Недействующая редакция. Принята: 27.09.2010 / Вступила в силу: 01.04.2011

Недействующая редакция, не действует с 15.12.2012 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 15 ноября 1999 года №388

Об утверждении Правил применения Государственного классификатора Республики Казахстан - единого классификатора назначения платежей и представления сведений по платежам в разрезе единого классификатора назначения платежей

(В редакции Постановлений Правления Национального Банка Республики Казахстан от 16.05.2000 г. №195, 30.10.2000 г. №405, 16.02.2002 г. №49, 21.04.2003 г. №125, 12.02.2004 г. №18, 13.05.2005 г. №58, 12.08.2006 г. №81, 24.08.2009 г. №85, 27.09.2010 г. №78)

В целях реализации Стратегического плана развития банковской системы Республики Казахстан на 1998-2000 годы Правление Национального Банка Республики Казахстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила применения Государственного классификатора Республики Казахстан - единого классификатора назначения платежей и представления сведений по платежам в разрезе единого классификатора назначения платежей и ввести их в действие со дня внедрения в промышленную эксплуатацию соответствующего программного обеспечения.

2. Управлению платежных систем (Мусаев Р.Н.):

1) совместно с Юридическим департаментом (Шарипов С.Б.) принять меры к государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан настоящего постановления;

2) в десятидневный срок со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан довести настоящее постановление до сведения филиалов Национального Банка Республики Казахстан, обязав их довести данное постановление до сведения банков второго уровня.

3. Департаменту информационных технологий (Поликарпов О.Ю.):

1) совместно с Республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения "Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан" (Абдулкаримов С.Х.) обеспечить разработку соответствующего программного обеспечения и ввести его в промышленную эксплуатацию с 1 июля 2000 года;

2) совместно с Управлением планирования и контроля бюджета (Галиева Д.Т.) предусмотреть в смете расходов Национального Банка Республики Казахстан на 2000 год средства на разработку соответствующего программного обеспечения.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Абдулину Н.К.

 

Председатель

Национального Банка Г.А.Марченко

Утверждены постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 15 ноября 1999 года №388

Правила применения Государственного классификатора Республики Казахстанединого классификатора назначения платежей и представления сведений по платежам в разрезе единого классификатора назначения платежей

Глава 1. Общие положения

1. В настоящих Правилах представлена система кодировки и порядок проставления Государственного классификатора Республики Казахстан единого классификатора назначения платежей в используемых на территории Республики Казахстан платежных документах и других документах, в которых обязательность проставления кодов единого классификатора назначения платежей предусмотрена нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан (далее - платежные документы), и порядок, форму и сроки представления в Национальный Банк Республики Казахстан (далее - Национальный Банк) сведений по платежам в разрезе кодов единого классификатора назначения платежей (далее - Сведения).

2. Единый классификатор назначения платежей предназначен для обеспечения прозрачности платежей, формирования системы показателей на основании представленных сведений по платежам и для анализа потоков денег в Республике Казахстан.

3. Используемые в настоящих Правилах термины означают следующее:

1) код назначения платежа - условное, сокращенное цифровое обозначение назначения платежа;

2) платежный документ - документ, на основании или с помощью которого производится исполнение денежного обязательства в соответствии с условиями гражданско-правовых сделок, договоров, нормами законодательства Республики Казахстан;

3) код валюты и драгоценных металлов - условное, сокращенное обозначение национальной валюты Республики Казахстан и валют иностранных государств, а также драгоценных металлов (далее код валюты);

4) исключен

5) электронная система платежей - система расчетов, заключения сделок, перевода денег и передачи информации в установленном электронном формате с помощью электронных средств связи;

6) платежная система - механизм, с помощью которого переводятся средства одного участника к другому по законам, правилам и стандартам, определяющим права, обязанности и ответственность участника;

7) международные платежи - взаимные платежи и расчеты между странами, финансовыми институтами, организациями и гражданами, находящимися на территории разных стран;

8) исключен

9) исключен

10) исключен

4. Порядок заполнения единого классификатора назначения платежей применяется как в электронной системе платежей, так и для операций банка по прямым корреспондентским счетам, включая внутрибанковские и международные платежи.

