Недействующая редакция. Принята: 02.03.2022 / Вступила в силу: 03.03.2022

Недействующая редакция, не действует с 27 октября 2022 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 20 апреля 2021 года №ЗРУ-682

О нормативно-правовых актах

(В редакции Закона Республики Узбекистан от 02.03.2022 г. №ЗРУ-756)

Принят Законодательной палатой 24 ноября 2020 года

Одобрен Сенатом 18 декабря 2020 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является определение понятия, видов, установление юридической силы и соотношения нормативно-правовых актов, а также регулирование отношений в области планирования, инициирования, подготовки, проведения экспертизы, согласования, принятия, опубликования, обеспечения организации исполнения нормативно-правовых актов.

Статья 2. Законодательство о нормативно-правовых актах

Законодательство о нормативно-правовых актах состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Виды и соотношение нормативно-правовых актов Республики Каракалпакстан, основные требования, предъявляемые к порядку подготовки и содержанию нормативно-правовых актов, и обеспечение организации их исполнения определяются также законодательством Республики Каракалпакстан.

Порядок заключения, опубликования, регистрации и хранения международных договоров Республики Узбекистан определяется Законом Республики Узбекистан "О международных договорах Республики Узбекистан".

Статья 3. Понятие нормативно-правового акта

Нормативно-правовым актом является официальный документ, принятый в соответствии с законодательством, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний.

Статья 4. Органы или должностные лица, обладающие правом принятия нормативно-правовых актов

Органами или должностными лицами, обладающими правом принятия нормативно-правовых актов (далее - органы, обладающие правом принятия нормативно-правовых актов), являются палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан, министерства, государственные комитеты и ведомства, органы государственной власти на местах.

Граждане вправе принимать нормативно-правовые акты путем референдума, проводимого в порядке, определяемом Законом Республики Узбекистан "О референдуме Республики Узбекистан".

Статья 5. Основные принципы настоящего Закона

Основными принципами настоящего Закона являются:

конституционность;

законность;

защита и приоритет прав и законных интересов физических и юридических лиц, интересов общества и государства;

гласность;

научность;

системность и комплексность правового регулирования общественных отношений;

стабильность правового регулирования общественных отношений.

Глава 2. Система законодательства Республики Узбекистан

Статья 6. Виды нормативно-правовых актов

Видами нормативно-правовых актов являются:

Конституция Республики Узбекистан;

законы Республики Узбекистан;

постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

указы и постановления Президента Республики Узбекистан;

постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан;

приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств;

решения органов государственной власти на местах.

Статья 7. Законодательство Республики Узбекистан

Нормативно-правовые акты являются актами законодательства и образуют законодательство Республики Узбекистан.

Конституция и законы Республики Узбекистан, постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан являются законодательными актами.

Указы и постановления Президента Республики Узбекистан, постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств, решения органов государственной власти на местах являются подзаконными актами.

Статья 8. Верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан

В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан.

Конституция Республики Узбекистан имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории Республики Узбекистан.

Законы Республики Узбекистан и иные нормативно-правовые акты принимаются на основе и во исполнение Конституции Республики Узбекистан и не могут противоречить ее нормам и принципам.

Статья 9. Законы Республики Узбекистан

Законы Республики Узбекистан регулируют наиболее важные и устойчивые общественные отношения и принимаются Олий Мажлисом Республики Узбекистан или путем проведения референдума.

Законы Республики Узбекистан могут приниматься в виде конституционных законов.

Законы Республики Узбекистан, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан, принимаются в виде конституционных законов.

Законы Республики Узбекистан могут приниматься в виде кодексов Республики Узбекистан, закрепляющих, объединяющих, систематизирующих принципы и нормы права, а также обеспечивающих комплексное правовое регулирование важнейшей области общественных отношений.

Статья 10. Постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан принимают нормативно-правовые акты в виде постановлений.

Статья 11. Пределы регулирования подзаконных актов

В подзаконных актах не допускается установление норм по вопросам, подлежащим регулированию на уровне законодательных актов.

Статья 12. Указы и постановления Президента Республики Узбекистан

Президент Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан принимает нормативно-правовые акты в виде указов и постановлений.

