Недействующая редакция. Принята: 09.08.2022 / Вступила в силу: 22.09.2022

Недействующая редакция, не действует с 11 марта 2023 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 9 августа 2022 года №515

О реализации Закона Республики Беларусь от 14 декабря 2021 г. №134-З "Об изменении Закона Республики Беларусь "О дорожном движении"

На основании абзаца девятого статьи 10 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. №313-З "О дорожном движении" и во исполнение абзаца второго статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 декабря 2021 г. №134-З "Об изменении Закона Республики Беларусь "О дорожном движении" Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить требования к конструкции колесных тракторов, прицепов к ним и самоходных машин, являющихся результатом индивидуального творчества, в случае их участия в дорожном движении согласно приложению.

2. Утвердить Положение о порядке подтверждения соответствия требованиям к конструкции колесных тракторов, прицепов к ним и самоходных машин, являющихся результатом индивидуального творчества, в случае их участия в дорожном движении (прилагается).

3. Предоставить Министерству сельского хозяйства и продовольствия право разъяснять вопросы применения настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 22 сентября 2022 г.

Премьер-министр Республики Беларусь

Р.Головченко

 

Приложение

к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2022 года №515

Требования к конструкции колесных тракторов, прицепов к ним и самоходных машин, являющихся результатом индивидуального творчества, в случае их участия в дорожном движении

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие требования распространяются на колесные тракторы, прицепы к ним и самоходные машины (далее, если не указано иное, – машины), являющиеся результатом индивидуального творчества, изготовленные физическими лицами для собственных нужд, не предназначенные для выпуска в обращение на территории Республики Беларусь либо иного государства – члена Евразийского экономического союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе. Соответствие конструкции машин требованиям к конструкции является достаточным условием для их участия в дорожном движении.

2. Настоящие требования не распространяются на машины:

изготовленные юридическим или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющим от своего имени производство или производство и реализацию машин в целях распространения в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе;

изготовленные в условиях серийного производства, переоборудованные после выпуска в обращение при осуществлении их ремонта путем изменения их типа и (или) назначения либо внесения изменений в конструкцию машины, связанных с демонтажом или установкой новых комплектующих;

являющиеся объектом регулирования технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза (далее – ТНПА).

3. Для целей настоящих требований используются термины и их определения в значениях, установленных Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. №551, а также следующие термины и их определения:

малогабаритный трактор – универсальное малогабаритное мобильное энергетическое средство на базе двухосного шасси, изготовленное в виде тягача или самоходного шасси, предназначенное для привода сменных навесных или прицепных сельскохозяйственных и иных машин;

полная (эксплуатационная) масса – масса снаряженного трактора с водителем;

прицеп – буксируемое трактором транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов сельскохозяйственного или лесохозяйственного назначения. К прицепам также относятся прицепы, у которых часть вертикальной нагрузки передается буксирующему трактору (полуприцепы).

4. Колесные тракторы в соответствии с их габаритами и мощностью подразделяются на тракторы и малогабаритные тракторы, которые имеют мощность двигателя до 19 киловатт, габаритные размеры по ширине не более 1550 миллиметров и транспортную скорость до 25 километров в час.

5. Колесные тракторы и самоходные машины должны быть снабжены устройствами для крепления средств пожаротушения, аптечки первой медицинской помощи и наружными зеркалами заднего вида.

Извлечение первичных средств пожаротушения и медикаментов должно осуществляться без применения инструмента.

Глава 2. Требования к конструкции тракторов

6. Номинальная мощность двигателя трактора не должна превышать 80 киловатт.

7. Габариты трактора не должны превышать:

по ширине – 2500 миллиметров;

по высоте – 2500 миллиметров.

8. Угол поперечной статической устойчивости трактора должен быть не менее 35 градусов.

9. Транспортная скорость трактора не должна превышать 30 километров в час.

10. Нагрузка на управляемые колеса колесного трактора должна быть не менее 0,2 его полной (эксплуатационной) массы.

11. Тормозная система трактора должна обеспечивать тормозной путь на сухом горизонтальном участке дороги с твердым покрытием с начальной скоростью движения 20 километров в час – не более 6,4 метра, 10 километров в час – не более 2,1 метра, непрямолинейность движения во время торможения – не более 0,5 метра.

Стояночный тормоз должен удерживать трактор на уклоне не менее 18 процентов.