Глава 2. Структура единого классификатора назначения платежей

5. Структура кодировки единого классификатора назначения платежей построена с помощью системы цифровых и буквенных символов. Данная система формируется из дополнительных реквизитов платежного документа и кода назначения платежа. Структура единого классификатора назначения платежей выглядит следующим образом:

I II III IV V VI VII III IX Х,

где: I - признак резидентства отправителя денег,

II - сектор экономики отправителя денег,

III - признак резидентства бенефициара,

IV - сектор экономики бенефициара,

V VI VII - код валюты и драгоценных металлов,

VIII - вид операции,

IX - характер платежа,

Х - детализация платежа

Исключением является раздел 0 "Пенсионные платежи и пособия", содержащий также коды назначения платежей, не имеющие наименования характера платежа.

6. Символы I и II формируются в платежных документах в поле КОД код отправителя денег.

7. Символы III и IV формируются в платежных документах в поле КБе код бенефициара.

8. Код валюты и драгоценных металлов (символы V VI VII) обозначается в соответствии с государственным классификатором Республики Казахстан - ГК РК 07 ИСО 4217 - 2001 "Коды для обозначения валют и фондов".

9. Символы VIII, IX, Х формируют код назначения платежа.

10. Признак резидентства определяется в соответствии с валютным законодательством Республики Казахстан и проставляется в следующем порядке:

"1" - резидент

"2" - нерезидент

11. Сектор экономики проставляется в соответствии с кодом сектора экономики согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

12. Код назначения платежа проставляется в соответствии с приложением 2 к настоящим Правилам.

Глава 3. Порядок заполнения платежных документов в соответствии с единым классификатором назначения платежей

13. Единый классификатор назначения платежей формируется на этапе создания платежного документа:

1) в электронном формате для передачи электронных платежных сообщений по электронным каналам связи и телекоммуникаций, где признаки резидентства и сектора экономики отправителя денег/бенефициара проставляются в специально отведенном поле, код валюты и код назначения платежа указываются в специально отведенных позициях;

2) при оформлении на бумажном носителе признаки резидентства и сектора экономики проставляются в поле "КОд" отправителя денег и "КБе" бенефициара, код валюты и код назначения платежа в специально отведенных позициях платежного документа.

14. В графе "Назначение платежа" платежного документа отправитель денег должен указать содержание конкретной операции с указанием обязательства, исполнение которого производится, а также реквизитов документов, т.е. номер, дата, Ф.И.О., и другие сведения, на основании которых осуществляется перевод денег и/или платеж.

При совершении операции с ценными бумагами также необходимо указывать валюту, в которой выпущены ценные бумаги, если она отличается от валюты платежа.

15. Исключен

16. Банк отправителя денег вправе отказать в акцепте платежного документа в случае ошибочного проставления в платежном документе кода отправителя денег.

Банк и/или организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, при приеме указания от инициатора платежа обязаны отказать в акцепте платежного документа в случае несоответствия цифрового обозначения назначения платежа его текстовой части. В случае неисполнения обязанности об отказе в акцепте банк и/или организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, несут ответственность за нарушение данного требования в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

При исполнении указаний по налоговым и другим обязательным платежам в бюджет, банк отправителя денег осуществляет проверку соответствия кодов назначения платежей, в рамках указанных налогоплательщиком видов налогового режима и видов платежа в бюджет.

17. Инициатор платежа вправе указать в платежных документах банк-посредник, через который следует произвести перевод денег или платеж бенефициару, без проставления признака резидентства и сектора экономики банка-посредника.

18. Проставление более одного кода назначения платежей в платежных документах не допускается.

При осуществлении операции, имеющей несколько назначений платежа, в платежном документе проставляется код назначения базового платежа.

18-1. Не допускается проставление кода назначения платежа, являющегося заголовком вида операции или характера платежа, если есть его дальнейшая детализация.

