Дата обновления БД:
03.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
14 / 74
Всего документов в БД:
133345
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 20 апреля 2021 года №ЗРУ-682
О нормативно-правовых актах
Принят Законодательной палатой 24 ноября 2020 года
Одобрен Сенатом 18 декабря 2020 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является определение понятия, видов, установление юридической силы и соотношения нормативно-правовых актов, а также регулирование отношений в области планирования, инициирования, подготовки, проведения экспертизы, согласования, принятия, опубликования, обеспечения организации исполнения нормативно-правовых актов.
Статья 2. Законодательство о нормативно-правовых актах
Законодательство о нормативно-правовых актах состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Виды и соотношение нормативно-правовых актов Республики Каракалпакстан, основные требования, предъявляемые к порядку подготовки и содержанию нормативно-правовых актов, и обеспечение организации их исполнения определяются также законодательством Республики Каракалпакстан.
Порядок заключения, опубликования, регистрации и хранения международных договоров Республики Узбекистан определяется Законом Республики Узбекистан "О международных договорах Республики Узбекистан".
Статья 3. Понятие нормативно-правового акта
Нормативно-правовым актом является официальный документ, принятый в соответствии с законодательством, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний.
Статья 4. Органы или должностные лица, обладающие правом принятия нормативно-правовых актов
Органами или должностными лицами, обладающими правом принятия нормативно-правовых актов (далее - органы, обладающие правом принятия нормативно-правовых актов), являются палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан, министерства, государственные комитеты и ведомства, органы государственной власти на местах.
Граждане вправе принимать нормативно-правовые акты путем референдума, проводимого в порядке, определяемом Законом Республики Узбекистан "О референдуме Республики Узбекистан".
Статья 5. Основные принципы настоящего Закона
Основными принципами настоящего Закона являются:
конституционность;
законность;
защита и приоритет прав и законных интересов физических и юридических лиц, интересов общества и государства;
гласность;
научность;
системность и комплексность правового регулирования общественных отношений;
стабильность правового регулирования общественных отношений.
Глава 2. Система законодательства Республики Узбекистан
Статья 6. Виды нормативно-правовых актов
Видами нормативно-правовых актов являются:
Конституция Республики Узбекистан;
законы Республики Узбекистан;
постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
указы и постановления Президента Республики Узбекистан;
постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан;
приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств;
решения органов государственной власти на местах.
Статья 7. Законодательство Республики Узбекистан
Нормативно-правовые акты являются актами законодательства и образуют законодательство Республики Узбекистан.
Конституция и законы Республики Узбекистан, постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан являются законодательными актами.
Указы и постановления Президента Республики Узбекистан, постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств, решения органов государственной власти на местах являются подзаконными актами.
Статья 8. Верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан
В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан.
Конституция Республики Узбекистан имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории Республики Узбекистан.
Законы Республики Узбекистан и иные нормативно-правовые акты принимаются на основе и во исполнение Конституции Республики Узбекистан и не могут противоречить ее нормам и принципам.
Статья 9. Законы Республики Узбекистан
Законы Республики Узбекистан регулируют наиболее важные и устойчивые общественные отношения и принимаются Олий Мажлисом Республики Узбекистан или путем проведения референдума.
Законы Республики Узбекистан могут приниматься в виде конституционных законов.
Законы Республики Узбекистан, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан, принимаются в виде конституционных законов.
Законы Республики Узбекистан могут приниматься в виде кодексов Республики Узбекистан, закрепляющих, объединяющих, систематизирующих принципы и нормы права, а также обеспечивающих комплексное правовое регулирование важнейшей области общественных отношений.
Статья 10. Постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан принимают нормативно-правовые акты в виде постановлений.
Статья 11. Пределы регулирования подзаконных актов
В подзаконных актах не допускается установление норм по вопросам, подлежащим регулированию на уровне законодательных актов.
Статья 12. Указы и постановления Президента Республики Узбекистан
Президент Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан принимает нормативно-правовые акты в виде указов и постановлений.
Статья 13. Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан
Кабинет Министров Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан принимает нормативно-правовые акты в виде постановлений.
Статья 14. Приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств
Министерства, государственные комитеты и ведомства могут принимать нормативно-правовые акты, если законодательными актами, указами и постановлениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан им предоставлены полномочия по принятию соответствующих нормативно-правовых актов или правовому регулированию общественных отношений.
Министерства, государственные комитеты и ведомства в пределах своих полномочий принимают нормативно-правовые акты в виде приказов и постановлений.
Приказы принимаются руководителями министерств и ведомств, в которых принятие решения от имени министерства или ведомства осуществляется единолично.
Постановления принимаются государственными комитетами или ведомствами, в которых принятие решения от имени государственного комитета и ведомства осуществляется их коллегиальными органами.
Приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств могут быть приняты по согласованию с другими министерствами, государственными комитетами или ведомствами.
Министерствами, государственными комитетами и ведомствами могут быть приняты нормативно-правовые акты в виде совместных постановлений.
Структурные подразделения и территориальные органы министерств, государственных комитетов и ведомств не вправе принимать нормативно-правовые акты.
Статья 15. Правопреемство в отношении нормативно-правовых актов, принятых министерствами, государственными комитетами или ведомствами
В случае реорганизации министерства, государственного комитета или ведомства, наделенного правом принимать соответствующие нормативно-правовые акты, к правопреемнику в пределах его полномочий вместе с правом принимать нормативно-правовые акты переходят также полномочия по изменению, дополнению, приостановлению и прекращению действия ранее принятых нормативно-правовых актов, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
В случае упразднения министерства, государственного комитета или ведомства либо его реорганизации, при которой правопреемник не наделяется правом принимать соответствующие нормативно-правовые акты, полномочия по изменению, дополнению, приостановлению и прекращению действия ранее принятых нормативно-правовых актов переходят к вышестоящему или иному уполномоченному органу.
В случае переименования министерства, государственного комитета или ведомства нормативно-правовые акты, содержащие прежнее его наименование, подлежат изменению или дополнению в части переименования. До внесения таких изменений либо дополнений действие нормативно-правовых актов, содержащих прежнее наименование, распространяется на переименованное министерство, государственный комитет или ведомство в полном объеме.
Изменение статуса министерства, государственного комитета или ведомства не влечет прекращения действия ранее принятых ими нормативно-правовых актов.
Статья 16. Решения органов государственной власти на местах
Кенгаши народных депутатов области, района и города в пределах своих полномочий принимают нормативно-правовые акты в виде решений.
Хоким области, района и города в пределах своих полномочий принимает нормативно-правовые акты в виде решений.
Решения органов государственной власти на местах принимаются на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также решений вышестоящих органов государственной власти на местах.
Статья 17. Положения, правила, инструкции и другие документы, утверждаемые нормативно-правовыми актами
Нормативно-правовыми актами могут утверждаться положения, правила, инструкции, регламенты, стратегии, концепции, доктрины, программы ("дорожные карты") и другие документы, которые являются составной частью этих актов.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 5 ноября 2022 года