12. Трактор должен иметь кабину или каркас безопасности.

13. Конструкция кабины или каркаса безопасности, стекла кабины трактора должны исключать травмирование водителя.

14. Рабочее место водителя трактора должно обеспечивать хорошую обзорность при присоединении машин, а также по фронту движения агрегата.

15. Кабина трактора (при ее наличии) должна быть оборудована стеклоочистителями передних и задних стекол, наружным зеркалом заднего вида с регулировкой его положения, солнцезащитным козырьком, защищающим лицо водителя от солнечных лучей.

16. Кабина трактора должна иметь аварийные выходы, которыми могут служить двери, окна и люки.

Аварийные выходы должны открываться без помощи инструмента.

17. Двери кабины трактора должны быть оборудованы замками и стопориться автоматически в крайних положениях.

18. Рычаги и педали управления трактором должны легко перемещаться и иметь надежные фиксирующие устройства, исключающие самопроизвольное включение и выключение передач и приводов рабочих органов.

19. Заправочные горловины топливных баков и системы охлаждения двигателя трактора, оборудованные пробками, должны находиться вне кабины.

Расположение заправочных горловин должно быть таким, чтобы при заправке исключалось попадание топлива на части трактора, способные его воспламенить. Пробки топливных баков должны быть герметичными.

20. Конструкция капота или поднимаемых ограждений трактора при поднятом положении должна исключать возможность их самопроизвольного опускания.

21. Рулевое управление трактора должно обеспечивать его устойчивое прямолинейное движение.

22. Люфт рулевого колеса трактора при работающем двигателе не должен превышать 1/4 оборота рулевого колеса.

23. Трактор должен иметь звуковой сигнал с включением его из кабины.

24. Трактор должен быть оборудован внешними световыми приборами согласно требованиям ТНПА:

двумя рабочими фарами ближнего света белого цвета, расположенными симметрично по отношению к вертикальной оси трактора;

передними фонарями, имеющими габаритные огни белого цвета и указатели поворота оранжевого цвета;

задними фонарями, имеющими габаритные огни красного цвета, указатели поворота оранжевого цвета, сигналы торможения красного цвета;

фонарем освещения регистрационного знака белого цвета;

световозвращателями задними красного цвета;

мигающим световым сигналом (проблесковым маячком) оранжевого или желтого цвета.

25. Движущиеся, вращающиеся части трактора или части, имеющие температуру выше 70 градусов Цельсия, должны быть защищены ограждениями.

26. Трактор должен быть оборудован блокировочным устройством, предотвращающим запуск двигателя при включенной передаче.

27. Применение самодельных деталей и узлов в механизмах рулевого управления, тормозной системы, освещения трактора не допускается.

28. Трактор должен иметь передачу заднего хода.

29. Выпускная система двигателя трактора должна иметь глушитель шума выхлопа и искрогашения. В местах соединений прорыв газов и искр не допускается.

30. Шины должны соответствовать допускаемой максимальной нагрузке и скорости движения трактора. Не допускается установка на одну ось шин различного размера и модели, с изношенным протектором (грунтозацепами).

31. Конструкция трактора должна предусматривать грязезащитные фартуки и брызговики.

32. Трактор должен иметь опознавательный знак "Тихоходное транспортное средство".

Глава 3. Требования к конструкции малогабаритных тракторов

33. Габариты малогабаритного трактора не должны превышать:

по ширине – 1550 миллиметров;

по длине – 2500 миллиметров;

по высоте – 2150 миллиметров.

34. Максимальная скорость малогабаритного трактора не должна превышать 25 километров в час.

35. Угол поперечной статической устойчивости малогабаритного трактора должен быть не менее 20 градусов.

36. Малогабаритный трактор должен быть оборудован рабочим и стояночным тормозом. Тормозная система малогабаритного трактора должна обеспечивать тормозной путь на сухом горизонтальном участке дороги с твердым покрытием с начальной скоростью движения 25 километров в час не более 9,4 метра.

37. Малогабаритный трактор должен иметь кабину или каркас безопасности либо дугу безопасности, обеспечивающие защиту при опрокидывании.

38. Тягово-сцепное устройство малогабаритного трактора для буксировки прицепа должно соответствовать требованиям ТНПА.

39. Малогабаритный трактор должен иметь передачу заднего хода.

40. Малогабаритный трактор может быть оборудован приборами контроля его технического состояния.