18-2. Сведения представляются в Национальный Банк Республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения "Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан" (далее - Центр)", банками второго уровня и Акционерным обществом "Банк Развития Казахстана" (далее - банки), акционерным обществом "Казпочта и формируются Национальным Банком в соответствии с приложением 3 к настоящим Правилам.

Банк бенефициара проверяет правильность проставления в Сведениях кода бенефициара и кода назначения платежа по входящим из-за рубежа платежам.

Для подтверждения достоверности Сведений банки и акционерное общество "Казпочта" предоставляют в Национальный Банк по его запросу информацию по проводимым платежам, в том числе копии платежных документов.

19. Сведения представляются в Национальный Банк в электронном виде согласно формату сообщения, установленному Центром.

20. Сведения представляются:

1) Центром по платежам, проведенным через межбанковскую систему переводов денег (далее - межбанковская система) и клиринговую систему Центра (далее - клиринговая система), ежемесячно не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем;

2) банками и акционерным обществом "Казпочта" и формируются Национальным Банком не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В случае отсутствия за отчетный период Сведений банки или акционерное общество "Казпочта" в письменном виде уведомляют об этом Национальный банк не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Если срок представления Сведений приходится на нерабочий день, датой представления Сведений считается следующий за ним рабочий день.

 

Председатель

Национального Банка Г.А.Марченко

Приложение 1

к Правилам применения Государственного классификатора Республики Казахстан - единого классификатора назначения платежей и представления сведений по платежам в разрезе единого классификатора назначения платежей

Коды секторов экономики

1 - Центральное Правительство

2 - Региональные и местные органы управления

3 - Центральные (национальные) банки

4 - Другие депозитные организации

5 - Другие финансовые организации

6 - Государственные нефинансовые организации

7 - Негосударственные нефинансовые организации

8 - Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства

9 - Домашние хозяйства

Примечание:

Распределение экономической деятельности по секторам производится путем выделения институциональных единиц, которые представляют собой элементарные единицы производственной сферы или сферы потребления и отличаются тем, что имеют право самостоятельно принимать экономические решения (по вопросам производства и потребления) и ведут необходимый набор финансовых счетов. Каждая отдельная институциональная единица относится целиком к одному сектору экономики согласно своему основному виду деятельности. Таким образом, принципы классификации исходят из того, что экономика состоит из четко выделяемых институциональных единиц, которые группируются по секторам в соответствии с основным видом осуществляемой ими деятельности.

Сектором является базовое подразделение экономики, куда объединяются институциональные единицы, занимающиеся одним и тем же основным видом деятельности. Каждый сектор считается аналитически значимой частью экономики и имеет экономические характеристики, отличающиеся от других секторов.

Институциональная единица представляет собой экономическую единицу, которая по праву может владеть активами, принимать на себя обязательства и заниматься хозяйственной деятельностью и операциями с другими экономическими секторами.

В Правилах используются следующие сектора экономики: органы государственного управления; финансовые организации; нефинансовые организации; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства.

Органы государственного управления

"1" Центральное Правительство;

"2" Региональные и местные органы управления;

Финансовые организации

"3" Центральные (национальные) банки;

"4" Другие депозитные организации;

"5" Другие финансовые организации;

Нефинансовые организации

"6" Государственные нефинансовые организации;

"7" Негосударственные нефинансовые организации;

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства

"8" Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

Домашние хозяйства

"9" Домашние хозяйства.

Сектор "Органы государственного управления" - институциональные единицы, обладающие законодательной, судебной или исполнительной властью, которая распространяется на другие институциональные единицы, расположенные на территории страны. Основными функциями органов государственного управления являются: ответственность за обеспечение товарами и услугами общества в целом и отдельных домашних хозяйств: мобилизация необходимых для этого финансовых средств путем налогообложения или за счет других доходов; перераспределение доходов и богатства посредством трансфертов и осуществление нерыночного производства. Данный сектор включает в себя центральное правительство (код "1"), региональные и местные органы управления (код "2").

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.