое без достаточных оснований или документов самовольно проникло за пределы зон в воздушном судне, куда доступ пассажирам и членам экипажа запрещен;
в) гибель или телесные повреждения лица, которое находилось на борту воздушного судна, в результате влияния внешней среды после вынужденной посадки воздушного судна за пределами аэродрома;
г) гибель или телесные повреждения лица, которое находилось вне пределов воздушного судна, в результате непосредственного контакта с воздушным судном или его элементами;
г) разрушение или серьезное повреждение воздушного судна на земле, что привело к нарушению прочности его конструкции или ухудшению летно-технических характеристик в результате влияния внешней среды или нарушения технологии обслуживания, правил хранения и транспортировки;
д) захват воздушного судна, которое находилось на земле или в полете, или попытка захвата такого судна и другие акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
64) наземное обслуживание - услуги по наземному обслуживанию воздушных судов, экипажа, пассажиров, груза, багажа, почты, которые предоставляются пользователям аэропорта на территории аэропорта (аэродрома) или за его пределами;
65) опасный груз - изделия или вещества, которые могут создавать угрозу для здоровья, безопасности, имущества или окружающей природной среды и указаны в перечне опасных грузов, определенном авиационными правилами Украины;
66) ненадлежащее использование информации о безопасности полетовиспользование информации с другой целью чем та, с которой такая информация собиралась, в частности использование информации с целью дисциплинарного, гражданского, административного или уголовного расследования относительно эксплуатационного персонала или обнародование такой информации;
67) нерегулярная воздушная перевозка - воздушная перевозка, которая не подпадает под определение термина "регулярная воздушная перевозка";
68) несопровождаемый багаж - багаж, который принят к перевозке отдельно от пассажира и оформлен по авиационной грузовой накладной;
69) объекты авиационной деятельности - воздушные суда, их компоненты и оборудование, авиационная наземная техника и аэродромное оборудование, инженернотехнические сооружения, движимое и недвижимое имущество, которые используются для обеспечения авиационной деятельности;
70) объединенная гражданско-военная система организации воздушного движения - организационное и функциональное объединение, полномочия и деятельность которого связаны с организацией использования воздушного пространства, организацией воздушного движения и его обслуживанием в воздушном пространстве Украины и воздушном пространстве над открытым морем, где ответственность за обслуживание воздушного движения международными договорами возложена на Украину;
71) ограничение использования воздушного пространства Украины - особый порядок использования воздушного пространства, который определяется комплексом мероприятий, направленных на обеспечение безопасности полетов и осуществление другой деятельности в воздушном пространстве Украины;
72) обмен воздушными судами и экипажами - вид договорных отношений между эксплуатантами, направленный на повышение гибкости, экономической эффективности использования воздушных судов, обеспечение возможности совместной эксплуатации воздушного судна, оперативного резервирования воздушного судна в случае остановки воздушного судна по технической или другим причинам, в соответствии с которым один эксплуатант предоставляет другому эксплуатанту или они предоставляют друг другу транспортные услуги по перевозке пассажиров, багажа, почты или груза;
73) обслуживание воздушного движения - обеспечение полетно-информационного обслуживания, аварийного или диспетчерского обслуживания воздушного движения (районного диспетчерского обслуживания, диспетчерского обслуживания подхода или аэродромного диспетчерского обслуживания);
74) организация воздушного движения - динамический, интегрированный менеджмент воздушного движения и воздушного пространства Украины, который включает обслуживание воздушного движения, менеджмент воздушного пространства Украины и менеджмент потоков воздушного движения, которое выполняется безопасно, экономически и эффективно путем предоставления средств и непрерывного обслуживания во взаимодействии со всеми сторонами и с привлечением бортовых и наземных функций;
75) пассажир - физическое лицо, которое перевозится воздушным судном по согласию перевозчика в соответствии с договором перевозки, кроме членов экипажа и дополнительных специалистов на борту воздушного судна, работников эксплуатанта воздушного судна, уполномоченного представителя соответствующего национального органа регулирования и лиц, сопровождающих груз;
76) пассажир с ограниченными физическими возможностями или инвалид - пассажир, подвижность которого во время использования транспортного средства является ограниченной в результате физической (сенсорной или опорнодвигательной, постоянной или временной) или умственной недееспособности или по любой другой причине, в частности из-за преклонного возраста, состояние которого нуждается в соответствующем внимании и приспособлении к его особым потребностям во время обслуживания пассажиров;
77) воздушная линия - маршрут полетов между согласованными пунктами для осуществления воздушных перевозок;
78) воздушная перевозка - перевозка пассажиров, багажа, груза или почты, которая осуществляется воздушным судном на основании соответствующего договора воздушной перевозки;
79) воздушное судно - аппарат, который поддерживается в атмосфере в результате его взаимодействия с воздухом, отличающегося от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности;
80) воздушное движение - полет воздушных судов или их движение в зоне маневрирования аэродрома;
81) воздушное пространство Украины - часть воздушной сферы, расположенная над суходолом и водной территорией Украины, в том числе над ее территориальными водами (территориальным морем), и ограниченная вертикальной поверхностью, которая проходит по линии государственной границы Украины;
82) повреждение воздушного судна на земле - происшествие, связанное с обслуживанием, хранением и транспортировкой воздушного судна на земле, во время которого воздушное судно подверглось повреждению без потери прочности его силовых элементов и ухудшения летно-технических характеристик, которое возможно устранить в эксплуатационных условиях;
83) планирование и координация использования воздушного пространства Украины - разработка и согласование порядка и условий использования воздушного пространства Украины, которое осуществляется органами объединенной граждансковоенной системы организации воздушного движения Украины с соответствующими органами обслуживания воздушного движения и управления воздушным движением, государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями в интересах пользователей воздушного пространства Украины;
84) приаэродромная территория - ограниченная регламентированными размерами местность вокруг зарегистрированного согласно установленному порядку аэродрома (вертодрома) или постоянной взлетно-посадочной площадки, к которой установлены специальные требования относительно расположения различных объектов, а их высота контролируется с учетом условий безопасности маневрирования, взлета и захода на посадку воздушных судов;
85) провайдер аэронавигационного обслуживания - субъект авиационной деятельности, который предоставляет услуги по элементам (направлениям) аэронавигационного обслуживания воздушных судов;
86) регулярная воздушная перевозка - воздушная перевозка, во время которой все места для перевозки пассажиров, багажа и почты доступны для общего платного пользования, а перевозка осуществляется между одними и теми же пунктами в соответствии с опубликованным расписанием или в установленные промежутки времени, или с частотой, которая свидетельствует о регулярности полетов;
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 05.01.2013 г.