41. Малогабаритный трактор должен быть оборудован устройством экстренной остановки двигателя.

42. Малогабаритный трактор должен быть оборудован внешними световыми приборами:

двумя рабочими фарами ближнего света белого цвета, расположенными симметрично по отношению к вертикальной оси трактора;

передними фонарями, имеющими габаритные огни белого цвета и указатели поворота оранжевого цвета;

задними фонарями, имеющими габаритные огни красного цвета, указатели поворота оранжевого цвета, сигналы торможения красного цвета;

фонарем освещения регистрационного знака белого цвета;

мигающим световым сигналом (проблесковым маячком) оранжевого или желтого цвета.

В конструкции малогабаритного трактора допускается применение световых приборов, изготовленных только в условиях серийного производства.

43. Движущиеся, вращающиеся части малогабаритного трактора (передаточные механизмы, карданные, цепные, ременные и зубчатые передачи и тому подобное) должны быть встроены в конструкцию либо защищены кожухами или ограждениями и не должны создавать опасность для обслуживающего персонала и находящихся рядом людей.

44. Система запуска двигателя малогабаритного трактора должна исключать его запуск при включенной передаче.

45. Выпускная система двигателя малогабаритного трактора должна иметь глушитель шума выхлопа и искрогашения. В местах соединений прорыв газов и искр не допускается.

46. Шины должны соответствовать допускаемой максимальной нагрузке и скорости движения малогабаритного трактора. Не допускается установка на одну ось шин различного размера и модели, с изношенным протектором (грунтозацепами).

47. Конструкция малогабаритного трактора должна предусматривать грязезащитные фартуки и брызговики.

48. Малогабаритный трактор должен иметь знак "Тихоходное транспортное средство".

Глава 4. Требования к конструкции прицепов

49. Габарит прицепа по ширине не должен превышать 2550 миллиметров.

50. Дорожный просвет прицепа под осями не должен быть менее 300 миллиметров.

51. Угол поперечной статической устойчивости должен быть не менее 30 градусов для прицепа и 25 градусов – для полуприцепа.

52. Угол поворота дышла двухосного прицепа не должен быть менее 30 градусов.

53. Прицеп должен быть оборудован рабочим тормозом с приводом, управляемым с места водителя. Рабочий тормоз должен обеспечивать тормозной путь на сухом горизонтальном участке дороги с твердым покрытием с начальной скоростью движения 20 километров в час не более 6,4 метра.

54. Прицеп должен иметь стояночную тормозную систему с механическим приводом, удерживающую его с полным грузом в заторможенном состоянии на сухой дороге с твердым покрытием на уклоне не менее 18 процентов.

55. При движении по прямой прицеп должен обеспечивать прямолинейное движение.

56. Сцепная петля прицепа должна соответствовать обязательным для соблюдения требованиям ТНПА.

57. Прицеп должен быть оборудован фонарем освещения регистрационного знака, сигналами торможения, указателями поворотов, световозвращателями передними белого цвета и задними красного цвета, соответствующими требованиям ТНПА.

58. Длина прицепа в сцепке с трактором не должна превышать 12 метров.

59. Прицеп должен иметь опознавательный знак "Тихоходное транспортное средство".

Глава 5. Требования к конструкции самоходных машин

60. Номинальная мощность двигателя самоходной машины не должна превышать 80 киловатт.

61. Габариты самоходной машины в транспортном положении не должны превышать:

по ширине – 2500 миллиметров;

по высоте – 3000 миллиметров.

62. Угол поперечной статической устойчивости самоходной машины должен быть не менее 30 градусов.

Двигатель, коробка перемены передач должны располагаться в нижней части самоходной машины.

63. Транспортная скорость не должна превышать 20 километров в час – для самоходных колесных машин и 10 километров в час – для самоходных машин с гусеничным движителем.

64. Нагрузка на управляемые колеса самоходной машины должна быть не менее 0,2 ее полной (эксплуатационной) массы.

65. Тормозная система самоходной машины должна обеспечивать:

тормозной путь на сухом горизонтальном участке дороги с твердым покрытием с начальной скоростью движения 20 километров в час – не более 8 метров, 10 километров в час – не более 2,1 метра, непрямолинейность движения во время торможения – не более 0,5 метра;

остановку и удержание самоходной машины на уклоне до 18 процентов.

66. Самоходная машина должна иметь кабину или каркас безопасности.