Статья 13. Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан

Кабинет Министров Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан принимает нормативно-правовые акты в виде постановлений.

Статья 14. Приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств

Министерства, государственные комитеты и ведомства могут принимать нормативно-правовые акты, если законодательными актами, указами и постановлениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан им предоставлены полномочия по принятию соответствующих нормативно-правовых актов или правовому регулированию общественных отношений.

Министерства, государственные комитеты и ведомства в пределах своих полномочий принимают нормативно-правовые акты в виде приказов и постановлений.

Приказы принимаются руководителями министерств и ведомств, в которых принятие решения от имени министерства или ведомства осуществляется единолично.

Постановления принимаются государственными комитетами или ведомствами, в которых принятие решения от имени государственного комитета и ведомства осуществляется их коллегиальными органами.

Приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств могут быть приняты по согласованию с другими министерствами, государственными комитетами или ведомствами.

Министерствами, государственными комитетами и ведомствами могут быть приняты нормативно-правовые акты в виде совместных постановлений.

Структурные подразделения и территориальные органы министерств, государственных комитетов и ведомств не вправе принимать нормативно-правовые акты.

Статья 15. Правопреемство в отношении нормативно-правовых актов, принятых министерствами, государственными комитетами или ведомствами

В случае реорганизации министерства, государственного комитета или ведомства, наделенного правом принимать соответствующие нормативно-правовые акты, к правопреемнику в пределах его полномочий вместе с правом принимать нормативно-правовые акты переходят также полномочия по изменению, дополнению, приостановлению и прекращению действия ранее принятых нормативно-правовых актов, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

В случае упразднения министерства, государственного комитета или ведомства либо его реорганизации, при которой правопреемник не наделяется правом принимать соответствующие нормативно-правовые акты, полномочия по изменению, дополнению, приостановлению и прекращению действия ранее принятых нормативно-правовых актов переходят к вышестоящему или иному уполномоченному органу.

В случае переименования министерства, государственного комитета или ведомства нормативно-правовые акты, содержащие прежнее его наименование, подлежат изменению или дополнению в части переименования. До внесения таких изменений либо дополнений действие нормативно-правовых актов, содержащих прежнее наименование, распространяется на переименованное министерство, государственный комитет или ведомство в полном объеме.

Изменение статуса министерства, государственного комитета или ведомства не влечет прекращения действия ранее принятых ими нормативно-правовых актов.

Статья 16. Решения органов государственной власти на местах

Кенгаши народных депутатов области, района и города в пределах своих полномочий принимают нормативно-правовые акты в виде решений.

Хоким области, района и города в пределах своих полномочий принимает нормативно-правовые акты в виде решений.

