Недействующая редакция. Принята: 29.03.2018 / Вступила в силу: 29.03.2018

Недействующая редакция, не действует с 5 октября 2022 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 29 марта 2018 года №1

О некоторых вопросах рассмотрения судами экономических и гражданских дел с участием таможенных органов

Обсудив результаты изучения и обобщения судебной практики, в целях своевременного разрешения судами дел с участием таможенных органов и обеспечения единообразного применения таможенного законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановляет:

1. Обратить внимание судов, что правильное и единообразное применение таможенного законодательства является важной гарантией соблюдения установленных порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, защиты прав лиц, интересы которых затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц, обеспечения законности в сфере таможенных правоотношений.

2. При рассмотрении дел с участием таможенных органов судам следует руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, подписанной в г. Киото 18 мая 1973 года, Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, подписанной в г. Брюсселе 14 июня 1983 года, Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в г. Астане 29 мая 2014 года, Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанным в г. Москве 11 апреля 2017 года, Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК), Законом Республики Беларусь от 10 января 2014 года "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.01.2014, 2/2127) (далее – Закон о таможенном регулировании), Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года №54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза", другими нормативными правовыми актами, регулирующими таможенные правоотношения.

3. Разъяснить судам, что согласно статьям 41 и 42 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК), статьям 37 и 335 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК) судам общей юрисдикции подведомственны следующие категории дел с участием таможенных органов:

о признании недействительным полностью или частично решения таможенного органа;

о признании незаконными действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица;

о возврате излишне взысканной суммы таможенных и иных платежей, пеней, процентов;

о возмещении убытков (вреда), причиненных вследствие незаконного решения, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица;

об оспаривании исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;

о взыскании таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, пеней, процентов за счет имущества плательщика (иного обязанного лица).

Суды вправе рассматривать и другие категории дел с участием таможенных органов, если такие дела законодательными актами отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции.

Подсудность дел районным (городским) судам и судам, рассматривающим экономические дела, определяется по общим правилам на основании норм ХПК и ГПК с учетом субъектного состава участников и характера возникшего спорного правоотношения.

4. Судам следует учитывать, что решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц вправе обжаловать любое лицо, если полагает, что обжалуемые решения, действия (бездействие) противоречат таможенному законодательству и нарушают его права или законные интересы либо незаконно возлагают на него какие-либо обязанности.

По общему правилу в соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона о таможенном регулировании лицо вправе обратиться за судебной защитой независимо от того, обжаловало ли оно решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в вышестоящий таможенный орган.

К должностным лицам таможенных органов, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы в судебном порядке, относятся работники, занимающие штатные должности в Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, таможнях, государственных учреждениях, входящих в систему таможенных органов, и имеющие персональные звания (пункт 1 статьи 21 Закона о таможенном регулировании).

5. Обратить внимание судов на то, что обязанность доказывания законности, а в предусмотренных законодательством случаях и обоснованности действий таможенного органа или его должностного лица, соответствия актам законодательства принятых ими решений возлагается на соответствующий таможенный орган или должностное лицо. Вместе с тем заявитель вправе представлять суду доказательства и иные материалы.

При этом судам следует учитывать требования Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. №2 "О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., №2, 1/8173; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.03.2015, 1/15711) и при неясности или нечеткости предписаний правового акта принимать решения исходя из максимального учета интересов граждан.

Судам, рассматривающим экономические дела, при оценке характера взаимоотношений таможенных органов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями надлежит исходить из презумпции добросовестности субъектов хозяйствования (абзац второй пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. №7 "О развитии предпринимательства" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.11.2017, 1/17364)).

6. Необходимо иметь в виду, что формой обращения в суд, рассматривающий экономические дела, при обжаловании решений таможенных органов, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц является заявление (абзац третий части первой статьи 7 ХПК). Такие заявления подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 25 ХПК.

Подача заявления в суд, рассматривающий экономические дела, в силу части второй статьи 227 ХПК осуществляется в срок, установленный актами законодательства (например, статьи 38 и 40 Закона о таможенном регулировании, часть третья пункта 78 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. №510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., №253, 1/11062)).

В одном заявлении может быть соединено несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам (статья 165 ХПК). В частности, в одном заявлении могут быть соединены требование о признании недействительным решения или незаконными действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица с требованием о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому списание производится в бесспорном порядке, либо с требованием о возврате излишне взысканных сумм таможенных платежей, пеней, процентов.

Требования таможенных органов о взыскании таможенных и иных платежей, пеней, процентов подлежат рассмотрению в порядке искового производства.

7. Жалобы граждан на действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц рассматриваются районными (городскими) судами в порядке, предусмотренном для дел, возникающих из административно-правовых отношений (§ 6 главы 29 ГПК). При этом жалоба подается в районный (городской) суд в месячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

Требования, связанные с разрешением спора о праве (о взыскании таможенных и иных платежей, о возврате излишне взысканной суммы таможенных платежей, пеней, процентов, о возмещении убытков (вреда), о признании недействительной исполнительной надписи нотариуса и др.), подлежат рассмотрению районными (городскими) судами в порядке искового производства.

Для бесспорных требований таможенных органов о взыскании с граждан таможенных и иных платежей, пеней, процентов установлен порядок предварительного внесудебного разрешения дела – обращение к нотариусу с заявлением о совершении исполнительной надписи (часть пятая статьи 6 ГПК, пункт 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. №366 "О некоторых вопросах нотариальной деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №93, 1/12779)).