67. Конструкция кабины или каркаса безопасности, стекла кабины самоходной машины должны исключать травмирование водителя.

68. Рабочее место водителя должно обеспечивать хорошую обзорность при движении и работе самоходной машины.

69. Кабина самоходной машины (при ее наличии) должна быть оборудована стеклоочистителем переднего стекла, наружным зеркалом заднего вида с регулировкой его положения, солнцезащитным козырьком, защищающим лицо водителя от солнечных лучей.

70. Кабина самоходной машины должна иметь аварийные выходы, которыми могут служить двери, окна и люки.

Аварийные выходы должны открываться без помощи инструмента.

71. Двери кабины самоходной машины должны быть оборудованы замками и стопориться автоматически в крайних положениях.

72. Рычаги и педали управления самоходной машины должны легко перемещаться и иметь надежные фиксирующие устройства, исключающие самопроизвольное включение и выключение передач и приводов рабочих органов.

73. Заправочные горловины топливных баков и системы охлаждения двигателя самоходной машины, оборудованные пробками, должны находиться вне кабины.

Расположение заправочных горловин должно быть таким, чтобы при заправке исключалось попадание топлива на части самоходной машины, способные его воспламенить. Пробки топливных баков должны быть герметичными.

74. Конструкция капота или защитных ограждений самоходной машины при поднятом положении должна исключать возможность их самопроизвольного опускания.

75. Рулевое управление самоходной машины должно обеспечивать ее устойчивое прямолинейное движение.

76. Люфт рулевого колеса самоходной машины при работающем двигателе не должен превышать 1/4 оборота рулевого колеса.

77. Самоходная машина должна иметь звуковой сигнал с включением его из кабины.

78. Самоходная машина должна быть оборудована внешними световыми приборами:

двумя рабочими фарами ближнего света белого цвета, расположенными симметрично по отношению к вертикальной оси трактора;

передними фонарями, имеющими габаритные огни белого цвета и указатели поворота оранжевого цвета;

задними фонарями, имеющими габаритные огни красного цвета, указатели поворота оранжевого цвета, сигналы торможения красного цвета;

фонарем освещения регистрационного знака белого цвета;

световозвращателями задними красного цвета;

мигающим световым сигналом (проблесковым маячком) оранжевого или желтого цвета.

79. Движущиеся, вращающиеся части самоходной машины или части, имеющие температуру выше 70 градусов Цельсия, должны быть защищены ограждениями.

80. Самоходная машина должна быть оборудована блокировочным устройством, предотвращающим запуск двигателя при включенной передаче.

81. Применение самодельных деталей и узлов в механизмах рулевого управления, тормозной системы, освещения самоходной машины не допускается.

82. Самоходная машина должна иметь передачу заднего хода.

83. Выпускная система двигателя самоходной машины должна иметь глушитель шума выхлопа и искрогашения. В местах соединений прорыв газов и искр не допускается.

84. Шины должны соответствовать допускаемой максимальной нагрузке и скорости движения самоходной машины. Не допускается установка на одну ось шин различного размера и модели, с изношенным протектором (грунтозацепами).

85. Гусеничный движитель самоходной машины не должен повреждать проезжую часть дороги.

86. Самоходная машина должна иметь опознавательный знак "Тихоходное транспортное средство".

Утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2022 года №515

Положение о порядке подтверждения соответствия требованиям к конструкции колесных тракторов, прицепов к ним и самоходных машин, являющихся результатом индивидуального творчества, в случае их участия в дорожном движении

Глава 1. Общие положения

1. Настоящим Положением устанавливается порядок подтверждения соответствия требованиям к конструкции колесных тракторов, прицепов к ним и самоходных машин (далее, если не указано иное, – машины), изготовленных в результате индивидуального творчества для собственных нужд их изготовителей (физических лиц) (далее, если не указано иное, – требования к конструкции), в рамках осуществления государственной регистрации машин для целей их участия в дорожном движении.

2. Проверка соответствия требованиям к конструкции выполняется государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Министерства сельского хозяйства и продовольствия (далее – инспекция гостехнадзора) по месту жительства граждан либо по месту пребывания в случаях, если регистрация по месту пребывания является обязательной.

К участию в проведении указанной проверки могут быть привлечены эксперты и (или) специалисты сторонних организаций (с их согласия), имеющие высшее или среднее специальное образование в области техники или технологии и обладающие специальными знаниями.