Решения органов государственной власти на местах принимаются на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также решений вышестоящих органов государственной власти на местах.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Цель настоящего Закона Статья 2. Законодательство о нормативно-правовых актах Статья 3. Понятие нормативно-правового акта Статья 4. Органы или должностные лица, обладающие правом принятия нормативно-правовых актов Статья 5. Основные принципы настоящего Закона Глава 2. Система законодательства Республики Узбекистан Статья 6. Виды нормативно-правовых актов Статья 7. Законодательство Республики Узбекистан Статья 8. Верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан Статья 9. Законы Республики Узбекистан Статья 10. Постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан Статья 11. Пределы регулирования подзаконных актов Статья 12. Указы и постановления Президента Республики Узбекистан Статья 13. Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан Статья 14. Приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств Статья 15. Правопреемство в отношении нормативно-правовых актов, принятых министерствами, государственными комитетами или ведомствами Статья 16. Решения органов государственной власти на местах Статья 17. Положения, правила, инструкции и другие документы, утверждаемые нормативно-правовыми актами Статья 18. Соотношение нормативно-правовых актов Глава 3. Планирование, инициирование и подготовка проектов нормативно-правовых актов Статья 19. Планирование подготовки проектов нормативно-правовых актов Статья 20. Инициирование подготовки проектов нормативно-правового акта Статья 21. Подготовка проекта нормативно-правового акта Статья 22. Организация подготовки проекта нормативно-правового акта Статья 23. Изучение состояния законодательства, практики его применения, общественного мнения и международного опыта при подготовке проекта нормативно-правового акта Статья 24. Общественное обсуждение проектов нормативно-правовых актов Глава 4. Проведение экспертизы и согласование проекта нормативно-правового акта Статья 25. Экспертиза проекта нормативно-правового акта Статья 26. Правовая экспертиза проекта нормативно-правового акта Статья 27. Проведение правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов Министерством юстиции Республики Узбекистан и его территориальными подразделениями Статья 28. Сроки проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов и государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств Министерством юстиции Республики Узбекистан и его территориальными подразделениями Статья 29. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов Статья 30. Согласование проектов нормативно-правовых актов Статья 31. Ответственность за нарушение сроков согласования проектов нормативно-правовых актов Глава 5. Внесение проекта нормативно-правового акта в орган, обладающий правом принятия нормативно-правового акта. Принятие нормативно-правового акта Статья 32. Внесение проекта нормативно-правового акта в орган, обладающий правом принятия нормативно-правового акта Статья 33. Принятие нормативно-правового акта Статья 34. Правовой эксперимент Статья 35. Оценка регуляторного воздействия Глава 6. Опубликование, вступление в силу и действие нормативно-правовых актов Статья 36. Удостоверение официального текста нормативно-правового акта Статья 37. Государственная регистрация нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств Статья 38. Требования к опубликованию нормативно-правовых актов Статья 39. Официальные источники опубликования нормативно-правовых актов Статья 40. Вступление в силу нормативно-правовых актов Статья 41. Обратная сила нормативно-правового акта Статья 42. Действие нормативно-правового акта в пространстве Статья 43. Действие нормативно-правового акта во времени Статья 44. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц Статья 45. Приостановление и прекращение действия нормативно-правового акта Статья 46. Пересмотр ранее принятых нормативно-правовых актов в связи с принятием нового нормативно-правового акта Статья 47. Распространение текстов нормативно-правовых актов Глава 7. Организация и обеспечение исполнения нормативно-правовых актов Статья 48. Органы, организующие и обеспечивающие исполнение нормативно-правовых актов Статья 49. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан по организации и обеспечению исполнения нормативно-правовых актов Статья 50. Полномочия Министерства юстиции Республики Узбекистан по организации исполнения нормативно-правовых актов Статья 51. Полномочия министерств, государственных комитетов и ведомств по организации и обеспечению исполнения нормативно-правовых актов Статья 52. Полномочия органов государственной власти на местах по организации и обеспечению исполнения нормативно-правовых актов Статья 53. Мониторинг и контроль за исполнением нормативно-правовых актов Глава 8. Заключительные положения Статья 54. Основные требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам Статья 55. Официальное толкование нормативно-правовых актов Статья 56. Государственный учет нормативно-правовых актов Статья 57. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан Статья 58. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона Статья 59. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом Статья 60. Вступление в силу настоящего Закона Единая методика юридико-технического оформления проектов нормативно-правовых актов, а также информационно-аналитических материалов, прилагаемых к ним Глава 1. Общие положения Глава 2. Требования к тексту и структуре проекта §1. Общие положения §2. Особенности структуры законопроектов (закона) §3. Общие требования к изложению норм законопроекта (закона) Глава 3. Юридико-техническое оформление проектов и порядок указания официальных источников опубликования §1. Общие положения §2. Особенности юридико-технического оформления законопроектов (законов) о ратификации международных договоров Республики Узбекистан §3. Особенности юридико-технического оформления проекта ведомственного нормативно-правового акта §4. Порядок указания официальных источников опубликования Глава 4. Особенности подготовки проектов о внесении изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, а также признании их утратившими силу §1. Общие положения §2. Особенности структуры законопроектов (законов) о внесении изменений и дополнений в законы, а также законопроектов (законов), содержащих перечни законов, признаваемых утратившими силу Глава 5. Основные требования, предъявляемые к информационно-аналитическим материалам, прилагаемым к проекту Глава 6. Проведение правовой экспертизы проекта юридической службой разработчика Глава 7. Согласование проекта с заинтересованными органами и организациями Глава 8. Правовая экспертиза проекта в Министерстве юстиции Республики Узбекистан