8. Рассматривая жалобы на действия должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля, суды должны учитывать, что в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) таможенное декларирование осуществляется в электронной форме, а в предусмотренных ТК ЕАЭС случаях – в письменной форме. Подача таможенной декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения, за исключением документа, подтверждающего полномочия лица, подающего декларацию на товары на бумажном носителе (пункт 7 статьи 109 ТК ЕАЭС).

При проверке таможенной декларации, в том числе поданной в электронной форме, таможенный орган вправе обязать декларанта представить документы и (или) сведения, необходимые для совершения таможенных операций, либо осуществить таможенный контроль в иных формах, предусмотренных статьей 322 ТК ЕАЭС, как до, так и после выпуска товаров.

Проведение таможенного контроля осуществляется в сроки, определяемые в соответствии со статьями 14 и 310 ТК ЕАЭС. Несоблюдение сроков таможенного контроля может повлечь признание совершенных действий незаконными.

9. Судам при оценке правомерности решения таможенного органа, принятого по результатам контроля таможенной стоимости товаров, следует принимать во внимание, что проверка правильности ее определения и заявления (выбора и применения метода определения таможенной стоимости (статьи 39–45 ТК ЕАЭС), структуры и величины, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров (статьи 313, 324–326 ТК ЕАЭС)) может осуществляться таможенным органом как до, так и после выпуска товаров.

Контроль таможенной стоимости товаров проводится в рамках общего таможенного контроля сведений, заявленных в декларации на товары, в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений.

Для указанных целей таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары в отношении таможенной стоимости товаров, принимается таможенным органом по результатам проведения проверки документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, в связи с наличием обстоятельств, указанных в пунктах 17 и 18 статьи 325 ТК ЕАЭС.

Особенности контроля таможенной стоимости товаров, в том числе признаки ее недостоверного определения, основания для признания сведений о таможенной стоимости товаров недостоверными определяются Евразийской экономической комиссией.

10. Судам надлежит иметь в виду, что в случае несоответствия произведенной декларантом классификации товаров единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД) таможенный орган вправе принять решение по классификации как до, так и после выпуска товаров.

Проверяя доводы лиц, участвующих в деле, о правильности классификации товаров, следует руководствоваться ТН ВЭД, а также учитывать относящиеся к спорному товару решения (разъяснения) Евразийской экономической комиссии, Пояснения к ТН ВЭД, рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией.

Разрешая вопрос о правильности классификации товаров, суду следует исходить из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации. В силу пункта 4 статьи 20 ТК ЕАЭС коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, для классификации товаров обязательными не являются.

11. Разъяснить судам, что наличие у таможенного органа в соответствии со статьей 54 НК права наложить арест на имущество плательщика (иного обязанного лица) не является препятствием для обращения в суд с ходатайством (заявлением) об обеспечении иска, которое подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством (статья 115 ХПК, статья 256 ГПК).

12. Следует иметь в виду, что требования таможенных органов о взыскании таможенных и иных платежей, пеней, процентов могут быть заявлены к декларантам или иным лицам, у которых возникла обязанность по их уплате (статья 50 ТК ЕАЭС).

Судам надлежит разрешать вопрос о привлечении к участию в деле всех лиц, на которых в соответствии с законодательством может быть возложена солидарная обязанность по уплате таможенных и иных платежей, пеней, процентов, в том числе и в случаях, если исковые требования предъявлены только к отдельным из них.

В частности, солидарная обязанность по уплате таможенных и иных платежей может быть возложена на: лиц, участвующих в незаконном перемещении товаров через таможенную границу, и лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары (пункт 2 статьи 56 ТК ЕАЭС); лицо, предоставившее обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных и иных платежей (пункт 8 статьи 153 ТК ЕАЭС); организацию, осуществляющую таможенное сопровождение (пункт 9 статьи 153 ТК ЕАЭС); железнодорожного перевозчика (пункт 10 статьи 153 ТК ЕАЭС); лицо, которому транспортное средство, временно ввезенное для личного пользования, передано с нарушением требований статьи 264 ТК ЕАЭС (пункт 9 статьи 268 ТК ЕАЭС); таможенного представителя (пункт 4 статьи 405 ТК ЕАЭС).

13. Надлежит иметь в виду, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных платежей в установленный ТК ЕАЭС срок уплачиваются пени (пункт 4 статьи 57, пункт 3 статьи 270 ТК ЕАЭС). Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающейся к уплате сумме таможенных платежей независимо от применения других способов обеспечения обязанности по их уплате, а также мер ответственности за нарушение таможенного законодательства.

Уменьшение в судебном порядке начисленных сумм пеней законодательством не предусмотрено.

14. Обратить внимание судов, что предусмотренные Гражданским кодексом Республики Беларусь сроки исковой давности не распространяются на требования таможенных органов о взыскании таможенных и иных платежей, пеней, процентов.

Вместе с тем законодательными актами могут устанавливаться пресекательные сроки, по истечении которых взыскание таможенных и иных платежей, пеней, процентов не производится (например, подпункт 5.4 пункта 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. №7 "О развитии предпринимательства").

15. Судам реагировать вынесением частных определений на недостатки в деятельности таможенных органов или их должностных лиц, повлекшие грубые нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

Областным (Минскому городскому) судам, экономическим судам областей (города Минска) периодически обобщать судебную практику применения судами таможенного законодательства, принимать необходимые меры по предупреждению и устранению выявленных недостатков.

16. Признать утратившим силу постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19 мая 2005 г. №18 "О практике разрешения споров с участием таможенных органов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., №105, 6/447).

 

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь 

В.О.Сукало

Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Республики Беларусь

А.М.Паутов