3. По результатам проверки соответствия требованиям к конструкции подготавливается заключение, которое должно содержать:

фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) работника инспекции гостехнадзора, эксперта и (или) специалиста, имеющиеся у них образование и квалификацию (если они привлекались к проверке);

перечень использованных для сборки машин компонентов, являющихся составной частью серийно выпускаемого (ранее выпускавшегося) транспортного средства, и (или) компонентов, поставляемых в качестве сменных (запасных) частей для транспортного средства, находящегося в эксплуатации, или на сборочное производство;

общее техническое описание типа машины, сведения об общих характеристиках машины в объеме, достаточном для оформления электронного паспорта самоходной машины и других видов техники;

сведения о проведении измерений и их результатах;

вывод о соответствии машины требованиям к конструкции.

Заключение приобщается к документам, являющимся основанием для государственной регистрации машины.

Глава 2. Проверка соответствия требованиям к конструкции трактора

4. Номинальная мощность двигателя трактора определяется по данным его организации-изготовителя.

5. Габаритные размеры трактора определяются по его крайним точкам.

6. Статическая устойчивость трактора проверяется путем замеров ширины его колеи (не менее 1250 миллиметров по передним колесам и 1400 миллиметров по задним), высоты расположения двигателя (не более 1600 миллиметров до верхней точки головки двигателя). Все основные агрегаты трактора (двигатель, коробки перемены передач, мосты) должны располагаться по его продольной оси симметрии.

7. Максимальная транспортная скорость трактора определяется на контрольном участке горизонтальной сухой дороги с твердым покрытием (асфальт, бетон) длиной не менее 100 метров на высшей передаче после достижения двигателем максимальных оборотов по формуле

515-22

где Vmax – максимальная транспортная скорость трактора;

L – длина контрольного участка в метрах;

T – время пробега трактором контрольного участка в секундах.

8. Нагрузка на управляемые колеса определяется делением массы трактора, приходящейся на управляемые колеса, на полную (эксплуатационную) массу всего трактора. Массы определяются на весах.

9. Тормозной путь (S) трактора (рисунок) замеряется на сухом горизонтальном участке дороги с твердым покрытием (асфальт, бетон). Значение тормозного пути определяется измерением расстояния от контрольной точки Б в момент нажатия на педаль тормоза до контрольной точки Б1 после остановки трактора параллельно направлению прямолинейного движения до торможения. А – значение непрямолинейности движения машины.

515-22-1

10. Параметры трактора в соответствии с пунктами 12–21, 23–32 приложения к постановлению, утвердившему настоящее Положение, определяются визуально с проверкой их эффективности.

11. Люфт рулевого колеса трактора определяется на месте при положении управляемых колес, соответствующем движению трактора по прямой.

Если трактор имеет усилитель рулевого управления, то проверка его работы производится с работающим усилителем.

Глава 3. Проверка соответствия требованиям к конструкции малогабаритного трактора

12. Удельная мощность малогабаритного трактора определяется по формуле

515-22-4

где Nуд – удельная мощность малогабаритного трактора;

Nдв – номинальная мощность двигателя малогабаритного трактора в лошадиных силах или киловаттах, указанная в заводской характеристике двигателя;

Gмаш – масса снаряженного малогабаритного трактора в килограммах.

13. Габаритные размеры малогабаритного трактора определяются по его крайним точкам.

14. Максимальная транспортная скорость малогабаритного трактора определяется на контрольном участке сухой горизонтальной дороги с твердым покрытием (асфальт, бетон) длиной не менее 100 метров на высшей передаче после достижения двигателем максимальных оборотов по формуле

515-22-2

где Vmax – максимальная транспортная скорость малогабаритного трактора;

L – длина контрольного участка в метрах;

T – время пробега малогабаритным трактором контрольного участка в секундах.

15. Статическая устойчивость малогабаритного трактора проверяется путем замеров ширины его колеи (не менее 700 миллиметров), дорожного просвета (не более 270 миллиметров), высоты расположения двигателя (не более 1500 миллиметров до верхней точки головки двигателя). Все основные агрегаты малогабаритного трактора (двигатель, коробки перемены передач, мосты) должны располагаться по его продольной оси симметрии.

16. Тормозной путь малогабаритного трактора замеряется на сухом горизонтальном участке дороги с твердым покрытием (асфальт, бетон) согласно пункту 9 настоящего Положения.

