Недействующая редакция. Принята: 30.06.2022 / Вступила в силу: 30.06.2022

Недействующая редакция, не действует с 4 апреля 2023 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 30 июня 2022 года №452

Об утверждении Программы развития внутристрановой ценности и экспортоориентированных производств

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития внутристрановой ценности и экспортоориентированных производств (далее – Программа).

2. Центральным, местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), и иным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию Программы:

1) принять меры по реализации Программы;

2) представлять в Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

3. Министерству индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять сводную информацию о ходе реализации Программы в Канцелярию Премьер-Министра Республики Казахстан.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан.

5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан

А.Смаилов

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2022 года №452

Программа развития внутристрановой ценности и экспортоориентированных производств

Паспорт

Наименование

Программа развития внутристрановой ценности и экспортоориентированных производств

Основание для разработки

Пункт 33 Плана по реализации поручений Президента Республики Казахстан Токаева К.К., данных на заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан 11 января 2022 года.

Государственный орган, ответственный за разработку Программы

Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан

Цель

Насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами отечественного производства с последующим выходом на экспорт

Задачи

1. Расширение номенклатуры выпуска базового сырья, товаров на внутреннем и внешнем рынках.

2. Развитие базовых условий для устойчивого развития отечественного производства конкурентоспособных товаров.

Сроки реализации

2022 – 2026 годы

Целевые индикаторы

Производство востребованных на внутреннем и внешнем рынках промышленных товаров - 761 единица, в том числе ключевых товаров – 106 единиц.

Источники и объемы финансирования*

Общий объем финансирования

2023 год – 1 575,4 (РБ – 496,6;

ВБС – 1078,8) млрд тенге;

2024 год – 1 512,9 (РБ – 481,2;

ВБС – 1031,7) млрд тенге;

2025 год – 1 483,74 (РБ – 471,94;

ВБС – 1011,8) млрд тенге;

2026 год – 1 425,6 (РБ – 463,7;

ВБС – 961,8) млрд тенге.

Введение

Программа развития внутристрановой ценности и экспортоориентированных производств (далее – Программа) направлена на расширение номенклатуры промышленных товаров, востребованных на внутреннем и внешнем рынках, путем развития базовых условий, создания производств базового сырья, оказания системных, долгосрочных стимулов для модернизации и формирования новых производств и повышения конкурентоспособности действующих и новых казахстанских компаний.

Действующая модель развития, ориентированная на постепенный рост в условиях нестабильной конъюнктуры в мировой экономике и ограниченных механизмов поддержки предпринимателей (обязательства Всемирной торговой организации (далее – ВТО), Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), требует переоценки и перехода к новой модели роста экономики.

В этой связи необходимо стимулировать рост производства казахстанских товаров расширением и "усложнением" номенклатуры через дозагрузку действующих предприятий, обновление их основных фондов и запуск новых производств, производств базового сырья, создание нормативной базы, устранение барьеров, обеспечение базовой инфраструктурой, доступным финансированием, в том числе за счет привлеченных инвестиций для повышения локализации производств направленных на насыщение внутреннего рынка с последующим выходом на экспорт, для успешной конкуренции с зарубежными поставщиками на внутреннем рынке.

При этом следует учесть, что в среднесрочном периоде доля государственного финансирования должна последовательно снижаться в пользу внебюджетных источников.

Подход к реализации настоящей Программы будет основываться на реализации проектов и системных мер для стимулирования организации новых производств.

2. Анализ индустриального развития Республики Казахстан

2.1 Анализ предыдущих программ развития индустриализации

В Казахстане с 2010 года поэтапно реализуется политика промышленно-инновационного развития, направленная на создание высокопроизводительной и экспортоориентированной обрабатывающей промышленности, которая позволила стабилизировать негативные процессы, связанные с падением доли обрабатывающей промышленности в валовом внутреннем продукте (далее – ВВП) и заложить базовые условия для запуска процесса диверсификации экономики.

Так, с 2010 по 2021 годы проводимая политика индустриализации позволила увеличить производство предприятий обрабатывающей промышленности в 3,4 раза с 3,8 до 13,2 трлн тенге, при этом валовой объем за данный промежуток составил около 84,7 трлн тенге (в период первой пятилетки индустриализации – 26,1 трлн тенге, второй – 58,6 трлн тенге).

Валовая добавленная стоимость (далее – ВДС) обрабатывающей промышленности увеличилась в 4,3 раза с 2,5 трлн тенге в 2010 году до 10,8 трлн тенге в 2021 году. Освоено производство новых видов продукции, ранее не производимых в Казахстане: грузовые и пассажирские вагоны, электровозы, грузовые, легковые автомобили и автобусы, трансформаторы, рентген аппаратура, светодиодные светильники, титановые слитки и слябы, отдельные виды лекарственных средств.

Налоговые отчисления от предприятий обрабатывающей промышленности стали одним из основных источников значительных стабильных поступлений в бюджет за последние 11 лет (2010 – 2021 годы) и увеличились в 4 раза с 538,2 до 2157,5 млрд тенге.

Несмотря на положительные итоги промышленной политики, инновационное и технологическое развитие обрабатывающей промышленности характеризуется:

изношенностью основных фондов на многих предприятиях отрасли в 2020 году – 39,2 %;

низкой долей экспорта высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта обрабатывающей промышленности в 2021 году – 15,5 %;

низкой инновационной активностью предприятий в обрабатывающей промышленности в 2020 году – 15,4 % и долей инновационной продукции в ВВП – 2,1 %.

В рамках регулируемых закупок, динамика доли внутристрановой ценности с 2010 года имела следующую тенденцию: с 2010 по 2014 год – поступательный рост с 48,2 % до 63,2 %, с 2015 года — снижение с 57,5 % до 56,1 % в 2021 году. Основной причиной явилось соблюдение условий международных договоров в рамках интеграционных объединений вступления Казахстана в ВТО, следствием которого выступила отмена всех преференций для отечественных товаропроизводителей.

Вместе с тем, обрабатывающая промышленность характеризуется зависимостью от сырья и комплектующих, которые не производятся на территории Казахстана и не имеют дальнейших перспектив к локализации. Доля импорта таких промежуточных товаров в перерабатывающих производствах может занимать до 50 % и более.

Объем импорта продукции обрабатывающей промышленности в 2021 году составил 38,3 млрд долл. США и представлен широким ассортиментом товаров обрабатывающей промышленности, состоящим из 4729 товаров, при этом 3200 позиций с объемом импорта более 100 тыс. долл США. Из них 80 % объема приходится на 524 товара.

Анализ импорта обрабатывающей промышленности по широким экономическим категориям показывает, что за 2021 год завезено 44,6 % промежуточных товаров, 31,6 % потребительских товаров и 23,8 % средств производства.

Импорт промежуточных товаров, используемых для дальнейшего производства (сырье, запчасти), состоит из товаров: машиностроения (27 %), металлургии (18 %) и химической промышленности (16 %). Наиболее ввозимыми из них являются автомобильные запчасти (556,0 млн долл. США), плоский прокат (418,8 млн долл. США), кузова (418,1 млн долл. США), полиэтилен (257 млн долл. США).

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.