17. Параметры малогабаритного трактора в соответствии с пунктами 37–48 приложения к постановлению, утвердившему настоящее Положение, определяются визуально с проверкой их эффективности.

Глава 4. Проверка соответствия требованиям к конструкции прицепа

18. Габаритные размеры прицепа определяются по его крайним точкам, дорожный просвет – по расстоянию между крайней нижней точкой оси до опорной поверхности.

19. Статическая устойчивость прицепа проверяется при его сцепке с трактором (далее – тракторный поезд) путем замеров ширины колеи прицепа (не менее 1400 миллиметров по колесам), высоты расположения платформы прицепа (не более 1000 миллиметров).

20. Замеры угла поворота дышла прицепа от продольной оси производятся при максимальном его повороте вправо и влево.

21. Тормозной путь прицепа в составе тракторного поезда замеряется на сухом горизонтальном участке дороги с твердым покрытием (асфальт, бетон) согласно пункту 9 настоящего Положения.

22. Проверка эффективности работы стояночной тормозной системы прицепа определяется путем установки тракторного поезда в заторможенном состоянии при действии рабочих и стояночных тормозов на участке дороги с продольным уклоном 18 процентов. После растормаживания рабочих тормозов удержание на уклоне должно обеспечиваться стояночной тормозной системой.

Эффективность действия стояночной тормозной системы оценивается в положениях, соответствующих подъему и спуску на одном и том же участке дороги. Проверка указанной эффективности осуществляется не менее 5 минут. Начало отсчета времени проверки стояночной тормозной системы соответствует моменту выключения рабочего тормоза.

23. Параметры прицепа в соответствии с пунктами 56, 57 и 59 приложения к постановлению, утвердившему настоящее Положение, определяются визуально с проверкой их эффективности.

24. Длина тракторного поезда определяется между его крайней передней и крайней задней точками.

Глава 5. Проверка соответствия требованиям к конструкции самоходной машины

25. Номинальная мощность двигателя самоходной машины определяется по данным организации-изготовителя.

26. Габаритные размеры самоходной машины определяются по ее крайним точкам.

27. Статическая устойчивость самоходной машины проверяется путем замеров ширины колеи самоходной машины (не менее 700 миллиметров), дорожного просвета (не более 270 миллиметров) и высоты самоходной машины (не более 3000 миллиметров).

28. Максимальная транспортная скорость самоходной машины определяется на контрольном участке сухой горизонтальной дороги с твердым покрытием (асфальт, бетон) длиной не менее 100 м на высшей передаче после достижения двигателем максимальных оборотов по формуле

515-22-2

где Vmax – максимальная транспортная скорость самоходной машины;

L – длина контрольного участка в метрах;

T – время пробега самоходной машиной контрольного участка в секундах.

29. Нагрузка на управляемые колеса определяется делением массы самоходной машины, приходящейся на управляемые колеса, на полную (эксплуатационную) массу всей самоходной машины. Массы определяются на весах.

30. Тормозной путь самоходной машины замеряется на сухом горизонтальном участке дороги с твердым покрытием (асфальт, бетон) согласно пункту 9 настоящего Положения.

31. Параметры самоходной машины в соответствии с пунктами 66–75, 77–86 приложения к постановлению, утвердившему настоящее Положение, определяются визуально с проверкой их эффективности.

32. Люфт рулевого колеса самоходной машины определяется на месте при положении управляемых колес, соответствующем движению самоходной машины по прямой.

Если самоходная машина имеет усилитель рулевого управления, то проверка его работы производится с работающим усилителем.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Требования к конструкции колесных тракторов, прицепов к ним и самоходных машин, являющихся результатом индивидуального творчества, в случае их участия в дорожном движении Глава 1. Общие положения Глава 2. Требования к конструкции тракторов Глава 3. Требования к конструкции малогабаритных тракторов Глава 4. Требования к конструкции прицепов Глава 5. Требования к конструкции самоходных машин Положение о порядке подтверждения соответствия требованиям к конструкции колесных тракторов, прицепов к ним и самоходных машин, являющихся результатом индивидуального творчества, в случае их участия в дорожном движении Глава 1. Общие положения Глава 2. Проверка соответствия требованиям к конструкции трактора Глава 3. Проверка соответствия требованиям к конструкции малогабаритного трактора Глава 4. Проверка соответствия требованиям к конструкции прицепа Глава 5. Проверка соответствия требованиям к конструкции самоходной машины